Весть о совершенном во мгновение ока облетела город, всколыхнув умы. Кто Он, сотворивший неслыханное? И народ разделился. Для одних, увидевших в Целителе человека Божия, ибо грешник не может сотворить ничего подобного, «яко грешники Бог не послушает», наступило духовное прозрение, и, освободившись от духовной слепоты, они слышат зов Божий. Другие же, кто не пожелал видеть чуда, усмотрели в Господе лишь нарушителя субботы. Лицемерная показная набожность и гордость восстали против очевидного, и зрячие ослепли; духовная слепота исказила для них мир, сделала невозможным видеть свет истины. Грех гордости и самодовольства, грех лукавого неверия восстал на простоту веры, ясно зрящей истину. Фарисеи изгоняют прозревшего. Книжная ученость изгоняет истину веры. А Господь произносит слова: «… на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы » (Ин. 9:39). С тех пор суд Божий совершается постоянно — и в наши дни, и над нами. Мы иногда прозреваем духовно, но как часто, ослепленные грехом, теряем луч света — света Христова — и бредем по жизни во тьме, мня себя зрячими. Главное бедствие нашего времени как раз и заключается в исключительной духовной слепоте людей. Духовный разум, который может ясно видеть свет истины, становится теперь крайне редким явлением. Плотской разум, погрязший в вещах жития сего, любящий только земная, всегда ведет противоборство с учением и откровением Божественным. Для стяжания же духовного разума нужно прежде всего послушание разуму Вселенской Православной Церкви. «Не преставай, — говорит преподобный Ефрем Сирин, — испытывать Божественные Писания, не преставай вопрошать Матерь свою — Церковь.» Свет Христова учения, свет Его любви просвещает всякого человека в мире. И любовь — это та проба, по которой проверяется — слепы мы или зрячи, больны или здоровы? Вспомним слова Спасителя: «… если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха, но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас » (Ин. 9:41). Порождает духовную слепоту грех, и духовная слепота укореняет человека во грехе. И ожесточается сердце человеческое, и грубеет. И слухом слышит, и глазами видит, но не внемлет ни тому, ни другому. И грех ожесточения, упорства против истины и противление ей делают человека участником бесплодных дел тьмы. И слабеет голос сердца, и холодный рассудочный гордый ум попирает христианскую любовь. И ослеп человек окончательно. И отступает Бог.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Вновь напомню, что храмовые изображения херувимов присутствовали при молитве людей. Но обращали ли люди внимание на херувимов при совершении своих молитв? Учитывали ли древние израильтяне наличие изображений при своих богослужениях? Пока лишь заметим, что херувимы находились прямо перед глазами молящихся во время их поклонения Богу. Херувимы на ковчеге были скрыты от взоров завесой. Но на самой завесе были также вышиты херувимы! «Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою» ( Исх. 26:1 ). Изображения напоминают о Боге и тем самым побуждают к молитве. VII Вселенский собор, объясняя иконопочитание, определил, что изображения должны быть везде — дабы чаще человек вспоминал о Спасителе и чаще мог молитвенно воздыхать. Так и сегодня человек, проходя мимо храма, хоть и не зайдет в него, но хоть секундно, издалека молвит: «Господи, помоги!»… Чем больше будет поводов к таким молитовкам — тем лучше. Хоть и можно молиться всюду — но для того, чтобы пробудить молитвенное чувство — Господь дал Израилю храм и святой город Иерусалим. Хоть и можно молиться всегда — но как время особой молитвы были выделены праздники и субботы. Иерусалим, Храм, Закон побуждали к молитве и к поклонению Богу — поэтому и сами были предметами религиозного почитания евреев: «Поклонюсь святому храму Твоему» ( Пс. 5:8 ); «Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему» ( Пс. 27:2 ). По логике протестантов Псалмопевец здесь просто явно нарушает заповедь «Богу одному поклоняйся». В другой раз он опять признается, как кажется, в том же грехе: «как люблю я закон Твой» ( Пс. 118:97 ). Как смеет он религиозно любить что-то, помимо Бога? А Исайя говорит: «И на закон Его будут уповать» ( Ис. 42:4 ). Не язычник ли Исайя, раз уповает на Закон Божий, а не на Бога? Зачем нужно при молитве обращаться к Иерусалиму и храму? ( 3Цар. 8:48 ), — можно было бы задать вопрос древним евреям, так же как и сегодняшим православным («Зачем молиться, повернувшись к иконам?»). Человек может не чувствовать личной потребности в том, чтобы его молитва сопровождалась внешними проявлениями чувства благоговения. Но по крайней мере нельзя не признать, что молитва православных перед видимыми святынями (иконами) не есть практика, неизвестная Библии.

http://azbyka.ru/ikona-v-biblii

Вот что пишет митрополит Калужский и Боровский Климент о книге пророка Исаии: »... часть же вторая включает главы со столь явным эсхатологическим содержанием ( Ис. 40–62 ; Ис. 65–66 ), что она не только вполне справедливо именуется Ветхозаветным Апокалипсисом, но и соответствует новозаветному учению о скончании времен, изложенному в Откровении Иоанна Богослова» 56 . Поэтому, если рассматривать это пророчество Исаии как относящееся к будущему веку, когда времени, месяцев, дней и ночей в Царствии Божием уже не будет, то есть не будет суточного деления и не будет деления на месяцы, то слова из месяца в месяц и из субботы в субботу означают: вечно, постоянно, непрерывно. Напрашивается аналогия – так же нужно понимать и слова: день и ночь, то есть вечно, постоянно, непрерывно. Значение выражения день и ночь в русском языке совпадает с таким пониманием: все время, не переставая 57 . И по словарю синонимов: денно и нощно, вечно, постоянно, всегда 58 . И по толковому словарю Кузнецова денно и нощно означает беспрерывно, всегда, и днем и ночью 59 . Поэтому, когда говорится, что диавол и иже с ним будут мучиться день и ночь во веки веков ( Откр. 21:10 ), это означает усиление выражения во веки веков и значит: постоянно, непрерывно, вечно, то есть бесконечно. Еще раз приведем цитату пророка Исаии из предыдущей главы: Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион. И превратятся реки его в смолу, и прах его – в серу, и будет земля его горящею смолою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее ( Ис. 34:8–10 ). Выражение ни днем ни ночью означает то же: не переставая, постоянно, круглые сутки 60 . Как и в примерах из этой главы, это пророчество относится как ко временной земной истории, так и ко всеобщему Страшному Суду и вечности. Так считали блаженный Иероним , святитель Иоанн Златоуст . Так толковал и Лопухин А. П. (см. предыдущую главу). Святитель Иоанн Златоуст же в этом случае еще толкует наказание «в вечное время день и ночь» как неугасающее, то есть бесконечное, непрекращающееся, поскольку оно не угаснет в вечное время, ни днем ни ночью, то есть не прекратится: «Хотя он и изображает тягчайшее бедствие идумеев, однако многие полагали, что это сказано о последнем суде, потому что, говорят, здесь – смола и сера и вечное наказание, так как он прибавляет: не угаснет в вечное время, ни днем ни ночью " 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

Обычай христосоваться (целовать друг друга) идет от апостольских времен. Это применение древнего лобзания мира и священной любви (см.: Рим. 16: 16 ). Упреки в том, что мы печем куличи и другие яства, а о них нет упоминания в Библии, являются нелепыми и невежественными. Кто изучал историю, знает, что в любой религии обряды формируются на протяжении веков. Так, в книгах пророка Моисея содержатся основные предписания о совершении богослужения в скинии. Но это вовсе не значило, что к этим указаниям ничего нельзя было добавлять. Пять веков спустя пророк Давид написал несколько десятков псалмов, для исполнения которых он выделил из левитов 4000 певцов и музыкантов. На протяжении ветхозаветной истории возникали новые праздники, рождались и новые обычаи. Почему особое поминовение усопших совершается именно в субботу? иеромонах Иов (Гумеров) Бог благословил и освятил день седьмой, «ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт. 2:3 . У евреев суббота (шаббат) была днем праздничного покоя. Воскресение Христово положило начало новому Израилю – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2:9 . Седьмым праздничным днем, завершающим седмицу, для христиан стал день воскресения Спасителя мира. Воскресение – день молитвы в храме за Божественной литургией и благочестивого отдыха. Суббота из дня земного покоя стала символом радостного покоя в Царстве Небесном: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» ( Евр. 4:9–10 . Отсюда обычай, закрепленный уставом Церкви, совершать специальные заупокойные службы в субботу. Установление Вселенской родительской мясопустной субботы восходит к первому христианскому веку. В Синаксаре на этот день (Триодь постная) говорится, что святые отцы узаконили, от священных апостолов приемше,творить в сей день память всех от века благочестно скончавшихся человеков. День этот выбран потому, что мясопустная неделя напоминает о будущем Страшном суде. Накануне этого дня, в субботу, как бы предшествующему Суду, Церковь усиленно молится о всех своих усопших чадах, умоляя Господа явить им милость и сделать участниками вечной блаженной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: «Церковь к мирской власти не рвется» Что мешает Церкви добиться запрета абортов в России? Почему во многих храмах нет подготовки к Таинству Крещения? Остается ли у Вас время на молитву? Правмир продолжает публикацию ответов отца Всеволода Чаплина на вопросы читателей. 8 июня, 2011 Что мешает Церкви добиться запрета абортов в России? Почему во многих храмах нет подготовки к Таинству Крещения? Остается ли у Вас время на молитву? Правмир продолжает публикацию ответов отца Всеволода Чаплина на вопросы читателей. Портал «Правмир» продолжает публиковать ответы протоиерея Всеволода Чаплина на вопросы, заданные читателями в период с 19 по 29 мая. Начало: Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: «Чем дальше, тем больше медиа мне надоедают» Православие — и есть истинное христианство Здравствуйте, о.Всеволод! Вопрос простой и ясный. Как Вы считаете, муки вечные — это именно бесконечные или «очень-очень длинный промежуток»? И как Вы относитесь к тому, что профессор Осипов вносит смуту, зачастую перетасовывая цитаты святых Отцов, и говоря, что муки вечные — не вечные, противореча постановлению 5-ого Вселенского собора? Николай. О вечном наказании людей, недостойных вечного блаженства, говорит Сам Христос. Я, прежде всего, помню Его слова. Батюшка, Как святые отцы и богословы поясняют следующее кажущееся несоответствие: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:40), ведь мы знаем, что Иисус был в сердце земли две ночи (с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье)? Сергей Новиков. «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» сказано во втором послании апостола Петра. Для меня в данном случае важно не столько количество астрономических суток, сколько те реальные духовные дары, та реальная благодать , которую я, как и другие православные христиане, получаю от Господа. Если кто-то из богословов знает более точный ответ на этот вопрос, спросите у них.

http://pravmir.ru/onlajn-intervyu-s-prot...

Подпишитесь на наш Телеграм В Православной Церкви есть особые дни поминовения усопших . К таким дням относятся и заупокойные субботы. Одна из них — Димитриевская родительская суббота, которая в этом году приходится на 28 октября. Вашему вниманию — проповедь архимандрита Виктора (Мамонтова) в родительскую субботу. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и су, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца. Ин 5:23–30 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Мы совершаем поминовение усопших в так называемую Вселенскую родительскую субботу. Церковь молится за всех, кто жил в этом мире временном, и кто его покинул, и эта молитва творится ради жизни, потому что у Бога мертвых нет, все живые, и Господь всех нас призвал к вечной жизни. В сегодняшнем Евангелии от Иоанна Иисус Христос говорит о том, что, если человек не только слушает Слово Его, но и верит в Него, имеет жизнь вечную и переходит от смерти в жизнь. Что это означает? Иисус Христос говорит нам о вечной жизни и об отсутствии ее. Вечная жизнь отсутствует там, где нет Бога. И, если человек не принимает Бога и не идет к Нему, то он отказывается жить, потому что биологическая жизнь приводит к смерти, она имеет начало и конец. Все мы рождаемся и проживаем определенное количество лет, кому сколько дано, и ценность человеческой жизни не определяется количеством прожитых лет. Если бы была жизнь только биологическая, мы бы ценили долголетие, долгое житие. Но какая разница, сколько прожить — 10 лет, 15, 21 год, или 40, или 120? Многие мечтают о долголетии, о том, чтобы жить, и жить, и жить. Но это дурная бесконечность, и человек в итоге устает от биологической жизни.

http://blog.predanie.ru/article/nam-vsem...

Тогда только будет органическая религиозная всенародная жизнь, о которой мечтают все жаждущие возрождения. А религиозное возрождение не может быть кружковым, сектантским, подземельным, оно должно стать народным и вселенским или его совсем не будет. В истинной церкви не может быть спертого, душного воздуха, именно в церкви народ может дышать самым свежим, бодрящим, свободным воздухом. И храм, воздвигнутый народом своему Богу, должен быть прекрасен и просторен, из него должно раздаваться слово, благословляющее свободную жизнь народа, освящающее его культуру. Христос сказал про Себя: «здесь Тот, Кто больше храма». Он же сказал: «Сын Человеческий господин и субботы». Слова эти, слишком забытые оффициальными слугами церкви, заключают в себе осуждение отвлеченного храмового благочестия, отвлеченной религиозности, отвлеченного клерикализма. А вот как Христос учил о церкви: «Истинно также говорю вам, что если два из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы не попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Значит соединение двух или трех во имя Христово есть уже церковное соединение и, раз Христос присутствует среди них, то значит таинства Христовы могут ими совершаться. В Евангелии нет никаких указаний на то, что благодать священства принадлежит лишь некоторым, лишь рукоположенным священникам, лишь духовному сословию. Понимание церкви, как общества неравного, в котором и не все священники, а лишь члены особой духовной иерархии, грубо противоречит опыту первоначальной христианской общины и не имеет ни исторических, ни философских оправданий. Как не походит мертвящая обрядность вырождающейся исторической церкви на былыя вечери любви, в которых таинство сливалось с жизнью! Протестантизм восстал на привилегии духовной иерархии, утвердил благодать священства за всеми верующими, всеми членами мистической церкви Христовой и этим возродил религиозную свободу, очистил христианство от исторических грехов 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

Таких, как там, исключительных и нарочитых, подробных, всеобщих и всеобъемлющих молений об усопших здесь нет. Здесь далее выдвигается поминовение наших сродников. НЕПОРОЧНЫ НА УТРЕНИ ВЕЛИКОПОСТНЫХ СУББОТ    Среди всех поминальных суббот (кроме вселенских) в свою очередь несколько выделяются три субботы Великого поста, не столько по строю служб, сколько по положению сих суббот в годовом богослужебном круге. Поминовение этих суббот приурочено к определенным дням Великого поста, и за крайне редкими случаями совпадения с праздниками совершается в эти дни неопустительно и безусловно, тогда как в других случаях заупокойная служба в субботу может быть только при самой малой степени празднования минейной памяти и при условии, если на это будет изволение настоятеля. Великопостные поминальные субботы представляют собой некоторый ряд обязательных поминальных служб, открываемый субботой мясопустной и завершаемый субботой Пятидесятницы.    Это родство трех великопостных поминальных суббот с двумя вселенскими субботами отмечается, между прочим, в способе исполнения непорочных, которые в эти субботы поются точно так же, как во все вселенские, т. е. с теми же припевами и на тот же 5-й глас. НЕПОРОЧНЫ НА УТРЕНИ СУББОТ «ЕГДА ПОЕТСЯ АЛЛИЛУЙЯ»    В другие поминальные субботы, егда поется аллилуйя,поминовение усопших принимает более интимный характер. Здесь уже нет такого, как в те три субботы, родства с субботами вселенскими. Здесь на первом месте поминовение наших сродников. Поэтому здесь нет необходимости сдерживать столько же, как там, чувство личной родственной скорби. Здесь ему дается больше места. Это, между прочим, отмечается в способе исполнения непорочных. Припевы и здесь остаются те же, что и во вселенские субботы, общие, не специально заупокойного характера, так как эти утрени значительно менее заупокойные, чем те две. Но здесь непорочны и припевы к ним поются не на 5-й глас, а на 2-й, в котором слышится чувство грусти, нежной любви — этот глас господствует в надгробных пениях Великого Пятка и Великой Субботы и в неделю и седмицу Mvpohocuц.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

СУББОТНЯЯ СЛУЖБА «СО АЛЛИЛУЙЕЙ»    Кроме субботы малых постов, заупокойная служба по 13-й главе Типикона может быть совершаема и в другие субботы в течение года, но при условии, если в тот день будет малый святой, не имеющий никакого праздничного знака.    Как и в субботы Великого Поста, субботняя служба со аллилуйей, совершаемая в другое время, имеет совсем иной характер, весьма отличный от службы двух вселенских суббот. Тогда как там все изменяемые песнопения почти исключительно заупокойные, в другие поминальные субботы заупокойных песнопений сравнительно немного , и все они не нарочитые, а берутся из октоиха рядового гласа. Служба минеи не оставляется, но поется наряду с октоихом. «АЛЛИЛУИА» В ПЯТОК ВЕЧЕРА    Характерна, между прочим, одна как будто небольшая, но очень показательная деталь. Обычно во все субботы, как в те, когда поется служба со аллилуйей (т. е. заупокой), так и в те, когда поется «Бог Господь», накануне в пяток на вечерне поется прокимен, и устав по этому поводу делает нарочитое предписание: «в пяток вечера НИКОГДАЖЕ поется аллилуйя» . Лишь для двух вселенских суббот делается отступление от этого категорического предписания, и на вечерне в пятки пред неделей мясопустной и перед Пятидесятницей вместо прокимна поется аллилуйяс заупокойными стихами, чем еще раз подчеркивается исключительный характер этих двух суббот, и непозволительность подражать особенностям их исключительной службы в чем-либо, даже в мелких деталях, в другое время.    Наиболее выдающимися особенностями субботней поминальной службы во всех случаях являются: а) употребление на вечерне, утрени, часах и литургии тропаря и кондака за упокой взамен совсем опускаемых тропарей и кондаков минеи ; б) стихословие на утрени по особому чину непорочных и в) произнесение на утрени заупокойных ектений. Но даже эти нарочито заупокойные детали — одни для двух вселенских родительских, другие — для остальных поминальных суббот. Так, в две вселенские субботы на утрени аллилуйя со стихами поется на 8 глас, ибо на этот глас и заупокойный тропарь сих суббот «Глубиною мудрости»,который в эти две субботы только один употребляется на всех службах и имеет свой заупокойный Богородичен, «Тебе и стену».Непорочны стихословятся на 5-й глас, и на утрени на всех ектениях стихословия и канона поминаются прежде почившие отцы и братия .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

СУББОТНЯЯ СЛУЖБА «СО АЛЛИЛУЙЕЙ» Кроме субботы малых постов, заупокойная служба по 13-й главе Типикона может быть совершаема и в другие субботы в течение года, но при условии, если в тот день будет малый святой, не имеющий никакого праздничного знака. Как и в субботы Великого Поста, субботняя служба со аллилуйей, совершаемая в другое время, имеет совсем иной характер, весьма отличный от службы двух вселенских суббот. Тогда как там все изменяемые песнопения почти исключительно заупокойные 116 , в другие поминальные субботы заупокойных песнопений сравнительно немного 117 , и все они не нарочитые, а берутся из октоиха рядового гласа. Служба минеи не оставляется, но поется наряду с октоихом. «АЛЛИЛУИА» В ПЯТОК ВЕЧЕРА Характерна, между прочим, одна как будто небольшая, но очень показательная деталь. Обычно во все субботы, как в те, когда поется служба со аллилуйей (т. е. заупокой), так и в те, когда поется «Бог Господь», накануне в пяток на вечерне поется прокимен, и устав по этому поводу делает нарочитое предписание: «в пяток вечера НИКОГДАЖЕ поется аллилуйя» 118 . Лишь для двух вселенских суббот делается отступление от этого категорического предписания, и на вечерне в пятки пред неделей мясопустной и перед Пятидесятницей вместо прокимна поется аллилуйя с заупокойными стихами, чем еще раз подчеркивается исключительный характер этих двух суббот, и непозволительность подражать особенностям их исключительной службы в чем-либо, даже в мелких деталях, в другое время. Наиболее выдающимися особенностями субботней поминальной службы во всех случаях являются: а) употребление на вечерне, утрени, часах и литургии тропаря и кондака за упокой взамен совсем опускаемых тропарей и кондаков минеи 119 ; б) стихословие на утрени по особому чину непорочных и в) произнесение на утрени заупокойных ектений. Но даже эти нарочито заупокойные детали – одни для двух вселенских родительских, другие – для остальных поминальных суббот. Так, в две вселенские субботы на утрени аллилуйя со стихами поется на 8 глас, ибо на этот глас и заупокойный тропарь сих суббот «Глубиною мудрости», который в эти две субботы только один употребляется на всех службах и имеет свой заупокойный Богородичен, «Тебе и стену».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010