Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Вячеслав Харинов: Поминовение усопших и суеверия 25.03.2016 616 Время на чтение 6 минут Сначала поговорим о поминовении усопших в Великий пост - во вторую, третью и четвертую его седмицы. На поминальных службах, которые проходят в эти недели по субботам, всегда присутствует много народа. Эти субботы даже ошибочно именуют Вселенскими, но это неправильно. Цель Вселенской субботы - помянуть всех прежде ушедших отец, и братий, и наших сродников. Поминальные субботы Великого поста носят название родительских. Мы поминаем прежде всего своих сродников, а заодно всех усопших православных христиан. Интерес к таким службам у паствы не случаен. При всей внешней карикатурной картине Церкви (сплошная печаль, покойнички и прочее) мы знаем, что поминовение усопших совершается не так часто. В праздники, от великих двунадесятых до праздников с бдением, Устав приписывает усопших не поминать. На воскресных службах в Пасхальный период мы их также не поминаем. Во время Великого поста мы дистанцируемся от этого, так как сконцентрированы на обычных, будничных чувствах, воспоминаниях, мыслях. Поэтому компенсируем недостаток молитв об усопших во вторую, третью и четвертую его субботы. Вопрос телезрительницы: «Многие святые в своих книгах просят молиться о них. Но они уже спаслись и являются нашими ходатаями пред Господом». - Такая просьба - показатель святости человека, правильного видения себя самого, своей ничтожности перед Творцом, а для нас - индикатор величия таких людей. Хрестоматийны примеры святых, которые уходили из жизни, не начиная дела спасения (вспоминаем одного из египетских подвижников). По-настоящему верующий человек способен осознать всю свою малость, низость и искренне просить молитв о себе. Мне попадались ранние иконы еще не прославленной Ксении Блаженной, на которых она изображена в своем традиционном красно-зеленом облачении, а подписаны такие иконы были просто: «Ксения Петербургская». Без нимба, без каких-либо упоминаний о святости. Всегда существует этап, когда святого поминают как обычного усопшего. Этот период показывает всенародную любовь, наличие памяти о подвижнике. Также происходит фиксация чудес.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Мясопустная родительская суббота установлена и по другой причине. Как известно, на следующий день, то есть в Мясопустную Неделю, наша Церковь вспоминает Страшный суд, или Второе и нелицеприятное Пришествие Господа нашего Иисуса Христа. И как бы поэтому в субботу мы просим «страшного Судию» явить милость не только нам, еще живущим, но и прежде отшедшим нашим братьям во время страшного и славного Его Пришествия. Кроме Вселенской Мясопустной субботы, в богослужебном пространстве Великого поста присутствуют еще три родительские субботы. Это вторая, третья и четвертая субботы Поста. Но они уже не Вселенские. В эти дни совершается поминовение усопших в восполнение не бывающего в будние дни Поста литургийного поминовения. Вторая вселенская ежегодная панихида, установленная нашей Церковью, совершается накануне Дня Святой Троицы — Пятидесятницы, через девять дней после Вознесения во плоти Спасителя нашего Иисуса Христа, то есть в субботу перед Святой Пятидесятницей. В эту родительскую субботу Церковь поминает «всех благочестиво от века усопших в надежде воскресения к Вечной Жизни». Таким образом, в этот день мы молимся не только за христиан, ведь во времена от Адама до Христа христиан не было. Мы молимся обо всех умерших от Адама и поныне и послуживших непорочной жизнью Богу, мы молимся о всяком человеке, «все в жизни хорошо совершившем и к Богу многими разнообразными способами преставившемся». О них обо всех Матерь Церковь молится, чтобы они имели «добрый ответ в час Суда» и улучили «одесную Бога стояние в радости, в части праведных и святых и светлом жребии» и стали, таким образом, достойными Царства Небесного. Очевидно, что те, о ком мы так молимся, — это праведники времен до Христа. А обо всех усопших христианах мы молимся Господу Иисусу в одной из молитв коленопреклоненного последования Пятидесятницы 50. В День Святой Троицы на кладбищах происходит настоящее столпотворение. Но для чего же тогда устроена Троицкая родительская суббота? Устремляться в Троицу на кладбища — одно из самых стойких, глубоко укоренившихся заблуждений. Содержание праздника Святой Троицы совершенно иное, а для поминовения усопших Церковь специально установила Троицкую родительскую субботу. Эта поминальная служба заканчивается достаточно рано (примерно в час дня), чтобы можно было успеть на кладбище и быть там именно тогда, когда наши усопшие близкие нас ждут.

http://azbyka.ru/parkhomenko/dolgie-prov...

Димитриевская родительская суббота в этом году совершается 2 ноября, то есть прошло более полутора месяцев. Это время понадобилось для того, чтобы захоронить всех воинов, павших в Куликовской битве. Когда поле Куликово разобрали от тел, и всех православных, погибших в этой битве, с честью похоронили, было принято решение отслужить общую заупокойную службу обо всех воинах, павших на Куликовом поле. Приурочили это к памяти великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя победителя – князя Димитрия Донского. Почему именно в субботу? Потому что суббота еще в дохристианское время выбрана для особого поминовения усопших. Если копать глубже, то уже в Священном Писании говорится о субботе как о дне покоя. Мы привыкли считать ее шестым днем недели, которую отсчитываем с понедельника. Но изначально суббота, по-еврейски шабат, — седьмой день недели. А воскресенье – первый день недели после субботы. Именно воскресенье – начало седмицы, как по-славянски называется наша неделя. Так вот, еще когда в первых главах Библии описывается Творение, говорится о том, что Бог сотворил в первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой день, а на седьмой упокоился от всех дел Своих. И затем заповедовал людям, принявшим закон Моисея, чтить день субботний и посвящать его Богу. Это день покоя, никакой работы не делается. Дальше, уже в христианской традиции, суббота стала особым днем поминовения усопших – тех, кто уже упокоился от всех земных дел. Фото: hram-troicy.prihod.ru В этот день мы поминаем усопших, наших сродников, ближних и дальних. Есть Вселенские родительские субботы – они совершаются во всех храмах, во всех Поместных Церквях. Димитриевская родительская суббота – не Вселенская. Это дань именно русской истории. Конечно, мы и сегодня можем молиться и молимся и за наших сродников, и за всех знакомых, которые уже покинули этот мир, за всех, от века усопших православных христиан, но в первую очередь Церковь молится о павших воинах. Павших не только на поле Куликовом, но и в последующих войнах, в том числе жестоких войнах XX века.

http://pravmir.ru/roditelskaya-subbota-n...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История формирования чинопоследований и служб ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии ВОДООСВЯЩЕНИЕ церковное священнодействие, посредством к-рого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение «ВОНМЕМ» литургический возглас, произносимый диаконом (при его отсутствии священником) в нек-рые важнейшие моменты богослужения ВОТИВНАЯ МЕССА в католич. Церкви - литургия, совершаемая по обету или по нек-рым особым случаям, в отличие от регулярной, осуществляемой в соответствии с предписаниями церковного календаря ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ в широком смысле процесс приобщения человека к христ. традиции и церковной жизни; в богослужебных книгах - особый чин, совершаемый над младенцем и его матерью через 40 дней после его рождения ВРАЧЕВАНИЯ ЧИНЫ церковные священнодействия и чинопоследования, содержанием к-рых являются обращенные к Богу прошения об исцелении больного ВСЕЛЕНСКИЕ СУББОТЫ или вселенские родительские субботы, в правосл. традиции - 2 субботы, посвященные поминовению всех без исключения усопших правосл. христиан ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ в богослужении правосл. Церкви - особый комплекс служб суточного круга, к-рый совершается в определенные дни и должен, согласно уставным указаниям, продолжаться от захода солнца до рассвета ВСТРЕЧА АРХИЕРЕЯ чин торжественной встречи епископа при его входе в храм для совершения службы, составляющий особенность архиерейского богослужения «ВСЯКОЕ ДЫХАНИЕ» в правосл. богослужении: 1) общий прокимен перед утренним евангельским чтением; 2) стих хвалитных псалмов ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ описанное 4 евангелистами одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа ВХОДНЫЙ СТИХ в правосл. богослужении библейский стих, исполняемый с тропарем-припевом во время малого входа на Божественной литургии

http://pravenc.ru/rubrics/122750_2.html

Но эти мудрования преткнулись и разбились о твердыню верования Церкви вселенской. Опровергнутые св. Епифанием Кипрским (писатель четвертого века) и Августином, они увлекли слишком немногих. Верование в действительность молитв за умерших осталось неизменным во всей Церкви. Вселенское поминовение, родительские субботы На основании этого верования, кроме общих каждодневных молений за умерших (на повечерии, полунощнице, и литургии, кроме молений в каждую субботу, если не случится праздника), св. Церковь установила особенные дни, для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех умерших. Эти дни: субботы накануне Троицына дня, мясопустного воскресенья, второй, третьей и четвертой недели Великого поста. Кроме того, в России установлено еще поминать «православных воинов за веру и отечество на брани убиенных» в субботу пред днем св. великомученика Димитрия Солунского (перед 26-м октября) и 29-го августа. Эти субботы называются у нас родительскими, как и все умершие называются родителями (идти на родителей – значит идти на могилы умерших, родных и даже чужих). Независимо от этих общих поминовений св. Церковь разрешила поминать каждому православному кого угодно и в какой угодно день, кроме воскресных и праздничных. Это поминовение, главным образом, состоит в принесении жертвы бескровной, что, на обыкновенном языке, называется: «отслужить обедню по родителям». Теперь выпишу нечто из заупокойной службы, которая (как например, в субботу мясопустную) озаглавливается так: «Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших». Стихиры па «Господи воззвах». «Верные! вспоминая всех усопших от начала мира, которые провели жизнь благочестиво, будем воспевать Спасителя и Господа, усердно прося, чтобы они могли дать ответ в час суда Ему, самому Богу нашему, Судии всех живущих на земле, чтобы они, радостные, удостоились стать одесную Его, на стороне угодивших Ему, получили участие со святыми в светлом и вечно блаженном Его царстве небесном». «Спаситель! Ты, искупивший людей своей кровью, своею смертью избавивший нас от горькой смерти, и воскресением своим дарующий нам жизнь вечную, упокой, Господи, всех усопших в благочестии, где бы кто ни окончил жизнь: в пустынях или городах, в море или на земле; всех – царей, священников, архиереев, монахов и мирских, всякого возраста, и удостой их всех небесного Твоего царства».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Примеч. Обычай поминать усопших в определенные дни существовал и в церквах западных, как это видно из свидетельств Тертуллиана , Киприана и других. Но он не был в таком общем употреблении, как на Востоке. Иоанн Котелерий, в замечаниях своих на дни поминовений, приводит мнения Амвросия, Августина и других западных отцов: но утверждает, что церквам Латинским мало были известны дни христианских поминовений, строго сохраняемых на Востоке 754 . Вообще обычай наблюдать дни для поминовения усопших в Православной Христианской Церкви, от начала установления его до наших времен, переходя из рода в род, из века в век, постоянно был одинаков. Всегда, в память усопших, совершалась Божественная литургия, приносилась о них великая умилостивительная жертва, читались псалмы, и, в сии дни, из любви к своим покойникам, многие усугубляли и усугубляют пожертвования в храмы, в помощь бедным и нуждающимся братиям и т. и. Дни поминовения ежегодные Вселенские Родительские Субботы Вселенскими родительскими субботами можно назвать те, которые указаны уставом Вселенской Церкви. Дни общего поминовения были издревле. Бл. Августин указывает на творение памяти многим усопшим 755 . В кругу священного года Прав. Церкви дни общего поминовения суть: субботы Мясопустная, Троицкая субботы вторая, третия и четвертая седмицы св. Четыредесятницы. Преимущественно же Вселенскими родительскими субботами можно назвать две первые, потому что в оные православные христиане, по древнему обычаю, наипаче стекаются на кладбища для торжественнейшего поминовения умерших. Суббота Мясопустная Первая Вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной седмице 756 . Эту субботу Церковь посвящает поминовению всех «от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере – праотец, отец и братий наших, от всякаго рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех, яже вода покры, брань пожат, трус объят, убийцы убиша, огнь попали, бывшия снедь зверем, птицам и гадам, погибшия от молнии и измерзшия мразом: яже уби мечь, конь совосхити: яже удави пливеа или персть посыпа: яже убиша чаровная напоения, отравы, костная удавления – всех внезапно умерших и оставшихся без узаконеннаго погребения» 757 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Такое предписание базируется на том, чтобы не затягивать своей продолжительностью утреню ради грядущих служб и праздника. Соответственно, трапеза будет поставляться после вечерни и панихиды, перед повечерием и после утрени и Литургии. Предписание Типикона о поминании всех почивших на утрени логично, так как это общественное богослужение, поэтому стоит уделить внимание почившим всей Соборной Церкви, а богомольцы могут в этот момент, тайно молясь о почивших христианах, перечислять имена своих сродников. Святитель Афанасий приводит само надписание данных служб в Типиконе и Триоди, свидетельствующее о всеобщем поминании почивших, и обращает внимание духовенства на тот факт, что на таких службах внимание всех должно быть акцентировано на богослужебных чтениях, а не на чтении помянников 18 . Русская богослужебная традиция в дни Святой Четыредесятницы отводит три субботы для совершения заупокойных поминания, которые в значительной мере отличаются от предыдущих Вселенских поминальных дней. Уставом не назначается панихида после вечерни, а установлено это было ради религиозных чувств молящихся, не могущих совершить поминание среди недели из-за литургического отсутствия 19 . Минейный святой не отменяется, а припадающий бденный праздник вовсе может отменить заупокойные богослужения. Выступает владыка против употребления тропаря «Глубиною мудрости» на часах и литургии родительской субботы как противного духу Устава. Это самочиние и безграмотность в литургической жизни 20 . Богослужебный Устав предписывает петь тропарь дня: «Апостоли, мученицы и пророцы…», который иногда бывает опущен ради полного посвящения богослужения заупокойному строю. Это является большой ошибкой, которую автор книги о православном заупокойном богослужении старался донести до современников и всех тех, кто соприкасается с богослужебным Уставом. Но несмотря на свою строгую приверженность к уставным богослужениям, владыка Афанасий не выступает против неуставных поминальных дней – Димитриевской субботы и Радоницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Итак, поминовение усопших в субботу. Типикон дает нам два образца субботнего богослужения: богослужение с «Бог Господь», и с «Аллилуйя». Здесь нужно твердо помнить, что суббота коренным образом отличается от будних дней. И то, что мы называем будничным богослужением с «Аллилуйя» – это совершенно не то, что субботнее богослужение с «Аллилуйя». В будние дни это постное богослужение, там на утрени поется «Аллилуйя» четыре раза, а в субботы «Аллилуйя» поется трижды, и стихи в этом случае – иные. В будние дни служба с «Аллилуйя» – это постное богослужение в день, когда нет полной Литургии, а в субботу всегда полная Литургия и при «Бог Господь» и при «Аллилуйя». Служба в субботу с «Аллилуйя» – это служба заупокойная. Служба с «Бог Господь» в субботу описана в 12 главе Типикона (если нет красного знака), а в 15 главе – субботняя служба со средними праздниками месяцеслова. По чину субботы с «Аллилуйя», по 13 главе Типикона, совершается служба в Димитриевскую родительскую субботу. Такое богослужение можно совершать, если в этот день нет праздника с красным знаком. По мысли Типикона, служить в субботу с «Аллилуйя» можно только при самом малом святом, он называется так: «святой, не имеющий тропаря», т.е. не имеющий отдельного, для него составленного текста. Но впоследствии число святых так увеличилось, что Собор 17-го года постановил совершать это субботнее богослужение с «Аллилуйя» до шестеричного святого включительно, иначе просто не останется дней, когда можно его совершать. У нас, к сожалению, допускаются в этом довольно большие нарушения. Димитриевская родительская суббота является обычным субботним богослужением с «Аллилуйя». Подобные службы можно совершать очень часто, но эта суббота года «узаконена», она соотносится исторически с поминовением усопших воинов, павших на поле Куликовом и установлена самим Димитрием Донским. Постепенно ратные воспоминания отдалились, ушли и осталось регулярное осеннее поминовение усопших. Все это можно сказать о субботе в рамках седмицы, но некоторые заупокойные субботы приобрели в течение года исключительное значение, их мы называем вселенскими родительскими субботами. Их две – Мясопустная и Троицкая, или суббота Пятидесятницы. Мясопустная суббота – это суббота перед Неделей о Страшном Суде, когда пост еще не начался, но Триодь Постная уже поется, а суббота Троицкая – день перед праздником сошествия Святаго Духа, праздником Пятидесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

18. Великомученика Димитрия Солунского (26 октября): тропарь трясения, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак трясения. 19. Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря): тропарь праздника (Рождества Христова); «Слава, и ныне»: кондак Минеи («Иже прежде денницы…»). 20. Собор святого Иоанна Крестителя (7 января): тропарь Богоявления, тропарь Предтечи. «Слава»: кондак Предтечи, «И ныне»: кондак Богоявления. 21. Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя (15 августа): тропари Образа и Успения. «Слава»: кондак Образа, «И ныне»: кондак Успения. г) Заупокойные службы 22. Мясопустная и Троицкая вселенские родительские субботы: тропарь «Глубиною мудрости…»; «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Тебе и стену…» (см. Типикон, 49-ю главу, службу в субботу мясопустную). 23. Димитриевская суббота, 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста (а также во все те субботы, когда на утрене совершается парастас): тропари: «Апостоли, мученицы…», «Помяни, Господи…». «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Тебе и стену…» (см. Типикон, 13-ю главу). д) Период Постной Триоди 24. Недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная и сыропустная: тропарь воскресный. «Слава, и ныне»: кондак Триоди (см. Типикон, 49-ю главу, службу в Неделю о мытаре и фарисее). 25. Суббота 1-я Великого поста: тропари храма и великомученика Феодора. «Слава»: кондак великомученика Феодора; «И ныне»: кондак храма. 26. Недели 1-я и 3-я Великого поста: тропари воскресный и праздника (то есть Триоди). «Слава, и ныне»: кондак Триоди (см. Типикон, 49-ю главу). 27. Неделя 2-я Великого поста: тропари: воскресный и святителя Григория. «Слава»: кондак святителя, «И ныне»: кондак Триоди (который находится по 3-й песни канона). 28. Недели 4-я и 5-я Великого поста: тропари: воскресный, Триоди. «Слава»: кондак Триоди, «И ныне»: кондак воскресный. 29. Похвала Пресвятой Богородице (суббота Акафиста): «Повеленное тайно…»; «Слава, и ныне»: «Взбранной Воеводе…». 30. Воскрешение праведного Лазаря (суббота Лазарева): тропарь «Общее воскресение…»; «Слава, и ныне»: кондак Триоди («Всех радость Христос…»).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Троицкая вселенская родительская суббота В Троицкую вселенскую родительскую субботу поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено ввиду того, что событием Сошествия Святого Духа заключилось домостроительство спасения человека, но в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать Всесвятого и Всеосвящающего Духа УтЕшителя, Которого они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом " всяка душа живится " . Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы о умерших и даже о " иже во аде держимых " . Среди людей крещеных, но по жизни своей далеких от Церкви, бытует очень распространенное заблуждение о том, что в этот день Церковь молится о самоубийцах. Однако это не так: Церковь со всей определенностью высказывает свое отношение к самоубийцам и не делает никаких исключений ни в Троицкую родительскую субботу, ни в какой другой день. Субботы Великого поста Во Святую Четыредесятницу - дни поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста не совершаются поминовения их (заупокойные ектении, литии, панихиды, 3-й, 9-й и 40-й день по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни Святой Четыредесятницы, и выделены указанные субботы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2157...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010