Самарянин ощутил, что их коснулся Господь Своею благодатию, и, ликуя верою, громким голосом благодарил Бога. Господу не нужны наши хвалы, но Ему нужна наша вера, нужна душа, радующаяся, когда ее коснулась Божья благодать. Вестник Православного дела. 1961, сентябрь. 10 О талантах и иконописи Господь произнес притчу о том, как хозяин раздал таланты своим рабам, сообразуясь со способностями каждого. По прошествии некоторого времени он потребовал от них отчета и наградил тех, кто заработал столько же, сколько получил. Но того, кто ничего не делал и принес только полученный им талант, он подверг строгому наказанию. Хозяин тот – Господь Бог, таланты – Его дарования, рабы – люди. Дает Господь дарования духовные, дает отдельным людям, дает и целым народам. До пришествия Христа словеса Божии были вверены Израилю. Когда заколебался Израиль в вере, когда стала падать Иудея, воззвал пророк Варух, ученик пророка Иеремии: Вот книга заповедей Божиих и закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся ее, будут жить, а оставляющие ее умрут. Обратись, Иаков, и возьми ее, ходи при сиянии света ее. Не отдавай другому славы твоей, и полезного для тебя – чужому народу. Счастливы мы... что мы знаем, что благоугодно Богу ( Вар. 4:1–4 ). Однако Израиль не пребыл в завете Божием и, отвергшись Сына Божия, отпал от Бога. Господь основал новозаветную Церковь Свою, в которую вошли многие бывшие языческие народы. Особой хранительницей Православия после победы христианства над язычеством стала Византия, в которой Вселенские Соборы и святые отцы Церкви установили точное изложение догматов веры и православное учение. После же падения Византии православная вера наиболее хранилась русским народом, к тому времени уже вполне впитавшим ее в себя. Народный быт и государственные законы, обычаи – всё имело в своей основе веру православную или согласовывалось с ней. Одним из олицетворений православной веры являются наши храмы, и ими покрыта была вся Русская земля. Сам храм есть уже изображение невидимой Вселенской Церкви, о которой мы говорим в Символе веры : «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Св. Игнатий Богоносец , обличая еретиков, отвергавших действительность Плоти и страданий Христовых, и вместе с этим отвергавших евхаристию, замечает: «Они удаляются от евхаристии и молитвы по той причине, что не признают, что евхаристия есть Плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, пострадавшего за наши грехи, которую воскресил Отец по Своей благости; почему противясь дару Божию, они умирают в своих изысканиях, (между тем) полезнее было бы им участвовать в евхаристии, чтобы и воскреснуть» 41 . Св. Иустин мученик : «Мы приемлем сие (евхаристию) не как простой хлеб, и не как простое питие: но, как Иисус Христос – Спаситель наш, воплотившись Словом Божиим, имел для спасения нашего плоть и кровь, таким же образом, научены мы, и пища сия, над которою произнесено благодарение молитвою слова Его, посредством предложения питающая нашу плоть и кровь, есть Плоть и Кровь Того же воплотившегося Иисуса Христа» 42 . Св. Ириней Лионский ; «Как они (еретики) могут признавать, что хлеб, над которым совершено благодарение, есть Тело Господа, и сия чаша есть чаша Крови Его, если не признают, что Он Сын Творца мира... Если и растворенная чаша и приготовленный хлеб приемлют Слово Божие и бывает евхаристия Тела и Крови Христовой, которыми питается и поддерживается существо плоти нашей: то как говорят, что та плоть, которая питается Телом и Кровию Господа и есть член Его, не участвует в даровании Божием, которое есть жизнь вечная» 43 . Так же учили все отцы и учители позднейшего времени, а равно и вселенские Соборы: первый, третий и седьмой. 4. Таинство Покаяния 1. Выло ли исповедание грехов и отпущение их в Ветхом Завете? «Если же он (человек) виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой… и очистит его священник от греха его... в чем согрешил по неведению... и прощено будет ему» ( Лев.5:6–7, 18 ). 2. О чем проповедовал Иоанн Креститель? «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное... сотворите достойный плод покаяния» ( Мф.3:1–2, 8 ; Мк.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Седьмой вселенский собор в 783 – 787 годах в Никее (второй никейский) против иконоборцев. На нем утверждено почитание св. икон, а вместе с тем окончательно подтверждены все правила и постановления прежних соборов. Кроме вселенских соборов были еще частные, на которые пастыри и учители Церкви собирались лишь из нескольких мест для обсуждения каких-либо местных недоумений по делам Церкви, которые потому и называются поместными. Главных, правила которых православная Церковь приняла в руководство, было девять. Были и на Руси соборы поместные. Теперь прочитаем Символ веры , и хоть коротко рассмотрим, чему он учит и чего требует от нас. О Боге Отце Член первый. «Верую во единого Бога-Отца, вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Это значит: я верю, что един Бог-Отец, первое лицо пресвятой Троицы, сотворил все, и все содержит в своей власти: все, что я вижу, т. е. землю и все что на ней есть, солнце, месяц, звезды, и то, чего не вижу, т. е. мир ангельский. Впрочем, если я только верю и исповедую, что есть Бог и что Он все сотворил и все содержит в своей власти, а между тем живу так, как бы ни думал о Боге, то такая вера называется мертвой и даже бесовской. «Вера, если дел не имеет, мертва сама по себе. Ты веришь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут», – вот что говорит св. апостол Иаков 130 . Значит, кто истинно, делом, а не словами, верует в Бога Отца, тот верует и в то, что Он всюду присутствует, все видит и все знает, а поэтому и наедине и в глубочайшей тайне страшится сделать что-нибудь противное Божьему закону. Верующий знает, что Бог премудр и благ, поэтому, безусловно уверен, что Он все делает премудро и все во благо людям. Верующий во всех скорбях, горях и несчастьях жизни не падает духом, и в радостях, и в довольстве, и на высоте земного величия не забывается. Мысль о Боге-Творце, промыслителе и распорядителе судеб человеческих, как луч солнца, должна разгонять все мрачное и вносить теплоту и жизнь во все существо наше. Вот мысли и убеждения истинно верующих:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Словами «Иже от Отца исходящаго» святые отцы показали, что Дух Святой исходит от Отца и только от Его одного. Если бы Дух Святой исходил и от Сына, то святые отцы, исследовавшие вопрос о Св. Духе, конечно, упомянули бы об этом; и раз этого ими не сделано, следовательно, все должны верить, что Дух Святой исходить только от Отца. Должны верить, потому что учение Вселенского Собора непогрешимо, оно внушено святым отцам Духом Святым, а Дух Святой Бог ошибиться не может. В виду этого, все последующие Вселенские Соборы подтвердили правильность составленного на первых двух Соборах Символа веры и запретили изменять его каким бы то ни было образом. «Да не будет позволено никому,– писали отцы третьего Вселенского Собора,– произносить или писать в Никее граде со Святым Духом собравшихся, кроме определенной от святых отец, а которые дерзнут слагать иную веру или представлять... таковые если суть епископы, или принадлежать к клиру, да будут чужды епископы епископства, а клирики клира, если же миряне – да будут преданы анафеме». Отсюда понятно, что те, которые решаются прибавить что-либо к составленному святыми отцами символу веры заслуживают по соборным правилам отлучения. Но не побоялась этого отлучения Католическая церковь и измыслив учение о том, будто Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына, самовольно ввела это учение в символе веры . Правильно ли это учение католической церкви? Нет, не правильно, так как оно противоречит не только голосу Вселенских Соборов, но и учению Слова Божия. В Слове Божием имеется ясное указание на то, что Дух Святой исходит только от Отца. На это указание есть слова Самого Спасителя, Который сказал ученикам Своим: «И Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веке» ( Ин.14:16 ) и в другом месте: «Утешитель же Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научить вас всему» ( Ин.14:26 ). И еще: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин.15:26 ). Из приведенных слов Спасителя ясно открывается, что Дух Святой исходит только от Отца. В самом деле, если бы Дух Святой исходил также и от Сына, то неужели Сын Божий сказал бы ученикам: «и Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя» Зачем бы стал Сын Божий умолять Отца, если бы Дух Святой исходил также и от Него?

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Соборность Церкви есть свойство, указывающее на то, что единство ее жизни не исключает законного многообразия, а, напротив, в таком естественном и плодотворном многообразии выражается. «Тело не из одного члена, но из многих... Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно, … дабы ... все члены заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор. 12, 14–27 ). Целесообразная и согласованная деятельность всех членов Церкви, подчиненная известному богоустановленному порядку, позволяет Церкви успешно выполнять ее миссию – непогрешимое свидетельство о Христе и содействие спасению уверовавших. Органами непогрешимого свидетельства служат, по преимуществу, святые Вселенские соборы, определения которых, разъясняя Священное Писание в духе непрерывного Священного Предания Церкви, составляют существенную основу церковного учительства. Соборность Церкви, выражая все многообразие единой жизни тела Христова, подразумевает неразрывное общение всех членов Церкви, где бы и когда бы они не жили: особенно важное значение имеет при этом опыт духовно-благодатной жизни и деятельности прославленных Богом святых, согласие которых и является соборным сознанием Церкви, по преимуществу. Наконец, апостольство, или апостоличность Церкви, указывает на посланничество ее «в мир весь» (см. Мк. 16, 15 ), подобно святым апостолам, на ее верность апостольскому учению и на апостольское происхождение ее иерархического священства. Особенно важным признаком истинности священства Православная Церковь всегда признавала непрерывность апостольского преемства в епископских рукоположениях. Митрополит Филарет (Дроздов) так характеризует хиротонию во епископа: «Это, в сущности, есть… ток иерархической благодати, излиявшийся на апостолов сошествием Святого Духа, простирающейся от рода в род, из века в век, чрез преемственные рукоположения, сообщающий рукополагаемым епископам дарование Божие, оттоле живущее в них и тайнодействующее в Церкви… С пресечением рукоположения пресекается ток иерархической благодати, и рука, не орошенная благодатью свыше, не может передать другим того, чего сама не приняла» 14 . Союз между Церковью Земной и Небесной

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Споря об этих и других Догматах веры, вы приводите в доказательство Писание, но ссоритесь и клевещете друг на друга. Почему же вы до сих пор не установите непередвигаемую межу в Догматах веры с помощью Священного Писания? Причина здесь не иная, как нежелание иметь другого судью, помимо Священного Писания. Вы правильно делаете, что чтите Священное Писание. Но если у вас возникнуть сомнения и что-то вам будет неясно, и вы, свободно рассуждая, разделитесь на две противоположные стороны, кто вас рассудит? Кто даст на ваш вопрос истинный и определенный ответ? У нас ради такого случая есть Вселенские и Поместные Соборы, учители, богодухновенные Отцы, которые согласуются между собой в Догматах и в толковании Священного Писания, короче говоря, у нас есть Святая Кафолическая Церковь , как всенародное судилище, к которому показывает путь Сам Христос: если же не послушает (противящийся), возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18, 16–17 ). Поэтому мы всячески придерживаемся истины Святого Судилища. На этом столпе и утверждении истины ( 1Тим. 3, 15 ) имеет основание наша вера. В ней мы ищем определенности толкования Священного Писания при спорах и сомнениях. На этом краеугольном камне мы беспечально почиваем в Догматах нашей веры. Этому учит нас и Апостол Павел, говоря: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Евр. 13, 7 ). И снова: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны ( Евр. 13, 17 ). Вы же, отвергая все это и основываясь на одном только Священном Писании и привлекая его по своей воле и упорству для доказательства противоположных мнений, до сих пор не положили конца вашим спорам и не будете его иметь. Для того, чтобы сказанное стало яснее, приведем в качестве примера гражданский суд. У него есть три составляющие: 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Судит ли закон наш, - говорится в Писании, - человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает (Ин.7:51)? Так следовало поступить и тогда, когда твое блаженство услышало нечто тяжкое и прискорбное о нашем смирении. Подлинно, какое зло больше отделения от Церкви и того, чтобы овца лишилась архипастыря или сопастыря? Ибо и нам, грешным, хотя и недостойно, принадлежит помазание от Бога и имя пастыря, чтобы - осмелюсь сказать - сносить, рассуждать, внушать и наедине, и перед другими, по переданному от Господа учению: между тобою и им одним или при двух или трех; а кто и после этого будет упорствовать, тот, как говорит Он, будет тебе как язычник и мытарь (Мф.18:15-17). Мы же доселе ничего такого не слышали от святой души твоей ни через посланного, ни лично, и не получали внушения; и такой произнести приговор! Да рассудит совершенство твое, справедливо ли причинена эта скорбь чадам твоим? Перейдем и к самому оправданию, отдавая отчет перед Вездесущим Богом и перед твоей святостью. Мы не отщепенцы, святая глава, от Церкви Божьей; да не случится этого с нами никогда! Хотя мы и повинны во многих других грехах, однако мы православны и питомцы Кафолической Церкви, отвергающие всякую ересь и принимающие все признанные вселенские и поместные Соборы, равно как и изреченные ими канонические постановления. Ибо не вполне, а наполовину православный тот, кто полагает, что содержит правую веру, но не руководствуется божественными правилами. И твое блаженство, когда ты был возведен, мы приняли, как и исповедали это открыто перед тобой. И с того времени доныне мы, как подобает, поминаем твое блаженство при священнодействии; и - Свидетель Бог! - если бы в тот день ты захотел войти в общение с нами, то мы имели бы общение с тобой, нисколько не сомневаясь: потому что ты любезен нам с самого начала. Но это волнение - из-за него, из-за эконома, которого низложила сама истина, как виновного в нарушении многих правил. Ибо еще до открытого прелюбодеяния он не только совершал богослужение для этого императора, прелюбодействовавшего с разными лицами, причащал его и пиршествовал с ним, но и имел часть вместе с ним (Ин.13:8), от чего сделался готовым и на открытое бесчинство, презрев Бога и Божественные уставы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1113...

Существующее в Христианской Церкви правило собирать для решения вопросов, имеющих отношение к вере и христианской жизни, Соборы " взято , как учит Катехизис, из примера Св. Апостолов, которые (для решения вопроса о принятии в Церковь язычников) держали Собор в Иерусалиме» , так и известный у нас под именем Апостольского Собора (Деян., 15 ). « Основанием сего «, т.е. созвания Соборов, »служит, – продолжает Катехизис, – также изречение Самого Иисуса Христа, дающее определениям Церкви такую важность, что преслушавший оныя становится лишенным благодати, как язычник ». Именно: «Повеждь Церкви: аще же и Церкви преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь». (Мф. 18:17) Чтобы лучше видеть силу сего изречения Господня, как дающего определениям Церкви высокую важность, обратим внимание на связь его с предшествующими ему словами Иисуса Христа. Выше (Мф. 18:10–16) Спаситель говорит: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих... Так нет волн Отца вашего небесного, чтобы погиб один из малых сих. Если же согрешит против тебя брать твой; пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата своего. Если же не послушает; возьми с собою еще одного, или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. За сими изречениями следует приводимое Катехизисом: Если же не послушает их; скажи (повеждь) церкви: а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь,т.е. считай его наравне с язычником и мытарем 79 . Спаситель, таким образом, дает наставление, пли лучше заповедь, как следует поступать с ближним, если он впадает в какое-либо прегрешение. Сказавши, что нет воли Отца небесного, чтобы погиб один из малых сих, т.е. и малых в собственном смысле –детей, и малых по общественному положению – бедных, презираемых и незнатных 80 , а также младенцев по вере 81 , Господь Иисус вместе с тем указывает меры же попечительности в отношении к согрешающим. И вот в ряду этих мер последняя – решение Церкви до такой степени объявляется важным, что неповинующийся этому решению подлежит отлучению от Церкви. Насколько, значит, Спаситель велит дорожить голосом Церкви, когда в связи с учением о снисходительности утверждает, что ослушник Церкви есть все равно, как язычник и мытарь! И так как все верующие, понятно, не могут собираться для требующихся решений, то под Церковью в данном случае разумеется именно Собор, что поясняется и Катехизисом: Способ же , – говорит он в конце ответа, – которым Вселенская Церковь изрекает свои определения, есть Вселенский Собор ».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Т. 1. Троице-Сергиева лавра, 1994. С. 43–44. Св. Григорий Богослов. Там же. С. 50. Аристотель. Риторика. Античные риторики. С. 118. Аристотель. Вторая аналитика. Соч. Т. 2. М., 1978. С. 328. Феодорит епископ Кирский. Церковная история. М., 1993. С. 72–73. Преп. Иоанн Дамаскин. Против манихеев. Творения. Христологические и полемические трактаты. М., “Мартис”, 1997. С. 56. Св. Иоанн Дамаскин. Философские главы. С. 79. См. Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Сергиев Посад, 1914. С. 315–323; Карташев А. B. Вселенские Соборы. М., “Республика”, 1994, С. 63–72. Феодорит епископ Кирский. Церковная история. М., “Росмэн”, 1993. С. 104–105. См. Тема 4. Политическая и судебная речь. Эдикт благочестивейшего и христолюбивого императора Константина… Деяния Вселенских Соборов. Собор Константинопольский 3й; Вселенский шестый. Т. 4. СПб., 1996. С. 253. Преп. Максим Исповедник . Главы о любви. Творения. Книга I. М., “Мартис”, 1993. С. и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов. При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. терпением вашим спасайте души ваши. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Св. Григорий Палама . Беседы. Часть 2. М., “Паломник”, 1993. С. 190. Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., “Канон”, 1995. С. 72–74. Победоносцев К. П. Сочинения. СПб., “Наука”, 1996. С. 207. Аристотель. Метафизика. Соч. Т. 1., М., 1976. С. 149–150. Св. Иоанн Дамаскин. Философские главы. С. 72. Св. Иоанн Дамаскин. Там же. С. 62–63. Св. Максим Исповедник . Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Слова Божия. Творения.

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

Так исповедует вся Св. Соборная Апостольская Церковь : Апостолы, Вселенские Соборы, Мученики, Преподобные, все святые подвижники и верующие в Истинного Бога богословы-немасоны ( Деян. 4:10 ). Как же это больной получил исцеление от Имени Иисус, если оно не есть Бог? Ведь не напрасно же верующие во Христа, во главе с апостолом Петром и Иоанном, созерцая животворящую и всемогущую Силу в имени Господа Иисуса (столь обильно проявляющуюся в чудесах, совершавшихся апостолами Сим Именем), громко возвысили свой голос к Богу: «Ты Господи повелел исцелениям, знамениям и чудесам бывати именем Святого Сына Твоего Иисуса ( Деян. 4:30 ). Господь говорит: «иди, ибо есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё пред народами и царями, и Я покажу ему, сколь он должен пострадать за Имя Моё ( Деян. 9:15–17 ). Савл получил прозрение и благодать Духа Святаго, тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе ( Деян. 9:17–21 ). Если Имя Божие Иисус не Бог в только что – изложенной истории обращения Савла и проповеди Его, то почему же Сам Господь Иисус Христос говорил Савлу: Я Иисус, Которого ты гонишь?  – Доказать, что Имя Иисус есть Сам Он, Владыка Господь Иисус Христос. Если Имя Иисус не Бог, то почему же Господь говорит Анании, что Он покажет Савлу, сколько тот должен пострадать за Имя Его, а Имя Его есть Иисус – » Я Иисус, Которого ты гонишь ». О, жалкие вы, противники божественности Имени Иисус! Господь говорит, что Он есть «Иисус», а вы сие отрицаете! Кто есть лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос? Сей есть антихрист отрицаяйся Отца и Сына ( 1Ин. 2:22 ). Вся Церковь апостольская исповедует, что Имя Иисус есть истинный Бог. О сем вси пророцы свидетельствуют, оставление грехов прияти именем Его всякому верующему в Него ( Деян. 10:43 ). Апостол Павел, услышав от Ефесян, что они крестились во Иоанново Крещение, сказал им, что Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в грядущего по нём, т. е. во Христа Иисуса. И когда Павел возложил на них руки, низшел на них Дух Святой ( Деян. 19:3–6 ) Спрашивается: как же Дух Святый низшел на крестившихся во Имя Иисуса, если Имя Иисус не есть Бог?

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010