е. 8-го) гласа («            »); неатрибутированные стихиры 2-го («        », «        »), 2-го плагального («      »), 1-го плагального (т. е. 5-го) («    ») и 1-го ( подобен «Прехвальнии мученицы») гласов (3 стихиры, начало 1-й: «        »); ипакои 2-го плагального гласа («    »), эксапостиларий («    »). Все Типиконы указывают для А. такие же, как в Типиконе Великой ц., чтения на литургии; все студийские, а также ранние иерусалимские Типиконы предписывают петь на литургии вседневные антифоны, поздние иерусалимские - изобразительны антифоны. Тексты службы помещаются в Триоди . И по студийским, и по иерусалимским Типиконам воскресная служба Октоиха в день А. не поется (что является главной отличительной особенностью Господских двунадесятых праздников ; тем не менее А. не причисляется к ним) и совершается служба только А., имеющая характер праздничной; вечером в неделю А. (под понедельник) совершается праздничная вечерня со входом и великим прокимном «тяжелого» (т. е. 7-го) гласа из Пс 76 («      »); А. имеет продолжающееся до субботы попразднство . Отличия студийских Типиконов от иерусалимских в уставе службы А.: 1) перенесение воскресной службы Октоиха 1-го гласа (или ее части) на понедельник (в иерусалимских она отменяется); 2) отмена, начиная с А., пасхальных песнопений (в иерусалимских они поются до отдания Пасхи), за исключением тропаря «      » и катавасии Пасхи; 3) отсутствие всенощного бдения на праздник (в иерусалимских присутствует). В южноитал. версиях Студийского устава - напр., в Мессинском Типиконе 1131 г.- две первые студийские отличительные особенности уже не отмечаются (что сближает их с позднейшими иерусалимскими): воскресная служба отменяется, а тропарь Пасхи «    » читается вместо Трисвятого на службах суточного круга вплоть до Вознесения Господня ( Arranz. P. 256-258). В первоначальной редакции студийской службы А., зафиксированной в «Ипотипосисе прп. Феодора Студита» IX в., составленном одним из его учеников ( Дмитриевский. Т. 1. С. 228-229), «Диатипосисе» прп.

http://pravenc.ru/text/115800.html

После великой ектении на всенощном бдении под воскресные дни всегда бывает пение (на практике поются теперь только избранные стихи) или чтение всей первой кафизмы, начинающейся словами: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. На всенощном бдении под праздники в честь Богородицы и великих святых, если они не приходятся в воскресение, бывает пение только первого антифона (или 1-ой славы) этой кафизмы. И, наконец, на всенощном бдении под великие Господские праздники совсем не бывает пения этой кафизмы, исключая случая, если Господский праздник приходится в воскресение или понедельник. Если Господский праздник придется в воскресение, то в субботу вечером поется вся первая кафизма; если он придется в понедельник, тогда в воскресение вечером поется только первый антифон ее. Вся Псалтирь разделяется на 20 кафизм, а каждая кафизма на три «славы», называемых также «антифонами», если псалмы поются, или иногда называются «статьями». Слово «кафизма» ( καθισμα) в переводе с греческого значит «сидение», и в настоящее время у нас установился обычай во время чтения кафизм сидеть. Но в древности, когда псалмы не читались, как это делается большей частью теперь (теперь поются только избранные стихи), а пелись (стихословились, по выражению Устава), то во время этого пения все стояли. После каждой кафизмы полагалось чтение, во время которого все садились. Вот от этогото чтения, по-видимому, кафизмы и получили свое название, и когда чтения вышли из употребления, а псалмы стали читаться, обычай сидеть перешел с чтения поучений на чтение псалмов. «Славы», на которые разделяется кафизма, называются в уставе также «антифонами», что ясно указывает на пение их, а иногда «статьями», что указывает на стояние при их стихословии. В настоящее время псалмы стали у нас за богослужением по преимуществу читаться, но из первой кафизмы все же и теперь поется ряд избранных стихов первого антифона, к каждому из которых припевается троекратное «аллилуиа». Малая ектения Когда бывает на всенощном бдении первая кафизма, то после нее всегда произносится малая ектения. Если поется только первый антифон, то малая ектения бывает одна; если же поются все три антифона, то и малых ектении бывает тоже три по одной после каждого антифона. Малая ектения представляет собой сокращение великой и начинается она словами: «Паки и паки», что значит: «Опять и опять», Миром Господу помолимся, и далее содержит в себе собственно только одно прошение: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, твоею благодатию». И заканчивается обычным преданием самих себя и всей жизни Христу Богу, после чего следует возглас иерея: по первой ектении: «яко твоя держава, и твое есть царство, и сила, и слава…»; после второй ектении – «яко благ и человеколюбец Бог еси…»; и после третьей – «яко ты еси Бог наш…». Пение стихов «Господи, воззвах» и стихир

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Часть студийских и все иерусалимские Типиконы содержат также надписанную именем «Анатолия» стихиру 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа («Дверемъ заключеннымъ, ученикомъ собраннымъ, предста Спасе»); неатрибутированные стихиры 2-го («По востании Твоемъ Господи», «Дверемъ заключеннымъ, представъ Иисусъ»), 2-го плагального («По днехъ ) осмихъ»), 1-го плагального (т. е. 5-го) («Человеколюбче, велие») и 1-го (подобен «Прехвальнии мученицы») гласов (3 стихиры, начало 1-й: «По еже из гроба»); ипакои 2-го плагального гласа («Яко посреде»), эксапостиларий («Моихъ удовъ»). Все Типиконы указывают для Антипасхи такие же, как в Типиконе Великой церкви, чтения на литургии; все студийские, а также ранние иерусалимские Типиконы предписывают петь на литургии вседневные антифоны, поздние иерусалимские – изобразительны антифоны. Тексты службы помещаются в Триоди. И по студийским, и по иерусалимским Типиконам воскресная служба Октоиха в день Антипасхи не поется (что является главной отличительной особенностью Господских двунадесятых праздников; тем не менее Антипасха не причисляется к ним) и совершается служба только Антипасхи, имеющая характер праздничной; вечером в неделю Антипасхи (под понедельник) совершается праздничная вечерня со входом и великим прокимном «тяжелого» (т. е. 7-го) гласа из Пс. 76 («Кто Богъ велий»); Антипасха имеет продолжающееся до субботы попразднство. Отличия студийских Типиконов от иерусалимских в уставе службы Антипасхи: 1) перенесение воскресной службы Октоиха 1-го гласа (или ее части) на понедельник (в иерусалимских она отменяется); 2) отмена, начиная с Антипасхи, пасхальных песнопений (в иерусалимских они поются до отдания Пасхи), за исключением тропаря «Воскресение Христово видевше» и катавасии Пасхи; 3) отсутствие всенощного бдения на праздник (в иерусалимских сохраняется). В южноитал. версиях Студийского устава – напр., в Мессинском Типиконе 1131 г.- две первые студийские отличительные особенности уже не отмечаются (что сближает их с позднейшими иерусалимскими): воскресная служба отменяется, а тропарь Пасхи «Христосъ воскресе» читается вместо Трисвятого на службах суточного круга вплоть до Вознесения Господня.

http://pravoslavie.ru/37420.html

Безсмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от святые Богородицы и Приснодевы Марии . Сын Божий, бессмертный по существу, благоволил во времени, по предвечному совету, принять смертное наше естество, ради нашего спасения, – благоволил воплотиться от Пресвятой Девы Марии. Божественное естество в Иисусе Христе соединилось с человеческой природой с первого мгновения Его зачатия в чреве Марии. Поэтому Она достойно именуется Богородицею, ибо родила не простого человека, но Бога во плоти. Это наименование утверждено за Ней на Третьем Вселенском Соборе в Ефесе, вопреки лжеучению Нестория, который называл ее только Христородицею, говоря, будто Она родила Христа – простого человека и будто уже после Его рождения с Ним соединился Бог Слово и притом только неким нравственным образом, без принятия человеческой природы в единство Своего Божественного Лица, или Ипостаси. Богородица именуется также Приснодевою, потому что как до рождения от Нее Христа была девою, так в рождении и после рождения сохранила девство. Непреложно вочеловечивыйся . Сын Божий принял не только лишь одно человеческое тело, а всю человеческую природу, состоящую из души и тела, поэтому и говорится, что Он вочеловечился; а непреложно вочеловечивыйся означает то, что после соединения двух естеств в Лице Иисуса Христа, ни Божество преложилось в Нем в человечество, ни человечество в Божество, но в обой естеству Он свойства цела сохранил , – каждое из естеств осталось неприкосновенным в своих свойствах, хотя оба естества соединились нераздельно, составив одно Лицо, а не два. Истину непреложного, или неслитного, соединения естеств в одном Лице Богочеловека Церковь учит нас исповедывать вопреки лжеучению Евтихия, утверждавшего, будто во Христе – одно только Божественное естество, и Божественным естеством, как капля морем, было поглощено естество человеческое, так что Божество, а отнюдь не человечество, в Нем страдало, распялось и совершало все человеческие действия. Это лжеучение осуждено на Четвертом Вселенском Соборе в Халкидоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха. По 3-й песни – кондак преподобной, глас 2-й; седален святителя, глас 4-й. «Слава» – седален преподобной, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен святителя. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «По Христе пострадавше…», 2-й: «Всяк град и страна…», 3-й: «Крест Христов…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Преподобне отче Андрее…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Бога, из Тебе воплотившагося...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й: «Правило веры...». «Слава» – тропарь преподобной, глас 8-й: «В тебе, мати...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Дево Пречистая...». На часах – тропарь святителя. «Слава» – тропарь преподобной. Кондаки преподобной и святителя читаются попеременно. На Литургии блаженны Октоиха – 6. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь святителя, тропарь преподобной; кондак храма, кондак святителя, кондак преподобной. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…». В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь святителя, тропарь преподобной; кондак святителя, кондак преподобной. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя и дня. Апостол и Евангелие – святителя и дня. В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 3-й и глас 5-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – преподобного, глас 4-й: «Изначала даром...», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…».

http://patriarchia.ru/bu/2021-07-17/

В более поздней редакции иерусалимского Лекционария (V-VIII вв.), сохранившейся в груз. переводе, 6-я суббота Великого поста называется «субботой ваий» (пальмовой субботой), но также говорится о совершении памяти Лазаря; богослужение совершается в Вифании (Лазариуме), в составе богослужебного последования дополнительно указано чтение Притч 10. 27 - 11. 4, назначается др. Апостол - Еф 5. 13-17 и др. аллилуиарий со стихами - Пс 22. 3-4; также указаны литургийные песнопения входа, умовения рук и принесения Даров: «Слава, слава Тебе...»; «Благословен Ты, Господи, пришедший...»; тропарь «Марфа и Мария...» ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 80-81). Память Лазаря в этой версии иерусалимского Лекционария зафиксирована не в период попразднства Богоявления, а 7 сент.: богослужение в этот день совершается в Вифании, богослужебные указания те же, что и в Л. с., за исключением Евангелия - назначается отрывок о воскрешении Лазаря - Ин 11. 1-46 (Ibid. T. 2. P. 34-35) (о богослужении Л. с. в Иерусалиме по перечисленным и др. источникам также см.: Chourga ï a. 1996). В кафедральном богослужении Константинополя IX-XI вв. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. Л. с. называется «субботой пальмоношения» (σββατον τς βαιοφρου). В этот же день отмечается память прав. Лазаря ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 62). На утрене на Пс 50 назначается тропарь 1-го гласа Τν κοινν Ανστασιν πρ το σο Πθους πιστομενος, κ νεκρν γειρας τν Λζαρον, Χριστ Θες (                          ). По окончании утрени читалась кн. Деяния св. апостолов. Затем прибывал патриарх и совершал в малом баптистерии таинства Крещения и Миропомазания, после чего неофиты, возглавляемые певцом, который поет Пс 31, направлялись в храм, где продолжалось чтение Деяний (начиная с гл. 8. 26 о крещении ап. Филиппом эфиоп. евнуха). Затем пели 3 антифона (а именно вседневные антифоны : 1-й и 2-й с обычными припевами, 3-й - с тропарем Л. с.); вместо Трисвятого - Οσοι ες Χριστν βαπτσθητε (        ); прокимен Пс 26. 1, Апостол - Евр 12. 28 - 13. 8, аллилуиарий со стихом Пс 92. 1, Евангелие - Ин 11. 1-45 (о воскрешении Лазаря), причастны: Пс 148. 1 и Пс 8. 3 (Ibid. P. 62-64). Т. о., в К-поле в IX-XI вв. Л. с. была днем совершения массового крещения. Истоки этой практики неясны, но, опираясь на свидетельство из гомилий Леонтия Византийского и Евтихия , патриарха К-польского, можно допустить, что она существовала уже в VI в. (подробнее см.: Allen. 1994). Если не соглашаться с гипотезой Толли, можно предположить, что крещение на Л. с. совершалось просто с целью несколько «разгрузить» всенощное бдение в Великую субботу, когда крестилась основная масса неофитов. В памятниках студийской традиции

http://pravenc.ru/text/Лазаревой ...

Вот главные случаи употребления этого термина. 1. Антифоны Псалтири Первая кафизма Псалтири, разделяясь, как и прочие, на три славы, удерживает, на языке нашего Типикона, за ними наименование «антифонов». Это объясняется тем, что или вся кафизма, или первая ее слава (первый антифон) поются в известные дни антифонно. 2. Антифоны изобразительные или вседневные Известные стихи псалмов, употребляясь в попеременном пении на литургии оглашенных, в самом ее начале, получили наименование или антифонов изобразительных 4 или антифонов вседневных 5 , к которым присоединяется потом и гимн «Единородный Сыне...» 3. Степенные антифоны Часть торжественной полиелейной утрени, являются подражаниями т.н. степенных псалмов, то есть 119 – 133 или «песней степеней». Эти песни пелись паломниками при восхождении на ступени Иерусалимского храма. Эти псалмы послужили темой наших степенных антифонов. Степенных антифонов, по числу гласов – 8. Каждый составлен из трех частей для каждого гласа, кроме 8, где четыре степенна. Эти песнопения аскетического содержания, в них говорится об очищении и исправлении души от страстей и греха. Поются они на особый напев. К каждому степенну присоединено в конце прославление Святого Духа. Автором их считают не Иоанна Дамаскина , а, скорее, св. Феодора Студита или же его брата Иосифа, архиепископа Солунского. По аскетическому содержанию они действительно больше соответствуют духу студийского направления в нашей гимнографии. 4. Праздничные антифоны Праздничные антифоны на литургии составлены из стихов разных псалмов, соответственно содержанию праздника. Эти стихи псалмов чередуются или с особыми припевами, «Молитвами Богородицы» и «Спаси ны, Сыне Божий», или с тропарем самого праздника. Ипакои Ипакои представляют собой одно из древнейших церковных песнопений. Во всяком случае, это самый древний гимнографический термин в истории христианства, по мнению Леклерка. Происходит это слово от греческого глагола υπακουο – прислушиваться, отвечать, откликаться, быть послушным.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/l...

Вход с Евангелием. Во время входа на Божественной литургии не следует возглашать диакону или иерею велегласно: «Господу помолимся», чтобы клир отвечал: «Господи, помилуй», а вход должен происходить во время чтения или пения 3-го антифона или Блаженн, и «Господу помолимся», как и молитва входа, говорится вполголоса. Такой же вход бывает на вечернях, на которых читается Евангелие. Так вход совершался в Большом Успенском соборе в Москве, да и Служебник и Чиновник ясно указывают говорить «Господу помолимся» едва слышно. Входное: «Приидите, поклонимся... Во святых дивен Сый поющия Ти: аллилуиа» (единожды). По входе тропари храму Христову или Богородицы, дню и храму святого, святому рядовому; затем кондак храму Христову, дню, храму святого, рядовому святому, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – кондак храму Богородицы, а если его нет, то «И ныне» – «Предстательство христиан». Если среда или пятница, то тропари «Спаси, Господи», затем храму Богородицы и храму святого и рядовому святому; кондаки дню «Вознесыйся на Крест»; храму святого, рядовому святому, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – храму Богородицы (храму Христову в эти дни тропарь и кондак не полагаются). Если же храм только Христов, то тропари храму, дню, рядовому святому; кондаки дню, рядовому святому, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – храму Христову. Если же храм только святого, то по входе тропари дню, храму святого, рядовому святому; кондак в среду и пяток дню, а в прочие дни храму святого, рядовому святому, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – «Предстательство христиан». Прокимен, Апостол, Евангелие и причастен дню; если положено святому, то после дневного читается и святому, Аллилуиа – пред Евангелием одному святому. Показанный здесь общий порядок вседневного служения является образцом для всех дней недели, кроме воскресенья, если в эти дни не случится праздника Господня, Богородицы, великого святого и храмового, имеющих бдение и полиелей. б) Служение святому, имеющему знак на 6 или славословие 9-й час по обычаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 1-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя. «Слава, и ныне» – светилен праздника. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 1-й: «Правыя веры...», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Господи, исполнити хотя...». По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст 1-го часа: «Иже во Иордане...». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святых. Кондак только праздника. На Литургии блаженны, от канона праздника, песнь 5-я – 4 (со ирмосом) и святителя, песнь 6-я – 4. На входе – «...во Иордане крестивыйся...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь праздника, тропарь святых; кондак святителя. «Слава» – ин кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святых; кондак праздника, кондак святителя. «Слава» – ин кондак святителя, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святых; кондак храма, кондак святителя. «Слава» – ин кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святых. Апостол и Евангелие – дня и святых (1 Кор., 151 зач.; Мф., 34 зач., от полу). Задостойник праздника. Отпуст: «Иже во Иордане...». В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени, в службе свт. Григория), свт. Феофана, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды), и свт. Григория, глас 5-й – 3. «Слава» – свт. Феофана, глас 1-й: «Отче Феофане богомудре...», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Трепеташе рука Крестителева...» (см. на «Господи, воззвах», в службе свт. Григория). Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами; см. в службе свт. Григория) . «Слава» – свт. Феофана, глас 5-й: «Преблаженне отче Феофане...», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Тебе, в Дусе и огни...» (см. в службе свт. Григория).

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-23/

По 6й песни – кондак и икос святителя, глас 1й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя. «Слава, и ныне» – светилен праздника. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 2й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 1й: «Правыя веры…», «И ныне» – праздника, глас 8й: «Господи, исполнити хотя…». По Трисвятом – тропарь святых, глас 4й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1й. Отпуст 1го часа: «Иже во Иордане…». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святых. Кондак только праздника. На Литургии блаженны, от канона праздника, песнь 5я – 4 (со ирмосом) и святителя, песнь 6я – 4. На входе – «…во Иордане крестивыйся…». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь праздника, тропарь святых; кондак святителя. «Слава» – ин кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святых; кондак праздника, кондак святителя. «Слава» – ин кондак святителя, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святых; кондак храма, кондак святителя. «Слава» – ин кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святых. Апостол и Евангелие – дня и святых (1 Кор., 151 зач.; Мф. от полу). Задостойник праздника. Отпуст: «Иже во Иордане…». В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 2й – 3 (см. на стиховне утрени, в службе свт. Григория), свт. Феофана, глас 1й – 4 (первая стихира – дважды), и свт. Григория, глас 5й – 3. «Слава» – свт. Феофана, глас 1й: «Отче Феофане богомудре…», «И ныне» – праздника, глас 4й: «Трепеташе рука Крестителева…» (см. на «Господи, воззвах», в службе свт. Григория). Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На стиховне стихиры праздника, глас 2й (со своими припевами; см. в службе свт. Григория) . «Слава» – свт. Феофана, глас 5й: «Преблаженне отче Феофане…», «И ныне» – праздника, глас 4й: «Тебе, в Дусе и огни…» (см. в службе свт. Григория).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010