Священник (настоятель) с крестом и диакон (а если есть, то и другие священники и диаконы) входят за преосвященным в алтарь чрез царские врата. Крест священник полагает на престоле. Настоятель и остальное духовенство прикладываются к престолу и подходят к архиерею от правой стороны престола по старшинству для принятия святительского благословения. Духовенство все разоблачается, кроме диакона (для затворения царских врат, когда архиерей будет выходить из храма) и настоятеля: настоятель в епитрахили сопровождает архиерея при осмотре им храма, алтаря и его священных принадлежностей.    Пред встречей своего епархиального архиерея священник должен освободить святой антиминс, сняв с него лежащее на нем Евангелие и поставив его, как обыкновенно, между антиминсом и дарохранительницей. Но самого антиминса не следует раскрывать; раскрывает его по входе в алтарь сам архиерей или по его указанию священник. Если преосвященный пожелает осмотреть запасные Святые Дары, то священник вынимает их с подобающим поклонением и благоговением, но не иначе, как предварительно надев поручи.    Когда архиерей будет благословлять собравшихся прихожан, певчие поют догматики или праздничные стихиры и ирмосы. При выходе преосвященного из храма опять бывает звон во все колокола. Глава XVI. Особенности совершения богослужения (литургии) священником в присутствии архиерея    Если архиерей, прибыв, остановился в данном приходе и будет присутствовать на богослужении, то настоятель прихода с вечера должен испросить благословения у архиерея на служение литургии и получить указание о времени благовеста и начала службы. (При этом архиерей дает указание, должна ли быть встреча ему в храме.) Если встречи не бывает, то архиерей проходит прямо в алтарь южными дверями. Если же бывает встреча (см. ниже, гл. 17), то при входе архиерея в храм, по обычаю, должны быть открыты царские врата.    Когда архиерей, благословив с амвона предстоящих в храме (певчие поют: «Ис полла эти, деспота»), войдет чрез царские врата в алтарь и, приложившись к престолу, станет на свое место, царские врата закрываются и служащие священник, диакон и члены причта подходят к преосвященному для принятия от него благословения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся» трижды, предначинательный псалом: «Благослови, душе моя, Господа...» Священник в это время читает светильничные молитвы. После предначинательного псалма священник, а где есть диакон, произносит здесь же, на солее, великую ектению; поется «Блажен муж...», и стихословится вся первая кафизма. После каждой славы – малые ектении три (о возгласах на них см. ниже, в чине всенощной). «Господи, воззвах» «Господи, воззвах» во глас Октоиха; стихиры на 10: воскресных три, Анатолиевых (восточных) 4 и святому рядовому три; если святому поется на 6 или полиелей, то стихиры воскресные три, восточных три и святому четыре; «Слава» святому, если есть, «И ныне»: догматик рядового гласа. Во время пения стихир совершается каждение алтаря, храма, клира и народа. Вход При пении догматика отверзаются царские врата и совершается вход с кадилом. Поется «Свете тихий», воскресный прокимен «Господь воцарися» четырежды. После этого затворяются царские врата. Читаются паремии, если случится святой с полиелеем. На солее священником или диаконом произносится ектения: «Рцем вси...» Чтец: «Сподоби, Господи, в вечер сей...». Священник или диакон произносят просительную ектению: «Исполним вечернюю молитву...» Стихиры на стиховне На стиховне воскресные стихиры. После «Ныне отпущаеши» тропарь воскресный, «Слава и ныне», Богородичен гласа; если же тропарь святому есть, то «Слава» ему, «И ныне»: Богородичен воскресный по гласу «Славы». При чтении «Ныне отпущаеши» царские врата открываются. После тропарей священник или диакон: «Премудрость». Лик: «Благослови». Священник: «Сый благословен». Лик: «Утверди...» Священник: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Лик: «Честнейшую». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...» Лик: «Слава Отцу.-». «Благослови»; священник в царских вратах произносит полный отпуст: «Воскресый из мертвых...» Лик поет «Многолетие». После этого царские врата и завеса закрываются. Малое повечерие По окончании вечерни сразу же начинается малое повечерие возгласом священника: «Благословен Бог наш...», на котором (повечерии) после чтения «Верую» поется канон «Богородичный» на ряду; по «Достойно есть» и «Трисвятом» кондак воскресный; отпуст малый пред царскими вратами и «Многолетие».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Возглас: «Благословено Царство...». Обычное начало (с «Царю Небесный...»), псалом 103-й (священник читает светильничные молитвы ). Великая ектения. Кафизмы нет. «Господи, воззвах», глас 1-й. В это время заканчивается проскомидия, и совершается каждение всего храма. Примечание. «Господи, воззвах поем во глас 1-й. Иерей же и диакон отшедше творят проскомидию. И ставим стихов 8, и поем стихиры воскресны 4, глас 1-й: Вечерния наша молитвы: В тоже время кадит диакон. И Триоди самогласны 3, глас 8-й, на 4» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера»). «Таже, Господи, воззвах, во глас 1-й. Обители же священницы и диакони вси, достигшу стиху, глаголющу: Падут во мрежу свою: полагающе поклон, отходят, и облачатся и сии во одежди, и творят проскомидию» (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Субботу вечера»). На «Господи, воззвах» стихиры Триоди на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и Великой Субботы, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Днешний день...», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...». Вход с Евангелием (перед Плащаницей). «Свете Тихий». Прокимна нет. Царские врата затворяются, и тотчас начинается чтение 15 паримий Триоди (по традиции, перед Плащаницей). Примечание. «Прокимен не глаголется: Но абие иерей, или диакон, Премудрость. И начинает чтец чтения дне Триоди по чину их. Всех же чтений 15» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера»). Сначала читаются 1–6 паримии. В конце 6-й паримии, на словах: «И рекоша глаголюще», царские врата, по традиции, отверзаются. Чтец возглашает: «Поим Господеви». Певцы поют на 5-й глас: «Славно бо прославися». Чтец возглашает следующие стихи из песни пророка Моисея, певцы на оба лика после каждого стиха поют: «Славно бо прославися». После всех стихов, чтец: «Слава...». Певцы: «Славно бо прославися». Чтец: «И ныне...». Певцы: «Славно бо прославися». И в заключение сам чтец поет: «Славно бо прославися». Царские врата затворяются. Читаются 7–15 паримии. В конце 15-й паримии, на словах: «Благословен еси на тверди небесней, и препетый, и превозносимый во веки», царские врата, по традиции, отверзаются, и поется песнь трех отроков (в таком же порядке, как исполнялась по 6-й паримии песнь пророка Моисея). Поется: «Господа пойте и превозносите во вся веки»; далее чтец возглашает стихи песни, а певцы к каждому стиху припевают: «Господа пойте и превозносите Его во веки». К стиху «Да благословит земля» должно петь: «Господа да поет и превозносит Его во веки». После стиха «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа» следует петь: «Господа поем и превозносим Его во веки». Затем чтец: «И ныне». Певцы: «Господа пойте и превозносите Его во веки». Последний стих, по традиции, поет сам чтец: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки».

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-04/

О чиноположении церковном Глава I. О бдениях, бываемых в Господские и Богородичные праздники. В семь часов вечера начинается благовест ко всенощному бдению, который продолжается 10 минут; затем бывает обычный звон во все колокола. В это время очередный иеромонах и иеродиакон полагают три поясных поклона пред царскими вратами, кланяются народу и входят в алтарь, иеромонах – южной дверью, а иеродиакон – северной. Здесь они прикладываются к св. престолу, испрашивают на начало всенощной благословение у настоятеля и отверзают царские врата. Иеромонах бывает облачен только в мантию и епитрахиль, иеродиакон в мантию. По совершении каждения в алтаре, служащие выходят оттуда, иеромонах в царские врата, а иеродиакон в северные; обратясь к народу, иеродиакон восклицает: «востаните!» Сидевшие до того братия и народ востают. Иеромонах с иеродиаконом кадит на местный образ Спасителя и правую сторожу иконостаса, затем на местный образ Богоматери и левую сторону иконостаса, праздничный образ на аналое, посем певчих на правом и левом клиросе по дважды, весь храм и предстоящих. По каждении иеромонах, пришедши пред царские врата, возглашает: «Господи благослови» и кадит престол, на местные и праздничную иконы. затем, став в царских вратах, назнаменут крестообразно кадилом и возглашает: Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей и Нераздельней Троице и проч. Уставщик отвечает: Аминь, и начинают петь: Приидите поклонимся..., и 103-й псалом: Благослови, душе моя Господа... От слов: Господи, Боже мой, возвеличился еси зело начинают петь певчие попеременно. При окончании псалма, выходит служащий иеромонах пред царские врата для чтения светильничьих молитв, а во время пения Аллилуия выходит один иеродиакон и вместе с иеромонахом пред царскими вратами творят три поклона, кланяются друг другу, после чего иеромонах отходит в алтарь, а иеродиакон начинает большую ектению: Миром Господу помолимся... Певчие протяжно поют: Господи помилуй. По окончании ектении, иеродиакон делает поклон пред царскими вратами, кланяется настоятелю, затем становится пред наместным образом Господа Вседержителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священник (настоятель) с крестом и диакон (а если есть, то и другие священники и диаконы) входят за преосвященным в алтарь чрез царские врата. Крест священник полагает на престоле. Настоятель и остальное духовенство прикладываются к престолу и подходят к архиерею от правой стороны престола по старшинству для принятия святительского благословения. Духовенство все разоблачается, кроме диакона (для затворения царских врат, когда архиерей будет выходить из храма) и настоятеля: настоятель в епитрахили сопровождает архиерея при осмотре им храма, алтаря и его священных принадлежностей. Пред встречей своего епархиального архиерея священник должен освободить святой антиминс, сняв с него лежащее на нем Евангелие и поставив его, как обыкновенно, между антиминсом и дарохранительницей. Но самого антиминса не следует раскрывать; раскрывает его по входе в алтарь сам архиерей или по его указанию священник. Если преосвященный пожелает осмотреть запасные Святые Дары, то священник вынимает их с подобающим поклонением и благоговением, но не иначе, как предварительно надев поручи. Когда архиерей будет благословлять собравшихся прихожан, певчие поют догматики или праздничные стихиры и ирмосы. При выходе преосвященного из храма опять бывает звон во все колокола 118 . Глава XVI. Особенности совершения богослужения (литургии) священником в присутствии архиерея Если архиерей, прибыв, остановился в данном приходе и будет присутствовать на богослужении, то настоятель прихода с вечера должен испросить благословения у архиерея на служение литургии и получить указание о времени благовеста и начала службы. (При этом архиерей дает указание, должна ли быть встреча ему в храме.) Если встречи не бывает, то архиерей проходит прямо в алтарь южными дверями. Если же бывает встреча (см. ниже, гл. 17), то при входе архиерея в храм, по обычаю, должны быть открыты царские врата. Когда архиерей, благословив с амвона предстоящих в храме (певчие поют: «Ис полла эти, деспота»), войдет чрез царские врата в алтарь и, приложившись к престолу, станет на свое место, царские врата закрываются и служащие священник, диакон и члены причта подходят к преосвященному для принятия от него благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Царские врата. Кон. XV – нач. XVI в. (Русский музей, Санкт-Петербург) Царские врата на Литургии Хотя обычай закрытия царских врат во время Литургии достаточно древний (упоминания о нем встречаются в источниках начиная с XI в. 831 ), он не может быть признан оправданным с точки зрения литургического богословия древней Церкви. В XI веке появляется теория о том, почему миряне не должны видеть совершение Евхаристии. Никита Стифат объясняет это иерархической структурой Церкви: в алтаре должны находиться только священнослужители, пространство перед алтарем зарезервировано для монахов и низших иерархических чинов, а вдали от алтаря должны находиться миряне, которым непозволительно взирать на совершение таинства 832 . Будучи поклонником Дионисия Ареопагита , Никита Стифат приложил ареопагитское учение об иерархии к богослужебному чинопоследованию. Однако такое противопоставление мирян духовенству было совершенно чуждо духу евхаристического благочестия древней Церкви; нет этого противопоставления и в самом тексте Литургии. Напротив, все члены общины воспринимались как «царственное священство», и все призывались к полноценному участию в Евхаристии. Теория Никиты Стифата не выдерживает критики уже потому, что обычай закрывать царские врата никогда не превратился в универсальный. Тот факт, что царские врата остаются открытыми при архиерейском служении и в дни Пасхальной седмицы, свидетельствует о том, что никакого принципиального запрета мирянам взирать на совершение таинства Евхаристии и на причащение священнослужителей не существует. В сочетании с тайным чтением евхаристических молитв обычай служения Евхаристии за закрытыми царскими вратами лишь создает дополнительную преграду между мирянами и духовенством. В этом смысле обычай служения Литургии с открытыми царскими вратами следует признать более соответствующим изначальному смыслу и содержанию Евхаристии 833 . 4. Символ веры После возгласа «Двери, двери» поется (в практике Греческой Церкви читается) Никео-Цареградский Символ веры . В «Церковной истории» Феодора-чтеца упоминается о том, что патриарх Константинопольский Тимофей (511–518) приказал, чтобы «символ 318 отцов» читался за каждым евхаристическим богослужением 834 . Таким образом, в Литургию Символ веры вошел лишь в VI веке, хотя сформулирован был в том виде, в каком ныне употребляется в Литургии, на I и II Вселенских Соборах, проходивших соответственно в Никее в 325 и в Константинополе в 381 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И опять возглас: «Яко да под Державою Твоею всегда храними Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». После этого возгласа дьякон уходит в алтарь и отверзает царские врата, берет кадило и начинает полное каждение: сначала кадит престол, алтарь, жертвенник и весь алтарь, потом выходит на солею через царские врата. Здесь есть некая особенность, очень характерная. Диакон, покадивши алтарь, сразу выходит через царские врата на солею и кадит иконостас, он как бы заканчивает каждение алтаря каждением иконостаса, а потом возвращается в алтарь, кадит священника или священников, которые находятся в алтаре, затем снова возвращается на амвон и только после этого кадит клиросы и народ. Эта особенность не случайна. Она здесь символизирует, что открытые царские врата соединяют нас с Небом, здесь уже как бы алтарь соединен со всем храмом, уже он не отдельно здесь присутствует, и Царство Божие пришло уже к нам. Поэтому каждение иконостаса — это как бы каждение всего храма, не отдельно алтаря и храма, а весь храм кадится, а потом уже только кадится священник и все люди — тоже вместе. Такое каждение совершается дважды во время литургии — во время чтения Апостола, и в этот момент. Пока диакон кадит, он должен читать 50-й псалом про себя, а священник в это время читает особенную молитву: «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Царю славы; еже бо служити Тебе велико и страшно и самем Небесным Силам. Но обаче, неизреченнаго ради и безмернаго Твоего человеколюбия, непреложно и неизменно был еси Человек, и Архиерей нам был еси, и служебныя сея и Безкровныя Жертвы священнодействие предал еси нам, яко Владыка всех: Ты бо един, Господи Боже наш, владычествуеши Небесными и земными, Иже на Престоле Херувимсте носимый, Иже Серафимов Господь и Царь Израилев, Иже един Свят и во святых почиваяй. Тя убо молю, единаго Благаго и Благопослушливаго: призри на мя, грешнаго и непотребнаго раба Твоего, и очисти мою душу и сердце от совести лукавыя, и удовли мя, силою Святаго Твоего Духа, облеченна благодатию священства, предстати святей Твоей сей трапезе и священнодействовати Святое и Пречистое Твое Тело и Честную Кровь. К Тебе бо прихожду, приклонь мою выю и молю Ти ся, да не отвратиши лица Твоего от мене, ниже отринеши мене от отрок Твоих. Но сподоби принесенным Тебе быти, мною грешным и недостойным рабом Твоим, даром сим: Ты бо еси приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Священник благословляет: Благословен вход святых Твоих, Господи . Диакон: Аминь. И вновь кадит предстоятеля, по окончании пения стихиры, начертав в воздухе кадильницей крест, возглашает: Премудрость, прости. Входит Царскими вратами в алтарь, кадит Престол и горнее место, встает с левой стороны Престола, лицом на запад. Лик: Свете тихий: Священник целует на Царских вратах святые иконы, благословляет свещеносца, входит в алтарь, целует Престол и становится на горнем месте (лицом на запад). Диакон: Вонмем. Священник: Мир всем. Чтец: И духови твоему. Диакон : Премудрость. Чтец: Прокимен, глас: (название гласа), поет прокимен, затем произносит первую половину прокимна, а лик поет вторую половину прокимна. Диакон: Премудрость. Чтец: Бытия чтение. Диакон: Вонмем, и закрывает Царские врата. Чтец читает паремию. По прочтении паремии Царские врата отверзаются. Диакон: Вонмем. Чтец: Прокимен, глас: (название гласа), произносит самый прокимен. Лик поет прокимен. Чтец говорит стих. Лик повторяет пение прокимна. Чтец говорит первую половину прокимна. Лик заканчивает пение прокимна. Диакон, обращаясь к священнику. Повелите. Священник при служении без диакона слово: Повелите – не произносит. Священник берет в руки кадило и возжженную свечу, назнаменуя крест, возглашает, зря на восток: Премудрость, прости. Затем, обратившись на запад, осененяя молящихся свечой и кадилом, произносит: Свет Христов просвещает всех. Царские врата закрываются. Чтец: Притчей чтение. Диакон: Вонмем. Чтец читает вторую паремию из книги Притчей. По окончании чтения паремии, Священник: Мир ти. Диакон открывает Царские врата и возглашает: Премудрость. Чтец, став пред Царскими вратами за амвоном становится на колени (по Уставу), поет избранные стихи 140 – го псалма: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою: воздеяние руку моею жертва вечерняя. Лик: Да исправится молитва моя: Чтец поет: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Лик: Да исправится молитва моя:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Возглас: «Благословено Царство…». Обычное начало (с «Царю Небесный…»), псалом 103-й (священник читает светильничные молитвы ). Великая ектения. Кафизмы нет. «Господи, воззвах», глас 1-й. В это время заканчивается проскомидия, и совершается каждение всего храма. Примечание. «Господи, воззвах поем во глас 1-й. Иерей же и диакон отшедше творят проскомидию. И ставим стихов 8, и поем стихиры воскресны 4, глас 1-й: Вечерния наша молитвы: В тоже время кадит диакон. И Триоди самогласны 3, глас 8-й, на 4» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера»). «Таже, Господи, воззвах, во глас 1-й. Обители же священницы и диакони вси, достигшу стиху, глаголющу: Падут во мрежу свою: полагающе поклон, отходят, и облачатся и сии во одежди, и творят проскомидию» (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Субботу вечера»). На «Господи, воззвах» стихиры Триоди на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и Великой Субботы, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Днешний день…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу…». Вход с Евангелием (перед Плащаницей). «Свете Тихий». Прокимна нет. Царские врата затворяются, и тотчас начинается чтение 15 паримий Триоди (по традиции, перед Плащаницей). Примечание. «Прокимен не глаголется: Но абие иерей, или диакон, Премудрость. И начинает чтец чтения дне Триоди по чину их. Всех же чтений 15» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера»). Сначала читаются 1–6 паримии. В конце 6-й паримии, на словах: «И рекоша глаголюще», царские врата, по традиции, отверзаются. Чтец возглашает: «Поим Господеви». Певцы поют на 5-й глас: «Славно бо прославися». Чтец возглашает следующие стихи из песни пророка Моисея, певцы на оба лика после каждого стиха поют: «Славно бо прославися». После всех стихов, чтец: «Слава…». Певцы: «Славно бо прославися». Чтец: «И ныне…». Певцы: «Славно бо прославися». И в заключение сам чтец поет: «Славно бо прославися». Царские врата затворяются. Читаются 7–15 паримии. В конце 15-й паримии, на словах: «Благословен еси на тверди небесней, и препетый, и превозносимый во веки», царские врата, по традиции, отверзаются, и поется песнь трех отроков (в таком же порядке, как исполнялась по 6-й паримии песнь пророка Моисея). Поется: «Господа пойте и превозносите во вся веки»; далее чтец возглашает стихи песни, а певцы к каждому стиху припевают: «Господа пойте и превозносите Его во веки». К стиху «Да благословит земля» должно петь: «Господа да поет и превозносит Его во веки». После стиха «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа» следует петь: «Господа поем и превозносим Его во веки». Затем чтец: «И ныне». Певцы: «Господа пойте и превозносите Его во веки». Последний стих, по традиции, поет сам чтец: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Возглас после великой ектении «Яко подобает Тебе…» делает первый сослужащий, стоя на своем месте у престола, а после возгласа кланяется архиерею чрез открытые царские врата. Одновременно с ним кланяется архиерею и второй сослужащий священник (стоящий на середине храма) и затем, северной дверью войдя в алтарь, подходит к передней стороне престола, целует его, кланяется чрез открытые царские врата архиерею и становится на свое место с левой стороны престола. Второй священник произносит возглас после малой ектении («Яко Твоя держава…»), после которого также кланяется архиерею чрез царские врата. Вместе с поклонением второго сослужащего кланяются и все остальные священники, находящиеся посреди храма, и входят в алтарь (стоявшие на правой стороне входят южной дверью, а стоявшие на левой — северной дверью). Приложившись к престолу и поклонившись чрез царские врата архиерею, все становятся у престола на свои места. Возглас после второй малой ектении «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси…» произносит третий сослужащий, обычно кланяясь архиерею. Перед малым входом первый сослужащий, вместе с протодиаконом помолившись спереди престола и поклонившись архиерею, вручает протодиакону Евангелие. После этого к первому сослужащему подходит второй, а прочие священники со своих мест, целуют престол и кланяются архиерею. Все выходят из алтаря северной дверью (священники в порядке старшинства — впереди за протодиаконом с Евангелием первый сослужащий и т. д.) и идут один за одним, обходя облачальное место, кроме священников, стоящих на левой стороне. И занимают на середине храма свои обычные места, на которых стояли при начале литургии. По возгласе протодиакона «Премудрость, прости» все поют «Приидите, поклонимся…» и кланяются на осенение архиерея трикирием и дикирием. После осенения всего предстоящего народа, первые двое сослужащих приближаются к преосвященному для поддержания его, когда он будет сходить с кафедры и всходить на ступени амвона. Остальные священники попарно следуют за архиереем до солеи (старшие впереди).

http://pravoslavie.ru/2343.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010