Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance фото СПДА В Царстве Пресвятой Троицы Беседы о литургии. Часть 2 6 мин., 27.05.2015 Текст божественной литургии  В древности в Константинополе, всегда бывшем образцом для провинциальных приходов, в дни крупных церковных праздников люди не сразу собирались в центральном храме святой Софии на литургию, а сначала обходили с крестным ходом почитаемые храмы и святыни города. Там возносили короткие молитвы, а между остановками пели псалмы по строчкам, с припевами. На остановках диакон призывал всех помолиться снова и снова («паки и паки»), а епископ читал молитву, благословляя собравшихся. Сама литургия начиналась уже с пения Трисвятого, когда епископ с участниками крестного хода и ожидающими его в притворе храма людьми входил в центральную часть храма Святой Софии. Впоследствии эти псалмы вошли в богослужение уже и в те дни, когда крестного хода перед литургией не было. Так исторически появились наши антифоны (это слово можно перевести как «попеременно поющиеся стихи), то есть стихи из 102, 145 и других псалмов, которые до сих пор и поются в начале литургии. Литургия, богослужение, за которым мы причащаемся святых Христовых Таин. Это самое главное, ради чего христиане собираются в храм. Сам Бог заповедал нам причащаться, вспоминая Его ради нашего спасения: «Взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк, 22: 19, 20). Не случайно, что она начинается торжественным прославлением Бога. Бога Единого в Святой Троице. Стоя перед престолом, священник изображает над ним знак креста напрестольным Евангелием – большой, украшенной и предназначенной для чтения в Церкви книгой – и торжественно возглашает: «Благословено Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». Храм наполняется светом паникадил, в особо праздничные дни открываются Царские врата. Хор от имени всех нас, молящихся в храме, отвечает древним библейским подтверждением истины – «Аминь!».

http://foma.ru/v-tsarstve-presvyatoy-tro...

с) Когда воспевают: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу...» и ты прославляй преблаженную и пренепорочную Матерь Христа Бога нашего; моли Ее, да ходатайствует Она о тебе пред престолом Царя и Бога нашего, вместе со всеми святыми. т) По возгласу священнодействующего: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, небеснаго Бога Отца...» и ты, как усыновленный Богу Отцу чрез Единородного Сына Его, Спасителя мира молись Ему, с сыновним дерзновением, как научил нас молиться Сын Божий, Иисус Христос. Предлежащая на престоле Жертва, Самим Христом принесенная Богу за живых и умерших, приближает нас к Богу и дает дерзновение с детскою преданностью и упованием молить Его как всеблагого и чадолюбивого Отца и Подателя всех даров благих. Он, по ходатайству Сына Своего, дарует блага всем просящим у Него, ибо Его есть царство и сила и слава. у) Слышишь: «Святая святым, – един свят, един Господь, Иисус Христос»: помни, что «По примеру призвавшего вас Святого» и мы должны быть святы во всем житии. «Ибо написано: будьте святы потому что Я свят» ( 1Петр.1:15–16 ), сколько доступно сие немощи естества нашего. ф) Когда отверзаются Царские врата, видишь Святые Дары и слышишь: «Со страхом Божиим и верою приступите»; – со страхом и верою поклонись и ты Святым Дарам, как Самому Христу Спасителю, умершему за нас, в третий день воскресшему и явившемуся ученикам Своим, и прославь Царя Христа: «Благословен грядый во имя Господне: Бог Господь и явися нам!» – Если не приступаешь к святому причащению, то осуди внутренне свое недостоинство, не допускающее тебя к святейшим тайнам Тела и Крови Господней, и прославь беспредельную благость Христа Спасителя, всегда призывающего всех к Его Божественной трапезе. х) Опять видишь Святые Дары, с престола переносимые на жертвенник и являемые в Царских вратах: в этом перенесении св. Таин является тебе образ вознесения Христа Спасителя на небо. Созерцая это, устремляй взор души твоей на небо к вознесшемуся Господу и моли Его: «Вознесыйся на небеса Христе Боже наш, вознеси ум наш, еже оставивши нам плотские мудрования и земные попечения, Твоим всегда внимати и последовати спасительным повелениям. Исполни уста наши хваления Твоего, яко да поем славу Твою; утверди нас во Твоей святыни, вся дни поучатися правде Твоей, аллилуиа!»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником», но получил эту славу от Отца ( Евр.5:1–6 ). Однако священство Христа – не по чину Аарона, а по чину Мелхиседека, царя Салимского ( Евр.7:11 ). Упоминаемый в Библии Мелхиседек, который вышел навстречу Аврааму с хлебом и вином в руках ( Быт.14:18 ), является одним из самых загадочных персонажей Библии. Апостол Павел пишет о нем: «Ибо Мелхиседек, царь Салимский… без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священ- Прав. Мелхиседек. Роспись церкви Успения Богородицы монастыря Грачаница, Сербия. Ок. 1320 г. ником навсегда» ( Евр.7:1–3 ). Он – прообраз истинного Первосвященника, «прошедшего небеса» ( Евр.4:14 ), «пребывающего вечно и имеющего священство непреходящее» ( Евр.7:24 ). В рассматриваемой нами молитве ничего не говорится ни о Мелхиседеке, ни о разнице между Аароновым священством и священством Христа. Напротив, Евхаристия мыслится как прямое продолжение того ветхозаветного культа жертвоприношений, в котором участвовали Авель, Ной, Авраам, Моисей и Аарон, Самуил. Имя Мелхиседека ни разу не будет упомянуто в молитвах Литургии Василия Великого , однако учение апостола Павла о священстве Христа, несомненно, известно автору этой Литургии: оно как бы незримо пронизывает собой все ее молитвы. Евхаристия является той единственной жертвой, которая необходима для спасения и которая заменяет все ветхозаветные жертвоприношения и всесожжения. Церковная община при совершении Евхаристии являет собой «дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» ( 1Пет.2:5 ). Прор. Моисей и праотец Аарон. Царские врата. Монастырь вмц. Екатерины на Синае. 1200–1250 гг. Третья часть молитвы В то же время, совершая Евхаристию, церковная община продолжает дело апостолов. Об этом говорится в заключительном разделе молитвы приношения: Якоже приял еси от святых Твоих апостол истинную сию службу, сице и от рук нас, грешных, приими Дары сия по благости Твоей, Господи, яко да, сподобльшеся служити без порока святому Твоему жертвеннику, обрящем мзду верных и мудрых строителей в день страшный воздаяния Твоего праведнаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Устрояем ли мы постом и подвигами аскетическими по мере сил из тела своего мощи? Ведь образование святых мощей – это не только результат, но и процесс всей жизни, угодной Богу. Или же, наоборот, лампадка на престоле давно потухла, елей весь высох, окна выбиты, а потолок провалился, засыпав храм мусором. И в нем вместо святых Ангелов крысы и тараканы поселились. Вот какой, мне кажется, вопрос должен задать каждый из нас в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. В каком состоянии находится мой внутренний храм? Да, внешне большинство из нас красивы, ухожены и благообразны. Но таковы ли мы внутренне? Не наполнены ли мы мерзостью и нечистотами? И, скорее всего, наполнены. Тогда нам нужно с Божьей помощью браться за труд подвижнический по очищению души и тела от скверны. Как? Ответ на это дает сама Пресвятая Богородица. Какую жизнь Она вела при Иерусалимском храме? Молитва, труд, пост, участие в богослужениях, добрые дела милосердия. И святой Ангел носил ей пищу. Над нами же склонился не Ангел, но сам Господь. И каждое воскресение отверзаются Царские врата, и Он появляется, чтобы причастить нас Своих Тела и Крови и соединить нас с Собою, даровать нам жизнь. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу Его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и я в Нем» (Ин. 6:53–56). Какие великие и ужасные слова! Как они должны побуждать нас к действию – к участию в Таинстве Евхаристии. Они словно царь-колокол, звучащий по всей Вселенной и призывающий верных на Литургию. Пусть же Господь молитвами Пресвятой Богородицы и всех святых поможет нам правильно войти в Рождественский пост, сделать первый шаг по дороге к храму – заглянуть внутрь и осознать всю глубину падения, разверзающуюся пропасть греха. Это осознание поможет душе, как маленькой девочке, вспорхнуть и поспешить к Богу – в Его любящие и широко раскрытые объятия!

http://pravoslavie.ru/99139.html

Фомино Воскресенье (Антипасха) Каждый день пасхальной недели, называемой Светлой Седмицей , служится пасхальная Литургия с крестным ходом. Царские врата алтаря и дьяконские двери остаются всё время открытыми. В субботний же вечер наступает второе воскресенье после Пасхи, посвящённое воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день. Надо сказать, что число «восемь» имеет огромное значение как в еврейском, так и в христианском духовном Предании. Число «семь» завершает земное время. Суббота, последний, седьмой день недели, является благословенным днём покоя в этом мире, а первый день недели, день «после субботы», выделен во всех Евангелиях как день Христова Воскресения и, следовательно, как «восьмой день», который лежит за пределами этого мира, он обозначает жизнь мира грядущего, день вечного покоя Царства Божьего (см. Евр.4 ). Таким образом, воскресенье после Пасхи становится восьмым днём пасхальной радости, последним днём Светлой Недели. Поэтому оно называется «Антипасха» (т. е. «вместо Пасхи»), и именно в этот день в ранней Церкви новокрещённые христиане снимали с себя светлую крещальную одежду и заново вступали в мирскую жизнь. Весь смысл этого дня открывают нам слова Евангелия: Потом (Господь) говорит Фоме: подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорил ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. ( Ин.20:27–29 ) Мы не видели Господа своими глазами и не ощущали Его воскресшего Тела своим прикосновением, но зато во Святом Духе мы видели, ощущали и вкушали Слово Жизни, и, таким образом, мы веруем. На каждой из будничных служб, до Вознесения Господня, мы поём пасхальный тропарь. На каждой из воскресных служб, начиная с Антипасхи, мы поём пасхальный канон и повторяем празднование «первого дня недели». На всех Литургиях апостольские чтения берутся из Книги Деяний, рассказывающей нам о первохристианах, живших в общении с воскресшим Господом; а все евангельские – из Евангелия от Иоанна, которое считается написанным в первую очередь для новокрещённых, потому что во всех «знамениях» Господних (как называет Евангелист Его чудеса), используются вещества, входящие также и в совершение таинств: хлеб, вино и вода. Поэтому каждое воскресенье после Фомина (кроме третьего) посвящено воспоминанию одного из этих «знамений». Жёны мироносицы

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Царские врата закрываются Священник, помолившись, говорит диакону: «Диакон, приступи». Диакон, подходя, говорит: «Преподай мне, Владыка, Драгоценное и Святое Тело Господа и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа». Священник, называя его по имени, подает часть Тела Христова и говорит: «Священнодиакону преподается Драгоценное и Святое, и Пречистое Тело Господа, Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа, для получения прощения грехов и вечной жизни». Берет для себя часть Святого Тела и говорит: «Драгоценное и Пресвятое Тело Господа, и Бога и Спасителя вашего Иисуса Христа преподается мне (имя) священнику, для получения прощения грехов моих и для вечной жизни». Затем молятся. «Верую, Господи, и исповедую, что Ты действительно Христос, Сын Бога живого, пришедший в мир грешников спасти, из которых первый я. Еще верую, что сие есть самое пречистое Тело Твое и сие есть самая драгоценная Кровь Твоя. Молюсь Тебе: помилуй меня и прости мне грехи мои вольные и невольные, которые были сделаны мною словом и делом; сознательно и безсознательно; и удостой меня неосужденно причаститься Пречистых Твоих Тайн, для получения прощения грехов и жизни вечной». «Сыне Божий, сделай меня сегодня участником Твоей таинственной Вечери; да не открою я тайны врагам Твоим и не дам Тебе такого лобзания, какое дал Иуда, но, как благоразумный разбойник, исповедую Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». «Чтобы не в наказание или осуждение послужило мне причащение Св. Твоих Таин, Господи, но для исцеления души и тела. Аминь». Священник и диакон, прочитав молитву, причащаются Тела Христова. Затем священник берет Чашу и говорит: «Причащаюсь я, раб Божий, священник (имя) Драгоценной и Святой Крови Господа и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа, для получения прощения грехов моих и для вечной жизни. Аминь». Трижды принимает Кровь Христову из Святой Чаши, произнося: «Во имя Отца» и «Сына» и Святаго Духа». По причащении говорит: «Вот прикоснулось к устам моим, отнимет беззакония мои и грехи мои очистит».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не по беззакониям нашим сотворил нам и не по грехам нашим воздал нам. Потому что Он знает состав наш: дни человека как трава, как цвет полевой, пройдет над ним ветер – и нет его. Благословите Господа все дела Его. Благослови, душа моя, Господа» ( Псал. 102 ). После первого антифона диакон произносить малую ектенью, для возбуждения внимания верующих, а священник славит Господа Бога, Вседержителя: «Яко Твоя держава и Твое есть царство и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа». Затем начинается пение второго антифона или псалма Давида: «Хвали, душа моя, Господа. Буду хвалить Господа всю жизнь мою, буду петь Богу моему, пока существую. Не надейтесь на князей и сынов человеческих, в которых нет спасения. Выходит из человека дух, возвращается он в землю – и тотчас исчезают все замыслы его. Блажен, у кого надежда на Господа Бога его, Который сотворил небо и землю и все, что в них. Господь разрешает узников, отверзает очи слепых, любит праведных, хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову и ниспровергает путь нечестивых. Господь – Царь во веки, Бог твой, Сионе, в род и род» ( Псал. 145 ). По окончании второго антифона поется глубоко трогательная песнь, в которой мы, прославляя Господа нашего Иисуса Христа, воплотившегося и пострадавшего ради нашего спасения, просим Его спасти нас: «Единородный Сын и Слово Божие! Ты, бессмертный, ради нашего спасения благоволил принять на Себя человеческое естество от святой Богородицы и Приснодевы Марии, претерпеть страдания и крестную смерть и тем разрушить нашу смерть. Ты, единый из лиц Святой Троицы, так же чтимый, как Отец и Святой Дух, спаси нас!» После малой ектеньи, оканчивающейся возгласом: «Яко благ и человеколюбец Бог еси и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу»... царские врата открываются, читаются или поются молитвы благоразумного разбойника: во царствии Твоем помяни нас, Господи, – и изречения из нагорной беседы Спасителя о путях к блаженству. В этих изречениях слышим учение Самого Господа Иисуса Христа о тех высоких качествах, которые необходимы для человека, желающего получить спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Эту последовательность можно описать и так. Вначале, как основа всего, – собрание, и, значит, единство, но не по какому-то человеческому, земному и потому неизбежно ограниченному принципу, а в Боге и для Бога, для встречи с Ним, ибо в Боге, во Христе – единство любви. И это потому, что Христова заповедь о любви – первая и основоположная заповедь для Церкви. Где нет любви, где действует и собирает нелюбовь, там нет Бога и Христа, сколько бы ни было там «религиозных обрядов». Об этом мы должны напоминать себе неустанно, ибо в самой религии может восторжествовать, и так часто, увы, торжествует наш эгоизм, наша обращенность на себя. И тут на все времена даны удивительные слова апостола Павла из Первого послания к коринфянам: Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, то нет мне в том никакой пользы ( 1Кор.13: 2–3 ). Итак, сперва любовь и потому единство, и потому собрание, затем молитва, и это, как мы уже знаем, молитва любви, объемлющая собою и Церковь , и весь мир, затем слово Божие – учение о Христе, речения Самого Христа, в которых Его благая весть, Его заповеди, Его призыв, и все это снова и снова как безмерная, нескончаемая любовь, обращенная на нас и нам даруемая. И вот теперь приношение, дар – наша жертва Христу и Богу. Я начал с единства, собрания и любви, Божественной и человеческой, потому что только по отношению к ним, только в их свете возможно понять подлинный смысл этого приношения, этой жертвы. Ибо очень многие, в том числе верующие, не понимают смысл этого акта, не чувствуют в нем нужды. Поэтому нужно спросить: что происходит, когда медленно, при торжественном пении хора выносит священник боковыми дверями алтаря Святые Дары – хлеб и вино, а затем снова вносит их через царские врата в алтарь и полагает на престоле? В чем смысл этого, как называет его Церковь , Великого входа? Если это наш дар Богу, то для чего он нужен? Язычники, те хотя бы воображали Бога каким-то ненасытно-жадным деспотом и приносили ему то, что сами считали наиболее драгоценным, – золото, серебро, лучших животных и даже людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Яко у Господа милость, и многое у Него избавление, и Той избавит Израиля от всех беззаконий его. Ибо у Господа милость, и велико у Него избавление, и Он избавит Израиль от всех беззаконий его. На 2: Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие. на 2: Хвалите Господа все народы, восхвалите Его, все племена. Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век. Ибо утвердилась милость Его на нас, и истина Господня пребывает вовек. Слава: Святаго минеи. И ныне: Богородичен. Слава: Стихира И ныне: Богородичен Под праздники во время пения заключительной стихиры открываются Царские врата и совершается вход с кадилом. Молитва входа Иерей: Вечер, и заутра, и полудне, хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех: исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою, и не уклони сердец наших в словеса или в помышления лукавствия, но избави нас от всех ловящих души наша, яко к Тебе, Господи, Господи, очи наши, и на Тя уповахом, да не посрамиши нас, Боже наш. Священник: Вечером, и утром, и в полдень, восхваляем, благословляем, благодарим и молимся Тебе, Владыка всех, человеколюбивый Господи! Направь молитву нашу как фимиам пред лицо Твоё и не дай уклониться сердцам нашим к словам или помыслам порочным, но избавь нас ото всех, уловляющих души наши, ибо к Тебе, Господи, Господи, очи наши, и на Тебя мы уповаем, да не постыдишь нас, Боже наш. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. Диакон: Благослови, владыко, святый вход. Диакон: Благослови, владыка, святой вход! Священник благословляя, глаголет: Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Священник: Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков. И возглашает диакон: Премудрость, прости. Диакон, изображая крест кадилом, возглашает: Премудрость! Станем благоговейно!

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vsenoshhn...

Диакон облачается (см. стр. 13): подносит к священнику стихарь с орарем и принимает от него благословение; открывает св. престол, отверзает завесу царских врат и ожидает времени произнесения великой ектении. Перед ектенией выходит из алтаря северною дверью к царским вратам и, по окончании псалма и светильничных молитв, делает поклон иерею, становится на амвон и говорит ектению, делая поясной поклон после каждого прошения и держа возвышенно орарь тремя пальцами правой руки во время произнесения каждого прошения. Прошения произносит громко, внятно и неспешно, так, чтобы все молящиеся в храме могли без усилия услышать и понять их; начиная произнесение только по окончании пения. По окончании ектении (см. стр. 22), входит в алтарь южною дверью, делает поклон св. престолу и иерею и становится в правой стороне от священника, несколько позади его. Для произнесения малой ектении диакон выходит из алтаря пред царские врата северною дверью, а входит в алтарь южною. Так и всегда он должен делать, когда выходит из алтаря и входит в него (см. стр. 26). Во время пения стихир на «Господи воззвах» диакон кадит алтарь, весь храм и народ. На входе (см. стр. 30) диакон отверзает царские врата, берет кадило от пономаря, подносит его с правой стороны иерею для благословения. Приняв благословение, целует край св. престола и идет перед иереем, через горнее место, в северные двери. Когда придут пред царские врата, диакон кадит в царские врата, местные иконы Спасителя, Богородицы и храмовую и, обращаясь к иерею, испрашивает благословение входа, указуя правою рукою с орарем в царские врата и говоря: «Благослови, владыко, святый вход». Приняв благословение, возглашает в царских вратах: «Премудрость. Прости». Если же стихира, когда иерей с диаконом приидут пред царские врата, еще будет петься, то диакон, до окончания стихиры, становится к местной иконе Спасителя, а не стоит в это время в царских вратах. Войдя в алтарь, диакон кадит св. престол вокруг крестообразно и настоятеля; отдав кадило, целует престол, кланяется иконе на горнем месте и иерею, становится за престолом, обратясь к западу, и говорит прокимен с его стихами. По окончании прокимна, диакон опять делает поклон на горнее место и иерею, затворяет царские врата и делает возглас при чтении паремии: «Премудрость. Вонмем». По окончании паремии (см. стр. 34), поклонившись престолу и иерею, выходит из алтаря северною дверью и перед царскими вратами говорит ектению. По окончании ектении стоит на своем месте, перед отпустом возгласив: «Премудрость» и, вошедши в алтарь южною дверью, после поклона престолу и иерею, отверзает царские врата для отпуста, после которого опять затворяет их и завесу. Наконец, поклонившись престолу и поцеловав его, покрывает его пеленою, кланяется иерею и разоблачается. При совершении полунощницы и утрени

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010