Другое явление Спасителя ученикам после воскресения произошло на озере, когда апостолы провели целую ночь на рыбной ловле и ничего не поймали. На рассвете они увидели из лодки Спасителя, стоящего на берегу, но не узнали Его. Иисус говорит им: «Дети, есть ли у вас какая пища?». Они отвечали Ему: «Нет». Он же сказал им: «Закиньте сеть по правую сторону лодки и поймаете». Они закинули и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда Иоанн говорит Петру: «Это Господь». Петр же, услышав, что это Господь, бросился в море, чтобы скорее доплыть, а другие ученики приплыли на лодке. На берегу уже горел огонь и лежала приготовленная рыба и хлеб, и Христос сказал ученикам идти обедать. Из них же никто не смел спросить: «Кто Ты?», зная, что это Господь. Во время обеда Христос три раза спросил Петра: «Любишь ли ты Меня?», и три раза повторил ему: «Паси овцы Моя», как будто давая ему этими тремя заявлениями любви ко Господу загладить то, что он три раза отрекся от Христа в ночь суда. И тут же Христос сказал Петру, что ему будет дано смертью своей прославить Бога. Явление в Галилее. Повеление крестить и учить Через несколько дней Господь явился одиннадцати апостолам в Галилее, куда они пошли по Его повелению. Увидев Его, они поклонились Ему, а некоторые стали сомневаться: не призрак ли они видят. Господь, приблизившись к ним, сказал: «Теперь дана Мне всякая власть на небе и на земле. Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа, и учите их исполнять все, что Я повелел вам, и Я буду с вами во все дни до скончания века». Господь в течение сорока дней много раз являлся ученикам Своим и учил их всему тому, что они должны делать и чему должны учить людей после Его Вознесения на небо. Вопросы: Какие мы знаем явления Господа после воскресения? Сразу ли узнавали апостолы Христа, когда Он являлся им после Своего воскресения? Какую власть дал Спаситель апостолам? Что Он повелел апостолам, когда явился им в Галилее? Самостоятельная работа: Заметить и записать, какие перемены мы видим в храме во время пасхальной недели в облачении священника и в убранстве храма. Обратить внимание на Царские Врата. 53. Вознесение Господне и сошествие Святого Духа

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Елеем отец Александр не помазывает – «Умащает!» Широкой кисточкой полил голову от макушки до брады. От уха до уха. Масляными руками я растер елей и пригладил мокрые волосы. Вот как оно было когда-то. Церковь, приняла меня как дорого гостя. Как в Библии: Это — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; (Пс. 132, 2) …и возлил [Моисей] елей помазания на голову Аарона и помазал его, чтоб освятить его ( Лев. 8:12) Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? (Пс. 115, 3) На клиросе собрались все певческие силы во главе с отцом Александром. Тонкий благовонный аромат редкого особенного ладана, видно, припасенного к празднику, заполнил весь храм. Пели долго так, что дым из кадила успел превратиться в струящийся белый ручей, втекающий в алтарь через Царские врата. Там он поднялся над Престолом и стал выкруживать над ним диковинные фигуры. Я потом говорю Кире: — Видела? — Молчи, — отвечает, — а ты ничего не видел, когда исповедовалась бабушка, которая разносила просфоры? Ох, и не знаю… — Да что такое?! — Ох-ох. Когда батюшка склонился над ней, крестя ей главу, то показалось мне, что светлый ангел обнял ее своими крыльями. Привиделось, однако. — Иже Херувимы… – запел клирос: две старушки и молодой парень. И из–за фанерного закутка, освещенного голой лампой, послышалось истинно ангельское славословие. Я всегда как сладчайшего дара жду этого сельского исполнения. Волны нежнейшей любви,  как золото, выплавившейся в горниле жизней русских страдалиц, заполнили храм, словно невидимый фимиам. Сколько горя, сколько трудов нужно поднять душе, что голос очистился до такой прозрачности и нежности! Как море, ласково плещущее теплыми волнами, пение ласкает сердце. Каждая высокая нота колет и до краев наполняет сердце блаженством. Тишина в храме тончайшая. Заплакали. Я почти перестал чувствовать себя в теле. Осталась только скорлупа, придавленная кольчугой свитера. Руководит хором Нина Афанасьевна. Хочешь поглядеть на живого святого – смотри на эту высохшую, ссутулившуюся старушку в громадных очках на веревочке. На Пасху во время народного пения она высовывается из певческого закутка и дирижирует, показывая пальцами, сколько раз еще надо пропеть «Христос воскрес!»

http://pravmir.ru/dary-zadnepilevskix-pa...

Если Литургия созидает Тело Христово – Церковь Христову, то иконостас показывает Его в образах. Вопросы: 1. На какие части разделен православный храм? 2. Что символически изображает храм? 3. Что символически изображает алтарь? 4. Как располагаются ряды (чины) в классическом русском иконостасе? 5. Почему центральные двери в иконостасе называются царскими? 26. Алтарь Когда открываются царские врата алтаря, то есть двери посредине иконостаса, мы видим перед собой квадратный стол, который называется престолом (по-гречески – трапеза ). В первые века христианства в подземных катакомбных церквях престолами служили гробницы мучеников. На престоле совершается важнейшее христианское богослужение – Божественная Литургия – освящение Святых Даров. Алтарь предназначен для совершения священнодействий. По православной традиции храмы строят так, что алтарь направлен на восток (на православном Западе в I тысячелетии храмы тоже строили алтарем на восток) . Восток – сторона света, где восходит солнце и откуда свет приходит в наш земной мир. В духовном смысле Иисус Христос есть Восток свыше (см. Лк.1:78 ), Солнце правды (см. Мал.4:2 ), несущий в мир свет Вечной Жизни и Спасения. Великим постом на Литургии Преждеосвященных Даров священник благословляет молящихся словами: «Свет Христов просвещает всех». В устройстве храма восток символизирует Спасителя Иисуса Христа, Своим светом озаряющего мир. Престол – это сердце и духовный центр православного храма. Он имеет преемственную смысловую связь с тем столом, за которым совершалась Тайная Вечеря. Тогда Спаситель мира Господь наш Иисус Христос взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:26–29 ). Сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19 ). О таком избранном общении с Ним всех Своих истинных учеников Иисус Христос сказал: Я есмь хлеб жизни… хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную ( Ин.6:48, 50–51:53–54 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/tainstvenn...

Жених и невеста по окончании Литургии стоят в притворе храма лицом к алтарю; жених справа, невеста слева. Священник в полном облачении выходит из алтаря через царские врата, держа в руках Крест и Евангелие. Перед священником выносится свеча. Крест и Евангелие он полагает на аналой, стоящий среди храма. Кольца, которыми будут обручаться брачущиеся, во время Литургии находятся на правой стороне святого престола вблизи друг друга: слева – золотое, справа – серебряное. Диакон, следуя за священником, выносит их на особом блюде. Священник, приблизившись к вступающим в брак с двумя зажженными свечами, трижды благословляет их иерейским благословением и вручает им свечи. Свет – это знак радости, огонь дает тепло, потому возжженные свечи являют радость встречи двух любящих людей. Одновременно – это символ их чистоты и целомудрия. Они напоминают нам также о том, что жизнь человека не замкнута, не отделена, она совершается в обществе людей, и все, что случается с человеком, светом или тьмою, теплом или холодом отзывается в душах окружающих его людей. Если рознь и разделение побеждены, если эти двое источают свет любви, то, выйдя из храма, они уже будут не двое, но одно существо. «Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» ( Ин. 3, 20–21 ). Свечи не даются, если оба брачущихся вступают в брак во второй (третий) раз, в напоминание о евангельской притче, где говорится о том, что девы (то есть девственники) выходили навстречу Жениху с возжженными светильниками ( Мф. 25, 1 ). Свечи должны гореть на протяжении всего последования Таинства Брака, поэтому должны быть достаточно большого размера. Священник вводит жениха и невесту внутрь храма, где будет совершаться обручение. Священнодействие начинается каждением перед венчающимися фимиамом и молитвой в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвой отогнать демона, враждебного честным бракам ( Тов. 8, 2 ). После этого начинаются молитвословия Церкви о брачущихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Когда Мария увидела Его, Она сказала: – Сын Мой, что Ты сделал с нами? Мы с большим беспокойством искали Тебя. Иисус отвечал Ей: – Зачем вам было искать Меня? Разве вы не знаете, что Я должен быть в том, что принадлежит Отцу Моему? – Иосиф и Мария не поняли, что Он хотел этим сказать, и Иисус послушно пошел с ними домой и оставался с ними, во всем помогая им и слушаясь их, пока Ему не исполнилось 30 лет. Вопросы: Что такое синагога и чем она отличается от храма? Почему Иосиф и Мария с Иисусом Христом пошли в Иерусалим? Сколько было тогда лет Иисусу? Где нашли Его Иосиф и Мария? До каких лет оставался Иисус Христос с родителями? Как Он проводил жизнь у родителей? Самостоятельная работа: Что мы видим, входя в православный храм? Объяснить своими словами следующие названия: Икона Алтарь Престол Царские врата Иконостас Аналой Кадило. Рождение Иоанна Еще перед тем, как Дева Мария приходила навестить Елизавету, священнику Захарии, мужу Елизаветы, явился в алтаре храма ангел, который сказал: – Молитва твоя о рождении у твоей жены ребенка услышана Богом. У вас родится сын и вы назовете его Иоанном. Он будет праведным и Дух Святой будет на нем. Иоанн покажет многим путь для спасения. Он укажет людям Господа, который придет на землю. Захария не поверил ангелу, так, как и он и жена его были стариками. Ангел, увидев это, сказал: – Я Гавриил, предстоящий перед Богом, и послан говорить с тобой и принести тебе эту радостную весть. Ты будешь немым до рождения ребенка, так как ты не поверил словам моим. – Захария вышел из алтаря и знаками показал, что он не может говорить. И люди поняли, что у него было видение. И когда исполнилось сказанное ангелом и родился у Елизаветы сын, у Захария знаками спросили, какое имя хочет он дать ребенку. Захария написал на дощечке: Иоанн. И тотчас он стал говорить. Он прежде всего поблагодарил Бога за рождение сына и, вспомнив слова ангела о сыне своем, сказал: – Ты будешь великим пророком Божиим и покажешь людям путь спасения и покаяния в грехах. Ты будешь предтечей Спасителя, ты приготовишь путь Его. Проповедь Иоанна Крестителя

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф.5:23-24; 6:14-18 ). Особенности великопостного богослужения. Так как дни Великого поста преимущественно суть дни покаяния, то и все богослужение великопостное расположено так, чтобы оно возбуждало сокрушение и раскаяние в грехах. Всякая торжественность из него удалена: царские врата открываются редко; светильники возжигаются только немногие; священнослужители облачаются в ризы траурные (темные) ; песнопений бывает мало, а слышится более чтение; многие молитвы сопровождаются земными поклонами. Вечернее Богослужение в Великом посту состоит — из великого повечерия; утреннее — из утрени и первого часа; полуденное — из часов: 3го, 6го, 9го и вечерни; по средам и пятницам — к этому присоединяется, еще — литургия Преждеосвященных Даров. По субботам, дням воскресным и в великий четверг совершается полная литургия: по субботам литургия Златоуста, а по дням воскресным, в великий четверг и в великую субботу — литургия Василия Великого. Великое Повечерие Важнейшие песнопения Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных. Вся небесныя силы святых Ангел и Архангел, молите о нас грешных. Святый Иоанне, пророче и Предтече и Крестителю Господа нашего Иисуса Христа, моли о нас грешных. Святии славнии Апостоли, пророцы и мученицы и вси святии, молите о нас грешных. Преподобнии и Богоноснии отцы наши, пастырие и учителие вселенныя, молите о нас грешных. Непобедимая и непостижимая и Божественная сило честнаго и животворящаго креста, не остави нас грешных. Боже, очисти нас грешных. Боже, очисти нас грешных и помилуй нас. Господи сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы: Господи сил, помилуй нас.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Может быть, не каждому из нас случится такая великая радость, но у всех нас есть праздник Преображения, например, да и любая Литургия. Когда мы приходим в храм, слышим возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа», и раскрываются Царские Врата, и мы видим свет, который льется из алтаря, всякий раз в какой-то мере мы все становимся сопричастниками этого удивительного небесного света. Он есть в опыте каждого из нас даже без особенных каких-то чудес. Что еще означают слова свет от света, Бог от Бога? Иногда мы можем подумать, что Отец больше, чем Сын. Так вот, в отношениях внутри Святой Троицы Бог Сын во всем равен Богу Отцу, у Него та же самая сущность, точно так же Он является совершенным Богом. Именно это и подчеркивают слова Символа веры свет от света, Бог от Бога, то есть настоящий свет, настоящий Бог. С самого начала песнопения, которые сохранены еще у евангелистов, эти древние гимны христианские, славят Иисуса как Свет. Например, Песнь Захарии, когда он говорит: «По благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира» ( Лк.1:78-79 ). Христос приходит просветить тех, кто находится во тьме, приходит как Свет с востока, восходящее светило. Между прочим, именно таков другой перевод: «Благодаря глубокому милосердию Бога нашего, по которому посетила нас звезда с высоты». Восток, «анатоле» по-гречески – это восход светила, Солнца или Луны. Восход звезды сияющей – это образ боговоплощения. Христос очень часто говорит о себе как о свете. «Я свет миру» ( Ин.8:12 ), читаем мы в Евангелии от Иоанна, «Кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» ( Ин.8:12 ), «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» ( Ин.12:46 ). Все эти слова Господа приводит евангелист Иоанн. «Я Свет», говорит Господь, а в тот момент, когда Его арестовывают, Он говорит: «Теперь ваше время и власть тьмы» ( Лк.22:53 ). Преподобный Симеон Новый Богослов таким образом раскрывает слова Бог от Бога:

http://azbyka.ru/besedy-o-simvole-very

Мы не должны удивляться и негодовать, если нас считают безумными, но – сожалеть о тех, кто, имея очи, – не видит, и, имея уши, – не слышит. Нам сказано: «все ваше: Павел ли, Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше». И поистине так: и прекрасный Божий мир для нас говорит о своем Творце; и Апостолы были посланы ради нашего спасения; и жизнь дана нам, как время подвига, очищения и совершенствования. И смерть тоже наша: сквозь нее, как сквозь царские врата, Господь вводит в вечную жизнь. И настоящее – наше, с его спасительными трудами; и будущее, с его блаженством. Все – наше, если только мы «Христовы». А если мы Христовы, то мы Божьи, потому что и «Христос Божий». Пятница. О сокровище, о жемчужине и о неводе Мф.13:44–54 1Кор.4:5–8 Вот еще три притчи, в которых Господь еще с новых сторон рассказывает о Царствии Небесном. Теперь оно уподобляется «сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то». Отметим благоразумие, решительность и щедрость этого человека. Он как должно оценил то, что нашел. Не собственно поле ему нужно. Но сокровище находится в границах этого поля, и для человека становятся драгоценными самые эти границы. Так и для нашедшего сокровище Царствия Небесного становится драгоценным все, что имеет на себе его отблеск, все, что имеет к нему хоть какое-то отношение, иными словами – все, что заключает в себе церковная ограда. И не приобретя всего, что находится в церковной ограде, – не приобретешь и желанного сокровища. Еще уподобляет Господь Царство Небесное «купцу, ищущему хороших жемчужин». Герой этой притчи – человек, не просто желающий обогатиться, но понимающий толк в вещах. В своей жизни Он пересмотрел много жемчуга, и вот, нашел «одну драгоценную жемчужину», совершенство качества и формы. Он хочет непременно обладать ею, и он «пошел, и продал все, что имел, и купил ее». Святый равноапостольный Владимир в посвященном ему тропаре уподобляется такому купцу. Желая найти истину, он исследовал разные религии. Только православная вера показалась ему верхом совершенства, и он все отверг, чтобы ее приобрести.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

на 10: Выведи из темницы душу мою, чтобы мне прославить имя Твоё. Меня будут ждать праведные, доколе Ты не воздашь мне. на 8: Из глубины я воззвал к Тебе, Господи, Господи, услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу моления моего. на 6: Если Ты будешь замечать беззакония, Господи, Господи, кто устоит? Ибо у Тебя умилостивление. Ради имени Твоего я ожидал Тебя, Господи, положилась душа моя на слово Твоё, уповала душа моя на Господа. на 4: От стражи утренней до ночи, от стражи утренней да уповает Израиль на Господа. Ибо у Господа милость, и велико у Него избавление, и Он избавит Израиль от всех беззаконий его. на 2: Хвалите Господа все народы, восхвалите Его, все племена. Ибо утвердилась милость Его на нас, и истина Господня пребывает вовек. Слава: Стихира И ныне: Богородичен Под праздники во время пения заключительной стихиры открываются Царские врата и совершается вход с кадилом. Молитва входа Священник: Вечером, и утром, и в полдень, восхваляем, благословляем, благодарим и молимся Тебе, Владыка всех, человеколюбивый Господи! Направь молитву нашу как фимиам пред лицо Твоё и не дай уклониться сердцам нашим к словам или помыслам порочным, но избавь нас ото всех, уловляющих души наши, ибо к Тебе, Господи, Господи, очи наши, и на Тебя мы уповаем, да не постыдишь нас, Боже наш. Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. Диакон: Благослови, владыка, святой вход! Священник: Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Диакон, изображая крест кадилом, возглашает: Премудрость! Станем благоговейно! Вечерняя песнь Сыну Божию Хор же поет: Свет отрадный святой славы/бессмертного Отца Небесного,/святого, блаженного — Иисусе Христе!/Придя к закату солнца, увидев свет вечерний,/воспеваем Отца, Сына и Святого Духа, Бога./Достойно Тебя во все времена/воспевать голосами счастливыми,/Сын Божий, дающий жизнь,/ — потому мир Тебя славит. После входа, совершив обычный поклон, диакон, или если его нет, священник, возглашает прокимен дня:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Но всеблагой Господь не перестал заботиться о несчастных грешниках. Вместо ненадежного лиственного препоясания Он сделал Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. Итак, братья, не стараясь щеголять одеждою, не будем и пренебрегать ею; но станем заботиться о ней столько, сколько нужно для сохранения здоровья и приличий. Бог Сам приготовил потребную одежду Адаму и Еве. Это был для них вместе напутственный подарок в печальный путь. Они не могли оставаться более в Раю, оскверненном их непослушанием, и Господь изгнал их из райского жилища, приставил Херувима с пламенным оружием, чтобы Адам или его потомки, проникнув в первобытное свое жилище, не вкусили от плодов древа жизни и не сделались бессмертными телом, что теперь в их бедственном состоянии было бы для них истинным несчастьем. Так совершилось падение и наказание наших прародителей! В следующей беседе мы подробнее изложим гибельные следствия их грехопадения. Что теперь скажем мы, в заключении нашей беседы? Будем ли допытываться, зачем Бог давал Адаму заповедь, зачем попустил дьяволу искушать Еву, зачем допустил падение того и другого, и тому подобное? Хотя не трудно решить эти вопросы, но мало будет нам пользы и от вопросов и от их решения. Лучше возблагодарим Господа, потому что не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, что не до конца отверг и погубил нас, но с судом соединил и милость дал нам, как увидим, надежду помилования и избавления. Когда на Всенощном Бдении, после первого каждения храма, затворяются царские врата, тогда, при виде этого священнодействия, будем всегда вспоминать о грехопадении наших прародителей, об изгнании их из рая, о Херувиме с пламенным оружием, равно как и о собственных наших грехах и подобающем за них наказании. Будем всегда с сокрушенным сердцем внимать и устами повторять церковную песнь: Господи, я воззвал к тебе, услышь меня, Господи! Это песнь Адама, кающегося и оплакивающего свое падение. Аминь. 14. О следствиях грехопадений прародителей Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. Рим. 5:12

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010