В частности, апостол Павел узнал, что его ученики из Коринфа упорно доказывают друг другу превосходство учителей христианских: одни ставят выше всех апостола Петра, другие Павла, третьи Аполлоса. Эти споры не только отрицательно сказывались на взаимоотношениях людей, но и вели к расколу в самой среде христиан. А там, где нет единства веры, отсутствует и истина. Удаляясь от правды, от света, человек неизменно попадает под власть лжи, мрака и порока. Вот почему в Первом своем послании к коринфянам апостол Павел обличает поведение, неприличное для последователей Христа. Например, коринфские женщины в своем поведении подражали мужчинам, появлялись в церкви во время общественной молитвы с непокрытою головой, желали для себя равных церковных прав с мужчинами, в том числе, возможности говорить и проповедовать в церкви. Апостол Павел внушает женщинам более скромное поведение и отношение в христианской общине: Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви ( 1Кор.14:34–35 ). Вообще в Коринфе считалось, что человеку в его земной жизни все позволительно – и роскошная жизнь, и вкусная еда, и различные услаждения плоти. Коринфяне вполне искренне считали, что если человек есть царь природы, то ему в этом мире подчинено все. Да, действительно, пока прародители наши Адам и Ева не отпали от Творца, им все было подвластно, позволено и полезно, лишь по одной причине – человек тогда умел подчиняться Богу, умел повиноваться Небесному Отцу, в свою очередь весь мир умел подчиняться человеку. Но что случилось потом? Потом человек сотворил первородный грех, противопоставил свою волю воле Божественной, в результате Богообщение было нарушено, человек потерял царские привилегии, сделавшись не царем, а рабом природы, рабом собственных греховных желаний, пороков ненасытной плоти своей. Вот почему на утверждения коринфян о вседозволенности, апостол Павел пишет: Братия! Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Как надо понимать эти слова?

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Важнейшие воспоминания о Спасителе, соединяемые с различными священнодействиями литургии, следующие: 1) Когда бывает на литургии шествие с Евангелием, тогда следует вспоминать Иисуса Христа, явившегося проповедывать Евангелие; поэтому и во время чтения Евангелия должно иметь такое внимание и благоговение, как бы мы видели и слышали Самого Иисуса Христа. 2) Шествие с приготовленными дарами в алтарь (великий вход) напоминает нам шествие Иисуса Христа на вольные страдания, как жертвы на заклание, между тем как более двенадцати легионов ангелов готовы были охранять Его, как своего Царя: Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися – поется на литургии в Великую Субботу. 3) Совершение самого таинства и причащение священнослужителей в алтаре напоминает тайную вечерю Самого Иисуса Христа с апостолами, Его страдание, смерть и погребение. 4) Когда же вслед за тем отнимается завеса, отверзаются царские врата и являются перед народом святые Дары, то это представляет собою явление Самого Иисуса Христа после воскресения апостолам, мироносицам и другим верующим. 5) Последнее явление св. Даров народу, после чего они переносятся с престола на жертвенник, изображает и напоминает нам вознесение Спасителя на небо. Непрерывность совершения таинства причащения до конца мира . Таинство св. причащения будет совершаться в истинной Христовой Церкви всегда, до самого второго пришествия Христова. На это ясно указывают слова ап. Павла: Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет ( 1Кор.11:26 ). возвещаете, доколе Он придет. О таинстве покаяния Понятие о таинстве покаяния . Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом выражении прощения их от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. Божественное установление его . Как священный обряд, покаяние существовало и в Ветхом Завете. Равным образом и приходившие к Иоанну Крестителю, проповедывавшему крещение покаяния для прощения грехов, исповедывали грехи свои ( Мк.1:45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Видите ли, что собственная наша духовная польза необходимо требует прославления святых Божиих, тем паче прославления и благодарения нами Самого Бога, бесконечно много и непрестанно нам благодеющего, нас сохраняющего, спасающего, исцеляющего, милующего, оживляющего, любящего, прославляющего! . Женские вратацарские. 11-го декабря Ранняя обедня (сорокоустная) в думской церкви. Убил меня во время обедни сатана из-за пустого случая: диакон не поцеловал руки служащего иерея не один, а два раза, – потерял дерзновение, смутился, уязвился глубоко, поражен, потерян я был, слов не мог выговаривать; помрачился, ужасы напали на меня, и всю обедню после того не имел я дерзновения, хотя после диакон целовал уже руку. Это смущение, вероятно, произошло от вчерашнего ужина: ухи и рыбы с черным хлебом, а может быть и оттого, что я вчера в одном доме пил вино и ел сласти, хотя немного, и оттого, что к утрене не ходил, а дома читал молитвы ко причащению. Диакон тут не виноват – виноват я, что из-за таких пустяков я смутился сильно. О, как вредно пресыщение! Ужинать никак не должно, один чай. До сих пор я чувствую излишество в боках своих и гной там, рожны острые. Рыбы есть не надо – она крепит. Часто поминаем Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную Богородицу, как чада ласкаясь к Матери, как рабы верные прославляя достойную всякой похвалы и высшую всех похвал Царицу и Владычицу. Да святится имя Твое... Но желаешь ли действительно, искренно, чтобы чрез тебя и в тебе прославлялось имя Божие? Не хулится ли оно тобою? Да приидет Царствие Твое – а желаешь ли его искренно? Да будет воля Твоя – а хочешь ли в самом деле исполнять волю Божию? Не свои ли прихоти предпочитаешь воле Божией, и так далее? Храм – место твоего возрождения, миропомазания, покаяния, причащения. Как не любить этого места, в котором сообщаемы такие дарования? Место просвещения, [умиления]. Кто не собирает со Мною, не молится в храме Моем, тот расточает [ Мф. 12, 30 ]. В Церкви всё премудро, свято, боголепно, животворно, поучительно, – тут текут струи жизни, тут мир, радость, свобода. За что ее не любить? Аще земные матери, зли суще, умеют даяния благая даяти чадам своим и чужим, кольми паче Мати Божия дает блага просящим у Нея [ср. Мф. 7, 11 ]. 12 декабря Благодарю Господа всем сердцем за благопоспешество при служении Божественной литургии и за неосужденное, премирное, преблаженное, всеспасительное причащение Божественного Тела и Крови Его. О, любовь! О, снисхождение! О простота, о премудрость! О, всемогущество Бога моего! Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его [ Еф. 5, 30 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

– Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний. – Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имени Твоему (Вышний) ( Пс. 65:1–4 )! Антифон второй. Гл. 2. Боже, ущедри ны и благослови ны. – Боже! будь милостив к нам и благослови нас. Припев. Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющыя Ти: аллилуйя. – Воскресший из мертвых Сын Божий! Спаси нас, воспевающих Тебе: аллилуйя! – Боже, ущедри ны, и благослови ны, просвети лице Твое на ны, и помилуй ны. – Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицом Твоим. – Да познаем на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое. – Да познаем на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое. – Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси. – Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все ( Пс. 66:2–4 ). Прокимен. Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в он. – Вот день, который сотворил Господь! Будем торжествовать и веселиться в оный. Ап. Деян. 1:1–12 . Ев. Ин. 1:1–18 . Евангелие читается в соборных храмах всеми священниками и диаконами (служащими) на различных языках. Причастен. Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите. Вместо Достойно есть: «Ангел вопияше» и «Светися, светися» (см. л. 167 и 168) – Богослужение с одинаковым торжеством совершается в течение всей недели Пасхи. Царские врата во всю неделю не затворяются. Во всю неделю Пасхи – вседневный звон в знак радостного торжества Церкви Христовой. Неделя Фомина Стихиры на Господи воззвах. Гл. 1. Дверем заключенным, учеником собранным, вшел еси внезапу, Всесильне Иисусе, Боже наш, и став посреде их, мир дав, исполнил еси Святаго Духа; ждати же повелел еси, и никакоже разлучатися от Иерусалима, дóндеже облекутся еже с высоты силою. Темже вопием Ти: просвещение и воскресение и мире наш, слава Тебе! – При запертых дверях к собравшимся ученикам неожиданно пришел Ты, Всесильный Иисусе, Боже наш, и, ставши посреди их, преподал мир и исполнил Духа Святого; но повелел ждать и никак не отлучаться из Иерусалима, пока они не облекутся силою свыше. Поэтому мы взываем Тебе: просвещение, воскресение и мир наш, слава Тебе! ( Лк. 24:36, 49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Дай свободу стремлению склонного ко злу человеческого естества, и тотчас увидишь врата, открытые для всякого беззакония. Тщетными будут царские законы, власти вменятся ни во что, все Церковные правила, все уставы, узаконенные посты, определенные праздники и прочие пределы законов гражданских и духовных будут как прах перед лицом ветра. А поскольку они приводят вышеупомянутые тексты Писания, то должны иметь представление о свободе по духу, а не по плоти, в том числе по закону Ветхого Завета. Свобода же духовная в том, чтобы не быть рабом греху, а всякий, делающий грех, есть раб греху. Это овечья шкура, когда они считают себя искоренителями идолопоклонства, и ради этого отвергают иконы Христа, иконы Богородицы и иконы прочих святых. Но это волчья ярость, когда они прекрасно понимают, что икона от идола отстоит настолько далеко, как Ангел от диавола или от ложных языческих богов. Тем не менее, под покрывалом идолопоклонства они неправедно и нечестиво отнимают у нас всю память о Христе и Его святых, всю нашу веру, явственную от увещания святых икон и наглядного побуждения к подражанию святым, и запрещают почитание Первообраза. А более всего они точат зубы, когда они видят, что наши иконы благолепно и благочестиво сияют серебром, золотом и драгоценными камнями. Это святое сокровище они хотят злодейски похитить (что они и совершили во многих царствах) и таят свое злодейство под покрывалом ревности, подобно Иуде, который не о нищих заботился, а был вором. Это овечья шкура, когда Христово страдание и искупление Им наших грехов превозносят до того, что вообще не требуют от грешников никакого искупления, приводя слова святого Павла, который говорит о том, что Христос пострадал, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного ( Евр.5, 9 ). Но это волчья ярость, когда замалчивают противоречащие их мнению слова Писания: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его ( 1Пет. 2, 21 ). О покаянии же говорит Сам Христос: если не покаетесь, все так же погибнете ( Лк. 13, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Диакон: – Единение веры и общение Святого Духа испросившие, сами себя и друг друга и все наше житье Христу Богу предадим. Народ: – Тебе, Господи. Священник: – Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отче щедрый и Боже всякой утехи, носимый херувимами и прославляемый серафимами, Ему же предстоит сонм ангелов, горное небесное воинство, благоволивший принесенные Тебе от нас честные Дары свершить и освятить Телом и Кровью Христа Твоего, сошествием Святого Духа Твоего освяти, Господи, и наши души, и тела, и сподоби нас, Владыко, иметь смелость с чистым сердцем, светлою душою и без стыда, со дерзновением, неосужденно сметь Тебя призывать, Небесного Бога Отца, и глаголать: Народ: – Отче наш , пребывающий на небесах, да святится имя Твое, да придет царствие Твое, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле. Хлеб наш насущный дай нам сегодня и остави нам долги наши, как мы оставляем должникам нашим. И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Священник: – Ибо Твое Царство и сила и слава Отца и Сына и Святого Духа теперь и всегда и во веки веков. Народ: – Аминь. Священник: – Мир всем. Народ: – И духу твоему. Диакон: – Пред умилостивительным жертвенником Господним, пред Телом и Кровью Христа Спасителя нашего – главы ваши преклоните. Народ: – Тебе, Господи. Священник: – Благодарим Тебя, невидимый Царь, создавший все неизмеримою Твоею силой и по множеству милости Твоей приведший все из небытия в бытие. Сам, Владыко, призри с небес на преклонивших Тебе главы свои. То, из чего слагается наша жизнь, устрой всем нам во благо соразмерно с собственною нуждою каждого, благодатию и щедротами и человеколюбием Единородного Сына Твоего, с Ним же Ты благословен, со пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, теперь и всегда и во веки веков. Народ: – Аминь. Диакон: – Силы небесные стоят с нами во святилище и совершают служение Тайнам Сына Божия, заклавшегося за нас. Приступите и примите от Него оставление грехов. Народ: – Аллилуйя. Царские врата закрываются. Священник: – Внемли, Господи Иисусе Христе Боже наш из Святого жилища Твоего и прииди освятить нас, горе сидящий вместе с Отцом и здесь невидимо с нами пребывающий, сподоби державною Рукою Твоею преподать нам Пречистое Тело и Честную Кровь и через нас Твоему народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для того чтобы и у нас были эти святые настроения, нужно нам непрестанно ходить пред Богом, очищая на всякий час душу свою от всяких грехов и исполняя Божии заповеди – тогда и с нами будет Христос Спаситель, как и говорит Он, Сладчайший наш Господь: «Кто имеет заповеди и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Uoah.XIV,21). Духовно торжествуя и радуясь, помолимся «Волюбленные о всех тех заблудших братьях наших, кто не имеет светлого и радостного настроения в сии Святые Пасхальные дни, кто хладен сердцем и гладен духом в то время, когда пир веры уготован для всех, – когда Христос Спаситель щедрою рукою изливает в сердце верующих радость, мир и любовь. Пусть воскресший Спаситель воскресит их души и затеплит верою и любовью к Себе, чтобы и они вместе с нами воспели пасхальную песнь: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ИЗ МЕРТВЫХ, сметрию смерть попра и сущим во гробе живот дарова» — АМИНЬ.    Светлая пасхальная седмица приходит к концу. Правда, радостны пасхальные напевы будут звучать в наших святых храмах еще до праздника Вознесения Спасителя нашего на небо. Но уже того светлого, радосного настроения, какое дает пасхальная седмица не будет. Царские врата будут закрыты, канон не будет петься во всей полноте... Так проходит радость. А давно ли мы вспоминали с вами дни страданий нашего Господа – быстро прошла и страстная седмица. Так проходит и скорбь. Еще древний языческий философ говорил: «Все течет, все изменяется». Да, возлюбленные, в жизни сей все изменяется: скорбь сменяется радостью, а за радостью, идет скорбь... Но настанет время, возлюбленные, когда радость будет постоянной, когда пасхальная седмица будет продолжаться вечно: это – в жизни будущей. Там будет вечная Пасха, а отдания не будет. Там будет вечная радость, по слову пророческому: «возвратится избавление Господом, приидут из Сион с радостным восклицанием, а радость вечная будет над головою их, они найдут радость и веселие, а печаль и воздыхание удалятся (Uc.XXXV,10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Для чего они всегда сохраняются в храме на престоле в дарохранительнице. Священство Священство есть таинство, в котором Дух Святой через архиерейское рукоположение поставляет правильно избранного совершать таинства и пасти стадо Христово. Апостолы поставлены были на это Самим Спасителем, сказавшим им: «Как послал Меня Отец, и Я посылаю вас» ( Ин.20:21 ). Апостолы передали благодать своим преемникам, поставляя архиереев (епископов), священников, диаконов. Таким образом, каждый епископ и священник является и до ныне преемником апостольской благодати. Поставляемый в диаконы или священники приводится за литургией в алтарь через царские врата к архиерею, сидящему с левой стороны престола и, получив от него благословение, обводится вокруг престола три раза; затем становится на колена у правого угла престола, кладет на него руки, а на них голову. Архиерей покрывает голову поставляемого омофором, возлагает на нее руки и произносит положенную молитву, призывая на поставляемого благодать Всесвятого Духа, после чего возлагает на него священные одежды. Рукоположение во епископа совершается несколькими архиереями: они также возлагают на него руки и держат при этом над его головой раскрытое Евангелие. Брак Брак есть, таинство, в котором, по молитве и благословению священника, преподается благодать, скрепляющая и освящающая союз жениха и невесты, по образу союза Христа с Церковью , для благословенного рождения и христианского воспитания детей. О браке Господь Иисус Христос сказал: «оставит человек отца и мать, и соединится с женою своею, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал того человек да не разлучает» ( Мф.19:5–6 ). А что брак есть таинство, подтверждает и апостол Павел, когда говорит: «тайна сия (брак) велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф.5:32 ). Совершая брак, священник сначала трижды благословляет жениха и невесту зажженными свечами , которые и дает им (зажженные свечи означают радость). Священник обручает или благословляет их кольцами для выражения неразрывности и вечности их союза (как круглое кольцо не имеет конца и начала) и с благословением возлагает на них венцы, говоря: «Господи , Боже наш , славою и честию венчай я (их)».

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Для человека, знакомого с церковной историей поверхностно, по учебникам, которые до сих пор по большей части рассматривают её с атеистических позиций, будет чётко видна такая схема: вот косная Церковь, которая претендует на исключительное право обладания Священным Писанием и, скрывая истину от народа, читает его на языке “мёртвом” (латыни, древнегреческом, церковнославянском) — и вот замечательные реформаторы, прометеи, просветители, которые хотят вручить народу Священное Писание на его родном языке, сделав его более доступным. Эта романтически окрашенная схема очень живуча, современный человек всецело на стороне реформаторов. И никому не приходит в голову задуматься, даже с тех же сугубо прагматических позиций: а почему же Церковь, которая всегда была заинтересована в приумножении своей паствы, в привлечении людей к христианству, наконец, в сохранении самой себя, — так сопротивлялась выносу Священного Писания из храма? Но дело всё в том, что в подобных случаях Церковь выступала не против просвещения христиан, а против профанирования Священного Писания (лат. profano ‘лишаю святости’). Церковь всегда осознавала ту разницу, которая существовала между текстом Писания и любым другим текстом. Священное Писание (ещё с до­христианских времён, если говорить о Ветхом Завете) никогда не существовало само по себе, как книга, которую можно просто взять, почитать и вынести оттуда исчерпывающую информацию. Писание воспринимается во всей своей полноте только в контексте толкований — экзегезы. Христианская экзегеза возникает одновременно с апостольской проповедью. И Сам Господь (см. Ин 5:39), и Его Апостолы, вышедшие на своё служение, говорят о необходимости “исследовать Писания”: мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет 1:19–21); …не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.

http://pravmir.ru/zakryityie-tsarskie-vr...

Дома уже все приготовлено, чтобы после поста разговеться в радостный день Воскресения Христова. Эту радость передают друг другу все, ходят поздравлять один другого, угощают всех лучшим, что имеют, христосуются и дарят красные яички. Еще в субботу и после пасхального богослужения священник освящает куличи, пасхи и мясо, чтобы после заутрени и литургии съесть благословенную в храме пищу за радостным пасхальным столом. В России на Пасху весь день во всех храмах звонили колокола. Вопросы: Что сделали сторожившие гроб воины? Как узнали о воскресении Христовом жены-мироносицы? Как узнала об том Мария Магдалина? Что будет при общем воскресении? Когда оно будет? Что нам напоминает об этом каждый год? Почему Пасха называется «Праздников праздник»? Почему Пасхальная заутреня служится ночью? Почему в Пасхальную неделю Царские врата открыты? Самостоятельная работа: 1. Нарисовать пасхальное красное яйцо с буквами X. В. или раскрасить деревянное, или пустое куриное яйцо, чтобы подвесить его под иконами. К Пасхе приготовить расписные яйца для своих друзей и родственников. 2. Отметить на Годовом круге праздник Воскресения Христова. Явление по пути в Эммаус В тот же день Воскресения Христова двое из учеников – одного из них звали Клеопа – шли из Иерусалима в селение Эммаус. Сердце их не было спокойно: они говорили и о смерти Господа, и о слухах об Его воскресении в Иерусалиме. Когда они беседовали, к ним приблизился Спаситель, но они не узнали Его, как и Мария в саду у гроба. Спаситель спросил их, отчего они так печальны и о чем они беседовали. Клеопа ответил Ему: – Неужели Ты не знаешь, что произошло в Иерусалиме с Иисусом Назарянином: Он был пророком, сильным перед Богом и людьми, делавшим чудеса и проповедовавшим. Наши начальники предали Его на смерть и распяли. А мы надеялись, что Он спасет нас. Но вот уже три дня, как Он умер. Сегодня некоторые женщины изумили нас, сказав, что гроб Его пуст и что они видели ангелов, сказавших им, что Он жив. Некоторые из наших тоже видели гроб пустым, но Его Самого не видели.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010