Священник Иустин Ольшевский Дело и деятельность Переводческой комиссии Православного миссионерского общества 39 (в извлечении читано 27 марта 1894 г. в общем собрании полтавского отделения Православного миссионерского общества) В истекшем году нашим миссионерским комитетом отправлена значительная сумма денег в г. Казань в распоряжение Переводческой комиссии Православного миссионерского общества, как об этом и доложено было собранию в прочитанном сейчас годовом отчете нашего комитета. Посему, с благословения преосвященнейшего владыки, на сей раз я честь имею занять просвещенное внимание почтенного собрания сообщением кратких исторических сведений о деле и деятельности названной Переводческой комиссии. Вопрос этот есть вопрос о духовном просвещении инородцев. Кроме своего, в данном случае, так сказать, частного, интереса, вопрос этот имеет и высокий общий интерес ввиду того глубокого значения, какое имеет дело Переводческой комиссии для всех миссий среди многочисленных инородцев нашего обширного отечества. Когда в великий священный день Пятидесятницы впервые раздалось мощное, огненное слово проповеди святых апостолов, тогда каждый из бывших в Иерусалиме пришельцев, явившихся из разных стран от разных народов, услышал святые слова на родном для себя языке. По сообщению книги Деяний апостольских, вот как слушатели апостольской проповеди засвидетельствовали совершившийся факт: мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их (то есть святых апостолов) нашими языками говорящих о великих делах Божиих ( Деян. 11:8–11 ). Этот факт стал руководственным на все времена для Церкви Христовой. Православный Восток, приобщая благу христианства новые народы, всегда старался доставить новопросвещенным возможность читать слово Божие и совершать богослужение на родном для них языке. Когда западные проповедники пытались ограничить чтение слова Божия и совершение богослужения только теми тремя языками, которые употреблены были для таблички на Кресте Христа Спасителя, то есть языками римским, греческим и еврейским, то восточные проповедники признали в этом трехъязычную ересь. Таким образом, священная и богослужебная книга на языке, понятном для народа, всегда была первым и неизменным спутником православного проповедника истины Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

священноисповедник Никодим (Милаш) Содержание Часть I    Епископ должен быть одной жены муж, хорошо управляющий домом своим, детей содержаний в послушании со всякою истиною; ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о церкви Божией»? Тоже самое священники и диаконы Может какое-ни­будь священное лицо быть без жены, пусть будет; а если не может, пусть женится, потому что лучше вступать в брак, нежели разжигаться Но он не должен брать в жены ту, которая не пользуется хорошим именем в об­ществе, как это было постановлено еще в ветхом завете для священников и первосвященников    Вот в главном все то, что св. Писание говорит о браке священных лиц.    В православной церкви существует в настоящее время такое постановление: что 1) епископы не могут быть жена­тыми; 2) что священники и диаконы могут жить в браке только в том случае, если они повенчались до рукопо­ложения, и 3) что ни священники, ни диаконы, ни иподиаконы, если овдовеют, не могут жениться по второму разу. Это постановление, которое имеет теперь значение закона в православной церкви, утверждено церковью в последние года VII века: и как видно, оно не вытекает непосред­ственно из учения св. Писания о браке священных лиц. Возникновение такого постановления объясняется из воззрения, какое имели на брак вообще предстоятели церквей в первые времена христианства, а также и из того, что во времена господства строго- энкратистических принципов весьма односторонне понят был совет апостола Петра, что нужно оберегать себя от телесных вожделений, которые обуревают душу.    По учению священного Писания, брак есть высокое боже­ственное установление. Ветхозаветное учение о высоте и свя­тости брака, как божественного установления, подтвердил Иисус Христос и Сам благословил его, когда вместе со Своею Матерью и учениками присутствовал на одном браке в Галилее, где сотворил первое чудо, и, затем, когда называл детей даром Бога и небесным наследием Осуждая прелюбодеяние и блуд, свящ. Пи- саше говорит, что для каждого брак должен быть честен , так как он символизирует собою союз Хри­ста с церковью, и что брак не только не греховное дело, но дело, которым достигается спасение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3711...

Сия вера православная! Чтобы воспринять эту спасительную веру, преподаваемую Православной Церковью, человек должен открыть для нее все свое духовное существо, то есть не один разум, но и сердце, и, в особенности, сердце. От избытка сердца говорят уста ( Лк.6:45 ). Уразуметь достоинство веры можно, только прочувствовав ее состояния. Аще не уверуете, не имате разумети ( Ис.7:9 ). По словам Самого Господа, если кто... не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет ( Мк.11:23 ). Наш век есть по преимуществу век рассудочный, и оттого, вероятно, не дается вера многим людям нашего времени. Но кто способен сердцем проникнуть глубину веры и разумом обнять ее проявления, бывшие в течение ряда веков, – какое захватывающее зрелище узрит он! Сколько нравственной высоты, сколько подвигов, сколько духовного восторга! Он воскликнет словами апостола: мы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов... Но... приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу ( Евр.12:1824 ). Это – та вера, которая единственно способна дать удовлетворение и умиротворение страждущему от всезлобного греха бедственному человечеству. Сия вера вселенную утверди! Посему, назидая себя на святейшей вере нашей ( Иуд.1:20 ), будем держаться исповедания упования неуклонно ( Евр.10:23 ). Одним из ярких выражений нашего исповедания является внешнее чествование святых икон Спасителя, Богоматери и святых. Самое Торжество Православия установлено после падения иконоборства, которое в течение полутора столетий страшными насилиями угнетало Православную Церковь . Противники православного исповедания как в древности, так и ныне свое ожесточение направляют прежде всего на священные лики. А мы к этим ликам обратим свой умиленный взор и свое пламенеющее любовью сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Старец Василий, выставляя этих деятелей духовных среди внешних обязательных дел, имел в виду расположить ревнителей благочестия к тому же роду жизни, в свое время. Не удастся ли и нам с вами, – заключает свою речь преосвященный Феофан, – подвигнуть кого-либо на подобные опыты духовной жизни?» (Письма о духовной жизни. Письмо 1). К сим словам и пожеланиям великих и благодатных мужей дерзаем и мы присоединить наше немощное слово и благожелание. Господь и наше спасение близки к нам. Сам Христос Спаситель так говорит: Се, стою у двери сердца каждого человека и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною ( Откр. 3:20 ). Почему бы каждому из нас, возлюбленные о Христе слушатели и читатели, не прислушаться к этому стуку и не отворить дверей нашего сердца для Господа и почему бы каждому из нас не вечерять с Господом?! О, буди, буди! Закончим нашу речь благожеланием святого апостола Иуды, брата Господня: А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни ( Иуд. 1:2021 ). Послесловие Своим появлением на свет вторым изданием наши богословские чтения обязаны духовенству Полтавской епархии, которое на епархиальном съезде 10 июня 1908 года выразило свое желание иметь их при каждой из церквей епархии. Принимая это пожелание в смысле признания выраженных в наших чтениях положений, мы радуемся духовной радостью. Молитвенно напутствуем нашу скромную книгу, да поможет она посильно делу духовной жизни по разуму и опытам наших богоносных руководителей. Протоиерей Иустин Ольшевский Церковность Под таким названием с 1911 по 1918 год выдающийся миссионер Русской Православной Церкви, пламенный проповедник и ревностный пастырь священномученик Иоанн Восторгов издавал в Москве газету. «Мы называем нашу газету тем именем, – писал отец Иоанн в первом номере ее, – которое для нас всегда особенно дорого, а в настоящее время – дорого по преимуществу. Вера есть святая святых нашей души; она необходима, естественна, неистребима в нашем сердце, она для души то же, что дыхание для тела. Никогда не было и никогда не будет времени, и не может быть такого времени, когда 6ы люди, все и по всей земле, оставили веру и стали бы безбожниками. Поэтому-то, по причине того, что потребность веры нельзя в человеке окончательно подавить, а можно только временно ослабить, и притом не во всех людях, а только в некоторых отдельных их группах, – по этой-то причине всегда после некоторого упадка веры всегда бывает ее оживление и подъем. Такие именно дни мы и переживаем теперь...»

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Старокатолики, которые в 1870 году отделились от рим­ско-католической церкви, отвергли целибат, и священники их могут быть женатыми 3 . Униатским священникам Рим позволяет брачное со­стояние, если оно воспринято ими ранее рукоположения; по­сле же рукоположения брачное состояние безусловно воспре­щается 4 . Но в последнее время в некоторых местах Рим подчинил закону о целибате и униатских священников 5 . Воззрение (отношение) государственного брачного права на рукоположение, как препятствие к браку, варьируется в зависимости от того, имеет или не имеет это право в известных государствах конфессиональный характер. На­чиная со времен Юстиниана и несколько веков после него, законы о браке во всех государствах Востока и Запада имели конфессиональный характер. С XVI века начинается секуляризация брака на Западе. В настоящее время во всех православных государствах, кроме Румы­нии, брачное законодательство имеет конфессиональный ха­рактер, в силу чего рукоположение рассматривается государством, как препятствие к браку 6 . На Западе этот конфессиональный характер законов о браке удержался только в Австрии и Испании 7 ; в остальных государствах брачное законодательство не имеет такого характера, вслед­ствие чего рукоположение в этих государствах не слу­жит препятствием к браку 8 . В таком положении находится в настоящее время воп­рос о рукоположении, как препятствие к браку. В дальнейшем нашем исследовании будет представлено исто­рическое развитие этого вопроса и его оценка. Часть I Епископ должен быть одной жены муж, хорошо управляющий домом своим, детей содержаний в послушании со всякою истиною; ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о церкви Божией»? Тоже самое священники и диаконы 9 . Может какое-ни­будь священное лицо быть без жены, пусть будет; а если не может, пусть женится, потому что лучше вступать в брак, нежели разжигаться 10 . Но он не должен брать в жены ту, которая не пользуется хорошим именем в об­ществе, как это было постановлено еще в ветхом завете для священников и первосвященников 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Так Божиим благословением, скажем словами Писания, в нашей Галилее, за Иорданом – Волгой, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет ( Мф.4:16 ). Священник Иустин Ольшевский Православное миссионерское общество и его деятельность 46 (в извлечении прочитано 29 января 1895 г. в общем собрании полтавского отделения Православного миссионерского общества) 25 января текущего 1895 года исполнилось ровно двадцать пять лет со дня открытия Православного миссионерского общества, часть которого составляет наше полтавское миссионерское отделение. Мы не можем не отметить этого выдающегося момента в жизни Миссионерского общества как в силу той связи, какая существует между ним и нами – его отделением, так и в силу того внутреннего интереса, какой сама по себе представляет деятельность Миссионерского общества. Посему, с благословения преосвященного владыки – почетного члена Миссионерского общества и нашего глубокочтимого председателя, я честь имею предложить вниманию почтенного собрания краткие сведения, характеризующие Миссионерское общество в его происхождении и двадцатипятилетней деятельности. После Своего воскресения Господь наш Иисус Христос дал такую заповедь ученикам Своим: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф.28:19–20 ). Ученики Христовы и все последующие преемники их ревностно исполняли эту заповедь Спасителя. Доказательством сему служит то, что среди современного нам человечества уже многие сотни миллионов исповедуют имя Христово. Эта проповедь христианская среди не знающих Христа, исполняемая по заповеди Спасителя, и есть миссионерство. Таким образом, хотя наше Миссионерское общество существует только двадцать пять лет, однако вообще миссионерская работа есть настолько давнее дело, насколько давняя и сама Церковь Христова. Где ни возникали христианские общины, оттуда и раздавалась миссионерская проповедь для неверующих. Под влиянием разных обстоятельств миссионерская деятельность то усиливалась, то ослабевала, но она никогда не прекращалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Так отнеслись люди к Божественному учению Христову. А как отнеслись они лично к Нему? Господь Христос изобильно источал людям дары Своих милостей: Он насыщал голодных, исцелял больных, изгонял бесов, воскрешал мертвых, утешал скорбных, Себя отдал за спасение людей. Что же люди? – Они преследуют Его с младенческих лет, заставив Его бежать в Египет. Когда Он достиг мужского возраста, пытаются свергнуть Его со скалы в пропасть, пытаются взять Его под стражу, злословят и всячески клевещут на Него, наконец хитростью берут Его для своего беззаконнейшего суда. А что на суде вытерпела Божественная любовь? – клеветы, оплевания, заушения, ударения, всякие истязания, издевательства и ужаснейшую крестную смерть. Сами, уничижая Христа, другим воспрещали почитать и прославлять Его. Когда при торжественном на осляти входе Господа Иисуса в Иерусалим славили Его ученики и малые дети, то книжники и фарисеи требовали, чтобы Он воспретил это открытое прославление ( Лк.19:37–40 ; Мф.21:15–16 ). А ныне что творится? То издевательство над достойнейшими священнослужителями, над Христианской Церковью , над всем делом Христовым, которое является в книгах и на театральных подмостках («Черные вороны» В. Протопопова и др.), не доставляет ли Христу такого же заплевания и заушения, какое происходило при Его земной жизни? А в попытках устранить из государственной и общественной жизни и из школы прямое влияние Христианской Церкви на основе так называемой свободы совести не выражается ли то же самое презрительное отношение ко Христу? Отвращаясь от Господа и Христа Его, отвращаясь от религии, люди по необходимости впадают в крайнее нравственное расстройство. Поскольку они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы ( Рим.1:28–31 ). Так характеризует апостол языков современных ему безверных людей. Неправда и злоба людская сопровождается, однако, внешним видом расположенности и добра – заискиванием и ласкательством, особенно перед сильными людьми и перед народными массами. На суде правитель выносит явно незаконный над Христом приговор вследствие желания сделать угодное народу ( Мк.15:15 ). В другой раз, когда народные стремления не совпали с намерениями народных вождей, то вожди эти беззастенчиво высказались о народе так: этот народ невежда в законе, проклят он ( Ин.7:49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Так сущность христианства составляет собою воплощение Сына Божия и произведенное сим дело искупления, для единения человека с Богом; главное для спасения есть дело веры или богообщение. И вся нравственная деятельность человека получает таким образом свою цену только тогда и настолько, насколько она связана с верой и освящается Господом, т. е. насколько она Господа ради творится и насколько Господом приемлется. В христианстве добродетель не имеет ценности безотносительной, вне соотношения ее к Господу Богу. Своим апостолам Сам Господь Христос дал такое о сем разъяснительное наставление: «кто принимает вас принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня. Кто принимает пророка, во имя пророка, получает награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получает награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» ( Мф. 10:40–42 ). В другом случае Спаситель сказал: «кто примет одного из таких (малых) детей во имя Мое, тот примет Меня. И кто напоит вас чашею воды во Имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» ( Мк. 9:37, 41 ). Почитающие нравственность существом христианства любят ссылаться на речь Спасителя о страшном суде, где в устах Господа-Судии перечислены только внешние нравственные дела как праведников, так и грешников. Но они забывают, что в той же речи имеется такая оговорка о праведниках и грешниках: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне »( Мф. 25:40–45 ). Самые добродетели, т. е. дела на пользу других людей, могут потерять нравственную цену, даже могут стать эгоистическими и грешными, если творятся не Бога – для. Кто благотворит исключительно по чувству личной жалости к несчастному, тот еще служит Богу, но Богу «неведомому» подобно тому, как неведомому Богу служили древние афиняне ( Деян. 17:23 ), подобно тому – как и другие не имеющие закона язычники по природе законное делали и делают ( Рим. 2:14, 15 ). Кто же творит дела добрые ради себя и во имя свое, – только потому, например, что он находит это с своей стороны полезным или разумным, тот не для Христа работает и не к Богу стремится. «Внемлите милостыни вашея не творити пред человеки, да видими будете ими; аще ли же ни, мзды не имате от Отца вашего, иже есть на небесех» ( Мф. 6:1 ). «Обращай внимание, говорит св. Григорий Синаит , на намерение воли, присматривая, куда оно клонится: по Богу ли, для самого добра и ради пользы душевной, или нет» (Доброт. т. V стр. 253–254). Потому то св. Иоанн Кассиан добродетель прямо определяет как приближение к Богу, а злодеяние – как удаление от Бога (Доброт. т. II, стр. 107).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Теперь обстоятельства мои Изменились, осложнились... В ранний, детки, установленный ваш час Молитесь о том, кто молился о вас, О том, кто любил вас крестом знаменать, Молитесь, да будет и с ним благодать, Любовь Вседержителя Бога. Теперь к вам мое слово, добрые пастыри, наставники и наставницы. Мое настоящее обращение к детям достаточно выражает вам ту учебно-воспитательную основу, которой в школьном деле я сам всегда руководствовался и которую по благословению наших архипастырей везде проводил. И не может быть у нас иной основы, кроме той, которая выражена в сем апостольском слове: Бога бойтесь, царя чтите ( 1Пет.2:17 ). Оставляя ныне непосредственное руководствование вами, не могу не засвидетельствовать перед всеми о том, как много я видел по школам труда и усердия бескорыстного и чистого. Да не ослабевает в вас и впредь эта драгоценная любовь к школе и к детям, которая в короткое время последнего двадцатипятилетия почти из ничего создала столь великое дело церковно-народного просвещения. Вы сами знаете, что у нас в церковно-школьном деле между руководителем и руководимыми всегда существовала крепкая нравственная связь. Потому я обратился к вам с настоящим словом. Теперь прошу вас: взаимную к оставляющему вас руководителю любовь выразите вы следующим способом – усердно блюдите наш школьный чин молитвы, который выработан и одобрен мужами благочестия и разума. Я часто наблюдал, что внимательные к сей части школьного дела наставники и наставницы скоро обретают у себя осуществление сих Христовых слов: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам ( Мф.6:33 ). Благодать, милость и мир от Бога Отца, и Христа Иисуса, Господа нашего, и Святого Духа буди со всеми вами. Сильвестр, епископ Прилукский 28 января 1911 г., день святителя Ефрема, епископа Переяславского Открытие епархиальных пастырско-миссионерских курсов 17 Курсы открыты 24 июня, когда во Введенской церкви епархиального женского училища преосвященный епископ Сильвестр совершил Божественную литургию и молебен.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Углубление в подвижнические писания, ныне трудами преосвященного епископа Феофана прекрасно собранные на русском языке в пяти книгах «Добротолюбия», с наглядностью может каждого убедить в том, что не только выработанный веками церковный строй жизни, но и все подвижнические упражнения основываются на обязательных законах и условиях внутренней жизни человеческого духа, а не на случайных понятиях времени и места. Дух человеческий остается ныне тот же, что был и в расцвете древнехристианского и старорусского подвижничества. Может ли сказать кто-нибудь, что человек теперь сделался лучше, чище, ближе к Богу? Не вернее ли было бы сказать наоборот, что теперь более, чем в прежние времена, усилилось в человечестве себялюбие и преступные страсти, отвлекающие человека от Бога. А потому можно ли признать для нашего времени ненужными или менее нужными выработанные вековой жизнью во Христе средства для возбуждения, усиления и выражения благочестия? Вспоминается нам следующий исторический факт. В половине XVIII столетия Дижонская академия предложила на соискание премии для сочинения такой вопрос: «Содействовали ли успехи наук и искусств улучшению нравов?» Известный мыслитель, социальный реформатор и властитель дум своего века Жан-Жак Руссо написал требуемое сочинение, получил премию, но поставленный вопрос он решил отрицательно. В наше время ослабления усердия ко Христу Богу притуплена способность пользования аскетическими средствами, потому мы менее видим у себя возбуждающих к благому деланию плодов. Душа же христианская всегда ищет подвигов, потому что жаждет плода, который дается подвигом. По слову апостола: хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам ( Рим.5:35 ). Прекрасно показал эту потребность подвига в русском народе глубокий знаток человеческой души, исполненный высокого христианского настроения, писатель Ф.М. Достоевский. Достаточно прочитать для этого его роман «Братья Карамазовы» и особенно в нем характеристику русского инока в лице старца Зосимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010