Всколыхнулась Святая Русь. В разных концах ее раздались особые торжественные моления к Пречистой; к чудесному образу паломничества усилились; печатное слово, верное родным заветам, дало доброе и честное истолкование происшедшего. И таким образом, последствия являются как раз обратные тем, каких желали и ожидали нечестивые злодеи. Чему же, братие и сестры, нас поучает все это? Мы прежде всего не должны закрывать наших глаз перед тем, что печали достойно, но что имеется вблизи нас. Противные вере и Церкви силы действовали раньше путем мысли и слова, теперь переходят к делу. Как в сектах изуверных от строгости неправильного воздержания к разврату один шаг (например, хлыстовщина), так один только шаг от непротивления злу – к насилию над тем, что почитается за зло у новейших последователей религии без личного Бога, Евангелия без Христа, христианства без Церкви. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства ( Рим.1:28 ). Злое семя, как и доброе, растет и зреет постепенно: равнодушие к вере и Церкви сменяется холодностью, холодность – неверием, неверие – ожесточением, ожесточение же средств не разбирает. Признав же сие, мы ныне же станем побеждать зло добром ( Рим.12:21 ), не оправдывая своего бездействия требованиями так называемой терпимости. Действовать с властью предоставим тем, кому дана власть от Бога. Мы же непрерывно будем злу противодействовать неотъемлемо нашими средствами: силой живого примера в добре, неустанным словом кротости и любви. Оградим от злого, противного Святой Церкви влияния хотя ближайших к нам, мольбой – присных, настойчивостью – младших, кротким словом – знаемых. При тягостях и испытаниях от этого не будем смущаться – в молитве ко Господу и Его Пречистой Матери всегда найдем верное укрепление и поддержку. Нас не должны удерживать напоры духа века сего и его приманки: Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами ( Мк.8:38 ), сказал Сам Господь. Но если, как ныне, Господь за нас, кто против нас ( Рим.8:31 )? В предстоящей сейчас молитве возблагодарим Пречистую Богоматерь за явленное Ею знамение милости к нам, недостойным, – и вместе с тем усердно попросим милосердного Господа, да умягчит Он сердца ожесточенных, соберет расточенных, нас же да сохранит в правоверии и укрепит в доброделании.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Вспомним еще из апостольской истории характерный пример Корнилия Сотника. О Корнилие говорится в книге Деяний Апостольских, что он был муж «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу». Он удостоился видеть Ангела Божия, который сказал ему: «молитвы и милостыни твои пришли на память пред Богом... Итак призови Симона, называемого Петром, и он скажет тебе слова (римата – слова, изречения, учение, вещи), которыми спасешься ты и весь дом твой ( Деян. 10:1–6 ). Таким образом даже для таких добрых дел жалостливого к ближним Корнилия, за которые он удостоился явления Ангела Божия, необходимо было освящение посредством евангельских спасительных слов. Естественные добродетели приближают человека к Богу, но в единение с Богом приводит человека при истинной вере только достойная молитва (см. Доброт. т. V, стр. 324). Так всегда евангельское понимание нравственности ставит ее в теснейшую связь и зависимость от догматов. Этим не обесценивается нравственное учение, но только ему отводится надлежащее место. Разумеется, всегда сохраняет свою силу сие священное слово: «кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, – тот лжец; мы имеем от Него (Господа Иисуса) такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» ( 1Ин. 4:20, 21 ). Вследствие всего вышесказанного саму принадлежность человека к христианству определяет именно признание догматических истин, на основе которых только и возможна и затем действительно совершается истинно-христианская нравственная деятельность. «Шедше научите все языки, крестяще их во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» ( Мф. 28:19 ). Напротив, непризнание или отрицание догматов означает собою отрицание всего христианства. Потому то с таким самоотвержением, до пролития своей крови, православные исповедники отстаивали догматические истины в борьбе с разными ересями. Потому то также христианская церковь снисходительно относится к немощам нарушителей нравственных требований, и не терпит открытых еретиков. Точное выражение догматического учения на вселенских соборах не было, как, думают иные, логической потребностью философского ума грека или византийца. Это – потребность внутреннего устроения человека, которое основано на незыблемых законах духовного естества.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Вспомним хотя некоторые о сем уроки и примеры из жизни библейской и церковной и тем яснее уразумеем смысл торжества нынешнего дня как торжества иконопочитания. В самую раннюю пору жизни человечества явления милости Божией отмечаемы были особыми вещественными знаками и памятниками. Патриарх Иаков поставил каменный памятник на месте явления ему Бога и таинственной лестницы в Вефиле ( Быт.28:18–22 ). Исцеление язв от ядовитых змей в пустыне народ израильский получает от выставленного на шесте медного змея, прообразовавшего собой простертого на древе Христа ( Числ.21:7–9 ; Ин. 8:14 ). В скинии Моисеевой и особенно в храме Соломоновом много сделано было изображений святых херувимов ( Исх.25:18–22 ; 3Цар.6:23–35 ) в память тех ангелов, которые многократно являлись избранникам народа Божия. Ветхозаветные праведники не дерзали только прямо изображать Господа, поскольку Он не явил им лица Своего в доступном образе ( Исх.33:23 ). Поэтому в Ветхом Завете сказано было: твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину ( Втор.4:15–16 ). Кого не видели, Того не могли изобразить в истине. Последовало исполнение времен, и наступил Новый Завет . Бог явился во плоти ( 1Тим.3:16 ), люди видели и осязали Слово жизни ( 1Ин.1:1 ), мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ( Ин.1:14 ). Исцеления и разные благодатные дары от Господа верующие люди получают теперь в изобилии, часто чрез внешние посредства. Вспомним кровоточивую женщину, которая исцелилась от прикосновения к одежде Спасителя ( Мк.5:25–30 ); слепорожденного, которому зрение даровано было посредством брения и воды ( Ин.9:6–7 ), и другие многочисленные исцеления от разных недугов чрез прикосновение ( Мк.6:56 ). Вспомним о том, как платки и опоясания апостола Павла верующие возлагали на разных больных и бесноватых и у тех прекращались болезни ( Деян.19:11–12 ). Вспомним святейшее Таинство Причащения Тела и Крови Господних – под видом вещественных хлеба и вина ( Мф.26:26–28 ). Бог явился во плоти и Собою освятил бренное естество! Вещественная природа и вещественные предметы послужили к полному проявлению жизни и силы невещественного Духа. Поэтому эти предметы дороги истинному христианину.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Выехав из низкой травянистой местности, мы направились вдоль небольшого хребта, который приходился слева, с северной стороны, к селению Алексеевскому. Накрапывал дождь, в темноте ярко обрисовалась в две дуги радуга. К 11 часам вечера, сделав за день не менее 150 верст, мы подъезжали к селению Алексеевскому. Здесь 2 июля после литургии в назидание присутствующим владыка объяснил дневное Евангелие ( Мф.8:14–23 ). «Господь, – говорил он, – хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим.2:4 ), и никакое звание и положение не препятствуют спасению. На духовном небосклоне угодники разного звания и положения. Истинных рабов Божиих мы иногда не замечаем в жизни: подвиги их нам незаметны. Господь не всех Своих рабов являет. Так, в Ветхом еще Завете пророк Илия скорбел о том, что всех пророков побили и он остался один. Но Господь открыл ему, что есть еще семь тысяч верных рабов Божиих, не поклонившихся Ваалу. Есть верные рабы Божии, может быть, и среди нас – в миру. Так, преподобный Макарий, при своей прозорливости и чудотворении, получил откровение от Господа: „Ты не достиг еще чистоты двух женщин, живущих в Александрии». Преподобный отправился в Александрию, нашел их дом, они встретили его. «Скажите, – сказал он, – как вы живете?» – «Живем мы, – сказали они, – как люди мирские, в грехе, живем, как замужние женщины». – «Нет, что вы делаете доброго?» – «Ничего не делаем, молимся Богу, слушаем мужей – покорны им, и затем мы между собой и ни с кем не ссорились, ближнего всякого принимаем, стараясь угодить ему. Больше ничего доброго за нами нет». – «Слава Богу, – воскликнул старец. – Ты принимаешь всякого человека: и в миру есть рабы, исполняющие волю Твою». Так, и в миру есть у Господа Свои рабы, часто безвестные другим, – но, чтобы быть рабом Господним, нужно нести скорби, нужно самоотверженно следовать за Ним. Лисицы, говорит ныне в Евангелии Спаситель, имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову ( Мф.8:20 ). И когда другой последователь просил у Спасителя позволения предварительно похоронить отца своего, то Спаситель решительно сказал: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов ( Мф.8:22 ). Безотлагательно надо следовать за Господом, любовь к Нему ставить выше всего, всем ради Него жертвовать. Святая великомученица Варвара поставила волю Божию – любовь к Нему – выше любви к своему отцу, ради Христа перенося мучения от своего отца. Авраам, испытываемый Господом, по любви к Нему, из послушания приносил Ему в жертву сына своего Исаака. Наше сердце должно быть предано Господу; Его надо любить самоотверженно; Ему служить с усердием и по любви к Нему сносить ниспосылаемые испытания. Скорбями душа укрепляется в добре. Под руководством Церкви будем следовать Христу и в Нем обретать свое спасение и блаженство».

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Господь равно слушает и монаха, и мирянина, простого христианина, лишь бы оба были православные, и оба любили Бога из глубины душ своих, и оба имели в Него веру, хотя бы яко зерно горушно, – и оба двинут горы. Един движет тысящи, два же тьмы. Сам Господь говорит: все возможно верующему ( Мк.9:23 ), а батюшка святой апостол Павел велегласно восклицает: все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе ( Флп.4:13 ). Не дивнее ли еще этого Господь наш Иисус Христос говорит о верующих в Него: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду, и умолю Его о вас, да радость ваша будет совершенна. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите ( Ин.14:12; 15:11; 16:24 )» (Нилус С. Дух Божий на отце Серафиме Саровском . Гл. VI). Таковы мысли о мирянах спасаемых величайшего и Господом прославленного русского подвижника нашего времени. Из жития преподобного Макария Египетского , не только величайшего подвижника, но и глубокомысленнейшего духовного писателя, мы приводим случай, который касается его лично. В этом житийном случае на живых личностях ярко сказался голос и воззрение Вселенской Церкви относительно спасаемых мирян. Именно, в житии преподобного Макария рассказывается следующее. «Преподобный Макарий подвизался в пустыне уже несколько десятков лет, получил от Бога дар чудотворения, пророчества и власть над духами нечистыми. После этого однажды, когда он молился, к нему был голос, который говорил: «Макарий! Ты не достиг еще такого совершенства в добродетельной жизни, как две женщины, проживающие вместе в ближайшем городе». Получив такое откровение, преподобный взял свой посох и пошел в тот город. Найдя там дом, где жили означенные женщины, Макарий постучался в дверь. Тотчас одна из тех женщин вышла на стук и, увидав преподобного, с великой радостью приняла его в свой дом. Призвав к себе обеих женщин, преподобный сказал им: – Ради вас я принял на себя такой великий подвиг, придя сюда из дальней пустыни, ибо я желаю знать ваши добрые дела, о которых и прошу вас рассказать мне, ничего не скрывая.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Господь ясно требовал от общины христианской не только личной святости, но и святости общественной. „Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, то возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось каждое слово. Если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь“. „Истинно говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, будет разрешено на небе“. Оказывается, что упорство даже в одном грехе, даже и против одного брата с неуклонностью ведет к отлучению от Церкви. Спросим же себя, а наша-то церковная практика разве основана на слове Господнем? Можно многократно и многих обижать, и никто на это не обращает ни малейшего внимания. Загордились мы не обращаем внимания на разорение Церкви взаимными обидами, в Церкви остаются те, кто на это не имеет никакого права и своей злобой и нераскаянностью превращают вертоград Христов в обычное злое человеческое сообщество. Мы забыли совсем, что мы обязаны заботиться не только о своем спасении, но и о спасении наших братьев, что мы не смеем мириться не только с грехом своим, но и с каждым согрешением против нас братьев. Мы себя вполне успокаиваем, если в сердце прощаем обидчику и не помним об обиде. Но Господь показывает, что этого мало. Господь требует от нас большего, а именно: чтобы мы не мирились с тем, что брат пал, и, несмотря на свою обиду, помогли бы ему встать и обиду загладить. Ведь грех гораздо хуже обиды, и обидчик, как справедливо говорит в одном месте святой Иоанн Златоуст, гораздо более обидел себя, чем свою жертву; даже более того, говорит святой отец: „ничто и никто человека не может обидеть, может человека обидеть только он сам, своим собственным грехом“. Это – подлинная обида, потому что от нее гибнет душа, а прочие обиды – внешние, касаются только тела, а посему, строго говоря, и не обиды, потому что лишить Царствия Божия человека не могут. Вот я, обиженный, по слову Господа, и обязан помочь обидевшему свою душу. Я обязан помогать ему неуклонно, в строгой последовательности, сначала один на один, потом, если не послушает, с одним или двумя другими братьями, и, наконец, если их не послушает, то должно сказать Церкви. Если же Церковь преслушает, то отлучается от нее и становится на положение язычника и мытаря.

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/754-...

Думают, что только грубый и нравственна неразвитый человек нуждается во внешних воспитательных средствах для своего нравственного совершенствования и возвышения духа. При этом ссылаются на переданные в Евангелии слова народной молвы, в которых Спаситель называется «ядцею и винопийцею» ( Мф. 11:19 ); приводят в пример претворение Им воды в вино на браке в Кане галилейской ( Ин. 2:1–11 ) и пр. Слушают народную молву, берут голые факты, а не слушают разъяснений Самого Спасителя. А между тем этот ядца и пийца, пред выступлением на открытое служение Свое роду человеческому, сорок дней в пустыне постился и ничего не вкушал ( Лк. 4:2 ). Когда ученики Его не смогли исцелить бесноватого отрока и спросили Его о причине, то Он прямо сказал: " сей род (т. е. род бесов и всякого зла) изгоняется только молитвою и постом» ( Мф. 17:21 ). Обязательные условия духовно-нравственного совершенствования выражены, далее, Спасителем в следующих изречениях: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мною; ибо кто хочет душу свою (т. е. внешнюю жизнь со всеми земными интересами) сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» ( Мф. 16:24, 25 ). «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будеши иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф. 19:21 ). Не в Египте и Византии впервые вырос христианский аскетизм, – он идет к нам от Самого Христа. Говорят еще, что «нужно облегчать людские страдания, как и Христос это делал». Мы ответим на это, что нам одинаково от Господа допускаются и посылаются, как облегчительные утешения, так и очистительные страдания. Собственным грехом человечество повредило свою духовную и телесную природу и тем вызвало для себя страдания духовные и телесные, как неизбежное последствие греха. По долгу любви нужно облегчать страдания людей, но облегчать нужно для того, чтобы сделать людей годными для христианских подвигов. Подвиг же не есть страдание, а есть напряжение усилий для торжества богоподобного в человеке духа, с готовностью на всякую жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Думают, что только грубый и нравственно неразвитый человек нуждается во внешних воспитательных средствах для своего нравственного совершенствования и возвышения духа. При этом ссылаются на переданные в Евангелии слова народной молвы, в которых Спаситель называется человеком, который любит есть и пить вино ( Мф.11:19 ); приводят в пример претворение Им воды в вино на браке в Кане Галилейской ( Ин.2:111 ) и пр. Слушают народную молву, берут голые факты, а не слушают разъяснений Самого Спасителя. А между тем этот человек, который любит есть и пить вино, перед выступлением на открытое служение Свое роду человеческому сорок дней в пустыне постился и ничего не вкушал ( Лк.4:2 ). Когда ученики Его не смогли исцелить бесноватого отрока и спросили Его о причине, то Он прямо сказал: сей же род (то есть род бесов и всякого зла) изгоняется только молитвою и постом ( Мф.17:21 ). Обязательные условия духовно-нравственного совершенствования выражены, далее, Спасителем в следующих изречениях: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою (то есть внешнюю жизнь со всеми земными интересами) сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее ( Мф.16:2425 ). Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною ( Мф.19:21 ). Не в Египте и Византии впервые вырос христианский аскетизм, он идет к нам от Самого Христа. Говорят еще, что «нужно облегчать людские страдания, как и Христос это делал». Мы ответим на это, что нам одинаково от Господа допускаются и посылаются как облегчительные утешения, так и очистительные страдания. Собственным грехом человечество повредило свою духовную и телесную природу и тем вызвало для себя страдания духовные и телесные как неизбежное последствие греха. По долгу любви нужно облегчать страдания людей, но облегчать нужно для того, чтобы сделать людей годными для христианских подвигов. Подвиг же не есть страдание, а есть напряжение усилий для торжества богоподобного в человеке духа, с готовностью на всякую жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

За это и подается обильно свыше благодать Духа Святого. Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему, – вот престол, на котором Он любит восседать и на котором Он является в полноте Своей пренебесной славы. Сыне, даждь Ми твое сердце, а все прочее Я Сам приложу Тебе, ибо в сердце человеческом может вмещаться Царствие Божие. Господь заповедует ученикам Своим: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом ( Мф.6:33, 32 ). Не укоряет Господь Бог за пользование благами земными, ибо и Сам говорит, что по положению нашему в жизни земной мы «всех сих требуем», то есть всего, что успокаивает на земле нашу человеческую жизнь и делает более удобным и более легким путь нам к отечеству небесному. На это опираясь, святой апостол Павел сказал, что, по его мнению, нет ничего лучше на свете, как благочестие, соединенное с довольством ( 1Тим.6:6 ). И Церковь Святая молится о том, чтобы это было нам даровано Господом Богом, и, хотя прискорбия, несчастья и разнообразные нужды неразлучны с нашей жизнью на земле, однако Господь Бог не хотел и не хочет, чтобы мы были только в одних скорбях и напастях, почему и заповедует нам через апостолов носить тяготы друг друга и тем исполнить закон Христов ( Гал. 6:2 ). Господь Иисус лично дает нам заповедь, чтобы мы любили друг друга ( Ин.15:12 ) и, соутешаясь этой взаимной любовью, облегчали себе прискорбный и тесный путь нашего шествования к отечеству небесному... Не успел я, убогий, перекреститься, а только лишь в сердце своем пожелал, чтобы Господь удостоил вас видеть Его благостыню во всей ее полноте, как уже Он немедленно и на деле исполнением моего пожелания поспешить изволил. Не велехваляся говорю я это, и не с тем, чтобы показать свое значение и привести вас в зависть, и не для того, чтобы вы подумали, что я монах, а вы мирянин, нет, ваше боголюбие, нет! Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине ( Пс.144:18 ), и несть у Него зрения на лица ( Гал. 2:6 ), – Отец любит Сына и все дал в руку Его ( Ин.3:35 ), лишь бы только мы сами любили Его, Отца нашего Небесного, истинно, по-сыновнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

И все секты опираются на этот текст, желая оправдать себя. Оттого и получается, что сотни самых безумных сект называют себя обществами Христовыми. А Христос-то не разделился ( 1Кор.1:13 ), но Один и одно «тело Его, которое есть Церковь » ( Кол.1:24 ). Ясно, что все секты заблуждаются, когда так извращённо и лживо хотят оправдаться словами Христовыми… Оторвались сектанты от общества Христова, от святой Церкви Православной, неодолённой, которая идёт непрерывно от дней Апостольских; оторвались они от этого «тела Христова» и погибли: нет среди них Христа, и не могут они наследовать спасения. Источник: Доброе Исповедание. Почаев, 1910. Священноисповедник Лука Войно-Ясенецкий. О недостаточности одних добрых дел для спасения Среди людей, окружающих нас, есть люди, не верующие в Бога, но, тем не менее, добрые и творящие немало добрых дел. Нередко приходится слышать вопрос: «Что же, разве этого недостаточно, разве не спасутся они своими добрыми делами?» Я должен дать ответ. Нет, не спасутся. Почему не спасутся? Потому что так сказал Господь и Бог наш Иисус Христос, когда «законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель, какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим. …Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего своего, как самого себя» ( Мф.22:35–39 ). Если вера в Бога, если любовь к Богу есть первая и важнейшая заповедь в законе, а вторая заповедь о любви к ближнему вытекает из этой первой, силу свою получает от любви к Богу, то значит, чтобы спастись, надо возлюбить Бога всем сердцем своим, ибо это первая и важнейшая заповедь закона. Что значит спастись? Это значит получить жизнь вечную, это значит войти в Царство Божие, это значит стать причастниками этого Царства! Что же такое Царство Божие? Что же такое жизнь вечная? Это сказал нам Господь Иисус Христос в Своей великой первосвященнической молитве, обращённой к Богу Отцу. Он говорил так: «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя единаго истиннаго Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ). Это жизнь вечная: жизнь вечная в познании Бога, в познании Господа Иисуса Христа. Значит, без познания Бога, без познания Святой Троицы, без веры в Богочеловека, Господа Иисуса Христа, нет вечной жизни, то есть нет спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010