В соответствии с передаваемыми Секстом Эмпириком сведениями ( Sext. Adv. math. VII 160-165, 401-425), К. последовательно доказывал отсутствие «критерия», позволяющего отличать истинное от ложного, в области чувственных представлений, в области разумных понятий и в области строящихся на их основании сложных суждений. В центре стоического положительного учения о познании находилась концепция т. н. постигающего представления (καταληπτικ φαντασα), впервые сформулированная основателем стоицизма Зеноном Китийским и впосл. развитая стоиками Клеанфом и Хрисиппом. По определению Зенона Китийского, «постигающее представление - то [представление], которое вылепливается и отпечатлевается от реально наличной предметности (π πρχοντος)... и которое не могло бы возникнуть от того, что ею не является» (Ibid. 248; SVF. I 60). Принимая 1-ю часть этого определения, академики отвергали 2-ю часть и утверждали, что «постигающее представление» по своей природе тождественно любому др. представлению и что исходя из содержания представления никак нельзя достоверно определить, наличествует ли связь между представлением и «предметностью» (реальностью), или эта связь иллюзорна. Обоснованием этого занимался уже Аркесилай; К. значительно усложнил его аргументацию, учитывая ее критику в сочинениях Хрисиппа ( G ö rler. 1994. S. 855-856). Обосновывая «неразличимость» (παραλλαξα) истинного и ложного в области чувственных представлений, К. предлагал схему чувственного познания: оно начинается с восприятия, которое есть «претерпевание явленности», или «очевидности» (π τς ναργεας πθους - Sext. Adv. math. VII 403, 160). Выбор К. слова νργεια не случаен: по мысли К., представление есть своего рода отражение реальности, однако такое, в котором отраженное и само отражение находятся в нерасторжимом единстве: «Подобно тому как свет показывает и себя самого, и все, что в нем, так же и представление... с одной стороны, приспособлено для выявления себя самого... с другой стороны, оно становится выявляющим для создавшего его явленного [предмета]» (Ibid. 163). Однако такая природа представления, согласно К., вовсе не делает его критерием истины, как того хотелось бы стоикам. К. отрицал «точность» представления: по его словам, представления - это «негодные вестники», часто «разногласящие с вещами», к-рые их посылают (Ibidem). Истинные и ложные представления одинаково «очевидны» (ναργες) и «действенны» (πληκτικα) (Ibid. 403). Этот теоретический тезис К. обосновывал практическими примерами, в основном использовавшимися и до него: так, напр., человек не может отличить переживание жажды наяву от переживания жажды во сне, воспринимая оба переживания как «явленные» и «очевидные»; человек неспособен отличить оптический обман от истинного созерцания и т. п. (см.: Mette. 1985. S. 124-125).

http://pravenc.ru/text/1681111.html

Канонические выборы нового архиепископа Кипрского не могли быть проведены из-за невозможности созыва Свящ. Синода. Когда митр. Леонтий заявил о необходимости избрания нового предстоятеля, против этого возражали как брит. власти, так и сосланные митрополиты, к-рые являлись главными претендентами, но не могли принять участия в выборах. Предстоятели К-польской, Александрийской и Иерусалимской Церквей пытались решить возникшую проблему, предлагая созвать Синод с участием иерархов соседних Патриархатов или принять от сосланных митрополитов заявления об отставке с кипрских кафедр взамен предоставления им митрополий в Греции, а на их место избрать новых митрополитов Кития и Киринии. На просьбу митр. Леонтия к брит. властям гарантировать ему право вернуться на Кипр, если он поедет в Афины или в Иерусалим для встречи с сосланными митрополитами, губ. Палмер ответил, что запретит ему возвращение в случае продолжения антиправительственной деятельности. В янв. 1935 г. Никодим Китийский и Макарий Киринийский встретились в Иерусалиме и заявили о необходимости отсрочить выборы. К-польский патриарх Фотий II (1929-1935) предложил им Касторийскую и Превезскую кафедры, но они отказались. В 1937 г. попытка созыва Синода кипрских архиереев вне Кипра не состоялась из-за того, что епархиальная комиссия отказалась оплатить расходы. В июле 1937 г. греч. власти разрешили митр. Леонтию прибыть в любой из портов Греции, но запретили сходить на берег. Митр. Леонтий прибыл в Пирей и встретился на борту корабля «Аттика» с Киринийским митр. Макарием. Макарий согласился на проведение выборов и обещал назначить для созыва Синода своего представителя, если все 3 митрополита (Леонтий, Никодим и Макарий) откажутся от выдвижения своих кандидатур. Оба иерарха ничего не имели против кандидатуры митр. Трапезундского Хрисанфа (Филиппидиса; впосл. архиепископ Афинский Хрисанф I ), к-рый в предшествующие годы принял деятельное участие в урегулировании проблемы замещения Кипрской архиепископской кафедры как представитель К-польских патриархов Фотия II и Вениамина I . После этого митр. Леонтий отправился в Иерусалим для встречи с митр. Никодимом, к-рый согласился назначить своего представителя, но отклонил кандидатуру Хрисанфа. 13 сент. 1937 г. Никодим скончался в Иерусалиме в возрасте 48 лет. После этого митр. Леонтий стал также местоблюстителем Китийской митрополии.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Leg. X 885b). Для борьбы с этим злом Платон прибегает к разумным доводам (Д. б. Божия телеологического типа; см.: Ibid. X 886a - 899d; Idem. Phileb. 28d - 30d). Кроме того, платоновское учение об идеях впосл. дало начало новому типу Д. б. Божия, исходящих из необходимости идеальной причины. У Аристотеля появление космологического Д. б. Божия было вызвано не столько реакцией на атеизм и скептицизм, сколько внутренней потребностью его метафизической системы ( Arist. Phys. VII 1; VIII 5-10; Idem. Met. II 2; XII 6-10). В период Средней и Новой Академии (III-II вв. до Р. Х.) скептические настроения еще более усилились, что вызвало реакцию догматических школ, прежде всего стоической и эпикурейской. Особого расцвета Д. б. Божия достигли у стоиков Зенона Китийского , Хрисиппа и Цицерона (см.: Cicero. De natura deorum. I 1. 2; II 2. 4-14. 39; Idem. Tusc. disp. I 36), откуда они перешли в раннехрист. богословие. Определенную роль в развитии Д. б. Божия сыграла также неоплатоническая философия, в частности учение Плотина ( Plot. Enn. V 1. 2-5), к-рая в III-VI вв. по Р. Х. вобрала в себя все лучшие элементы воззрений главных философских школ и оказала сильное влияние на христ. мысль. Доказательства бытия Божия, основанные на внутреннем опыте человека Доказательства такого типа основываются на положениях, самоочевидных для большинства людей. Уже Платон отмечал, что «все греки и варвары признают, что существуют боги» (πντες Ελληνς τε κα βρβαροι νομζουσιν εναι θεος - Plat. Leg. X 886a; ср.: Xen. Mem. I 4. 16). Этот феномен подробно разъяснил Эпикур, к-рого часто считали безбожником. Он полагал, что знание о существовании Бога присуще человеку по природе и является врожденным (insitas vel potius innatas cognitiones - Cicero. De natura deorum. I 17. 44) и самоочевидным (ναρϒς ϒνσις - Diog. Laert. X 123. 7-8). Сама природа запечатлела в душе каждого человека понятие о том, что существуют боги. Люди всех родов и племен без всякого обучения имеют нек-рое «предвосхищение» (πρληψις, anticipatio) или предзнание (praenotio) о богах ( Cicero.

http://pravenc.ru/text/178741.html

Выборы вновь окончились безрезультатно. Поэтому, когда 9 мая 1900 г. скончался архиепископ, в кипрской иерархии осталось только 2 митрополита - Кирилл Киринийский и Кирилл Китийский (Пападопулос, впосл. архиеп. Кипрский Кирилл II ). За хрупкое телосложение 1-й получил в народе прозвище Кириллудис (Кирилльчик), а 2-й за могучую фигуру - Кириллацос (Кириллище). Отсутствие полного состава Свящ. Синода (не менее 3 митрополитов) и письменно зафиксированного регламента процедуры архиепископских выборов породили острый церковный кризис и вызвали вмешательство других Церквей. Возникшая проблема замещения архиепископской кафедры (1900-1910) получила название «архиепископская проблема» (ρχιεπισκοπικν ζτημα). Сложившаяся ситуация представляла угрозу автокефалии КПЦ из-за вмешательства в ее внутренние дела К-польского, Александрийского и Иерусалимского Патриархатов (в османский период в решении кипрских церковных проблем преимущественно участвовал К-польский Патриархат). «Архиепископская проблема» возникла не просто из-за конфликта личностей 2 митрополитов, но в результате столкновения поддерживавших Кирилла Киринийского умеренных коллаборационистских кругов Никосии («киринийская партия») и выдвигавших Кирилла Китийского радикальных националистически настроенных новобуржуазных кругов Ларнаки и Лимасола («китийская партия»), возглавляемых политиками-выходцами из Греческого королевства (Н. Каталанос, Ф. Заннетос и др.). По традиции местоблюстителем должен был стать митрополит 2-й по чести епархии Кипра - Пафоса. Поскольку на момент смерти Софрония эта вдовствующая кафедра не была замещена, местоблюстительство впервые в истории Кипра возложил на себя Свящ. Синод (постановление от 15 мая 1900), в который помимо 2 митрополитов вошли игумены Киккского и Махерасского монастырей Герасим и Игнатий, экзарх Карпасии Иосиф и архимандрит Архиепископии Филофей. Председателем Свящ. Синода стал Кирилл Китийский как митрополит старейшей после Пафосской кафедры. Постановление было подписано всеми членами Синода, но 31 мая Кирилл Китийский вышел из состава Синода, под предлогом несогласия с его членами по ряду вопросов, в т.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Многочисленные апелляции приверженцев Кирилла Киринийского представители «китийской партии» объявили сфабрикованными с целью аннулирования результатов выборов. Между сторонниками Китийского и Киринийского митрополитов участились случаи столкновений, так что брит. полиции пришлось принять особые меры для сохранения общественного спокойствия. 3 окт. 46 делегатов-сторонников Кирилла Китийского направили в Свящ. Синод письмо, в к-ром предложили остановить работу по рассмотрению апелляций и пригласить архиереев из К-польского, Александрийского, Иерусалимского Патриархатов и Элладской Церкви с целью создания временного Синода для проведения архиепископских выборов. Впосл., когда они получили отказ Свящ. Синода, то самостоятельно приступили к рассылке приглашений. «Киринийская партия» объявила сторонников митр. Кирилла Китийского предателями национальных интересов, покусившимися на автокефалию КПЦ (Ibid. Σ. 70). 5 окт. 1900 г. митр. Кирилл Китийский прибыл в Никосию и передал Свящ. Синоду письмо с заявлением о своем желании возобновить участие в его работе, в т. ч. для рассмотрения апелляций по выборам. Он утверждал, что без его участия все решения Свящ. Синода и, включая архиепископские выборы, являются неканоническими. К этому времени скончались экзарх Иосиф и Игнатий Махерасский, вместо которого игуменом был избран Митрофан. Свящ. Синод отказался от сотрудничества с митр. Кириллом Китийским из-за тона его письма, содержащего угрозы. 18 окт. 1900 г. Кирилл Китийский объявил Свящ. Синод неканоническим. Кирилл, митр. Китийский (впосл. Кирилл II, архиеп. Кипрский). Фотография. Нач. XX в. Кирилл, митр. Китийский (впосл. Кирилл II, архиеп. Кипрский). Фотография. Нач. XX в. К-польский, Иерусалимский и Александрийский патриархи откликнулись на просьбу кипрских делегатов, Элладская Церковь решила не принимать участия в посредничестве. 20 дек. 1900 г. К-польский патриарх Константин V отправил митр. Кириллу Киринийскому телеграмму, в к-рой содержалось указание остановить рассмотрение апелляций по выборам, поскольку патриархи собираются обсудить кипрскую проблему и найти выход из сложившегося положения.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

После поражения Греции во 2-й греко-тур. войне (1919-1922) архиепископ пытался организовать помощь прибывшим на остров многочисленным беженцам из М. Азии. В эти годы КПЦ установила связи с межхристианскими движениями «Вера и церковное устройство» (1919) и «Жизнь и деятельность» (1922), а в 1927 г. Кирилл III отправил представителя на экуменическую конференцию христ. Церквей в Лозанне; и впосл. КПЦ участвовала в диалогах со старокатоликами (1930) и англиканами (1931). После острых дискуссий Кирилл III ввел 10 марта 1924 г. в КПЦ григорианский календарь. Переход на новый стиль был болезненным и сопровождался многочисленными протестами. Так, раскололось братство монастыря Ставровуни. Землетрясение и засуху 1927 г. верующие связали с календарной реформой. В отличие от старостильников Греции на Кипре приверженцы юлианского календаря не имели епископов (поэтому в 1948 по просьбе духовенства и верующих Истинно православной Церкви Кипра еп. Матфей Вресфенский поставил Спиридона (Пасиоса; † 1963) викарным епископом Тримифунтским для епархий Кипра). Никодим (Милонас), митр. Китийский. Фотография. 30-е гг. XX в. Никодим (Милонас), митр. Китийский. Фотография. 30-е гг. XX в. 1 мая 1925 г. архиепископ заявил протест в связи с провозглашением Кипра брит. колонией. В окт. 1925 г. были проведены выборы в Законодательный совет. В числе депутатов греков-киприотов видную роль играл Никодим (Милонас), митр. Китийский (1918-1931), двоюродный племянник Кирилла III. В молодости он увлекался марксизмом, в 1917 г., будучи хорепископом Саламинским, Никодим выступал против ростовщиков и мухтаров (возглавлявших сельские общины), пропагандировал сберкассы, крестьянские банки и кооперативы (1-й кооператив на Кипре был создан в 1909 в Лефконико племянником митр. Киприана Китийского И. Икономидисом с помощью учителя М. Харалампуса). В 1922-1937 гг. митр. Никодим Китийский издавал ж. «Кипрские хроники». Став депутатом Законодательного совета, он выступал по актуальным политическим и социальным вопросам, в т. ч. за отмену выплачиваемого Турции налога подданства, по поводу развития кооперативного движения, против подчинения школ брит. властям и др.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

В течение всего османского периода Ларнака и Скала представляли собой 2 самостоятельных населенных пункта. В 1589 г. правосл. судовладельцы выкупили у турок храм прав. Лазаря за 3 тыс. аспр. В 1605 г. в Ларнаке и Скале уже действовали консульства 4 европ. гос-в, впосл. их число увеличилось до 35. В 1625 г. турки построили в порту форт на месте средневек. крепости. После османского завоевания была восстановлена архиепископская должность и мн. визант. кафедры. Однако некоторые из них в скором времени были объединены с др. кафедрами. Точное время восстановления Китийской епископии неизвестно. Первый раз Китийский еп. Иеремия упоминается в 1600 и 1601 гг. В 1625 г. Китийская епископия уже была объединена в одну епархию с Лимасольской, Амафунтской и Курийской ( Cobham C. D. Excerpta Cypria. Camb., 1908. P. 214). Их слияние произошло не позднее 1609 г., т. к. в этом году воззвание кипрского духовенства к Савойскому герцогу подписал не Китийский епископ, а вел. протопресвитер Ларнаки. Лимасольскую кафедру в тот момент занимал еп. Иаков, который неизвестен по др. источникам. Ряд исследователей, в т. ч. иером. Софроний (Михаилидис), считают, что Лимасольская и Китийская епархии были объединены уже в 1572 г. ( Σωφρνιος (Μιχαηλδης). 1992. Σ. 77). Но Лимасольский еп. Герман Кускунарис (1572-1580), к-рый в разных документах именуется также Амафунтским, нигде не назван Китийским. Иером. Софроний объясняет это влиянием традиций периода франкократии, когда главным церковно-административным центром являлся Лимасол. Епископа Лимасольского, Амафунтского и Курийского Иоакима, упомянутого в рукописи из б-ки Сан-Марко, иером. Софроний считает также и епископом Китийским и определяет время его правления в промежутке от 1580 до 1600 г. (Ibid. Σ. 79). Леонтий I упоминается как епископ Лимасольский в письме Александрийского патриарха 1632 г., как Лимасольский и Курийский - в документе 1634 г. и как Китийский - на иконе мч. Леонтия из ц. мч. Леонтия в Периволии близ Ларнаки. Имя его преемника Парфения сохранилось в надписях в рукописи Alex. Patr. 343 (1642) и на ктиторской плите собора мон-ря Ставровуни (1662). В Соборе против кальвинистов в 1668 г. принимал участие Герасим, носивший титул епископа Амафунтского.

http://pravenc.ru/text/1841149.html

Во время ссылки митр. Никодима из-за его активного участия в антибрит. восстании в окт. 1931 г. и после его смерти в 1937 г. Китийская кафедра оставалась незамещенной до 8 апр. 1948 г., когда митрополитом Китийским был избран постриженик Киккского монастыря Макарий (впосл. архиеп. Кипрский Макарий III ). Он возглавил Бюро этнархии, которое сыграло важную роль в национально-освободительной борьбе, а когда стал архиепископом,- Совет этнархии. За недолгое управление К. м. (1948-1950) митр. Макарий возродил пришедшую в упадок церковную жизнь епархии. Он учредил кассу для улучшения оплаты духовенства, об-ва помощи бедным в Ларнаке и Лимасоле, катехизаторские школы, регулярно объезжал приходы в сельской местности. Митр. Макарий убедил Д. Дианеллоса завещать свои средства на создание приюта и технической профессиональной школы в Ларнаке. Он также стремился возродить жен. монашество на Кипре. По его инициативе в 1949 г. муж. Георгия Аламана монастырь близ Лимасола был преобразован в женскую киновию и вскоре стал процветающей обителью, чьи насельницы впосл. способствовали созданию др. жен. монастырей на Кипре. Когда Макарий III был сослан на Сейшельские о-ва (1956-1957), Совет этнархии возглавил Китийский митр. Анфим (1951-1973). Он проводил твердую линию отказа от переговоров с британскими властями в отсутствие архиепископа и затем был заключен под домашний арест. Митр. Анфим входил в состав делегации греков-киприотов на конференции в Лондоне (17-19 февр. 1959) и поддерживал архиеп. Макария. При митр. Анфиме были построены митрополичьи дворцы в Лимасоле (1955) и в Ларнаке (1960, на месте здания митрополичьей резиденции XVIII в.). В 1962 г. в помощь митр. Анфиму для управления обширной епархией, на территории которой находились такие большие города, как Ларнака и Лимасол, был назначен хорепископ Амафунтский Каллиник Махериот. Впосл. митр. Анфим примкнул к церковной оппозиции Макарию III и вместе с Пафосским и Киринийским митрополитами предпринял попытку отстранить его от власти (7 марта 1973). В июле 1973 г. митрополиты были низложены и отлучены от Церкви по решению Великого и Верховного Синода. В авг. 1973 г. из состава К. м. была выделена Лимасольская митрополия. С образованием в 2007 г. новых епархий КПЦ часть приходов и мон-рей К. м. перешла к Тримифунтской и Лефкарской митрополии.

http://pravenc.ru/text/1841149.html

В течение 2 лет Китийская кафедра оставалась незамещенной. Новым митрополитом стал директор «Греческой школы» в Никосии Киприан (Икономидис; 1868-1886). Он активно выступал в защиту прав греков перед османскими, а затем и перед брит. властями. Митр. Киприан совершал частые поездки по деревням, чтобы быть в курсе нужд сельских жителей, и помогал неимущим (напр., организовал сбор средств во время засухи и неурожая 1870-1873). Первоначально митр. Киприан считал переход Кипра под брит. администрацию одним из этапов освобождения острова от османского господства. 10 июля 1878 г. в приветственной речи Верховному комиссару Г. Вулзли он выразил надежду, что Кипр ожидает судьба Ионических о-вов, к-рые после периода брит. протектората были переданы Греции ( Σωφρνιος (Μιχαηλδης). 1992. Σ. 273; некоторые исследователи приписывают это пожелание Кипрскому архиеп. Софронию III). Митр. Киприан стал 1-м кипрским иерархом, избранным депутатом в Законодательное собрание Кипра (1883, 1886). После смерти Киприана Свящ. Синод КПЦ перевел на Китийскую кафедру Киринийского митр. Хрисанфа (Иоаннидиса-Ладаса; 1889-1890), к-рый ранее в течение 20 лет был директором «Греческой школы» Ларнаки и имел большой авторитет среди жителей города. Он был единственным из Китийских митрополитов этого периода, лояльно относившимся к брит. администрации. Защиту национальных интересов греков-киприотов в Законодательном собрании продолжили Китийские митрополиты Кирилл (Пападопулос; 1893-1909; впосл. Кипрский архиеп. Кирилл II ) и Никодим (Милонас; 1918-1937). Во время борьбы за архиепископский престол (1900-1910) Кирилла Китийского поддерживала стремившаяся к объединению с Грецией буржуазия Ларнаки и Лимасола. Митр. Мелетий (Метаксакис; 1910-1918; впосл. К-польский патриарх Мелетий IV и Александрийский патриарх Мелетий II ) уделил внимание Лимасолу (жители которого с 1869 открыто высказывали недовольство второстепенной ролью своего города), в т. ч. он построил там митрополичью резиденцию (архит. З. Вондас из Александрии). Важнейшим из начинаний митр. Мелетия было открытие в 1910 г. в Ларнаке семинарии (Всекипрское церковное уч-ще), которая первоначально размещалась в монастыре вмч. Георгия Победоносца Кондоса.

http://pravenc.ru/text/1841149.html

об-во «Благочестие» при ц. Панагии Кафолики. Ок. 1940 г. в Лимасоле действовала правосл. благотворительная орг-ция «Добрый самарянин», а в 1940 г. была учреждена Орг-ция социальной защиты и взаимопомощи Лимасола, в которой участвовали все благотворительные учреждения города. В 1948 г. Китийский митр. Макарий (впосл. архиеп. Кипрский Макарий III ) реорганизовал систему благотворительной деятельности в епархии, основав Нищелюбивое братство Лимасола. Он запланировал строительство нового митрополичьего дворца в Лимасоле и утвердил проект, который был осуществлен в 1955 г., когда Макарий занял архиепископскую кафедру. В 50-х гг. был воздвигнут новый кафедральный собор Панагии Кафолики (освященный во имя Божией Матери Пантанассы) на месте снесенного храма, действовавшего в 1864-1953 гг. Китийский митр. Анфим (Махериотис) (1951-1973) проводил большую часть времени в Лимасоле. В 1959 г. он создал Бюро религиозного просвещения для лучшей организации и координации духовной жизни в Китийской митрополии, которое разместил в Лимасоле, а не в Ларнаке. В 1962 г. для помощи в окормлении быстро растущего населения епархии Свящ. Синод Кипрской Православной Церкви учредил должность викария Китийской митрополии - хорепископа Амафунтского. 13 авг. 1973 г. Лимасольская митрополия была выделена из состава Китийской в качестве самостоятельной епархии. Численность населения Л. м. значительно увеличилась за счет беженцев после оккупации турецкими войсками сев. части Кипра (1974). В результате были основаны новые приходы и построены храмы. Лимасольский митр. Хрисанф (Хризостому) приобрел для митрополии здание на ул. св. Андрея и переместил туда технические службы. Его преемник митр. Афанасий многое сделал для возрождения духовной жизни в Л. м. В т. ч. были введены ежедневные службы в кафедральном соборе, регулярные беседы с верующими, подготовка клириков для борьбы с ересями, реорганизованы катехизаторские школы и усовершенствована благотворительная система. В июне 2007 г. в пределах Л. м. была создана Амафунтская епископия, возглавляемая епископом-викарием этой митрополии.

http://pravenc.ru/text/2110505.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010