И это было первое чудо, явленное иконой в Русской Гефсимании. За ним последовали другие: темная, почти черная икона вскоре самообновилась, стала мироточить, и притекавшие к ней с верой и молитвой получали исцеление. Еженедельно перед иконой читались акафисты. И вот однажды во время чтения акафиста в храме неожиданно появился митрополит Илия. Увидев обновившийся образ и перед ним коленопреклоненных монахинь, он сказал: «Теперь я понимаю, почему должен был отдать Ее и почему Она захотела быть здесь». И поведал следующее: однажды в сонном видении явились к нему великомученица Варвара и великомученица Екатерина со словами, что Богоматерь желает, чтобы Ее икона была отдана игумений Марии, на что владыка, признаться, никак не отреагировал. Великомученицы явились ему во сне вторично, после чего он решил отдать другой образ Одигитрии, но тоже очень древний - уж очень не хотелось ему расставаться с любимой иконой. Но когда великомученицы явились в третий раз, сказав, что Богородица гневается на него за неисполнение Ее воли, владыка стал узнавать, кто же такая игумения Мария, и, отыскав, написал ей письмо. Праздник иконы Гефсиманской Одигитрии отмечается 27 июля/10 августа, и тогда по традиции св. икону с крестным ходом обносят по всей территории монастыря, и несут ее священники и сестры поочередно. Игоревская икона Божией Матери, перед которой молился в последние минуты своей жизни святой страстотерпец великий князь Киевский Игорь Ольгович Черниговский(+ 19 сентября 1147), была помещена в приделе святого Иоанна Богослова в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Икона эта древнего греческого письма с надписью о принадлежности святому Игорю. В 1951 году в Гефсиманскую обитель приехала Евгения Николаевна Панасенко (впоследствии инокиня Евгения, а затем монахиня Клавдия) и, как записано в монастырской летописи, она же вдова губернатора города Киева. После революции госпожа Панасенко оказалась в Германии, вывезя с собой старинную икону Божией Матери «Игоревская», которую и передала на хранение в обитель.

http://elitsy.ru/holy/temple/25664/

В древних рукописных святцах, известных под названием: «Книга глаголемая описание о российских святых», помещены в числе святых князья Рязанские: Роман Ольгович, Олег Красный и Феодор Юрьевич с супругой Евпраксией и младенцем Иоанном. 153 Этот храм воздвигнут князем Феодором Юрьевичем для чудотворной иконы святителя Николая, принесенной в землю Рязанскую в 1224 году. Перед тем князь Феодор видел во сне святителя Николая, который сказал ему, что невидимо сопутствует иконе своей, приближающейся к его уделу, и обещал испросить у Господа венец Небесного Царствия ему, жене его и сыну. Пробудившись от сна, юный князь дивился видению, тем более что он еще не был женат. Впоследствии юный князь женился на Евпраксии, «девице от царского рода» (вероятно, из рода императоров Византийских) и имел от нее сына Иоанна. Место, где Евпраксия убилась с младенцем, прозвано Зараз (убой). Здесь после возник город Зарайск. 154 В тех же древних святцах помещены между святыми: святитель Митрофан, князья Владимир, Всеволод и Мстислав Георгиевичи, мать их, великая княгиня Агафия со снохами Марией и Христиной и дочерью княжной Феодорой. 155 Село Станилово с валами и окопами остается памятником Георгиева стана. Оно находится в Моложском уезде Ярославской губернии, на берегу реки Сити, которая вытекает в Бежецком уезде из огромной топи и впадает в реку Мологу, в 40 верстах от впадения сей последней в Волгу. (Смотрите статью священника Преображенского в этнографическом сборнике. Ч. 1. стр. 121. 122). 156 Хотя в «Степенной книге» мученическая кончина святого князя Георгия показана 4 февраля и память его совершается в тот же день, но здесь очевидная ошибка, потому что весть о взятии Владимира дошла к великому князю в исходе февраля (Никоновская летопись, I, 376). Битва на Сити не могла быть ранее 4 марта. 157 Шеренский лес известен и ныне, в 25 верстах от Кашина и в 38 от Колязина. Здесь был позднее Шеренский монастырь, конечно, в память страдальческих подвигов князя-мученика, а ныне село Шеренское, при реке Шеренке, в лесной стороне («Русские святые» март стр. 43). Проф. Соловьев указывает этот лес близ Козельска. Но здесь епископу Кириллу вовсе было не по дороге проходить с Белоозера.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Предполагается, что в первоначальном тексте речь шла о Владимире Волынском. Как мне сообщила О. Н. Новикова, такое известие действительно обнаруживается в выписках знаменитого книжника Кирилло-Белозерского монастыря Ефросина и в подборке летописных сведений в одном из сборников Троицкого собрания РГБ. Житие св. Авраамия Ростовского, к которому отсылают любознательных читателей составители Ростовского свода 1534 г. и Густынской летописи XVII в., было написано не раньше XIV в. В основу легло, видимо, сказание об основании Богоявленского монастыря на месте капища Волоса-Велеса. 756 Из остальных текстов, анализируемых О. М. Раповым в качестве источников по истории христианизации Северо-Восточной Руси, интерес представляет только сказание об основании Ярославля. Там говорится об уничтожении языческого святилища Ярославом Мудрым, но было это при жизни его отца или в период самостоятельного правления, не ясно. 757 О. М. Рапов привлек в качестве источника по крещению Муромской земли житие св. князя Константина Муромского. Но оно было написано только после его канонизации в 1547 г. 758 Самый сложный вопрос – какие епископии появились при св. Владимире. Среди первых епископий Русской церкви несомненно была Новгородская. Как мы уже видели, можно доверять дате ее учреждения в 989 г. В нотациях Константинопольского патриархата XII в. первенствующей среди епископских кафедр Руси назван Белгород (село Белгородка под Киевом). Епископ Белгородский был викарием митрополита, и эта епархия должна была появиться одновременно с учреждением митрополии. 759 Его функции были гораздо более разнообразными и более ответственными, чем у обычного епископа, чтобы видеть в нем просто главу местной Церкви при Древлянском князе, как это делает О. М. Рапов. 760 Впоследствии Белгород никогда не был княжеским городом. Центром западных от Киева земель при Ярославе Владимировиче, его сыне Изяславе и внуке Святополке Изяславиче был Туров, расположенный на границе земель древлян и дреговичей. После выделения в XII в. Турово-Пинского княжества, центром бывшей Древлянской земли стал Овруч, где княжил Рюрик Ростиславич. Согласно Киевской (Ипатьевской) летописи, его отец Ростислав уступил Белгород в 1163 г. Владимиро-Волынскому князю Мстиславу Изяславичу. Во время борьбы Смоленских Ростиславичей за Киев с Черниговскими Ольговичами Белгород, также как и Вышгород, был их опорой. Разделив в 1180 г. Русскую землю со Святославом Черниговским, Рюрик Ростиславич вернулся в Овруч. В Никоновской летописи под 992 г. среди епископов, поставленных митрополитом Леоном, назван Никита Белгородский, но его имя заимствовано из статьи 1072 г. «Повести временных лет». Там он упомянут как участник перенесения мощей свв. Бориса и Глеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чет. Минея (Act SS. ian. р. 591. Fabr. XI. р. 103. Хр. Чт. 1826. XXIV). Убиение блаженного Игоря Ольговича, Вел. Кн . Черниговского и Киевского. Вступил на престол в 1146 г., по смерти брата своего Всеволода. Нерасположенные к роду Ольговичей киевляне выдали его Изяславу Мстиславичу, князю Переяславскому, и заставили принять монашество и схиму, которые, однако, не обезопасили его от народной неприязни. В 1147 г. толпа мятежников извлекла его из обители, умертвила и влачила тело его по стогнам Киева. Впоследствии, мощи его, прославленные чудесами, перенесены в Чернигов. Чет. Минея от летописца Печерского и от Пролога. Блаженного Константина, митрополита Киевского и всея России. Правил церковью около 4 лет. Скончался в 1159 г., завещав извергнуть тело его из града без погребения. В продолжение двух суток оно лежало вне града, на третий день погребено в Спасском Черниговском соборе. Чет. Минея. Преставление св. благоверного князя Феодора Ярославича. Родился в 1219 г., скончался в 1233. Мощи его, обретенные в 1614, покоятся в Новгородском Софийском соборе. След. Псалт. 6 Преп. Илариона Нового, игумена Далматской обители и исповедника. Ученик преп. Григория Декаполита (20 ноября). Страдал за иконопочитание при Льве Армянине, Михаиле Косноязычном и Феофиле: скончался мирно при Феодоре и Михаиле в 845 г., на 70 г. от рождения. Чет. Минея. (Act SS. iun. I. р. 758–760). Есть служба. Преп. Висариона. Египтянин, современник преп. Герасима, что на Иордане (4 марта), ученик преп. Исидора Пелусиота (4 февр.). Он не имел «особого себе пристанища, но от места до места преходя, скиташеся по пустыни, не радя о нуждах телесных». Преставился в глубокой старости, в конце 4 века. Чет. Минея от Патерика Египетского и от Великой Минеи. (Act SS. iun. III. р. 299–303). Март. Р. 17 июня. В службе канон Иосифа. Свв. преподобномучч. дев Архелаи, Феклы и Сусанны. Пострадали в Салерне от Леонтия, в царствование Диоклетиана. Чет. Минея. (Act SS. 18 ian. р. 190–194). 7 Св. Феодота Анкирского. Усекнут около 304 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

При перемене веры русские по сказанию выставляют conditio sine qua non — дозволение «пити». И впоследствии, как изображает преп. Феодосий, русское пьянство доходило до крайностей: «одни, по его описанию, ползают на коленях, будучи не в состоянии стоять на ногах, другие валяются в грязи и навозе, ежеминутно готовые испустить дух».    Грубое нарушение седьмой заповеди было другим печальным наследством русских нравов от времен язычества. Так, наложничество былых русских работорговцев с своим живым товаром перешло в такие же отношения древне-русских бояр и вообще господ к своим рабыням-холопкам. Ярославова Правда считается, как с явлением вполне обыкновенным, с рождением господами детей от рабынь. В простом народе не одно столетие царил обычай многоженства и самая беспорядочная легкость разводов. Сношения молодых людей казались настолько неустранимыми, что еп. Нифонт, на вопрос Кирика об условиях их причащения, выставляет не требование совершенного воздержания, а лишь воздержания в продолжении 40 дней пред причастием (!). Кроме этого вечный человек-зверь и в данное время дает о себе знать. Зверские поступки этого рода (ослепление князя Василька, убийство Игоря Ольговича и т. п.), еще не так сравнительно прискорбны, как прискорбны случаи жестокости, имеющей вид узаконенного наказания, потому что жестокие законы несомненно ожесточают нравы. Еще более прискорбно, когда в жестокостях повинны лица, которым это приличествовало всего менее, именно епископы. Мы уже упоминали о страшной казни, которой подверг митр. Константин Ростовского архиепископа Феодора. Еще ранее этого Новгородский еп. Лука Жидята также поступил с своим холопом Дудиком. Дудик оклеветал в чем-то Луку и подверг его чрез это суду митрополита и трехлетнему заключению в Киеве. Но за то, когда епископ снова возвратился в Новгород на кафедру, то приказал Дудику урезать нос и обе руки, после чего тот убежал к немцам.    Приведенными иллюстрациями мы стараемся определить степень воздействия церкви на личную нравственность, указать на ее достижения и на ее неудачи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2013 г. Успенский собор (укр. Успеньский собор) - соборный храм Елецкого монастыря в Чернигове. Его строительство в самом начале XII в. связано с именем родоначальника Ольговичей, черниговского князя Олега Святославича. Этот памятник почти целиком дошёл до нашего времени, хотя и с позднейшими наслоениями в стиле украинского барокко. Памятник архитектуры, согласно Постановлению Совета министров УССР от 24 августа 1963 г. Построен вскоре после Любечского съезда 1097 г. черниговским князем Олегом Святославичем. Во время татаро-монгольского нашествия хана Батыя собор был разграблен и сожжен. Восстанавливался в 1445 г. при князе Иване Можайском. Во время захвата и разрушения Чернигова поляками Успенский собор сгорел. Более всего пострадала верхняя часть собора, которая впоследствии пожара обрушилась. В 1699-1674 г.г. Успенский собор восстанавливался, получив некоторые черты украинского барокко. Собор в 1924 г. был передан местному краеведческому музею. Учитывая большое историко-культурное значение Елецкого Успенского собора, Совнарком УССР объявил здание историко-культурным памятником всеукраинского значения и передал его на содержание госбюджета. Во время немецко-фашистской оккупации 1941-1943 г.г. вражеской армией Успенский собор был превращен в конюшню. В 1941 г. собор пострадал от зажигательной бомбы. После войны в южном пределе собора, где имелись фрески, хранили соль, разрушительно напитавшую стены. Потом 850-летний храм была превращен в склад запчастей и металлолома. В 1961-1962 г.г. Успенский собор реставрировался межобластной специализированной научно-реставрационной производственной мастерской В 1992 г. Успенский собор в составе Елецкого монастыря был передан православной общине УПЦ. Основательным ремонтно-восстановительным работам собор подвергся лишь в 1998 г. В плане собор представляет собой большой (16,28х26,57 м) трехнефный храм с шестью столпами и тремя апсидами, схожий по архитектуре с Успенским собором Печерского монастыря в Киеве. Миниатюрная часовня с собственной апсидкой встроена в юго-западный угол, однако снаружи её не видно. Судя по археологическим изысканиям, с трех сторон (перед каждым входом в храм) в древности, вероятно, были устроены галереи (или притворы тамбурного типа). В интерьере сохранились отдельные следы фресок XII в.

http://sobory.ru/article/?object=05567

Дело в том, что к народу нельзя относиться как бесструктурной массе. В 1917 году народ, состоявший чуть ли не на 90% из православных, привела к катастрофе совершенно ничтожная кучка предателей и безответственных деятелей, очевидно, что возможно и обратное. Далее, если 90% православных не смогли остановить катастрофу, то что могут сделать 50%? Причем, что характерно - катастрофу вызвало законопослушание простого народа законным властям - и светским, и духовным, которые возглавили и повели бунт и измену, не нужно путать с распропагандированной толпой на улицах февральского Петрограда - Россия это не только Столица. Но Голгофа за бунт и измену уготована всем, в том числе и тем, кто даже и не знал об этом, а узнал об измене спустя месяцы. Тем более безнравственно предлагать им или их потомкам каяться за грех бунта и измены. Вот ежели наоборот, они взяли бы в штыки Временное правительство, вот тогда это был бы бунт. Святые Страстотерпцы Вопрос о смысле и значении подвига Святого Царя-Мученика Николая явился нам в виде парадокса, в виде парадокса и может быть решен. Причин здесь несколько, об одной мы уже говорили. Вторая причина заключается в том, что очень трудно понять подлинный смысл этого подвига, мы оказались примерно в той же ситуации, в какой была Русская Церковь при прославлении Святых Князей Бориса и Глеба. Было народное почитание этих Святых Князей, были чудотворения, но было неясно, в каком чине их прославить, был непонятен смысл их подвига, и поэтому греческие иерархи, возглавлявшие тогда молодую Русскую Церковь, с понятным недоверием отнеслись к народному почитанию убиенных Князей. Впоследствии был установлен новый чин Святости - Страстотерпчество, который существует только в Русской Православной Церкви и нигде более. К святым страстотерпцам отношение на Руси было всегда более трепетное, несмотря на их «непонятность». В России до сих пор помнят и почитают Страстотерпцев Святых Князей Бориса и Глеба, но вряд ли кто вспомнит хоть одного из Святых Мучеников, за веру пострадавших (например, Святых Мучеников Феодора и Иоанна Варягов или Преподобномученика Евстратия, а ведь это их современники). В видении Пелгусия в ночь перед Невской битвой (1240 год) именно «непротивленцы» Святые Князья Борис и Глеб возглавляют Небесное Воинство, идущее в помощь Князю Александру Невскому на битву с врагом Русской земли. Только в России установился этот чин святости, который в своей парадоксальности, как отметил Г.Федотов, выражает всю парадоксальность Христианства, принявшего Крест (орудие мучительной и позорной казни) за символ победы. Потом, в течение нескольких столетий, было прославлено еще несколько Великих Князей в этом чине - Игорь Ольгович Киевский, Черниговский Чудотворец, Андрей Юрьевич Боголюбский, Михаил Александрович Тверской и Царевич Димитрий Углический.

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/22/...

Господь Всевышний Сам меня благами одарил: Являлись Ангелы, небесной пищей насыщали И тайны горние мне тихо открывали. Я Царствие узрел средь райских кущ желанных, Апостолов, святителей и мучеников славных. Как сладок рай, какая в нем отрада всеблаженная, Одной минуты там не стоит вся вселенная! И сколь ужасен ад и муки грешников безбожных: Их передать и описать словами невозможно! Там темные полки бесов глазам моим предстали; Поверьте: гнусной лжи уста мои не изрекали, От всех сластей земных отрекся я без сожаленья, И паче солнца воссиял мне свет Христова Воскресенья. Что ни просил я – всё от Бога с преизбытком получил, Ведь лик Христа в душе всегда я бережно носил. Стремясь сберечь сей кроткий лик в предсмертный час, Анувий грешный о прощенье молит вас!» 4. Блаженный Игорь, князь Черниговский и Киевский . Гонимый сродниками, он оставил и принял иноческий постриг. Киевляне, недовольные династией Ольговичей, вознамерились ее истребить. Ворвались в монастырь, схватили невинного и юного схимника Игоря и убили его. За это преступление киевлян постигли многие беды. На могиле Блаженного были видимы свечи, сами собой возжигавшиеся, причем неоднократно. А над храмом, где он был погребен, поднялся огненный столп. Произошло это в 1147 году. 5. Преп. Петр Коришский . Родом из села Кориша, расположенного выше монастыря святого Марка близ Призрена (по другому же преданию – из села близ городка Печ). В юношестве пахал землю на одноглазом воле. Был необычайно кротким и безгневным. Со своей сестрой Еленой рано удалился на подвиг. Подвизался весьма усердно и непреклонно. В тяжелой брани с бесовскими искушениями одержал победу. Вокруг него собралось множество монахов, и он стал для них наставником. Убегая от людской славы, одно время скрывался на Черной Реке, где впоследствии подвизался преподобный Иоанникий Девиченский. В преклонных годах упокоился в своей пещере в Корише. В ту ночь, когда предал он дух, в его пещере был виден свет от множества свечей и слышалось ангельское пение. Сей дивный святой жил, вероятно, в XIII веке. Над его чудотворными мощами царь Душан построил церковь , которая стала метохом монастыря Хиландар. В новейшее время останки преподобного Петра тайно перенесены на Черную Реку, где почивают и поныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Успенский Елецкий мужской монастырь (Чернигов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Елецкий монастырь Елецкий Успенский монастырь — православный мужской монастырь Черниговской епархии Украинской православной церкви (Московского Патриархата), расположенный в городе Чернигове. Один из первых и наиболее богатых монастырей Киевской Руси. Возведение соборного Успенского храма связано с именем родоначальника династии Ольговичей, черниговского князя Олега Святославича (1115). Имеется гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] По преданию, однажды, при Черниговском князе Святославе Ярославиче, проходившие возле города люди заметили сияние: как оказалось, оно окружало неведомо кем поставленный на еловом дереве образ Пресвятой Богородицы; обретенная святыня получила название Елецкой иконы Божией Матери, а на месте чуда Святослав возвел в 1060 г. церковь, ставшую вскоре главным храмом одноименного монастыря. Указанное предание, со ссылкой на устную традицию и монастырский синодик (составленный в сер. XVII в. Черниговским епископом Зосимой (Прокоповичем) и впоследствии утраченный), привел в своей книге «Скарбница потребная» о Елецкой иконе настоятель обители архимандрит Иоанникий (Галятовский) (печать: Новгород-Северский, 1676; Киев, 1985; Чернигов, 2013). Приписывая устройство храма и обители на месте явления Елецкой иконы Святославу, «Скарбница» допускает, что «певне (возможно) монастыреве Елецкому дал благословение од Святои Гори Афонскои так, як дал монастыреве Печерскому», и «як монастырь Печерский, так и Елецкий… бытностию своею приоздобил (украсил) и прославил» прп. Антоний (†1073) – основатель Киево-Печерской Лавры (1051), который в 1069-1072 гг. жил в пещере среди Болдиных гор. Гипотезу о. Иоанникия о прп. Антонии по-разному расширили историки XVIII-XIX вв.: придя в Чернигов, прп. Антоний либо на время поселился в уже основанной Елецкой обители, а затем удалился в пещеру, либо вдохновил Святослава на создание монастыря при ранее возведенном храме.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Елец...

Скачать epub pdf Июнь Благоверный князь Игорь 18 июня (5 июня по церк.кал.) Благоверный князь Игорь Черниговский вступил на престол в 1146-ом году. Киевляне, не любившие рода Ольговичей, изменили ему и выдали Изяславу, князю Переяславльскому, который и был провозглашен великим князем. Святой Игорь отказался от мирского образа жизни и в киевском Феодоровском монастыре принял монашество и схиму (с именем Игнатия). 19-го сентября 1147-го года толпа мятежников извлекла его из храма, когда он молился перед иконой Богоматери, зверски умертвила и влачила его тело по улицам Киева. Впоследствии, 5-го июня 1150-го года, мощи святого кн. Игоря, прославленные чудесами, были перенесены из Киева в Чернигов и положены в храме Преображения. “И с того времени, – по замечанию летописца, – стали праздновать память благоверного князя Игоря”. В “Иконописном подлиннике” говорится, что князь Игорь был среднего роста, сух, смугл лицом, носил длинные волосы, борода его была узкая и малая. Святого князя Игоря почитают страстотерпцем наравне с князьями Борисом и Глебом. Мученик Леонид (и иже с ним) 18 июня (5 июня по церк.кал.) Мученики Леонид, Маркиан, Никандр и другие жили в Египте. Они жестоко пострадали за Христа в своем отечестве при императоре Максимиане (285–305 гг.) и скончались в темнице, томимые жаждою и голодом. Тропарь: Мученик Твой, Господи, Леонид во страдании своем венец прият нетленный от Тебе Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша. Мученики Александр и дева Антонина 23 июня (10 июня церк.кал.) Благочестивая дева Антонина происходила из подвластной Риму области – Фракии, ныне Болгарии. При императоре Максентии (305–312 гг.) Антонину привели к правителю, который уговаривал ее принести жертву идолам. После ее решительного отказа сделать это Антонину мучили и предали на поругание. 23-ех летний воин Александр, проникнутый пламенной верой ко Христу, решился освободить святую мученицу из места ее позорного заключения. Он вошел к святой деве и предложил ей свою одежду, надевши которую, Антонина беспрепятственно удалилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010