Скачать epub pdf Июнь Благоверный князь Игорь 18 июня (5 июня по церк.кал.) Благоверный князь Игорь Черниговский вступил на престол в 1146-ом году. Киевляне, не любившие рода Ольговичей, изменили ему и выдали Изяславу, князю Переяславльскому, который и был провозглашен великим князем. Святой Игорь отказался от мирского образа жизни и в киевском Феодоровском монастыре принял монашество и схиму (с именем Игнатия). 19-го сентября 1147-го года толпа мятежников извлекла его из храма, когда он молился перед иконой Богоматери, зверски умертвила и влачила его тело по улицам Киева. Впоследствии, 5-го июня 1150-го года, мощи святого кн. Игоря, прославленные чудесами, были перенесены из Киева в Чернигов и положены в храме Преображения. “И с того времени, – по замечанию летописца, – стали праздновать память благоверного князя Игоря”. В “Иконописном подлиннике” говорится, что князь Игорь был среднего роста, сух, смугл лицом, носил длинные волосы, борода его была узкая и малая. Святого князя Игоря почитают страстотерпцем наравне с князьями Борисом и Глебом. Мученик Леонид (и иже с ним) 18 июня (5 июня по церк.кал.) Мученики Леонид, Маркиан, Никандр и другие жили в Египте. Они жестоко пострадали за Христа в своем отечестве при императоре Максимиане (285–305 гг.) и скончались в темнице, томимые жаждою и голодом. Тропарь: Мученик Твой, Господи, Леонид во страдании своем венец прият нетленный от Тебе Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша. Мученики Александр и дева Антонина 23 июня (10 июня церк.кал.) Благочестивая дева Антонина происходила из подвластной Риму области – Фракии, ныне Болгарии. При императоре Максентии (305–312 гг.) Антонину привели к правителю, который уговаривал ее принести жертву идолам. После ее решительного отказа сделать это Антонину мучили и предали на поругание. 23-ех летний воин Александр, проникнутый пламенной верой ко Христу, решился освободить святую мученицу из места ее позорного заключения. Он вошел к святой деве и предложил ей свою одежду, надевши которую, Антонина беспрепятственно удалилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Полагают, что, во времена доисторические, местность нынешней Москвы составляла часть страны, населенной финскими и славянскими народами, самые названия которых давно забыты. В 12 в., история застает уже местность эту в черте княжества суздальского, долженствовавшего служить переходным звеном от киевских родовых порядков к московскому государственному единству, и со предельно с нею, именно в можайском и верейском уездах нынешней московской губернии, по течению р. Поротвы, находит народец Голядь, который, выселившись, на Поротву по мнению Карамзина, из прусской Галиндии (Galindae), известной еще Птоломею 2 , был, в 1147 г., покорен кн. Святославом Ольговичем черниговским. Это покорение кн. черниговский совершил, так сказать, мимоходом, в то время, когда он, вытесненный из южной России великим князем киевским, спешил на север, под защиту своего союзника, кн. Юрия Владимировича суздальского, который, перед тем, писал к нему: «Приди, брате, ко мне в Москов» 3 . Впервые упомянув, таким образом, о Москве, как месте существующем, летописец повествует, что князья-союзники съехались в Москве и «любезно целовастася в день пятка, на Похвалу Богородицы», что в 1147 г. Приходилось 4 апреля, а далее описывает самое пиршество князей, при чем не забывает рассказать о редком красотою нарде, подаренном кн. Юрию сыном Святослава, Олегом, и рассыпается в похвалах искренней дружбе и щедрости князей, особенно Юрия, богато одарившего тогда всех бояр Святославовых. Но о том, что такое была в то время Москва, летописец не говорит ни слова, – и это очень естественно, потому что тогда, в самый разгар княжеских усобиц, внимание всех летописцев и не летописцев было исключительно устремлено на ежедневые перипетии эгоистических владык русской земли и никто не мог провидеть роли, какую, в судьбах этой земли, надлежало, со временем, играть именно Москве. Впоследствии же, когда историческое значение Москвы выяснилось, начало ее стало возводиться к мифам и облеклось баснями, на которые были особенно щедры в 17 в. И хотя ни миф, ни басня не составляют существа истории, они не могут однако быть обойдены историком, который, за отсутствием положительных данных, обязан, в известном смысле, принимать к сведению и мифы с баснями, критически выбирая и оценивая между ними особенно предания народные, потому что последние, в таких случаях, всегда существуют и, в самом качестве вымыслов, становятся как бы поэзией истории, т.е. предметом, никогда и ни в каком случае не лишенным строго-научного интереса.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Городище. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты История села Городище берет свое начало в глубокой древности, о чем свидетельствуют крепостные валы древнерусского городища, сохранившиеся на окраине села. В XII в. здесь находился древнерусский городок Домагощ, единственный раз упомянутый в русских летописях 1147 г. в связи с феодальной войной между черниговскими князьями Давыдовичами – Владимиром и Изяславом, выступавшими в союзе с киевским князем Изяславом Мстиславичем против новгород северского князя Святослава Ольговича. Вероятно, городок погиб в XIII или XIV вв. во время одного из татарских или литовских на бегов. Впоследствии на его месте возникло село Домагощ или Городище Домогашевское, в свою очередь разоренное в годы Смуты (1604–1612). Писцовые книги Белёвского уезда за 1613–1614 гг. фиксируют следы полного запустения села: «...место церковное великого чудотворца Николая, да четыре места церковных пусты... да место дворовое крестьянское пусто, старые пустоты, а чье именем, того никто не помнит». Вероятно, в Смутное время здесь происходили какие-то военные действия, впоследствии местные жители неоднократно находили на городище чугунные ядра. Во второй половине XVIII века село Городище принадлежало князю Фёдору Иоанновичу Несвижскому. Он возвел на городище, возможно, на месте ранее стоявшей здесь Никольской церкви, кирпичный храм во имя Рождества Христова с приделом Казанской иконы Божией Матери (правый) и Св. Николая Чудотворца (левый), оконченную в 1773 г. Рядом с церковью были установлены две старинные пушки, может быть, найденные при ее строительстве, хотя нельзя исключать и того, что они были подарены строителем храма князем Ф.И. Несвижским. Вероятно, при его потомках в начале XIX в. на соседнем с городищем холме был возведен внушительный трехэтажный дом в стиле «классицизм», за которым располагались парк и службы. Усадебный дом и церковь соединялись перекинутым через овраг кирпичным трехарочным мостом, сооруженным для удобства прохода владельцев имения на храмовое богослужение. На фотографии 1909 г. виден мост, опоясывающий подножие холма, на котором стоит усадебный дом, а также довольно высокий и уродливый частокол. Возможно это реакция владельцев имения на волну усадебных погромов крестьянами, сотрясавших в 1905–1906 гг. Орловскую губернию.

http://sobory.ru/article/?object=43197

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Блаженный Игорь, Великий Князь Черниговский и Киевский (+ 1147) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 5 июня в день прославления и перенесения мощей из Киева в Чернигов, 19 сент. в день мученической гибели После кончины вел. князя Мстислава Великого (память его 15 апр.) и брата его вел. князя Ярополка возникло междоусобие между обоими родственными княжескими домами — Ольговичами и Мономаховичами — за великокняжеский престол. Начало этой смуты надо отнести к 1138 г. Киевляне не любили Ольговичей, особенно вел. князя Всеволода Ольговича. После его кончины ему наследовал брат его, вел. князь Игорь; он хотел отменить злоупотребления, на которые жаловался народ в правление его брата. Но было поздно: народное раздражение перешло и на него. Киевляне призвали уже князя Изяслава Мстиславича, второго сына любимого ими вел. князя Мстислава Великого. Вел. князь Игорь был разбит и заключен в Переяславле в тюрьму, а князь Изяслав торжественно вступил в Киев и посадил на великокняжеский престол дядю своего, Вячеслава Владимировича (третьего сына Владимира Мономаха), как старшего в роде Мономаховичей. Тогда вел. князь Игорь, измученный своими несчастьями и совершенно больной, отказался от всех своих прав и просил пострига. Его немедленно освободили, перевезли в Киев и постригли в великую схиму в Феодоровском монастыре. Но народное возбуждение против Ольговичей не прекращалось. Бывшего вел. князя предупредили, что его могут убить. И однажды, когда он молился в монастырской церкви пред иконой Божией Матери, вручая Ей свою судьбу, разъяренная толпа ворвалась в храм и, сорвав со схимника его монашеские одежды, выволокла его на улицу. На помощь ему подоспел младший Мономахович, князь Владимир Мстиславич, отбил его от толпы и укрыл в доме своей мачехи. Но толпа выбила запертые ворота, ворвалась в дом, оттеснила, осыпая их ударами, князя и его слуг, пытавшихся спасти схимника, убила его и потащила тело его по улице. Когда все было окончено и народ разошелся, поруганное тело схимника перенесено было в монастырь, облачено в монашеские одежды и погребено по чину, а впоследствии оно было перенесено в удельный город Ольговичей — Чернигов. Летописи говорят о чудесах, истекавших от его святых мощей. Св. блаженного вел. князя Игоря призывают со свв. страстотерпцами князьями Борисом и Глебом.

http://sedmitza.ru/lib/text/437285/

Успенский Елецкий мужской монастырь (Чернигов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Елецкий монастырь Елецкий Успенский монастырь — православный мужской монастырь Черниговской епархии Украинской православной церкви (Московского Патриархата), расположенный в городе Чернигове. Один из первых и наиболее богатых монастырей Киевской Руси. Возведение соборного Успенского храма связано с именем родоначальника династии Ольговичей, черниговского князя Олега Святославича (1115). Имеется гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] По преданию, однажды, при Черниговском князе Святославе Ярославиче, проходившие возле города люди заметили сияние: как оказалось, оно окружало неведомо кем поставленный на еловом дереве образ Пресвятой Богородицы; обретенная святыня получила название Елецкой иконы Божией Матери, а на месте чуда Святослав возвел в 1060 г. церковь, ставшую вскоре главным храмом одноименного монастыря. Указанное предание, со ссылкой на устную традицию и монастырский синодик (составленный в сер. XVII в. Черниговским епископом Зосимой (Прокоповичем) и впоследствии утраченный), привел в своей книге «Скарбница потребная» о Елецкой иконе настоятель обители архимандрит Иоанникий (Галятовский) (печать: Новгород-Северский, 1676; Киев, 1985; Чернигов, 2013). Приписывая устройство храма и обители на месте явления Елецкой иконы Святославу, «Скарбница» допускает, что «певне (возможно) монастыреве Елецкому дал благословение од Святои Гори Афонскои так, як дал монастыреве Печерскому», и «як монастырь Печерский, так и Елецкий… бытностию своею приоздобил (украсил) и прославил» прп. Антоний (†1073) – основатель Киево-Печерской Лавры (1051), который в 1069-1072 гг. жил в пещере среди Болдиных гор. Гипотезу о. Иоанникия о прп. Антонии по-разному расширили историки XVIII-XIX вв.: придя в Чернигов, прп. Антоний либо на время поселился в уже основанной Елецкой обители, а затем удалился в пещеру, либо вдохновил Святослава на создание монастыря при ранее возведенном храме.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Елец...

Скачать epub pdf 165. Роман Мстиславич, князь галицкий сын Мстислава II Изяславича, великого князя киевского, от брака с дочерью Болеслава III Кривоустого, короля польского, неизвестной по имени (см. 175), государь пользовавшийся в свое время европейской известностью. О годе и месте его рождения сведений нет; посланный отцом на стол новгородский, разорил часть области полоцкой и сжег Торопец в 1168 г.; разбил наголову многочисленную рать великого князя Андрея Боголюбского, явившуюся под Новгород, 25 февраля, но чрез несколько месяцев был удален новгородцами в угоду Андрею и уехал на Волынь в 1170 г.; не принял к себе, во Владимир-Волынский, князя Владимира галицкого, бежавшего от своего отца, в 1183 г.; призванный галичанами занять стол галицкий, покинутый этим же Владимиром, отдал Владимир-Волынский своему брату, но из Галича выгнан венграми, а обратно во Владимир не впущен братом, в 1188 г.; покушался овладеть Галичем с помощью рати польской в 1189 г.; получил от Рюрика Ростиславича, тестя своего, именовавшегося великим князем киевским, 5 днепровских городов, но лишенный их немедленно, в угоду Всеволоду III Юрьевичу, великому князю владимирскому, вошел в союз с Ольговичами, князьями черниговскими, врагами Рюрика, в 1194 г.; принимал вооруженное участие в усобицах польских и, помирившись с тестем, получил от него полтора города (Полонный и пол-Торческа) на Днепре в 1195 г.; снова разошелся с тестем, чем подверг разорению волынские города свои Каменец и Перемиль, в 1196 г.; ходил на ятвягов в 1197 г.; добыл, с помощью поляков, стол галицкий, который соединил со столом волынским и тем положил начало сильному при нем и впоследствии государству галицкому в 1199 г.; предупреждая нападение тестя, без боя занял Киев и передал его князю, указанному великим князем владимирским, а сам отправился громить «вежи» половецкие, в 1202 г.; наружно примирившись с тестем, схватил его в Триполе (местечко на Днепре, ниже Киева) и насильно постриг в Киеве, с женою и дочерью (своей княгиней), в 1204 г.; вовлеченный тогда же по делам галицким в войну с поляками, убит при Завихосте, на р. Висле, 19 июня 1205 г. Тело его, погребенное первоначально в Сандомире, уступлено потом галичанам за 1000 серебряных марок и перенесено в Галич. Князь Роман галицкий был женат дважды: 1) на дочери Рюрика Ростиславича, великого князя киевского, Предславе, им же постриженной; 2) на неизвестной, от которой и имел сыновей: Даниила, знаменитого короля галицкого (см. 67), и Василька (Василия). Какому из двух браков князя Романа принадлежит дочь его Федора, за князем Глебом белозерским, не известно. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Наконец одна из надписей на полях того же церковного устава даёт там намёк и на то, кто именно из князей Воротынских был основателем Троицкой обители; под 27 числом сентября замечено: «в сий день память творити на преставление по князи по Владимири по Ивановичи по Воротынском; корм большой и питие братии с выносом из трапезы, а милостыни из казны рубль на братию; а дано по нем на ту память в дом Живоначальной Троице село Ладыгино, да деревня Ноздринская. Для обследования же обстоятельств, при которых вероятнее могла возникнуть описываемая нами обитель, бросим беглый взгляд на историю соседственных Троицкой обители городов: Перемышля и Воротынска (от основания их до начала XVI столетия). Оба эти города принадлежали к числу городов древней области Вятичей, которая в XII веке составляла особый удел в потомстве Святослава, сына Ярослава I. Воротынск по летописям упоминается в первый раз в 1115 году, по тому поводу, что в этом году Святослав Ольгович князь Черниговский поменялся несколькими городами с племянником своим Святославом Всеволодовичем; в числе этих городов значится и Воротынск. Перемышль, хотя и упоминается гораздо позже, но, по мнению Татищева 10 , он был построен в XII веке (около 1152 года) Великим князем Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким и получил свое название в честь Перемышля – Галицкого, ибо сей князь, скорбя о лишении Киевского престола, (занятого тогда племянником его Изяславом), не только новопостроенные города своего восточного суздальского удела украшал именами далекой полуденной родины, но и самим рекам любил давать название южных. Однако впоследствии Перемышль, как основанный в земле Вятичей, составлявшей коренной удел потомков мученика веры Михаила, князя черниговского, перешёл в их владение; по крайней мере известно, что в XIV столетии он уже имел своих удельных князей из рода Св. Михаила 11 . С усилением Москвы и Перемышль подпал, наравне с другими городами, верховному её владычеству. Иоанн Данилович Калита, Великий князь Московский, отправляясь к Хану Узбеку «и не зная, что Всевышний готовит ему в Орде», душевной грамотой (1332 года) распределил принадлежащие ему города между своими детьми; в числе их видим и Перемышль, который был тогда назначен им сыну своему Андрею; стало быть он в то время уже принадлежал Московскому Княжению, хотя, вероятно, и продолжал иметь своих удельных князей. От князя Андрея он перешёл во владение сыну его Владимиру Андреевичу, доблестному сподвижнику Великого князя Дмитрия Иоанновича Донского в день Мамаева побоища.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Чтобы ответить на поставленные вопросы, нам придется воспользоваться приемом исторической ретроспективной аналогии, которым удачно пользовался В.В.Кусков в своей статье, так же посвященной " Слову " - " Исторические аналогии событий и героев в " Слове о полку Игореве " , - и рассмотреть два временных пласта - XI и XII вв. - в " Слове о полку Игореве " . Сосредоточим наше внимание пока на двух центральных темах " Слова " : княжеских междуусобицах и набегах половцев на Русскую землю. Начинаются они одновременно и тесно взаимосвязаны на всем своем историческом протяжении. Первым приводит " поганых на Руськую землю " Олег Святославич (с Борисом Тмутораканским) против Всеволода Ярославича и одерживает над ним победу 25 августа 1078 г. Вторым - в 1079 г. Роман Святославич из Тмуторакани - и опять против Всеволода Ярославича. В третий раз - опять Олег Святославич в июле 1094 г. против сына Всеволода Ярославича - Владимира Мономаха, и отбирает у него Чернигов. Обращает на себя внимание тот факт, что половцы выступают союзниками черниговских князей - Святославичей (впоследствии - Ольговичей), а Всеволод Ярославич и Мономаховичи воюют постоянно против половцев, и часто - с Ольговичами. Академик Д.С.Лихачев даже назвал Олега Святославича - " Гориславича " " Слова о полку Игореве " - " заклятым врагом " Владимира Мономаха . Но это - далеко не так. Точнее - совершенно не так. При жизни Святослава Ярославича, отца Олега, князя Черниговского, а затем и Киевского (с 1073 по1076 гг.) двоюродные братья Олег и Владимир были очень дружны. Они ходили в совместный поход против Чехов (как союзники поляков). По возвращении из похода Владимир узнает о рождении своего первенца - Мстислава (Гарольда), крестным отцом которого становится Олег. Однако, после смерти Святослава Ярославича в Киев возвращается, изгнанный им и Всеволодом, старший Ярославич - Изяслав. Всеволод Ярославич перебирается из Переяславля южного в Чернигов. При этом он ограничивает свободу его истинного хозяина - Олега и отдает свою вотчину - Переяславль - сыну Владимиру Мономаху.

http://pravoslavie.ru/28725.html

Невеста приняла святое крещение с именем Анна. После нескольких лет совместной жизни в Орде, при доме родительском, супруги переселились в Ярославль. Там Анна построила церковь во имя архангела Михаила и другие храмы, часто посещала обитель святого Спаса, любила читать Божественные книги и вообще заботилась более всего о жизни благочестивой. В 1302 году в Орде женился князь Константин Борисович. Нет сомнения, что супруги прочих женившихся в Орде русских князей были христианки. Надо заметить, что и сам Александр Невский по материнской линии был внуком хана Кончака. Из числа других татар, знатных и незнатных, принявших в России святую веру, известен бывший Устюжский баскак, богатырь Багуй (иначе Буга). В 1262 году, когда татары производили поголовную перепись и устанавливали новую систему налогов - подушную, тогда по многим городам народное вече взволновалось и перебило численников и баскаков. Багуй, узнав, что жители Устюга хотят и его умертвить, изъявил намерение креститься и был назван в святом крещении Иоанном. Тогда улеглось все народное волнение против него, были забыты его обиды и притеснения. Впоследствии Иоанн отличался особой набожностью и добродетелями, чем снискал любовь и уважение народа. Иоанн построил на Сокольничьей горе, где он прежде забавлялся охотой, монастырь и устроил церковь во имя своего ангела - святого Иоанна Предтечи. Известны так же: ордынец Кочев, пришедший к великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому, в крещении Онисифор, родоначальник Поливановых. Мурза, пришедший к тому же князю из Большой Орды, в крещении Спиридон, родоначальник Строгановых. Олбуга, бывший послом у того же князя и крестившийся, родоначальник Мячковых. Мурза Салахмир, в крещении Иоанн, прибывший к рязанскому князю Олегу и женившийся на сестре его Анастасии. Ордынец Кичибей, в крещении Селиван, прибывший к рязанскому князю Феодору Ольговичу, родоначальник Кичибеевых. От крещеных ордынцев тянутся линии дворянских родов и русской национальной элиты ордынского происхождения: Аксаковых, Алябьевых, Ахматовых, Бердяевых, Бибиковых, Булгаковых, Буниных, Гоголей, Горчаковых, Карамазовых, Карамзиных, Киреевских, Корсаковых, Кутузовых, Мещерских, Милюковых, Мичуриных, Рахманиновых, Сабуровых, Салтыковых, Строгановых, Суворовых, Тимирязевых, Третьяковых, Тургеневых, Турчаниновых, Тютчевых, Ширинских, Шахматовых, Шереметевых, Уваровых, Урусовых, Ушаковых, Юсуповых, и многих других - это все принявшие христианство татарские фамилии.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/17/...

Земли, составлявшие частную собственность князей, были населены челядью; здесь-то, на этих землях князья устроивали себе дворы, где складывалось всякого рода добро. На путивльском дворе Святослава Ольговича было семьсот человек рабов, кладовые (скотницы), погреба (бретьяницы), в которых стояло пятьсот берковцев меду, 80 корчаг вина; в сельце у Игоря Ольговича был устроен двор добрый, где много было вина и меду и всякого тяжелого товара, железа и меди, на гумне было 900 стогов. Большие стада составляли одно из главных богатств княжеских: под Новгородом Северским неприятели взяли у Ольговичей 3000 кобыл и 1000 коней. Значение этих земель, дворов, запасов для князей показывает их название: жизнь. «Братья! – говорит Святослав Ольгович Давыдовичам, – землю вы мою повоевали, стада мои и братние взяли, жито пожгли и всю жизнь погубили!» Изяслав Мстиславич говорил дружине о черниговских князьях: «Вот мы села их пожгли все и жизнь их всю, а они к нам не выходят; так пойдем к Любечу, там у них вся жизнь». Взглянем теперь на жизнь князя русского в описываемое время, от дня рождения до смерти. При рождении младенца в семье княжеской давалось ему одно имя славянское или варяжское, которое называлось княжим именем, а при святом крещении другое, по греческим святцам; первое употреблялось преимущественно; оба давались в честь кого-нибудь из старших родственников, живых или умерших; этот обычай употреблялся относительно младенцев обоего пола. Есть известие, что при самом рождении князю назначалась волость, город; давалась ли эта волость из частной собственности князя-отца, или новорожденный считался князем этой волости, города и менял его впоследствии по общему племенному и родовому распорядку, – решить нельзя. Восприемниками при купели бывали князья-родичи. Лет двух, трех, четырех над младенцем мужеского пола совершался обряд – постриги, то есть первое стрижение волос, сопровождаемое церковным благословением, посажением малютки на коня и пирами в отцовском доме; иногда постриги делались в имянины постригаемого, иногда постригали двух князей разом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010