319 Предписания нашего источника, высокая древность которого была уже справедливо подчеркнута Harnack " ом (Texte... II, 5. S. 35), выясняют, почему книга Герма считает сидение по правую от епископа сторону более высоким, почетным сидением (см. выше, прим. 303): заведование имуществом Божиим (наряду с совершением Евхаристии) составляет высочайшую честь в общине. Таким образом, уже в первой половине II в. должно было иметь место в римской общине подобное различение пресвитеров правой и левой сторон. Далее надо вспомнить 1 Клим. 40, 5 (см. выше, прим. 303): если пресвитеры сравниваются со «священниками», то это указывает на участие в заведовании дарами. Вероятно, тот же смысл имеет посылка даров любви «к пресвитерам» в Иерусалим ( Деян.11:30 ). 320 Источник А (Апост. церк. Устав) продолжает: «Пресвитеры же по левую сторону пусть заботятся о народе», т. е. об общине (как пресвитеры по правую сторону – об епископе), чтобы он стоял спокойно и без шума, получив наставление во всякой покорности. Деятельность этих пресвитеров соответствует деятельности апокалиптических старцев, сидящих по левую сторону (прим. 316), «внимающих сонму», где выражение «внимают» (epechousi), без сомнения (согласно с Bickell " ем против Harnack " a), значит «имеют надзор». 321 «Если же кто-нибудь из увещаемых надменно ответит, то находящиеся у жертвенного алтаря, собравшись вместе, по общем совете, произносят над ним суд, какого он заслуживает». 322 Иначе Harnack (Texte... 11, 5. S. 36), понимающий, в угоду своей теории, под теми, «которые в алтаре» и которые должны «сходиться», одну только коллегию пресвитеров (без епископа), так что тогда получается «своеобразное двоевластие, коллегия пресвитеров и епископ». Но это противоречит буквальному смыслу источника, потому что епископ, несомненно, также сидит в алтаре. Даже вполне достоверно, что, по мнению источника, должны сходиться для духовного суда не одни пресвитеры и епископ, но также и диаконы, как это было позднее, потому что и диаконы в качестве помощников при совершении Евхаристии принадлежат к числу «находящихся в алтаре».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

128 сл. и свидетельствующий о том, что храмы выдавали беднякам, пораженным болезнью, беспроцентные ссуды]. Hilprecht, Die Ausgrabungen im Bel-Tempel zu Nippur. 1903. [Вопрос об архитектурной физиономии еще не является окончательно решенным. Koldewey (Mit. d. Deutsch. Orient. Ges. 50, 33) считает, что отдельные этажи башни чрезвычайно мало отличались друг от друга по величине, и поэтому ему представляется вся башня в виде колоссального кубика. Th. Dombarm же наоборот (D. babylon. Turm в Jahrb. d. Deutsch. Arch. Inst. XXXIV, 1919, стр. 40, и D. Sakralturm, ч. I, Zikkurat, Milnchen, 1920) настаивает на таком сильном уменьшении этажей башни по направлению снизу вверх, что верхний этаж заключал в себе одно лишь небольшое помещение. Реконструкции обоих исследователей см. B.Meissner, Babylonien u. Assyrien, рис. 119 и 120. Мейснер же дает (стр. 310 сл.) прекрасное изложение нашего настоящего знания о зиккуратах. К сожалению раскопки, вследствие плохой сохранности башен во всех исследованных храмах, не могут решить спор между Koldewey " ем и Dombart " ом. Но, принимая во внимание ассирийское и вавилонское изображения, свидетельства клинописных текстов и греческих авторов, можно; кажется, сказать, что несколько больше данных говорит в пользу реконструкции Dombart " a, которая по существу является возвращением к пониманию зиккурата, господствовавшему в науке до выступления Koldewey. Интересно описание построения семиэтажного зиккурата Нингирсу в цилиндре А. Гудеа (ст. XX, 27–XXII, 8), согласно новому переводу этого текста P.M. Witzels Keilinschriftl. Studien, вып. 3, Fulda, 1922, стр. 12–13 и стр. 56 сл. Если следовать интерпретации названного автора, то оказывается, что на зиккурате были посажены деревня и мы имели бы в таком случае свидетельство о «висячих садах Семирамиды», восходящее к III тысячелетию. – Новые обильные данные об одном из разрядов жрецов, так наз. «калу», входящих в корпорацию певцов, дают таблетки, происходящие из храмовой библиотеки Урука. Эти «калу» должны были «умиротворять» своими песнопениям» «сердца богов».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

—409— жен был отказаться от походов на Восток и, по-видимому, принужден даже был заботиться об установлении мирных отношений с своими недавними врагами 2296 . Время происхождения Эпанагоги (884–886) 2297 , наделяющей в своем предисловии императоров эпитетом „ερηνοποιν “, как раз и совпадает со временем этого „мирного строения“ Василия, когда его воинственный пыл был значительно ослаблен последовательным рядом недавних неудач. Обратно сему, эпитеты предисловия Прохирона: „νδοξοι, νικητα, τροπαιοχοι“ заставляют искать время его издания в разгар военной славы, когда пред лицом всех живо еще предстояли недавние победы и венчавшие их триумфы. В девятилетнем периоде соправительства Василию сыновей Константина и Льва история встречает две крупные победы и два пышных торжества, устроенных царю-победителю придворными чинами и всем народоселением столицы: а) в 872-ом году, после разрушения Тефрики и смерти вождя Павликиан Хрисохира 2298 ; б) и в 873-ем году, после удачного Вторжения самого императора на территорию Павликиан 2299 . Порфирородный внук Василия, описывая триумф своего деда, влагает в уста димархов, приветствовавших победителя, такие клики: „слава Богу, возвратившему нам с победой наших владык! Слава Богу, возвеличившему вас, самодержцы Ромеев? Слава тебе, Пресвятая Троица, за то, что мы увидели наших государев победителями? Добро пожаловать, победоносные, храбрейшие государи!“ Эти крики сильно напоминают собой автократорский титул в предисловии к Прохирону. После этих двух значительных обед, с 874-го по 877-ой год наступил период сравнительного затишья 2300 . Сравнительное спокойствие, во- —410— царившееся на Востоке и на Западе, могло не отвлекать внимания императора от внутренней жизни своей империи. И нам кажется, что именно этот период был самым удобным временем для Василия к выполнению много численных, намеченных еще заранее, реформ по преобразованию государственного и гражданского строя. В ряду других преобразований совершилось преобразование и правового строя, ярче всего выразившееся в издании Прохирона.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Д. 2. Л. 23–24 об. Подлинник. Автограф. 2. Не позднее 1 декабря 1954 г. Х[ристос] П[осреде] н[ас]. В[аше] В[ысокопреосвященство]. В[ысокопреосвященнейший] В[ладыко]. Дорогой наш Владыка. Земно все кланяемся все Ваши, просим благословения, святых молит[в] и поздравл[я]ем с праздник[ом] Введ[ения] Б[ожией] М[атери] и с [праздником] А[лександра] Нев[ского], с вел[и]к[омученицей] Е[катериной] .... Я все не соберус[ь] поехать во Вл[адимир], все суета домашняя, оч[е]н[ь] жал[ею] оставит[ь] свою к[елей]ку, никак не собирешься, очень трудная на подъем, а к Вам бы с радость[ю] поехала, да вот что ждали этого дома [инвалидов?], что получ[и]м свободное свидание. Я разве утерпела [бы] не поехат[ь], до сих пор я прос[ила] Е[гора] Е[горовича], чтобы выбра[л] свободное времечк[о], еще бы съездил. Ему счастье. Я очень довольна, что ему удается , мне хват[ит] того, что я получила счастье свидания, я очень довольна за то счастие, а то[лько] оч[е]н[ь] скорблю, что из[-за] меня Вас лишили капт[ерки] 839 и хождения свободно[го] на почту. Это я [считаю?] себя виновная за [свое] упрямство и гордост[ь], никак не могу носит[ь] мирскую одежду и много у м[е]ня недост[атк]ов, все по своей воле, а своеволие приводит в неволю, что же мне делать, когда нет духовника, только бы [и] делала под руководст[вом] его, слава Богу за все. Видно, я не могу, гордая, упрямая, все это исполнять. Прос[ти]те, В[ладыка], прос[ти]те Христа ради за все мои недостатки, по[мо]литесь за меня. Близко, близко переход в будущую жизнь. Что принесу и что скажу в ответ Всеми[лостивому?] Спасителю, а только утешает, что за грешные умер, я первая ест[ь]. 840 Г[решная М[аргарита]. Подлинник. Автограф. 3. Не позднее 14 января 1955 г. Х[ристос] п[осреди] н[ас]. В[аше] В[ысопреосвященство] П[реосвященнейший] В[ладыка]. Поздрав[ляю] с Р[ождеством] Х[ристовым]. 22[-го] приш[ла?] и тут узна[ла] велик[ую] рад[ость]. Пис[ьмо] пол[учил] Е[гор] Е[горович], вот дай Господи Вам встр[ет]ит[ь] Р[ождество] Х[ристово], провести в добром здравии и в душевной радости. Я не могу представит[ь] этой радо[сти], что была. Е[гор] Е[горович]. Мы, вся семья Покровск[их] сироты и Солотовы 841 , оне не знают лично Вас и такж[е] торж[ество]вали радостию с Е[гором] Е[горовичем]. И меня пробирает плач от радости, не верится, что это будет правда, доживем и увидимся все

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

По политическим расчетам, Констанций оставил Елену и женился на падчерице Максимиана Геркула - Феодоре; от этого брака у них была дочь Анастасия. Последние два имени чисто христианские. Относительно Елены сведения сбивчивые. Если Феодорит называет её «Родительницей этого света (т. е. Константина) и питательницею его благочестия (Ц. Уст. I, 13)» то Евсевий приписывает обращение её в христианство сыну (De vita III, 13). Принято более доверять Евсевию, как современнику и придворному человеку. Но трудно допустить, чтобы Святая Елена с душою, столь религиозною, осталась безучастною к религии христианской в такой обстановке двора, где жили Феодора и Анастасия. В целях ли воспитания, или скорее в качестве заложника, Константин в девяностых годах 3-го века отправился ко двору Диоклетиана в Никомидию (De vita I, 19; II, 51). Здесь он провел более 10-ти лет. При дворе Диоклетиана царила тогда атмосфера почти христианская. И начавшиеся в 303-ем г. гонения могли вызвать только скорбное сожаление о христианах, с которыми так уже сжились в повседневной жизни. Константин передает по этому поводу настроение жителей Никомидии и прежде всего свое собственное, когда восклицает: «какая же ему была (Диоклетиану) польза вступать в войну с нашим Богом!» При дворе Диоклетиана Константин проявил себя, как богато одаренный юноша, отличался он и воинскими доблестями. Галерий, боясь иметь дело в будущем с столь сильным соперником, предпринимал против него всякие козни и, по-видимому, едва ли имел намерение выпустить его живым в Галлию, так что Константину пришлось спасаться бегством (De vita I, 12—30). Отец его, после отречения Августов Диоклетиана и Максимиана Геркула, сделавшись Августом Запада в 305-ом г., в начале 306-го г. почувствовал себя серьезно больным, и извещенный об этом сын едва застал живым отца на смертном одре, доставив ему своим прибытием последнюю великую радость (De vita I, 17). Провозглашенный 26-го июня 306-го г., по смерти Августа - своего отца, также Августом, Константин до смерти Галерия довольствовался областью Констанция, как Кесаря, и по политическим соображениям он женился на дочери Максимиана Геркула - Фаусте, хотя уже был женат на Минервине, от которой в 306—307 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

Дело идет не о чисто–философской, а именно историософской эволюции у Бакунина. Справедливо отметил Чижевский, что «путь к абсолютной истине философии Гегеля оказался для Бакунина путем к Богу, но его Богу». Это верно: основная линия мысли Бакунина остается не только фразеологически, но и по существу религиозной (в линиях религиозного имманентизма). Уже в 1841–ом году Бакунин писал: «жизнь — блаженство, но такое, в котором играет буря и носятся черные тучи, чтобы объединиться в высшей гармонии». Бакунин начинает строить мистику отрицания и борьбы — он не только принимает положение Гегеля о диалектической ценности и внутренней неизбежности отрицания, но начинает склоняться к мысли о первенстве отрицания, которое одно становится носителем творческого начала духа. Он видит целостность именно в противоречии, т. е. в отрицании положительного начала (ибо в отрицании «заключено» то положительное, на которое оно направлено, как отрицаиие); «энергия всеобъемлющей сущности (противоречия) как раз состоит в неустанном самосожигании положительного на чистом огне отрицательного». Это своеобразное возвеличение отрицания соединяется с отмеченной уже мыслью о значении «дела», как перехода мысли в «действительность». «Боже, избави нас от всякого жалкого миролюбия», пишет он (1841–ый год), — он жаждет «действительного дела», которое «возможно только при действительном противоречии». «Долой, пишет он позже (1842–ой год), логическое и теоретическое фантазирование о конечном и бесконечном; такие вещи можно схватить только живым делом». Это необычайно характерно в устах человека, именно склонного к фантазированию, к преувеличениям, — «философия дела» рисовалась Бакунину, как выход в подлинную реальность. К этому присоединялась вера в свою провиденциальную миссию. Неудивительно, что у Бакунина начинает развиваться критика «чистой» философии: «философия только теоретична и развивается только в рамках познания». В этом ее граница и ограниченность: «философия нового времени», писал Бакунин в 1843–ем году, «сознала единство теории и практики, но этим она дошла до своего предела, ибо по ту сторону предела начинается… вытекающее из божественной сущности первобытного равенства и общения свободных людей посюстороннее осуществление того, что составляет божественную сущность христианства». В последних словах с удивительной прозрачностью выступает религиозный имманентизм, принимающий форму утопизма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

В священнической практике приходится сталкиваться с горькими фактами человеческих заблуждений. Астрология, сайентология, валеология, тяготение к магизму и другим оккультным увлечениям… Все эти «-логии» камуфлируются под науку, ничего не имея с нею общего. Издаваемые адептами этих учений книги с громкими наукообразными названиями недалеко отстоят от тривиальных «сонников». Фактически мы сталкиваемся с разновидностями того же язычества, над которым одержала победу святая мученица Татиана. И мы веруем, что по молитвам этой святой Господь избавит наше Отечество от грозящего нас поглотить мрака невежества — духовного равно как и научного. Господь и Бог наш Иисус Христос Своею благодатию и человеколюбием да просветит светом разума Своего всех заблуждающихся, всех ищущих Истину и пока ещё не могущих найти Её. Всех же вас еще раз поздравляем с памятью святой мученицы Татианы и с праздником всех студентов. Аминь. Священник Константин Кобелев 1. В 1979 году заканчивал МГУ. Еще учась в школе начал заниматься одной научной темой. Затем учился на биофаке, на кафедре генетики, продолжал ту же тему. Были интересные результаты, почти готовая дипломная работа… Предстояло Государственное распределение. В наше время ученые генетики уже почти нигде не были нужны. Если постараться, можно было найти хорошее место, получить интересную работу в каком-нибудь престижном научно-исследовательском институте. Престижном — значит и оборудование современное, и реактивы необходимые, и научный руководитель, умеющий сделать из студента ученого. Но обычно в такие институты с улицы не брали. Друзья мои еще на 3-ем, на 4-ом курсе бывали в соответствующих лабораториях, искали место, где сделать курсовую или диплом. Если их брали, то они «пропадали» там с утра до ночи, пытались себя хорошо зарекомендовать. Я ничего такого не делал. Во первых, тема у меня была своя, здесь, в Москве, никому не интересная. Во вторых я «совершенно случайно» (в кавычках, ибо на все Божия воля) родился в Москве, но не имел здесь прописки, ибо вскоре после моего рождения родители закончили вуз и уехали на Украину. А без прописки не на что было рассчитывать…

http://pravmir.ru/verim-chto-po-molitvam...

130 Некоторый материал для разъяснения вопроса можно находить у Lipsius " a в сочинении: Die Edessenische Abgarsage. Braunschw. 1880. 136 Какие известия Сократом заимствованы у Руфина указано Ieep " ом: Quellenuntersuchungen, S. 107 – 110. 138 Güldenpenning в сочинении: Die Kirchengeschichte des Theodoret обстоятельно доказал, что Феодорит пользовался Руфином во всех пяти книгах своей церковной истории. S. 26 und. s. w. 139 Holzhausen. De fontibus, quibus Socrates, Sozomenus ac Theod r, usi sunt. p. 89. Goett. 1825. 140 В подлинном виде сочинение Филосторгия заглавлялось: ecclesiastica historia, – но в настоящее время в изданиях оно имеет такое заглавие: ex ecclesiasticis Philostorgii historiis epitome a Photio confecta. Первое издание этого сокращения сделано Готофредом в Женеве, в 1643 г.; затем, следовало более критическое издание Валуа, которое вошло в состав патрологии Migne. С издания Валуа сделан русский перевод рассматриваемого сочинения под заглавием: «Сокращение Церковной Истории Филосторгия, сделанное патриархом Фотием» (Петерб. 1854). В журнале Römische Quartalschrift für Alterthumskunde und für Kirchengeschichte (1889, Rom) в статье: Batiffol " я: Fragmente der Kirchengeschichte des Philostorgius, помещено извлечение из Церковной Истории Филосторгия, найденное в «Жизни Артемия», написанной монахом Иоанном (это лучшая редакция уже известного раньше извлечения) и заявлено обещание автора в скором времени сделать новое издание всего сокращения истории Филосторгия (S. 252 и др.). 142 Так как есть разница в счете глав между Готофредом и Валуа, то в дальнейшей цитации будем держаться счета глав Валуа, усвоенного русским изданием Филосторгия. 143 Эти слова помещены в тексте русского издания, у Готофреда же они находятся в Prolegomena, р. 64. 144 Много такого можно находить в «Сказании о св. великомученике Артемии», которое извлечено автором его (монахом Иоанном) из церковной истории Филосторгия. Это «сказание» приложено к русскому издание Филосторгия (стр. 439 и дал.), а в улучшенной редакции, как мы упоминали выше, издано Batiffol " ем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

А пока в этот ранний час мы вышагиваем не спеша по проселку, молчаливые, ещё не отошедшие полностью от утреннего сна. Каждый думает о своем, о чем именно, - можно только догадываться. Вот Долинка на секун д у приостановилась, натянув бабушкину веревку, повернула ко мне голову: наши глаза на мгновенье встрети­лись, и.... покорно побрела дальше. Что хотела она этим сказать, не умея выразить словами, что сейчас творится в её коровьей душе, что лежит тяжелым грузом на её сердце. Укор? Сожаление... печаль или грусть?.. Может быть, она хотела спросить этим взгля д ом: чем же я вам не угодила? Или я много корму ем? Или мало молока даю? Или невкусно моё молоко? ! Нет, Долинушка, хватает твоего молока и нашей семье, и по соседям расходится. И пользительно оно, и сметаны и з него достаточно получается. А какое вкусное в прошлом году из него масло вышло: янтарное, густое, крупичатое - по внешнему виду, как липо в ый мед! Правда, повозиться с ним пришлось, пока из моло­ка сметана отстоялась, а из нее сливки сбились, а из них масло в печке вытопилось. Целый день, помогая бабушке, я сбивал его, взбалтывая в руках, катая по коленям увесистую стеклянную четверть, пока и з неё не вытряхнули комочки почти гото в ого, разве что не топленого масла. Зато и полакомиться досталось! Нет, Долинка, и корма для тебя не жалко, летось в д оволь заготовили. Не весь ли сеновал забит сеном, да ещё стожок стоит на передней поляне. Вспомни-ка, как звенела по вечерам отби­ваемая на сенокос коса! Сколько раз, провожая тебя с восходом солн­ца в стадо, отправлялась бабушка поискать по лесным полянам невыкошенные клочки травы. Все больше по неудобицам, кустарникам и болотам, с опаской, кто бы не увидел. Особенно, лесничий. Оштра­фуют, отберут... И поэтому сено приходилось сушить в лесу, чтобы потом готовенькое быстро привезти, сбросить у сарая и живенько - на сеновал. И около дома подмести метелкой,- чтоб ни сенинки! Я помню, когда дед ещё был жив, бабушка, придя с се­нокоса, отдыхала часок-другой и потом вела нас на свои поляны-болотины растрясать накошенные ею спозаранку валки.

http://ruskline.ru/analitika/2021/07/21/...

Последняя беседа Наталии Нарочницкой с В.И. Варенниковым 6 мая ушел из жизни легендарный военачальник, генерал армии, крупный общественный и политический деятель Валентин Иванович Варенников. Герой Советского Союза, он прошел Великую Отечественную войну от Сталинграда до Берлина, был Знаменосцем Парада Победы. В 2003-ем году избран в 4-ю Государственную Думу, стал первым заместителем Председателя Комитета Государственной Думы по делам ветеранов. В 1997-2005 годах – Президент Российской Ассоциации Героев. С ноября 2005 года Валентин Иванович был Президентом Международной Лиги защиты человеческого достоинства и безопасности. – Валентин Иванович, Вы человек с богатейшим опытом, прежде всего -жизненным. Вы пережили, будучи на руководящих постах, вместе со страной сталинский период, хрущёвский, горбачевский, брежневский, перестройку… – Да все периоды новейшей истории. – Все периоды. И у Вас есть право и способность, поскольку Вы стяжали эту мудрость, панорамно, отстраненно, уже без особых эмоций, взглянуть на все прошедшее и ответить на вопрос – что с нами происходит сейчас? – Ну, прежде чем говорить о том, что сегодня происходит, я все-таки хотел бы обратить внимание на нашу историю и судьбу страны, на отношения между государством и народом. Возьмем Великую Отечественную войну, мы победили. Почему? Потому что государство было готово к Победе! Оно заботилось о своих гражданах, в том числе о молодом поколении, чтобы они могли его защитить, когда придёт время. Руководство страны знало, что будет война с Германией. И все мы к этому готовились. Возьмем меня. Я окончил школу в 41-ом году, я был морально и нравственно подготовлен к любым испытаниям, я был физически развит, потому что государство об этом позаботилось. – Вы были красавец! Я видела Ваши фотографии в молодости… – Это другой вопрос, так сказать. Но я имел ещё начальную военную подготовку, у нас были военруки в школах. И поэтому неспроста, рождённые в 1922– 1924-м годах, – это основная сила, которая вынесла на своих плечах войну.

http://pravoslavie.ru/37459.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010