«Что касается времен для торжественного совершения молитв, – пишет св. Киприан, епископ карфагенский († 258), – то мы находим, что Даниил и три отрока, крепкие в вере и победители в пленении, посвящали им час третий, шестой и девятый, предызображая тем Троицу. – Эти-то часовые сроки издавна уже соблюдали поклонники Божии, духовно признавая их временами, установленными и узаконенными для молитвы» 5 . Собственно храмовое богослужение со всесожжением обязательно совершалось ветхозаветными евреями только два раза в день – утром и вечером, или иначе – с часу (от восхода солнца) до трех и с девяти до двенадцати (до захода солнца), а по нашему счету – с шести до девяти часов утра и с трех часов пополудни до шести часов вечера 6 . Но частная домашняя молитва должна была совершаться еще и в полдень (по Талмуду – «тефилла минхи»), следовательно, три раза в день 7 , соответственно троекратному каждению в скинии 8 . Пример Давида показывает, что благочестивые евреи молились также и в другие часы дня и ночи, до семи крат в сутки ( Пс. 118:164 ); царь Давид и «в полночь вставал славословить» Бога ( Пс. 118:62 ), молитвой «предварял» он «рассвет» ( Пс. 118:147 ) и «утреннюю» стражу ( Пс. 118:148 ). Седмеричному числу молитвословий могут, в частности, соответствовать следующие молитвы: две шемы, указываемые в Талмуде, – утренняя и вечерняя, три тефиллы – утренняя (до полудня), тефилла мнихи (до вечера) и вечерняя (до поздней ночи); наконец, два жертвоприношения в храме. Кроме того, Талмуд указывает еще «добавочные» молитвы, которые можно было совершать во всякое время дня и ночи 9 . 2. Апостольские часы: третий, шестой и девятый Ветхозаветная практика, естественно, отразилась и на времени совершения новозаветной молитвы. Апостолы, как известно, поддерживали самую живую и тесную связь с родным для них иудейством. В силу этой связи они соблюдали и принятые у евреев часы молитвы. Так, мы видим, что апостолы молятся в третьем часу дня, когда сходит на них Дух Святый ( Деян. 2:1–15 ); апостолы Петр и Иоанн идут вместе в храм «в час молитвы девятый» ( Деян. 3:1 ; сн. 10:30); а «около шестого часа» (в полдень) ап. Петр, как повествует книга Деяний, «взошел на верх дома помолиться», и было ему видение ( Деян. 10:9 ). Конечно, апостолы молились и в другие часы; по завету Господа, они молились непрестанно ( Лук. 18:1 ; 1Солун. 5:17 ; Ефес. 6:18 ). Но часы – третий, шестой и девятый были часами молитвы по преимуществу, как сугубо знаменательные; ибо это были обычные часы ветхозаветной молитвы, и в эти же часы, по выражению преп. Иоанна Кассиана , «исполнились важнейшие обетования и совершено наше спасение» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Больше в дореволюционные годы изменений ее облика не затевали. Древность храма обусловила относительное его богатство. Облачениями из ризницы пользовались даже при архиерейском служении в Митрофановском монастыре. Особо чтимыми были иконы с изображением Девы Марии — Казанская и Владимирская иконы Божией Матери, Знамения Богоматери. Обширной была и библиотека, где хранилось первопечатное Евангелие 1654 года, огромный фолиант 1759 года весом в 2 пуда и миниатюрное, «хорошего письма» рукописное Священное писание 1780 года. Ежегодно причт проводил несколько торжественных церемоний: крестный ход 8 сентября, панихиду по всем умершим прихожанам 31 декабря и панихиду по «храмосоздателю» Феодосию Постовалову и всем благотворителям храма 3 мая. В 1740-1770-е годы в ограде Пятницкой церкви погребали «именитых граждан». В здешнем приходе жили купцы Елисеевы, Григорий Наумович и его сын Яков, которые с 1737 года и до конца века составляли скорбную летопись об умерших в городе. Церковь Рождества Богородицы довольно часто упоминается в их Синодике. «Синодик купцов Елисеевых» сообщил и о трагедии, произошедшей, очевидно, при ремонте храма: «1764 года сентября 9 дня оборвалась колокольня Пятницкая и ушибла Андрея каменщика до смерти того же часу». За три века жизни церкви в ней сменились десятки священников. С 1747 года в течение семнадцати лет служил отец Филипп Алексеев (1718—1764), прозывавшийся по храму еще Рождественским: он погребен в своем приходе епископом Тихоном I. По мнению Д. И. Самбикина, самых величественных похорон за весь XVIII век удостоился дьякон Иван Пятницкий, умерший 19 сентября 1764 года. Его отпевание совершал владыка Тихон с участием шести архимандритов, представлявших высшее духовенство епархии без изъятия, и всех городских священников. Основанием для таких почестей служила в высшей степени благочестивая жизнь дьякона, известная святителю Тихону. Пятьдесят лет был настоятелем Петр Алексеевич Семенов, служивший при одиннадцати епископах. Сама его кончина произвела глубокое впечатление на верующих: «1779 года генваря 22 дня во время заутрени представися раба Божия Стефанида Родионовна, попа Петра Пятницкого попадья, жития ей было от роду 76 лет; сего ж числа под 23 в 3 часу сполуночи представися и священник Петр Пятницкий и оба едва не в один день скончалися; сего ж 24 и погребение обоих их было вместе преосвященным Тихоном епископом на Чижовке у Предтечи».

http://sobory.ru/article/?object=09287

В древнем иерусалимском богослужении в день А. совершалось торжественное последование. В 40-й гл. «Паломничества» Эгерии (ок. 400) А. названа «октавой днем] Пасхи» («октава» в позднейшей лат. литургической терминологии соответствует визант. отданию). Согласно описанию Эгерии, в этот день кроме обычных богослужений (литургии и проч.) после 6-го часа (ок. 12.00) совершалась особая процессия (см. Стациональное богослужение ), аналогичная процессии в 1-й день Пасхи. Ее порядок: епископ вместе с народом совершал сопровождавшееся песнопениями торжественное шествие, с остановками на Елеонской горе и на Имвомоне (место Вознесения Господня), завершавшееся в храме Воскресения, где служили вечерню, после к-рой было шествие на Сион , где также пелись гимны, читался евангельский рассказ о явлении Спасителя ученикам в 8-й день по Воскресении и уверении ап. Фомы; все завершалось молитвой и благословением оглашенных и верных во 2-м часу ночи (ок. 20.00). Иерусалимский лекционарий V-VI вв. (La grande Lectionaire. P. 120) содержит следующие указания о службе А.: на литургии поется тропарь «Славное пришествие», прокимен из Пс 9, вместо чтения из ВЗ читается Деян 5. 34-42, апостол - 1 Ин 1. 1-7, евангелие - Ин 1. 1-17 (читаемое ныне на литургии 1-го дня Пасхи); в 9-м часу (ок. 15.00) совершается вечерня, на к-рой в основном повторялся чин вечерни на Пасху (отличается пением тропаря А. «Славное пришествие» и прокимна из Пс 32) и читалось Евангелие об уверении Фомы (Ин 20. 26-31). В визант. обряде (к-польском богослужении) тема уверения Фомы в службе А. уже значительно усилена по сравнению с древним иерусалимским, где служба А. во многом повторяла пасхальную. Евангельское повествование об уверении ап. Фомы в К-польской Церкви (а впосл. и во всех правосл. Поместных Церквах) по крайней мере с VIII в. читается не вечером в день А., как в Иерусалиме в древности, а утром - на литургии. В соборном богослужении К-поля, отраженном в Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. P. 108), утреня на А. совершалась такая же, как и во все воскресенья года (как и на Пасху).

http://pravenc.ru/text/115800.html

В древнем иерусалимском богослужении в день Антипасхи совершалось торжественное последование. В 40-й гл. «Паломничества» Эгерии (ок. 400) Антипасха названа «октавой днем] Пасхи» («октава» в позднейшей латинской литургической терминологии соответствует византийскому Отданию). Согласно описанию Эгерии, в этот день кроме обычных богослужений (литургии и проч.) после 6-го часа (ок. 12:00) совершалась особая процессия, аналогичная процессии в 1-й день Пасхи. Ее порядок: епископ вместе с народом совершал сопровождавшееся песнопениями торжественное шествие, с остановками на Елеонской горе и на Имвомоне (место Вознесения Господня), завершавшееся в храме Воскресения, где служили вечерню, после которой было шествие на Сион, где также пелись гимны, читался евангельский рассказ о явлении Спасителя ученикам в 8-й день по Воскресении и уверении ап. Фомы; все завершалось молитвой и благословением оглашенных и верных во 2-м часу ночи (ок. 20:00). Иерусалимский лекционарий V-VI вв. содержит следующие указания о службе Антипасхи: на литургии поется тропарь «Славное пришествие», прокимен из Пс. 9, вместо чтения из Ветхого Завета читается Деян. 5, 34–42, апостол – 1 Ин. 1, 1–7, евангелие – Ин. 1, 1–17 (читаемое ныне на литургии 1-го дня Пасхи); в 9-м часу (ок. 15:00) совершается вечерня, на которой в основном повторялся чин вечерни на Пасху (отличается пением тропаря Антипасхи. «Славное пришествие» и прокимна из Пс. 32) и читалось Евангелие об уверении Фомы (Ин. 20, 26–31). В византийском обряде (константинопольском богослужении) тема уверения Фомы в службе Антипасхи уже значительно усилена по сравнению с древним иерусалимским, где служба Антипасхи во многом повторяла пасхальную. Евангельское повествование об уверении ап. Фомы в Константинопольской Церкви (а впоследствии и во всех Православных Поместных Церквах) по крайней мере с VIII в. читается не вечером в день Антипасхи, как в Иерусалиме в древности, а утром – на литургии. В соборном богослужении Константинополя, отраженном в Типиконе Великой церкви X в., утреня на Антипасху совершалась такая же, как и во все воскресенья года (как и на Пасху).

http://pravoslavie.ru/37420.html

Прошло в ожидании три дня, показавшихся для чувства слишком долгими; не дождавшись гостя и в четверг, начинали уже полагать, не переменилось ли почему-либо благое намерение великого князя, как вдруг в пятницу рано поутру (в 6 часу утра) показался из-за мыса Дафна пароход «Великая княгиня Ольга» (Русского общества пароходства и торговли), на котором находился жданный и желанный гость 1 . После соблюдения неизбежных и на Афоне формальностей относительно карантина, отчалила от берега шлюпка, в которой находились: русский консул А. Е. Лаговский и второй духовник русского монастыря иеросхимонах Макарий, которые были немедленно представлены Его Высочеству и услышали от него самого, что вскоре после чая, он съедет на берег. При сем его высочество изволил знаменательно выразиться Макарию: «исполняю мое искреннее желание видеть Афон». Кроме собственной свиты его высочества состоявшей из 6 человек, его сопровождали из Константинополя: секретарь посольства Хитрово и архимандрит посольской церкви Леонид, последние для ознакомления гостя с церковными древностями Афона и историей его святых обителей. У выхода на берег (в 7 часу утра) на монастырской пристани Русика была устроена арка и павильон из лавровых дерев, перевитых олеандрами, украшенная вверху вензелевым из неувядаемых цветов именем его высочества. Здесь встретил его иеросхимонах Макарий в облачении с Евангелием в руках, с приветствием в устах: благословен грядый во имя Господне, 5 иеромонахов и 2 иеродиакона с кадилами и ковчегами, в предшествии коих его высочество, при пении певчими тропарей: «Спаси, Господи, люди Твоя...», направился вверх к монастырским святым вратам, по пути устланному красным полотном и осыпанному лавровыми листьями. При движении этой процессии весело гудели монастырские колокола красным звоном, звуки которых гармонически переливались по заоблачным высотам Афона, который как бы сочувствуя нашему торжеству, тоже, псаломски, радостью препоясались. Между тем вся братия, расположившаяся рядами от самой пристани до святых врат, приветствовала его высочество молчаливо, низко почтительным поклоном; многие при этом в душевной радости проливали теплые, сладостные слезы, и молились, полагая на себе крестное знамение.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

http://ikanaev.ru/Kolychev.html В церкви с. Колычево хранится ценная реликвия — медный лист, на котором довольно отчетливо вычеканено следующее: «Сей памятник написан апреля 6 дня 1863 года. I. Храм сей Воскресения Христова Подольского уезда в селе Колычеве, бывшем в прежние времена в вотчине бояр Колычевых — ближайших родственников угодника Божия святителя Филиппа Колычева митрополита Московского, построен усердием прихожан в 1697 году. II. Трапезная церковь с теплыми приделами Спасским и Архангельским устроена в 1834 году при священнике Алексее Афанасьевиче Смирнове и церковном старосте Иване Фотиеве. III. Новый иконостас с св. престолом в холодной Воскресенской церкви устроен в 1858 году и храм освящен полным освящением того же года ноября 2 дня при священнике благочинном Василии Ивановиче Кудрявцеве стараниями попечителя храма удельной д. Шестовой крестьянина Сергея Тихонова Сорокина. IV. Придельный Спасский иконостас возобновлен и освящен 1860 года ноября 13 дня при том же священнике В. И. Кудрявцеве тщанием церковного старосты того же крестьянина С.Т. Сорокина. V. 1862 года с 28 апреля на 29 в первом часу ночи Божиим посещением во время сильной грозы упавшею молниею пробит был в холодной церкви свод с правой стороны над иконостасом, опалены в нескольких местах Воскресенский, Спасский и частично поврежден Архангельский иконостасы и выбиты 64 оконных стекла, но к удивлению и славе Божией огонь, как бы лишившись свойства своего, ничего не истребил горением, даже легкий газовый завес перед темницею Христа Спасителя, сбитый с места молниею на пол, остался невредим». В этом памятнике отражены основные события в истории храма, но не все. Дополним же его… За триста лет до каменного храма существовала здесь деревянная церковь, стоявшая в 10 саженях северо-восточнее настоящего храма. Видимо, она была тоже Воскресенской, о чем свидетельствует завещание 1570 года одного из владельцев села. Прошло более ста лет, приход вырос, ему стало по плечу строительство каменной церкви. Правда, размерами она по нынешним временам была небольшой. Стены ее выполнены гладкими, украшенными в верхней части традиционным орнаментом из белого камня, венчали церковь пять глав с восьмиконечными крестами и цепями. Рядом возвышалась каменная колокольня. На месте престола ранее существовавшего деревянного храма была поставлена каменная часовня.

http://sobory.ru/article/?object=02599

Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». Примечание. «Вестно буди: Аще случится навечерие Христова Рождества в субботу или Неделю, пост не бывает...» (Типикон, 25 декабря, 2-е «зри»). Это предписание Устава означает, что в Рождественский сочельник, совпавший с субботой или воскресеньем, по совершении Литургии (до вечерни) разрешается немного подкрепиться пищей без масла: «По отпущении же [Литургии свт. Иоанна Златоуста, – Сост.] снедаем по уломку хлеба, и от вина вкушаем мало, и отходим в келлии своя. При часе же 7-м дне начинаем вечерню» (Там же; ср.: Типикон, 6 января, 2-е «зри»). По установившейся церковной практике, сразу по окончании Литургии совершается 9-й час и великая вечерня праздника Рождества Христова. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе же 7-м дне», т. е. по-нашему – в 1-м часу дня (см. Типикон, 25 декабря) . Таким образом, по мысли Типикона, великая вечерня совершается отдельно для того, чтобы обеспечить ей более торжественное служение. Бывает звон в великий кампан и во вся тяжкая (ср.: Типикон, 25 декабря). По совершении 9-го часа иерей произносит начальный возглас вечерни: «Благословен Бог наш...». Чтец или хор: «Аминь». Чтец : «Приидите, поклонимся...» (трижды). Примечание. Если 9-й час перед вечерней не совершался, то в начале вечерни должно быть прочитано обычное начало. Иерей: «Благословен Бог наш...». Чтец или хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш...» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...» (трижды). Псалом 103-й (читается). (Священник во время предначинательного псалма по обычаю читает светильничные молитвы перед царскими вратами.) Ектения великая. «Блажен муж» – кафизма вся . Примечание. После 1-го антифона и малой ектении – возглас: «Яко Твоя держава...»; после 2-го антифона и малой ектении – возглас: «Яко Благ и Человеколюбец...»; после 3-го антифона и малой ектении – возглас: «Яко Ты еси Бог наш...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-06/

Редко приходится проводить утро этого дня в домашней обстановка. В 10 час. принял краткий доклад Барка, уезжающего во Францию с важным поручением. В 10.40 поехал с детьми к обедне. Завтракали одни. Хорошо погулял; погода была солнечная, снега насыпало много за эту неделю. В 4 ч. поехал с Анастасией в лазарет, зашел ко всем раненым офицерам, а под конец посидел у Ани. После чая принял Сазонова и читал и писал весь вечер. 7-го января. Среда. Читал до 11 ч. и затем принимал до часу. Завтракали Костя и Игорь. Обошел весь парк. Дядя Павел пил чай. Принял Пантелеева. В 7 1/2 поехал в Петроград и пообедал с Мама. Поговорили до 10 1/2; затем вернулся в Царское Село. По донесениям графа Воронцова видно, что преследование остатков разбитых турецких корпусов закончилось; они все прогнаны далеко за границу. Так окончилось знаменитое движение внутрь наших пределов армии под командою, мнящего себя Наполеоном, Энвер-паши! 8-го января. Четверг. Утром принял Воейкова, затем Мамантова и Саблера. Завтракали: Борис и Иоанн (деж.). Принял Игнатьева, кот. будет назначен управляющим министерством Народного Просвещения. Погулял и поехал в лазарет с Мари. Посетил Аню и несколько раненых нижегородцев. Вернулись домой в 5 1/2 ч. Принял после чая Маклакова. Обедал Иоанн. Занимался весь вечер. 9-го января. Пятница. Солнечный морозный день. В 11 час. в угловой гостиной состоялось заседание Совета министров. Встали в 12.45. Завтракал Сандро Лейхтенбергский. Хорошо и долго погулял. В 4 1/2 принял Боткина — отставного моряка. Андрей Владимирович пил чай. После обеда к нам зашел Григорий от Ани и остался к чаю. 10-го января. Суббота. Погулял четверть часа. Принял Сухомлинова и гр. Нирода. Завтракал и обедал Мордвинов (деж.). После дневной прогулки посетил с детьми большой придворный лазарет, в верхнем этаже кот. находятся раненые нижние чины. Сегодня их было 194 чел. Обошел всех и роздал довольно много медалей. Вернулся домой в 5.45. Читал до обеда. 11-го января. Воскресенье. В 10 час. принял гр. Игнатьева по случаю его назначения. Поехал с детьми к обедне. Завтракал и обедал Саблин (деж.). Погулял с ним и поехал в лазарет к Ане и офицерам.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

в)  В-третьих, имея такую великую заступницу и покровительницу, как Матерь Божия, мы должны быть благодушны во всех обстоятельствах нашей жизни и отнюдь не должны унывать, а тем паче отчаиваться, какие бы несчастия ни постигли нас: ибо бесчисленные примеры свидетельствуют, что Матерь Божия избавляла христиан от разных величайших бед, и часто являла им помощь Свою тогда, когда, по-видимому, нельзя было ожидать ее. Правда, может случиться и то, что Она не скоро явится в помощь нам и допустит нас долго терпеть те несчастия, которые пошлет нам Господь. Но в этом случае мы не должны огорчаться и думать, будто Матерь Божия забыла нас и не благоволит нам; напротив, из этого мы должны заключать только то, что по премудрым планам Божиим не настало еще время избавить нас от бед, и что они нужны для какого-либо высшего блага нашего, например, для укрепления нас в христианском терпении и мужестве, для возбуждения в нас искреннего раскаяния во грехах, подвергающих нас гневу Божию, или для обращения сердца нашего к Богу, Которого мы часто забываем в счастье. III. Но чтобы Матерь Божия могла предстательствовать за нас пред Богом и ходатайство Ее было действенно пред Ним, для этого мы, братия, должны быть достойны Ее покрова и милости Божией; в противном случае Она не может явить нам благодатной помощи, – не потому, чтобы не хотела оказать ее, а потому, что мы, по грехам своим, не способны принять ее и воспользоваться ей: ибо какое общение праведности с беззаконием и света со тьмою, говорит апостол (2 Кор. 6, 14–15). И мы, братия, поступим так ныне, сознавая грехи свои и нужду в помощи Божией; и мы с покаянием, верой и смирением будем взывать к Царице Небесной: «Владычице, помози на ны милосердовавши!» (Составлено по «Избранным словам и беседам» Платона, митрополита Киевского, Киев, 1892 г.). Поучение 2-е. Покров Пресвятой Богородицы (Уроки из празднуемого события) I. Hekorдa в настоящий день во Влахернской Константинопольской церкви, в навечерие недельного дня, совершалось обыкновенное всенощное богослужение, при коем, между прочими, находился и св. Андрей, Христа ради юродивый. Среди песнопений и молитв сей человек Божий, в четвертом часу ночи, вдруг узрел на воздухе Богоматерь среди Предтечи Христова и Иоанна Богослова, со множеством ангелов и святых молящуюся за род человеческий, и покрывающую находившихся в храме людей Своим пречистым омофором. Полный духовной радости, прозорливец обратился к другу и ученику своему по духу, святому Епифанию, и спросил его, видит ли он чудо. «Вижу, отче, – отвечал Епифаний, – и ужасаюся». Когда узнано было о таком чуде и прочими находившимися в храме, то всех объял радостный трепет; в умилении сердца начали благодарить Бога и славить всемирную заступницу, – а благочестивый царь Лев и св. патриарх Тарасий положили ежегодно воспоминать сие утешительное событие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Быв в своё время почётным членом общества древностей и истории, преосвященный до последних дней своих сохранил любовь к историческим архивным трудам. По его желанию пишущий составил историко-статистическое описание Данилова монастыря (изданное на сумму преосвященного), Лукиановой пустыни, перевёл на современный язык древнее житие преподобного Даниила, а в последнее время составил описание села Ермова – места его прежнего жительства. За три дня до кончины его был я у него. Преосвященный сделался очень слаб, но всё-таки твёрдо спросил: «Что наше Ермово – печатается ли?» – Я сказал, что печатание началось уже в губернских Владимирских ведомостях. «Слава Богу! слава Богу! принеси показать мне». В следующие дни болезнь его усилилась чрезмерно – и нельзя было исполнить его желания. Преосвященный заболел 14-го ноября от простуды – и с того времени не вставал более с постели. 25-го ноября был я у него. «Вот я какой стал», – сказал мне архипастырь. Я выразил искреннее сожаление. «Мне самому, по моим летам и здоровью пора и умирать; но молю Господа даровать мне ещё несколько дней жизни для пользы святой обители». В последнее время преосвященный предпринял много построек в Даниловом монастыре и желал окончить их при себе. 27-го ноября во 2-м часу пополудни архипастырь скончался, а 30-го совершено было погребение тела его двумя архимандритами – Феодором и никитским Нифонтом с 30 священниками. Надгробное слово говорил архимандрит Феодор 2 , а надгробную речь пред выносом тела архипастыря – пишущий эти строки. Речь эта прилагается здесь: «Не на радость собрал ты нас вокруг себя, архипастырь наш! Мы привыкли собираться вокруг тебя в церкви, чтобы молиться под твоим святительским осенением. Теперь ты собрал нас сотворить по тебе надгробное пение. В последний раз зрим тебя и во гробе лежащего! Путь, в он же идеши, путь далёкий; с него не возвращаются... Сретимся с тобою не прежде, как в последний день мира. Не хотелось бы ещё расставаться с тобой; хотелось бы поучиться у тебя многому: ты представлял в себе прекрасный пример того, как надобно развивать свои силы и способности естественным знанием, чтобы оно проникнуто было всегда духом Христовым. Недолго пожил ты среди нас: но и в этот краткий срок пребывания своего оставил по себе память самую добрую. Ты стоял на высоте почестей; но был близок всем низшим братиям своим. На архипастырском лице твоём всегда сияла приветливая улыбка, кротость и невозмутимое спокойствие. И духовное лице, и гражданский сановник, и простой семьянин – все находили у тебя привет и ласковое слово. И великий и малый шёл к тебе, не стесняясь, и никого не отвергал ты от себя: всех с любовию благословляла рука твоя архипастырская. Ты, воистину, был смиреннейший архипастырь и отец милостивейший! Вымолви нам слово твоё кроткое, архипастырь наш!.. Но язык твой преста; уста запечатлены печатию смерти!..

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010