3. Объяснения, находящиеся наиболее в концах статей, в отличие их от самых статей напечатаны петитом. 4. Преподобный Кассиан Римлянин. Слово о скитских Отцах и о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 4. 5. Святой Иоанн Дамаскин, к концу своей жизни уединившись в лавре преподобного Саввы, собрал все напечатанное им в течение жизни, тщательно пересмотрел и исправил, чтоб доставить сочинениям своим наибольшую отчетливость. Так поступил муж, исполненный божественной благодати: тем более оказался обязательным этот образ действования для составителя Аскетических Опытов. — Четьи-Минеи, 4 декабря. Житие святого Иоанна Дамаскина. 6.  …вера без дел мертва (Иак. 2. 20, 26). 7. Patrologie Graecae, Tomus 40, pagina 963 и 964. 8a.  Дивно для меня ведение Твое (Пс. 138. 6). 8. Pag. 973. 9.  …как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек (Пс. 124. 1). 10. Pag. 973. 11.  …непостижимы судьбы Его (Рим. 11. 33). 12.  …связав ему руки и ноги… во тьму внешнюю… плач и скрежет зубов (Мф. 22. 13). 13.  …богатый милостью (Еф. 2. 4). 14. Pag. 963 и 964. 15. Ис. 26. 18. 16. Pag. 964. 17. Pag. 964. 18. Pag. 965. 19. Pag. 965. 20.  Были беременны, мучились, — и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле (Ис. 26. 18. — Pag. 965). 21. Pag. 1097. 22. Pag. 1084. 23. Pag. 965. 24. Pag. 965. 25. Pag. 966. 26. Это мнение Великого Антония, посвященного десницею Божиею в тайны мира духов, неудобопонятно для чуждых такого познания. Но Священное Писание свидетельствует, что падший дух любил женщину и убил семь юнош, за которых она поочередно выходила замуж (Иов. 6. 15). Некоторые из падших духов столько преданы плотскому вожделению, что от него заимствовали свой характер: они именуются блудными бесами, в отличие от других бесов, преданных другим страстям. 27.  …вы храм Бога живаго (2 Кор. 6. 16). 28. Pag. 967. 29.  …не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5. 18). 30.  Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством (Лк. 21. 34). 31. Pag. 1084. 32. Pag. 967. 33. Pag. 967.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Глава 12. ПРЕПЯТСТВИЯ К ЧИСТОЙ МОЛИТВЕ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ 12.1. Празднословие, нецеломудрие, сребролюбие – несовместимы с чистой молитвой При чистой молитве, по словам святого Кассиана Римлянина, «недопускаемы развлечения, пустословие, многословие и шутки, а пагубное возбуждение плотской похоти и сребролюбие должны быть с корнем исторгнуты» 738 . Итак, празднословие, нецеломудрие и сребролюбие – вот препятствия, от которых должен освободиться молящийся. Насколько вредно для молитвы празднословие, показывают следующие слова святого Илии Екдика: «Не пребудет с тобой молитва, если замедляешь в суетных помыслах внутри и в пустых беседах вне; но она скоро возвращается к тому, кто ради нее многое отсекает в себе» 739 . «Молитва, подкрепляемая слезами, – говорит святой Илия Екдик, – извергает из души во вне все враждебные ей помыслы; но их возвращает опять блуждание ума, усиливаемое празднословием, которое изгнавший изгоняет вместе и всегубительное зло дерзости (несдержанности во взорах, речах и движениях)» 740 . Нецеломудрие также стоит в ряду крупных препятствий к молитве. Не хранящий целомудрия этим самым отвергает себя от единения с Богом, как об этом говорит святой апостол Павел: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» ( 1Кор.6:15 ). Нецеломудренный нарушает заповедь Господа: «а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф.5:28 ), учившего о недопустимости не только греховных дел, но даже и мыслей. Поэтому святой Исаак Сирианин призывает «возлюбить целомудрие, чтобы не постыдиться во время молитвы своей пред Богом» 741 . Средством, очищающим молитву и способствующим ей, является также и нестяжательность. «Не отрицайся, – говорит преподобный Нил Синайский , – от нищеты и прискорбности (жизни), – сих орудий (крыльев) легкой молитвы». Святой Иоанн Лествичник свидетельствует, что лишь «нестяжательный чисто молится, а любостяжательный во время молитвы бывает исполнен вещественных образов и будто им молится» 742 . 12.2. Память о смерти – мать непрестанной молитвы

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

«Я есмь хлеб живый, сшедший с небес» ( Ин.6:51 ); «Плоть Моя истинно есть пища и кровь Моя истинно есть питие» ( Ин.6:55 ); «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:56 ). Пребывание же со Христом и во Христе и есть жизнь, полная освящения или плодов добра: «Кто пребывает во Мне и Я – в нём, тот приносит много плода, ибо без Меня не может делать ничего» ( Ин.15:5 ). Поэтому, «если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 ); «ядущий же хлеб сей жив будет во век» ( Ин.6:53 ) 136 . Посему истинные ревнители о жизни по воле Божией с самого начала христианства приступали к Святому Причащению весьма часто. При св. апостолах христиане преломляли хлеб, т. е. приобщались всякий раз, как собирались вместе для молитвы. Св. Василий Великий в послании в Кесарию говорит, что спасительно приобщаться Телу и Крови на всякий день, а о себе пишет: «Мы причащаемся четыре раза в неделю» И это общее мнение всех святых, что нет спасения без причащения (см. Добротолюбие, ч 2-я иноков Каллиста и Игнатия, гл. 92). Приобщаясь всегда, когда только может, возрождённый может и не приступать к Святому Таинству Покаяния, потому что он не впадает в тяжкий грех, лишающий его благодати оправдания. Но зато вся его жизнь есть непрестанное говение: он не только находится в состоянии самособранности зрения нового мира, в чувствах и расположениях покаянной веры, но и прилежит чтению и слышанию Слова Божия, общественному и домашнему богослужению, соблюдает все уставы церкви и при всём этом всякий простительный грех, т. е. невольные движения злых помыслов и пожеланий, возникающие в нём вопреки инициативе его собственного «я», исповедует как Богу ежедневно среди молитвы, так и при первом случае своему духовному руководителю или другому единомысленному с собой христианину; короче: не говея перед Святым Таинством Причащения, возрождённый так устраивает всю свою жизнь, что она становится непрестанным говением. Занятие Словом Божиим и участие в богослужении, воспитывая дух ревности и жизни по воле Божией и созидая молитвенный дух в христианине, через Святое Таинство Евхаристии удерживая его в единении с Источником оправдания и освящения – Самим Богом, через все прочие уставы церковные содействуя ему в посте и бдении, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

     В апостольском чтении 7-й Недели по Пасхе мы слышим знаменитую беседу апостола Павла с пресвитерами Ефеса. Павел знает, что уже не увидит этих людей, дорогих ему, и дает им последние наставления. Прежде всего он произносит следующий совет: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). Хоть эти слова и адресованы пресвитерам, но в целом совет о внимании себе касается всех христиан и неоднократно повторяется в Писании. «Будь осторожен и весьма внимателен, ибо ты ходишь с падением твоим» (Сир. 13:16), – пишет Иисус, сын Сирахов. «Внимай себе; да не будет в сердце твоем тайного слова беззаконного» (Втор. 15:9), – говорит Дух Святой устами Моисея. Однако все написанное в Библии нуждается в опытном раскрытии самой жизнью. Что, собственно, значит: внимай себе? Раскрытие этих слов осуществили и описали в своих книгах великие подвижники древности. Давайте обратимся к их опыту и посмотрим, что они писали об этом. «Внимание есть непрестанное сердечное от всякого помысла безмолвие, в котором душа Единым Иисусом Христом Сыном Божиим и Богом всегда, непрерывно дышит и Его призывает», – говорит прп. Исихий, пресвитер Иерусалимский. Эти слова очень похожи на изречение апостола Павла: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). И Павел, и прп. Исихий говорят о блаженном и вожделенном состоянии пребывания умом и сердцем во Христе, Господе нашем. О том же и Сам Христос пророчествовал, говоря: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). Такое состояние упокоения сердца во Христе, когда Сам Он с Отцом и Духом Святым приходит к человеку и поселяется в душе его, и есть открытие Царства Божия, которое, по словам Христовым, внутри нас есть (ср. Лк. 17:21). Именно так понимается «внимание» в аскетическом опыте Церкви. Но как же можно достичь такого внимания, которое Исихий называет «безмолвием сердечным»? Путь к этой великой цели подробно описан в таких известных всему православному миру книгах, как «Добротолюбие», «Лествица», «Невидимая брань», «Душеполезные поучения», и изложен более понятным для нас языком в творениях великих русских подвижников свт. Игнатия (Брянчанинова) и свт. Феофана (Говорова).

http://pravoslavie.ru/121702.html

авва Евагрий Понтийский 10. ЕГО ЖЕ – НАСТАВЛЕНИЯ ДЕВСТВЕННИЦАМ 1. Люби Господа, и Он возлюбит тебя, служи Ему, и Он просветит сердце твое. 2. Чти Матерь твою (игуменью), как Матерь Господа, и не оскорбляй седин родившей тебя (по духу). 3. Люби сестр, как дочерей Матери своей, и не оставляй пути мира. 4. Восходящее солнце пусть застанет молитвенник в руках твоих, а после второго часа – рукоделье. 5. Молись непрестанно и помни Христа, возродившего тебя. 6. Избегай собрания мужей, чтоб не остался идол в душе твоей и не был тебе претыканием во время молитвы твоей. 7. Имеешь возлюбленного Христа, отвергни же всех мужей, и не будет укоризненна жизнь твоя. 8. Раздражение и гнев отдали от себя, и злопамятство да не коснит в сердце твоем. 9. Не говори: нынче поем, а завтра попощусь, ибо не знаешь, что родит находящий день. 10. Есть мясо – нехорошо, и пить вино непристойно. То и другое позволительно только больным. 11. Дева беспокойная не спасется, и живущая утешно не узрит Жениха своего. 12. Не говори: опечалила меня раба (послушница), воздам ей, ибо нет рабства между дочерями Божьими. 13. Не давай слуха твоего речам суетным и бегай от вестей праздношатающихся старух. 14. На пиры пьянствующих не смотри, и на браки мирские не ходи: нечиста пред Господом всякая дева, творящая сие. 15. Открывай уста свои для слова Божия и обуздывай от многословия. 16. Смиряйся пред Богом, и возвысит тебя десница Его. 17. Не отворачивайся от бедного во время нужды его, и не оскудеет елей в светильнике твоем (в час нужный). 18. Все твори ради Господа и не ищи славы человеческой, слава человеческая как цвет травный, слава же Господня пребывает во век. 19. Деву кроткую любит Господь, дева же гневная ненавистна Ему. 20. Послушливая дева обрящет милость, противоречивая же крайне неразумна. 21. Ропотливую деву погубит Господь, благодарную же за все избавит от смерти. 22. Срамен смех и укоризненно бесстыдство (очей), всякая же неразумная впадет в них. 23. Красящаяся одеждами теряет и стыдливость взора. 24. Не закосневай с мирянами (-нками), чтоб не отвратили они сердца твоего и не сделали тщетными советы правых.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Вот что говорит премудрый царь Соломон о кротости: " Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей " (Притч. 14, 30). " Кроткий язык - древо жизни, но необузданный язык сокрушение духа " (Притч. 15, 4). " Кротость склоняет к милости вельможу, мягкий язык переламывает кость " (Притч. 25, 5). Апостол Петр указывает, что пусть украшением женщин будет " не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом " (1 Пет. 3, 3-4). Кротость потому является столь высоким свойством человека, что она есть плод духа, как любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, воздержание (Гал. 5, 22-23). " Кротость ваша, - пишет апостол Павел Филиппийцам, - да будет известна всем человекам. Господь близко " (Флп. 4, 5). Тот же апостол в Послании к Титу (Тит. 3, 2) предлагает ему напоминать пастве, чтобы верующие никого не злословили, не были сварливыми и оказывали " кротость во всем человекам " . Кротость предохраняет раздражительность от возмущения, и смирение освобождает ум от надмения и тщеславия " - говорит Максим Исповедник (см.: " Добротолюбие " , т. III, стр. 189). Господь Иисус Христос дает великие обетования людям, достигшим кротости: " Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю " (Мф. 5, 5). Это говорится о конечных судьбах человечества и Церкви, и поэтому не должны мы смущаться тем, что наблюдаем теперь на земле преобладание везде и во всем зла над добром и грубого насилия над миролюбием и кротостью. Верно по этому поводу говорит оставивший по себе светлую память покойный епископ Таврический Михаил Грибановский (1857-1898) в своем замечательном труде " Над Евангелием " : " Пути Церкви в руках Бога. Предадим Ему пути наши и не будем бояться. Он выведет, как свет, правду нашу и справедливость нашу, как полдень. Мы должны твердо верить в силу и крепость нашего Бога. Даже гнева мы не должны допускать в своем сердце, видя успехи беззаконников, и тем более ревновать до того, чтобы им делать зло " . И далее, указывая, что во вселенной все в руках Божиих, продолжает: " Злые силы, побивая и ниспровергая друг друга, а иногда карая и добрых за преступления и грехи, исполняют великий закон нравственного возмездия и неумытной справедливости, которая присуща самим стихиям мира и от которой никто и нигде вырваться не сможет. И этот закон рокового саморазрушения зла, насилия, гибнущего от собственного же насилия, исполняясь здесь, на земле, очищает на ней место торжеству кротости. " Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю " (Пс. 36, 34).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/442/...

1188. Пс. 106. 30. 1189. Быт. 3. 1190. Слово о трезвении, гл. 43. Добротолюбие. Ч. 2. 1191. Преподобного Кассиана Римлянина О постановлениях общежитий кн. 4, гл. 37. 1192. Житие это помещено при поучениях преподобного Дорофея, в начале их. 1193. Слово 4, гл. 32 и 39. 1194. Поучение 5 о том, чтоб не полагаться на свой разум. В этом поучении преподобный Дорофей, приводя вышеприведенную повесть о иноке Феопемте, говорит, что сей инок именно потому был игралищем демона, что не имел обычая исповедывать приходивших ему помыслов. 1195. Житие преподобной Марии. Четьи-Минеи, 1 апреля. 1196. Алфавитный патерик. 1197. Житие преподобной Марии. 1198. Слово. 30. Святой Исаак жил в VI веке по P. X. 1199. Святой Иоанн Лествичник. Слово 15, гл. 25, 26, 27, 81. 1200. Святой Иоанн Лествичник. Слово 15, гл. 25, 26, 27, 81. 1201. Святой Иоанн Лествичник. Слово 15, гл. 25, 26, 27, 81. 1202. Святой Иоанн Лествичник. Слово 15, гл. 25, 26. 27, 81. 1203.  Помилуй меня, Господи, ибо я немощен (Пс. 6. 3). 1204. Слово 15, гл. 82 по московскому изданию 1855 года и по переводу старца Паисия. 1205. Слово 15, гл. 54, 55. 1206. Слово 15, гл. 54, 55. 1207. Добротолюбие. Ч. 4. 1208. Алфавитный патерик. 1209. Лк. 12. 35–38. 1210. В житии преподобного Антония повествуется следующее. Во время сильнейшей бесовской брани Преподобный внезапно освещен был неизреченным светом, причем демоны и искушение их исчезли. Познав пришествие к себе Господа, Антоний воскликнул: «Господи! где был Ты доселе?» И услышал голос: «Я был здесь; но желал видеть мужество твое» и проч. Четьи-Минеи, 17 января. 1211.  Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном (Откр. 21. 7). 1212. Слово 5. Преподобный Нил Сорский, как в сем слове, так и во всем сочинении, подробно и превосходно говорит о молитве как о главнейшем оружии против греха. 1213. Ответ 177. 1214. Мф. 4. 3, 4, б, 7. 1215.  …бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26. 39, 41). 1216.  …у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. …Нет, …но если кто из мертвых придет к ним, покаются. …Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16. 29–31).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

22 Впрочем, только в законоположительный период суббота стала праздничным днём: «и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его]» ( Втор.5:15 ). 23 Блаженный Феофилакт Болгарский , толкуя этот отрывок, говорит о колоссянах, что «если они и соблюдали субботу, то не вполне». 24 Как говорил св. Иоанн Златоуст, Христос «отменил и субботу, и обрезание, и все ветхозаветные обряды». См.: Иоанн Златоуст. Беседы на 2е послание Коринфянам, VII. 25 См. также Лк.6:7-9 . 26 Св. Кирилл Александрийский, высказываясь по поводу осады Иерихона в субботу, говорит: «Это прообраз. Когда же пришла Истина, то есть Христос, разрушив и покорив сограждённое диаволом против человеческой природы тление, [иудеи] неразумно негодуют и осуждают благопослушание отцов своих, не позволяя преодолевать угнетаемую болезнями природу, поскольку обращаются к преследованию Иисуса, благодеющего в субботу» (Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 2. Гл. 5. С. 328–329). 27 Добротолюбие: В 5 т. – Т. 3. – 4е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 231. 28 Являясь в божественном достоинстве в откровении апостолу Иоанну, Христос особо подчёркивает, что Он «был мёртв, и се, жив во веки веков» и имеет «ключи ада и смерти» ( Откр.1:18 ). 29 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. IV, гл. XXIII. Против иудеев, о субботе//Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. СПб., 1913. С. 336. 30 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, IV, XXIII//Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. С. 335. 31 Св. Иоанн Дамаскин разъясняет: «Так что мы уже более не рабы, но сыны, не под законом, но под благодатью; не отчасти и не по страху служим Господу, но должны посвящать Ему все время жизни и раба, разумею, гнев и похоть, – всегда успокаивать от греха, и обращать свой досуг к Богу, непрестанно устремляя к Нему всякое пожелание, гнев же (свой) вооружая против врагов Божиих; равным образом и подъяремное животное – т. е. тело, успокаивать от рабства греху, побуждая служить божественным заповедям» (Св. Иоанн Дамаскин. «Точное изложение православной веры», IV, XXIII//Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. С. 336).

http://azbyka.ru/pravoslavnoe-bogoslovie...

Более других молитв Отцы Церкви советуют произносить Иисусову молитву: " Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного " . Поступающий так научается, мало-помалу, владеть собою, а потом приобретает постоянно мирное и радостное состояние души. Работу над устроением своей души святые Отцы называют " наукой из наук " и " искусством из искусств " , и без нее - нет настоящей христианской жизни. Святой Исихий Иерусалимский говорит: " если не сотворит человек воли Божией внутри сердца, то и во вне не сможет исполнить ее " (Добротолюбие, т.2, §86). 24. О любви к врагам Господь Иисус Христос не только призывал к очищению сердца, но учил и новому внешнему поведению. Он учил не мстить обидчикам и уступать домогателям: " Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся " (Мф.5:39,40,42). Более того, Господь призывал любить врагов: " любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас " (Мф.5:44). Господь призывал людей к совершенству, зная, что любовь не делится: кто любит одних, а таит злобу к другим, у того нет настоящей цельной любви, и любовь к друзьям может вскоре обернуться враждой. У Бога не так: Он всецело и всегда любовь, " Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных " (Мф.5:45). 25. О прощении и неосуждении ближних Препятствием к совершенной любви является не только прямая злоба и неумение прощать обиды, но и простое осуждение. " Не судите, да не судимы будете. И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего " (Мф.7:1-5). Суд, и особенно осуждение, уже и есть то бревно, мешающее видеть в другом человеке образ Божий и любить его. Господь неоднократно указывал, что грех есть не что иное, как болезнь, и что Он пришел исцелять грешников: " Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию " (Мф.9:12-13). Господь Сам показал высочайшие примеры прощения и отказа судить и осуждать: на кресте Он молился за распинающих Его; и ранее - Он не осудил женщину, взятую в прелюбодеянии; не осудил по преизбытку любви, а такая именно любовь стыдит, пожигает и очищает своим светом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Господь заповедовал нам: Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду (Мф. 5, 40). То есть высшее проявление христианского духа – это совершенная нестяжательность и готовность отдать последнее требующему, и лучше остаться в нищете, нежели должником кому-либо в духовном и нравственном отношении. Решимость переносить лишения ради исполнения высшей правды – один из важнейших признаков истинной веры. Это первое, что нам надо знать и помнить твердо, если обстоятельства складываются так, что мы оказываемся втянутыми в имущественный конфликт или противостояние в семье, с соседями или с людьми, ставшими «поперек» наших интересов. И уж тем более недопустимо судебное противостояние между христианами. Апостол Павел прямо говорит: И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? (1 Кор. 6, 7). И святые отцы монашествующие, как бы подводя итог теме христианского отношения к судам, говорят: «Судиться не христианского жития дело; об этом нет и намека в учении Христовом» (Добротолюбие, т. 2, стр. 755, ст. 279). Образец христианского поведения в имущественном споре – это отказ от притязаний Итак, высший образец христианского поведения во всяком имущественном споре – это смиренный отказ от всяческих притязаний и терпеливое перенесение следующих за тем скорбей и обид. Запомним это, по крайней мере чтобы мы отступление от высоты и чистоты нашего призвания не старались оправдывать и уж тем более выдавать за «норму». Теперь, помянув о заповеди совершенства, об образце христианского поведения во всяких имущественных спорах, скажем и о возможном снисхождении к человеческой немощи и постараемся понять, что мы можем доброго сделать, если нет у нас решимости самоотречения. Будем, по крайней мере, ясно осознавать свою немощь и, помня, что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать, станем вести себя кротко, благоразумно и сдержанно. То есть не злословя обидчиков, не осуждая и не обсуждая с раздражением и досадой их поведение, с болью и скорбью о создавшемся разделении будем молиться и о самих обидящих (исполняя тем заповедь Божию), и о скорейшем примирении и благополучном разрешении спора. Ну и, в чем возможно, будем стараться идти на уступки, делая это с чистой совестью, ради Христа, не ожидая взамен никакого «понимания» и «благорасположения» от противоборствующей стороны, всецело предавая себя и своих близких в волю Божию.

http://pravoslavie.ru/114301.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010