Письмо начинается с имени императора, к которому присоединяются несколько титулов, и приветствия адресатам, чья этническая принадлежность четко обозначена. Цель письма – сообщить иудеям об удовлетворении их просьбы относительно одежды и головного убора первосвященника, однако император считает нужным в основной части письма изложить причины, по которым он принял это решение. В заключительной части упомянуты три лица, которым вручена копия письма (очевидно, они и должны доставить их в Иудею). Письмо завершается точным указанием на дату его составления. 3. Литературные особенности посланий Павла По своей внешней форме послания Павла вполне соответствуют сложившемуся в античности эпистолярному канону. Каждое его послание состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения. 739 В свою очередь, вступление содержит три обязательных элемента: имя автора (или авторов), наименование адресата (индивидуального или коллективного) и приветствие или благословение. Однако устоявшуюся форму Павел наполняет новым, христианским содержанием. Так, например, обычное начальное приветствие превращается у пего в развернутую формулу благословения с непременным упоминанием Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Вот лишь три примера: Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол. избранный к благовестию Божию... всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа ( Рим. 1:1:7 ), Павел, волею Божию Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе; благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа ( Еф. 1:1–2 ). Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей, Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего ( 1Тим. 1:1–2 ). В каждом случае Павел, назвав свое имя, начинает послание с указания на свое апостольское достоинство. Тем самым Павел подчеркивает, что он – не самопровозглашенный апостол, но признанный волей Божией. Его призвание было особенным, отличающимся от призвания других апостолов: он не входил в число изначально избранных Христом учеников, был гонителем Церкви, но стал апостолом благодаря тому, что Сам Христос явился ему на пути в Дамаск ( Деян. 9:1–9 ). С точки зрения хронологии Павел «наименьший из Апостолов», поскольку был призван позже других, и он сознает, что «недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию», но тем не менее, пишет Павел, «благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» ( 1Кор. 15:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В 29–30 главах находится заключительная речь Иова. Он вспоминает прошлое, свое потерянное счастье. Вспоминает о том, как Бог хранил его и каким авторитетом он пользовался у сограждан. Вспоминает Иов и о тех благодеяниях, которые он делал другим. Вместе с тем он размышляет и о настоящем. Он не находит никакой причины для такой резкой перемены своей жизни в худшую сторону. В реальной жизни ему остается только одно – его страдания. В 31 главе содержится апология Иова. Он взывает к Богу о справедливости: «Пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность» ( Иов.31:6 ). Он перечисляет грехи, которых он, по его убеждению, никогда не совершал: 1) Прелюбодейные помыслы; 2) Обман; 3) Зависть; 4) Кража; 5) Прелюбодеяние; 6) Обиды, нанесенные слугам; 7) Нарушение прав земледельцев и наемников; 8) Немилосердие; 9) Скупость; 10) Горделивость; 11) Язычество и суеверие; 12) Мысли о мести и проклятии; 13) Отказ в гостеприимстве. Святитель Иоанн Златоуст , в связи с этим, говорит о новозаветной праведности Иова. Иов не только не прелюбодействовал, но не допускал даже прелюбодейных помыслов. 2.6.6. Речь Елиуя (гл. 32–37) В начале 32 главы внезапно появляется новое действующее лицо книги Иова. Это некто Елиуй (евр. Элигу), сын Варахиилов, Вузитянин. Вероятно, возле Иова и его друзей собрались слушатели, и одним из них был Елиуй. Впрочем, большинство ученых считает речи Елиуя позднейшей вставкой в первоначальную редакцию книги Иова. К такой мысли приводит внезапное появление и такое же внезапное исчезновение Елиуя в ходе повествования. Ни в прологе ни в эпилоге Елиуй не упомянут ни одним словом. Стиль его речей отличается от стиля других поэтических мест книги. «Когда те три мужа перестали отвечать Иову, потому что он был прав в глазах своих, тогда воспылал гнев Елиуя, сына Варахиилова, Вузитянина из племени Рамова: воспылал гнев его на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога, а на трех друзей его воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова» ( Иов.32:1–3 ). Речь Елиуя начинается с ораторского вступления (глава 32). Он указывает на свой молодой возраст, как на причину, по которой он до сих пор молчал. «Я молод летами, а вы – старцы; поэтому я робел и боялся объявить вам свое мнение» ( Иов.32:6 ). Но поскольку речи старших оказались бесполезными, то он решил выступить с изложением собственных взглядов. Дальнейшую речь Елиуя можно разделить на две части. В первой части (глава 33) он обращается к Иову, а во второй части (главы 34–37) – к Иову и его друзьям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Нежный аромат благоухающих лилий, пасущаяся пара серн на цветущем лугу – все напоминает райские поля, где мир, покой и любовь. Сколь тепла и нежной любви получает и дитя у груди матери – кормилицы своей. Премудрый Соломон говорил в ином месте: «Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери своей» ( Прит. 4:3 ). Эту нежность и любовь, полученную от матери, он дарил теперь невесте своей, а она – ему. С тихой нежностью приходили и святые апостолы, эти двойни молодой серны (ибо апостолы были посылаемы по два, а Христос Жених «подобен серне» – 2:17), шли к верующим, пасомым ими лилиям 36 . Так апостол Павел пишет солунским христианам: «Мы могли явиться с важностью, как апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» ( 1Фес. 2:7 ). А римлян он же призывает: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью» ( Рим. 12:10 ). Кроме того, два сосца, конечно, указывают на «чистое словесное молоко», которым питаются новорожденные в Боге младенцы, дабы от него возрасти во спасение ( 1Пет. 2:2 ). Св. Андрей Кесарийский , толкуя Откр. 1:13 , говорит, что «перси», два сосца, означают Ветхий и Новый Завет Слова Божия, этого «словесного молока», которым питаются верные Так и бл. Феодорит: «Чрез сосцы разуметь должно паки источники учения, всякому возрасту приличное подающие, овым убо млеко, овым же брашно». Почему сосцы уподобляются именно младым близнецам серны, бл. Феодорит объясняет так: «И поскольку ныне от части познаем, и от части пророчествуем, то сосцы учения и нарицаются (младыми) близнецами серны. «Егда же приидет совершенное, тогда все, еже от части, упразднится» ( 1Кор. 13:12.10 )». То есть нынешнее младое несовершенное познание (младые близнецы) перейдет потом в совершенное. Св. Григорий Нисский обращает внимание и на то, что Жених говорит о сосцах Невесты, сравнивая их с младыми близнецами серны, пасомыми в кринах, «потому что положение сердца находится между сими двумя юнцами, для которых кормом служит не сено и терние, но крины...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Родится Некто великий из дома Давидова по обетованию. Он завет вечный милости Божией. Ис. 7:14, 9:6–7 ; ср. Ис. 55:3–4 . Об этой отрасли дома Давидова и о почивающем на Нем Духе Святом см. пророчество и исполнение Ис. 11:1–2 и Ис. 61:1 . Израиль, как сад Господень станет плодородным, когда Дух Господень изольется на него и оживит его. Ис. 32и Ис. 44:33 . В гл. V, 2 и 7 Господь называет Израиля виноградной лозой и виноградником. Но эта лоза: „насаждение Господне“, засохла, потому что не приносила плодов „правды“. Ответ на это читаем в Ис. 60 : „И народ твой весь будет праведный, навеки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему“. В LXIII, 17 пророк восклицает как бы с укором: „Для чего Господи Ты попустил нам совратиться с путей Твоих и ожесточиться сердцу нашему? Но эти слова суть явное продолжение и повторение мысли, высказанной в гл. VI, 10 об огрубении сердца Израиля и в XXIX, 10: „навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши“. В гл. III, 16, 25–26 говорится о Сионе и Иерусалиме: „мужи твои падут от меча.... и будут вздыхать и плакать ворота столицы и будет она сидеть на земле опустошенная“. Только памятуя этот последний стих, понятно будет воззвание во второй части: Ис. 60:1,18,20 . „Восстань Иерусалим“.... „Не слышно будет более насилия в земле твоей.... и будешь называть.... ворота твои славою“.... „окончатся дни сетования твоего“. В этой 60-й главе, как в 57 (ст. 18); 61 (ст. 3); 66 (ст. 10) предполагается, что Иерусалим (Сион) сидит на земле в горе и сетовании, и что ныне в день освобождения их Господь прелагает сетование в радость. Все это суть ответы второй части на пророчества первой части, как напр. на XXIV, 4 „сетует, уныла земля“ или XXXIII, 9: „Земля сетует, сохнет“. (Ср. указанные места). В Ис. 8мы читаем, что „Господь закрыл лице Свое от дома Иаковлева“. В Ис. 64повторена та же мысль, но с объяснением за что: „Нет призывающего имя Твое, который положил бы крепко держаться за Тебя: поэтому Ты сокрыл от нас лице Твое и оставил нас погибать от беззаконий наших“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Воспользовавшись громадным стечением народа и его изумлением перед совершившимся чудом, св. Ап. Петр обратился к нему с речью. Эта речь распадается на две части: в первой части св. Ап. Петр указывает народу истинного Виновника совершения этого чуда и цель его совершения, поясняя, что не они, Апостолы, совершили это чудо, но Бог для прославления Господа Иисуса, отвергнутого и умерщвленного Израилем; во второй части увещевает народ покаяться и обратиться ко Христу, чтобы получить оставление грехов и стать участником в обетованных пророками мессианских благословениях. И в этой речи св. Ап. Петра, как и в первой его речи, главное место занимают свидетельства из Ветхого Завета, которыми Апостол доказывает мессианское достоинство Иисуса Христа. " Что дивитесь сему? " - св. Апостол как будто порицает удивление народа. Это потому, что народ, быть может, смотрел на апостолов, как на людей, наделенных какой-либо магической силой, или как на обладающих каким-нибудь особенным благочестием. Апостол отклоняет оба этих возможных предположения, желая подчеркнуть, что чудо совершено отнюдь не их собственной силой: он хочет представить единственно Христа, действующим через них. Как раньше Сам Господь все Свои дела относил ко Отцу Своему Небесному, так и Апостолы относят их теперь к Господу Иисусу Христу и Богу Отцу. " Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали, " вот истинная причина чуда: Бог этим чудом прославил Иисуса Христа, Которого вы предали на смерть. Апостол намеренно подчеркивает их вину, чтобы призвать их к покаянию. " Просили даровать вам человека убийцу, " то есть разбойника Варавву, " а Начальника жизни, " то есть Господа Иисуса Христа, " убили. " " Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели " - но Бог воскресил Его из мертвых и теперь прославил Его исцелением во Имя Его этого хромого. " И ради веры во Имя Его " - вера во Имя Господа Иисуса и была силой, которая дала исцеление хромому. Это выражение можно толковать трояким образом: 1) Исцеление произошло ради веры Апостолов, 2) Исцеление совершилось для того, чтобы свидетелей чуда привести к вере во Христа и 3) Ради веры хромого призвание Имени Иисусова исцелило его.

http://sedmitza.ru/lib/text/430514/

581). Они представляют нечто условное, не зависящее от объективного хода фактов и за них компилятор не возлагает ответственности на оригинал 43 . Главная идея, вытекающая из всего содержания 2 Мак. книги – это идея иудейского теократического мировоззрения. Основные положения этой идеи, выражаясь словами самого автора книги, следующие: Израиль – народ, избранный Богом, посвященный Ему, он – Божий удел, Божие достояние (λαος του Κυριου μερις Αυτου); «Господь никогда не удаляет от нас (евреев) Своей милости и, наказывая несчастьями, не оставляет народа Своего» (I. 26; XIV, 15; VI. 16; V, 19; XV, 24). Эти положения вытекают как из первой части книги, так и из второй. Эти положения видны уже в самом начале книги – в приветствии палестинских иудеев к своим египетским собратиям, в словах: «Да благодетельствует вам Бог и да помянет завет свой с верными рабами Своими Авраамом, Исааком, Иаковом» 44 , еще яснее открываются во втором письме – в молитве священников, (I, 25–29) и в конце письма (II, 17), а во второй части книги основные, указанные нами, положения иудейско-теократического мировоззрения не только всюду высказываются, но, вместе с тем, оправдываются указаниями на видимое проявление божественной помощи, божественного заступничества за еврейский народ (VIII, 27; X, 88; XIII, 10, 12, 15). При этом, вторая часть книги особенно подробно останавливается на том, что притеснения и бедствия, которые народ терпел от язычников, являются наказанием Божиим за проступки против закона, но ведут они не к погибели, а к назиданию народа: при этих наказаниях и бедствиях божественное милосердие никогда не отступает совсем от народа и Бог не покидает в несчастии людей Своих (VI, 12–16; XIV, 15; IV, 16–17; VII, 17, 38). Идея возмездия Божия, во второй части книги, особенно ярко выражается в следующих словах: «Когда в святом городе жили в полном мире и тщательно соблюдались законы по благочестию и отвращению от зла первосвященника Онии». Господь сохранил чудесно от грабительских посягательств Селевка и Илиодора вверенное святилищу имущество (III. 1, 24–28), но когда «явилась склонность к эллинизму и сближение с иноплеменничеством вследствие непомерного нечестия Иасона, этого безбожника, а не первосвященника, так что священники перестали быть ревностными к служению жертвеннику и, презирая храм и не радея о жертвах, спешили принимать участие в противных закону играх палестры... тогда постигло их тяжелое посещение, и те самые, которым они соревновали в образе жизни и хотели во всем уподобиться, стали им врагами и мучителями» (IV, 13–16). «За грехи обитающих в городе» Господь предал Иерусалим и храм на разграбление Антиоху, между тем «если бы они не были объяты многими грехами, тогда подобно Илиодору, посланному царем Селевком осмотреть сокровищницу, и он, т. е. Антиох, лишь только бы вторгся, тотчас был бы наказан и оставил бы свою дерзость» (V, 17–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Псалом XXXIII-й по чрезвычайно богатому и разнообразному содержанию наставлений своих, расположенных, как мы сказали, в 22 стихах по 22 буквам еврейским, и в то же время – по некоторой отрывочности их, нелегко поддается общему обзору, как и распределению содержания его по частям. Но все же можно выделить в нем четыре такие части. 1-я (ст. 2–6): начиная псалом основным положением, – „благословлю Господа на всякое время, так что всегда – „хвала Его во устах моих, псалмопевец зовет к тому и других, именуя их „кроткими, последовать его примеру, – и в веселии сердца – вместе с ним возвеличить Господа. Как он сам взыскал Господа – и тогда избавил его Господь от всех скорбей его, так и вы – зовет он всех нас, приступите к Нему, и не будет от стыда краснеть лице ваше. Во второй части (ст. 7–11) Давид вспоминает указанный в надписании повод к составлению псалма: „сей нищий воззвал, свидетельствует он о себе, и Господь услышал его, и от всех скорбей спас его, и, расширяя эту помощь, до степени общего закона, он, предустанавливая здесь то обетование Божие, которое подробнее раскроет в пс. ХС-м, говорит: „ополчится ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их... „блажен муж, который уповает на Него... нет лишения – боящимся Его, тогда как „богатые – обнищали и возголодали. 3-я часть (ст. 12–15) – отеческий призыв к „чадам – послушать его. Если хочешь иметь жизнь, видеть „благие дни, – то и язык свой удержи от зла и лести, и во всем – „уклонись от зла, и сотвори благо, как – и пожени мир. И наконец, в 4-й части (ст. 16–23) Давид изображает Господа, как во всем – устремившего очи Свои на праведных, и уши – к молитве их, так что стоит им лишь воззвать к Нему – и Он „от всех скорбей их избавит их, хоть и много бывает у них этих последних. И Господь хранит даже и самые кости праведных Своих, чрез что предсказывает нетление мощей угодников Божиих. Наоборот, грозно лице Господа – к тем, кто творит злое: и „смерть (их) люта, и самая память их „потребится. Заканчивает псалмопевец, в духе всего этого псалма, реку наставлений и обетований своих – ручательством: „избавит Господь души раб Своих, так что не прегрешат все уповающие на Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Сравнительное обозрение лексических и стилистических особенностей обеих половин книги, предпринимаемое противниками подлинности рассматриваемых глав не дает сколько-нибудь удовлетворительных выводов для решения вопроса в отрицательном смысле. Во всем втором отделе насчитывают 5–6 форм и корней, которых нет в первом и которые, однако, встречаются в позднейшей письменности; есть несколько слов, которым можно придать иное значение, чем какое они имеют в первой части. И вообще язык носит на себе во многих местах следы арамейского влияния, которое с большею ясностью обнаруживается, напр. у Иеремии, Иезекииля, Ездры, Неемии и др. Однако же и сходство обоих отделов настолько бросается в глаза, что указываемые различия отступают перед ним на второй план. Так, например для обоих отделов характерны эпитеты Иеговы «Сильный Израилев», «Сильный Иаковлев», «Святый Израилев», – сочетания – «высокий и превознесенный» (РАМ ВЕНИССА), «потоки вод» и многие отдельные слова, которые во всем Священном Писании В. 3. или совсем не встречаются, или встречаются один, два раза. Образы, свойственные речи Исаии в первой части, появляются и во второй; напр., в 11-й главе, изображая блаженное состояние мессианского времени, пророк говорит: «тогда волк будет жить вместе с ягненком... далее не будут делать зла и вреда на всей святой горе моей». Почти тоже находится в конце 65-й главы и о диких зверях буквально повторяется: «они не будут причинять зла и вреда на всей горе моей». О возвращении на Сион в 35-й главе говорится так: «и возвратятся избавленные Господом, приидут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и величие, а печаль и воздыхание удалятся». О том же в 51-й главе: «и возвратятся избавленные Господом и приидут на Сион с пением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселие; печаль и вздохи удалятся». Для объяснения сходства в указанных и многих других случаях противники подлинности делают предположение, что автор 2-й части (Девтеро-Исаия) подражал пророку Исаии, усвоил себе его способ выражения и проникся его любимыми идеями. Но уже одно это предположение может показать, насколько несущественны обыкновенно приводимые различия между обеими частями книги 317 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

1. Если какой-либо человек сомневается или не верует в святую Божественную Тайну, в коей прелагаются хлеб, находящийся на трапезе, в Тело и вино в Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, и становятся в священном служении истинным Его Телом и Кровию, то каждый православный христианин должен вопросить его так: может ли Бог сделать что-либо большее, чем человек, и высшее его разума? И когда ответит: да, может, — скажи ему: почему же Он не может дать нам в снедь плоть Свою? Ибо если " Словом Господним небеса утвердишася " (Пс. 32, 6), то тем словом Божиим пременяет Он хлеб и вино в Тело и Кровь Свою. 2. Если же недоумеваешь, каким образом Христос, Который находится на небесах, в то же время присутствует и на трапезе, то удивись и тому, что одно и то же солнце, которое нас освещает и согревает, в одно и то же время находится и на небе, и на земле, на востоке и на западе, и во всех странах мира. Подобным образом и Христос в Пречистых Тайнах творит великое и преславное в одно время и на небесах, и на земле, как единый всемогущий и сильный: па небесах — истиною естественною, а на земле — властию Божества, непостижимою и неизреченною, превосходящею человеческое разумение. 3. И затем, если удивляешься тому, что единый неделимый Христос во многих частях одинаково всем верующим раздается, в одной не больше не меньше, чем в другой, то удивись и тому, каким образом мой единый голос находится в одно время и в моих устах, и в ваших ушах? 4. И если сомневаешься, каким образом не разделяется тело при раздроблении Тайн, когда раздробляется агнец или каким образом в каждой части присутствует целый и совершенный Христос, то удивись и сему: когда раздробляется зеркало на мелкие части, то образ человеческий в нем не раздробляется, но в каждой части является столь же целым, как и в полном зеркале. 5. Может быть, ты недоумеваешь, каким образом Христос, снедаемый часто, не умаляется, но пребывает целым во веки? Тогда удивись и сему: когда от одной свещи возжигаются многие другие, первая свеща в своей светлости не умаляется.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1946...

3-я и последняя часть великого повечерия представляет собою повечерие малое, то самое, которое совершается отдельно в дни не постовые. Только на малом повечерии прибавляется еще из первой части великого повечерия – символ веры , а из второй его части– псалом 50-й покаянный. Если 2-я часть великого повечерия, как видели мы, заключает в себе чтения и песнопения покаянного характера, то третья часть – иного свойства: она состоит главным образом из славословий и хвалений Господу и святым угодникам Божьим. Потому она подобна той части утрени, которая начинается пением канона. Начинается она, как и вторая часть воззванием: ,,Придите, поклонимся”. Затем читаются псалмы – 69-й: Боже , в помощь мою вонми и 142-й: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей. Эти псалмы содержанием своим представляют как-бы переход от службы покаянной к службе более торжественной. Так, в первом из этих псалмов св. Церковь , словами, псалмопевца Давида, призывает к радости духовной всех верных рабов Божьих, ищущих Господа и творящих святую волю Его: „Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все, ищущие Тебя и любящие спасение Твое; да говорят непрестанно: велик Бог!” А во втором псалме, указывая на множество врагов нашего спасения мы просим Господа, чтобы Он, изведший из темницы, ада души праведников, и нас не оставил в напастях наших; „Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших... Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою. Укрепив молитвою св. Псалмопевца надежду на Господа, мы затем восхваляем его величие и неизреченное к нам милосердие в славословии: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Чтение славословия начинается тою песнью, которую воспели св. ангелы при рождении Спасителя. Мы прославляем здесь Господа, пославшего в Мир, Единородного Сына Своего; прославляем Сына Божия, как Агнца Божия взявшего на Себя грехи мира. Но не можем мы только славословить Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010