Это было последнее предсмертное завещание Спасителя. Что же оно означало? Хотя дальше евангелист Иоанн и говорит: " И с этого времени ученик сей взял Ее к себе " (Ин. 19, 27), вряд ли можно считать это завещание обычным препоручением, касавшимся приюта и пропитания сиротствующей Матери Божией: обычное препоручение могло быть произнесено далеко не так торжественно. К тому же, Матерь Божия по отношению к Иоанну могла бы быть названа Госпожой, Владычицей, но никак не Матерью. С другой стороны, именуя Свою Матерь Матерью Иоанна, Господь, обращаясь к Ней, называет ее: " Жено " . Что же это значит? Торжественность минуты, таинственность места, сам образ этого предсмертного завещания, а главное - важность этого события в деле искупления - все говорит о том, что это завещание Господа о Своей Матери касалось не Иоанна только, но всего человеческого рода. Это было своего рода духовное, благодатное дарование Ее в заботливую и благодатнейшую Матерь всем братиям во Христе, всем чадам о Господе. Это было усыновлением чрез Нее Богу тех, " которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились " (Ин. 1, 13). Иисус Христос, ставший Человеком по плоти через чистую и непорочную плоть и кровь Своей Матери, не стыдился всех уверовавших в Него называть Своими братьями. И не только не стыдился, " а тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими " (Ин. 1, 12). И для Матери Его все истинно верующие в Ее Сына становились братиями во Христе и чадами о Господе. Это духовное Материнство Приснодевы для всех чад Божиих есть величайшее достояние нашей святой веры... Итак, теперь Она была не одна. Мало того, Иоанн был не единственным Ее сыном. Она получала Себе в наследство тысячи и миллионы верных чад Божиих. Поэтому желать смерти Ей теперь было еще рано. Ведь у Нее с этой минуты есть драгоценная ноша, которую надлежит понести до конца земного пути. " Жено! се, сын Твой! ... се, Матерь твоя! " . Впрочем, тьма, объявшая землю, все еще продолжалась, и конца ей пока не было видно...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/126/...

А я, за недостатком другого доброго делателя, получил бы от вас отчет о ваших действиях по службе. Предаю вас, сестра, Господу Богу и слову благодати Его, и все желания мои предаю вкупе с вами самодержавной воле Его. Ответствуйте. Преданный вам навсегда в Господе, А. Макарий. Февраль 1836 г. 416 118 (38/37) Господь благослови. В тот самый день, в который последнее письмо ваше получено, пришло и от Преосвящ. Афанасия писание, в котором Архипастырь изъявляет согласие свое на первое мое представление, т. е. мысли о миссионерском обществе дев и вдовиц, посвящающих себя на служение Богу и Церкви Его в безбрачной жизни. Теперь умолкнем, и повергнемся в прах ничтожества своего пред Господом, и предадим сами себя и друг друга всемилосердной воле Его. Твори, Господи, волю Твою, а не мою, и будет имя Твое святое благословенно и прославлено и во всем, и за все! Я пишу к вам в большом недосуге, сестра о Господе. Но слово Божье, вездесущее и все исполняющее, преизобильным способом восполнит, чего не хватает в этом письме, восполнит в Богопреданной судьбе, и в сердце, посвященном любви Божьей к человекам во Христе Иисусе на веки, на веки, и невозвратно! Первое, что надлежит вам сделать, если приступите к исполнению намерения вашего служить Господу Иисусу Христу при обращении к Нему, и в христианском образовании здешних иноверцев, состоит в разрушении всей надежды на меня, грешного. Не облокачивайтесь на меня, сделайте милость, иначе бойтесь, чтобы Господь не поразил меня, чтобы разрушить эту гнилую подпору, недостойную внимания и уважения вашего. Не надейтесь и на себя, и ни на что сотворенное. На Господа Бога возложите все упование ваше. Он и умеет, и хочет, и возможет спасти вас и ввести в Царство небесное, среди всяких соблазнов, и среди самых тяжких и огненных искушений. Пост о матери, и молитва о матери и сестрах, о себе и служении предполагаемым. Объяснение пред матерью в присутствии Господа, смиренное, благодарное, детской любви исполненное, но твердое и в предположенном намерении, нелицемерное и постоянное. Получив благословение матери, попросите о. Василия отслужить литургию. Помяните усопших, предайте живых всех воле и попечению Господа Иисуса Христа, и бросьте себя, как малую лепт, в сокровищницу Храма Господня. После обедни отслужите молебен Господу Иисусу Христу, Матери Божией, Ангелу Хранителю и св. Апостолам совокупно единый. Подайте милостыню ради Христа, подите в замок, посетите места самые смрадные и ужасные в этом узилище. 417 Будьте в присутствии Божьем, впрочем, как Бог даст, без напряжения, в простоте сердца, тут нет ничего чрезвычайного.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

19 августа 2000 года Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. О почитании Божией Матери Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Апостол и евангелист Лука в начале своего Евангелия говорит, что, составляя его, он опрашивал многих свидетелей, притом опрашивал «испытно», то есть исследуя и сравнивая их рассказы. Поэтому Евангелие от Луки, помимо того что оно написано, как и все Священное Писание, действием Святого Духа, имеет в себе еще и некоторый исторический, критический элемент. Оно излагает события последовательно, и притом в большем объеме по сравнению с прочими Евангелиями. Апостол и евангелист Лука больше других рассказывает и о Божией Матери, хотя нам кажется, что и он говорит очень мало. Причина такого немногословия евангелистов кроется, может быть, в смирении, а выражаясь современным языком, в необыкновенной скромности Пресвятой Богородицы. Она рассказывала о Господе, а о Себе почти ничего не говорила — об этом мы только догадываемся. Поэтому в праздники в честь Божией Матери всегда читается одно и то же Евангелие: то, которое мы слышали сегодня. В этом евангельском чтении говорится о том, как женщина, слушая необыкновенную проповедь Спасителя, пришла в восхищение и воскликнула: «Блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал» (ст. 27), прославив таким образом Божию Матерь, носившую в Себе Господа Иисуса Христа. И если еще во время земной жизни Спасителя, до Его страданий, необычайного Воскресения и Вознесения на небеса, до сошествия Святого Духа — то есть еще до Его необыкновенного Божественного прославления — эта женщина, имя которой до нас не дошло, так восхвалила Божию Матерь, то как же нужно прославлять Пресвятую Деву нам — людям, которым уже все известно о Господе! Мы в полной мере знаем, что Он не какой-то необыкновенный пророк и чудотворец, а воистину Сын Божий.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Смирение есть основа и сущность христианства. Божия Матерь весьма любит смиренных. Слово в день празднования Казанской иконе Божией Матери Архиепископ Серафим (Соболев) Икона Божией Матери Казанская «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим… уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени…» (Флп. 2:5-9). Спасительно нам знать, мои возлюбленные о Христе чада, почему Святая Церковь во дни Богородичных праздников обращает наше внимание за Литургией на эти апостольские слова, в которых говорится о превознесении Богом Отцом Своего Божественного Сына ради Его неизреченного смирения. Потому что и Пречистую Божию Матерь Господь превознес и даровал Ей имя, т.е. такую великую славу, которой не дал никому из созданных Им разумных существ. Недаром Православная Церковь ублажает Ее как Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим. Но славу сию Божия Матерь получила за то, что в великом смирении Своем Она уподобилась Самому Спасителю. Эта истина засвидетельствована Ею в словах, которые Пречистая Божия Матерь сказала праведной Елисавете: «Яко призре на смирение рабы Своея» (Лк. 1:48). Спрашивается, какой же следует отсюда для нас, возлюбленные, спасительный вывод? Мы с вами также призваны к великой небесной славе Царства Христова, к его вечному райскому блаженству. «Отче… хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне… прежде основания мира» (Ин. 17:24), сказал Господь в Своей Первосвященнической молитве. Но путь к этому нашему превознесению, к нашей будущей небесной славе, тот же самый, которым прошел Господь, которым шли Пречистая Его Матерь и все святые. Это путь узкий, скорбный и тернистый, путь смирения Христова. Поэтому, если мы хотим идти по своему божественному предназначению, то должно осуществлять слова ап. Павла, сказавшего «последуйте смиренным» (Рим. 12:16), т.е. мы должны подражать смиренным, должны иметь это смирение. В нем заключается основа и вся сущность христианства по учению преп. Макария Египетского. Оно есть наше возрождение, обновление и спасение. Только за него Господь дарует нам Свою спасительную благодать, ибо Ему угодно было возвестить через Свое Откровение: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4:6, ср.: 1 Петр. 5:5, Притч. 3:34).

http://pravoslavie.ru/49500.html

Из апостолов только Иоанн получил имя Богослова, что свидетельствует о необычайной высоте его духа. В похвалу апостолу Церковь читает евангельское зачало, рассказывающее о том, как Господь Иисус Христос, в страданиях умирая на Кресте, усыновил Иоанна Своей Матери. Похвалы, большей этой, быть не может. «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (ст. 25–27). Любимейший ученик Спасителя, который даже возлежал на персях Его во время Тайной вечери и дерзнул спросить о том, о чем никто не дерзал спрашивать: «Господи, кто предаст Тебя?» (см. Ин.13:23-25 ), стал теперь сыном Божией Матери. Так Господь утешил и Матерь, оставив Ей вместо Себя ближайшего Ему по духу апостола Иоанна, так утешил и своего любимейшего ученика, ибо он с тех пор до самого Успения Богородицы пребывал с Ней, наслаждаясь общением с этим избранным сосудом Божиим. Божия Матерь была самой верной, самой последовательной ученицей Своего Божественного Сына, исполнившей все заповеди и приявшей всю полноту благодати, и от Нее апостол учился всему прекрасному и возвышенному, что и сам потом исполнил в своей жизни и что проповедал нам. Любовь есть самая высокая христианская добродетель. Может быть, поэтому мы и почитаем апостола Иоанна Богослова, как проповедника любви, более других апостолов, хотя только один Бог знает, кто больший и кто меньший среди них. Мы принимаем его как проповедника любви, внимаем его писаниям, но, к сожалению, не всегда понимаем, что есть любовь, и спекулируем этим понятием. Мы якобы пытаемся исполнить эту добродетель, а на самом деле лишь напускаем на себя ее вид. Апостол Иоанн говорит: «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» ( 1 Ин.4:12 ). Святитель Григорий Палама рассуждает, что любовь — это некая единая энергия (то есть действие), которая проявляется тем или иным образом в зависимости от того, к какому предмету она направлена.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Имя Божие есть основа богослужения, его сердце, а здесь, в свою очередь, сердцем сердца является Имя Иисусово. Ибо в связи с Ним и по силе Его имеем мы и пресвятое и великолепное Имя Отца и Сына и Святого Духа, откровение Святой Троицы, Имя Матери Божией и всех святых. Если только гипотетически устранить эту силу Имени Иисусова, рассыпается всё богослужение, всё тайнодействие. Всё оно вырастает из Имени Божия как своего зерна. Поэтому-то Господь даёт апостолам, а в лице их всей Церкви Своё Имя как силу и власть: «Именем Моим бесы ижденут, языки возглаголют новы» и далее ( Мк. 16:17 ; ср. Лк. 10:17 : «Господи, и бесы повинуются о имени Твоём», ср. Деян. 16:18 : («Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из него»). И первое чудо исцеления, явившее власть апостольскую, было совершено Петром и Павлом над хромым: «Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» ( Деян. 3:6 ; ср. Деян. 4:10 ). «Ибо нет другого имени под небом, данного человеком, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4:12 ). «И ради веры во Имя Его, Имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете» ( Деян. 3:16 ). И этот реализм имени был ясен и для ефесских язычников, о которых говорится: «и напал страх на всех их, и величаемо было Имя Господа Иисуса» ( Деян. 19:17 ). Посему и говорит евангелист, что «верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1:12 ) или же: «но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа» [...] Формулу «Имя Божие есть Бог», ни в коем случае нельзя рассматривать даже как попытку вероучительного определения Имени Божия, ибо здесь даётся лишь самое общее учение, которое, по надлежащему понятое, конечно, правильно и отнюдь не вызывает в таком понимании тех упрёков в имябожии, какие, по-своему даже справедливо, против него выдвигались, это общее учение должно быть выполнено в том, например, что должно быть выяснено, в каком именно смысле есть Бог, то есть божественно Имя Божие. Итак, в нашем понимании и в нашем толковании формула «Имя Божие есть Бог» означает только, что Имя Божие божественно, входит в сферу Божества, Его энергий [...]

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Григория Богослова , как туча закрывает сияние солнечных лучей, так грешник, который не хочет сознавать своих грехов и отречься от них, закрывает для себя лучи любви Божией и милосердие Божией Матери. Достойная славы и величия, как украшенная всем разнообразием добродетелей – этих духовных цветов, Сама Божия Матерь не искала хвалы ни до рождении от Нее Божественного Сына, ни после. Церковное предание свидетельствует, что когда Пресвятая Дева читала в священной ветхозаветной книге пророческие слова: «Се, дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис. 7, 14 ; Мф. 1, 23 ), то просила Бога, чтобы Он удостоил Ее быть хотя бы последней служанкой у этой великой Девы. Но вот Архангел возвещает, что великой Избранницей будет Она Сама – и в ответ на это благовестие Она называет Себя смиренной послушницей воле Божией: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» ( Лк. 1, 38 ). По рождении Христа Спасителя приходят в Вифлеем пастыри и рассказывают, что им возвестил Ангел Господень о Младенце, затем приходят волхвы и поклоняются Ему как Богу, а праведный Симеон возвещает о Его величии – всё это Божия Матерь слушает со смирением, на всё смотрит смиренно и слагает в Своем сердце ( Лк. 2, 19 ). Не стремилась Она к превозношению и тогда, когда Ее Сын выступил на общественное служение как великий Учитель, Чудотворец, Бог . Мы Ее видим на браке в Кане Галилейской вместе со Спасителем. Но Она не требует от гостей внимания к Себе, а выступает лишь как ходатаица за хозяина, оказавшегося в трудном положении. В другой раз, когда Матерь Сына Божия и братья Его из-за множества слушателей не могли подойти к Нему и дали Ему об этом знать, Господь, обозрев сидящих вокруг Себя, сказал: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» ( Лк. 8, 19–21 ). «Говоря таким образом, – рассуждает святитель Московский Филарет, – Господь не отчуждает Матери Своей по плоти, поскольку слышит слово Божие паче других Та, Которая услышала оное прежде других; и творит оное деятельнее других Та, Которая сотворила Ему достойную обитель во чреве Своем. Но, во-первых, Господь возвышает Своим изречением слушающих и творящих слово Божие, и возбуждает к сему спасительному деланию; во-вторых, и Он, в приведенном изречении, сообразуется с собственным правилом Своей Матери, чтобы «не являться человеком», – сколько можно уклоняться от славы человеческой, ища славы Божией; и Он медлит, отлагает явить человекам всю честь и славу Той, Которая есть честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим» 141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

3) Где в Писании говорится о приснодевстве Божией Матери? Пророк Исаия так говорит о Ней: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил“ (Иса. 7: 14). И Сама Богоматерь говорит Ангелу, благовествующему Ей о рождении Спасителя: «Как будеть это, когда Я мужа не знаю? “ На что Ангел отвечает Ей: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышняго осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим“ ( Лук. 1: 34–35 ). А св. пророк Иезекииль говорит о приснодевстве Божией Матери: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены; не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, – и они будут затворены“ ( Иез. 44: 2 ). 4) Почему ПресвятаяДева называется иногда в Писании «женою“? В св. Писании часто слова «муж“ и «жена“ употребляются просто для обозначения пола, а не брачного состояния известного лица. Так, напр., пророк Исаия предсказал и Ангел Богоматери благовествовал, что Спаситель родится от Девы, а ап. Павел пишет: «Бог послал Сына Своего Единороднаго, Который родился от жены“ ( Гал. 4: 4 ). Мария Магдалина не была замужем, но Ангелы говорят ей, ищущей во гробе Христа: «жена, что ты плачешь“? ( Иоан. 20: 13 ). Очевидно, и Богоматерь и Мария Магдалина названы женами в смысле женщин вообще, а не женщин замужних. В таком же смысле употребляется в св. Писании и слово «муж“; наприм., «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых“ ( Пс. 1: 1 ). Конечно, здесь под словом «муж“ разумеется вообще всякий мужчина, а не только женатый. (См. Деян. 1: 10–11. 2: 14. 5: 35. 13, 15 . Мф. 27 ;: 55–56 и др.). 5) Кто были упоминаемые в Евангелии «братья Господни“? Это были двоюродные братья Иисуса Христа, дети упоминаемой в Евангелии сестры Божией Матери, Марии Клеоповой ( Иоан. 19: 25 ): Иаков, Иосий, Симон и Иуда (Мф.: 27: 55–56). Божия Матерь нигде не называется матерью этих братьев, а всегда называется «Девою Мариею“ ( Лк. 1: 27 ); «Матерью Господа» (ст. 43), «Матерью Иисуса“ ( Иоан. 2: 1 и 2), или «Матерью Его“ ( Мф. 1: 18 . Лк. 2: 51 . Иоан. 19: 25 ). Равным образом и четыре «братья Господни“ нигде не называются сыновьями Девы Марии и сами себя называют не братьями Иисуса Христа, а Его рабами: «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова ( Иуд. 1: 1 ); «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа“ ( Иак. 1: 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Сам Господь даст вам знамение» 10.12.2015 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Икона Божией Матери " Знамение " Слово в день праздника иконы Божией Матери «Знамение» Икона «Знамение» изображает тайну Рождества Христова и предстательство за род человеческий Божией Матери. В седьмой главе пророка Исаии есть рассказ о том, как был осаждаем со всех сторон Иерусалим. Уже не было надежды на спасение, и сердца людей трепетали, как листья при сильном ветре в лесу. Однако Господь говорит через пророка царю Ахазу о двух соединенных армиях, окружающих Иерусалим: «Не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней». Пророк убеждает царя обратиться ко Господу и попросить у Него защиты, чтобы Господь дал знамение того, что это исполнится. Царь Ахаз отвечает отказом: «Не буду просить и не буду искушать Господа». Тогда пророк говорит: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14). Это событие напоминает не только о тайне спасения человечества, каждого человека, каждого народа во всех испытаниях, которым подвергаются люди до самой смерти, но и о том, как мы должны принять этот дар Божий. У нас может быть либо самонадеянное упование на свои собственные силы, как это было у тех, кто окружил Иерусалим, либо ничем не лучшее ложное смирение, когда мы исполнены такого уныния, бездерзновения, отчаяния, что уже не решаемся обращаться ко Господу и просить у Него помощи и знамения победы. Об этом же свидетельствует и событие, через которое прославилась в нашем Отечестве икона «Знамение». Божия Матерь показывает нам, что с нами Бог и что каждому из нас, повторим еще и еще раз, угрожают две опасности. Одна — это безрассудно надеяться на свои собственные силы, а вторая, равная ей, и по существу того же внутреннего содержания, — когда мы унываем и полны мрачной покорности злу, как это происходит сегодня с нашим народом. И со всеми народами. Враги наши исполнены самоуверенности в надеянии на свои силы, а народ в массе своей пребывает в унынии. Как не вспомнить нам слова Господа, что кончине мира будет предшествовать «уныние народов»! (Лк. 21, 25).

http://moral.ru/znamenie/

Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем. И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. О том, ради кого Божия Матерь творит чудеса Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице был составлен в честь освобождения Константинополя, царствующего града империи ромеев, от осады аваров и славян во времена императора Ираклия и патриарха Сергия. В субботу пятой недели Великого поста он читается за богослужением также ради воспоминания о чудесной помощи Божией Матери, явленной при осадах Константинополя арабами в царствование Константина Погоната и Льва Исавра. В VII-VIII веках арабы представляли большую опасность для многих европейских народов, поскольку завоевали весь Ближний Восток, Северную Африку, Испанию, захватили некоторые острова Эгейского моря и являлись серьезной угрозой для материка, на который совершали опустошительные набеги. В такое бедственное для империи время были явлены необыкновенные чудеса заступничества Божией Матери, в честь Которой и составлен первый акафист — «Радуйся, Невесто Неневестная». Потом на протяжении нескольких столетий других акафистов не писали, считая, что это песнопение — единственное в своем роде и подобных ему быть не должно. Только в XIV веке учениками преподобного Григория Синаита был составлен акафист Иисусу Сладчайшему, в котором отражены молитвенные воздыхания и переживания человека, занимающегося умным деланием. Интересно следующее: акафист Божией Матери читается Церковью в честь двух событий, произошедших при императорах-еретиках. Император Ираклий и патриарх Сергий, его послушное орудие, были основателями монофелитской ереси. Монофелитство утверждало, что хотя в Господе Иисусе Христе одна ипостась и две природы (в этом их учение отличалось от монофизитства), но одно действие и одна воля. Эта ересь была до некоторой степени искусственной, так как учение об одном действии и одной воле являлось компромиссным решением (или, как тогда это называли, «икономией») ради примирения монофизитов с православными, ради возвращения еретиков в лоно Православной Церкви.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010