Эта глава находится в Типиконе в последованиях месяцеслова под 30 января; 2) праздник сретения Господня, предпразднство, попразднство и отдание его, если они случаются в какой-нибудь день от недели (воскресения) мытаря и фарисея до понедельника Великого поста. Эти главы находятся в месяцеслове Типикона под 1, 2 и 9 февраля; 3) первое и второе Обретение главы святого Предтечи, когда память их случается в дни от мясопустной недели до 3-й Великого поста. Указания находятся в месяцеслове Типикона под 24 февраля; они называются также «Предтечевою главою»; 4) 9 марта – святых 40 мучеников, когда они приходятся в дни начиная с субботы первой седмицы Великого поста до субботы акафиста. Указания находятся в Типиконе 9 марта; 5) день Благовещения Пресвятой Богородицы, предпразднство и попразднство его, случающиеся от субботы 3-й седмицы Великого поста до среды пасхальной седмицы. Указания в Типиконе 24–26 марта; 6) день св. великомученика Георгия, случившийся от Великого пятка до четверга 5-й недели по Пасхе. Указания в Типиконе 23 апреля; 7) день св. евангелиста Иоанна Богослова, бывающий от субботы 2-й недели по Пасхе до 7-й недели святых отец. Указания в Типиконе 8 мая. Вообще указания Марковых глав состоят в том, как соединить пение Минеи с пением Триоди Постной и Цветной. Главы Предтечевы (см. главы Марковы). Главы храмовые. Храмовые главы содержат указания, каким образом должно совершать службу в те или другие храмовые праздники и особенно при совпадении храмового праздника с каким-либо иным праздником в один день. Эти главы находятся в Типиконе и расположены так же, как последования 2-й части его, а именно: сначала главы (с 1 до 25) о праздниках, бывающих во время пения Минеи с Октоихом, с 1 сентября до недели мытаря и фарисея; потом (с 25 до 48 главы) о праздниках, бывающих во время пения Постной Триоди, и, наконец, (с 48 до 58 главы включительно) о праздниках, бывающих в дни пения Цветной триоди. Таким образом, взглянув в оглавление храмовых глав (в начале книги Типикон), нетрудно отыскать указание на то, как следует совершать службу в известный храмовый праздник, в храмовых главах мало указаний на службу храмовых дванадесятых праздников Господских и Богородичных; ибо в эти дни служба одинаково совершается как там, где храм праздника, так и во всех других храмах.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Содержание Неделя первая Воскресенье сырное Понедельник Вторник Среда Четверток Пяток Неделя вторая Воскресенье первое Понедельник Вторник Пяток Неделя третья Воскресенье второе Понедельник Вторник Среда Четверток Пяток Неделя четвертая Воскресенье третье Понедельник Вторник Среда Пятница Неделя пятая Воскресенье четвертое Понедельник Вторник Среда Четверток Пятница Неделя шестая Воскресенье пятое Понедельник Вторник Среда Четверток Пятница     В память княгини Наталии Владимировны Долгоруковой Некоторые из почитателей неусыпной и плодотворной деятельности по изданию и распространению духовно-нравственных книг Княгини Наталии Владимировны Долгоруковой предприняли возобновить издание книги: „Стихиры Великопостных служб с переводом на русский языка, как сочинения, излюбленного почившею Княгинею при её жизни, надеясь, что не один из благочестивых читателей этой книги, достойно оценив заботы и труды покойной, по распространению в массе читателей подобных назидательных изданий, безмолвно сотворит теплую молитву о упокоении души рабы Божией Княгини Наталии. Возвышенны все песнопения наших церковных служб, но службы великого поста производят более сильное впечатление на сердца молящихся. Содержанием всех песнопений великого поста служат воздыхания и вопли души, сокрушенной мыслию о тяжести грехов, о потере чистоты и первобытного блаженства райского. Вся цель этих песнопений – возбудить в душе чувства раскаяния во грехах, воодушевить к подвигам поста, к умерщвлению страстей, к очищению сердца. И нужно сказать, что весьма и весьма многие , из песнопений великопостных служб, составленные Феодором и Иосифом Студитами, достигают необыкновенной высоты и по изложению. Предание говорит, что один благочестивый муж любил песнопения св. Студитов, поемые в великий пост. Но зашли к нему однажды какие-то иноки и весьма неодобрительно отозвались о песнопениях св. Феодора. Этот отзыв охладил усердие благочестивого мужа, и он перестал петь стихи Феодора. Во сне явился ему св. Феодор Студит и сказал: „за чем ты оставил мои творения, которые любил прежде? Как не рассудил ты, что не приняла бы их церковь Божия, если бы не находила их полезными.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Благодать Божия позволяет людям уже здесь, на земле, быть причастниками Царствия Небесного     31 марта 2013 года, в неделю вторую Великого поста и день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Владыке Илариону сослужили  клирик Берлинской епархии Русской Православной Церкви, настоятель общины святителя Николая в немецком городе Фрейбурге- в-Брейсгау протоиерей Михаил Дронов, секретарь ОВЦС по межхристианским связям протоиерей Дмитрий Сизоненко, благочинный приходов Шотландии и Северной Ирландии Сурожской епархии Московского Патриархата священник Георгий Завершинский, сотрудники ОВЦС в священном сане, клирики храма. По окончании богослужения митрополит Иларион обратился к присутствующим с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Во второе воскресенье Великого поста Церковь совершает память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Это празднование связано с событиями XIV века, когда разгорелись споры о возможности человеку приобщиться к Богу. Были богословы, которые говорили, что это невозможно, что между Богом и человеком такая непроходимая бездна, которую преодолеть никакими силами, средствами и способами невозможно. Были богословы, которые говорили, что человек может видеть Бога, познавать Бога и Его сущность. Святитель Григорий Палама, который долгие годы был афонским монахом, а затем стал архиепископом Фессалоникийским, на основе учения предшествующих святых отцов сформулировал учение о том, что Бог невидим и непознаваем в Своей сущности, но может быть видимым, познаваемым и приобщимым в Своих действиях или энергиях. Когда это учение восторжествовало на Соборах в Константинополе, Церковь постановила праздновать память святителя Григория Паламы и совершать воспоминание об этих Соборах во вторую неделю поста - еще раз совершать празднование Торжества Православия.

http://mospat.ru/ru/news/52878/

диакон Георгий Малков Скачать epub pdf Содержание Введение Жизнеописание преосвященного Феодора (Текучёва), епископа аргентинского, Подвижника Псково-Печерского Слово о спасении Из поучений и проповедей епископа Феодора Об издании проповедей епископа Феодора Из ранних проповедей Слово в Неделю 2-ю Великого поста Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы Слово на Рождество Христово Слово на Сретение Господне Слово архипастыря – слово церкви. Проповеди и поучения епископа Феодора в Аргентине Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Слово в день памяти преподобного Сергия Радонежского Слово на праздник Покрова Пресвятой Богородицы Слово в Неделю 18-ю по Пятидесятнице в память святых отцов Седьмого Вселенского Собора Об обязанностях детей и родителей О проповеди слова Божия и притче о сеятеле Притча о богаче и Лазаре Об исцелении гадаринского бесноватого и об очищении от страстей Слово о покаянии Слово о Введении Пресвятой Богородицы во храм и о христианском воспитании детей Слово в день памяти святителя Феодора, архиепископа Ростовского О званной вечери Слово в Неделю святых праотец, а также о «званных» и «избранных» Слово в Неделю 29-ю по Пятидесятнице Об иерихонском слепце О Закхее и о нашем спасении О подготовке к празднику Рождества Христова Слово в Неделю святых отец О мире. Из проповедей на праздник Рождества Христова Из Слова накануне Нового года Слово в Неделю по Рождестве Христовом Слово в Неделю перед Просвещением (Богоявлением) Слово на Богоявление (Крещение Господне) Слово в Неделю по Просвещении (Богоявлении) Слово на Сретение Господне Слово в Неделю о блудном сыне О Страшном Суде Как провести Великий пост Об Адаме Ветхом и Адаме Новом, а также о неосуждении О прощении О посте и воздержании Слово первое о Великом посте и о молитве преподобного Ефрема Сирина Слово второе о Великом посте и о молитве преподобного Ефрема Сирина О Нафанаиле Слово в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия О покаянии Слово в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную «Душе моя, возстани, что спиши?» О значении храма Божия Из слов на Вход Господень в Иерусалим, в Неделю ваий Из слов в Великий Пяток Краткое слово о Воскресении Христовом и о победе России во Второй мировой войне О воде живой, утоляющей жажду духовную Об искании благодати Святаго Духа Поучение в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Из слов в Неделю о слепом Слово 7-е на Вознесение Господне Слово 2-е на Вознесение Господне Охранении истинной веры Святой Дух– Утешитель Слово в день Пятидесятницы – Пресвятой Троицы Из слов в Неделю 2-ю по Пятидесятнице – Всех святых, в земле Российской просиявших О Промыслительной Деснице Божией Об Искуплении нас Господом нашим Об освобождении от греха Об исцелении слуги сотника Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла Грех–мучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Воскресенье, 5 АПРЕЛЯ 2020 года: что будет в храме? 18 мин., 03.04.2020 Условия и обстоятельства нашей жизни непредсказуемы, но пост – понятие объективное, и мы продолжаем проект  «Готовимся к воскресенью» .  Чтобы ограничения на пути в храм не стали препятствием для тех, кто стремится к Богу. И чтобы происходящее на  литургии стало доступно и понятно, даже если ее совершают священники в пустом храме, без мирян. Вспомним, что так молился святитель Феофан Затворник , так приходилось служить священноисповедникам во время гонений ХХ века, как традиционно молятся на Афоне. Церковь бережно сохранила для нас память о святых, потому что их жизнь – иллюстрация к Евангелию, его зафиксированная реальность, картинка, скриншот. Подвиг святой Марии Египетской , память которой совершается на пятой неделе Великого поста, помогает нам пережить уникальное для большинства из нас время вынужденного затворничества. Многие века пример преподобной Марии вдохновлял не только монахов-аскетов, но и простых мирян реальностью покаяния. В наши дни открывается иная грань ее жития – возможность достижения святости в пустыне своего дома .  Воскресенье, 5 АПРЕЛЯ 2020 года Честно и жестко, но не пошло и грубо звучит описание грехов (основной – блуд) в церковных стенах на «Мариином стоянии»: после канона преподобного Андрея Критского священник читает житие Марии Египетской целиком в среду четвертой недели Великого поста. Чем может быть душеполезно повествование о порочных похождениях девушки в Александрии в середине V века? Зачем посвящать целую неделю Великого поста воспоминанию о той, добровольно окунувшейся в разврат в 12-летнем возрасте и предававшейся ему не менее 17 лет? Жизнь любого из нас может стать похожа на житие преподобной Марии Египетской в главном – в решительном желании внутренних перемен, в жажде покаяния. Всего лишь раз она захотела зайти в иерусалимский храм Воскресения Христова и не смогла: почувствовала невидимую стену, словно ее, в отличие от всех входящих свободно в храм, «не пускают». И милостью Господа пришло понимание того, что «не пускают» именно грехи. Произошло искреннее, внутреннее покаяние – она пообещала Богу исправить свою жизнь. И тут же свободно вошла в храм. На следующий день она впервые причастилась Святых Христовых Таин, а следующее (второе и последнее) причастие произошло в день ее смерти приблизительно в 521 году. 47 лет провела одна в Иорданской пустыне – в посте и молитве, достигнув прозорливости и знания Священного Писания (будучи безграмотной), способности ходить по воде и возвышаться над землей.

http://foma.ru/voskresene-5-aprelja-2020...

Думаю, что это не далеко отстоит от примера, представляемого этим мужем. Ибо сей великий Моисей, проживший четыре сорокалетия, первое сорокалетие провел в Египте в злостраданиях по приобретению познаний; второе сорокалетие он провел в великих трудах любомудрого созерцания природы, во образе пастыря и, наконец, в последнее сорокалетие – в бесчисленных трудах по управлению народом. А что может быть более удивительно, чем поступок пророка из Фесвы, бежавшего от Иезавели? Что другое было им признано в таких обстоятельствах самым надежным и вполне сообразным с достоинством пророка? Не надежнейшее ли врачество поста? Но он не почел справедливым оставить без внимания это самое число и после 40 дней удостоился великого онаго видения (3 Цар. гл. 19); посему и нам подобает убегать от Иезавели, как говорится, обеими ногами: ибо она, означая в толковании «силу скорби», принимается в значении греха, причиняющего нам сильную скорбь и угрожающего предать (нас) душевной смерти. Таким образом и изъясняющий в духовном смысле некоторые из историй не будет обездолен в наставлении относительно того, как должно устроять свой нрав. И Спаситель много радел об этом числе: ибо троякое наше рождение, т. е. первое – плотское, второе – посредством крещения и третье – посредством воскресения – и Сам Он, по особливому устроению приемля, каждое из сих рождений завершил по прошествии сорока дней. После неизреченного плотского рождения в сороковой день принесен был во святилище для освящения нашего очищения: ибо не имел нужды в нем Сам вземляй грех мира; после крещения, в течение сорока дней вооружившись постом, победил противника, ибо Он не хотел преступить рассмотренных выше пределов поста, которые были соблюдаемы и божественными оными мужами, дабы не подумали, что Он притворяется человеком. Чрез толикое же число дней после воскресения Он восходит в пренебесное святилище, представив в Себе Самом наше естество чистым Богу и Отцу. Но и бегство в Египет, т. е. мысленное злострадание как бы премудро завещав, Он возвращается оттуда четырехлетним по плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Во второе воскресенье Великого поста Церковь как бы восходит на Фавор, и мы внимаем учению святителя Григория Паламы о нетварном Божественном свете Преображения, и вместе с ним вспоминаем сегодня Киево-Печерских и всех преподобных отцов, в подвиге поста и молитвы просиявших. Мы понимаем, что высокие благодатные переживания даются им, чтобы нас научить обыкновенной христианской жизни. Или, вернее сказать, что не существует обыкновенной христианской жизни для людей, которые осмеливаются говорить Богу: «Отче наш!» В этом свете, которого мы не имеем, который кажется нам недостижимым, — великолепие и красота христианской жизни, всех, кто крещен. И эта несотворенная благодать относится к нам, потому что она — наша. Святая Церковь снова напоминает нам сегодня об опасности «среднего», теплохладного христианства. Мы ходим в храм, соблюдаем, как положено, пост, все исполняем, грубых грехов не имеем, и когда пойдем на исповедь, скажем: «У меня ничего особенного». А Господь скажет: «Ничего особенного? Ну и будет тебе ничего особенного». Все в нашей жизни христианской — особенное и необыкновенное. Всегда речь идет о зле, которое означает вечную смерть, и о том добре, о котором апостол Петр сказал на горе Преображения: «Господи, добро нам зде быти!» Скоро антихрист обнаружит себя в мире, и Господь «близ, при дверех», во втором и славном Своем Пришествии, а для нас — ничего особенного! Великий пост предупреждает: ни один христианин, кем бы он ни был, не может сказать, что благодать вечной жизни — не для него, что это для подвижников, для монахов. Да, среди мирской суеты, как бы мы ни старались, мы не достигаем монашеских подвигов, хотя учимся, каждый в меру своих сил, молитве, потому что без молитвы нет веры, нет христианства. Помня о том, что мы не призваны достичь молитвенных высот святых древних подвижников, мы должны понять, в чем особенность нашего подвига. Наш подвиг заключается в том, что, как говорили святые отцы, в последние времена христиане будут спасаться не столько подвигом молитвы и поста, сколько терпеливым несением скорбей и исповеданием истины с отвержением всякой лжи, царствующей в мире. И наш постный подвиг состоит не в том, чтобы мы, как отцы-пустынники, занимались созерцанием и отсечением внутренних адских помыслов, вступающих в душу человеческую, а в ясном видении и отвержении зла и ада, окружающего нас в мире. Подобно праведному Лоту, который жил среди нечестия и разврата, должны мы непрерывно мучиться душой, видя зло, и не соединиться со злом, не принять его, ни в чем не уступить ему. Все святые, которых мы прославляем, не захотели ничего на свете предпочесть тому, что открывает в полноте свет Евангелия. Неужели мы жизнью своей сможем дать другой ответ нашему Господу?

http://moral.ru/ничего-особенного/

Как прогнать незваных гостей из своей души? (+ ВИДЕО) Вот каждый из нас, наверное, наблюдает в себе такую ситуацию, когда вроде мы должны быть настоящими, а мы не настоящие. Непонятно, кто в нас заселился, какие незваные гости захватили космос нашей души, наш внутренний мир, и как с этим жить дальше?! И никакой Медведь, никакой Волчок, никакая Собачка нас не выручит. Даже Петушка такого нет. 10 марта, 2012 Вот каждый из нас, наверное, наблюдает в себе такую ситуацию, когда вроде мы должны быть настоящими, а мы не настоящие. Непонятно, кто в нас заселился, какие незваные гости захватили космос нашей души, наш внутренний мир, и как с этим жить дальше?! И никакой Медведь, никакой Волчок, никакая Собачка нас не выручит. Даже Петушка такого нет. Во второе воскресение Великого поста Церковь вспоминает одного из великих богословов — святителя Григория Паламу. Он раскрыл учение о силе поста и молитвы, говоря, что за этот подвиг Господь озаряет верующих Своим благодатным светом, каким сиял Господь на Фаворе. Сказочный домик — наша душа — почти всегда захвачен недружественными персонажами из грустной истории. С помощью ярких и живых примеров иеромонах Димитрий (Першин) рассказывает, как прогнать этих незваных гостей, и как в эти дни поста приблизиться хотя бы на шаг к тому Свету, которого удостоились Апостолы. В  одной замечательной детской сказке рассказывается о том, как Лиса захватила лубяную избушку у Зайца. Жил был Заяц, была у него избушка лубяная, а Лиса позавидовала и решила захватить. Сначала пришла на крылечко хвостик положила, потом в дом напросилась, на лавочку, потом на полати, а потом и Зайца выгнала. И оказался Заяц чужим в собственном доме. Вот каждый из нас, наверное, наблюдает в себе такую ситуацию, когда вроде мы должны быть настоящими, а мы не настоящие. Непонятно, кто в нас заселился, какие незваные гости захватили космос нашей души, наш внутренний мир, и как с этим жить дальше?! И, пожаловаться некому. И никакой Медведь, никакой Волчок, никакая Собачка нас не выручит. Даже Петушка такого нет.

http://pravmir.ru/kak-prognat-nezvanyx-g...

Но замечательно, что даже для Петрова поста указывается повечерие короче: «6 псалм и С нами Бог и Бесплотное и Верую и Пресвятая Владычице и Святый Боже и Отче наш и Господи помилуй 12 и коньчают». В первом повечерии явно две части, второе не делится на части. Так как невероятно, чтобы в пост повечерие было короче, чем в полупраздничный период 50-цы, особенно в виду того, что Студийско-Алексиевский устав требует сокращенного повечерия не только для воскресных и праздничных дней, ни и, напр. для попразднества Вознесения, то д.б. там и здесь имеется в виду один чин повечерия и второй вид его – представитель его древнейшего типа, случайно оставшегося на страницах устава не поправленными, после осложнения его новыми вставками. Этот буднично-постный чин повечерия по Студ.-Алекс. уставу. сокращался для праздников и других льготных дней путем урезок начальных псалмов его ; именно: «в субботу вечером и в Господский праздник павечерница от С нами Бог и прочая и Господи помилуй 15, а от Вознесения Господня до всех святых от Живый в помощи и прочее». в первом случае след. опускались все начальные псалмы, и место их занимала песнь Исаии, во втором опускался ряд псалмов до 90 пс., который неизвестно, какое занимал место в их числе, последнее ли как ныне, или предпоследнее, как в Синайском Часослове VIII-IX в. Первого рода, т.е. более сокращенное, повечерие полагалось кроме воскресения и праздников в вел пятницу, на Вознесение вечером и д.б. в других аналогичных случаях; второе кроме попразднества Вознесения, под 1-ю субботу поста «праздника ради св. Феодора», под субботу ваий, в первые три дня Преполовения и д.б. в подобные полупраздничные дня . неизвестно, существовал (с. 425) ли кроме этих трехвидов повечерия еще особый вид его для великого поста; данные для решения этого вопроса заключаются только в след. замечании о службе великого понедельника: «мефимов же поетсь великый якоже и в пост»; судя по тому, что «Великая павечерница» полагалась в великий пост и под субботы, когда «пост не бывает», надо полагать, что великопостное повечерие не отличалось от будничного («исполнь»), как ныне не отличается повечерие малых постов от великопостного.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Их видел и преподобный Серафим Саровский . Он был и во свете Божием во время беседы с Н.А. Мотовиловым. И он именно сказал ему: цель христианства – стяжание благодати Святого Духа. Поэтому и мы, хотя и не достигаем вершин христианской жизни, но Церковь с нами только и жива благодатию Божией, которая пребывает с нами всегда и пребудет до конца мира, до Страшного суда. Лишь на суде Божием от осужденных отнята будет совсем; так толкует святой Василий Великий в объяснение слов Господа: «растешет полма», рассечет пополам, то есть отделит в человеке Божественное начало от естественного, благодать от плоти ( Мф. 24:51 ; Лк. 12:46 ). В Церкви все – благодатно. И сама Церковь есть благодатное общество. И значит, мы, пребывающие в Церкви, находимся в благодати. Правда, и звезда от звезды разнится в славе, говорит апостол Павел: так будет и в воскресении мертвых ( 1Кор. 15:41–42 ), но все члены Церкви живут во благодати. И чем ярче сияет в нем благодать, тем сильнее видит он свои грехи; так бывает и при солнце: ночью мы ничего не видим, но стоит солнцу засветить, как в его лучах мы замечаем миллионы пылинок. Потому да знаем: кто видит в себе грехи, в том сияет свет благодати. Теперь мы не можем сказать, что это учение о Фаворском свете не касается нас, верующих. Остается еще один вопрос: почему Церковь поместила память святого Григория Паламы именно во второе воскресенье Великого поста? Конечно, отчасти потому, что остальные воскресенья заняты другими событиями: третье – выносом креста, четвертое – памятью славной Марии Египетской, пятое – прославлением святого Иоанна Лествичника ; оставалось свободным лишь второе воскресенье поста: оно и было посвящено памяти святого Григория Паламы . Но нет ли здесь иного какого-либо умысла у Церкви? Не зная истории установления этого празднования в свое время, мы можем лишь высказать свое предположение. Как мы видели, вопрос поднимался в XIV веке – и о сущности христианства, и о действительности сверхъестественного мира, с одной стороны; и с другой – о способе познания его, или, говоря иными словами, о качестве и реальности этого мира, и о гносеологии, о методе познания его.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010