В субботу вспоминали Масленицу и пекли блины на постном масле. В первое воскресенье Великого поста совершается т. н. «торжество Православия», установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания св. икон. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы, жившего в XIV веке. Согласно Православной вере, он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста. В понедельник второй недели в старину женщины перенизывали жемчуг, убирали убрусники и кокошники (головные уборы), вышивали фаты шелком. На пятницу третьей недели у русских было принято, что молодой зять приглашает тестя к себе в дом и справляет обжорную пятницу. Для этого важного дела, чтобы пир был на славу, варили кисель с конопляным маслом и угощали им званых гостей. Отмечалась и обжорная суббота. Но вся еда была постной. В третье воскресенье Великого поста за всенощной выносится после Великого славословия Св. Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Средокрестье (средопостье) отмечалось на четвертой неделе в середине Великого поста. Пекли обрядовое печенье (на постном масле, а иногда и без него) в виде крестов, чтобы оно способствовало севу и хорошему урожаю. Считалось, что такая выпечка давала силу земле-кормилице, мужику-пахарю и животным (лошади или волу), без которых мужик не мог ни вспахать, ни взборонить землю. Печенье в виде крестов (крестцы, хресты) пекли в среду (в некоторых местах в четверг) из ржаной муки (из пшеничной – в Малороссии) для каждого члена семьи и сверх того еще три или более. В кресты запекали различные предметы – зерна хлебных злаков, монету, крестик и т. д. Печенье в виде крестов полагалось съесть в тот же день, три креста оставляли до сева.

http://ruskline.ru/opp/2023/03/16/soblyu...

Церковь знает, что человек призван каяться постоянно, покаянный дух должен быть у него всегда, но для тех, кто не способен все воспринять и исполнить сразу, она, чтобы было легче, создает особенные условия, особый настрой. – Какие периоды Великого поста можно выделить особо? – Как мы знаем, особенно выделяется первая неделя поста, потом, посредине, Крестопоклонная и в самом конце – Страстная седмица. Вот когда надо особенно усилить подвиг. Верующим во время поста нужно как можно чаще, даже еженедельно приступать к Таинствам Покаяния и Причащения. Ведь отказываясь от телесной пищи, мы должны питаться духовно. Мы для того ослабляем тело, чтобы освободить душу, чтобы она принесла покаяние, которое является основным содержанием поста и всех его песнопений. Конечно, Церковь вкладывает в определенные дни поста и иные смыслы, которые нам полезно искать и находить. Так каждое воскресенье Святой Четыредесятницы посвящено чему-то важному. Первая неделя Великого поста – Торжество Православия. Этот праздник утвержден в честь восстановление иконопочитания. Икона – это образ. Но ведь и человек есть образ Божий, который мы должны почитать. Задача наша – восстановить в себе тот первообраз, который заложен в каждом из нас. Во второе воскресенье Великого поста мы празднуем память святителя Григория Паламы, который учил о нетварном Фаворском свете, о Божественной энергии, которая достигает человека. Так мы вспоминаем о том, что Преображение Господне произошло незадолго до страданий Спасителя и понимаем, что пост – это путь к преображению человека. Третья, Крестопоклонная неделя Великого поста напоминает о несении креста. В четвертую неделю Церковь чтит память святого Иоанна Лествичника, автора « Лествицы ». Каждый наш пост, каждый подвиг человека – одна из ступенек лестницы духовного восхождения к Богу. Пятая неделя – день памяти преподобной Марии Египетской, чей образ напоминает нам о том, что никакие грехи не встанут препятствием между Богом и человеком, если он искренне в них раскается. От какой глубины падения на какую высоту взошла преподобная Мария Египетская!

http://pravmir.ru/velikaya-vesna-cerkovn...

Смысл Торжества Православия заключался в том, что открыта была новая истина православной веры. И когда после этого первого воскресенья Великого поста мы вступили во вторую седмицу, мы уже шли новым путем. Каким же путем? Дело в том, что икона, изображающая Бога, как учили святые отцы, установившие иконопочитание, возможно, соединяется с некоторыми свойствами Божиими потому, что Сам Бог-Творец вписал в каждого человека Свой образ, Свою икону. Каждый человек носит в себе живой образ Божий. И вот, вступив во вторую седмицу Великого поста, мы уже хорошо знали, что образ Божий в нас есть. И этот образ Божий имеет в себе свойства Самого Бога. И цель устремления поста, устремления всех наших подвигов — покаянного, молитвенного, просьб наших — есть устремление к раскрытию в нас образа Божия, который вписан в нашу природу, в наше естество рукою Самого Бога-Творца. Легче стало дышать, лучше стало жить, мы чище становимся, видя, куда мы идем, и зачем мы идем, и о чем просим Бога. Так шла вторая неделя Великого поста и привела нас к сегодняшнему воскресенью. Вторая неделя, второе воскресенье Великого поста всегда ставит мысленный, духовный наш взор перед учением святого Григория Паламы об образе Божьем в нас, потому что мы спрашиваем себя: “А что же такое “образ Божий”, вписанный Самим Богом в нас? В чем же он? Каков он? Что он такое?” А Григорий Палама именно на этот-то вопрос и отвечает. Святой Григорий Палама написал много творений, но одно из самых больших его творений, самых важных — это так называемый “Томос веры”. И в нем святой Григорий Палама говорит, что образ Божий в нас — это прежде всего свет, не физический свет, а тот самый свет, которым был осиян на Фаворской горе Господь Иисус Христос в час Своего дивного Преображения. Это свет славы Божьей, и образ Божий в человеке есть луч этой славы Божьей. Человек с образом Божиим в себе творит невероятные вещи — он его калечит, оскверняет, затемняет. Это мы знаем. Но, может быть, не все знают, что образ этот все-таки неуничтожим. Уничтожить в себе образ Божий человек не может по милости Божией к нам. Он неуничтожим! И он каждому из нас присущ этот свет нерукотворный, присносущный свет славы Божией, явленный на горе Фаворской в час Преображения Господня.

http://zavet.ru/shpiller2ned.htm

Будем молить этого преподобного и богоносного отца Иоанна Лествичника, чтобы не только в день, когда мы совершаем по числу, ежегодно совершается память 30 марта по церковному стилю, и второй раз – переходящее, которое всегда, ежегодно совершается в 4-е воскресенье Великого поста. Вот сочетание того, что мы слышали в святом Евангелии, и того, что мы знаем из краткого и пространного его духовного творения – все это только может быть достижимо тем, который сам прошел этим путем, который сам достиг этой высоты, который и сам был искушаем, может и искушаемому помочь в деле достижения этого строго обязательного для нас подвига. Два крыла у птицы, и у каждого христианина, последователя, следующего по стопам Спасителя, также должны быть два крыла: первое – это молитва, и второепост. Помоги нам, Господи! В остающееся время текущего Великого поста, как уже мы перешли границу преполовения, уже теперь мы вступили во вторую половину не только четыредесятницы, но даже включая туда и Страстную Седмицу, Пятидесятницу. Такой день Преполовения есть и Пасхальный специальный праздник церковный. День Преполовения, Пасхальный, то есть от первого дня Пасхи до Святой Троицы, точно так же и день Преполовения, который приходится на среду Крестопоклонной недели, тоже именуется Преполовением, или срединным днем между первым днем начала Великого поста и последним днем в Великую и Благословенную Субботу. Будем молиться в меру наших сил и возможностей, чтобы Господь видел, что мы именно не внешне, а внутренне, чтобы мы ощущали в этой крайнюю нужду, как во многом всем остальном, особенно, когда касается всего нашего земного. Как бы там все прилагаемые усилия и старания, чтобы достичь желаемого на том или ином поприще, на том или ином делании, на том или ином подвиге – точно также мы должны стремиться и к этому. Помоги нам, Господи, чтобы у нас были эти два крыла, помоги нам своими святыми молитвами и своим живым примером, как следует нам восходить постепенно по Лествице, достигая высоты нравственности.

http://pravmir.ru/arhimandrit-ioann-kres...

Своего рода резюме или вершиной древних ересей было иконоборчество. Таким образом в период иконоборчества, который длился более века (726–843 ), в центре внимания церковной жизни оказывается вновь ересь, заблуждение, которое лишь с небольшими изменениями отличалась от прежних ересей. Именно поэтому во время празднования праздника Торжества Православия совершается воспоминание осуждения всех ересей и возвещается непоколебимая вера Церкви в ее непрерывной традиции: «Что узрели Пророки, чему научили апостолы, как приняла Церковь , как догматствовали Учителя, как научена Вселенная ... так мы веруем, так мы глаголем, так проповедуем». (Синодик Седьмого Вселенского Собора). Иконоборчество было своего рода религиозной идеологией, которая оспаривает и в конечном итоге отвергает факт воплощения Бога, которое является условием для обновления мира и обожения человека. Если Христос не может быть изображен, то это означает, что Он не является истинным человеком. Икона-образ Христа указывает и подчеркивает истину божественного воплощения. Отображает явление и присутствие Бога, Который явился в мир, чтобы спасти человека. . Все древние секты, возникшие во время первого тысячелетия нашей эры , были рассмотрены на семи Вселенских Соборах. И победа Православия, которая празднуется Церковью в первое воскресенье Великого поста, рассматривается как победа над ересями тех, кто ставит под сомнение спасение человека на уровне приношения Бога. Второе воскресенье Великого поста рассматривается как продолжение Недели Православия. В это воскресенье Церковь празднует нашу победу над другой формой ереси, ересью, которая отрицала спасение человека на втором уровне, на способе и образе усвоения спасения человеком. И в борьбе Церкви с этой ересью первым главой ее был святой Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский. Святой Григорий Палама родился в 1296 году. У него были благочестивейшие и состоятельные родители. В возрасте семи лет Григорий осиротел, лишившись отца а заботу о его образовании на себя принял сам император, который хотел его подготовить для служения на высоких государственных должностях. В то же время он узнал о подвижнической аскетический жизни уже в своей семьи, и он был наставлен Иисусовой молитве афонским монахом, а в последствии митрополитом Филадельфийским, Феолиптом. Но хотя император хотел, чтобы он служил на высоких государственных постах, Григорий предпочел монашескую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Mandza...

В первом повечерии явно две части, второе не делится на части. Так как невероятно, чтобы в пост повечерие было короче, чем в полупраздничный период Пятидесятницы, особенно ввиду того, что Студийско-Алексиевский устав требует сокращенного повечерия не только для воскресных и праздничных дней, но и, например, для попразднества Вознесения, то должно быть, там и здесь имеется в виду один чин повечерия и второй вид его – представитель его древнейшего типа, случайно оставшегося на страницах устава не поправленными, после осложнения его новыми вставками. Этот буднично-постный чин повечерия по Студ.-Алекс. уставу. сокращался для праздников и других льготных дней путем урезок начальных псалмов его, а именно: «в субботу вечером и в Господский праздник павечерница от С нами Бог и прочая и Господи помилуй 15, а от Вознесения Господня до всех святых от Живый в помощи и прочее». В первом случае следовательно, опускались все начальные псалмы, и место их занимала песнь Исаии, во втором опускался ряд псалмов до 90 пс., который неизвестно, какое занимал место в их числе, последнее ли как ныне, или предпоследнее, как в Синайском Часослове VIII-IX в. Первого рода, т.е. более сокращенное, повечерие полагалось кроме воскресения и праздников в вел пятницу, на Вознесение вечером и, должно быть, в других аналогичных случаях; второе, кроме попразднества Вознесения, под 1-ю субботу поста «праздника ради св. Феодора», под субботу ваий, в первые три дня Преполовения и, должно быть, в подобные полупраздничные дня 1705 . Неизвестно, существовал (с. 425) ли кроме этих трех видов повечерия еще особый вид его для Великого поста; данные для решения этого вопроса заключаются только в, следовательно, замечании о службе Великого понедельника: «мефимов же поетсь великый якоже и в пост» 1706 ; судя по тому, что «Великая павечерница» полагалась в Великий пост и под субботы 1707 , когда «пост не бывает», надо полагать, что великопостное повечерие не отличалось от будничного («исполнь»), как ныне не отличается повечерие малых постов от великопостного.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В феврале умер патриарх Никита, о котором, к сожалению, летопись не сохранила других известий, кроме его славянского происхождения. Через две недели, именно во второе воскресенье Великого поста, избран на его место анагност Павел (780—784), уроженец с острова Кипра, который неохотно согласился на это избрание, т. к., по-видимому, был из партии иконопочитателей. Но правительство настояло на его избрании, хотя не могло не знать о церковных взглядах кандидата на патриаршую кафедру. В середине поста сделан был донос на важных лиц дворцового ведомства, вследствие чего они подверглись обычным в то время за религиозные и политические дела жестоким наказаниям: телесное бичевание, пострижение и заключение в государственную темницу. Это были протос-пафарий Иаков, кувикуларии и паракимомены Папия, Стратигий, Феофан, Лев и Фома. Все эти лица, кроме Феофана, который сподобился мученического венца, по освобождении из темницы вступили в монастырь и, по словам Феофана, сделались опытными старцами. Во всяком случае, в царствование Льва IV это был единичный случай преследования иконопочитателей, а затем более 20 лет церковная политика находится в руках благорасположенного к реакции в пользу иконопочитания светского и духовного правительства. Поэтому можно было ожидать определенных попыток к реорганизации церковных дел. Царица Ирина, на которую расположенная к реформе партия могла возлагать все упования как на преданную поклонницу свв. икон и как на тайную защитницу иконопочитателей, фактически стояла теперь во главе империи за малолетством сына своего Константина. Мы уже имели случай заметить выше, что Ирина в первые годы царствования пришла к мысли о восстановлении сношений с Римской Церковью, и что с этой целью она не только вступила в сношения с папой, но чрез его посредство — с франкским королем. Следствием этих сношений был, во-первых, договор о брачном союзе между дочерью Карла семилетней Ротрудой и Константином VI, во-вторых, тогда же выступили на первую очередь церковные дела, весьма пострадавшие со времени иконоборческих эдиктов Льва III.

http://sedmitza.ru/lib/text/442856/

Вот среди каких опасностей мы находимся. Вначале чисто человеческая мудрость, для которой требования жизни в Духе кажутся безумием, а за нею — распад сознания и гибель всего. Не сразу преступный, как говорит Феофан Затворник, атеизм, но вначале просто как бы неотрицание «высшего разума». Но наш Бог — больше, чем «высший разум», Он — Отец, Который любит, и Сын, Который был распят и победил смерть, и Дух Святой — Свет, Просвещающий всякого человека, приходящего в мир. Время поста и молитвы. Стой насмерть, христианин, будь готов заплатить всею кровию своею за одну каплю благодати, купленной дорогою ценою! Мы должны им помешать, не дать им победить, удержать зло — быть «удерживающим» — теми, кто на самом деле причастны крепости Божией, благодати Святого Духа, заградить открытые уже для последнего приговора Церкви уста растления и лжи. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии sergej 15 марта 2020, 20:02 Живу в Западной Европе и могу подтвердить: здесь Христианство действительно уже " сдано в музей " . Именно так, как написано в данной статье. Говорят, что оно сыграло большую роль, что все это красиво, но сейчас... не нужно просто. Человеку, охваченному духом потребительства, Бог перестал быть нужен. Здесь даже крупные магазины называют Konsumtempel, храм потребления. И еще у них вера в " демократию " сильнее и важнее, чем вера в Бога. Простой пример: сегодня, 15 марта 2020 года, из-за эпидемии коронавируса даже местный католический епископ в Германии призвал не ходить в церковь и молиться дома. В Риме у католиков службы Страстной недели будут без верующих. Но коммунальные выборы в Баварии прошли Ольга 15 марта 2020, 01:43 Каждый год на второе воскресение Великого поста читаю эту проповедь о. Александра.... и поражаюсь мудрости его слова..., Многая и благая лета славному батюшке! Сергей 8 марта 2018, 01:11 Господи, помилуй нас грешных молитвами блаженного Феодосия Киевского и всех святых! Аминь. Галина И. 5 марта 2018, 19:34 Христианство-это Сам Христос, это крестоношение. Христос непобедим! " Православные христиане! Крепко храните благодать, дарованную вам; никогда не подходите к ней с чисто человеческими мерками и не требуйте от нее логичности или понятности...Истинное Православие должно казаться совершенно не к месту в эти бесовские времена... Пусть же православные христиане укрепятся перед грядущей битвой, не забывая, что во Христе победа всегда за нами. Он обещал, что врата ада не одолеют Церковь Его, что ради избранных Своих сократит дни этой последней мерзости запустения. И воистину, если Бог за нас, кто против нас? Даже посреди жесточайших искушений нам сказано: мужайтесь, Я победил мир " (о. Серафим (Роуз

http://pravoslavie.ru/60489.html

Сочетание Евангелий от Луки и Марка продолжается до Триоди постной, седмицы 13–16, затем в период Триоди в седмицы мытаря и фарисея и блудного сына и оканчивается в субботу мясопустную. Эти 18 седмиц в Уставе называются Лукиными. За ними следует седмица сырная с зачалами из Евангелий от Луки и Матфея; в субботы и Недели Великого поста преобладает евангелист Марк, доселе читавшийся лишь по седмичным дням. Евангельские праздничные чтения даны для 50 седмиц потому, что в годичном круге праздников Церковь соединяет солнечный и лунный астрономические календари. По солнечному календарю (в нем 52 седмицы) расположены неподвижные праздники церковного года, а по лунному (в нем 50 седмиц) – праздник Пасхи, от которого идет отсчет других праздников – подвижных. Согласно древним церковным установлениям, Пасха празднуется после 14 числа нисана, первого месяца лунного календаря, в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Воскресенье это либо совпадает, либо непосредственно следует за весенним равноденствием (21 марта). В связи с несовпадением лунного календаря с солнечным это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния в разные годы оказывается в разных числах марта и апреля солнечного года – с 22 марта по 25 апреля. От одной Пасхи до другой не бывает 52 седмиц – их бывает или меньше, или больше – 50, 51, 54 и 55. Поскольку круг евангельских праздничных чтений связан с праздником Пасхи, празднуемым по лунному году, состоящему из 50 седмиц, то и чтения даны по числу лунных седмиц – 50. Если в году от Пасхи до Пасхи 50 или 51 седмица, то в солнечном году, состоящем из 52 седмиц, бывает две Пасхи, так как последующая Пасха входит внутрь одного солнечного года. Такая Пасха называется Внутрь-Пасха. Триодь Внутрь-Пасхи начинается либо в Неделю по Просвещении, или в первое, или во второе следующее за ним воскресенье. Пасхальные годы с 54 и 55 седмицами называются Вне-Пасха. В таких случаях в солнечном году оказывается одна, предыдущая Пасха, а последующая Пасха выходит за его пределы, вовне. В этих случаях между Триодью будущей Пасхи, то есть началом будущего пасхального года, и Неделей по Просвещении образуется временной интервал от трех до пяти седмиц (два – четыре воскресенья).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Что же касается огромного большинства мирян – всякое предубеждение с их стороны, если и было, то очень скоро рассеялось, ибо личность и дар слова владыки Нектария покоряли всех. Уже 17 марта, во второе воскресенье Великого поста, все прихожане кафедрального собора святого Димитрия затаив дыхание внимали замечательной проповеди. Газета «Палирия» отозвалась на это событие так: «В минувшее воскресенье в храме Святого Димитрия произнес слово новый иерокирикс господин Кефалас. Проповедь его – поистине дивное произведение искусства, а уроки ее – уроки особого рода. Посвященная главным обязанностям человека перед Богом и ближними, она исчерпывающе раскрывает смысл первых двух заповедей. Превосходное владение материалом, ясность, простота и соразмерность изложения, точность слога, замечательная четкость произношения, скромность осанки, творческий порыв в соединении с глубокомыслием – все это делает его проповедь источником духовного услаждения, отчего и слушатели, покидая храм, чувствуют, что изменились к лучшему. В следующий воскресный день Высокопреосвященный произнесет слово в храме Святого Петра, затем, на Благовещение, в понедельник, – снова в соборе. Всем, кто не слышал Высокопреосвященнейшего владыку, необходимо его услышать, ибо таковые лишают себя многого. Далее он отбудет для проповеди в Каристию, где намеревается и литургисать, поскольку Преосвященный Каристийский Макарий дал на это любезное свое изволение. От всей души поздравляем жителей Кимы, которым в дни Великой седмицы доведется услышать такого проповедника и принять благословение от священнодействующего у них митрополита Пентапольского». Газета «Эврипос» – та, что, сообщая о прибытии владыки, назвала его «достопочтенным» и «просвещенным», – через несколько дней писала: «Этот просвещенный клирик завоевал высокую оценку и уважение жителей, которые с величайшим энтузиазмом собрались услышать и многому научиться у почтенного проповедника, чье выдающееся красноречие, как и сила убеждения, достойны всяческой похвалы».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010