Мне кажется, что после такого гнева Божия и такой кары, какую мы над собой испытали, нам надлежало бы собраться всем вместе и решить следующие вопросы: 1) за что на нас Господь разгневался; и 2) что нам делать, как жить и поступать, чтобы более Его не оскорблять? На первый вопрос каждый из нас легко может отвечать; ибо видит и Бог , и добрые люди видят: чем и как мы могли оскорбить Бога. Многие из нас в праздники или торгуют, или работают; посты постоянно оскверняют ядением запрещенной пищи; жизнь каждого из нас греховная и омрачена тем или другим тяжким грехом; святым писанием не занимаемся – не читаем и не слушаем; нравы имеем не христианские; любовь между нами иссякла, – дети не слушают своих родителей и не почитают их; многие ведут жизнь нетрезвую, развратную, – весь город наполнен грешниками и грешницами. Наш греховный город особенно мог навлечь на нас гнев Божий. После этого каждый спроси свою совесть: «чем я согрешил пред Богом?» – и постарайся исправить себя, постарайся умиротворить совесть покаянием. О! мы все знаем: чем и как мы грешим, чем и как оскорбляем Бога. – Но горе, что не хотим исправиться: нет у нас решимости на то, чтоб из грешников соделаться добрыми и благочестивыми. Многие видели над собой тучу гнева Божия, слышали грозы Его негодования; но прошла эта туча, эти громы – и опять мы бросились в ту же тину грехов. – Обратите внимание на мучеников Маккавейских, память которых чтит сегодня церковь . Бог запретил Евреям вкушать свиное мясо, – и они согласились принять самые страшные мучения, но не решились вкусить то, что Бог запретил. – Скажешь: «и что за важность вкушать то или другое в пост»? Да, действительно, для того, кто слаб верой, для отступника от веры, для того, кто не любит Бога – это ничего не значит; но для человека, который боится оскорбить Бога, неповиновение Богу, непослушание, нарушение Его заповедей считается величайшим грехом; потому что в нарушении заповеди Божией усматривается не столько слабость человека, сколько искушение со стороны диавола, – не столько упорство грешника, сколько коварство сего древнего нашего завистника, который ведет давно войну против Бога, для которого оскорбление тем или другим образом Бога есть приятное удовольствие. Нечестивый Антиох принуждал детей Маккавейских вкушать мясо, а диавол управлял его упорством, его ожесточением против исполнителей заповедей Божиих. Подумай: стоило ли одно упорство детей Маккавейских в неядении мяса того, чтобы Антиох употреблял эти пытки, этот огонь, эти колеса с остриями, эти страшные муки против слабых Маккавеев, против матери их и против девяностолетнего старца Елеазара? Но во вкушении важно не самое вкушение, но главное оскорбление Бога вечного, нарушение заповеди, восстание против Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 23 К оглавлению Грехопадение Давида привлекло гнев Божий и всякого рода бедствия и нестроения как на семейство самого царя Давида, так и на его царство, на вверенный ему народ. В некотором роде, семейные нестроения в царствующем доме были образом тех бедствий, которые обрушились на Израиль в этот период. Первым в ряду этих событий было кровосмешение в самом царском дворце. 2 Цар.13 повествует о бесчестии, которое сотворил один их сыновей Давида Амнон к своей родной сестре Фамари. Священное Писание Ветхого Завета крайне редко говорит о подобного рода мерзостях. И это мы видим не где-либо, а в том семействе, которое призвано было быть образцом благочестия для всего народа. Как известно, меньший грех, но грех нераскаянный влечет за собой все большие и большие грехи. И к кровосмешению вскоре приложилось и убийство. Еще один сын царя Давида Авессалом отомстил Амнону за бесчестие их сестры убийством весьма вероломным, устроенным во время праздника. И тут Давид проявил великодушие. Утешившись, т.е. пережив в своем сердце гибель Амнона, Давид не преследовал Авессалома. Давид, действительно, является прообразом новозаветного доброго Пастыря, который согрешающих сынов своих не отрывает от себя, но призывает их к покаянию, милует, а не наказывает. Однако, Авессалом не оценил отеческой милости и поднял всенародное восстание против царя. Поколебалась сама прочность царствования Давида. 14 и 15 главы рассказывают об этом возмущении. Имя Авессалома стало почти столь же нарицательным, как и имя Хама. Авессалом по существу повторил Хамов грех, он восстал против отца, он стремился свергнуть своего отца и узурпировать власть, которую его отец получил от самого Бога. До поднятия этого восстания Авессалом, опасаясь гнева Давида (настолько он не знал собственного отца), бежал в Сирию к своему деду по матери Фалмаю. И через 4 года он вернулся и поднял восстание в Хевроне. Восстание это тщательно готовилось. Авессалома можно назвать предтечей тех политических деятелей, которые достигают своих корыстных целей путем обмана простых людей, и Св. Писание говорит, что Авессалом «вкрадывался в сердца израильтян» и тем самым обретал себе их поддержку и благоволение.

http://sedmitza.ru/lib/text/432132/

Понятие о ереси 1. Ересь - слово греческое (ε) - значит вообще какое-либо отдельное учение. Так, христианское учение при появлении своем иногда называлось ересью (Деян.28:22). Но впоследствии название ересь усвоилось единственно произвольному и ложному учению о христианстве, отделявшемуся и отличавшемуся от учения Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви. Христианство есть Божие учение, есть Откровение Божие. Оно, как познание, дарованное человекам Богом, должно быть принято и содержимо с величайшим благоговением и покорностью, подобающим этой величайшей святыне. Оно может быть принято и содержимо одною смиренною верою, как вполне превысшее человеческого разума. Это - та Духовная, Таинственная Книга (Апок.22:18:19), Книга Ведения Божия, начертанная и изданная Богом, к которой невозможно приложить ничего, из которой невозможно исключить ничего. Отсюда явствует, какой тяжкий грех - ересь. Она - возмущение и восстание твари против Творца, восстание и возмущение ничтожнейшего, ограниченнейшего существа - человека против всесовершенного Бога Она, - страшно сказать, - суд человека над Богом и осуждение человеком Бога. Она - грех ума, грех духа. Она - хула на Бога, вражда на Бога. Она - плод гордыни, этой причины падения падших ангелов. И последствия падения ею очень схожи с последствиями падения отверженных духов: она омрачает разум, ожесточает сердце, на самое тело разливает яд свой вводит в душу вечную смерть. Она не способна к смирению Она соделывает человека вполне чуждым Бога. Она - смертный грех. Как плод гордыни, ересь держит в железных цепях своего пленника, и редкий пленник исторгается из цепей ее. Упорство в ереси есть свойство еретика. Первыми еретиками были христиане из иудеев, которые, по наружности уверовав во Христа, хотели вместе с этим держаться обрядового и гражданского закона Моисеева в буквальном его смысле. Преобразовательный закон был исполнен искуплением человечества и установлением духовного закона свободы, чего он служил предызображением, тению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/208/...

Против иудеев. Слово седьмое Св. Иоанн Златоуст   Печатается по изданию: св. Иоанн Златоуст. Против иудеев. Слово второе//Творения: В 12 т. СПб., 1898. Т. 1. Кн. 2. С. 729-741   Не пресытились ли вы уже борьбою с иудеями? Или хотите, чтобы и сегодня занялись мы тем же предметом? Хотя много уже сказано и прежде, однако вы, кажется мне, желаете еще слышать о том же предмете; ибо, кто не пресыщается любовию ко Христу, тот никогда не пресытится и войною с врагами Его. Кроме того, это (против иудеев) слово необходимо для нас и по другой причине: еще есть остатки их праздников. Как трубы их были беззаконнее позорищных, и посты бесчестнее пьянства и всякого пирования, так и кущи, которые они теперь строят, нисколько не лучше корчемниц, в которых водятся женщины распутные и играющие на флейте. И пусть никто не считает этих слов за дерзость: напротив, было бы крайнею дерзостью и нечестием иначе думать об этом. В самом деле, как не произнести (об иудеях) такого приговора, когда они упорствуют против Бога и противятся Св. Духу? Праздник этот [праздник кущей] был некогда досточтим, когда совершался по закону и по Божию повелению, а теперь уже не то: все достоинство его уничтожено тем, что он совершается вопреки воле Божией. И однако же те, которые наиболее нарушают и закон и древние праздники, те думают о себе, что они теперь лучше всех соблюдают их; тогда как более всех почитаем закон мы, которые оставляем его в покое, как старца, не влечем его на старости на поле битвы и не принуждаем сражаться не вовремя. А как мы достаточно уже доказали и прежде, что теперь не время закона и древнего порядка вещей, то сегодня разсмотрим и остальное. Довольно уже на основании всех пророков доказано, что совершать такие праздники вне Иерусалима есть беззаконие и нечестие; ибо, если бы и справедливо было то, о чем всегда с хвастовством толкуют (иудеи), то есть, что они снова получат город, и тогда они не могли бы быть свободными от обвинения в нарушении закона. Но мы вполне доказали и то, что город их никогда не будет восстановлен и они уже не получат опять своего (древнего) устройства.

http://moral.ru/iudei_Zlatoust-7.htm

О восстановлении общежительного женского монастыря во имя Святых Феодоров в Метеорах Скачать epub pdf О чем мы будем говорить, дорогие мои чада, сегодня, в день, когда начинается наша новая жизнь на этом новом месте? Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь ( Пс. 117:24 ). На пути вам встретились искушения, трудности, расставленные сети. Однако вы не остановились, не утомились, не запутались и не надломились. Ничто не смогло погасить огонь, зажженный в вас Духом Святым, несмотря на то, что днем и ночью ярился сатана и строил козни против вас. Вы не забыли зова Божия, не пренебрегли им, словно чем-то незначительным и преходящим. Многие люди думали еще и до вас основывать монастыри, но не смогли или же у них выходило нечто человеческое, а не Божие. Вы помните слова Антония Великого , обращенные к ученикам преподобного Пахомия? «Еще до учителя вашего, до старца вашего, некто другой захотел устроить общежительный монастырь и потерпел неудачу, ибо не занимался этим ревностно и от всей души» 1 . Не смог он организовать монастырь. Вы же ничего не планировали, но просто услышали глас Бога и послушались Господа, всем своим сердцем откликнулись на Его зов. И как я скрою от вас свое волнение? Я сорадуюсь вашей радости и участвую в торжестве Небес. Ибо происходящее сегодня – не просто один из человеческих праздников. Это событие подписано Господом, в нем принимают участие ангелы, его воодушевляют святые, и главой всему – Дух Святой. Сегодня вы посеяли семя святости, чтобы оно с содействием Божественной благодати принесло урожай. Основали «честное государство». Вступили на путь, ведущий к Небу. Снова и снова повторю о своем умилении, признаюсь, что очень рад за вас и выскажу свои надежды и похвалы вашей стойкости и непреклонному решению о восстановлении здесь монашеской общины. Мне кажется, что Господь неба и земли, Царь людей и ангелов, вас удостоил особой чести, вверил вам величайшую славу. Ибо, как говорит святой Дионисий Ареопагит : «Всего высочайший чин монашеский, он есть священное преукрашение».

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Избранные статьи Сборник избранных статей игумена Петра (Мещеринова). В сборник вошли следующие статьи: Духовная борьба в России Духовничество: ошибочное восприятие Интервью для «НГ–Религия» Катехизация как воспитание Катехизация молодёжи Миссия и этика Митрополит Антоний и общинная жизнь Мучение любви, или… О лубочном христианстве О повседневном миссионерстве О рабстве Богу О Святом Духе О церковном воспитании детей Образ святости: героизм или подвижничество? Размышления над трудными местами Евангелия Сила и слабость христианства Христианство и культура Церковь должна служить не народу, а Христу Экклезиология: теоретические и практические проблемы Статьи Духовная борьба в России Без духовной борьбы невозможна христианская жизнь. Само её наличие указывает на то, живёт ли христианин духовной жизнью по–настоящему или же только мнит, мечтает о ней. Суть этой борьбы прекрасно выразил великий русский писатель Ф. М. Достоевский: «дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей» . Будучи свободен принять спасительные дары Христа или же отвергнуть их, человек поставляется промыслом Божиим в такие условия, когда этот выбор совершается в самых глубинах нашего существа и влияет на все сферы человеческой жизни. «Ниже ума, глубже помыслов, в сокровенных изгибах души нашей гнездится змий, убийственно уязвляющий главные члены души нашей», — пишет один из величайших церковных учителей духовной брани преподобный Макарий Великий. — «Умертвить этого змия, достигнуть полной чистоты можно только посредством единого Иисуса Христа… Как скоро… начнешь искать Бога, — должен будешь бороться с своею природою, с прежними нравами и с тем навыком, который тебе прирожден. А во время борьбы с сим навыком найдешь противящиеся тебе помыслы и борющиеся с умом твоим; и помыслы сии повлекут тебя и станут кружить тебя в видимом, чего хотел ты избежать. Тогда-то начнешь борение и брань, восставляя помыслы против помыслов, ум против ума, душу против души, дух против духа ». Другой великий духовный писатель, святитель Феофан Затворник, говорит: «Природа наша повредилась чрез падение. Христианство во всем своем строе есть восстановление сей природы в первый чин. Следовательно, оно есть в существе своем насилие природы, как она в нас теперь есть. Самопротивление и самопринуждение суть первые формы проявления жизни христианской, спасительной, ведущей к цели ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

Против иудеев. Слово пятое Св. Иоанн Златоуст   Печатается по изданию: св. Иоанн Златоуст. Против иудеев. Слово второе//Творения: В 12 т. СПб., 1898. Т. 1. Кн. 2. С. 691-715   Отчего это у нас сегодня собрание сделалось многочисленнее? Конечно, вы собрались для истребления обещанного, пришли получить очищенное огнем серебро, которое я обещал отдать вам. " Словеса Господня, - сказано, - словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли " (Пс. 11:7). Благословен Бог, вложивший в вас такое усердие к слушанию духовного наставления! Как пристрастные к вину и напиткам, каждый день, лишь только встав, разведывают и осведомляются, где напитки, пиры и ужины, праздники и собрания пьющих, сосуды, чаши и стаканы: так и вы каждый день, лишь встанете, осведомляетесь, где увещание и совет, поучение и наставление, и слово во славу Христа. Поэтому и мы тем охотнее беремся за это дело, и со всею готовностью предлагаем, что обещали. Итак, наша борьба с иудеями окончилась, как следует: поставлен и трофей, сплетен нам и венец, получили мы награду уже и за предыдущую беседу. Нашею целью было доказать, что делаемое теперь иудеями есть беззаконие и нечестие, брань и война людей против Бога: это и доказано, при помощи Божией, со всею точностью. Ибо, если бы они и имели надежду опять получить свой город, возвратиться к прежнему устройству и видеть свой храм восстановленным, чего впрочем никогда не будет, то и в таком случае не могли бы ничем оправдать того, что теперь делают. Вот, и три отрока, и Даниил, и все другие, жившие в плену (вавилонском), надеялись опять получить свой город, чрез семьдесят лет увидеть отечественную землю и жить по прежним законам; однако и имея ясное и несомненное обетование, они, до исполнения этого обетования и до возвращения (в Иерусалим), не дерзали сделать что-либо из постановленного (о праздниках), как это делают нынешние иудеи. Так можешь и ты заградить уста иудею. В самом деле, спроси его: почему ты постишься, не имея города? И если он скажет: потому, что надеюсь опять получить город; скажи ему: так оставайся в покое, пока не получишь; ибо те святые, пока не возвратились в свое отечество, не осмеливались делать то, что ты делаешь теперь.

http://moral.ru/iudei_Zlatoust-5.htm

Скачать epub pdf Псалом 2 В начале второго псалма, так же, как и первого, имеется надписание: Псалом Давиду , т.е. вдохновенный Давиду. Это означает, что псалом сей написан Давидом, что подтверждает и св. апостол Петр в речи своей, приведенной в книге Деяний апостольских ( Деян.4:25 ). Псалом 2, начинающийся словами: «Вскую шаташася языцы», – принадлежит к числу пророческих псалмов и содержит в себе ясное пророчество о царстве Мессии Иисуса Христа. В форме разговора псалмопевец изображает здесь врагов Христа, Его Божественное достоинство, звание Его и призвание подчиненных Ему народов. В псалме сем, как видно из книги Деяний апостольских ( Деян.4:25 ), говорится о восстании нечестивых иудеев и язычников на Спасителя мира Иисуса Христа. Давид пророческим духом предвидит это восстание и в удивлении вопрошает: какая причина такого восстания? Пс.2:1 Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным. По переводу с еврейского читаем: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?» Слово шаташася (с греческого – «возгордились») выражает гордость, крамолу и мятеж со стороны восставших против Христа врагов Его. Под словом языцы в Псалтири, как и вообще в Священном Писании , разумеются различные народы, не знающие истинного Бога и поклоняющиеся идолам и вообще вымышленным божествам; а в этом месте пророчески предусматриваются жившие в иудейской земле, во дни пришествия Христова, римляне и представители римской власти, которые принимали участие в том, чтобы погубить Господа Иисуса. Под словом людие пророк разумеет здесь врагов Христа из иудеев, каковыми были: фарисеи, первосвященники и книжники иудейские, которые различными способами ухищрялись искусить и погубить Христа; но напрасны, тщетны были все ухищрения их, – они поучишася тщетным. Пс.2:2 Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. По переводу с еврейского сей стих читаем: «Восстают цари земли и князья совещаются вместе против Господа и против помазанника Его». В этом стихе еще яснее, чем в первом, выражено, кто именно, какие крамольники и мятежники и против кого именно возмутились и восстали.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Д.К. Робертсон (протестант) Книга пятая. От смерти Карла Великого до разделения церквей (814–1054 гг.) Глава 32. Людовик Благочестивый (814–840 гг.) – Конец спора об иконопочитании (813–842 гг.) – Ложные декреталии Смерть Карла Великого – Людовик Благочестивый – Переговоры со Львом 3-м и Стефаном 4-м – Церковная и монастырская реформа – Сообщество Лотаря в управлении империи – Заговор и смерть Бернарда – Брак Людовика и Юдифью – Покаяние Людовика – Лотарь из Рима – Рим и империя – Интриги против Людовика – Григорий 4-й во Франции – «Поле лжи» – Пленение и низложение Людовика – Восстановление Людовика – Эббо Реймский – Смерть Людовика – Вопрос об иконопочитании на Востоке и Лев Армянин – Феодор Студит – Собеседование об иконопочитании – Низложение Никифора – Меры против иконопочитания – Михаил Заика (косноязычный) – Умерщвление Льва 5-го – Греческое посольство к Людовику – Император Феофил – Смерть Феофила – Императрица Феодора – Окончательное восстановление иконопочитания – Вопрос об иконопочитании на Западе – Иконы во франкской церкви – Мнение Агобарда об иконах – Клавдий Туринский – Теодемир – Дунгал – Ложные декреталии и их происхождение В системе Карла Великого был тот великий недостаток, что она требовала для своего продолжения таких же лиц, каким был он сам. Его действительные преемники между тем оказались до прискорбия неспособными выдерживать на себе могущественное бремя империи. Чувствуя приближение кончины (813 г.), Карл Великий, созвав народное собрание, призвал своего единственно оставшегося в живых законного сына Людовика из Аквитании в Э-ля-Шапелль (Аахен), и в присутствии громадного собрания народных представителей объявил его своим сотоварищем и преемником. Он преподал принцу наставление касательно обязанностей государя, и получил от него обещание повиноваться его наставлениям. Затем он пожелал, чтобы Людовик подошел к высокому жертвеннику, на котором лежала императорская корона, взял эту корону и своими руками возложил ее себе на голову, – каковым актом император хотел показать, что он и его потомство получают свою власть ни от коронации со стороны папы, ни от тех восторженных восклицаний, которыми эта церемония в храме ап. Петра была приветствуема римлянами, а непосредственно от Бога 2937 . После этого провозглашения, Людовик возвратился к управлению Аквитанией, но скоро опять вызван был в Аахен вследствие смерти своего отца, последовавшей в январе 814 года 2938 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

VIII. История церкви продолжается Церковь в настоящее время испытывает на себе презрение, ненависть, гонение, психологически поставлена в те условия, гораздо более благоприятные для блюдения своего истинного существа, то есть света Христовой правды. В этом состоит сходство нашей эпохи с эпохой первых веков христианства. Разница только в том, что «силы, ныне восставшие против христианской правды и Церкви, суть силы не языческие, а демонические – темные силы, отрекшиеся от Христа, предавшие Его и поднявшие снова восстание против Его дела просветления и спасения мира» 63 . И если некогда вера в Бога усваивалась (и принадлежность к Церкви складывалась) часто бессознательно по унаследованной от предков и похвальной традиции, то ныне вера в Бога формируется в сознании самого человека в результате его личной напряженной внутренней борьбы за правду, чистоту, любовь, святость. Самая же принадлежность человека к Церкви – в условиях всеобщей неприязни к ней – оказывается для него свидетельством героического отстаивания им своих религиозных убеждений, свидетельством, исходящим из элементарного общечеловеческого права на свободу волеизъявления, вопреки давлению со стороны тех, кто, попирая это право, стремится принудительно навязать человеку иные – атеистические воззрения, ныне поощряемые в государстве. Потому-то в наше время каждый верующий в Бога человек тем самым становится на путь исповедничества и – по крайней мере, потенциально – мученичества 64 . А значит, в наше время самая возможность спасения для верующего в Бога оказывается ближе, доступнее: не бойся христианин, – только веруй! Не стыдись свидетельствовать свою веру в Бога и «переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа», и – спасешься (ср.: 2Тим.1:8, 2:3 ). Жертвовать всем для ближних, спасать себя и способствовать спасению других и в то же время приближаться к святости – насколько свят Христос, – это азбука счастья для христианина, которую возвестило христианство , которую подсказала история человеческого сознания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010