К чуду воскресения присоединилось и другое чудо — Лазарь , «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами» (Ин. 11: 44), свободно двигался : «Связан ногама Лазарь хождаше, чудо в чудесех: ибо болий явися возбраняющаго укрепляяй и Христос: Егоже слову вся раболепно служат, яко Богу и Владыце работающа» . III. Воскрешение Лазаря как проявление истинного Боговоплощения Иисуса Христа По учению Православной Церкви, выраженному в песнопениях Лазаревой субботы, Христос явил свои истинные Божество и человечество в воскрешении Лазаря: «Уверяя Слове, Воскресение Твое, призвал еси Лазаря из гроба, и воздвигл еси яко Бог, да покажеши людем Бога же и Человека вкупе воистинне суща» , «Два предлагая действа Твоя, показал еси существ Спасе сугубство: Бог бо еси и Человек» , «Всем Пребожественнаго познание Божества показал еси, из мертвых возставив четверодневнаго Лазаря Владыко» , «Бог сый истинный, Лазарево ведал еси успение, и сие учеником Твоим провозвестил еси, уверяя Владыко Божества Своего неопредельное действо» . « Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер » (Ин. 11: 14). Всеведение Божие В этих словах Иисуса Христа, телесно находившегося вдалеке от места болезни и кончины друга, проявилось Всеведение Божие: «Темже апостолом яко проведец Бог, Лазареву смерть предрекл еси. В Вифании же присутствуяй людем, друга Твоего гроба не неведый, уведети вопрошал еси яко Человек. Но Тобою четверодневен воскресый, Божественную Твою державу яви» . « Иисус прослезился » (Ин. 11: 35). Непризрачное боговоплощение Слезы Спасителя свидетельствовали о Его истинном, а не призрачном Боговоплощении, как пишет о том святитель Иоанн Златоуст: «Для чего евангелист тщательно и не раз замечает, что Он плакал и что Он удерживал скорбь? Для того, чтобы ты знал, что Он истинно облечен был нашим естеством» . Творцы канонов седмицы ваий и Лазаревой субботы преподобные Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Косьма Маюмский и Феофан Начертанный с большим умилением и сердечным чувством описывают слёзы Богочеловека: «Прослезился еси Господи, над Лазарем, показуя воплощение смотрения Твоего, и яко естеством Бог сый, естеством по нам был еси Человек» , «Пролияв над другом слезы смотрения ради, показал еси плоть от нас вземлемую, существом не мнением Спасе, соединившуюся Тебе, и яко Человеколюбец Бог, сего абие возгласив воздвигл еси» , «Представ Ты гробу чудотворче Господи, в Вифании над Лазарем прослезился еси, законом естества, плоть Твою уверяя, Иисусе Боже мой, юже восприял еси» , «Плотию описан сый Неописанный, в Вифанию пришед, яко Человек Владыко слезиши над Лазарем, яко Бог же хотя воскрешаеши четверодневнаго» , «Ходиши, и слезиши, вещаеши же Спасе мой, человеческое показуя Твое действо: Божественное же являя, воздвизаеши Лазаря» .

http://pravoslavie.ru/30002.html

Случалось и раньше, что величайшие пророки Израиля воскрешали мертвых, но никогда они не воскрешали тех, чьих тел коснулось тление. «Кто виде, кто слыша, яко воста человек мертвый смердящий? Илиа убо воздвиже и Елиссей, но не от гроба, но ниже четверодневна», — возглашает святая Церковь устами прп. Андрея Критского на повечерии пятка седмицы К чуду воскресения присоединилось и другое чудо —  Лазарь , «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами» (Ин. 11: 44),  свободно двигался «Связан ногама Лазарь хождаше, чудо в чудесех: ибо болий явися возбраняющаго укрепляяй и Христос: Егоже слову вся раболепно служат, яко Богу и Владыце III. Воскрешение Лазаря как проявление истинного Боговоплощения Иисуса Христа По учению Православной Церкви, выраженному в песнопениях Лазаревой субботы, Христос явил свои истинные Божество и человечество в воскрешении Лазаря: «Уверяя Слове, Воскресение Твое, призвал еси Лазаря из гроба, и воздвигл еси яко Бог, да покажеши людем Бога же и Человека вкупе воистинне «Два предлагая действа Твоя, показал еси существ Спасе сугубство: Бог бо еси и «Всем Пребожественнаго познание Божества показал еси, из мертвых возставив четверодневнаго Лазаря «Бог сый истинный, Лазарево ведал еси успение, и сие учеником Твоим провозвестил еси, уверяя Владыко Божества Своего неопредельное « Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер » (Ин. 11: 14). Всеведение Божие В этих словах Иисуса Христа, телесно находившегося вдалеке от места болезни и кончины друга, проявилось Всеведение Божие: «Темже апостолом яко проведец Бог, Лазареву смерть предрекл еси. В Вифании же присутствуяй людем, друга Твоего гроба не неведый, уведети вопрошал еси яко Человек. Но Тобою четверодневен воскресый, Божественную Твою державу « Иисус прослезился » (Ин. 11: 35). Непризрачное боговоплощение Слезы Спасителя свидетельствовали о Его истинном, а не призрачном Боговоплощении, как пишет о том святитель Иоанн Златоуст: «Для чего евангелист тщательно и не раз замечает, что Он плакал и что Он удерживал скорбь? Для того, чтобы ты знал, что Он истинно облечен был нашим Творцы канонов седмицы ваий и Лазаревой субботы преподобные Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Косьма Маюмский и Феофан Начертанный с большим умилением и сердечным чувством описывают слёзы Богочеловека: «Прослезился еси Господи, над Лазарем, показуя воплощение смотрения Твоего, и яко естеством Бог сый, естеством по нам был еси «Пролияв над другом слезы смотрения ради, показал еси плоть от нас вземлемую, существом не мнением Спасе, соединившуюся Тебе, и яко Человеколюбец Бог, сего абие возгласив воздвигл «Представ Ты гробу чудотворче Господи, в Вифании над Лазарем прослезился еси, законом естества, плоть Твою уверяя, Иисусе Боже мой, юже восприял «Плотию описан сый Неописанный, в Вифанию пришед, яко Человек Владыко слезиши над Лазарем, яко Бог же хотя воскрешаеши «Ходиши, и слезиши, вещаеши же Спасе мой, человеческое показуя Твое действо: Божественное же являя, воздвизаеши

http://pravmir.ru/voskreshenie-pravednog...

Севский преосвященный Амвросий, ближайший помощник и будущий преемник владыки Платона, в том году был переведен на Крутицы, что весьма радовало владыку. Архиепископ воспользовался таким милостивым решением государыни и рассудил устроить Вифанскую обитель, с тем чтобы к старости отказаться от дел, уединиться в пустынь и там окончить последние свои годы в тишине. «А чтоб устроение сие не протолковано было от зложелателей в худую сторону и не остановлено, положил там устроить кладбище для лаврских монашествующих, кои в Лавре погребались...» 207 В 1783 году он приступил к строительству церкви Место для обители архиепископ Платон выбрал живописное, в тени лесов и рощ, на реке Кончуре, в трех верстах от Лавры. Среди лаврских окрестностей место выделялось удивительным спокойствием и красотой и представлялось владыке своеобразной Вифанией, где, как свидетельствует Евангелие, было совершено чудо воскрешения праведного Лазаря. Архиепископ Платон и назвал пустынь Вифанией «по причине погребаемых братий в надежде воскресения по примеру Лазаря воскресшего». Подмечено, к старости, когда окончательно складывается духовный облик человека, особо начинают проявляться главные природные черты его характера. У владыки Платона главной такой чертой была хозяйственность. Умным домохозяином-строителем явился он при устроении Вифанской обители. За короткий срок в Вифании были возведены крепостные стены с колокольней, архиерейский дом, братские келлии. Строительство обители архиепископ вел на собственный кошт. Главным храмом в Вифании был собор в честь Преображения Господня. Он возводился по проекту прапорщика архитектуры Николая Матвеевича Одоевского. За строительством наблюдал архитектор Василий Яковлев, работавший в Лавре. В конце 1783 года церковь построили «вчерне», а в следующем году стены расписал живописец Илья Никифоров. 6 августа 1785 года владыкой Платоном был освящен нижний храм в честь Воскрешения праведного Лазаря. Через год, на Преображение Господне, состоялось торжественное освящение верхнего храма в честь этого праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Московское разорение, наставшее после царя Шуйского и коснувшееся дворца царского, надо полагать, не пощадило отчасти и Рождественской церкви. Так известно, что в самый год воцарения Михаила Феодоровича потребовалась покупка в Рождественскую церковь половинки сукна рословского червчатого 9 на обивку дверей и окон, 10 а в апреле 1614 г. – 10 аршин холста на срачицы в предел Лазарева Воскрешения. 11 Устройство же в южной части главного храма нового предела в 1613 г. во имя преп. Никиты несомненно потребовало некоторого возобновления в Рождественской церкви. Пожар 1626 года, истребивший большую часть кремлевских зданий, имел своим последствием возобновление описываемого храма. На это указывает свидетельство летописи, гласящее, что, по указу Государеву, были приставлены «у каменного дела у Рождества Пречистые Богородицы и у праведного Лазаря, что у Государя на сенех – жильцы Василий Симонов, князь Иван Волховский и Лука Лихачев». 12 Как нужно предполагать, обветшание церкви вызвало необходимость капитальной перестройки её в 1681–83 годах. Указом от 29 апреля 1681 г. царем Феодором Алексеевичем велено было «собрать с церкви главы и по сводам площадь выверстать наравне с тою площадью, что у каменных хором, длиннику на 11 саженях... Угол, что от Лазарева воскрешения выдался во дворец, разобрать и подделать стеною или столпом сколько доведетца. Внизу на сытном и кормовом дворцах от углов Рождественской церкви до переход, что подле серебреной и аптеки, сделать столпов, сколько доведетца и с тех столпов перемкнуть перететивья и с тех перететивей свесть своды над проезжими вороты, что с кормового на сытной дворец, и на той площади приделать трапезу к старой церкви Рождества Богородицы 13 длиною 5 саженей и шириною против церкви. У старой церкви стены, где запали и не прямо, подделать, чтобы были прямы, и в церкви и трапезе полы намостить дубовым кирпичом на извести, а на паперти и под папертью, где будет проход, выстлать лещадьми в шахмат и залить смолою, предел Лазарева воскрешения вынесть вон, а окон и дверей в церкви и трапезе поделать, сколько где понадобитца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

16 апреля. Лазарева суббота. [В эту субботу Церковь вспоминает праведного Лазаря, которого Иисус воскресил спустя четыре дня после его смерти. Брат Марфы и Марии из Вифании, Лазарь был близким другом Христа. В то время Иисус ушел с учениками за Иордан. Сестры послали сообщить Ему, что Лазарь тяжело болен. К тому времени, когда весть достигла Иисуса, Он знал, что Лазарь уже умер, однако отправился в Вифанию, чтобы совершить небывалое чудо. Когда Иисус с учениками пришли в Вифанию, им сообщили, что Лазаря уже похоронили. Иисус попросил провести Его к могиле Лазаря и заплакал от скорби. Оказавшись возле погребальной пещеры, Он повелел отвалить камень, которым был завален вход, вознес молитву Отцу и воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него (Ин 11: 43-45)]. Ил.: Воскрешение Лазаря. Дмитрий Савинков, 2003. - С.4; 7 апреля. Благовещение Пресвятой Богородицы . [В этот день Церковь вспоминает событие, с которого началась земная история воплощения Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил приносит Деве Марии весть о том, что Она станет Матерью Сына Божьего. В память об этой благой вести и назван церковный праздник. Слова одной из самых известных и любимых молитв Церкви, обращенных к Пресвятой Богородице («Богородице Дево, радуйся...»), почти буквально повторяют обетование Деве Марии, произнесенное архангелом Гавриилом]. Ил.: Благовещение. Джордж Лоуренс Буллейд, 1903. - С.5; 18 апреля. Начало Страстной седмицы. [Страстной седмицей в Церкви называют неделю, которая предшествует Пасхе. На этой неделе во время богослужения вспоминают Тайную Вечерю, предание Иисуса Христа на суд, страдания Спасителя, его Крестную смерть и погребение. Эту седмицу Церковь чтит особо: каждый ее день называется великим, потому что он связан с величием искупительного подвига Иисуса Христа]. Фото Сергея Горбунова/Троице-Сергиева лавра. - С.5;

http://foma.ru/bibliografija-foma-4-228-...

В описи г. Суздаля 1617 г. Лазаревская церковь записана так: «в остроге от Ризоположенского монастыря на левой стороне церковь Лазаря Праведного древяня вверх, да церковь с трапезою Сретение Христово, строение приходных людей, служит поп Яков Павлов, а идет ему государева руга». Эти деревянные церкви стояли до времени построения существующих каменных церквей. Церковной земли 1960 кв. саж. и две прикладные земли; документы на право владения землями имеются. Церковные документы: копии с метрических книг с 1794 г., исповедные росписи с 1811 г. и опись церковного имущества, составленная в 1829 г., хранится в церкви. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Годовой доход причта: арендной платы за землю до 80 руб., проценты с гос. бумаг 66 руб. 25 коп., от служб и требоисправлений до 400 руб. – всего до 540 руб. Приход: 30 дворов, душ муж. пола 78, жен. 79 душ. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г. Церковь Лазаря Праведного Воскрешения или Лазаревская церковь — пятиглавая церковь в центральной части Суздаля, расположенная между Торговой площадью и Ризоположенским монастырём. Является самым ранним храмом городского посада и датируется 1667 годом. Имеет парную зимнюю Антипиевскую церковь (1745 г.). Первая пятиглавая церковь Суздаля построена на месте одноимённой деревянной церкви XV века, которая в начале XVII века была шатровой. Четверик основного объёма украшен наличниками, тремя разными порталами на каждом из фасадов и широким карнизом с подковообразными кокошниками и поясом из израцов. С восточной стороны здания расположены три апсиды. Нарядные световые барабаны убраны аркатурно-колончатым поясом, четыре угловых поставлены на кокошники в виде всё тех же подков. В отличие от обычных храмов с таким устройством, угловые главы не глухие, а имеют окна, что связано с редкой двухстолпной конструкцией здания. Внутри храма два столба служат опорой для коробовых сводов, образующих световые отверстия у центрального и у четырёх угловых барабанов.

http://sobory.ru/article/?object=04249

В тихой Вифании льются слезы… Разве не мог Он предотвратить их, исцелить Лазаря еще до смерти? Мог, но хотел преподать Своим друзьям урок а затем одарить их неожиданной, нечаемой Сеющии слезами, радостию пожнут. Дорогие братия и сестры, по милости Божией мы с вами прошли немалый путь — поприще Великого поста , и над нами уже загорается заря воскресения Христова . Мы счастливы, что дожили до дня. И хочется верить, что наши постные наши пусть скудные, покаянные слезы Господь претворит в радость прощения, примирения с Заря воскресения озарит и нашу жизнь, часто скучную, печальную, темную. Так хочется дорогие мои, что и слезы всей нашей жизни претворит в радость вечного спасения и на небе вместе с теми праведниками, видел Иоанн Богослов стоящими в сияющих одеждах пред престолом Божиим: «… отрет Бог слезу с очей их…» «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, победителю смерти, вопием: осанна в вышних, грядый во имя Господне!». Аминь. Читайте также: Воскрешение праведного Лазаря Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 22 апреля, 2016 4 апреля, 2015 8 апреля, 2023 11 апреля, 2020 19 апреля, 2019 31 марта, 2018 8 апреля, 2017 8 апреля, 2017 24 апреля, 2016 22 апреля, 2016 4 апреля, 2015 8 апреля, 2023 11 апреля, 2020 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-lazarevu-subbotu-zar...

И вот сегодня мы поем воскрешение Лазаря — свидетеля Господня. А сами идем шаг за шагом к тому дню, который нам принесет видение того, что вечная жизнь жительствует, что она торжествует, что она тут. Но войдут в эту жизнь те из нас, кто осознает смерть Христову, кто приобщится к этой смерти, кто умрет всему тому, что не есть жизнь во Христе и Боге; и поэтому войдем в уже наступающую Страстную седмицу с тем, чтобы погрузиться в эту трагедию земли, в этот ужас поругания, умирания и распятия Сына Божия. Только если мы вместе с Ним сумеем вымереть для всего того, что не есть веч­ность, мы и возликуем с Ним полностью: не только надеждой, а на са­мом деле в этой вечной жизни, которая уже вокруг нас и зачаточно уже и в нас самих. Аминь. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 1 апреля, 2024 24 марта, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2024 20 марта, 2024 19 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/voskreshenie-pravednog...

В начале 90х годов реставраторы во главе с Андреем Ивановичем Нечаевым, директором Суздальского реставрационного участка, приступили к работе и сделали полностью ремонт и реставрацию кровель. Церковь обзавелась медными кровлями по ажурным тесаным журавцам стропил, новыми кокошниками второго яруса, приобрела исключительно нарядный вид. После завершения основных работ церковь из ведения Музея была передана Суздальской Зарубежной церкви о.Валентина Русанцова, ныне Суздальской Русской Православной Автономной цекви, действующий храм. В городе Суздаль на территории Торговой площади, а именно вблизи от Ризоположенского монастыря, расположены две именитые церкви: Лазаревская и Антипиевская. Лазаревская церковь, или храм Лазаря Праведного Воскрешения - это пятиглавый храм, который является наиболее ранней православной постройкой всего городского посада. Церковь была выстроена в 1667 году, а спустя некоторое, время рядом с ней возвели Антипиевскую зимнюю церковь. Лазаревский храм был сооружен на месте ранее существующей деревянной церкви, выстроенной еще в 15 столетии. Самые первые упоминания о церкви относятся к 1495 году, когда о нем было написано в грамоте, полученной от Ивана Третьего Спасо-Евфимиевым монастырем. В описи города Суздаль имеются записи, повествующие о том, что в 1667 году деревянная церковь была заменена на каменную при материальной поддержке посадских людей. Основной объем представлен четвериком, искусно украшенным наличниками, широким карнизом, оснащенным изразцовым поясом и подковообразными кокошниками. Со стороны востока к зданию пристроены три апсиды. Украшение световых барабанов сделано в виде аркатурно-колончатого пояска, все углы которого выставлены на кокошники, представленные в виде подковок. Важным отличием Лазаревской церкви от других суздальских храмов является то, что угловой храм не глухой, а имеет оконные проемы, что говорит о редко применяющейся конструкции здания. Во внутренней части здания имеется два больших столба, служащих в качестве опоры для коробовых сводов, которые формируют световые отверстия возле углов барабана и у его центральной части.

http://sobory.ru/article/?object=00199

Здесь же перед всеми христианами открывается великая тайна: Господь не просто использует все силы созданного Им естества – Он, будучи Творцом всего, может превзойти законы природы, изменить существующий физический порядок мира. «Ибо Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф. 12: 8) – передает слова Иисуса Христа евангелист Матфей. И под этими словами необходимо понимать: «Сын Человеческий получил власть над всей тварью и власть искупления (см.: Мф. 20: 28). Тем самым Он имеет власть и над субботой, которая знаменует Божие владычество, и над творением, и над искуплением» . Эта полноправная власть над всей вселенной проявляется здесь в воскрешении Лазаря, который, по словам его же сестры Марфы, «уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин. 11: 39). Даже такие ближайшие ученики Господа, как Марфа и Мария, сомневались в возможности возвращения своего брата, они еще должным образом не поняли, Кем является Иисус, поэтому и не могли понять, чему Он хотел научить их. В греческом тексте тропаря для подтверждения не только грядущего всеобщего Воскресения, но и в нем всей неописуемости силы Господней, употребляется слово πιστομενος – причастие, образованное от глагола πιστω, который на русский язык переводится как «сделать достоверным», «удостоверять», «подтверждать» или «доказывать» . Восстание из мертвых праведного Лазаря, который после этого стал епископом Китийским на острове Кипр , по замыслу Господа, должно было воздействовать на умы учеников. Став прообразом всеобщего будущего Воскресения людей из мертвых, оно удостоверило христиан, подтвердило и доказало им, что нет на свете ничего неподвластного Богу. Мы – как дети с символами победы Иконография праздника Входа Господня в Иерусалим открывает перед всеми верующими такую картину: в центре иконы изображается Сам Иисус Христос на молодом осленке, за ним идут ученики и апостолы, впереди Него – маленькие дети, которые кладут под ноги осла одежды и взбираются на деревья, срывая ветви, а из врат города выходят люди, встречая Царя иудейского.

http://pravoslavie.ru/145704.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010