Полный расцвет его проповеднической деятельности относится к последней трети его жизни, когда он (в 228 году, на 43 году своей жизни) был поставлен в пресвитера и окончательно поселился в Кесарии Палестинской, изредка лишь отсюда посещая Иерусалим и другие города, где также говорил проповеди. 198 Проповедовал он постоянно, не только в дни праздничные и воскресные, но иногда каждый день, 199 занимаясь исключительно в своих проповедях толкованием священного писания, под влиянием практики предшествующего века – больше Ветхого Завета, чем Нового. Проповедовал он большею частью без особенного приготовления, так как проповеди его были не чем иным как, главным образом, популярным изложением результатов, одновременно с тем производившихся, ученых его работ над библейским текстом, а иногда и по тому, что ему просто не было времени заниматься нарочитым приготовлением для проповеди. С 60-го года его жизни (около 245 г.) его проповеди стали записывать скорописцы (ταχυγρφοι) с его разрешения, но раньше беседы его были издаваемы им самим, как например беседы на евангелие от Луки, на книгу Судей и, по свидетельству Иеронима, на книгу Иова. В общем итоге к концу его жизни получилась громадная масса его проповедей, точная цифра которых не может быть определена, хотя Иероним замечает, что им сказана тысяча бесед и более того. 200 В виду того, что проповедническая деятельность Оригена продолжалась несколько десятков лет, в виду его неистощимой плодовитости, необыкновенной ревности к проповеданию, его навыка говорить без приготовления, можно предположить, что он в разное время изъяснил в проповедях все книги священного писания, за исключением разве апокалипсиса, который в его время еще не был предметом общецерковного собеседования, и произнес всего может быть не одну, а несколько тысяч бесед. 201 Но после того, как сочинения Оригена были признаны еретическими и на них воздвигнуто было гонение, – почему они, вероятно, подобно всем еретическим сочинениям истреблялись, – до нашего времени сохранилось всего лишь двести пять полных бесед и несколько отрывков; именно: 17 бесед на книгу Бытия, 13 на книгу Исход, 16 на книгу Левит, 28 на книгу Чисел, 26 на книгу Иисуса Навина, 9 на книгу Судей, 2 на 1 книгу Царств, 9 бесед на псалмы 36, 37 и 38, 2 беседы на песнь песней, 9 бесед на видения Исаии, 21 беседа на книгу Иеремии, 14 бесед на книгу Иезекииля, 39 на евангелие от Луки, и отрывки – а) из бесед на книгу Иова – о пользе для нас диавола, б) из бесед на 82 псалом, в) из 39 бесед на книгу Иеремии, г) несколько строк из бесед на деяния апостольские и два краткие отрывка из беседы на послание к Евреям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Разъяснительные беседы, проводимые священником на приходе, становятся своего рода духовным училищем. На них обычно приходят наиболее активные прихожане, однако они могут привести с собой людей, только начинающих свой путь к Богу. В таком случае беседа имеет катехизаторское значение. Основной темой для бесед должен стать Символ веры – концентрация всего богословия, вероучения Православной Церкви. Пастырь может проводить беседы на евангельскую тему воскресного дня или праздника, может выбирать темы, которые раскрывают проблемы, наиболее часто затрагиваемые прихожанами на Исповеди. Чаще всего эти вопросы касаются практической стороны религиозной жизни. Постепенно пастырь из бесед, проводимых регулярно, устанавливает самые трудные места и пробелы в понимании каких-то тем и выносит их на обсуждение. Всегда завязывается живая дискуссия по таким вопросам, как свобода, ответственность христианина. Некоторые темы не вызывают особого интереса, так как требуют работы над собой, однако они обязательно должны быть освещены и усвоены прихожанами – это тема о смирении, терпении ближнего. Пастырь непременно должен ввести в беседы этот пласт духовного совершенствования и здесь от священника требуется, можно сказать, особое искусство, чтобы не оттолкнуть прихожан от бесед, но сохранить в них желание обсуждать и духовно расти. Священнику на беседе надо учить людей исповедоваться, поскольку часто вместо исповеди своих грехов можно услышать житейский разговор. Вопрос о том, как найти время для бесед и когда их проводить, каждый пастырь решает по-разному, но обязательно, чтобы это было удобно прихожанам. Беседы могут начинаться после всенощного бдения или после вечернего богослужения в воскресный день. В связи с организацией и проведением бесед необходимо обратить внимание пастыря на один очень важный момент: у самого священника в семье из-за частого его отсутствия могут возникнуть проблемы, которые нельзя пустить на самотек, их обязательно надо решить. Опыт показывает, что довольно часто матушка и подросшие дети священника становятся активными участниками бесед.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/byt...

Касаясь же предкрещальной катехизации в целом, просил бы отцов настоятелей составлять графики проведения огласительных бесед таким образом, чтобы у работающих людей или у многодетных родителей была возможность принять участие в таковых в достаточно удобное для них время. Трудно подладиться под график всех и каждого, но следует все же учитывать реалии жизни людей в большом городе. В сфере катехизации следует избегать крайностей формализма. К сожалению, бывали случаи, когда люди звонили в храм, спрашивали, как пройти беседы, и получали ответ, что могут пройти беседы с батюшкой непосредственно в день Крещения во время совершения таинства. Такая ситуация недопустима. Во время таинства Крещения можно разъяснять какие-то отдельные моменты, перед началом или по завершении таинства нужно еще раз призывать пришедших к христианскому воспитанию детей и личной жизни по вере, но все это не может заменять катехизических бесед, которые направлены на то, чтобы кратко и доходчиво разъяснить людям элементарные понятия о Вере, о Церкви, о Таинствах, об основах христианского образа жизни. Противоположной крайностью является превращение небольшого цикла бесед в воскресные школы для взрослых, с заявлением об обязательности посещения таковых до участия в Крещении. Были случаи, когда от будущих крестных требовали чуть ли не сдать экзамен по итогам цикла бесед. Это явный перегиб. Воскресные школы для взрослых — это безусловно очень хорошее дело, но обучение в них может быть только добровольным и не может являться обязательным условием для участия в таинствах Церкви. Повсеместное проведение катехизических бесед — это одно из очень важных достижений нашей совместной пастырской работы в Москве за прошедшее десятилетие. Благодарю вас за это. О семейной жизни священнослужителей В этом году в нашей епархии случилась ужасная трагедия, когда священник, очевидно — больной человек, чье состояние, судя по всему, не было своевременно диагностировано, совершил убийство своей жены. От всей нашей епархии приношу глубокие соболезнования родным и близким погибшей матушки и молюсь, да причтет Господь ее с праведными и да дарует ей Царство Небесное.

http://patriarchia.ru/db/text/5327228.ht...

Скачать epub pdf От автора Представляемые благочестивому читателю «Беседы о христианских добродетелях» родились из действительных моих бесед по воскресным дням со студентами в стенах Тобольской Духовной семинарии в 1998–1999 годах. Первоначально они имели спонтанный характер, но уже вскоре обозначилась и основная их тема: поиск общего и индивидуального пути спасения. Большая часть состоявшихся бесед была записана на аудиокассеты. Идея и способ расшифровки этих бесед с целью напечатания их в «Сибирской Православной газете» принадлежала издателю этой газеты – Бакулину Мирославу Юрьевичу. Мне же пришлось включиться в эту работу поневоле, заменяя разговорную речь более книжной и выбирая основные темы. Печатание их в «Сибирской Православной газете» началось в октябре 2002 года и продолжалось до января 2005 года. Уже с момента печатания «Беседы» получили живой отклик со стороны читателей, которым понравилась такая собеседовательная форма поиска индивидуального пути духовной жизни с нахождением во время этих поисков ответов на многие вопросы духовного порядка. В конце концов, появилась идея издания их в виде отдельной книги, тем более, что в газету мы могли помещать лишь сокращенные варианты составленных бесед. Кроме того, не раз слышались пожелания от читателей сделать сноски на приводимые в «Беседах» цитаты, что мы и сделали. Отдельно мне хотелось бы поблагодарить всех тех благодарных слушателей-студентов, которые собирались в то немногое свое свободное время на наши беседы, проявляя неподдельный интерес к ним, и тем побуждая нас к поиску соответствующего материала. Можно сказать совершенно точно, что если бы не было у них этого интереса, не родились бы и сами «Беседы». Издавая полный вариант этих бесед, мы надеемся, что ответы, в них содержащиеся, помогут читателям встать на путь их духовного следования в вечные обители, которые милосердный Господь обещал приготовить идущим к Нему ( Ин.14:2 ). иерей Вадим Коржевский , 2010 год. Введение Всякий рождающийся в мир сей рождается на краткое время, с минуты на минуту ожидая переселения в мир иной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Чтобы однообразием наставлений и чтения не утомить внимания слушателей, предлагалось вводить в состав самых бесед пение разных церковных песней. Для детей такое пение могло служить уроком для приучения их к пению во время Богослужения. Дальнейшие подробности относительно воскресных бесед предоставлялись самим священникам. При этом Преосвященный советовал им самим более вникать в духовные нужды своих прихожан и сообразно с тем занимать их тем или другим во время бесед. О всех воскресных беседах священники должны были записывать в служебных журналах с обозначением числа лиц, бывших на беседе, предметов бесед и времени продолжения их. Журналы эти в конце года должны были представляться Преосвященному. Кроме того, благочинные должны были наблюдать за исполнением предложения о воскресных беседах, руководствовать священников в ведении их и доносить Преосвященному по полугодно о ходе этого дела и об особенно усердных в нем священниках, чтобы, по слову Апостола, «труждающиися в слове и учении могли быть сподобляемы сугубыя чести» (Тим.5:17). Но это благое дело не могло осуществиться так, как желал Преосвященный. Для подобного пастырского труда требуется много времени, уменья, а главное искреннего воодушевления идеей пастырского служения, по слову Божию, а всего этого и не было у большинства тогдашнего духовенства Камчатской епархии. Даже в самом Благовещенске духовенство, более развитое, чем сельское, не вполне воспользовалось для блага своих духовных чад и церкви этим наилучшим средством для духовного единения своего с пасомыми и религиозно-нравственного влияния на них. Несколько русское население Амура, настолько же и инородческое было близко сердцу Высокопреосвященного Вениамина. Хотя между инородцами православные считались тысячами, хотя миссионеры и продолжали крестить остававшихся в язычестве, тем не менее миссия нуждалась в лучшей, более прочной постановке: она нуждалась и в средствах, и в людях достойных, опытных и самоотверженных. Но пока не было ни того ни другого, Преосвященный, надеясь на лучшее будущее, при посещении миссионерских станов, напоминал миссионерам об их обязанности не только крестить инородцев, но и учить их удобопонятно, главным истинам веры; обращал большое внимание на открытие школ при станах и обучение детей грамоте; где были школы, там он испытывал знания учеников и поощрял лучших их них.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

В заключение скажем, что после всего сказаннаго выше, кажется, не может быть вопроса о возможности заведения воскресных бесед с детьми, если не по всем местам, то по крайней мере в тех селениях, где есть церкви, и если не во все воскресные дни то по крайней мере в некоторые из них. Но скажем нечто на нижеследующие вопросы. 1) Нужно-ли заводить воскресныя беседы там, где уже есть училища? – Нужно; во-первых, потому что как мы сказали выше, далеко не все дети могут поступать в училище; а во-вторых потому, что и в самых низших из них об обязанностях христианина начинают преподавать не сначала, а так сказать, с средины; следовательно весьма нелишне будет приходить на воскресныя беседы и детям, учащимся в школах. 2) Принесут-ли воскресныя беседы всю ту пользу, какой от них можно ожидать? – Наше дело только насаждать и поливать, а возращать – дело Божие. И быть не может, чтобы оне не принесли никакой пользы если только учащие и учащиеся будут начинать с благословения Божия. Можно быть уверенным, что к слушанию воскресных бесед будут приходит и взрослые, как этому и бывали примеры, и кроме того, заведение воскресных бесед не только не может помешать сельским школам ни в каком отношении, но напротив того, это будет немалым подготовлением детей к поступлению в училище, и именно тем, что дети, в течение нескольких лет слушая поучения, толкования и разсказы, этим самым более или менее разовьются в умственном отношении; по крайней мере, оне скорее и легче будут понимать уроки в школах, чем дети, равныя им по летам, но не посещавшия воскресных бесед. Наконец, скажем, что заведение воскресных бесед если и не скоро и не в значительной мере, но непременно послужит одним из способов к улучшению быта духовенства. Прихожанин, кто бы он ни был, не может оставаться равнодушным к нуждам своего священника, от котораго (не говоря уже об обыкновенных требоисправлениях) он научился знанию своих обязанностей, который с детства его вразумлял и поддерживал его советами и увещаниями и проч. А когда в приходе такого священника большая часть будет состоять из слушавших его беседы, то как бы ни был беден приход, он не будет терпеть недостатка в необходимом для его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

22)  Как по состоявшимся ныне правилам в высшем отделении семинарии, сверх церковной истории, должно быть преподано историческое учение о св. отцах церкви, для чего нет в виду особенного руководства, и как при изучении церковной древности назначено руководствоваться довольно обширной книгой: Новая скрижаль, то предписать академическим конференциям составить в самом непродолжительном времени, для преподавания в семинариях сих двух предметов учения, особые конспекты и представить их в Комиссию для рассмотрения и разрешения к началу наступающего учебного года». К сему Обер-Прокурор св. Синода присовокуплял, что Комиссия духовных училищ, признавая необходимо нужным привести в действие все вышеизложенные правила в семинариях с наступающего учебного года, просит его преосвященство, чтобы он, как ближайший блюститель благоустройства в духовных училищах вверенной ему епархии, благоволил иметь с своей стороны наблюдение за точным направлением семинарского учения по вышеизложенным правилам и замеченные уклонения исправлять, о случаях же большей важности доводить до сведения Комиссии духовных училищ. Семинарское правление, получив это распоряжение и определив: дать знать об изложенных в нем правилах наставникам семинарии списками копий с сих правил, как для исполнения того, что предписано сими правилами каждому классу, так и для полного ведения духа и цели оных, равно и об исполнении требуемого 19 п. сих правил, – особенное свое внимание обратило на те пункты постановления Комиссии дух. училищ, коими предписывалось очередное говорение катехизических бесед в воскресные дни, и, по связи с этим пунктом, на чтение св. писания. Выше было сказано, что еще в 1822 году было предписано ввести в семинариях воскресные катехизические беседы, след. настоящее распоряжение Комиссии духов. Училищ не было распоряжением новым. Но мы видели, что в 1832 г. в Пермской семинарии не существовало даже класса чтения св. писания; этот факт, а равно и то, что Комиссия вновь делала распоряжение об учреждении, как этого класса, так и воскресных катехизических бесед, показывает, что прежние распоряжения Комиссии относительно этих пунктов не во всех семинариях точно исполнялись. Что они плохо исполнялись в Пермской семинарии, это доказывается самым постановлением семинарского правления по поводу вышеозначенного распоряжения Комиссии о говорении катехизических бесед. Постановление это было такое: «о говорении простых катехизических бесед представить благоусмотрению его высокопреосвященства: а) где благоугодно будет назначить говорить сии беседы, в церкви, или в зале собрания; б) кому говорить, некоторым ли наставникам, или всем, включая в их число и смотрителя Пермских училищ 95 , как окончившего курс академического образования, и с какого времени начать беседы». Высокопреосвященный Аркадий дал на это такую резолюцию: «желаю предварительно видеть по сему мнение семинарского правления».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Огл. поуч. IV, n.15, стр. 67—68; XV, 1. 2.    «Ежели не веришь нашим словам: спроси иудеев, еллинов, всякого еретика; все они как бы одними устами ответят, что будет суд и воздаяние. А если не довольствуешься человеческим свидетельством: вопроси самых бесов, и услышишь, как вопиют они: что пришел еси само прежде времене мучити нас (Матф. 8:29)» (на Рим. бесед. XXXI, стр. 706, по русск. пер.).    Афанас. de resurr. mort. c. II; Исид. пелус. Epist. lib. III, epist. 37; Феодорит. in Ps. IX, 9.    «Егда на престолех обоюнадесятих сядите со всех Судиею судити всякой твари: не осуждена мя покажите, и тмы и всякого томления избавите, благодателе мои, божественнии Апостоли» (Октоих. ч. 1, лист. 199 на обор. Москв. 1838).    «Когда говорится, что не воскреснут нечестивии на суд: то сие означает, что они воскреснут не для суда, а для осуждения. Ибо для Бога не нужно долговременное испытание; но вместе с тем, как воскреснут нечестивые, последует и наказание» (Кирил. иерус. огл. поуч. XVIII, п. 14, стр. 417).    «Каждый увидит стоящими пред собою собственные дела свои, и добрые и худые, какие кто предпослал» (Ефрем. сир. Слов. о всеобщ. воскр. в Тв. св. Отц. XIV, 16).    «В самых малых делах, как худых так и добрых, будет строгое испытание. И за нескромный взгляд подвергнется наказанию, дадим отчет за праздное слово и для смеха сказанное, за злоречие, за помысл, за пиянство; а равно и в добрых делах за чашу студеной воды, за ласковое слово, за один вздох получим награду» (Златоуст. на Римл. бесед. XXXI, стр. 706, по русск. перев.). «Ни один сердечный помысл не останется там неоткрытым, ни один взор очей не избежит суда. И срамное слово, сказанное тайно и шепотом, будет в тот день обнаружено пред правдивым Судиею, который сокровенное судит открыто» (Ефрем. сирин. о страхе Бож. и о послед. суде, в Тв. св. Отц. XV, 302).    См. Иоан. Златоуст. бесед. на 25 гл. Ев. Матфея; также Илария и других, писавш. толкование на это Евангелие.    Толк. на Ис. 1:18, в Тв. св. Отц. VI, 70. Quaedam vis est intelligenda divina, qua fiet, ut cuique opera sua, vel bona vel mala, cuncta in memoriam revocentur, mentis intuitu mira celeritate cernantur, ut accuset vel excuset scientia conscientiam, atque ita simul et omnes et singuli judicentur. Quae nimirum vis divina libri nomen accepit: in ea quippe quodammodo legitur, quidquid a faciente recolitur (Августин. de civit. Dei XXII, 14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

С 1881 года дело собеседования с народом оживилось и стало на более прочную почву. По предложению митрополита Макария, решено было открыть воскресные беседы не в одном каком-либо месте, а в различных приходских церквах города Москвы. Предложение это скоро было осуществлено. Программа бесед выработана и к ведению их привлечены чрез отцов-благочинных многие священнослужители и не состоящие членами Общества. В настоящее время, собеседования ведутся в 10 церквях, преимущественно центральных, по каждому благочинию. Количество слушателей доходит до нескольких сот в одном месте. Обозрение трудов Общества на пользу народа было бы неполно, если бы мы не упомянули об издании Воскресных Бесед. Вопрос об издании органа общедоступного, в котором простой народ находил бы себе чтение ясное и назидательное, поднимался в Обществе еще в 1864 году, но осуществился только в 1868, когда Общество стало издавать Воскресные Беседы в виде небольших выпусков (по 10 к. за экз.) не в срочное время. С 1870 г. и по настоящее время, Воскресные Беседы выходят еженедельно отдельными листками, по 1 коп. за листок. Распространяются эти листки тысячами экземпляров преимущественно по приходским церквам города Москвы. Большому распространению листков помогает, конечно, общедоступность, ясность и назидательность предлагаемых в них бесед. Дело ведется очень умело и толково. Отзывчивость Общества Любителей Духовного Просвещения на важные вопросы нашей церковной, а также общественной жизни, выражалась часто не только в обсуждении этих вопросов на собраниях членов Общества, но и в подъеме его внешней деятельности по поводу этих вопросов. Отметим здесь три таких выдающихся случая. В 1872 году, по мысли некоторых членов Общества, живущих в Петербурге, там был открыт особый Отдел Общества. Первым учредителем отдела был Великий Князь Константин Николаевич. Главным поводом к учреждению Отдела и вместе главным предметом его занятий было возникшее в то время движение старо-католиков к сближению с Востоком. Петербургский Отдел задался целью следить за этим движением, содействовать ему насколько это возможно и вести внешние непосредственные сношения с представителями старокатолицизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Fudel/vo...

Штатные должности благочиннических и приходских сотрудников уже введены в большинстве епархий. Должности штатных приходских катехизаторов вводятся на крупных городских и сельских приходах. Попечение о просветительской деятельности на приходах, освобожденных от необходимости иметь штатного катехизатора, должны иметь как настоятели этих приходов, так и помощники благочинных по религиозному образованию и катехизации. Существует практика, когда один и тот же катехизатор может работать в ряде приходов благочиния, где по объективным причинам не может быть введена должность штатного катехизатора на полную ставку. На приходах, где отсутствуют условия для просветительской работы на адекватном уровне, должна быть размещена информация о просветительских программах других приходов. Должность помощника благочинного и настоятеля по религиозному образованию и катехизации могут занимать как клирики, так и подготовленные к этому служению миряне. В Положении подчеркивается, что «деятельность мирян в области катехизации не должна подменять собой пастырское служение клирика и его духовное руководство». Согласно Положению, деятельность воскресной школы для детей по благословению настоятеля организует директор воскресной школы. Деятельность приходского катехизатора отделяется от деятельности директора воскресной школы для детей. Таким образом, это два различных направления приходской просветительской работы, каждое из которых требует особой квалификации. На практике, однако, эти должности могут совмещаться. В ряде епархий кроме перечисленных в документе функций приходским катехизаторам вменяется в обязанность просветительская деятельность вне церковной ограды, в частности преподавание курса «Основы православной культуры». Второй раздел документа описывает основные направления, формы и содержание просветительской деятельности. Подчеркивается необходимость оглашения, которое должны пройти все взрослые и дети старше семи лет, желающие принять таинство крещения, а также родители и восприемники малолетних детей, кроме тех случаев, когда они регулярно участвуют в церковных таинствах. В отличие от древней Церкви, когда оглашение длилось два-три года и проходило в несколько этапов (слушание, просвещение, тайноводство), сейчас под оглашением понимается определенный цикл предкрещальных бесед и наставлений. В разных епархиях длительность этих циклов может различаться. Как правило, это три — пять бесед, в некоторых случаях 12 бесед. Оптимальным, по нашему мнению, является предоставление нескольких вариантов оглашения в зависимости от возможности и готовности человека, как это принято сейчас в некоторых епархиях. В каждом конкретном случае продолжительность и объем оглашения для нецерковного человека должны определяться катехизатором в зависимости от обстоятельств.

http://patriarchia.ru/db/text/2347647.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010