(из апологетических бесед Юл. Шикоппа) 1 Предисловие. 1) Сказание канонических Евангелий о воскресении Иисуса Христа. 2) Возражение против этого воскресения, – Цельса, Спинозы, Реймара, Бардта, Доктора Паулюса, Шлейермахера. 3) Гипотеза мечтательности, – Вейссе, Евальда, Шенкеля, Ренана, Штрауса. 4) Суждение о ней Бейшлага, Кейма, Генгстенберга, Енгельгардта. 5) Значение воскресения Иисусова для христианского учения и Церкви. Заключение. Почтенные слушатели! Сегодня нам нужно заняться событием воскресения Иисуса Христа, которое мы рассмотрим со следующих точек зрения: сначала изложим сказание, какое сообщают нам о воскресении Господа канонические евангелия; потом разберем возражения, которые со времен апостольских были направлены против этого события; далее займемся новейшей, так называемой, гипотезой мечтательности (Wisionshypothese), именно по представлению Шрауса, и подвергнем ее тщательному исследованию, чтобы наконец ближе увидеть важность воскресения Иисуса для истории христианской Церкви и для нашей христианской Веры. 1) Сказание наших канонических евангелий о воскресении Господа главным образом заключается в следующем: когда по распятии Господа прошел день покоя во гробе – суббота, стало рассветать великое утро воскресного дня, в которое Бог Господь положил печать на дело искупления и могущественно явил Иисуса Христа Своим Сыном и Спасителем мира через воскресение Его из мертвых. Весьма рано утром воскресного дня, при землетрясении, явился Ангел с неба и отвалил камень от двери гроба. Стражи от страха побежали в город и объявили о том первосвященникам. Жены первые услышали о воскресении Господа и увидели Воскресшего. Сначала Мария Магдалина пришла к гробу и увидела камень отваленным. В страхе она поспешила в город к Петру и Иоанну и известила их об этом. Между тем другая Мария, Саломия и Иоанна при восходе солнца прибыли ко гробу. Там они увидели Ангела, который возвестил им о воскресении Иисуса и повелел им сказать ученикам, что Иисус явится им в Галилее. Жены удалились и не говорили ничего никому, кроме учеников, которые в унынии своем приняли эту весть за пустую молву.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Глава 7. «ГОРЕ МНЕ, ЕСЛИ НЕ БЛАГОВЕСТВУЮ» Проповедь слова Божия действует с большей силой, чем молитва , ибо большее чудо – обратить грешного на путь покаяния словом учения, чем воскресить мертвого. При воскрешении мертвеца восстает плоть, которая снова умирает, а в воскресении грешника восстает душа и живет вечно. Святитель Григорий Двоеслов В Архангельском соборе наиболее раскрылась проповедническая деятельность прот. Валентина. Батюшка, как пишут его дочери, «не оставлял без проповеди почти ни одного воскресного и праздничного дня» 80 , а Великим постом по субботам говорил поучения причастникам. С 1896 по 1902 год прот. Валентин являлся участником великопостных воскресных бесед, устроенных благочинным соборных и придворных церквей Н. В. Благоразумовым и произносившихся каждым из соборных и придворных священников поочередно. Из этих воскресных бесед дочерьми о. Валентина был составлен сборник, вышедший под названием «Духовные беседы, произнесенные в Московском Архангельском соборе в 1896–1902 гг.» (М., 1909) (в сборник также вошло десять слов о Кресте Господнем). В общей сложности дочери батюшки Любовь Валентиновна и Вера Валентиновна издали четыре сборника его проповедей. К первой и второй годовщинам блаженной кончины пастыря вышли в свет поучения на Воскресные евангельские чтения – «Воскресные Евангелия. Сборник проповедей» (М., 1910) и великопостные поучения – «Великий пост. Духовные поучения» (М., 1910) 81 . Четвертый сборник назывался «Духовные поучения» и был издан в Москве в 1911 году. 82 Новомученица Анна в 1916 году издала пятый сборник проповедей батюшки, с тем же названием «Духовные поучения. Проповеди прот. В. Н. Амфитеатрова, произнесенные в Архангельском соборе, записанные с его слов одной из его духовных дочерей». В него вошли слова на разные дни записанные ею в храме со слов проповедника 83 . Кроме того, ряд великопостных поучений, записанных новомученицей Анной, не был ею издан и остался в ее рукописях с названием «Новый Великий пост ». В настоящее время эти поучения опубликованы в составе сборника «О Кресте Твоем веселящеся» (М., 2002).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Константин Голубев. Фотография. Нач. ХХ в. Алексеевич Голубев (16.09.1852, с. Барановка Волгского (Вольского) у. Саратовской губ.- сент. 1918, г. Богородск (ныне Ногинск Московской обл.)), сщмч. (пам. 19 сент., 7 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Московских святых), прот. Из семьи псаломщика, отец умер, когда К. было 9 лет. Окончил Вольское ДУ и Саратовскую ДС. Во время учебы решил заняться миссионерством и духовным просвещением. По окончании семинарии вступил в саратовское братство Св. Креста. В сент. 1874 г. Саратовский еп. Тихон (Покровский ; впосл. архиепископ) утвердил К. на должность миссионера братства в родном селе. К. организовал в Барановке церковноприходскую школу, став в ней директором и учителем (преподавал неск. предметов, в т. ч. Закон Божий). Большое значение имела деятельность К. по воссоединению с Православной Церковью старообрядцев, к-рые составляли значительную часть жителей Барановки. Считая причиной распространения раскола и сект недостаточную проповедь православия, К. в воскресные и праздничные дни проводил беседы с прихожанами и старообрядцами в церковной сторожке, нередко спорил с закоренелыми противниками правосл. учения. Большинство старообрядцев поначалу недоверчиво отнеслись к беседам, однако ревностный миссионер не терял надежды, и впосл. многие из них признали правосл. учение. 27 марта 1876 г. К. был назначен еп. Тихоном учителем церковнослав. языка в Вольском ДУ. Помимо преподавательской деятельности продолжил и миссионерскую работу. Беседы, к-рые К. проводил в Вольском ДУ, приобрели широкую известность, привлекая слушателей не только из Вольска (Волгска), но и из др. мест. Он обсуждал вопросы, которые волновали старообрядцев. Впосл. нек-рые статьи на темы бесед, как, напр., о клятвах Собора 1666 и 1667 гг., К. опубликовал в «Саратовских ЕВ». 19 янв. 1879 г. Советом саратовского братства Св. Креста назначен миссионером братства, руководителем бесед и блюстителем противораскольнической б-ки в Вольске. Теперь К. проводил беседы со старообрядцами уже в специально отведенном помещении при вольском Предтеченском соборе, где им была собрана обширная противораскольническая б-ка.

http://pravenc.ru/text/1841996.html

Содержание В неделю первую поста поучение Иоанна Златоустого о посте Неделя вторая поста. Сказание святого Иоанна Златоустого, Перевод I. Поучение в первую неделю поста, о посте II. Поучение во вторую неделю поста, о святом посте.     В древних наших рукописях находим ряд поучении на воскресные дни великой четыредесятницы, со включением и недель, ей предшествующих, начиная с седмицы о мытаре и Фарисее. Некоторые из сих поучений имеют очевидную связь между собою. После поучения на первую седмицу четыредесятницы о посте, проповедник в начале слова на вторую неделю говорит: «придите, – да мало и еще нечто изреку вам о сем святом посте». Слово на четвертую неделю он начинает так: «придите ныне, церковная чада, да обычное поучение створю о алчбе, и о молитве, и о милостыне к вашему собранию». Такой ряд слов представляют нам две рукописи Троицкой Сергиевой Лавры, по письму относящиеся к XIV столетию: Златая чепь и Соборник 10, обе писанные на пергамене. В первом списке некоторые поучения приписываются святому Иоанну Златоусту , именно слова на неделю мясопустную и на 1, 2 и 5-ю недели поста, а слово на неделю цветоносную приписывается Антиоху иерусалимскому. Во втором же списке все слова присваиваются св. Иоанну Златоусту , кроме последнего на неделю цветоносную, которое в надписании имеет имя «Кирила мниха», и действительно принадлежит Кириллу Туровскому . Но поучения, в упомянутых рукописях приписываемые Иоанну Златоусту , отнюдь не суть перевод бесед сего святителя. И по своей краткости, и по простоте изложения они отличаются от подлинных его писаний. Некоторые поучения содержат в себе толкование чтений из евангелия св. Луки, Марка, как то беседы о мытаре и Фарисее, о блудном сыне и на 5 неделю поста: между тем известно, что Златоуст не оставил толкования или бесед на евангелие св. Марка и Луки. Наконец в слове на четвертую неделю поста встречаются довольно заимствований из второго слова св. Василия Великого о посте. По всем этим признакам очевидно, что поучения великопостные, встречающиеся в наших рукописях с именем св. Иоанна Златоуста , и неизвестные в изданиях его творений на греческом языке, принадлежат иному составителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

4. Изречения св. отцов о страшном суде I. Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Когда говорится, что не воскреснут нечестивии на суд: то сие означает, что они воскреснут не для суда, а для осуждения; – ибо для Бога не нужно долговременное испытание; но вместе с тем, как воскреснут нечестивые, последует и наказание» (Кирил. Иерус. «Огл. поуч.» XVIII, п. 14, стр, 417). II. Св. Златоуст: «В самых малых делах, как худых, так и добрых, будет строгое испытание. И за нескромный взгляд подвергнемся наказанию, дадим отчет за праздное слово и для смеха сказанное, за злоречие, за помысл, за пиянство, а равно и в добрых делах за чашу студеной воды, за ласковое слово, за один вздох получим награду» (Златоуст. на Римл. бесед. XXXI, стр. 706, по русс. перев.). III. Св. Григорий Богослов : «Суд сей будет единственный, окончательный и страшный, а еще более праведный, нежели страшный или, лучше сказать, потому и страшный, что он праведен» (Григ. Богосл. Слов. говорен. в присутств. отца, «Тв. св. отц.» XI, 55). IV. Св. Ефрем Сирин так изображает страшный суд Христов: «По мановению Сына Божия, скорее нежели во мгновение ока, все умершие соберутся на место суда. Земной персти повелено будет отделить прах умерших и не останется ни одной пылинки, которая бы не явилась пред Судиею» («Твор. св. отц. в русс. пер.» 1850 г, кн. II, стр. 306 и 307). «Поистине, братия моя, тогда настанет страх и ужас, каких никогда еще от начала мира и до сего дня не было и не будет» («Воскр. чт.» 1846 – 1849 г. 51, стр. 523). «Тогда каждый из нас, раскаиваясь и рыдая, с горькими слезами будет говорить: увы мне, грешному, что случилось со мною так неожиданно? Как прошло время жизни моей в лености и нерадении? Я совершенно не знаю, каким образом суетные заботы похитили у меня время моей жизни! Но многословие не принесет (на страшном суде) никакой пользы: когда мы узрим святых, со славою летящих во свете на облаках воздушных в сретение Царю славы – Христу, а себя увидим среди великих бедствий: то будет ли в состоянии перенесть великий стыд, ужасное посрамление?» (См. «Христ. чт.» 1835 г. ч. III, стр. 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Москва. Данилов монастырь. На покое В стенах Даниловой обители Феотокис провел последние семь с половиной лет своей жизни 183 , посвятив их молитве и книжным трудам, заботясь теперь более всего о благе своей страдающей родины. Еще в молодости он говорил: «В каком бы месте и при каких бы обстоятельствах я ни находился, я буду полезен моему народу». Любовь к своей порабощенной родине воодушевляла его на всех поприщах его разнообразной деятельности, на всех отрезках его не без терний прошедшего жизненного странствия. И именно в России он получил наибольшую возможность послужить своим соотечественникам. Все, что он теперь писал, предназначалось для Греции. Он собрал воедино толкования и проповеди на воскресные евангельские и апостольские чтения, произнесенные им большей частью в период архипастырского служения в России. Еще при жизни святителя, в 1796 году, в греческой типографии братьев Зосима в Москве на их средства 184  были изданы толкования на воскресные евангельские чтения с приложением бесед «по подражанию Иоанна Златоустог о» на греческом языке. Они составили два первых тома четырехтомного труда под общим названием «Кириакодромион», то есть «Путь по дням Господним» 185 . Практически весь тираж этого издания (2000 экземпляров) святитель принес в дар своим соотечественникам. Экземпляры «Кириакодромиона» были разосланы по храмам Греции и подарены греческим архиереям. Поскольку первый тираж был скоро исчерпан, уже на следующий год решили выпустить второе издание в Яссах. Толкования и беседы Феотокиса на воскресные апостольские чтения увидели свет уже после его кончины. Они были изданы в той же московской типографии братьев Зосима в 1808 году 186 . Как сам Никифор писал в предисловии к этому изданию, целью его было дать своим современникам толкования «боговдохновенных Писаний», читаемых в храме Божием, на понятном для них языке. Составляя их, он подражал древним пастырям, написавшим свои «премудрые и исполненные благодати толкования», язык которых с течением времени, к сожалению, стал непонятен верующим, и потому они вышли из употребления. При этом он полагался «не на собственную силу, но пользуясь толкованиями святых мужей и почерпая из них, как из спасительных источников, очень многое» 187 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Скачать epub pdf Слово в день Святые Пасхи В оскресни Боже, суди земли ( Пс. 21:8 ). Давно уже – почти около двух тысяч лет, как Богочеловек Иисус Христос воскрес из мертвых. Не смотря на то, мы и доселе продолжаем воспевать Ему сию пророческую песнь: воскресни, Боже, суди земли. Но скажут, может быть, что под словом: воскресение, в песни сей разумеется не празднуемое, ныне воскресение, а только возбуждение правды Божией против осквернителей земли насилиями и неправдами своими? – В ответ таковым совопросникам, я укажу только на последующие слова той же песни: ибо Давид далее говорит: яко Ты наследиши во всех языцех. Кому же сие наследие обещается, если не Богочеловеку Христу, к Которому в другом псалме предвечный Отец говорит: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и концы земли одержание Твое ( Псал. 2:8 ); а далее упоминает и о суде Его на непокоряющихся Ему: упасеши я жезлом железным, говорит Он, и яко сосуды скудельничи сокрушиши я! И кто не знает из евангелия, что Отец не судит никомуже, но весь суда даде Сынови ( Иоан. 5:22 ). А посему по всей справедливости можем и должны воспевать сию песнь давно уже воскресшему из мертвых Сыну Божию: воскресни, Боже, суди земли, тем более, что суд Твой должен уже приближиться к нам; поелику беззакония наши непрестанно умножаются и невольно привлекают его к нам. За сим предложу вам, слушатели, две истины: во-первых, что Богочеловек Иисус воскрес для спасения рода человеческого, а во-вторых, что воскрес и для суда над теми, которые уничижают воскресение Его, почитая оное баснею, или блеск воскресения омрачают гнусными делами своими и принуждают обидимых тем громче взывать к Нему: воскресни, Боже, суди земли. Касательно первой истины: кто верует в слово Божие, тот, услышав из него одно или несколько свидетельств на сию истину, никак не может сомневаться в ней. Свидетельств же на сию истину в слове Божием слишком много. Я ограничусь приведением только некоторых. Вот оне: тако возлюби Бог мир, говорит сам Учитель истины, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный ( Иоан. 3:16 ). А к сему Апостол присовокупляет: составляет же свою любовь к нам Бот, яко еще грешником сущым нам Христос за ны умре. Много убо паче оправдани бывше кровию Его, спасемся Им от гнева ( Рим. 5:8:9 ). И еще: якоже о Адаме вси умирают, такожде о Христе вси оживут ( 1Кор. 15:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в неделю двадцать шестую В остани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос ( Еф. 5:14 ). С того времени, как воссиял на земле Восток свыше, как явился Источник и податель жизни, казалось бы и не к кому взывать таким образом: Востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос: ибо кто захочет оставаться во мраке, когда стоит только открыть глаза, чтобы видеть свет? Кто захочет умереть, когда в его воле жить? Однакожь, как вне Церкви Христовой были жестоковыйнии и необрезаннии сердцы и ушесы ( Деян. 7:51 ), которые возлюбили паче тму, неже свет ( Иоан. 3:19 ), и нисколько не сожалели о том, что за невежество и ожесточение, сущее в них, отчуждены были от жизни Божия ( Еф. 4:18 ); так и в самой Церкви христианской всегда были и есть, если не по ожесточению, то по безпечности и нерадению, подобно первым, уклоняющиеся от света Христова во тьму греховную, и от жизни Божией к смерти духовной. Всегда были и есть христиане, которые, может быть, потому самому, что, по внешнему своему состоянию, принадлежат ко святой Церкви, всегда обильной сокровищнице света и жизни, нисколько не дорожат тем, что внутренно – по духу, не принадлежат к оной и, не отторгаясь видимо от союза с нею, остаются однако же во тьме и ежедневно более и более умирают. Были и есть христиане, которые, не думая, чтобы для получения спасения требовалось несколько более, нежели сколько они сделали чрез свое присоединение к обществу верующих, предаются спокойно со всею безпечностию любимым своим наклонностям и пожеланиям, а если иногда и пробуждаются от сего греховного усыпления и начинают чувствовать нужду в своем исправлении, то и тогда, прежде, нежели решатся начать оное, снова погружаются в глубокий сон, и тем крепче оным засыпают, чем вернее представляется им надежда на заслуги Искупителя, подкрепляемая мыслию о слабости собственных сил и о безконечной благости Господней. После сего сколь часто, или лучше сказать, неумолчно попечительная благодать Божия, не хотящая смерти грешника, но еже обратитися, и живу быти ему ( Иез. 33:11 ), вопиет в слух каждого из них: «пробудись, несчастный, оставь свои плотския – мертвые дела;» но сей кроткий и спасительный глас уже не достигает, не трогает их хладного сердца, и не производит в омертвелых душах их никакого животворного, спасительного действия: его слушают сквозь сон, и не обращают должного внимания. От чего же это, братия? От чего так мало дорожит жизнию душа и нимало не страшится смерти ея?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

1. Словами этого чтения, нам, возлюбленнейшая братия, представляется в пример смирение Иоанна, который, имея такую святость, что мог быть признаваем за Христа, решился твердо держаться в самом себе, дабы от мнения человеческого не восхититься выше себя. Ибо он «Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос». Поскольку же он сказал: «не»; то совершенно отверг, чем не был, но не отверг того, чем был, дабы, говоря истину, быть членом Того, Коего имени ложно не присвоил себе. Итак, когда он не желает имени Христа, тогда соделывается членом Христа, потому что, ревнуя о смиренном сознании своей слабости, справедливо заслуживает место на высоте Его. Но когда мы припоминаем мысль Искупителя нашего из другого чтения, тогда из слов этого чтения рождается вопрос, для нас весьма запутанный. Ибо в другом месте Господь на вопрос учеников о пришествии Илии ответствует: «Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.» (И если вы хотите знать, то сам Иоанн есть Илия) ( Мф 17.12 ). А спрошенный Иоанн говорит: «несмь» (Илия). Что же это такое, возлюбленнейшая братия, Пророк Истины отвергает то, что утверждает Истина? – Ибо выражения: «есть» и «не есть», весьма различны между собой. Следовательно, каким образом он есть Пророк Истины, когда не согласуется в словах с этой Истиной? – Но если мы тонко разберем саму Истину, то звучащее между собой разноречием перестанет быть противоречащим. Ибо Ангел об Иоанне говорит Захарии: «предъидет пред Ним в духе и силе Илии» ( Лк 1.17 ). Следовательно, он (Иоанн) называется грядущим в духе и силе Илии, потому что, как Илия будет предшествовать второму пришествию Господа, так Иоанн предшествовал первому. Как тот будет Предтечею Судии, так сей был Предтечею Искупителя. Итак, Иоанн был в духе и силе Илии, но лично не был Илией. Следовательно, что Господь утверждает о духе, то Иоанн отрицает о лице, потому что этому так и должно было быть, дабы и Господь высказал ученикам мысль об Иоанне духовную, и этим Иоанн ответствовал плотскому народу, не о духе, но о плоти. Следовательно, хотя и кажется противным истине то, что отвечал Иоанн, однако же он не отступил от стези истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

В Москве состоялся вечер «Православие в Ирландии. Встреча культур» Москва, 17 ноября 2006 г . О жизни православных приходов в современной Ирландии, об особенностях их создания в условиях новой волны эмиграции, о взаимоотношениях православных с Католической Церковью, англиканскими приходами и своими единоверцами из других поместных Церквей в Ирландии,– обо всем этом можно было узнать из первых уст на вечере в культурном центре «Духовная библиотека» в Москве, передает Благовест-инфо. 15 ноября здесь состоялась презентация книги о. Георгия Завершинского «О следовании за Христом». Книга издана по благословению и с предисловием епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева). Автор – православный священник, с 2002 г . служащий на нескольких приходах в Ирландии, а также магистр богословия, магистр философии и кандидат технических наук. Книга представляет собой сборник проповедей о. Георгия, обращенных к его ирландской пастве, а также бесед о «начале личной веры», о церковных таинствах и нескольких эссе, одно из которых называется «Особенности пастырского служения в Ирландии». По этой теме и задали о. Георгию множество вопросов ведущие вечера – ответственный редактор газеты «Церковный вестник Сергей Чапнин и директор «Духовной библиотеки» Жан-Франсуа Тири, а также гости Культурного центра. На встрече присутствовал посол Ирландии в России Джастин Харман и заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Всеволод Чаплин. «Ирландия – особая страна, с крепкими христианскими традициями, устоявшими под натиском секуляризма, в отличие от континентальной Европы», – начал о. Георгий. Он отметил, что с начала 90-х гг., когда на Запад хлынула новая, «экономическая» волна эмиграции из России и стран СНГ, можно говорить о «принципиально новом веянии» – открытии новых православных приходов, в частности, в Ирландии, что явилось ответом на «жажду русскоговорящих людей в духовном окормлении». По неофициальным данным, сейчас в Ирландии около 100 тыс. эмигрантов, говорящих по-русски; в том числе в Дублине, где находится храм о. Георгия, – около 60 тыс. Священник окормляет православную паству в Корке, Уотерфорде, Голуэе. Самая же первая и на сегодняшний день многочисленная община св. апостолов Петра и Павла сложилась в столице Ирландии: пять лет назад на воскресной литургии в дублинском храме бывало до 30 человек, сейчас регулярно причащаются более двухсот, а на Пасху в этом году было около полутора тысяч причастников.

http://pravoslavie.ru/19432.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010