В древнейших сохранившихся греческих и славянских редакциях Иерусалимского устава (Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- см. Lossky. Typicon. P. 236-237, Типиконе серб. архиеп. Никодима 1319 г.- см.: Миркович. Типикон. Л. 123а - 123б) в М. и ф. н. соединяется воскресная служба Октоиха со службой Триоди. Особых указаний о совершении малой вечерни, к-рая наряду с всенощным бдением является отличительной чертой воскресений и праздников с высоким статусом торжественности в Иерусалимском уставе, не дано, следов., на малой вечерне поют только воскресные песнопения. На великой вечерне в составе всенощного бдения на «Господи, воззвах» поются 2 цикла воскресных стихир и самогласная стихира Триоди (дважды), на «Славу» исполняется самогласен Триоди, на «И ныне» - догматик гласа. На стиховне вечерни поются воскресные стихиры «по алфавиту», на «Славу» исполняется самогласен Триоди, на «И ныне» - богородичен; отпустительный тропарь вечерни     поется трижды. На утрене по «Бог Господь» указан тропарь воскресный гласа и богородичен; по кафизмам седальны воскресные и далее до канона - все воскресное; каноны: воскресный, Богородицы и Триоди; ексапостиларии воскресный и Триоди; на хвалитех поются воскресные стихиры и 4 самогласна Триоди, на «Славу» поется самогласен Триоди (евангельская стихира, к-рая обычно поется на «Славу», переносится на литию перед 1-м часом), на «И ныне» -         В целом такой же устав, но более подробный зафиксирован для М. и ф. н. в первопечатных греческом 1545 г. и Московском 1610 г. Типиконах. Из существенных особенностей следует отметить указание петь на утрене по Пс 50-м покаянные тропари Τς μετανοας νοιξν μοι πλας Ζωοδτα (          ; их поют на воскресных утренях начиная с М. и ф. н. и до 5-го воскресенья Великого поста включительно); в греч. первопечатном Типиконе указаны 2 кондака: 4-го гласа (Θαρισαου φγωμεν ψηγοραν -      ) и 3-го гласа (Στεναγμος προσοσωμεν τελωνικος τ Κυρ -        ), в то время как в Московских дониконовских Типиконах назначали кондак 2-го гласа (            ), но в пореформенном издании 1682 г. его заменили содержащимся в греч. богослужебных книгах кондаком 3-го гласа (        ).

http://pravenc.ru/text/2564536.html

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...». «Слава» – тропарь святителя, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Гавриилу вещавшу...». Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи...», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины...»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря. На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...» (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Гавриилу вещавшу...». Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален святителя, глас 3-й: «Новый светильник Церкве Русския...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прозревый видится слепый...» (см. в седальнах по 2-м стихословии) . По 2-м стихословии – седален святителя, глас 6-й: «Яко маслина плодовита и лампада...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прозревый видится слепый...» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Всечестная и светоносная память твоя...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прозревый видится слепый...» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен (на ряду), глас 4-й: «Спаси всех, к Тебе притекающих...» . Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 1-й: «Уста моя возглаголют премудрость и поучение сердца моего разум»; стих: «Услышите сия, вси языцы, внушите, вси живущии по вселенней». Евангелие – святителя (Ин., 35 зач., от полу). «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами священноисповедника Луки...». Стихира святителя, глас 6-й: «Пастыря добра...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-11/

В богослужебной практике XVIII-XIX вв. старообрядцев, принимающих священство, также происходит переход к ежедневному употреблению И. а., как и в Русской Православной Церкви. Пс 102 и 145 читались (см.: Арсений (Швецов), еп. Уральский. Устав. М., 2001р. Л. 112 об.), впосл., уже в XX в., в нек-рых общинах стали исполняться на глас. При этом вседневные антифоны играют роль «полупраздничных» - они исполняются вместо И. а. в Богородичные и престольные праздники, не имеющие своих праздничных антифонов. Совр. греч. практика в отношении использования И. а. не является однородной ( Печатнов В. В. Божественная литургия в России и Греции. М., 2008. С. 101-113). А. А. Лукашевич Певческая традиция В древнерус. традиции И. а. не нотировались, вероятнее всего, вплоть до кон. XVII в. Первые 2 антифона, возможно, произносились читком. Во многих дореформенных рукописях XVII в. встречаются указания на чтение И. а.: «псаломщик говорит» (РГБ. Ф. 354. 144. Л. 352, 1648-1652 гг.). Можно предположить, что И. а. могли также исполняться простым напевом (силлабического стиля). По рукописи кон. XVII в. (ГИМ. Син. певч. 152. Л. 160-165) известен монодийный распев 102-го и 145-го псалмов, записанный казанской нотацией, с ремаркой «путь против демества». С XVIII в. использовались 102-й и 145-й псалмы киевского распева (РНБ. Q. I. 537. Л. 72-93, 1-я четв. XVIII в.) и сокращенного греческого распева 1-го гласа (М., 1772. Л. 132-138). В старообрядческих общинах поповского согласия сложилась традиция исполнять 102-й и 145-й псалмы на напев самогласна или подобна гласа недели (1-й глас - «Небесным чином», 2-й глас - «Егда от древа», 4-й глас - «Иже званый свыше быв», 5-й глас - «Радуися, Живоносный Крест», 6-й глас - «Тридневен»). В некоторых общинах первые 2 антифона независимо от рядового гласа поют на 7-й глас, вероятнее всего по причине неграмотности. В общинах южных областей России, в Молдавии, Румынии И. а. обычно читаются. Стихи 3-го антифона до XVIII в. не фиксировались в певч. книгах. В одной из рукописей нач. XVIII в. обнаружены нотированные запевы с ремаркой «ино и вси блажени пои в той же голос», «вси запевы пой с тех последи помяни нас» (РНБ. Ф. 536. Q. 650. Обиход. Л. 75 об.; Захарьина. С. 106). О способе исполнения в древнерус. традиции можно судить по старообрядческой практике. В общинах стихи 3-го антифона читаются на погласицу, а вторые полустишия стиха, с к-рого припевают соответствующие тропари, поются на модель запева к стихирам. Воскресные блаженны фиксировались со 2-й пол. XVI в. в Октоихе или в Обиходе в составе песнопений литургии (см. ст. Блаженны ).

http://pravenc.ru/text/изобразительные ...

Для периода пения Постной Триоди Г. распел тропари по 50-м псалме «Покаяния отверзи» (Athen. Merlier. 9; Aegio. Taxiarch. 9; Athen. Ioan. N. Hierodiac. (Cypr.); РНБ. Греч. 742), Пс 136 на 3-й глас (написан по просьбе митр. Молдавии Вениамина - РНБ. Греч. 739; БАН. РАИК. 41), тропари великопостных часов (РНБ. Греч. 742; БАН. РАИК. 64), кондак Великого канона «Душе моя, душе моя» на 2-й плагальный глас (БАН. РАИК. 41, 64) и ирмос «Безсеменнаго зачатия» (БАН. РАИК. 41), тропари «Се Жених» и «Егда славнии ученицы» на 4-й плагальный глас (Patra. Omplou. 2, 1819 г.; Athen. Merlier. 9; БАН. РАИК. 41; РНБ. Греч. 742), седальны понедельника, вторника, среды и субботы Страстной седмицы (БАН. РАИК. 52, 47; РНБ. Греч. 740, 738), ирмосы канонов Великой среды «На камене веры мя утверди» на 2-й глас Πα (РНБ. Греч. 740) и Великого пятка «К Тебе утренюю» на 2-й плагальный глас Βου (РНБ. Греч. 740, 738). Из неизменяемых песнопений вечерни и утрени Г. распел полиелей «Раби Господа» на 3-й глас (Aegio. Taxiarch. 9), краткие пасапноарии перед чтением Евангелия на утрене на 2-й глас (Athen. Merlier. 9; Lesb. Leim. 233, 1819 - ок. 1824 г.; Aegio. Taxiarch. 9; Athen. Ioan. N. Hierodiac. (Cypr); РНБ. Греч. 742), стихи 50-го псалма (Aegio. Taxiarch. 9; Athen. Ioan. N. Hierodiac. (Cypr)), в т. ч. Пс 50. 7 на 2-й глас (РНБ. Греч. 742), великое славословие на гласы 1-й плагальный (5-й) Πα πεντφωνος, 2-й плагальный с βαρς, βαρς Ζω, βαρς, τετρφωνος Κε, πρωτβαρυς Ζω, 4-й плагальный (2 версии) (CPolit. K. Ananiadou. 3, Patr. S. n., 1816-1819 гг.; Lesb. Leim. 272, 1816-1819 гг.; Aegio. Taxiarch. 9; Athen. Ioan. N. Hierodiac. (Cypr); РНБ. Греч. 742, 739; БАН. РАИК. 65, 1820, 41), воскресный отпустительный тропарь и богородичен 1-го гласа (Athen. Merlier. 16, ок. 1820 г., 17, 1820-1830 гг.), богородичны «Всесвятая Богородице» 2-го плагального гласа (РНБ. Греч. 742) и «Красоте девства Твоего» 3-го гласа ι (РНБ. Греч. 739). Для литургии Г. написал 3 осмогласных цикла херувимских (μϒιστα, μεσαα, πλ τν Κυριακν; Lesb.

http://pravenc.ru/text/166630.html

Все перечисленные причины затрудняют проведение службы по современной редакции Октоиха. В данной публикации предпринята попытка упорядочить субботние службы Октоиха для приходского клироса с учетом замечаний, приведенных выше. Каждая суббота своего гласа представлена двумя вариантами служб (всем святым и за упокой). В этих службах тексты уже размещены в том порядке, который определен уставом для каждого из двух вариантов. Хор должен просто петь все так, как написано в одном из вариантов. В публикации учтена устойчивая практика чтения на аллилуйной утрени не 1-го, а 2-го канона (заупокойного). Устав полагает чтение 2-го канона на повечерии, однако в современной приходской практике чин повечерия как правило не служится, и поэтому 2-й канон часто читается на утрени вместо 1-го, как наиболее подходящий по содержанию к заупокойной тематике службы. Терминология обозначения жанра мученичных стихир приведена в соответствие с уставной терминологией. Богородичны воскресные (тропарные), положенные при отдании гласа, выписаны наряду в конце вечерни каждой «всехсвятской» субботы. Приложение включает в себя последование 17-й кафисмы в том виде, как полагает петь ее устав на заупокойной службе на две статии. Далее изложены остальные неизменяемые тексты заупокойной службы, вплоть до канона. Изложена в кратком варианте схема-устав празднуемого святого в субботний день. Венчает работу изложение ирмосов Богородичных канонов воскресного Октоиха – тех самых ирмосов, которыми следует открывать каждую песнь канона при празднуемом святом. В заключение – сердечная благодарность тем пользователям православного Интернета, чьи выкладки отдельных текстов Октоиха существенно ускорили работу над публикацией. 1 Евгений Кустовский В пяток вечера По предначинательном псалме стихословим кафисму 18-ю 2 . На Господи, воззвах: стихиры святаго Минеи на 6 (каждая стихира по дважды). Стих: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?/Яко у Тебе очищение есть. Стихира святаго 1-я. Стих: Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое,/упова душа моя на Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й (дважды) и «Богородице Дево...» (единожды). По возгласе: «Благословение Господне на вас...», певцы: «Аминь». Иерей, войдя в алтарь и приняв в руки Крест, трисвещник и кадило, при отверстых царских вратах поет с сослужащими: «Христос воскресе...» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет стихи пасхального начала: «Да воскреснет Бог...». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе...». По окончании пения царские врата закрываются, и начинается чтение шестопсалмия: «Слава в вышних Богу...», и прочее. На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...» (дважды). «Слава» – тропарь святых, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седальны воскресные, глас 5-й (см. в Неделю о слепом). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же (см. в Неделю о слепом). По 2-м стихословии – седален праздника Триоди (о слепом), глас 5-й: «Отцу и Духови Собезначальный...» (см. на утрене среды 6-й седмицы по Пасхе). «Слава, и ныне» – тот же седален. Полиелей. Величание святых и избранный псалом. Седальны святых по 1-м и 2-м стихословии (глас 3-й: «Троице Живоначальней...», и глас 5-й: «Да радуются днесь...»). «Слава» – седален святых по полиелее, глас 4-й: «Приидите, просветители...», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Отцу и Духови Собезначальный...» (см. по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святых, глас 4-й: «Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются»; стих: «Услышите сия, вси языцы, внушите, вси, живущии по вселенней». Евангелие – святых. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святых...». Стихира святых, глас 6-й: «Апостолом единонравныя...» (см. славник на «Господи, воззвах»), или стихира святых, глас тот же: «Излияся благодать...». Каноны: Пасхи (без Богородичнов) на 6 (ирмосы по дважды), святых на 4 и Триоди (о слепом) на 4.

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-24/

Последование пасхальных часов совершается за малое повечерие. Перед утреней последование пасхальных часов совершается за полунощницу. Утреня. Предстоятель с Крестом, трисвещником и кадилом полагает начало утрени возгласом: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице...». Далее – пасхальное начало. Иерей: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), певцы – тот же тропарь (трижды). Стихи пасхального начала в следующем порядке: 1-й стих: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых...». 2-й стих: «Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых...». 3-й стих: «Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых...». 4-й стих: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся во-нь» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых...». 5-й стих: «Слава» – тропарь апостола, глас 3-й. 6-й стих: «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от века...» (но не по гласу «Славы») . В завершение иерей или все священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы заканчивают: «И сущим во гробех живот даровав». Ектения великая. (Шестопсалмие не глаголется, «Бог Господь» не поется, кафизм и седальнов нет.) Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Малая ектения. Седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Идольскую гордыню низложив...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «В напасти многоплетенныя впад...» (см. 29 апреля, в службе Девяти мучеников Кизических, по 3-й песни канона). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Евангелие – апостола. «Воскресение Христово видевше...» (трижды). (Псалом 50-й не глаголется.) «Слава» – «Молитвами апостола...», «И ныне» – «Молитвами Богородицы...». Вместо «Помилуй мя, Боже...» певцы поют припев: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» , и стихиру апостола, глас 6-й: «Излияся благодать...» (см. славник на «Господи, воззвах»). Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12). Возглас: «Милостию и щедротами...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-08/

Б. известен и как переписчик рукописей. Почти все муз. творчество Б. сохранилось в его автографах (Iver. 992 (1672); Ibid. 1165; Ibid. 1250; Pantel. 1008; Προυσο 43 и Ath. Io. Bapt. 1809). Полное собрание творений Б. и его Ирмологий дошли до нас в рукописях доместика Иверского мон-ря Космы Македонца , товарища Б. по учебе (Iver. 1048, 1686 г.; 1052, 1688 г.). Муз. сочинения Б. 1) Отдельные кодексы: Ирмологий и Прологарий. 2) Песнопения служб суточного круга: вечерни - великие кекрагарии (стихи «Господи, воззвах») на 8 гласов; утрени - полиелей «Δολοι Κριου» (    ) 1-го гласа, пасапноарии (хвалитные стихи) на 8 гласов, самогласны по 50-м псалме «Τς μετανοας νοιξν μοι πλας» (        ), мегалинарии 9-й песни канона (стихи из Песни Богородицы) на 8 гласов, Великие славословия на 8 гласов, многолетия. 3) Песнопения Божественной литургии: «Δναμις. Οσοι ες Χριστν» (      ), «Δναμις, Τν σταυρν σου προσκυνομεν» (      ), аллилуиарии на 8 гласов, херувимские - 2 осмогласных цикла, «Νν α δυνμεις - Γεσασθε» (      -  ) «Το δεπνου σου το μυστικο» (      ), «Σιγηστω πσα σρξ» (        ), воскресные причастны - 2 осмогласных цикла, седмичные причастны на 8 гласов, причастны всего года - полный комплект. 4) Икиматарий (Οκηματριο): строфы Акафиста Богородице - кукулий «Τ περμχ στρατηγ» (    ) и икосы «ρδβλθυοτεΑγγελος πρωτοσττης» (    ) и «Πσα φσις» (    ). 5) Матиматарий: 18 Богородичных и 20 праздничных матим . 6) Калофонический Ирмологий: 25 ирмосов. 7) Энкомий «наилучшему» (хвалебное песнопение хозяину дома на праздничной трапезе) «Ο χορτσας λαν» (Насытивший людей). 8) «Истолкования»: заупокойное Трисвятое и аллилуиарий. 9) Турецкая песня (Iver. 988. Fol. 399). Ист.: Арх.: Χουρμοζιος Χαρτοφλαξ. Παπαδικ: 5 τμοι//S. Sepulcri. 703-706, 722; idem. Μαθηματριον: 8 τμοι//Ibid. 727-734; idem. Οικηματριον//Ibid. 714; idem. Κρατηματριον//Ibid. 710. Изд.: Γρηγριος Προτοψλτης. Καλωφονικν Ερμολγιον. Κωνστατινοπολις, 1835; Πανδκτη τς ερς κκλησιαστικς μνωδας το λου νιαυτο: 4 τμοι. Κωνστατινοπολις, 1850-1851; Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Σ. 341-351; Στθης. Αναγραμματισμο κα μαθματα. Σ. 163-204 [аналитич. описание Матиматария и 4-го и 5-го томов Пападики Хурмузия Хартофилакса].

http://pravenc.ru/text/77420.html

Апостол и Евангелие – дня и святителей. Задостойник Пасхи. Причастен – Пасхи: «Тело Христово приимите...», и святителей: «В память вечную...». Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8 : праздника Триоди – 4 , и святителя, глас 3-й – 4. «Слава» – святителя, глас тот же: «Молитвами святителя Ермогена...» (см. последнюю стихиру на «Господи, воззвах»), «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная...». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На стиховне стихиры Триоди (воскресные), глас 2-й (с припевами воскресными) . «Слава» – святителя, глас 6-й: «Святителю Ермогене...» (см. 1-ю стихиру на стиховне) , «И ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «Тебе, одеющагося...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...». «Слава» – тропарь святителя, глас 4-й: «Приспе день светлаго торжества...», «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...» (единожды), тропарь воскресный, глас тот же: «Егда снизшел еси...» (единожды). «Слава» – тропарь святителя, глас 4-й: «Приспе день светлаго торжества...», «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Триоди . Полиелей. Величание святителя и избранный псалом: «Услышите сия вси языцы...» . Седален святителя по 1-м стихословии, глас 4-й: «Строителя земли...»; ин седален святителя по 1-м стихословии, глас тот же: «Светлую твою память...»; седален святителя по 2-м стихословии, глас тот же: «Явился еси...»; ин седален святителя по 2-м стихословии, глас тот же: «Притецем, вернии...»; седален святителя по полиелее, глас тот же: «Премудраго иерарха восхвалим, яко кормчаго...». «Слава» – ин седален святителя по полиелее, глас тот же: «Премудраго иерарха восхвалим, яко Ангела...», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Учеников Твоих лик...» (см. в седальнах по 2-м стихословии) , или Богородичен Минеи, глас 4-й: «Ублажим Честнейшую...» . Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста моя возглаголют премудрость и поучение сердца моего разум»; стих: «Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд». Евангелие святителя – Ин., зач. 35 (от полу). «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя...». Стихира святителя, глас 4-й: «Предстатель теплейший...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-25/

Самая поздняя известная рукопись Д. Р.- Анфология Пападики Ath. Laur. Ε. 173 (635) с заключительным кратким колофоном: «Написана сия книга рукою моею, малейшего монаха Давида Редестского, в лето 1436, индиктиона 14-го». Митр. Софроний составил алфавитный список мелургов, чьи творения вошли в эту рукопись, и описал ее состав (аналогичный составу автографа Д. Р. 1433 г.): пропедевтика к певч. искусству (краткое теоретическое введение, см. в ст. Пападики ), прокимны, дохи (δοχα), кекрагарии (см. «Господи, воззвах» ), аниксандарии , стихи полиелея, мегалинарии, непорочны, Трисвятое, изобразительные антифоны, многолетия (имп. Иоанну, Августе Марии и патриарху Иосифу), херувимские, причастны (воскресные, седмичные и всего года), калофонические стихи, «прологи» по гласам, кратимы, богородичны (на все гласы), стихиры Минеи, Триоди и Пентикостария и др. песнопения ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Σ. 56-62). Д. Р. известен и как опытный мелург, произведения к-рого получили широкое распространение и копировались во мн. греч. певч. рукописях до XIX в. Муз. наследие Д. Р. включает гл. обр. причастны. Воскресный причастен 1-го гласа, встречающийся с характеристикой «персидский» (περσικν), известен по рукописям: Анфология Пападики 1527 г. письма диак. Макария (Lesb. Leim. 258. Fol. 221-222v; см.: Χατζηϒιακουμς. Χειρϒραφα Τουρκοκρατας. Σ. 380), Анфология Пападики XVI-XVII вв. (Athen. Benaki. 55 (TA 109). Fol. 18-25v; см.: Λππα-Ζζηκα, Ρζου-Κουρουπο. Σ. 107), Ath. Karakall. 237, 2-я пол. XVII в. (Fol. 33v, с надписанием: «Давида монаха [из] Редеста»; см.: Στθης. Χειρϒραφα. Τ. 3. Σ. 463). Воскресный причастен Д. Р. на глас βαρς (или πρωτβαρυς) весьма часто встречается в греч. муз. источниках: в Анфологии Lesb. Leim. 289 (fol. 32v - 34, между 1500 и 1550 гг.), в Анфологии Пападики Lesb. Leim. 284 (fol. 64-65v, ок. 1600 г.), в Анфологии вечерни, утрени и Божественной литургии Athen. Acad. Sideridou 7 (p. 2-6, ок. 1650 г.) (см.: Χατζηϒιακουμς. Χειρϒραφα Τουρκοκρατας. Σ. 29-31, 52-53 соответственно), в Анфологии Пападики Ath.

http://pravenc.ru/text/168574.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010