85 об.–88; 19) молебен к самому Господу и к всем святым егда исходити из града, противу ратным певаем за князя и за люди (123 об.–128); 20) канон к Господу Иисусу Христу и к Пречистей Его Матери на поганыя молебен – творение святейшаго и вселенского патриарха Филофиа и потружение же Киприана смиреного митрополита всея Руси (128–132); 21) молебны к Господу Иисусу Христу в усобных и иноплеменных бранех – творение святейшаго патриарха Филофея, потружение же Киприана митрополита Киевского и всея Руси (132 об.–137); 22) чин омыти мощи святых или Крест мочити (137–141); 23) последование о Причащении святыа воды (141–142 об.); 24) две молитвы за творящая милостыня (142 об.–143); 25) молитва за отца и за матерь умерших (143); 26) перечень грехов и добродетелей (143 об.); 27) Общая Минея (144–239); 28) отрывок из службы на день Благовещения Пресвятыя Богородицы (239–241 об.); 29) молитва святаго отца Памова егда стужаем будет человек злыми помыслы от лукавого беса; злым лукавством сотониным (242–244); 30) молитвы на всяк день в кельи по заутре (244–246 об.); 31) вели светилника Иоана Златоустаго молитвы молебные 24 м часом дневным и нощным (246 об.–248). Состав: последования полунощниц: 1) субботней, без начала (1); 2) воскресной (1 об.–7); за последнею следуют молитвы по полуношнице субботней (7–9 об.): 3) утрени (10–21); неполное; 4) часов: 1, 3, 6 и 9; 5) чинов: изобразительных (21–35) и панагии (35–36 об.): 6) вечерни (36 об.–42), 7) повечерницы обычной (42–59), 8) тропари воскресные, богородичны и ипакои восьми гласов (60 об,–64); 9) тропари чрез всю седмицу (64–66 об.); 10) светильны и богородичны чрез всю седмицу (66–68 об.); 11) крестобогородичны восьми гласов (68 об.– 70); 12) тропари воскресные по Непорочны (70 об.–71); 13) троичны восьми гласов (71–73 об.); 14) светильны восьми гласов (74); 15) неполная служба воскресная 1-го гласа (74 об.–85); 16) особенности последований Триоди Постной (85–98 об.); 17) особенности последований Триоди Цветной (98 об.–123); 18) канон Ангелу хранителю, певаемый в неделю вечер, без конца (123–127 об.); службы: 19) на Рождество Богородицы (128–141 об.); 20) на Рождество Христово (142–153), 21) на Богоявление Господне, неполная (153–164 об.); 22) евангельския чтения вели четверга, великой субботы (без конца) и в неделю пред Рождеством Христовым (165–175); 23) поучение отца духовного к детям и ко всем христьяном (176–179).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово…» (дважды). «Слава» – тропарь прп. Евфросинии, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ради...». Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален прп. Евфросинии, глас 5-й: «Доблественне Богу работавши…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Прежде Креста Твоего…» (см. в седальнах по 2-м стихословии) . По 2-м стихословии – седален прп. Евфросинии, глас 4-й: «Плоть распяла еси со страстьми…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прежде Креста Твоего…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Полиелей. Величание прп. Евфросинии и избранный псалом. Седален прп. Евфросинии по полиелее, глас 2-й: «Твердое изволение…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прежде Креста Твоего…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен прп. Евфросинии, глас 4-й: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев»; стих: «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». Евангелие – прп. Евфросинии. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобныя матере нашея Евфросинии…». Стихира прп. Евфросинии. Каноны: праздника Триоди, глас 5-й: «Землю, на нюже не возсия…» (см. в Неделю о слепом), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и прп. Евфросинии на 8. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия Пасхи: «Воскресения день…». По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 4-й (см. в Неделю о слепом); седален прп. Евфросинии, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Всех Владыка и Творец…» (см. в Неделю о слепом, по 3-й песни канона). По 6-й песни – кондак и икос прп. Евфросинии, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен прп. Евфросинии (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди (см. в Неделю о слепом). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

http://patriarchia.ru/bu/2022-05-30/

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3. На стиховне стихиры преподобного, глас 6-й (со своими припевами) . «Слава» – преподобного, глас тот же: «Радостно днесь...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Со страхом приидоша...» (см. на стиховне вечера). По Трисвятом – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...». «Слава» – тропарь преподобного (по выбору); «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...» (единожды), тропарь воскресный, глас тот же: «Егда снизшел еси...» (единожды). «Слава» – тропарь преподобного (по выбору); «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам...». Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален преподобного, глас 1-й: «Усердно днесь...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Мира тепле...» (см. в седальнах по 2-м стихословии) . По 2-м стихословии – седален преподобного, глас 3-й: «Светлое торжество...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Мира тепле...» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 4-й: «Удивил еси...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Мира тепле...» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 4-й: «Удивишася, Чистая...» . Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие – преподобного. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго...». Стихира преподобного, глас 6-й: «Радостно днесь...» (см. славник на стиховне великой вечерни). Каноны: праздника Триоди, глас 2-й: «Моисейскую песнь...» (см. в Неделю мироносиц), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Пасхи: «Воскресения день...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-20/

Авторские произведения и «экзегезис» И. Д. проанализированы в краткой, но чрезвычайно емкой работе М. Хадзиякумиса ( Χατζηγιακουμς. 2009). Авторское наследие И. Д. весьма разнообразно: догматики Октоиха, 2 цикла евангельских стихир (кратко-пространные и «более краткие»), евлогитарии («новораспетые» (νεομελοποιηθντα) медленным мелосом с указанием «δι τν χειμνα» (зимой)), степенны 4-го гласа, стихи «Бог Господь» по гласам с воскресными тропарями, пасапноарии хвалитных на отдельные гласы, «Богородице Дево» (без кратим и с указанием «приветствие (σπασμς) Богородице двухорное новосоставленное, краткое осмогласное») и отпустительные тропари Господских и Богородичных праздников двухорные осмогласные (согласно святогорской практике того времени), 9 версий великого славословия с песненным Трисвятым (μ Ασματικ) на 8 гласов (2 на 4-й плагальный (8-й) глас), многочисленные версии полиелея на все гласы («краткие» самого И. Д., а также др. мелургов в «сокращении» И. Д.), 3 цикла херувимских («краткие седмичные», «на праздники и воскресные дни» и «на малые праздники святых»), причастны - воскресные по гласам («по просьбе учеников»), седмичные и многочисленные годового круга, херувимская и причастен литургии Преждеосвященных Даров, «краткие» стихи «Блажен муж» («сокращенные из [версий] Хурмузия»), «мегалинарии» (катавасии-задостойники Хурмузия, «украшенные лучшим образом»), литургия св. Василия Великого «в сокращении» (κατ πιτομν). Самыми выдающимися произведениями И. Д., имеющими особое значение для истории музыки на Афоне, являются «Сборник всех подобнов и отпустительных всего года… согласно стилю Святой горы» (Ath. Dionys. 705, автограф) и многочисленные песнопения Стихираря: славники и матимы (почти все они содержатся в автографе 1858 г. Ath. Dionys. 707) на великие праздники (Рождество Христово, Богоявление, Пасху и др.) и (большая часть) на афонские праздники (на дни памяти св. Модеста, патриарха Иерусалимского, прп. Саввы Освященного, на день перенесения десницы св. Иоанна Предтечи, на дни памяти преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского, Афонских преподобных отцов, св. Нифонта II, патриарха К-польского, прп. Павла Ксиропотамского и др.), многие из этих песнопений были написаны по заказу («по просьбе святого кафигумена [монастыря] Симона Петра господина Серафима и многих других», «по просьбе святого архимандрита Даниила Ивирита», «по просьбе иверских скитов Предтечи», «по просьбе музыкантов священной киновии Симона Петра», «по просьбе святогорцев» и т. п.). Т. о., подтверждается практическое предназначение святогорских песнопений И. Д., по этой причине они не были включены в к-польские певч. издания. Из характерных песнопений стоит упомянуть осмогласный двухорный славник Успения Пресв. Богородицы «Богоначальным мановением», славник Пасхи «Воскресения день», стихиру Собора бесплотных сил «Срадуйтеся нам» (к-рая напоминает стихиру протопсалта Иакова) и «Молитвами святых» («весьма искусное» [древнее], «по просьбе кир Акакия»).

http://pravenc.ru/text/578124.html

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф…». «Слава» – тропарь преподобного, глас 4-й; «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф…» (единожды), тропарь воскресный, глас тот же: «Егда снизшел еси…» (единожды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 4-й; «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам…». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Триоди . Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного, глас 4-й: «Горняго желая…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален преподобного по полиелее, глас 8-й: «Воздержания потом…», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Учеников Твоих лик…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 8-й: «Милостиваго Слова…» . Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие – Мф., зач. 43. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго…». Стихира преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче…». Каноны: праздника Триоди, глас 2-й: «Моисейскую песнь…» (см. в Неделю мироносиц), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и преподобного (два канона) на 8. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия Пасхи: «Воскресения день…». По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 2-й (см. в Неделю мироносиц); седален преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й (см. в Неделю мироносиц). По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного: «Пустыню град сотворил еси...» (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «Жены, услышите…» (см. в Неделю мироносиц). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6 : Триоди (воскресные), глас 2-й – 3 (см. на хвалитех), и преподобного, глас 1-й – 3. «Слава» – преподобного, глас 4-й: «Преподобне отче прехвальне...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Приидоша на гроб…» (см. на хвалитех).

http://patriarchia.ru/bu/2022-05-14/

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и праздника. Примечание. 9-я Маркова глава Типикона под 2 февраля умалчивает о прокимне, аллилуиарии и причастне праздника, но в соответствии с общим уставом они должны петься. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 425, 427. Апостол и Евангелие – Недели о блудном сыне. Задостойник праздника. Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». Примечание. В седмицу мясопустную «Аллилуия» не поется (т. е. постовое богослужение не совершается); одна из кафизм утрени (третья) переносится на вечерню . Не поются междочасие и канон молебный ко Пресвятой Богородице на повечерии; повечерие положено малое. Точно так же – и в седмицу сырную, кроме среды и пятницы (см.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя… блуднаго сына», «зри»). Примечание. «Ведомо же да есть, яко последование прилучающихся святых в субботу, и в Неделю мясопустную, поется в мимошедших повечериях. Такожде о субботе и Недели сыропустной творим: или како настоятель изволит, кроме аще где случится великаго святаго память» (Триодь Постная, «Неделя… блуднаго сына», «зри»). 1 Ср.: Типикон, 1 февраля, 2-я Маркова глава. 2 О порядке пения служб на повечерии см. 2 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 3 Хвалитная (и литийная) стихира Триоди, глас 4-й: «Яко блудный сын...», поется на литии на «Славу». Славник хвалитных стихир Триоди, глас 6-й: «Отче Благий…», не переносится на литию, поскольку поется на хвалитех (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 395, 397, 417). 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 395, 397. 5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся паче смысла…». 6 «Полиелей: обычныя два псалма. Припеваем же к сим и третий псалом: На реках Вавилонских со Аллилуиею красною» (Типикон, гл. 49-я, «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи блуднаго сына»). 7 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 405. 8 В Триоди Постной в Неделю о блудном сыне на утрене назначена катавасия «Моисейскую песнь…» (см.: Триодь Постная, ч. 1, л. 10, на обороте), но такое указание (без каких-либо оговорок) не охватывает всех возможных совпадений Триоди Постной с праздниками Минеи: ведь Неделя о блудном сыне может случиться в период с 18 января по 22 февраля, когда праздники Минеи следуют один за другим. Итак, если Неделя о блудном сыне случится с 18 января по 9 февраля (включительно), то катавасия – «Сушу глубородительную землю…». Если Неделя о блудном сыне случится с 10 по 22 февраля (включительно), то катавасия – «Моисейскую песнь…», которая и указана в последовании Триоди Постной, тогда как про другую ничего не говорится.

http://patriarchia.ru/bu/2022-02-20/

Примечание. Поскольку в честь святителей совершалось всенощное бдение, по входе на Литургии тропарь и кондак храма святого не поется. Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и святителей. Примечание. Прокимен и аллилуиарий у Трех святителей – по апостольскому чину. Прокимен, глас 8-й: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Аллилуия, глас 4-й: «Исповедят Небеса чудеса Твоя, Господи, ибо истину Твою в Церкви святых»; стих: «Бог прославляемь в совете святых». Причастен: «Радуйтеся, праведнии...». Апостол и Евангелие – Недели о блудном сыне и святителей. Поется «Достойно есть...». Примечание. В седмицу мясопустную «Аллилуия» не поется (т. е. постовое богослужение не совершается); одна из кафизм утрени (третья) переносится на вечерню. Не поются междочасие и канон молебный ко Пресвятой Богородице на повечерии; повечерие положено малое. Точно так же – и в седмицу сырную, кроме среды и пятницы (см.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя... блуднаго сына», «зри»). Примечание. «Ведомо же да есть, яко последование прилучающихся святых в субботу, и в Неделю мясопустную, поется в мимошедших повечериях. Такожде о субботе и Недели сыропустной творим: или како настоятель изволит, кроме аще где случится великаго святаго память» (Триодь Постная, «Неделя... блуднаго сына», «зри»). 1 Пение стихир святителей, глас 4-й: «Благодати органы...», предпочтительней, поскольку стихиры, глас 2-й: «Киими похвальными венцы...», отсутствуют в греческом оригинале печатной службы Трех святителей (ср.: Минея-Январь. Венеция, 1843. С. 243; Венеция, 1868. С. 244; Венеция, 1890. С. 222). 2 Хвалитная (и литийная) стихира Триоди, глас 4-й: «Яко блудный сын...», поется на «И ныне» литийных стихир. 3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 394, 396. 4 Там же. С. 396, 398. 5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся паче смысла...». 6 «Полиелей: обычныя два псалма. Припеваем же к сим и третий псалом: На реках Вавилонских со Аллилуиею красною» (Типикон, гл. 49-я, «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи блуднаго сына»). «Аще ли Неделя блуднаго, или мясопустная, прилагаем и третий псалом: На реках Вавилонских» (Типикон, 30 января, 1-я Маркова глава, 2-е «зри»).

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-12/

В праздник 40 мучеников по народной традиции принято выпекать жаворонков. Особенности в случае праздника 40 мучеников Севастийских в седмичный день Великого поста. Этот случай – наиболее частый и потому является стандартным. Великая вечерня накануне праздника Здесь нужно рассмотреть три возможных варианта совершения великой вечерни. 1) Если праздник случится во вторник, среду или пятницу (кроме пятка 5-й седмицы), то вечерня накануне праздника совершается без литургии Преждеосвященных Даров и присоединяется она к великопостным часам предшествующего дня. Это – наиболее частый случай. Вечерня начинается без начального возгласа «Благословен Бог наш…» после поклонов на изобразительных, как обычно в Великий пост . Кафисма 18-я (на 5-й седмице – рядовая). На «Господи, воззвах…» стихиры на 6: Триоди – 3, Минеи – 3; «Слава»: стихира мучеников, «И ныне»: догматик 2-го гласа. Вход с кадилом. Прокимены Триоди. Паремий 5: Триоди – 2 и мучеников – 3. «Сподоби, Господи…» (на практике поется). Просительная ектения и молитва главопреклонения. Стихиры на стиховне из Триоди. «Слава»: стихира мучеников, «И ныне»: «Богородице, Ты еси Лоза…». «Ныне отпущаеши…» (можно спеть). Трисвятое по «Отче наш…». Тропари: тропарь мучеников, «Слава, и ныне» Богородичен воскресный «Гавриилу вещавшу…». Сугубая ектения. Возглас «Яко милостив…». Священник произносит молитву «Господи и Владыко живота моего…» с тремя поклонами. Чтец: «Аминь». «Всесвятая Троице, Единосущная Державо…». Хор: «Буди имя Господне…» (трижды). Чтец: «Слава, и ныне» и 33-й псалом. Священник: «Премудрость». Хор: «Достойно есть…» до половины и далее переход на отпуст по чину. Отпуст полный праздничный с поминанием святого храма и мучеников (мученики на всех отпустах поминаются общей фразой «четыредесяте мучеников, в Севастийском езере мучившихся» без поименного перечисления). 2) Если праздник случится в понедельник (любой седмицы), то вечерня праздника совершается в воскресенье вечером. Особенности вечерни таковы: Поется «Блажен муж…» .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О святем имущем полиелей, аще прилучится в неделю. На вечерни и на утрени и на литургии поем якоже и святому имущему бдение: точию на благословении хлебов, Богородице Дево: трижды, Канон воскресен со ирмосом на 4: крестовоскресен на 2, и Богородицы на 2, и святаго на 6: аще ли два канона, на 8: а крестовоскресен оставляется. На литургии прилагаем тропарь и кондак, и храма святаго. О святем поемом на 6, аще прилучится в неделю. На велицей вечерни стихиры октоиха 6, и святаго 4: Слава святаго, и ныне, богородична гласа. Стиховна воскресна: Слава, святаго, и ныне, Богородичен воскресен. На утрени тропарь воскресен дважды. Слава, святаго, и ныне, Богородичен первый, по гласу тропаря святаго, и прочее воскресно. Канон воскресен со ирмосом на 4: крестовоскресен на два, и Богородицы на два, и святаго на 6. По 3-й песни кондак и икос, и седален святаго дважды, Слава, и ныне, Богородичен. По 6-й песни кондак и икос воскресен. Светилен воскресен, Слава святаго: и ныне Богородичен воскресен. На хвалитех стихиры воскресны 4: и святаго 4, аще имать: Слава, стихира евангльская, и ныне, Преблагословенна еси: На часех тропарь воскресен, Слава, святаго, кондак воскресен. На литургии служба, якоже и полиелейнаго святаго. О непразднуемом святом, или дву прилучающихся в неделю. На велицей вечерни стихиры октоиха 7, и святаго 3: аще ли два святых, октоиха: 4, и святым по три: Слава, святаго, аще есть, и ныне, Богородичен первый, гласа. На стиховне, стихиры воскресны: Слава, святаго, аще есть, и ныне, Богородичен. На утрени на Бог Господь, тропарь воскресен дважды, Слава, святаго: аще ли два святых, тропарь воскресен единожды, и святаго: Слава, 2-го святаго, и ныне, Богородичен 1-й и прочее воскресно. Канон воскресен со ирмосом на 4, крестовоскресен на три, и Богородицы на три, и святаго на 4. Аще два святых, канон воскресен со ирмосом на 4, Богородицы на 2, и святых на 8. По 3-й песни кондак и икос, и седален святаго единожды, Слава, и ныне, Богородичен. По 6-й песни кондак и икос воскресен, светилен воскресен, Слава святаго, аще имать, и ныне, Богородичен воскресен.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В предисловии к «Обиходу» отмечено, что «напев валаамский есть соединение напевов: большого и малого знаменного, а также и других», а именно: греческого , киевского , болгарского и путевого . Указания на распевы во мн. случаях отсутствуют, их можно установить путем сравнения с обиходными песнопениями синодального издания: напр., песнопение «Достойно есть» (на возношение Панагии) греч. распева известно также под названием «Жуковская малая, 5-го гласа», предначинательный псалом - киевского распева и т. п. Основу «Обихода» составляют песнопения знаменного распева , к к-рому принадлежат «Блажен муж», запевы и 1-е стихиры на «Господи, воззвах», догматики, воскресные богородичны на стиховне, «Бог Господь», прокимны на утрене, «Свят Господь Бог наш», почти все песнопения литургии, кроме гимна «Единородный Сыне» (праздничного) болгарского распева. Характерной тенденцией рубежа XIX-XX вв. является сокращение мелодий, в песнопениях отсутствуют фиты (хотя в кон. XIX в. они еще использовались; так, Соловьёв упоминает о пении фиты «кудрявой» в литийной стихире «Подобаше самовидцем» на Успение). Соловьёв с тревогой писал о «заметном расположении к употреблению малых роспевов». В большинстве песнопений из «Обихода» Валаамского мон-ря попевочный фонд знаменного распева сохранен. В тех случаях когда попевки знаменного распева модифицируются, имеет место как их упрощение («редукция»), так и увеличение мелизматических оборотов, добавление опеваний, проходящих звуков, что делает мелодию более развитой, гибкой. Одной из древних традиций, сохранившихся в Валаамском мон-ре, Соловьёв считал стихологию, т. е. антифонное чтение и пение псалмов. Особенно близким древнему первообразу он находил исполнение гласовых напевов на «Господи, воззвах», когда головщик поет все 3 запева, а хор трижды повторяет «Услыши мя, Господи». Загребин отмечает сходство структуры стихир «на глас» в Валаамском «Обиходе» с совр. их исполнением в рижской Гребенщиковской и Невской старообрядческих общинах. Украшением валаамского пения были подобны . По словам Соловьёва, древнейшая традиция пения на подобен на Валааме сохранилась великолепно, но головщик правого клироса в беседе с ним сетовал, что «знание этого отдела у валаамских певцов ослабевает и количество употребляемых подобнов постепенно уменьшается», напр., не поются 12-строчные («на двенадцать колен») подобны ( Соловьёв. С. 26). В «Обиходе» Валаамского мон-ря 11 подобнов: «Прехвальнии мученицы», «Небесных чинов» 1-го гласа, «Доме Евфрафов», «Егда от древа» 2-го гласа, «Яко добля», «Дал еси знамение», «Хотех слезами» 4-го гласа, «Радуйся» 5-го гласа, «Все отложше», «Тридневен» 6-го гласа, «О преславного чудесе» 8-го гласа.

http://pravenc.ru/text/153891.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010