20. Верою о грядущих благослови Исаак Иакова и Исава. «Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава». Исаак веровал, что Божеские обетования исполнятся, и по этой вере благословил сынов своих Иакова и Исава, младшему сыну Иакову усвоил высшие духовные блага, вместе с земными, а старшему только земные ( Быт.27:27,39 ). Иаков получил в благословение то данное Аврааму обетование, что из его потомства произойдет обетованный Спаситель мира. Повидимому Исаак хотел это благословение передать Исаву, как старшему сыну; но по особому устроению Промысла, передал его младшему, как более достойному, и утвердил свое благословение за Иаковом, не смотря на все просьбы Исава ( Быт.27:33,35,37 ). Без сомнения, Исаак утверждал преимущественное благословение за Иаковом, верою созерцая истину судов Божиих, и повинуясь им. 21. Верою Иаков умирая коегождо сына Иосифова благослови; и поклонися на верх жезла его. «Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова». Благословляя двух сынов Иосифа, Иаков младшего Ефрема предпочел старшему Манассии, созерцая преимущество младшего пред старшим в его потомстве: потому что из колена Ефремова произошел Иисус Навин, приведший евреев в землю обетованную, также Иеровоам, первый царь израильского царства, и его преемники в этом царстве. «И поклонился на верх жезла своего». Это было, когда Иаков клятвенно обязал Иосифа не хоронить его в Египте, а вынести тело его из Египта и похоронить во гробе, который Иаков выкопал себе в земле Ханаанской, и Иосиф клялся Иакову исполнить завещание ( Быт.47:29–31;50:5 ). Можно думать, что это поклонение было выражением благоговейного благодарения к Богу и его упования на исполнение Божеских обетований о водворении потомства его в земле обетованной и о ниспослании небесного благословения всему роду человеческому чрез обетованного Искупителя. Может быть, в минуту этого поклонения на верх жезла, душа изнемогающего телом патриарха исполнена была тем же чувством веры, которое выразилось, когда сказал он: Твоего спасения жду я, о Господи ( Быт.49:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

22, Слышано же бысть слово о них во ушью церкве сущия во Иерусалиме, и послаша Варнаву преити даже до Антиохии. «Дошел слух о сем до Церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохью». Это было уже после того, как Церковь Иерусалимская, чрез бывшее апостолу Петру откровение, убедилась в той истине, что ко спасению чрез веру в Иисуса Христа призываются, как иудеи, так и язычники. Потому весть об обращении ко Христу антиохийских язычников не возбудила никакого недоумения в Церкви иерусалимской; а, напротив, поручили Варнаве идти в Антиохью, чтобы он узнал, как там совершается дело Божие, и чтобы обратившихся ко Христу утвердил в вере. Варнава, что значит с еврейского – сын утешения, назван так от Апостолов; а прежде было ему имя Осия: он был эллинист, левит, родом кипрянин, у которого была своя земля. Он, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов ( Деян.4: 36.37 ). Не без предусмотрения Апостолы сделали Варнаве это поручение: он, как еллинист, и притом кипрянин, удобнее мог сойтись с помянутыми кипрянами и киринейцами, которые, при содействии благодати Божией, распространили Евангелие между антиохийскими язычниками. Подвиги Варнавы, увенчанные благим успехом, вполне оправдали оказанное ему доверие от иерусалимской Церкви. Иже пришед и видев благодать Божью, возрадовася, и моляше всех изволением сердца терпети о Господе. «Он, прибыв и увидев благодать Божью, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем». Варнава, совершив довольно длинный путь, пришел в Антиохью, и, увидев благодать Божью, то есть множество, благодатью Божией обращенных ко Христу язычников и их благочестие, возрадовался, утешился духом и возблагодарил Бога за Его милосердие к людям, прежде блуждавшим во тьме неведения, и теперь, познавшим свет спасительной истины. «И убеждал всех держаться Господа искренним сердцем». Всех обратившихся ко Господу, которых нашел в Антиохии, Варнава старался утверждать в вере во Христа; убеждал их, чтобы они, вступив на путь спасения, не уклонялись от Спасителя Господа, а с искренним сердцем служили Ему, неизменно соблюдая заповеди Его. Для этой цели Варнава и послан был в Антиохью от Церкви Иерусалимской.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

22. Верою Иосиф умирая, о исхождении сынов памятствова, и о костех своих заповеда. «Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов израилевых, и завещал о костях своих». Веровал Иосиф, что Божеские обетования о возвращении сынов израилевых в землю обетованную и о пришествии Искупителя непременно исполнятся; потому напоминал им об этом исходе, и для поддержания сей веры в Израильтянах, заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: «Бог посетит вас, и вы вынесите кости мои отсюда» ( Быт.50:25 ), т.-е. в землю обетованную. Это завещание исполнил Моисей, когда Израильтяне выходили из Египта. Сказано: и взя Моисей кости Иосифовы с собою ( Исх.13:19 ). 23. Верою Моисей родився, сокровен бысть три месяцы от отец своих, зане видеша красно отроча: и не убояшася повеления царева. «Верою Моисей, по рождении, три месяца скрываем был родителями своими; ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления» – всякого новорожденного у евреев сына бросать в реку ( Исх.1:22 ). Необыкновенная красота сына ( Деян.7:20 ) вдохнула в родителей надежду, что всеблагий Бог явит о нем особенное попечение. Эта надежда дала им смелость поступить против жестокого повеления царя 20 . 24. Верою Моисей велик быв, отвержеся нарицатися сын дщере фараоновы: 25. Паче же изволи страдати с людьми Божиими, нежели имети временную греха сладость: 26. Большее богатство вменив египетских сокровищ поношение Христово: взираше бо на мздовоздаяние. Без сомнения, Моисей, дивным Божеским попечением сохраненный от погибели, находясь при Фараоновом дворе, вместе с египетскою мудростию ( Деян.7:22 ), научен был от своих родителей и тем великим обетованиям, которые принадлежали сынам Израиля по наследству от древних патриархов, Авраама, Исаака и Иакова. Поэтому «верою Моисей, пришедши в возраст, отказался называться сыном дщери Фараоновой», которая заботилась о воспитании его, как воспринятого сына. Достигши совершенного возраста по телу, Моисей возвысился и по вере: сознал высокое назначение Евреев быть избранным народом Божиим и даровать из среды себя обетованного Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

22 Впрочем, только в законоположительный период суббота стала праздничным днём: «и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его]» ( Втор.5:15 ). 23 Блаженный Феофилакт Болгарский , толкуя этот отрывок, говорит о колоссянах, что «если они и соблюдали субботу, то не вполне». 24 Как говорил св. Иоанн Златоуст, Христос «отменил и субботу, и обрезание, и все ветхозаветные обряды». См.: Иоанн Златоуст. Беседы на 2е послание Коринфянам, VII. 25 См. также Лк.6:7-9 . 26 Св. Кирилл Александрийский, высказываясь по поводу осады Иерихона в субботу, говорит: «Это прообраз. Когда же пришла Истина, то есть Христос, разрушив и покорив сограждённое диаволом против человеческой природы тление, [иудеи] неразумно негодуют и осуждают благопослушание отцов своих, не позволяя преодолевать угнетаемую болезнями природу, поскольку обращаются к преследованию Иисуса, благодеющего в субботу» (Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 2. Гл. 5. С. 328–329). 27 Добротолюбие: В 5 т. – Т. 3. – 4е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 231. 28 Являясь в божественном достоинстве в откровении апостолу Иоанну, Христос особо подчёркивает, что Он «был мёртв, и се, жив во веки веков» и имеет «ключи ада и смерти» ( Откр.1:18 ). 29 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. IV, гл. XXIII. Против иудеев, о субботе//Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. СПб., 1913. С. 336. 30 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, IV, XXIII//Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. С. 335. 31 Св. Иоанн Дамаскин разъясняет: «Так что мы уже более не рабы, но сыны, не под законом, но под благодатью; не отчасти и не по страху служим Господу, но должны посвящать Ему все время жизни и раба, разумею, гнев и похоть, – всегда успокаивать от греха, и обращать свой досуг к Богу, непрестанно устремляя к Нему всякое пожелание, гнев же (свой) вооружая против врагов Божиих; равным образом и подъяремное животное – т. е. тело, успокаивать от рабства греху, побуждая служить божественным заповедям» (Св. Иоанн Дамаскин. «Точное изложение православной веры», IV, XXIII//Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. С. 336).

http://azbyka.ru/pravoslavnoe-bogoslovie...

22. «Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их паЛуками. 23. И дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их». Народ восстал, без сомнения, возбужденный клеветами господ, раздраженных потерею бесчестных выгод, а воеводы, или римские начальники города, по своей надменной дерзости и презрительности к Иудеям, как беззащитным, и по привычке к жестокости, сорвав с них одежды, т.е. обнажив их, велели бить их паЛуками. Били, сколько вздумалось. Дав много ударов, ввергли в темницу, повелев темничному стражу, чтобы сии узники сохраняемы были строго. Павел, как римский гражданин, имел право требовать защиты законов, потому что римский гражданин законами освобождался от телесного наказания; но он не защищался законами, а вместе с Силою, кротко перенес тяжкие истязания, или потому что при необузданном возмущении народа, нельзя было ожидать внимания к законам, или потому что Павел хотел вместе с Силою страдать за имя Христово, как сораспявшийся Христу ( Гал.2:19 ). «Получив такое приказание он (темничный страж) ввергнул их во внутреннюю темницу, и ноги их забил в колоду». Страж исполнил, что было ему приказано. Темница разделялась на комнаты. Чтобы узники вернее были сбережены и каким – нибудь образом не ушли из темницы он заключил их во внутреннюю комнату; а чтобы лишить их самой возможности уйти, забил ноги их в колоду. «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. 26. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели». Павел и Сила – избитые, окровавленные, в ранах, повергаются в темницу, и в темнице ноги их забиваются в колоду; они страдают от изнеможения и ран, но не унывают духом; они молятся Богу и духовными песнями восхваляют Его; заключенные в той же темнице узники слушают их. Так и сами они духом возвышались над своими болезнями и страданиями, возносясь сердцами к Богу, и других побуждали к прославленью Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

26. Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет. «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет». Каждый раз, когда вы едите этот таинственный хлеб, то-есть, под видом хлеба вкушаете самое пречистое тело Христово, и из этой чаши пьете честную кровь Христову, вы возвещаете или свидетельствуете о смерти Господней до того времени, когда Он приидет на землю во славе судить живых и мертвых. «Смерть Господню возвещаете». Слова Павла имеют значение, соответствующее словам Господа: «сие творите в Мое воспоминание». Но, как важнейшее и особенно поразительное и поучительное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа есть крестная Его смерть; то Апостол, желая сильнее подействовать на сердца коринфских христиан, указывает им на смерть Господа Иисуса. Какбы так говорит он: Будьте внимательны к словам Господа: «сие творите в Мое воспоминание». Каждый раз, как вкушаете тело и кровь Христову, вы должны всею душею и всем существом своим приближаться к Господу Иисусу, помышляя о том, что Он за нас пострадал и умер. Помышляя о Нем, страждущем и умирающем на кресте, мы должны глубоко сочувствовать Его страданиям, понесенным за нас, и нашими желаниями умирать всему земному, чтобы жить со Христом Спасителем нашим, всеми силами стараясь соблюдать Его заповеди и удаляясь от всякого греха. Вкушая тело и кровь Христову, вы соединяетесь со Христом; потому вы всецело должны принадлежать Христу Господу, и всеми вашими делами, и всем существом вашим, как искупленные драгоценною кровию Его; вы должны всегда «возвещать смерть Господа» и прославлять Его, «доколе Он приидет». «Доколе Он приидет». Это показывает, что таинство Евхаристии будет совершаться в православной Церкви до второго пришествия Господа на землю, и что Церковь Христова будет пребывать на земле и преподавать верующим во Христа спасительные таинства до скончания мира, в исполнение обетования Господня: созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей ( Мф.16:18 ). Также: и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

2. Вем человека о Христе, прежде лет четыренадесяти: аще в теле, не вели: аще ли кроме тела, не вем: Бог весть: восхищена бывши таковаго до третияго небесе. «Знаю человека во Христе, который, назад тому четырнадцать лет, -(в теле ли, не знаю; вне ли тела, не знаю; Бог знает), -восхищен был до третьего неба. Связь речи ясно показывает, что это говорит Апостол о самом себе; потому что, в защиту себя от нареканий врагов своих, он говорит о своих достоинствах, а не о чужих. Это же подтверждает ниже и ст. 6: «таким человеком могу хвалиться»; «если захочу хвалиться, – не буду неразумен; потому что скажу истину». В последних словах истина раскрывается довольно ясно. Апостол как бы так говорит: если все это сказанное я прямо отнесу к самому себе; то нельзя будет назвать меня неразумным или обманщиком, потому что скажу истину, а не ложь. Обратимся к повествованию Апостола о видении. Знаю человека во Христе, т.е. человека, преданного Христу, или живущего во Христе, ходящего по заповедям Христовым. Так в другом месте Павел говорит о себе: живу не к тому аз, но живет во мне Христос. А еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившего мене и предавшего себе по мне ( Гал. 2:20 ); также: мне бо еже жити, Христос ( Филип. 1:21 ). «Который назад тому четырнадцать лет». По соображению времени написания этого послания со временем обращения Павла к вере во Христа, надобно полагать, что это было около семи или восьми лет после того, как Павел уверовал во Христа, и около того времени, как Павел и Варнава, по повелению Св. Духа, посланы были проповедывать Евангелие между язычниками ( Деян. 13:2–4 ). Может быть, угодно было Богу чрезвычайным видением и откровением укрепить Павла к совершению великих подвигов и преодолению великих трудностей, предстоявших ему на указанном поприще апостольского служения. Но смиренный Павел четырнадцать лет не говорил о чрезвычайном видении, и теперь только решился написать потому, что находил это нужным для пользы Коринфской церкви. «В теле ли, не знаю, вне ли тела, не знаю, Бог знает, – восхищен был до третьего неба». Если Апостол не знал, или не мог решительно сказать, в теле ли,

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

2. Глаголет бо: во время приятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти. Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения. «Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя, и в день спасения помог тебе ( Ис.49:8 ). Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения». «Во время благоприятное Я услышал тебя, и в день спасения помог тебе». Сказано это у пророка Исаии: Бог Отец говорит Сыну, обещанному Спасителю мира. Это показывает порядок речи. Выше у пророка сказано от лица Бога Отца к обетованному Спасителю: Се дах Тя в завет рода, во свет языком, еже быти Тебе во спасение, даже до последних земли ( Ис.49:7 ). И непосредственно после слов: «в день спасения помог Тебе», читаем: и сотворих Тя, и дах Тя в завет вечный языков (в посредника нового завета с народами), еже устроити землю, и наследити наследия пустыни (чтобы восстановить падшее человечество и возвратить ему потерянные дары благодатные (стих. 8. сл. Ис.42:6 ). В прошедшем времени говорится вместо будущего: пророку дано было так созерцать, для означения того, что обетование несомненно исполнится. Оно исполнилось, когда Иисус Христос совершил на земле спасение рода человеческого, принесши самого Себя в умилостивительную жертву за грехи мира. Бог Отец услышал ходатайственное моление единородного Сына Своего, благоволил принять искупительную жертву – Его, и излил милости на падший род человеческий, бывший до того времени под клятвою Божеского праведного гнева. «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения». Время до пришествия в мир обетованного Искупителя, Иисуса Христа, было время неблагоприятное, время сеней и гаданий; была ночь, время ожидания будущего благодатного рассвета: а по явлении Господа Спасителя в мир, ночь прошла и настал день; обетования и пророчества исполнились; спасительное ведение распространилось по всем странам вселенной; образы будущих благ заменены исполнением обетований; спасение сделалось всем доступным чрез веру в Иисуса Христа. Апостол как бы так говорит: вот теперь – то время, о котором пророк Исаия предсказал; вот, теперь продолжается тот день спасения, которого ожидали ветхозаветные патриархи.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

2 . От страха Твоего, Господи, – восклицает Исаия, – мы зачали во чреве, и мучились, и родили дух спасения, которым беременели на земле ( Ис. 26:17–18 ). Опять же и у Екклесиаста написано, что как образуются кости во чреве беременной, так и пути ветра, то есть Духа ( Еккл. 11:5 ). В самом деле, как Сама Святая Дева носила Его во плоти, так и принявшие Благодать Святого Духа носят Его в сердце своем, по слову Апостола, говорящего о вселении Христа по внутреннему человеку через веру в сердца наши, чтобы, укорененные и утвержденные в любви, мы смогли встать рядом со всеми святыми ( Еф. 3:16–18 ); и еще: Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыток силы шел от Бога, а не от нас ( 2Кор. 4:7 ). Если сбылось в тебе слово сие, что преображаемся в тот же образ от славы в славу ( 2Кор. 3:18 ); если исполнилось на тебе речение Апостола, гласящее: Да владычествует мир Божий в сердцах ваших ( Кол. 3:15 ) и в уме вашем (который есть Иисус Христос); если ты достиг ступени, когда из тьмы свет озарил наши сердца познанием славы Божией ( 2Кор. 4:6 ); если исполнилось в тебе слово о том, что да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи, и будьте как слуги, ожидающие своего господина, когда он возвратится с брака ( Лк. 12:36 ), да не заградятся уста твои, не найдя никакого оправдания, среди святых; если знаешь, что есть масло в сосуде твоем, как у мудрых дев, и не будешь ты оставлен вне дверей, но войдешь в брачный чертог вместе с женихом ( Мф. 25:4 ); если почувствовал, что дух твой и душа твоя и тело твое достигли беспорочного единения и воскреснут в день Господа нашего Иисуса Христа незапятнанными; если безупречным и неосужденным стал ты перед своей совестью и младенцем, по слову Спасителя, сказавшего: не препятствуйте детям прийти ко Мне; ибо таковых есть Царствие Небесное ( Мф. 19:14 ), – если поистине ты стал Его невестой и Его Дух Святой принял часть в тебе, сущем еще в теле, то ожидай Царствия; если же нет, то жди скорби и стенаний, потому что стыд и срам постигнут тебя пред лицом святых. Знай одно, что как какая-нибудь девица в мире сем, просыпаясь каждый день утром, ни за какое дело не берется, пока не приукрасит себя для жениха своего, осмотрев себя многажды в зеркале, нет ли изъяна на лице ее, – ибо имея изъян она не будет угодна жениху своему, – так великая забота есть у святых и ночью и днем, исследовать свои помышления и понимать, ходят они под игом Святого Духи или нет. Борись же, брат, ревностно в труде сердца и уст, в ведении, чтобы овладеть тою вечной радостью, ибо редки удостоившиеся ее, приобретшие меч духовный ( Еф. 6:17 ) и направившие души свои к преуспеянию и освободившие все чувства свои от всякой скверны страстей так, как сказал Апостол: чтобы, истинствуя в любви, мы постоянно возрастали в Том, Кто наша глава, во Христе ( Еф. 4:15 ). И Его святое Имя способно помочь нам в слабости нашей ( Рим. 8:26 ), чтобы мы сподобились соединиться со всеми святыми Его. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

30. Из него же вы есте о Христе Иисусе, иже бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление. 31. Да якоже пишется: хваляйся, о Господе да хвалится. «От Него и вы во Христе Иисусе, который сделался для нас премудростию от Бога, праведностию и освящением и искуплением; чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом» ( Иер.9:24 ). «От Него и вы во Христе Иисусе». Показав бедность и недостоинство мудрых, знатных и сильных мира, Апостол дает предохранительное наставление и тем бедным, неученым и незнатным, которые удостоились призвания к вере в Иисуса Христа, чтобы они не подумали, будто их состояние или их какие нибудь заслуги приобрели им этот дар от Бога. Святый Павел, для утверждения верующих в здравом рассуждении, говорит: От Него, Бога, и вы получили эту милость, что веруете во Христа, пребываете в единении со Христом и именуетесь христианами. «Который сделался для нас премудростию от Бога»: который, по воле Бога Отца, даровал нам истинное ведение о Нем, Творце и Промыслителе мира видимого и невидимого, о нашем назначении к вечной жизни; показал нам путь ко спасению; раскрыл нам волю Отца Своего, научил нас тому, что должны мы делать, чтобы достигнуть спасения. В немже суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна ( Кол.2:3 ). Иисус Христос говорит о самом Себе: Аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в Мя, во тме не пребудет ( Ин.12:46 ). «Праведностию и освящением и искуплением». Иисус. Христос, по воле Отца Своего, сделался для нас праведностию, ибо Он, восприняв наше естество человеческое, воспринял на Себя и грехи рода человеческого, чтобы за грехи всех людей Самого Себя принести в умилостивительную жертву правде Божией, и таким образом Своими заслугами оправдать нас пред Богом Отцем, как учит св. Павел: «незнавшего греха Бог Отец сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» ( 2Кор.5:21 ). Также: «Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы кровию Его, спасемся Им от гнева» ( Рим.5:8–9 ; слич. Гал.3:13 ; Флп.3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010