К 85-летию митрополита Антония Сурожского Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 30 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 Основные публикации митрополита Антония Сурожского на русском языке 1 Отдельные издания Проповеди и беседы. — Париж, 1976; переизд.: М.: “Либрис”, 1991. Во имя Отца и Сына и Святого Духа: Проповеди. — Сурожская епар­хия, 1982; переизд.: М.: Свято-Данилов монастырь, 1993. Доп. изд.: Су­рожская епархия, 1995; переизд.: Киев: Киево-Печерская лавра, 1997. Беседы о вере и Церкви/Центр по изучению религии. — М: СП Интербук, 1991. Молитва и жизнь/Авторизован. пер. с англ. Т. Майданович . — Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992. О встрече. — СПб.: Сатисъ, 1994.2-е изд., испр. идоп.: Клин: Христианская жизнь, 1999. (Сборник содержит беседы и интервью, опубликованные ранее в периодических изданиях). Таинство любви: Беседа о христианском браке. — СПб.: Сатисъ, 1994. 2е изд.: Минск: Виноград, 1998. Любовь всепобеждающая: Проповеди, произнесенные в России. — СПб.: Сатисъ, 1994. Войду в дом Твой… — СПб.: Сатисъ, 1994. 2-е изд.: Минск: Виноград, 1998. Дом Божий: Три беседы о Церкви. — М.: Путь, 1995. 2-е изд. там же, 1998; 3-е изд.: Минск: Виноград, 1998. Человек перед Богом. — М.: Центр по изучению религии, 1995. (Книга содержит беседы как уже публиковавшиеся в периодике, так и неизданные). Жизнь. Болезнь. Смерть. — М.: Зачатьевский монастырь, 1995; 2-е изд. 1997. 3-е изд.: Минск: Виноград, 1998. Беседы о молитве. — СПб.: Сатисъ, 1996. Воскресные проповеди. — Минск: Минский кафедральный Свято-Духов собор, 1996. Духовное путешествие: Размышление перед Великим постом/Пер. с англ. — М.: Паломник, 1997. 2-е изд.: Минск: Виноград, 1998. “Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия…”: Беседы на Евангелие от Марка, гл. 1–4. — М.: Даниловский Благовестник, 1998. Пути христианской жизни: Беседы. — М.: Альпари (по заказу храма святителей Афанасия и Кирилла Александрийских), 1998. Ступени [Беседы]. — Село Решма (Ивановской обл.). Макариево-Решемская обитель, 1998. (Христианский собеседник. Вып. 40). Изд. газеты “Свет Православия”.

http://pravmir.ru/k-85-letiyu-mitropolit...

В заботе о детских душах Уже стало своеобразной традицией для учащихся воскресной школы Сретенского монастыря к праздникам ставить какой-нибудь спектакль, на который приглашать не только своих близких и друзей, но и всех желающих. И к нынешним рождественским праздникам тоже был подготовлен спектакль: в первое воскресенье после Рождества, 10 января, в концертном зале Библиотеки украинской литературы в Москве был показан спектакль по мотивам романа английской писательницы Френсис Бернет «Маленькая принцесса». А после спектакля иеромонах Сретенского монастыря Ириней (Пиковский) , который как священник курирует воскресную школу, рассказал о ее работе: – В воскресной школе Сретенского монастыря действуют три группы для детей от 7 до 9 лет, 10–12 лет и 12–15 лет. При этом мы не ставим себе задачу сделать для старших детей более нагруженные и сложные курсы. Наоборот, наш опыт показывает, что чем старше становится ребенок, тем меньше ему подходит лекционная форма работы. И вообще мы всячески стараемся избегать лекций на наших занятиях. Даже для маленьких детей занятие строится в форме свободной встречи, сопровождаемой наглядными материалами. И на каждом занятии есть какое-то практическое задание, задание на дом. Для старших ребят, как правило, на занятиях ставятся еще более интересные и творческие задачи. Времени для чисто евангельской беседы становится меньше, потому что больше времени надо уделить актуальным вопросам: одно дело вместе с детьми прочитать, пересказать, растолковать ту или иную евангельскую притчу, а другое дело – разобраться вместе с ними в конкретной жизненной ситуации, с которой они сталкиваются, например, в школе. Поэтому на занятиях мы очень часто проводим встречи с интересными людьми или беседы на темы современной жизни, например беседы о взаимоотношениях полов, о вопросах, связанных с мужеством, с защитой Родины, жизненным призванием или выбором будущей профессии. Чем ребенок становится старше, тем больше он должен брать на себя взрослых «ролей». С семилетними детьми можно просто играть, но детей от 8 до 10 лет мы уже постепенно приучаем к какой-то более взрослой деятельности. Подростки уже могут быть старшими над маленькими детьми, они могут полноценно участвовать в благотворительных поездках в детские дома. Ведь помимо программы воскресной школы для детей трех названных групп, у нас существует молодежная группа, в которой молодые люди от 18 до 28 лет участвуют в поездках в Михайловский детский дом-интернат, расположенный в Рязанской области.

http://pravoslavie.ru/33632.html

Михаил (до принятия монашества Матвей Михайлович Десницкий) живет еще в памяти современников его, особенно же в Москве, где он был священником девять лет при Церкви Св. Иоанна Воинственника, в Якиманской части, близ Калужских ворот. В эту церковь , им прославленную, каждый воскресный день люди всех сословий и в великом множестве собирались для слушания назидательных поучений его. – Как ни обширна Церковь , но не могла помещать всех посетителей; в летнее же время многие стояли на крыльцах и даже на окнах. – Стройное, мелодическое пение хора, собиравшегося из отдаленных частей Москвы, услаждало слух и сердца предстоящих. – Пастырь величавой и значительной наружности совершал Литургию и потом проповедовал, всегда благоговейно и назидательно. – Каждая духовная беседа его запечатлевалась в памяти слушателей и была предметом разговоров семейных и приятельских. – Михаил старался в поучениях своих быть вразумительным для всех и имел редкий дар в простых, как казалось, изречениях заключать глубокие истины. Он говорил всегда об одном каком-либо предмете систематически и разделял беседы свои на несколько воскресных дней; а некоторые из них, под названием: Труд, Пища и Покой духа человеческого; так же: Изображение ветхого, внешнего, плотского и нового внутреннего, духовного человека продолжал он по годам. Были случаи и не редко, что многие, заслушав изъяснение какого-нибудь важного предмета из Ветхого или Нового Завета, оставляли все свои дела, требовавшие иногда и отлучки из Москвы, для того, чтобы дослушать окончание начатого изъяснения. Слава о назидательных и необыкновенных беседах его распространилась повсюду. Благочестивые ревнители духовного просвещения приезжали даже из других губерний единственно для того, чтобы слышать беседы Михайловы. Знаменитейшие особы того времени в Москве: обер-каммергер князь Александр Михайлович Голицын, действительный тайный советник, граф Федор Андреевич Осшерман, многие сенаторы и известные сановники, не пропускали случая посещать церковь Иоанна Воинственика и слушать проповеди Михайловы. Некоторые из самых упорнейших и закостенелых старообрядцев собирались слушать его, стоя в дверях церковных. Он замечал их и часто, без приуготовления, включал в свои беседы такие сильные и помазания духа исполненные доводы о Православии, о едином духовном стаде и о едином же Пастыре, Господе, Иисусе Христе, что они скоро обращались к православной вере и были назидаемы Михаилом со всею кротостью и дружелюбием христианского учителя. Один из этих новообращенных, известный по богатству и честным правилам в жизни своей, недавно скончался. Он говорил, что более сорока пяти лет прошло, когда, по милосердию Господа, научаем был Михаилом, но сохранил в памяти все им слышанное и всегда старался исполнять заповеди христианские, по его наставлениям. Таким духом проникнуты были беседы его!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

поиск:   разделы   рассылка Как оформить информационно-просветительский стенд прихода Среди актуальных форм просветительской деятельности документ " О религиозно-образовательном и катехизическом служении Русской Православной Церкви " называет размещение в храмах стендов с духовно-просветительской информацией, издание и распространение общедоступных миссионерских, катехизических и духовно-просветительских материалов. Материал подготовили: иерей Александр Усатов, руководитель духовно-просветительского центра им. свт. Димитрия Ростовского (г. Ростов-на-Дону), и Денис Туголуков, заведующий сектором катехизации Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. В каждом приходе желательно размещать информационно-просветительский стенд, содержащий подробную информацию о приходской жизни и катехизические материалы. Ниже содержатся подробные рекомендации к оформлению духовно-просветительского раздела информационного стенда прихода на основе примерных требований, разработанных для Ростовской епархии. Рубрики информационно-просветительского стенда Общая информация о храме Неизменяемая часть стенда может содержать описание праздника или житие святого, в честь которого освящен храм, исторические факты строительства храма, приходской жизни, имена настоятеля и клириков прихода, схему расположения икон, мощей и других святынь. Расписание богослужений храма Расписание должно включать подробную информацию о богослужениях на текущую неделю/месяц (дата, время начала богослужения, наименование праздника). Информация о внебогослужебной деятельности прихода На стенде важно указать информацию о всех внебогослужебных проектах прихода: о деятельности воскресной школы, развивающих занятиях и кружках для детей; о катехизических беседах (служба приходского консультирования, огласительные беседы и беседы перед вступлением в церковный брак, беседы о вере и церковной жизни с прихожанами и т. д.), включая информацию о приходских катехизаторах; о просветительских проектах при приходе (видеолекторий, библиотека, беседы с православными педагогами и психологами, патриотический клуб и т.д.);

http://religare.ru/2_99565.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Слова и беседы в воскресные дни «…архиепископ Иннокентий был человеком в собственном смысле гениальным, он был великий проповедник, оригинальный и вдохновенный, и как писатель русский архиепископ Иннокентий по справедливости должен занять одно из первых мест в истории русской литературы, и как проповедник он займет одно из первых мест между духовными ветками не только нашего времени и Отечества, но и всех времен и народов. Имя архиепископа Иннокентия навсегда останется бессмертным». Макарий (Булгаков), митрополит Московский Свт. Иннокентий Херсонский. Слова и беседы в воскресные дни Слово в неделю святых жен-мироносиц   За что, братие мои, святые жены-мироносицы и праведный Иосиф с Никодимом удостоились столь великой чести, что память их празднственно совершается ныне Церковью, непосредственно после торжества в честь воскресения Господня? Не принимали ли они, в продолжение земной жизни Господа или по вознесении Его на небо, какого-либо особенного участия в великом деле служения Его в спасении рода человеческого?.. Но ни в Писании, ни в предании мы не находим о сем ничего, об одной только Марии Магдалине свидетельствует предание, что она соделалась впоследствии проповедницей Евангелия, подобно ученикам Господа, за что и получила название равноапостольной. Или, может быть, святые лица, ублажаемые ныне Церковью, отличались каким-либо особенным разумением тайн Царствия Божия, или особенным обилием дарований духовных? Нисколько не видно из Евангельской истории и сего; святому Никодиму, напротив, сказано было прямо: ты еси учитель Израилев, и сих ли не веси (Ин. 3; 10), и слова сии доселе остаются в Евангелии, к нашему назиданию. Наконец, может быть, празднуемые ныне святые лица отличались хотя бы постоянным пребыванием с Господом, то есть слушали все Его беседы, присутствовали при всех Его чудесах, участвовали во всех нуждах и лишениях, разделяли все труды и опасности Его служения? И сего нельзя сказать по Евангелию, ибо мы видим только раз, как Никодим приходит слушать учение Спасителя, и то ночью , страха ради иудейска (Ин. 19; 38). О святых женах-мироносицах сказано более — что они идоша по Иисусе от Галилеи (Мф. 27; 55), служаху Ему от имений своих (Лк. 8; 3); но сие хождение отнюдь не было постоянным; служение жен Господу от имений своих также не всегда совершалось. Иначе не было бы нужды спрашивать однажды Господу учеников: чем купим хлебы (Ин. 6; 5); тем паче не было бы нужды, в другом случае, прибегать к чудесной ловле рыбы, дабы из уст ее взять статир для уплаты подати на храм (Мф. 17; 27).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Н. Василиадис Каким будет тело, когда воскреснет? С новыми свойствами: нетленное, сияющее, вечное Каким будет тело, которое должно воскреснуть из мертвых? На этот вопрос нам снова ответят богоносные отцы, толкующие Священное Писание по вразумлению Духа Утешителя. 1 . Прежде всего, они отмечают, что тело это будет «то же и не то же самое», как полагает божественный Златоуст. То есть это будет то же самое тело, которое существовало на земле, но с другими свойствами. Священномученик Мефодий говорит, что после смерти человек не перестанет быть человеком: он не примет ни ангельский, ни какой-либо другой образ. Ибо Христос пришел и проповедал, что человеческая природа не будет преобразована в новую форму, но вновь примет ту, которую имела изначально, до того, как согрешила и лишилась благодати Божией. 1042 Преподобный Макарий Египетский в труде «Духовные беседы» учит нас, что тело, которое воскреснет, сохранит свою природу. Он приводит следующий пример. Все «меняет цвет и форму в огне и свете», но не разрушается и не становится огнем. Так, швейная игла, брошенная в огонь, раскаляется докрасна, точно огонь, но природа железа при этом сохраняется. Нечто подобное произойдет и с телом, которое воскреснет. «В воскресении все члены воскреснут и сделаются световидными», но «каждый, исполнившись Духа, останется в той же природе и сущности»: Петр останется Петром, Павел – Павлом, а Филипп – Филиппом. 1043 Это ясно и из притчи о богаче и бедном Лазаре. Ведь на том свете богач сразу узнал и патриарха Авраама и бедного Лазаря. Согласно божественному Златоусту, новое тело, которое восстановится через воскресение, не будет новым творением, никак не связанным с тем, которое жило на земле вместе с душой, а потом умерло и разложилось. Тело умершее и то, которое воскреснет, будут идентичны. Толкуя слова Иова, сказавшего, что Бог в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога ( Иов.19:26–27 ), он отмечает, что из этих слов Иова мы постигаем церковный догмат: воскреснет и вкусит вместе с душой вечную славу то же самое тело, что терпит напасти и мучения. Ибо несправедливо, чтобы «одно тело страдало, а воскресало другое». 1044

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Беседа 18. Притча о злых виноградарях Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. И тема сегодняшней воскресной беседы на радио: Притча о злых виноградарях ( Мф.21:33–46 ). Я напоминаю вам, что теперь мои передачи на радио «Радонеж» идут по воскресеньям с 21.00 по 22.00, а передачи отца Дмитрия Смирнова – по субботам в это же время, вечером. И мы начинаем сегодняшнее чтение словами: Мф.21:33 . «Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился». Здесь перед нашими глазами разворачивается очень радужная картина. Хозяин вселенной из всех народов отделяет для Себя только еврейский народ. Сказано: «Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее; очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю» ( Пс.79:9–10 ). Слова: « обнес его оградою » означают – окружил заповедями, уставами и постановлениями; по истолкованию блаженного Иеронима  – ограда, «то есть или городской стеной, или ангельскими воинствами» 256 : имеется в виду святость Иерусалима и святость Закона, служение которому осуществляется при служении Ангелов. О том, что Закон принимался при служении Ангелов, сказано: «вы, которые приняли закон при служении Ангелов…» ( Деян.7:53 ); слова: « выкопал в нем точило » означают множество жертвоприношений, которые, как сок гроздьев винограда из точила, заливали весь жертвенник; слова: « построил башню » указывают на множество пророков, которые как бы с неких сторожевых башен оберегали народ Божий. Сказано у пророка Аввакума: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он (то есть Господь. – О.С.) во мне, и что мне отвечать по жалобе моей? И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать» ( Авв.2:1–2 ). Блаженный Иероним, со ссылкой на пророка Михея: «А ты, башня стада, холм дщери Сиона! к тебе придет и возвратится прежнее владычество, царство – к дщерям Иерусалима» ( Мих.4:8 ), настаивает: «несомненно, что это храм » 257 , имея в виду Храм Иерусалимский, единственное в древности место для полноценного поклонения Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа 26. Евангелие от Матфея, глава 8, 1–10, 13. «Исцеления прокаженного и слуги сотника» Сегодня мы продолжаем наши беседы по тексту Евангелия от Матфея. Темы сегодняшней беседы: «Исцеление прокаженного» и «Исцеление слуги сотника». И мы читаем 8-ю главу от Матфея с 1-го стиха: Мф.8:1 . «Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа». Радостно читать и слышать эти слова о Сыне Божием: «за Ним последовало множество народа» . Только что окончилась Нагорная проповедь, и уже множество народа, вняв божественным глаголам, последовали за Христом. Казалось бы, в этот момент должно произойти нечто возвышенное, достойное произнесенному, ведь сама Нагорная проповедь – триумф христианской веры. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Когда Господь сходил с горы, толпы побежали навстречу, ибо не могли подняться более высоко» . То есть не могли все уразуметь, но, пораженные силою слова, толпою побежали за Иисусом. Кстати, по римским законам, действующим тогда в Палестине, Иисус не имел права собирать толпы людей, да еще в пустынных местах. Такое Его поведение было открытым вызовом светской власти и их представлению о порядке. Но Сын Божий не обращал на это никакого внимания, Он искал спасения для каждого человека. К сожалению, в наше время толпы ходят в стороне от храмов. Люди охотнее в воскресный день пойдут на рынок, чем в церковь . В наше время народ Божий не многочисленный, но это не должно смущать и пугать нас. Сын Божий говорил: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» ( Лк.12:32 ). В последнее время верующих почти не будет. Сказано о последних днях: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» ( Лк.18:8 ). И мы читаем далее: Мф.8:2 . «И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить». Блаженный Феофилакт поясняет: « Рассудительный прокаженный, чтоб не воспрепятствовать учению, не взошел на гору. Но когда Христос сошел с горы, он поклонился Ему и показал великую веру: он не сказал: «если помолишься Богу, можешь меня очистить», но – «если хочешь " » . Как мы видим, прокаженный проявляет великое смирение. Он не требует исцеления, скорее всего потому, что понимает, за что дана ему эта болезнь (проказа), он всецело уповает на волю Господа, поэтому и говорит: «если хочешь, можешь меня очистить» . Такое смирение – пример для каждого христианина. Ведь некоторые верующие буквально требуют от Бога чего-либо. Одна женщина мне сказала даже: «Наверное, я не буду ходить в храм, потому что Бог не слышит моих молитв». Я сказал женщине: «Бог слышит все молитвы, но не на все отвечает, ибо Он лучше нас знает, в чем мы имеем нужду, а в чем для нас может быть и вред. Сказано: «…ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» ( Мф.6:8 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа 27. Знамения Пришествия Христова Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж», изучение Евангелия от Матфея. Сегодня предстоит рассмотреть 24-ю главу, с 23-го по 51-й стих. Темы этой беседы: Знамения Пришествия Христова и Необходимость бодрствовать в ожидании Пришествия Христова. Читаем 23-й и 24-й стихи: Мф.24:23–24 . «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». Здесь мы должны обратить внимание на то, что « лжехристы и лжепророки » постараются « прельстить, если возможно, и избранных », то есть это не будут некие мелкие, или даже крупные, ряженые мошенники, похожие на Грабового, Виссариона или Муна. В последних может уверовать или человек с больной психикой, или верующий, совершенно не знакомый даже с основами христианства на уровне детской воскресной школы. Но эти « лжехристы и лжепророки » прельстят « и избранных », то есть это будет совсем другой, более изощренный способ обольщения, они « дадут великие знамения и чудеса ». Святитель Иоанн Златоуст восклицает: «Видишь ли бесчисленные роды браней, новые и необычайные?» 407 Иными словами, соблазны последнего времени будут настолько изощренные, что в предшествовавшие времена даже не имели представления о подобном. Об антихристе сказано: «и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми» ( Откр.13:13 ). Таким образом мы устанавливаем, что и в случае с антихристом, и в случае с лжехристами, и с лжепророками, то, что их будет объединять, – так это « великие знамения »; но это будут не фокусы типа того, что делает Давид Копперфильд, чудеса антихриста и его приспешников будут «по действию сатаны… со всякою силою…» ( 2Сол.2:9 ). Евфимий Зигабен пишет о связи антихриста с лжехристами и лжепророками: «Один из этих лжехристов есть так называемый антихрист, который придет последним из них, и пророками его будут вышеупомянутые лжепророки» 408 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа 3. Предсказание Сына Божия о Своем пленении иудеями, убиении и славном Воскресении из мертвых Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж», и тема сегодняшней беседы – Искушение светской властью. Давайте рассмотрим 17-ю главу Евангелия от Матфея с 22-го по 27-й стих. Но первую часть нашей беседы обозначим так: Предсказание Сына Божия о Своем пленении иудеями, убиении и славном Воскресении из мертвых. И мы читаем 22-й стих 17-й главы: Мф.17:22–23 . «Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его». Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Всегда Господь соединяет благоприятное с печальным; это для того, чтобы апостолы не устрашились, когда это печальное внезапно наступит, и чтобы они были движимы готовностью духа. Действительно, опечаливая их словами о том, что Он должен претерпеть смерть, Он должен был возбудить в них и радость, потому что [сказал, что] в третий день восстанет» 28 . С одной стороны, недавно произошло исцеление отрока «лунатика», ученикам был преподан урок, как можно усилить личную веру: «…молитвою и постом» ( Мф.17:21 ). А теперь Христос предсказывает Свои страдания и смерть, и тут же присовокупляет Радостную весть (Евангелие), о Своем пресветлом Воскресении: Мф.17:23 . «и в третий день воскреснет». Казалось бы, эти слова – о Воскресении Христовом – должны вдохнуть радость в сердца апостолов, но далее мы читаем: Мф.17:23 . «И они весьма опечалились». Блаженный Иероним так истолковал это обстоятельство: «Затем их печаль, и глубокая печаль, проистекает [несомненно] не от неверия (напротив, они знали, что и Петр был исправлен, потому что мыслил не о том, что Божие, а о том, что человеческое), но от того, что они из любви к Наставнику не были в силах слышать о Нем что-либо неблагоприятное и унизительное» 29 . Напоминание об апостоле Петре – есть напоминание о том случае, когда, услышав о грядущих страданиях Сына Божия, апостол стал противоречить своему Учителю, и Господь выговорил ему, назвав его (Петра) «противоречащим» (по еврейски сатан (противник)).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010