Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия, и, услышав, оживут. ( Ин.5:25 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Каким благодатным для всех нас является слово Божие! В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Ин.5:24-30 ) мы слышали, что Господь обещал жизнь мертвым, которые услышат глас Сына Божия. Высказывание это, на первый взгляд, кажется несколько загадочным и непонятным. Как мертвые могут слышать, а тем более воспринимать призыв Спасителя? Или речь здесь идет о всеобщем воскресении из мертвых перед Судом Божиим? Но тогда как быть со словами: наступает время, и настало уже? Прежде всего, обращает на себя внимание особенная торжественность тона, с которой Господь произносит эти слова. Иисус Христос дважды повторяет слово: истинно, тем самым как бы усиливая значимость произносимого. Мы понимаем, что Спаситель имеет в виду нечто новое и необыкновенное, чего не было ранее. Проще всего было бы воспринимать слова о воскрешении мертвых как о духовном возрождении светом Христовым, когда человек духовно был мертв, пребывал в духовной смерти, а услышав глас Божий, святое благовестие, очнулся от смертельного сна. Однако об этом уже говорил Господь, и Он не повторяется в словах Своих. Вслушаемся в текст Евангелия: и особая торжественность слога, и сам контекст указывают нам на чрезвычайную власть, которая дана Господу нашему Иисусу Христу Отцом Небесным. Чрезвычайная — значит, не поддающаяся никаким обыденным меркам. Всеобщая, всеобъемлющая, не имеющая границ! А раз так, то Сыну Божиему подвластны самые невероятные чудеса, в том числе физическое воскрешение мертвых.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Распятие и смерть Христова Тело Твое и Кровь распинаемый о всех положил еси, Слове (предложил): Тело убо, да мя обновиши (чтоб воссоздать меня); Кровь, да омыеши мя; дух же предал еси, да мя приведеши, Христе, Твоему Родителю. Телесная смерть Христа послужила к нашему обновлению тем, что побеждена была Его воскресением из мертвых, а воскресение Христово – это залог общего всех воскресения, имеющего наступить в последний день мира. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших ( 1Кор.15:22,20 ). Христос воскрес в теле нетленном и духообразном. Подобными телами облекутся и все имеющие воскреснуть. Но одни воскреснут для вечной блаженной жизни, другие – для вечных мучений, или для второй смерти, для вечной смертной агонии. Бойся, грешник, вечного осуждения и не только душу, но и тело береги от греховных скверн, ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или злое ( 2Кор.5:10 ). Вместе с телом Христос принес в жертву Свою Пречистую кровь, омывающую нас от грехов ( Апок.1:5 ), очищающую совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному ( Евр. 9:14 ). Это омовение и очищение сообщается нам в Таинствах, и благо тем, которые соблюдают чистоту души и тела, даруемую в Таинствах! В одеждах, убеленных кровию Агнца, они будут вечно предстоять Престолу Божию и вместе с Ангелами славословить Его, чуждые всякой скорби ( Апок.7:13–16 ). Но горе тем, которые небрегут о сохранении благодатной чистоты, уподобляясь нечистоплотным животным, омывающимся в воде и потом валяющимся в грязи ( 2Пет.2:22 ), и в этой нечистоте пребывают до самой смерти! Кровь Христова, которой они пренебрегают, будет вопиять против них и послужит только к их осуждению. Принесши в жертву Богу Отцу тело и кровь Свою, Христос возгласил громким голосом: Отче! в руки Твои предаю дух Мой ( Лк. 23:46 ). И, преклонив главу, предал дух ( Ин.19:30 ). Души праведных обретаются в руке Божией, и мучение не коснется их ( Прем.3:1 ). Гонители и мучители могут отнять у них только телесную жизнь, но души бессмертной убить не могут ( Мф.10:28 ). Душа праведника, освободившись от уз тела, воспаряет, как вырвавшаяся из сетей птица, в ту область бытия, где в руках Отца Небесного, то есть под покровом Его, она безопасна от нападений вражеских, куда стрелы вражий не долетят до нее, – она превыше всего земного.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Слово на Рождество Христово, которое совпало с воскресным днем Скачать epub pdf Вижу, что сей радостный и светлый день озаряется как бы сугубым сиянием и светозарностию, и сугубой радостию и сладостию исполняет наш человеческий род. Не потому, что бы он явил нам два солнца и по сей причине нас озаряет сугубой благодатию, но – потому, что единственное и то же Солнце Правды, Которое он (сей день) предлагает, как бы вдвойне восходит сегодня для нас, которые проживают свой век на земле, и доставляет роду человеческому сугубое сияние и славу, и приносит ему, при этом, сугубую духовную радость. Восходит Оно, с одной стороны, исшед из девственного чрева, а, с другой стороны, восстав от врат адских подземелий. Как исшедший (из чрева Приснодевственной Своей Матери), Он души смертных исполнил радостию; а как восставший (из мертвых), Он разрушил зловещую смерть, и всех умерших, которых она держала в своей власти, отнял от нее; и нам, которые вращаемся в этой земной области, открыл путь в нетленную и бессмертную жизнь. Потому что (сегодня) в одно слилось и то и другое, как это говорится в псалме: «Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася: истина от земли воссия, и правда с небесе приниче» ( Пс. 84:11–13 ). Потому что (в нынешнем году) Рождество Христово, как и память о Его Воскресении из мертвых, совпали в один день. И посему справедливо и заслуженно можно было бы этот светлый день назвать «Владыкой Дней», как являющий нам общего Владыку всех воскресшим из мертвых и, в то же время, по причине Его Рождества от Девы, исполненный и усугубленный рождественской празднественностию. Ничего не может быть более светлого, чем это; нельзя видеть душевными очами ничего более сладостного, чем это. Потому что что может представиться для души более светлым, чем Божественное Рождество Величайшего и Благостнейшего Бога? Что более достойно торжества? И, опять же, что может явиться более праздничным? Потому что Оный истинный Свет, Который от Вечного Света предвечно и нераздельно происходит от Него, Он же восходит сегодня для нас сугубо, именно: и путем Своего Рождества и Своего Воскресения, и озаряет нас сугубыми спасительными лучами: потому что и то и другое преисполнено спасительной радостию. По причине чего они и озаряют радостными и праздничными наименованиями это нынешнее торжество и призывают верных сугубым наименованием их к достойному празднованию сего праздничного дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Слово похвальное на славное вознесение Господне Приидите, взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля 322 , чтоб быть нам зрителями славного Христова вознесения. Взойдем мы со благоговейным умозрением на преблаженную гору Елеонскую, туда, где сегодни открывается чудное позорище славы Боголепныя, и Победоносец, воскресший Иисус, непобедимый разоритель ада, представляет нам над смертию славнейшее торжество. Взойдем туда, откуда лик Апостольский предпосылает на небеса любезнейшего своего Учителя; откуда чиноначалия умных сил предводят Царя славы; множество праведных душ, от ада избавленных, последуют за Божественным своим Свободителем. Отсюда земная Матерь отпускает Богочеловека Сына, многоболезненную воплощения версту исполнившего; оттуда приемлет Его небесный Отец, и дая Ему власть над небом и землею, посаждает Его одесную Себе на небесех. Светел воистинну и пресветел, празднолюбивые слушатели, нынешний праздник! он главный из всех церковных праздников; он таинств Христовых увенчанием, спасения нашего исполнением. Днесь отверзается изгнаннымъ детям Эвиным вход в желаемое отечество горняго Иерусалима: днесь новому Израилю возведение в небесное Царство; днесь падший превыше Серафимов возносится, и человеческое смешение удостоившись сугубовысочайшия чести, как Божия Слова воплощением учинилося причастно Божественного естества; так и Его вознесением возъимело себе участие в Божественной славе: приидите же, взыдем на гору Господню, чтоб нам, по усмотрении сегоднешнего пречестнейшего праздника обстоятельству узнать великость Божиих благодеяний, якоже и возвеличение нашего естества. По разорвании смертных уз и воскресении из мертвых, Спаситель мира четыредесять дней пробыл еще на земли, являлся часто ученикам Своим, и многими знамении уверил им славное Свое воскресение. Да и не было без таинства число четыредесяти дней. Как в первом от Девы безсеменном рождестве принесен Он был на четыредесяти днех родительми во святилище, и яко перворожденное святое посвящен по закону Господу: так и в преславном из мертвых новоожити, что есть паки бытием, и якобы вторым Его рождением, равным образом по четыредесяти же днях восходит в пренебесное святилище: и яко перворожден из мертвых быв, представляет Богу и Отцу святое и чистое в Себе человеческое естество, начаток всего нашего естества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Т. Борозенец Вероучительные определения вселенских соборов Символ веры 318-ти святых отцов первого вселенского собора, никейского 325 г. Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, Отцу единосущного, через Которого все произошло как на небе, так и на земле. Ради нас человеков и ради нашего спасения нисшедшего, воплотившегося и вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых. И в Духа Святого. Говорящих же, что «было время, когда не было (Сына)», и «до рождения Он не существовал» и что Он произошел «из несущих», или утверждающих, что Сын Божий «из иной ипостаси» или «сущности», или что Он «создан», или «преложим», или «изменяем», таковых анафематствует кафолическая и апостольская Церковь . Символ веры 150-ти святых отцов второго вселенского собора, константинопольского 381 г. Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли и всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, света от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, Отцу единосущного, через Которого все произошло. Ради нас человеков и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося. И распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день, по Писаниям. И восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца. И вновь грядущего со славою судить живых и мертвых, Царствию Которого не будет конца. И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, вместе с Отцом и Сыном поклоняемого и славимого, проглаголавшего через пророков. Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь . Исповедую единое Крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущего века. Аминь. Постановление 160-ти святых отцов третьего вселенского собора, эфесского 431 г.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Четвертый день. Свв. седмь отроков Ефесских: Максимиан, Ексакустодиан (он же Константин), Иамвлих, Мартиниан, Дионисий, Антонин и Иоанн. (О воскресении мертвых). I. Святые, ныне прославляемые седмочисленные мученики были дети знаменитых граждан города Ефеса, воины юноши, жившие во время гонения на христиан от императора Декия. Это было ужасное гонение. Многие христиане скрывались за городом, в пещерах. Между ними были и воспоминаемы сегодня церковью семь отроков, которые, скрываясь от гонения, ушли из города и поселились в пещере горы Охлон для приготовления себя к подвигам за веру постом и молитвою. Декий, узнав об этом, велел завалить камнями вход в пещеру, причем двое из придворных, тайно исповедывавших веру Христову, Феодор и Руфин, среди камней положили оловянные дощечки, написав на них имена погребенных заживо в пещере семи отроков. Между тем, по неисповедимым определениям Своим, Бог, послав им сон смертный, сохранил их нетленными и неизменными для чудного пробуждения их во славу Его и в свидетельство истины слова Его, через два столетия после того. Чудное пробуждение отроков, уснувших во время гонения Декиева (около 250 года), совершилось в царствование Феодосия младшего (408–450 г.), когда восстали еретики, отвергавшие воскресение мертвых, несмотря на возвещенное в Евангелии, что «мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут». В это время нового смущения в церкви и проявилось наглядное свидетельство истины возвещенного Христом воскресения мертвых. Владелец селения на горе Охлон, где была заваленная пещера, в которой упокоились семь отроков двести лет тому назад, вздумал сделать ограду для своих овец; рабы его, строя ограду, брали те камни, которыми загромождена была когда-то пещера, о существовании которой они не подозревали. Выкапывая камни из горы, они случайно сделали отверстие во внутренность пещеры. В это время отроки ожили, не зная того, что они пробудились не от простого, но от смертного сна... Когда один из них на рассвете дня пошел купить пищу в городе, то старинная монета, поданная им купцу, послужила поводом к обнаружению необычайного происшествия. Разговор с отроком, думавшим, что еще продолжается гонение от Декия, окончательно обратил на него общее внимание, и когда слух о нем дошел до епископа, то, расспросив отрока, он уразумел во всем этом тайну Божию и, услышав от него о других отроках, оставшихся в пещере, пожелал видеть их и отправился туда с наместником, в сопровождении множества народа. При входе в пещеру епископ, рассматривая внимательно ее обстановку, нашел среди камней медный запечатанный ящик и, раскрыв его в присутствии всех, увидел там две оловянные дощечки, положенные Феодором и Руфином, которые разъяснили всем загадочные слова воскресшего отрока. Все были поражены и прославляли Бога, дивного в чудесах Своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Что будет, когда нас не будет? Будет ли жизнь после жизни? С вами архимандрит Мельхиседек (Артюхин). 14.02.2014 10:04:59 Кульков Сергей Андреевич Добрый день, дорогие братья и сестры. Добрый день, радиослушатели радио «Радонеж». Сегодня мы работаем в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы, или присылать свои вопросы по смс. И сегодня на связи с вами архимандрит Мельхиседек (Артюхин). Настоятель Оптинского подворья при храме Петра и Павла, что в Ясеневе и строящегося Покровского храма, что также находится в местечке Ясенево. Сегодня я хотел, дорогие братья и сестры, порассуждать с вами на очень важные темы. Что будет, когда нас не будет? Будет ли жизнь после жизни? Какова будет эта жизнь, о которой мы, как сказал апостол Павел: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. Потому что вижу Христа, как Он есть». Потому что мы с вами каждый день, читая утренние молитвы, читаем «Символ веры». И в 11 -12 членах последние слова таковы: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». А что значит это церковнославянское слово: «чаю»? Чаю- значит «ожидаю с нетерпением». И таково ли наше отношение к жизни? Так ли мы на самом деле ожидаем будущую жизнь? «Чаю воскресения мертвых…» Это наша уверенность, вера, надежда. Это суть нашей с вами веры. Фундамент, основа нашего существования. Того, что наша человеческая жизнь и душа человека бессмертна. Иногда, когда я бываю в школе, я детям задаю такой вопрос, такую небольшую загадку. Ребята ответьте: взвесить нельзя, измерить нельзя и жить без нее нельзя? И многие, спустя какое-то время, на самом деле вдруг говорят: душа.  Действительно, мы этим бессмертным упованием живем, движемся и существуем. Потому что через Воскресение Христово человечество получило все ответы на свои вопросы. Потому что смерть теперь не тупик. Смерь и жизнь теперь - не бессмысленное путешествие с бессмысленным концом, а начало совершенно иной, просветленной, блаженной, радостной жизни с Богом. Конечно, кто этого сподобится. В Писании нам говорится: Бог не сотворил смерти. Бог есть Бог не мертвых, а живых. Но грехом человека смерть вошла в жизнь. И цель любящего Бога- в том, чтобы мы все вернулись в рай, откуда ушли, и чтобы бессмертная душа наша вновь соединилась с нашим, именно с нашим личностным телом. И дарован был опять потерянный рай, та блаженная жизнь с Богом, которую когда-то потеряли мы все в Эдеме.

http://radonezh.ru/text/chto-budet-kogda...

Разделы портала «Азбука веры» Мария Хажомия, кандидат филологических наук Сретенская Духовная Семинария Пасхальное богослужение наполнено радостью и ликованием о воскресшем Спасителе. И наиболее яркой его частью являются, пожалуй, именно часы Пасхи, но их смысл, возможно, не всегда ясен для каждого из нас. Начинаются Пасхальные Часы с обычного призыва священника прославить Бога — возгласа, который произносится перед началом большинства служб: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков». Далее хор отвечает:  «Аминь»,  и следует пение тропаря Пасхи трижды:  «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Слово поправ — краткое причастие, образованное от глагола попрати, значение которого сохраняется и в современном русском языке, хотя относится к устаревшей и высокой лексике, — «топтать ногами, отвергать, уничижать». Выделенное слово — причастие сый («находящийся, пребывающий»), образованное от глагола бытн и приобретающее суффикс  -ущ-  во всех формах, кроме Им. падежа ед.ч. мужского рода. Таким образом, Христос воскрес из мертвых, смертью победив смерть и даровав жизнь находящимся в гробах. После тропаря Пасхи трижды следует Воскресная песнь 6го гласа:  «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се боприиде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши». Здесь выражается наш призыв поклониться единому безгрешному Господу, увидев Его воскресение. Мы восклицаем Христу:  «Святое воскресение Твоё поём и славим, ибо («бо») Ты — Бог наш, кроме Тебя иного не знаем».  Церковнославянское слово разве соответствует греческому πλν и переводится на русский язык как  «кроме».  Оно встречается еще, например, в Евангелии от Марка:  «И забыша ученицы Его взяти хлебы и разве единаго хлеба не имяху с собою в корабли»  — Ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке ( Мк.8:14 ).

http://azbyka.ru/o-pashalnyh-chasah

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Воскресенье, 11 февраля 2024 года: что будет в храме? 8 мин., 09.02.2024 В тридцать шестую Неделю по Пятидесятнице Церковь вспоминает перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца и чтит святителей Лаврентия, затворника Печерского, Герасима, Питирима и Ионы, епископов Великопермских, Устьвымских. На 11 февраля выпадает память мучеников Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана и Паригория, а также Сильвана, епископа, Луки, диакона, и Мокия, чтеца. В этот же воскресный день мы почитаем священномучеников Иоанна Гранитова, Леонтия Клименко , Константина Зверева и с ними 5-ти мучеников. Еще в воскресенье 11 февраля мы обращаемся в молитве к святым, совершавшим свой духовный подвиг на территории Коми, Екатеринбургской и Пермской митрополий (Собор Коми святых. Собор Екатеринбургских святых. Собор святых Пермской митрополии). Воскресенье, 11 февраля 2024 года Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 11 февраля. Особенности богослужения Тропарь воскресный, глас 3 Да веселятся небесная,/да радуются земная,/яко сотвори державу/мышцею Своею Господь,/попра смертию смерть,/первенец мертвых бысть;/из чрева адова избави нас,//и подаде мирови велию милость. Перевод: Да веселится все небесное, да радуется все земное, ибо явил могущество руки Своей Господь: попрал смертию смерть, сделался первенцем из мертвых, из чрева ада избавил нас и даровал миру великую милость. Кондак воскресный, глас 3 Воскресл еси днесь из гроба, Щедре,/и нас возвел еси от врат смертных;/днесь Адам ликует, и радуется Ева,/вкупе же и пророцы с патриархи воспевают непрестанно//Божественную державу власти Твоея.

http://foma.ru/voskresene-11-fevralja-20...

Итак, сочинитель «Камня веры», коим инок Никодим свидетельствовался сейчас в изложении учения о преданиях, здесь, как писатель книжицы «об антихристе», обличается в новодогматствовании о воскресении мертвых, или собственно о том, в каком виде, поле и возрасте востанут умершие в день общего воскресения. Вопрос этот принадлежит к числу таких, которые не имеют точного и ясно выраженного решения ни в слове Божием, ни в соборных догматических определениях, и относительно которых могут существовать поэтому, и действительно существуют неодинаковые мнения у церковных учителей. Мнение, выраженное писателем книги о антихристе, ничего противного православию не представляет, ибо писатель утверждает его на священном писании, а также и «несогласующим с великими богословцы и учительми церковными» названо быть не может. Инок Никодим противопоставляет ему выражения некоторых «великих» богословцев и учителей церковных, но несправедливо: ибо два из них, наиболее «великие», св. Афанасий и бл. Феофилакт, не только не отвергают сего мнения, но ясно выражают его. Инок Никодим привел из ответов св. Афанасия ко Антиоху слова: «в пакибытие вси аки един человек восстанем, то есть всяк человеческий образ подобен Адамову образу и созданию, величеству и образованию. Темже несть на воскресение мал и велик, мужеский пол и женский» и проч. Но он не обратил внимания на то, что здесь же, вслед за сим, приводится и другое мнение, которому притом отдается предпочтение: «Аще же неудобоверна тебе сия являются (т. е. что все возстанут в одном поле, возрасте и виде), услыши Господа к Саддукеом глаголюща, яко в воскресении мертвых ни женятся, ни посягают, а не яко не востают ни мужие, ни жены. Ибо в воскресение мужие убо мужие востанут, жены же – жены, яко святая Богородица, но яко ангели будут. Не то ли же самое говорит и писатель книги о антихристе? 50 Инок Никодим приводит из толкования бл. Феофилакта на 102 зач. Евангелия от Луки слова: «зане ничто же плотско в бытии их видится, но вся божественна, ни сочтания, ни семени, ни ложесн, ни рождения в воскресение». Но у того же Феофилакта находится и противное этому мнение, именно в толковании на 7-е зачало того же Евангелия от Луки, в изяснении слов: и егда исполнишася седмь дний да обрежут ею. Здесь он доказывает ту мысль, что тела человеческие восстанут со всеми их органами: «зане и мы совершенно тело в воскресение восприимем».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010