Да, Иисус Христос воистину воскрес! Нет ни одного исторического события, факта, более твердо и ясно установленного. И какия неизмеримо высокия последствия воскресение Христа имеет для всей христианской религии во всей ея совокупности. Если Иисус Христос воскрес, то следовательно Он есть Сын Божий, как об этом Он многократно говорил; учение, принесенное Им на землю, есть истинное учение, так как это учение не человека, а Богочеловека; св. Евангелие есть единственное правило истинной веры и благочестия; христианская религия есть единственная истинная религия, а св. Церковь Христова единственный ковчег спасения. Но, умножая в нас веру, воскресение Иисуса Христа укрепляет в нас надежду на будущую блаженную жизнь. В самом деле, чтó питает в нас надежду на то, что обещание вечных благ в будущей жизни, которое Господу благоугодно было нам дать, непременно исполнится? Конечно, уверенность во всемогуществе и благости Господа нашего Иисуса Христа. Но между этими благами самое высшее блого это – наше собственное будущее воскресение. Как же мы можем сомневаться в том, что Господь воскресит нас, если Он воскресил Самого Себя? Как мы можем сомневаться в Его благом намерении дать нам это воскресение, если Он Сам сказал: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день ( Иоан. 6, 54 ). То же подтверждает и св. ап. Павел: Он уничтоженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все ( Флп. 3, 21 ). Наконец, третий плод Воскресения Христова это – усиление в нас усердия к подвигам благочестивой жизни. Воскресение Иисуса Христа научает нас, что и мы сами должны духовно воскреснуть для жизни благоугодной и святой. Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения зная то, что ветхий наш человек распят с Ним; чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху, ибо умерший освободился от греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

«…естество Божественное, после того как оно приняло на Себя естество человеческое, никогда уже не отделялось от него — ни во время страданий, ни смерти крестной, ни после смерти. И хотя душа отделилась от тела, но Божество ни от тела, ни от души не отделялось. Посему и во время смерти Лицо Христово было одно и то же» [ 377 ]. 2. ВОСКРЕСЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА ИЗ МЕРТВЫХ 2.1. Значение события Воскресения в деле Искупления Христианская вера изначально есть вера в факт Воскресение Христа из мертвых. Апостольская проповедь была прежде всего проповедью Воскресения. Ап. Павел говорит, обращаясь к коринфским христианам: «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1 Кор. 15, 17). Воскресение Христово запечатлевает победу над грехом и возвещает освобождение человечества от последнего из последствий греха — телесной смерти. Телесное Воскресение Иисуса Христа, таким образом, есть удостоверение действительности совершенного Им дела Искупления. В противном случае крестная смерть была бы всего лишь позорной казнью, мученичеством за идею, но не имела бы искупительного значения. В Ветхом Завете существовал обычай принесения Богу начатков урожая. По верованию ветхозаветной Церкви, благословение Божие, которое призывалось на этот начаток, распространялось затем на весь урожай. Ап. Павел, используя этот ветхозаветный образ, говорит о Христе как о Начатке, Который открывает путь к всеобщему воскресению: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15, 20). Таким образом, Воскресение Иисуса Христа является залогом нашего Воскресения: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживит, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15, 22-23). После всеобщего Воскресения смерть, побежденная Воскресением Христовым, будет окончательно изгнана из мира: «Последний же враг истребится — смерть» (1 Кор. 15, 26). Во дни Своего общественного служения Господь неоднократно совершал воскрешения умерших. Однако все возвращенные Им к жизни не были свободны от закона тления и не избежали смерти. Только Христос «воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над ним власти» (Рим. 6. 9). Воскресение Христово — не просто оживление (возвращение в то биологическое состояние, которое имело место перед смертью), но преображение человеческого естества, качественное изменение его состояния. В Воскресении человечество Христово совлекается тления и Господь восстает в новом и славном образе, Его воскресшая человеческая природа наполнена вечной жизнью Царства Божия [ 378 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

Но, с другой стороны, Воскресение Христа не есть простое «оживление», когда мертвый возрождается, чтобы впоследствии вновь умереть. Таким были воскрешения Лазаря и других, хотя и они имели прообразовательный смысл и, значит, связаны с Воскресением Христовым, и будущим всеобщим воскресением из мертвых. Воскресение же Христово – это преобразование тела душевного в тело духовное, принадлежащее будущему веку и видимое поэтому только очами, просвещенными светом веры. Тело духовное не отягощено материально, но способно проходить дверем заключенным. Это не другое тело, а тождественное распятому и пригвожденному ко Кресту, о чем Воскресший Господь засвидетельствовал апостолу Фоме, дав ему осязать на Своем воскресшем теле язвы гвоздинные и рану от копья. Воскресение Христово есть начало всеобщего воскресения мертвых, «ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес» ( 1Кор. 15:16 ), – говорит святой апостол Павел, проповедуя о Христе, как о Втором Адаме и небесном человеке, противопоставляющемся первому Адаму, согрешившему и умершему. Воскресением Своим Христос воздвизает падшего Адама: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор. 15:20–22 ). Преобразующей силой Воскресения Христова наши тела изменятся и из душевных сделаются духовными, и тленное облечется в нетление. Всеобщее изменение космоса и переход его из плана бытия материального в бытие духовное из тления в нетление, но отнюдь не развоплощенное, – вот основа нашего понимания силы Христова Воскресения. Святой апостол Павел пишет: «Так и при воскресении мертвых; сеется в тлении, восстает в нетлении. Сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное… Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий» ( 1Кор. 15:42–45 ). Несмотря на аналогии с миром естественным (прорастание зерна и т.д.), всеобщее воскресение мертвых остается непостижимой тайной, и сила Христова Воскресения выявится полностью в эсхатологической обстановке, когда Христос победит всех врагов Своих и будет Бог всё во всем ( 1Кор. 15:28 ). Говорю вам тайну, заключает апостол Павел свою главу о воскресении мертвых, не все мы умрем, но всё изменимся вдруг во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть навеки» ( 1Кор. 15:51–54 ; Ис. 25:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Евангелие от Марка 16, 1–7 (Мф 28, 1–7; Лк 24, 1—10; Ин 20, 1-18) По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. Стихира, глас 6 Воскресение Твое, Христе Спасе,/Ангели поют на небесех,/и нас на земли сподоби//чистым сердцем Тебе славити. Тропарь, глас 5 Христос воскресе из мертвых,/смертию смерть поправ,//и сущим во гробех, живот даровав. Ипакои, глас 4 Предварившия утро, яже о Марии,/и обретшая камень отвален от гроба,/слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго/с мертвыми что ищете, яко человека?/ Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите,/яко воста Господь, умертвивый смерть,//яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий. Храм Воскресения Христова (Гроба Господня), главная святыня Иерусалима, воздвигнут на месте Распятия Господа Иисуса Христа, Его погребения и Воскресения. В евангельские времена здесь был холм Голгофа и сад Иосифа Аримафейского. Также поем: Воскресение Христово видевше,/поклонимся святому Господу Иисусу,/Единому Безгрешному./ Кресту Твоему покланяемся, Христе,/и святое Воскресение Твое поем и славим:/Ты бо еси Бог наш,/разве Тебе иного не знаем,/имя Твое именуем./ Приидите, вси вернии,/поклонимся святому Христову Воскресению:/се бо прииде Крестом радость всему миру./ Всегда благословяще Господа,/поем Воскресение Его,/распятие бо претерпев,//смертию смерть разруши. Воскрес Иисус от Гроба,/якоже прорече,/даде нам живот вечный//и велию милость. В глубине храма Воскресения Христова, посреди большой круглой ротонды, высится пещера Гроба Господня, обращенная в мраморную часовню – Кувуклию (с греческого – часовня с погребальным ложем). Отсюда воссияло Христово Воскресение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

«...Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал... Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших... Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» ( 1Кор. 15:14–20 ). Смысл этих слов следующий: если Христос не воскрес, значит, Он был всего лишь один из многочисленных пророков и учителей, явленных человечеству на протяжении его истории. Если Христос не воскрес, значит, Он лишь повторил то, что до Него говорили другие. Пусть даже Он был Посланником и Сыном Божиим: если Он не воскрес, значит, Он не был Спасителем, и вы еще во грехах ваших. Но Христос воскрес, став первенцем из умерших, то есть победив смерть и открыв людям путь к спасению. Воскресение Христово является центральным фактом Евангелия и ключевым моментом в истории Церкви. Однако этот факт был признан не сразу и не всеми. Воскресение Христа прошло столь же незамеченным, как и Его рождество. Самого момента выхода Христа из гроба не видел никто. И с первых дней после воскресения у многих людей, даже у ближайших учеников Христа, даже у тех, кто знал и любил Его, появилось сомнение. Этого не скрывает и Евангелие, повествуя о том, как ученики Христовы увидели воскресшего Христа и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились ( Мф. 28:17 ). Богу не угодно было сделать воскресение Своего Сына чудом, происшедшим на глазах всего человечества: Он устроил так, что вера в воскресение требовала от каждого человека, даже от апостола, внутреннего духовного подвига, преодоления колебаний и сомнений. Когда апостолы возвестили Фоме, одному из учеников, что они видели воскресшего Господа, он ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» ( Ин. 20:25 ). В этих словах проявился скептический разум человека, требующий логических, осязаемых доказательств. Но таких доказательств нет и быть не может, ибо вера христианская – за пределами разумного постижения, она сверхрациональна. В христианстве ничего нельзя логически доказать – ни бытие Бога, ни воскресение Христово, ни другие истины, которые можно только принять или не принять на веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят ( Пс. 11:6 ). Гл. 2. Востани Господи Боже мой повелением, имже заповедал еси, и сонм людей обыдет Тя. Пробудись для меня на суд, который Ты заповедал, сонм людей станет вокруг Тебя ( Пс. 7:78 ). Гл. 3. Рцыте во языцех, яко Господь воцарися, ибо исправи вселенную, яже не подвижится. Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется ( Пс. 95:10 ). Гл. 4. Воскресни, Господи, помози нам и избави нас имене Твоего ради. Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей ( Пс. 43:27 ). Гл. 5. Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, яко Ты царствуеши во веки. Восстань, Господи Боже мой, вознеси руку Твою, ибо Ты царствуешь во веки ( Пс. 9:33 ). Гл. 6. Господи воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас. Господи, воздвигни силу Твою и прииди спасти нас ( Пс. 79:3 ). Гл. 7. Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца. Восстань, Господи Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца ( Пс. 9:33 ). Гл. 8. Воцарится Господь во век, Бог твой Сионе, в род и род. Господь будет царствовать во веки, Бог Твой, Сион, в род и род ( Пс. 145:10 ). По прокимне, – Всякое дыхание да хвалит Господа. Чтение воскресного Евангелия… По прочтении Евангелия – воскресная песнь (гл. 6). Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим; Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению; се бо прииде Крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем воскресение Его; распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. Увидевши Христово воскресение, будем покланяться Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, Христе! Мы покланяемся Твоему Кресту, воспеваем и прославляем святое Твое воскресение; ибо Ты – Бог наш, кроме Тебя другого мы не знаем и имя Твое призываем. Приидите, все верующие (христиане), поклонимся святому Христову Воскресению, ибо чрез крест (Его) настала радость для всего мира. Восхваляя всегда Господа, будем воспевать воскресение Его, ибо, претерпевши крестные страдания, смертью (Своею) Он уничтожил смерть (для людей).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Символом апостольского неверия стала реакция ап. Фомы: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» ( Ин. 20: 25 ). Вошло в привычку порицательное отношение к неверию Фомы как некой духовной слабости; любой скептик – это «Фома неверующий». Но богослужение Фоминой недели (антипасхи) неожиданно называет неверие Фомы благим 472 . Благость не в самом упрямстве Фомы, а в его последствиях. Для нас, верующих по слову апостолов, их сомнения и недоверие являются надежнейшим доказательством Воскресения. «Сомнение учеников могло также подчеркнуть, что они не были жертвами иллюзии и что в явлениях вера не навязывалась… Как и пустая гробница, явления не привели учеников автоматически к полному убеждению в том, что умерший восстал, и все же они пробуждали веру. Сомнение препятствовало признанию. Но когда оно было преодолено, ученики испытывали радость и утешение, осознавая, что среди них был Христос… Ученики не были бы посланы на служение, если бы не были в полноте убеждены, что Иисус из Назарета и воскресший Христос – это одна и та же личность» 473 . Воскресение Христово отличается от прочих известных воскресений своей необратимостью: «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» ( Рим. 6: 9 ). Для остального человечества такая окончательная победа над смертью является делом будущего, но, как уже отмечалось, Евангелия говорят о воскресении некоторых праведников в день воскресения Христа, что понимается как приобщение избранных праведников к этой окончательной победе над смертью – как окончательное воскресение. 474 По церковному Преданию, отраженному в содержании праздника Успения Божией Матери, Пресвятая Богородица также одной из первых вкусила плоды этой победы, предупредив всеобщее воскресение мертвых. Завершая часть о воскресении, напомним песнопение, которое поется на каждом всенощном бдении и в пасхальный период: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу…» В нем мы говорим, что, увидев воскресение Христа, поклоняемся Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

1Кор.15:12 .  Если же о Христе про­поведует­ся, что Он воскрес из мертвых, то кáк некоторые из вас говорят, что нет воскресе­ния мертвых? Наша новая жизнь, вырастающая из общения со Христом, есть не что иное как участие в Его жизни. Отсюда выходит, что если Христос имеет теперь прославленное тело, которое сделалось таким чрез воскресение Христа из мертвых, то и мы должны получить такое же и таким же путем. 1Кор.15:13 .  Если нет воскресе­ния мертвых, то и Христос не воскрес; 1Кор.15:14 .  а если Христос не воскрес, то и про­поведь наша тщетна, тщетна и вера ваша. 1Кор.15:15 .  Притом мы ока­за­лись бы и лжесвидетелями о Боге, по­тому что свиде­тель­ствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; «И Христос не воскрес». Кто отрицает следствие (всеобщее воскресение), тот должен отрицать и его причину (воскресение Христа). – «Проповедь наша тщетна». Главный предмет апостольского свидетельства образует воскресение Христа. Поэтому, с отрицанием воскресения Христа, утрачивает все свое существенное содержание и апостольская проповедь ( «тщетна» – правильнее: «пуста»). Вера коринфян также оказывается привязанною к предмету, который существует только в воображении. – «Лжесвидетелями о Боге», т. е. приписали бы Богу то, чего Он не совершал. – «Свидетельствовали бы о Боге» – правильнее: «на» (или: против) «Бога». Это было бы оскорблением Богу. 1Кор.15:16 .  ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. 1Кор.15:17 .  А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. 1Кор.15:18 .  Поэтому и умершие во Христе по­гибли. 1Кор.15:19 .  И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчаст­нее всех человеков. С отрицанием воскресения Христова падает и вера в искупление. Если Христос не воскрес, то Он – не Искупитель. – «Вера ваша тщетна» – точнее: бесполезна, ни к чему не ведет. – «Вы еще в грехах ваших». Если бы Христос только умер и не воскрес, то и Сам Он остался бы под проклятием греха и человечество бы от Него не получило оправдания от грехов: и умершие в общении со Христом – должны сказать себе неверующие в воскресение Христа – не восстанут к лучшей жизни, и живые Его последователи, принявшие на себя в этой жизни тяжкий крест страданий, в виду 22 будущего прославления со Христом, оказываются самыми несчастными людьми!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

6, 14). Постольку воскресение есть предмет веры, как нечто совершенно новое для нашей теперешней жизни, о чем можно сказать лишь словами апостола: «не у явися, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Ин. 3, 2 ). И даже та, все-таки только духовная, радость воскресения, которая нами так чудесно переживается в Пасхальную ночь, не есть еще эта радость духовно-телесного воскресения. Воскресение из мертвых остается для нас в этом веке все же трансцендентным. Как чудо Божие, оно является тайной для нас, пока с нами не совершилось. Это действие Божие над человеками не ограничено нашей человеческой немощью, оно также не считается и с индивидуальными свойствами. Поэтому оно и является всеобщим: все люди воскреснут без всякого исключения, ибо всеобщее воскресение есть дело Божие. В этом смысле все воскресают одинаково, Божией волею, а не человеческим произволением. Быть человеком и, следовательно, принадлежать к человечеству Христову, – таково есть это единственное основание для воскресения, которое усвояется человечности как таковой: homo sum et nihil humani a me ahenum esse puto, это же человеческое естество, силой Христова вочеловечения, есть и богочеловеческое. Вот почему, по слову Златоуста, все призываются к Воскресному ликованию, «всех бо свободи нас Спасова смерть» ( Иоанн Златоуст ). Воскресение мертвых, будучи тайной Божией, по силе своей в известной мере изъясняется в своем действии, а постольку и может быть постигаемо на основании откровения (у ап. Павла в 1Кор. 15, 37–42 ). Воскресение сравнивается здесь с сеянием и прорастанием зерна. «Когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое. Но Бог дает ему тело, какое хочет, и каждому семени свое тело. Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные: но иная слава небесных, иная слава земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнствует во славе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

§ 200. Переход к учению о воскресении мертвых Вслед на вторым пришествием Христовым и, даже, почти непосредственно и мгновенно произойдет воскресение мертвых и, тождественное с ним, по своему существу и действию, изменение живых, о чем так учил ап. Павел: яко Сам Господь в повелении, во гласе Архангелов и трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее, потом же мы живущии оставшии, купно с ними восхищены будем на облацех в сретене Господне на воздусе ( 1Фес.4:16, 17 ); вси бо не успнем, вси же изменимся: вскоре, во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся ( 1Кор.15:51, 52 ). На этом-то важнейшем предмете чаяния нашего и остановим теперь наше внимание, имея в виду, возможно полнее, изложить все то, что существенного и важного преподано было о нем в откровении, а, также, что такого же высказано было в учении древнецерковном и отеческом. § 201. Учение откровенное Истина будущего воскресения мертвых, как важный и необходимый предмет общеспасающей веры, преподана была, с возможно полной ясностью и определенностью только в новозаветном откровении. Но и в Ветхом Завете немало сделано было довольно ясных на нее указаний; почему мы и в Ветхозаветной Церкви встречаемся с замечательными примерами самой живой и непоколебимой веры в будущее воскресение мертвых. Так, одно уже указание ветхозаветного откровения на тот замечательный факт, что сперва праведный Енох, а, впоследствии, Илия были взяты на небо живыми ( Быт.5:24 ; Евр.11:5 ; 4Цар.2:11 ), или в тех же, хотя и видоизменившихся телах, в которых на земле жили, должно было приводить лучших из иудеев, если не к той мысли, что некогда произойдет воскресение всех мертвых, то, по крайней мере, к той, что таковое воскресение последует для людей праведных. Между тем, праведный Иов уже с совершенной ясностью и несомненностью исповедует свою глубокую веру в воскресение своей собственной, и той же плоти, в которой, и от которой, так много и тяжело страдал на земле. «Я, – говорит он,– знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, – и я во плоти моей узрю Бога, я узрю Его сам, – мои глаза, не глаза другого увидят Его ( Иов.19:25–27 ), по поводу каковой речи Иова, бл. Иероним не без основания замечает следующее: «Что яснее этого пророчества? Никто так ясно не говорит о воскресении после Христа, как он – прежде Христа» 776 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010