Объясняя эту вечную истину православной веры, святые Отцы говорили: «Мы проповедуем не только одно пришествие Христово, но и другое, которое будет гораздо славнее первого. Ибо при первом доказал Он Свое терпение, а при втором – явится в венце Божественного Царства... При первом пришествии лежал Он в яслях, обвитый пеленами, а во второе – оденется светом яко ризою ( Пс.103 – Примеч. ред.). При первом пришествии Он претерпел крест, пренебрегши посрамление ( Евр.12 – Примеч. ред.), а при втором – придет во славе, в сопровождении ангельского Воинства. Посему не останавливаемся мы лишь на первом пришествии, но ожидаем и второго... Придет Спаситель не для того, чтобы опять быть судиму, но – чтобы судить осудивших Его. Тот, Кто некогда молчал, будучи судим, напомнит [об этом] законопреступникам, показавшим при кресте свою дерзость, и скажет: Сия сотворил еси, и умолчах ( Пс.49:21 ). Тогда Спаситель пришел ради домостроительства спасения (δι οκονομαν), наставлениями поучая людей, а ныне они в силу необходимости, хотя бы того и не желали, покорятся (подвергнутся) Его царствованию». Воскресение мертвых Воскресение мертвых произойдет при Втором Пришествии Владыки Христа, Победителя смерти и Воссоздателя жизни. Об этом свидетельствует Сам Спаситель: Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро е воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения ( Ин.5:28–29 ). Об этом благовествует и святой апостол Павел: Сеется тело душевное, восстает тело духовное... Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор.15:44, 53 ). «Воскресение есть, несомненно, вторичное соединение души и тела и повторное восстановление распавшегося и умершего (ниспавшего) живого существа». Воскресение мертвых – это основание христианского учения о вечной жизни и цели людского бытия, на котором созидается вечное существование человеческой личности. Благодаря Воскресению Владыки Христа, Богочеловека, необходимость воскресения мертвых стала абсолютно естественной и логичной.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Посмертное существование в эту эпоху представлялось однозначно безрадостным. Новый Завет открывается радостной вестью о Воскресении Христовом. Крестная смерть Спасителя, Его схождение во ад и Его последующее Воскресение являются победой над царством сатаны и самой смертью. Вся суть Нового Завета содержится в главном песнопении Пасхи: Христос Воскресе из мертвых, Смертию смерть поправ, И сущим во гробех Живот даровав. Вера в грядущее всеобщее воскресение составляет основное содержание христианской веры, все остальное второстепенно. Об этом очень эмоционально говорит апостол Павел: «если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15, 19). В 25-й главе Евангелия от Матфея совершенно ясно и недвусмысленно говорится о всеобщем воскресении и последующем страшном суде: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы» (Мф. 25, 31-32). Новый Завет убеждает в том, что воскреснет каждый человек, который когда-либо жил на земле. «...Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5, 28-29). Здесь сказано «все». Апостол Павел пишет: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22). Таким образом, смерть и последующее воскресение становятся всего лишь рубежами бесконечно длящейся жизни. Очень важно, что грядущее всеобщее воскресение будет воскресением человека в единстве духа, души и тела. Православная Церковь исповедует не бессмертие души, как многие древние религии, а именно телесное воскресение. Только вот тело будет иным, преображенным, свободным от несовершенств, болезней, уродств, которые являются следствиями греха. Об этом грядущем преображении убедительно говорит апостол Павел: «не все мы умрем, но все изменимся» (1 Кор. 15, 51). Наверное, в вечной жизни человека ожидает не какое-то статичное состояние, а новая деятельность. Ведь Царство Небесное называется Вечной жизнью, а жизнь - это всегда деятельность... Из намеков апостола Павла мы можем даже предположить, в чем будет заключаться эта деятельность - в бесконечном познании Бесконечного Бога. И разве это не наивысшее блаженство?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/a...

Тот же, кто пророчествует в собрании, наставляет слушающих его; апостол подчеркивает это: «(пророчествующий) говорит людям в назидание, увещание и утешение» (14:3). По-видимому, пророками в первохристианских общинах называли, в первую очередь, проповедников, говоривших в Духе. Наряду с учителями (διδσκαλοι) пророки занимали почетное место в Церкви. Именно они, внимая Святому Духу, возложили руки на Павла и Варнаву, когда те отправлялись в свое первое путешествие (Деян.13:1–3). Апостол Павел упоминает их сразу после апостолов (12:18). Четвертая часть. 15:1–58 а. 15:1–11 Преемство проповеди Главным в апостольской проповеди было благовестие о Воскресении Христа: «Я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (15:3–4). Проповедь, по мнению апостола Павла, часть Предания. В связи с этим апостол перечисляет явления воскресшего Христа, мы узнаем о явлении «более, нежели пятистам братий в одно время» (15:6), о котором ни в евангелиях, ни в Деяниях не сказано ни слова: «а после всех явился и мне, как некоему извергу» (15:8). Явление Воскресшего апостолу Павлу сделало последнего апостолом, «наименьшим из Апостолов» (15:9). Однако, апостол Павел сообщает, что благодатию Божию он потрудился больше, чем остальные (15:10). б. 15:12–22 Воскресение Христово и общее воскресение Воскресение Христа залог воскресения мертвых. Не верить в воскресение мертвых, значит не верить в Воскресение Христа. Верить в Воскресение Христа, значит верить в воскресение мертвых; иначе «вера наша тщетна»(15:17). «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (15:20). Умерли все в Адаме, во Христе все оживут (15:22). с. Эсхатология. 15623–28 Второе Пришествие Христа станет знаком общего воскресения (15:23). Как Победитель, Сын «предаст Царство Отцу», когда «Он низложит всех врагов под ноги Свои» (15:24–25). Последним побежденным врагом будет Смерть (15:26), которая в Послании апостола персонифицируется; смерть вошла в мир грехом Адама (Рим.5:12–14).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Эсхатология царства Божия воскресению мертвых лишь придает характер объ­ективности. Так как верующие воскреснут не каждый сам по себе, а как сыны царства по закону органической связи людей между собой, то воскресшие будут не только живы для Бога, но будут реальны друг для друга, т. е. воскреснут в некоторой телесности (σμα πνευματικν), воскресение будет всеобщим, равным образом объек­тивно–всеобщим будет суд над ними, объективной бу­дет парусия Христа... Итак, воскресение из мертвых составляет самое основ­ное христианское чаяние. Но Христос Спаситель не только призывал к добро­вольному самоотречению и проповедовал воскресение из мертвых, не только учил о воскресении, но Он факти­чески победил смерть, явился «первенцем из мертвых» ( 1Кор. 15:20 ; Апок. 1:5 ), основал царство сынов воскресения. Господь Христос основал царство сынов воскресения потому, что через Него именно явилась в людях вечная божественная жизнь ( 1Иоан. 1:2 ), через Него открылась нам божественная любовь ( 1Иоан. 3:16; 4:9,10,16 ), которой Он первый возлюбил нас. Посему вечную жизнь имеет лишь тот, кто верует в Сына, соблюдает Его слово, Им оживотворен, Им живет.... Чтобы передать людям Свою божественную жизнь, Христу «должно» было умереть, дать душу Свою для избавления многих, потому что только в добровольной смерти Его проявилась наивысшим образом Его любовь, только через смерть Он мог духовно соединиться со всеми верую­щими. Однако Христу «должно» было не только умереть, но и воскреснуть. «Потому любит Меня Отец, что я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня; но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее, и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Мо­его» ( Иоан. 10:17,18 ). Воскресение из мертвых составляет величайшее христианское чаяние; воскресение Христа образует краеуголь­ный камень христианства. Если бы Христос умерь и не воскрес, то христианство было бы только учением; если бы христианство было только учением, то это было бы самое странное учение, и мы были бы самыми несчастными из людей. Но Христос воскрес. Христианство есть не только уче­ние, оно есть жизнь. «Я живу, и вы будете жить» ( Иоан. 14:19 ). Какое же значение для нас имеет воскресение Христа? Какие практические выводы отсюда вытекают? Воскресший Христос для нас первенец из умерших. Он умер и воскрес. И мы призываемся к упованию воскресения. Чтобы с Ним воскреснуть, с Ним мы должны умереть. Умереть со Христом значит жить по духу, а не по плоти. Плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Дела плоти суть: прелюбодеяние, блуд, ненависть, убийства, вражда, ссоры, нечистота, непотребство и тому подобное. Живущие по плоти умрут; живущие по духу живы будут.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

3.3.7. Воскресение Господа Иисуса Христа Значение события Воскресения в деле искупления    С древнейших времен Воскресение Христово переживалось Церковью как важнейшее из событий, составляющих в совокупности то, что называется искуплением. Ап. Павел говорит: а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших (1 Кор.15:14, 17). Воскресение Христово запечатлевает победу над диаволом и возвещает освобождение человечества от последнего из последствий греха — телесной смерти. Телесное Воскресение Иисуса Христа, таким образом, есть удостоверение действительности совершенного Им дела искупления. В противном случае Крестная смерть была бы позорной казнью, мученичеством за идею, но не имела бы искупительного значения.    В Ветхом Завете существовал обычай принесения Богу начатков урожая. По верованию ветхозаветной Церкви, благословение Божие, которое призывалось на этот начаток, распространялось на весь урожай, который предстояло собрать. Ап. Павел, используя этот ветхозаветный образ, говорит о Христе как о Начатке, Который открывает путь ко всеобщему воскресению: Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших (1 Кор.15:20).    Таким образом, Воскресение Иисуса Христа, по ап. Павлу, является залогом нашего общего воскресения: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его (1 Кор.15:22-23). Противопоставление первого и последнего Адама (1 Кор.15:45) имеет существенное значение в богословии ап. Павла. Тем самым ап. Павел указывает на то, что от праотца Адама наследуется поврежденная грехом природа и потому «ветхий человек» обречен на смерть, а возрождаясь во Христе, человек облекается в нового человека, созданного по Богу (Еф.4:22, 24), получает обновленную природу и наследует жизнь вечную. Таким образом, Христос становится Родоначальником искупленного и возрожденного человечества.    Развитием идей ап. Павла стало святоотеческое учение о рекапитуляции (лат. recapitulatio, греч. νακεφαλαωσις), впервые систематически изложенное сщмч. Иринеем Лионским, учившим, что Господь Иисус Христос есть «восстанавливающий в Себе древнее создание человека, чтобы убить грех и упразднить смерть и оживить человека...». Согласно сщмч. Иринею, Христос как Глава Церкви заново возглавил все человечество, а через него и всю тварную природу. Он есть новый возглавитель твари, который, «все восстановляя в Себе... и присвояя Себе первенство и поставляя Себя Самого Главою Церкви, все привлечет к Себе в надлежащее время». Особое место в учении о рекапитуляции принадлежит событию Воскресения: воскреснув из мертвых, Христос как Новый Адам дарует воскресение всему человеческому роду: «Иисус Христос... пострадал за нас и воскрес ради нас и опять имеет прийти во славе Отца, чтобы воскресить всякую плоть и явить спасение...»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Но в чем выражается свобода от смерти физической? Кладбища за последние два тысячелетия регулярно пополняются христианами, и из Писания известно, что смерти физической избегнут лишь немногие люди – те, кто доживут до Второго Пришествия Христа (см.: 1Фес. 4: 15 ). Однако свобода от смерти состоит не в освобождении от перспективы попасть на кладбище, а совершенно в другом: если до Воплощения Христова смерть была окончательной участью всех людей, то после Его Воскресения смерть стала для человека уже не конечным пунктом, а лишь пересадкой. Смерть теперь не пугает людей, так как вера в Воскресение Христа меняет восприятие смерти. Христианами она отныне воспринимается лишь как успение (сон), а некоторыми святыми – даже как желанное событие (поэтому ап. Павел говорит: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» – Флп. 1: 23 ). Сын Божий воспринял человеческую природу и тем самым стал «вторым Адамом », поэтому христиане, как члены Церкви, Тела Христова, являются новым человечеством: «Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» ( 2Кор. 5: 17 ). Для всех верующих Воскресение Спасителя является причиной и залогом их воскресения из мертвых в силу связи их с Христом: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» ( 1Кор. 15: 20–23 ). Воскреснут, конечно, все люди, но для христиан, уже в дни земной жизни имеющих дар жизни вечной, это воскресение будет «воскресение жизни», а не «воскресение осуждения» ( Ин. 5: 29 ). Поэтому для живущих свято христиан нет страха смерти: «Бояться смерти может только тот, кто не хочет идти ко Христу; а не хотеть идти ко Христу свойственно только тому, кто не верит, что он начнет царствовать со Христом» 475 . 5.3. Вознесение Господне Описание Вознесения есть в Евангелиях от Марка (16: 14–19) и Луки (24: 36–52), а также в книге Деяний святых апостолов ( Деян. 1: 2–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Он идет разбудить его ( Ин.11:11 ). Цель воскрешения – вера учеников. Поставленный ранее вопрос о причинах того исключительного ударения, которое Иоанн делает на чуде, не упоминаемом синоптиками, получает теперь более конкретную форму. – Какой символический смысл открывается для Иоанна в воскрешении Лазаря, как факте историческом? Символическое толкование чуда дается в диалоге Спасителя с Марфою. Марфа встречает Учителя восклицанием: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог» ( Ин.11:21–22 ). Она надеется на чудо, но не решается прямо просить о нем. И Господь ей отвечает: «Воскреснет брат твой» ( Ин.11:23 ). Как понимать Его слова? Господь воскресил Лазаря Воскрешение умершего показало Марфе, что эти слова можно было понимать буквально. Но Марфа не смеет понять буквально: «Знаю, что воскреснет в воскресение в последний день» ( Ин.11:24 ). В ответных словах Господа слышится возражение. Господь не говорит ей прямо, что Он воскресит его. Он говорит другое: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрет, оживет» ( Ин.11:25 ). Словом «оживет» переведен по русский греческий глагол ζ σεται. Переводчик думал при этом о воскрешении Лазаря. Но ζ σεταιможет значить не только «оживет», но и – в несовершенном виде – «будет жить». Преодолено, смерти – в вере, и Господь продолжает свою мысль именно в этом направлении: «... всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век. Веришь ли сему?» ( Ин.11:26 ). Марфа исповедует свою веру: «Так, Господи! γ πεπ στευκα – я уверовала и ныне верую» – таков точный смысл греческой перфектной формы, – «что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» ( Ин.11:27 ). Ответ Марфы содержит прямую ссылку на учение Христово, дошедшее до нас в четвертом Евангелии в беседах Господа с Никодимом ( Ин.3 ) и с самарянкою ( Ин.9 ) и в речи к иудеям в Иерусалиме ( Ин.5 ). – Христос есть начало жизни. Приобщение к жизни происходит через веру во Христа. Дарование жизни есть дело Сына, как и дело Отца. Иудеев, соблазненных исцелением больного в субботний день, Господь ставит перед тайной богосыновнего отношения: Иисус есть Сын Божий, и потому – источник жизни и спасения. Но дарование жизни нельзя понимать чисто спиритуалистически. «Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» ( Ин.5:21 ). «Наступает время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 , ср. еще Ин.6:39–40 ). Из веры в Иисуса Христа, как Начало жизни, вытекает и вера в грядущее воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Стало быть, каждый праведник в этом случае возвратился бы от смерти к жизни совершенно независимо от того, что праведный человек – Христос воскрес, так что Его воскресение было бы таким же единичным фактом, как и воскресение всякаго другого лица, над которым Богу угодно было бы явить чудо Своего всемогущества. Между тем, и Сам И. Христос, и апостолы Его ставят будущее воскресение умерших людей в причинную зависимость от факта Его воскресения. Спаситель прямо говорит: Я живу, и вы будете жить ( Ин. 14:19 ), т. е. Он прямо ставит будущую жизнь людей в зависимость от Своей собственной жизни. И апостол поясняет эту зависимость весьма выразительной параллелью причин смерти и воскресения: как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых, как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут ( 1Кор. 15:2122 ). Чтобы уяснить причинную зависимость нашего будущего воскресения от воскресения Христова автор обращается к всемогущей силе Христа, как производящей причине нашего воскресения, т. е. он объясняет наше воскресение тоже (как в вышеприведенном предположении) исключительно как чудо божественного всемогущества, но не всемогущества Бога Отца, а всемогущества Самого Христа. «По апостольской проповеди, Христос предан за грехи наши, и воскрес для оправдания нашего ( Рим. 4:25 ), потому что по причине Его воскресения из мертвых должны воскреснуть все вообще умершие люди в полном составе всего рода человеческого ( 1Кор. 15:2022 ). Такое значение Христова воскресения, конечно, определяется соединением во Христе двух совершенных природ – истинной божеской природы с истинной человеческой. Он – не простой человек, а истинный Сын Божий, благоволивший сделаться истинным человеком; и Свою человеческую природу... Он принял в вечное и нераздельное соединение с Своим божеством " … Когда «наш действительный мир будет разрушен огнем и разложится на свои составные элементы ( 2Пет. 3:1012 )», тогда «божественный Глава бытия оживотворит все тело своего человечества, начиная от Адама и кончая последним человеком, которому суждено будет увидеть смерть ( Ин. 5:28 ; Мф. 25:32 ), так что по отношению к роду человеческому Он тогда явится новым Адамом ...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Стало быть, каждый праведник в этом случае возвратился бы от смерти к жизни совершенно независимо от того, что праведный человек–Христос воскрес, так что Его воскресение было бы таким же единичным фактом, как и воскресение всякого другого лица, над которым Богу угодно было бы явить чудо Своего всемогущества. Между тем, и Сам Иисус Христос, и апостолы Его ставят будущее воскресение умерших людей в при­чинную зависимость от факта Его воскресения. Спаситель прямо гово­рит: Я живу, и вы будете жить ( Иоан. 14:19 ), т. е. Он прямо ставит будущую жизнь людей в зависимость от Своей собственной жизни. И апостол поясняет эту зависимость весьма выразительной параллелью причин смерти и воскресения: как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых; как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут ( 1Кор. 15:21–22 ). Чтобы уяснить причинную зависимость нашего будущего воскресения от воскресения Христова автор обращается к всемогущей силе Христа, как производящей при­чине нашего воскресения, т. е. он объясняет наше воскресение тоже (как в вышеприведенном предположении) исключительно как чудо божественного всемогущества, но не всемогущества Бога Отца, а всемо­гущества Самого Христа. «По апостольской проповеди , Христос предан за грехи наши, и воскрес для оправдания нашего ( Римл. 4:25 ), потому что по причине Его воскресения из мертвых должны воскрес­нуть все вообще умершие люди в полном составе всего рода человеческого ( 1Кор. 15:20–22 ). Такое значение Христова воскресения, ко­нечно, определяется соединением во Христе двух совершенных природ – истинной божеской природы с истинной человеческой. Он – не простой человек, а истинный Сын Божий, благоволивший сделаться истинным человеком; и Свою человеческую природу... Он принял в вечное и нераздельное соединение со Своим божеством» ... Когда «наш действительный мир будет разрушен огнем и разложится на свои составные элементы ( 2Пет. 3:10–12 )», тогда «божественный Глава бытия оживотворит все тело своего человечества, начиная от Адама и кончая последним человеком, которому суждено будет увидеть смерть ( Иоан. 5:28 ; Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

3) Воскресение Иисуса Христа из мертвых. Воскресение Иисуса Христа, т. е. воссоединение Его Человеческой души с пречистым Телом есть истина, на которой зиждутся все наши христианские верования и упования. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор.15:14 ). Воскресение Иисуса Христа из мертвых служит, прежде всего, важнейшим доказательством Его Божественного достоинства. По выражению апостола, «Он открылся Сыном Божиим чрез воскресение из мертвых» ( Рим.1:4 ), так как до Воскресения слава Его Божества была сокрыта под покровом уничиженного Человечества. Воскресение Иисуса Христа из мертвых служит доказательством действительности совершенного Им дела Искупления. Если бы Христос остался во гробе, то это было бы признаком того, что смерть продолжает господствовать через грех, и таким образом в самом корне подрывалась бы вера в победу Христа над грехом, а, следовательно, и в совершение нашего спасения. Но если Он действительно воскрес, то это значит, что грех и связанное с ним осуждение потеряли свою силу над человеком, значит, что принесенная Христом Жертва принята Богом, уничтожено лежащее на нас проклятие и дарованы нам все блага Искупления. В Ветхом Завете существовал обычай принесения Богу начатков урожая. По верованию ветхозаветной Церкви, благословение Божие, которое призывалось на этот начаток, распространялось на весь урожай, который предстояло собрать. Ап. Павел использует этот ветхозаветный образ и говорит о Христе как о Начатке, Который открывает путь ко всеобщему воскресению: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» ( 1Кор.15:20 ). Т. о., воскресение Иисуса Христа, по ап. Павлу, является залогом нашего воскресения: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествии Его» ( 1Кор.15:22–23 ). После всеобщего воскресения смерть, побежденная воскресением Христовым, будет окончательно изгнана из мира: «Последний же враг истребится – смерть» ( 1Кор.15:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010