Прп. Арефа Верхотурский. Фотография. Нач. XX в. Прп. Арефа Верхотурский. Фотография. Нач. XX в. Последним настоятелем В. м. перед закрытием обители стал в 1905 г. архим. Ксенофонт (Медведев). При нем был построен крупнейший в епархии храм (66 м в длину, 53 м в ширину и высоту, вмещал 4 тыс. чел.), главный престол к-рого был освящен 11 сент. 1913 г. Екатеринбургским еп. Митрофаном (Афонским) в честь Воздвижения Креста Господня. 27 мая 1914 г. еп. Серафим (Голубятников) освятил придел во имя прав. Симеона, 10 сент. 1916 г. был освящен придел в честь Успения Пресв. Богородицы. В 1913 г. в храме поместили серебряную раку с мощами прав. Симеона, над ней в 1914 г. была установлена вызолоченная сень - дар царской семьи. Др. достопримечательностью храма стали фаянсовые иконостасы. В. м. пользовался покровительством царствующего дома: в 1907 г. имп. св. Александра Феодоровна передала в дар архим. Ксенофонту и иеродиак. прмч. Вениамину (Зыкову) сшитые ею священническое и диаконское облачения, в 1911 (1912?) г. имп. св. Николай II Александрович также передал в дар архим. Ксенофонту облачение, в 1914 г. обитель посетила вел. кнг. Елисавета Феодоровна , подарившая настоятелю епитрахиль. Братия и гости мон-ря. Фотография. Нач. XX в. Братия и гости мон-ря. Фотография. Нач. XX в. В. м. занимался благотворительной и образовательной деятельностью. С 60-х гг. XVIII в. при нем существовала школа «для сирот духовного звания», в 60-х гг. XIX в. в ней училось 4-10 детей, в 1881 г. школу закрыли. В 1888 г. при мон-ре была учреждена одноклассная школа грамоты, в 1906 г. преобразованная в двухклассную церковноприходскую. К кон. 1911 г. в ней училось 117 детей, из них 61 воспитанник жил при мон-ре в устроенном в 1906 г. общежитии. С 1905 г. в школе помимо общих предметов обучали столярному, переплетному, сапожному делу. С 1885 г. при В. м. существовала больница на 10-15 мест. Во время первой мировой войны в мон-ре был устроен госпиталь на 15 кроватей, в 1916 г. в здании монастырской гостиницы разместился лазарет еще на 30 мест, открылся приют для увечных воинов на 25 мест. Мон-рь перечислял средства на содержание 5-10 коек в полевом лазарете, собирал пожертвования в пользу Красного Креста и на нужды армии. В помещениях мон-ря содержались ок. 500 пленных австрийцев и немцев, селились семьи беженцев, для детей солдат и беженцев был открыт приют.

http://pravenc.ru/text/158212.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на территории Казанского кремля. Разрушен в XX в. Основан, вероятно, в 1555 г. (до сент.). Устроение обители и деятельность 1-го настоятеля свт. Варсонофия описаны в сочинении митр. Казанского сщмч. Ермогена кон. XVI в. «Жития свт. Гурия, первого архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского, Казанских чудотворцев» (Свт. Ермоген. 2005. С. 381-383). Подробное описание мон-ря содержится в первой из сохранившихся писцовых книг Казани и Казанского у. Н. В. Борисова и К. Кикина ( Невоструев. 1877. С. 24-32; Писцовое описание Казани и Казанского у. 1565-1568 гг. 2006. С. 86-100). В кон. XIX в. Е. М. Лебедев сделал описание К. м., используя документы, хранившиеся в монастырском архиве. Земельный фонд мон-ря, наличие сел, деревень, починков и пустошей зафиксированы в переписи 60-х гг. XVI в. ( Невоструев. 1877. С. 65-78; Писцовое описание Казани и Казанского у. 1565-1568 гг. 2006. C. 458-464). Об экономическом положении К. м. свидетельствуют писцовые книги XVI-XVII вв. (Книга письма, дозора и межевания. 1997. С. 213-214; Писцовые книги Казанского у. 1647-1656 гг. Л. 10 об.- 12, 42-44 об., 108-112; Писцовые книги Казанского у. 1685-1687 гг. 2009. С. 173-185). Жалованные грамоты К. м. сохранились в фонде Коллегии экономии РГАДА (Ф. 281. Оп. 4 (Казань)), нек-рые из них опубликованы в XIX в. по копиям, хранившимся в мон-ре ( Никанор (Каменский). 1893. С. 338-368). Документы по истории мон-ря XVIII - нач. XIX в. находятся в НАРТ (Ф. 4: Духовная консистория). XVI - нач. XX в. Казанский Преображенский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Казанский Преображенский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. В 1553 г. при посещении Пешношского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря царь Иоанн IV Васильевич обратил внимание на игум. Варсонофия - опытного настоятеля, знатока татар. языка и обычаев. В февр. 1555 г. в Москве по указанию царя Иоанна IV митр.

http://pravenc.ru/text/1319818.html

Мон-рь в честь Сретения Господня в с. Батурине. Фотография. 2001 г. Мон-рь в честь Сретения Господня в с. Батурине. Фотография. 2001 г. Активизация правосл. миссионерства в Б. связана с деятельностью Селенгинского еп., вик. Иркутской епархии, Вениамина (Благонравова) , в 1862 г. назначенного начальником возрожденной Забайкальской миссии. Еп. Вениамин поселился в Посольском мон-ре и открыл там уч-ще для подготовки мальчиков из бурят к миссионерскому служению. В 60-90-х гг. XIX в. миссионерами было крещено более 2 тыс. бурят. В нач. XX в. Православие среди бурят и корейцев проповедовал сщмч. Ефрем (Кузнецов) . В 1863 г. на территории Зап. Забайкалья насчитывалось 42 церкви и 3 мон-ря, к 1920 г.- 194 храма и молитвенных дома, 2 мон-ря (Селенгинский Свято-Троицкий и Посольский Спасо-Преображенский), 2 муж. скита (Котокельский Николаевский на острове оз. Котокельского, Селенгинский Спасский в Староселенгинске), 2 подворья Посольского мон-ря (Верхнеудинское Михаило-Архангельское и Мысовское Успенское). Большинство храмов в Б. были деревянными. В 1922-1928 гг. территорию Читинской и Забайкальской епархии затронул обновленческий раскол, во главе к-рого встал Гавриил Асташевский, 22 апр. 1923 г. «хиротонисанный» во «епископа Верхнеудинского», в следующем году ставший «архиепископом Бурят-Монгольским». Преображенский собор Посольского мон-ря. 1773–1778 гг. Фотография. 2001 г. Преображенский собор Посольского мон-ря. 1773–1778 гг. Фотография. 2001 г. В 1940 г. власти закрыли последний действовавший в Б. храм - Троицкий в Улан-Удэ. В 1945 г. возобновились богослужения в Вознесенском храме в Улан-Удэ и в Успенской ц. в Кяхте (вновь была закрыта в 1962). Восстановление правосл. Церкви в Б. началось с открытия в 1990 г. Успенской ц. Кяхты и храма Рождества Христова в с. Читкан Баргузинского р-на, в 1991 г. возобновились богослужения в Троицком храме Улан-Удэ. В марте 1994 г. на территории Бурятии было образовано Бурятское благочиние Иркутской и Читинской епархии, к-рое в апр. того же года вошло во вновь созданную Читинскую и Забайкальскую епархию. В 1995 г. вышел указ президента Республики Б. о поэтапной передаче РПЦ Одигитриевского собора в столице Б. С 2000 г. выходит газ. «Православная Бурятия». Старообрядчество

http://pravenc.ru/text/153687.html

Первоначально все постройки К. З. м. были деревянными. В 1625 г. в обители был возведен и 15 авг. того же года митр. Казанским Матфеем освящен одноглавый каменный Успенский собор - 1-й каменный храм в Казанской епархии, построенный после Смутного времени . При входе в собор слева находилась гробница с останками бывш. архиеп. Суздальского Иосифа (Курцевича) . 16 нояб. 1895 г. архиеп. Казанский Владимир (Петров) освятил в соборе придел во имя св. равноап. кнг. Ольги, в склепе к-рого погребены известная благотворительница генеральша О. С. Гейнс (урожд. Александрова; 1847-1927), ее отец, мать, брат и муж. Церковь Всех святых Зилантова мон-ря. 1681 г., 90-е гг. XIX в.. Фотография. 2011 г. Церковь Всех святых Зилантова мон-ря. 1681 г., 90-е гг. XIX в.. Фотография. 2011 г. В 1681 г. к юго-западу от Успенского собора был построен теплый храм во имя Всех святых с братскими кельями, трапезной и кладовой. После ремонта в храме был устроен и освящен 3 дек. 1829 г. архиеп. Казанским Филаретом (Амфитеатровым) придел во имя апостолов Петра и Павла. К кон. XIX в. Всехсвятский храм «дал трещины» и был перестроен ( Никодим (Прелатов) . 1898. С. 18, 20), в 1912 г. обновлены его росписи. Колокольня Зилантова мон-ря. 2005 г. Фотография. 2011 г. Колокольня Зилантова мон-ря. 2005 г. Фотография. 2011 г. Над вост. воротами была построена и 18 мая 1720 г. митр. Казанским Тихоном освящена ц. во имя свт. Алексия, митр. Московского,- 3-ярусный 3-апсидный храм типа «иже под колоколы» в нарышкинском стиле. После ремонта Алексиевский храм был вновь освящен 3 авг. 1830 г., но к 1898 г. обветшал и пребывал в «самом жалком виде» (Там же). Над теми же вост. воротами на верхнем этаже 25 нояб. 1828 г. была освящена еще одна церковь - в честь Виленской иконы Божией Матери (к 1900 разобрана), а на нижнем этаже - ц. во имя прп. Герасима Иорданского (время освящения неизв.). В нач. XX в. ансамбль мон-ря был обнесен стенами с бойницами и 4 круглыми угловыми башнями, включал колокольню (1897), братский корпус (1910), 2-этажный настоятельский и казначейский корпуса (1808-1809), деревянные братский корпус, флигель для насельников и наемных служителей, конюшенный двор (1806) и другие хозяйственные постройки. Территорию обители украшали вековые дубы, липы, вязы. За оградой находились кирпичный завод, монастырские баня и пристань Бакалда «для складки товаров с 30 лабазами» ( Гавриил (Воскресенский). 1840. С. 7).

http://pravenc.ru/text/1319824.html

К нач. XX в. в Богоявленском храме служили священник, диакон и псаломщик. Приход состоял из населения части слободы Мстёра (162 двора) и деревень Добрицы, Павлово и Погариц. По клировым ведомостям в слободе и деревнях числилось 838 мужчин и 994 женщины (Там же. С. 360). Богоявленский мон-рь в Мстёре. Фотография. Нач. XX в. Богоявленский мон-рь в Мстёре. Фотография. Нач. XX в. В нач. 30-х гг. XX в. Богоявленская ц. была закрыта, ее помещение передали Музею церковной и фольклорной старины (впосл. Мстёрский краеведческий музей), в 50-х гг. XX в. устроили склад, в часовне св. Александра Невского разместили керосиновую лавку. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 авг. 1960 г. Богоявленский храм (1687) был признан памятником архитектуры, подлежащим охране гос-ва. С кон. 80-х гг. XX в. в Богоявленской ц. начались реставрационные работы. Владимирская ц. в советские годы не закрывалась. В нач. 30-х гг. Иоанновский храм одноименного жен. мон-ря был переоборудован под клуб им. 1-го Мая (впосл. клуб клееночной фабрики им. Дзержинского). В алтаре устроили сцену, колокольню и ограду разобрали. Решением Синода от 24 сент. 1999 г. М. м. был вновь открыт. В 2017 г. настоятелем является игум. Авраамий (Лукиянчук). Монастырский комплекс состоит из Богоявленского и Владимирского храмов, надвратной колокольни, часовни св. кн. Александра Невского, келейного корпуса, служебного корпуса и хозяйственной постройки. М. м. обнесен оградой с башенками. Во Владимирской ц. хранится икона Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (2-я пол. XVIII в.), местночтимые Владимирская и Корсунская иконы Божией Матери и образ «Утоли моя печали». В Мстёрском художественном музее находятся иконы «О Тебе радуется» (нач. XX в.), «Чудо св. Георгия о змие» (посл. треть XIX в.), «Господь Вседержитель» (нач. XX в.), а также «Огненное восхождение св. Илии Пророка» (1-й треть XVIII в.), возможно происходившие из М. м. К обители приписаны Казанский скит в урочище Акиншино Вязниковского р-на с каменным Казанским храмом (1821), кельями и трапезной, Свято-Троицкая Серапионова муж. пуст. Вязниковского р-на и Преображенский храм погоста Спас-Железино Селивановского р-на. В 2005 г. Иоанновский жен. мон-рь был возобновлен в качестве подворья вязниковского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы женского монастыря . 20 сент. 2009 г. при подворье была открыта воскресная школа. К 2017 г. здания Иоанновского мон-ря занимает Муромское архиерейское подворье.

http://pravenc.ru/text/2564272.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА МОСКОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ [Егорьевский, Юрьевский], Мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Рисунок. Мастерская Ф. Алексеева. Нач. XIX в. Мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Рисунок. Мастерская Ф. Алексеева. Нач. XIX в. в Москве. Основан до 1498 г. Большинство историков XIX в. (архим. Амвросий (Орнатский) , И. М. Снегирёв , А. С. Ратшин, В. В. Зверинский ) полагали, что Г. м. основан в кон. XV или нач. XVI в. девицей Феодосией, дочерью боярина Юрия Захарьевича Кошкина, теткой царицы Анастасии Романовны . Исследователи опирались на монастырское предание, изложенное в тексте некой «записки», оригинал к-рой сгорел вместе с архивом Г. м. в 1812 г. «Справка» с «записки» была опубликована в изд.: Чеботарев [Х. А. ] Ист. и топогр. описание Московской губ. М., 1787. Согласно тексту опубликованной «справки», Г. м. «построен издревле в дому пречистых, благородных и благочестивых прародителей болярина Георгия Захарьевича Романова тщанием и иждивением его дочери девицы Феодосии Георгиевны, которая была тетка... царицы Анастасии Романовны... Устроя сей дом монастырем девичьем по взятии из сего дома оныя девицы Анастасии Романовны в царицу, в котором и церковь великомученика Георгия созда» «по благословению Преосвященнаго Стефана, митрополита Рязанского» «в поминовение отца своего Георгия», собрав 40 «благоискусных монахинь». Опубликованная «справка» содержит очевидные ошибки: боярин Георгий Захарьевич в нач. XVI в. имел фамилию Кошкин, а не Романов; упомянутый Георгиевский храм был построен в нач. XVIII в. по благословению Рязанского митр. Стефана (Яворского) на месте разобранной древней церкви, к-рая упоминается в источниках с 1461 г. (ДДГ. 61. С. 195). Казанская ц. мон-ря во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Кон. XVII - нач. XVIII в. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Казанская ц. мон-ря во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Кон. XVII - нач. XVIII в. Фотография. 20-е гг. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/164489.html

Церковь во имя свт. Митрофана Воронежского Каларашовского мон-ря. 1911 г. Церковь во имя свт. Митрофана Воронежского Каларашовского мон-ря. 1911 г. Архитектурный комплекс мон-ря Кэприана - древнейший на территории К. е., это наиболее яркий, но мало исследованный памятник архитектуры Молдавии. Контраст в архитектуре разных стилей свойственен и ансамблю Курковского Рождество-Богородицкого мон-ря (Куркь) в р-не Орхей (основан в 1773). Монастырский двор расположен на 2 террасах, верхней и нижней, обнесен каменной стеной с башнями по углам, окружен по периметру зданиями братских келий, настоятельских покоев и хозяйственных сооружений. На нижней террасе находится каменный бассейн-пруд. Храм в честь Рождества Пресв. Богородицы (1810) 8-гранный в плане, окружен выступающим алтарем и притворами по главным осям и небольшими приделами по диагональным осям. Центральная часть перекрыта фигурным куполом на высоком круглом барабане. Первоначально 4 придела венчались башенками (сохр. только 2 западные). Вертикальный, сильно расчлененный объем храма, своеобразно исполненный тосканский ордер, наличники окон с лучковыми фронтонами, боковые главы в виде башенок-колоколен, спаренные пилястры барабана купола ставят церковь в ряд лучших произведений классицизма, сохранивших приемы и элементы барокко. В кон. XIX - нач. ХХ в. были сооружены настоятельские покои с зимней ц. во имя вмч. Димитрия Солунского, братские кельи и ограда с надвратной башней. Теплая (или зимняя) Димитриевская ц., памятник неовизантийского стиля, в плане состоит из полукруглого алтаря, прямоугольного нефа и квадратного притвора. Неф перекрыт куполом на круглом световом барабане, а притвор и алтарь - сводами. Простая гладь стен оживлена оконными проемами со скромными наличниками и с несложным карнизом. Интерьер светлый и величественный благодаря высоко раскрытому пространству нефа. Церковь Св. Троицы Рудянского мон-ря. 1777 г. Фотография. 2010 г. Церковь Св. Троицы Рудянского мон-ря. 1777 г. Фотография. 2010 г. Наиболее ярким сооружением позднего молдавского зодчества является летняя Троицкая ц. Рудянского монастыря (Рудь) (1777). Она наследует традиц. молдав. черты архитектуры небольших храмов-триконхов. Вост., юж. и сев. апсиды-конхи в интерьере почти одинаковы по высоте и диаметру. Однако на фасаде алтарная апсида выступает немного больше. Вытянутая зап. часть церкви связана тройной аркадой с нефом. Колонны увенчаны 4-ступенчатыми капителями. В зап. стене притвора находится лестница, ведущая на хоры. С сев. стороны притвора позднее пристроен дополнительный вход.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

После ухода на покой по болезни игум. Веры в нач. 1918 г. сестры, избравшие своей начальницей мон. Нину (Баташёву), решили вернуться в Вильну. Патриарх Московский и всея России св. Тихон помог им получить пропуски для проезда в Литву, в мае 1918 г. ок. 20 виленских сестер прибыли в Вильну и начали восстанавливать обитель на ул. Росса. Указом Литовской консистории 6 мая 1918 г. мон. Нина (Баташёва) была назначена управляющей мон-рем, 8 сент. 1921 г. архиеп. Литовским Елевферием (Богоявленским) возведена в сан игумении. В 1919 г., когда Виленский край был оккупирован польск. войсками, решением властей инокини были выселены из В. м. и размещены в больничном корпусе Виленской ДС, к-рый располагался на территории расформированного во время первой мировой войны виленского во имя Св. Троицы муж. мон-ря . Монахиням был передан Троицкий храм, богослужения в к-ром совершались насельниками Свято-Духова (см. вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов ) мон-ря. В 1924 г. В. м. вошел в состав неканонически провозглашенной Польской автокефальной православной Церкви . Игум. Нину неоднократно командировали на Волынь в Святогорский Зимненский и Корецкий мон-ри для проведения ревизий и для временного управления этими мон-рями. По благословению Варшавского митр. Дионисия (Валединского) насельница В. м. мон. Евгения (Баташёва) была назначена настоятельницей Зимненского мон-ря, а мон. Феофания (Павлюк-Задворная) - Корецкого мон-ря. В 1933 г. Варшавский митр. Дионисий наградил игум. Нину наперсным крестом с украшениями. Игум. Нина (Баташева) и мон. Ангелина (Баташева), казначея мон-ря. Фотография. Сер. 50-х гг. XX в. Игум. Нина (Баташева) и мон. Ангелина (Баташева), казначея мон-ря. Фотография. Сер. 50-х гг. XX в. В 1937 г. в связи с закрытием Троицкого храма и семинарии В. м. переехал на ул. Лянку, к приходской ц. во имя св. кн. Александра Невского (построена в 1898). Инокини устроили кельи в крыльях отремонтированного храма, выкопали колодец, посадили фруктовый сад, разбили цветники.

http://pravenc.ru/text/158672.html

Дальнейшая судьба мон-ря неизвестна. Согласно легенде, 29 мая 1453 г., в день падения К-поля, в храме П. М. м. были перебиты отчаянно сопротивлявшиеся защитники города, отчего он получил тур. название Канлы-килисе (Кровавый храм; Ryder. 2009/2010. P. 78), хотя вероятнее, что это название происходит от цвета стен храма. Согласно к-польскому преданию ( Janin. Églises et monastères. P. 213-214), храм П. М. м. султан Мехмед II в 1471 г. отдал архит. Христодулу в награду за строительство к-польской мечети Фатих-джами. В османскую эпоху кафоликон П. М. м. продолжал действовать как правосл. приходский храм; пострадал от пожаров в 1633, 1640, 1729 и 1774 гг. Некоторое время храм был метохием пелопоннесского мон-ря Мега-Спилео ( Ryder. 2009/2010. P. 78). В 1955 г. убранство храма было уничтожено во время погрома, устроенного турками. Архитектура Кафолимон мон-ря Панагии Мухлиотиссы. Фотография. 2016 г. Фото: István Tóth/Flickr Кафолимон мон-ря Панагии Мухлиотиссы. Фотография. 2016 г. Фото: István Tóth/Flickr Кафоликон П. М. м., построенный над субструкцией, первоначально представлял собой купольный тетраконх с алтарем в восточной апсиде. В местах соединения апсид вынуты четверти, куда вставлены колонны-сполии с коринфскими капителями V в.; на них опираются подпружные арки. В основании конх расположен сплошной карниз. Каждая апсида снаружи имеет 5-гранную форму, а внутри разделана 3 полукруглыми нишами (одна из ниш сев. апсиды могла служить первоначальным протесисом). Купол внутри - тыквообразный, с карнизом у основания; барабан - снаружи круглый, имел изначально 8 окон. Снаружи, над окнами, сделаны арочки, опиравшиеся на двойные колонки (утрачены). Стены субструкции сложены из кирпича в технике «утопленного ряда». Подобный тип известен также в разрушенном храме Синаитик в Адрианополе (ныне Эдирне). Наличие подобной разделки конх в апсидах собора Сан-Марко в Венеции, воспроизводящего к-польский храм святых Апостолов (VI в.), указывает на вероятное копирование в П. М. м. ранневизант. образца. Вероятно, подобным образом в 944-959 гг. имп. Константин VII Багрянородный обновил древний тетраконх св. Павла ( Theoph. Contin. VII 21; ср. схожий по плану храм Панагии Камариотиссы на о-ве Халки). Ранневизант. образцу следует и постановка колонн на углах тетраконха. Х. Бурас, показав неверность датировки кафоликона П. М. м. XIII в., во многом на основании 1-го упоминания мон-ря датировал храм нач. XI в. Однако вероятность существования П. М. м. в Х в. оставляет возможность и более ранней датировки. Декорация барабана храма аналогична декорации кафоликона мон-ря Ватопед на Афоне (60-е гг. X в.); разделка апсид 3 полукруглыми нишами находит аналогии в «триконхе афонского типа» в Исламкёе (ок. 900; Писидия, М. Азия).

http://pravenc.ru/text/2578780.html

И. Ч. и., выполненные в кон. XVII-XVIII в., находились во всех храмах Чернигова. Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Кон. XVIII в. (Елецкий Успенский мон-рь в Чернигове) Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Кон. XVIII в. (Елецкий Успенский мон-рь в Чернигове) В наст. время в Елецком Успенском мон-ре в Чернигове почитаются 2 списка. Первый (кон. XVIII в.) соответствует размерам чудотворному образу и происходит из Троице-Ильинского мон-ря, где он находился с начала Великой Отечественной войны и до закрытия мон-ря в 1962 г. (в этот период мон-рь был женским). Со дня закрытия образ хранился у мон. Агнии, к-рая передала его в Елецкий мон-рь по возрождении в обители монашеской жизни. В 1996 г. икона была отреставрирована Р. М. Боголюб. В мон-ре образ считается оригиналом письма мон. Геннадия (Дубенского), несмотря на иконографическое несоответствие чудотворной иконе, чье изображение без оклада зафиксировано на фотографии нач. XX в. Не исключено, что эта икона была списком, к-рый ставился в Троицком соборе Троице-Ильинского мон-ря в зимнее время на место чудотворного образа. Др. икона (XIX в.), меньше по размеру, украшена серебряным окладом XIX в. Находилась в мон-ре до его закрытия в нач. 20-х гг. XX в., затем хранилась у киевской монахини, к-рая в 1988 г. передала ее наместнику Киево-Печерской лавры еп. Ионафану. С 1994 г. образ пребывает в мон-ре; его можно идентифицировать с упоминаемым в лит-ре нач. XX в. списком И. Ч. и. в серебряной ризе, изготовленной на средства девицы Клавдии. Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Нач. XVIII в. (ц. Ризоположения на Донской ул., Москвы) Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Нач. XVIII в. (ц. Ризоположения на Донской ул., Москвы) В Гамалеевском Харлампиевом жен. мон-ре пребывал местночтимый список (кон. XVII - 1-я пол. XVIII в., не сохр.), выполненный для этой обители. Он уцелел при опустошительном пожаре кон. XVIII в., имел серебряную ризу ( Филарет (Гумилевский), архиеп. Гамалеевский Харлампиев женский монастырь. Чернигов, 1862. С. 42).

http://pravenc.ru/text/389455.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010