Весьма активна была храмоздательная деятельность кн. Андрея Боголюбского. За первые 6 лет его правления были построены каменные храм в честь Рождества Пресв. Богородицы в Боголюбове (ок. 1157/1158) и Успенский собор во Владимире (1158-1160), в 1164 г. освящена Ризоположенская ц. на Золотых воротах, около ворот на княжеском дворе заложен Спасо-Преображенский храм. В пойме у Боголюбова, рядом с устьем р. Нерли, при впадении в Клязьму, в 1165 г. был возведен храм, посвященный новому празднику Покрова Пресв. Богородицы, в память о победоносном походе на волжских булгар. В Боголюбове при кн. Андрее были выстроены церкви во имя мучеников Леонтия и Андрея Стратилата. Золотые ворота с надвратной церковью в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне. Владимир. 1158–1164 гг. Фотография. Ок. 1893 г. (ГИМ) Золотые ворота с надвратной церковью в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне. Владимир. 1158–1164 гг. Фотография. Ок. 1893 г. (ГИМ) Ко времени правления св. князя предание относит возникновение мон-ря в Боголюбове (см. Боголюбский в честь Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) мон-рь ), Феодоровского мон-ря в вост. предместье Владимира на языческом капище в Яриловой долине. Не исключено, что князь является основателем и Константино-Еленинского мон-ря, упоминаемого в летописи под 1276 г., находившегося в непосредственной близости от Феодоровского. В нач. 70-х гг. XII в. во Владимире существовал Космодамианов мон-рь, игумен к-рого принимал участие в погребении кн. Андрея Боголюбского. Под 1217 г. летопись упоминает во Владимире Вознесенский мон-рь за валом Нового города. При кн. Андрее Юрьевиче Владимиро-Суздальская земля обрела чудотворные Владимирскую и Боголюбскую иконы Божией Матери. Собор во имя вмч. Димитрия Солунского во Владимире 1194–1197 гг. Фотография. 2004 г. Собор во имя вмч. Димитрия Солунского во Владимире 1194–1197 гг. Фотография. 2004 г. Усиление княжеской власти после кратковременной усобицы между преемниками кн. Андрея Юрьевича и политическое возвышение Владимира, особенно в период правления кн.

http://pravenc.ru/text/154964.html

1 июля 1824 г. по решению Синода подворье было обращено во 2-классный мон-рь. 17 авг. архим. Феофил (Фиников) назначен его настоятелем, получил те же права в священнослужении, к-рыми пользовались архимандриты ставропигиальных монастырей: служить «на коврах с трикириями и дикириями, а на Великом входе принимать потир и дискос». В О. У. м. предполагалось проживание архимандрита, казначея, 6 иеромонахов, 4 иеродиаконов, 2 пономарей, просфорника, ключника (хлебодара), чашника, а также 16 служителей; на содержание мон-ря определено 2585 р. 21 к. ежегодно. Одновременно Синод выделил «на украшение церкви иконостасом и прочими утварьми, а также на построение колокольни и другаго флигеля для монашествующих» 15 тыс. р. (Там же. С. 433). Вид на св. ворота Успенского мон-ря. Фотография. Нач. XX в. Вид на св. ворота Успенского мон-ря. Фотография. Нач. XX в. В 1825 г. О. У. м. возглавил архим. Палладий, при к-ром был освящен одноглавый Успенский собор с колокольней. К зап. входу была пристроена паперть, фронтон к-рой поддерживали 4 колонны. В притворе, над зап. дверями, располагались хоры, в средней части храма, у столбов,- 2 клироса для правого и левого хора. Собор украшал деревянный 2-ярусный голубой иконостас. Особо почиталась икона Успения Пресв. Богородицы (список древнего Киево-Печерского образа), вставленная «в чеканное сребропозлащенное сияние с изображением наверху Бога Отца, а по сторонам - двух ангелов. С задней стороны икона прикрыта серебряной доской, где вырезана греческая и русская надпись, удостоверяющая, что икона освящена в Иерусалиме» (Там же). Также в О. У. м. на средства купеческой четы Владимира и Дарьи Харламовых (100 тыс. р.) был построен храм с колокольней. В мае 1834 г. настоятелем стал архим. Порфирий (Успенский), при к-ром 7 июня 1834 г. архиеп. Кишинёвский Димитрий освятил главный престол церкви с колокольней в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и приделы во имя св. кн. Владимира и мц. Дарии. Благотворитель Харламов по завещанию был погребен под алтарем этого храма.

http://pravenc.ru/text/2578187.html

Свято-Троицкая церковь Ново-Голутвина мон-ря. 1705 г. Фотография. Нач. XXI в. (РГБ) 3 марта 1817 г. К. Н. м. возглавил архим. Ермоген (Сперанский; 1845), бывш. настоятель Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресв. Богородицы мон-ря, строгий аскет и молитвенник. «Подавай ему одной травы, будет с удовольствием кушать и ничего не скажет»,- свидетельствовал об архимандрите его келейник. В 1818-1819 гг. настоятелем К. Н. м. был архим. Никанор (Клементьевский; впосл. митрополит Новгородский и С.-Петербургский). Одновременно со служением в К. Н. м. архим. Никанор нес послушание ректора и профессора богословия Вифанской ДС, являлся членом Московской Духовной консистории. С 1819 г. в К. Н. м. настоятельствовал архим. Арсений (Козиоров), при к-ром с 1823 г. велись масштабные строительные работы: возведены ц. во имя прп. Сергия Радонежского с приделом в честь Преображения Господня, сев. ворота и сев.-зап. башня ограды, служившая входом в храм со стороны Соборной пл., а также колокольня. Самый большой колокол украшали изображения Св. Троицы и прп. Сергия Радонежского. В мон-рь был пожертвован 126-пудовый колокол с изображением Св. Троицы и свт. Кирилла Иерусалимского. В дек. 1846 г. из дмитровского во имя святых Бориса и Глеба монастыря в К. Н. м. был переведен на должность настоятеля архим. Тихон (Угленский (Углянский); † 7 февр. 1871). Считается, что архим. Тихон не относился с должным вниманием к своим адм. обязанностям по решению практических потребностей обители. Прежде всего настоятель интересовался историей возникновения расколов в Русской Церкви и не жалел монастырских средств на приобретение книг и рукописей по данной проблематике. Со временем часть редких книг из своего собрания он передал в Московскую епархиальную б-ку, остальные завещал продать, а вырученные средства передать в обитель. В 1871 г. после кончины архим. Тихона К. Н. м. оказался в упадке, в монастырской кассе оставалось ок. 15 р. серебром, храмы обветшали, братии в обители было всего 15 чел. 26 нояб. 1871 г. по инициативе и благословению митр. Московского и Коломенского свт. Иннокентия (Вениаминова) К. Н. м. был преобразован из штатного в «строгообщежительный». При новом настоятеле (1871-1883) архим. Сергии (Свешникове) количество монашествующих возросло до 50 чел. Монастырю оказывал значительное содействие коломенский меценат Г. Ф. Ротин, который, в частности, в 1876 г. пожертвовал 2-этажный дом с земельным участком в 526 саж., приносивший годовой доход до 3 тыс. р. В окт. 1876 г. еп. Можайский Игнатий (Рождественский) освятил в К. Н. м. храм во имя прп. Сергия Радонежского. Для детей прихожан открылось народное училище на 40 чел. Годовой доход от богомольцев, часовни и хозяйственной деятельности мон-ря составлял не менее 10 тыс. р.

http://pravenc.ru/text/1841784.html

К нач. XX в. в Г. м. находились каменный 3-этажный келейный корпус, 3 одноэтажных здания (кельи, трапезная и просфорная), деревянный на каменных столбах скотный двор, баня, каменная ограда XVIII в. с башенками по углам, декорированными ширинками с изразцами. В вост. части, где располагались св. врата с Покровской ц., было построено «двое местных ворот, одни для торжественных крестных ходов, другие для въезда», на юго-зап. стороне - въездные ворота, на северной - калитка. Братский корпус. Фотография. 2005 г. Штат мон-ря в 1646 г. составляли 2 иеромонаха и 3 старца, в 1678 г.- строитель, иеромонах и 10 насельников, в 1702 г.- строитель-иеромонах, казначей, 3 крылошанина-монаха, 17 простых монахов, в 1753 г.- игумен, 3 иеромонаха, иеродиакон и 5 монахов. По штатам 1764 г. мон-рю полагалось иметь 7 чел. братии. В Г. м. в 1880 г. проживали: настоятель, 3 иеромонаха, диакон и 3 послушника, в 1900 г.- настоятель, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, монах и 4 послушника, в 1916 г.- 7 монахов и 2 бельца. Материальное обеспечение Г. м. до 1764 г. складывалось из сумм, полученных за требы и за сдачу в аренду пахотной земли и угодий. Мон-рь владел 2 деревнями в Купленской вол. и Лухманском стане Гороховецкого у. В 1661 г. за Г. м. числилось 15 дворов, в 1700 г.- 18. По ревизии 1748 г., в них проживало 76 мужчин. Мон-рь владел также пустошами, лугами и покосами за р. Клязьмой, пользовался мельницами Опаринской, Белинской и Ширяевской в заречье «на Великои Печкурскои истоке». О ружном жалованье известно крайне мало. Сохранились грамоты о получении в первые годы существования мон-ря из Н. Новгорода по «безмену», а с 1661 г. по пуду воска в год на церковные нужды. С XIX в. Г. м. отчислялись небольшие штатные суммы и деньги за аренду пахотной земли и угодий. С 1804 г. Г. м. владел 40 дес. пахотной земли при дер. Крюковке Судогодского у.; 4 пожни в черте городской земли ему пожертвовали в 1819 г. гороховецкие мещанки Пелагея Петровна и Ульяна Афанасьевна Кожевниковы; мон-рь имел мельницу Золотуха на р. Люлих со смежной с ней землей и лесом на 85 дес. 1284 сажени, что было окончательно закреплено за мон-рем сенатским указом от 5 сент. 1898 г.; с 1819 г. мон-рь пользовался рыбными ловлями на р. Лух и у с. Лукино Мугреевской вол. Вязниковского у. Также Г. м. обладал неприкосновенным капиталом в доходных билетах, на 1917 г. составлявшим 23 530 р. 1918-1992 гг.

http://pravenc.ru/text/166259.html

Во 2-й пол. XVII в. вместо деревянного Георгиевского придела возвели каменный 2-столпный храм, вероятно, с шатровой колокольней. На рубеже XVIII и XIX вв. Георгиевский храм был перестроен в стиле елизаветинского барокко: четверик, увенчанный 8-гранной ротондой с одной главой. В 1801 г. в ходе перестройки колокольню разобрали, и в 1802 г. возвели новую, 4-ярусную (архит. С. А. Воротилов). В 1802 г. Георгиевский храм был переосвящен в честь иконы Божией Матери «Знамение». В XIX - нач. XX в. Воскресенский храм воспринимался как один из важнейших памятников церковной старины Костромы. При визитах в город его обычно посещали представители Дома Романовых: 8 авг. 1850 г.- вел. князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич, 1 июля 1863 г.- наследник престола цесаревич Николай Александрович, 3 июня 1908 г.- королева Греции Ольга Константиновна с детьми и братом вел. кн. Константином Константиновичем. 20 мая 1913 г., во время торжеств в честь 300-летия Дома Романовых, храм посетили имп. св. Николай II Александрович с великими княжнами святыми Ольгой Николаевной, Татианой Николаевной, Марией Николаевной и Анастасией Николаевной. О Воскресенской ц. писали исследователи и историки И. В. Баженов , Н. В. Покровский, И. А. Шляков, Г. К. Лукомский, ее изображали художники Н. К. Рерих , Б. М. Кустодиев, Н. Г. Чернецов. 26 июня 1909 г. храм посетили участники проходившего в Костроме IV областного историко-археологического съезда, пояснения им давал Н. В. Покровский, директор С.-Петербургского археологического ин-та. Св. ворота Знаменского мон-ря. Фотография Г. М. Прокудина-Горского. 1911 г. Св. ворота Знаменского мон-ря. Фотография Г. М. Прокудина-Горского. 1911 г. В 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей, из Воскресенского и Знаменского храмов были вывезены серебряные изделия общим весом 9 пудов 35 фунтов (ок. 158 кг). Оба храма были закрыты в нач. 30-х гг. XX в. Воскресенская ц., формально переданная городскому музею, долгое время использовалась под склад ячменя пивоваренного завода. В 1936 г. была разрушена колокольня, а строительный материал использован Костромским спиртзаводом, затем в полуразрушенном здании Знаменского храма был гараж. В 1937 г. приняли решение в Воскресенской ц. устроить филиал музея «Раннее зодчество и его социальные корни», но фактически до 1941 г. в храме находился склад ячменя. Во время Великой Отечественной войны в Воскресенской ц. размещался военный склад.

http://pravenc.ru/text/2458883.html

Осенью 1701 г. по указу царя Петра I мон-рь был описан стольником И. В. Кикиным: в обители в то время жили игум. Агафия, 25 сестер, 3 белицы. Игумении и монахиням было приказано жить в мон-ре «неисходно» и никого из др. мон-рей не принимать; мирян в Б. м. пускали лишь на богослужения. В нач. 1725 г. было решено закрыть обитель, игумению и часть сестер перевели в тульский Успения Пресв. Богородицы мон-рь . Однако благодаря ходатайству оставшихся в обители монахинь и жителей Коломны указом Синода от 18 марта 1725 г. перевод был отменен, насельницы возвращены при условии, что горожане будут достаточно «довольствовать» обитель. В монастырской описи 1763 г. упомянут Успенский храм с приделом свт. Иоанна Златоуста и «новостроящимся» приделом в честь Казанской иконы Божией Матери (располагался на 2-м этаже). К 1763 г. в Б. м. имелась небольшая каменная однокомнатная келья настоятеля, остальные насельники жили в 26 деревянных кельях, построенных на собственные средства; свободные участки земли использовались под огород. В 1764 г. необщежительный Б. м. был отнесен к 3-му классу, по указу Святейшего Синода от 1832 г. в мон-ре полагалось 17 монашествующих и 17 послушниц. Зап. корпус келий мон-ря и стены Коломенского кремля. Фотография. 2003 г. Зап. корпус келий мон-ря и стены Коломенского кремля. Фотография. 2003 г. В кон. XVIII в. над монастырскими св. вратами была сооружена трехъярусная колокольня (не сохр.). В 1818 г. обитель купила у города Ивановские ворота кремля, над воротной аркой стояла резная белокаменная икона Божией Матери с Младенцем и предстоящим ап. Иоанном Богословом, выполненная предположительно итал. мастером. В 1822 г. мон-рю было предписано взять «под опеку» сопредельную кремлевскую стену, позднее в Грановитой башне кремля устроили часовню во имя вмц. Параскевы Пятницы с ее деревянным скульптурным изображением. В 20-х гг. XIX в. из кирпича и бута разобранных стен кремля была сооружена монастырская ограда в стиле псевдоготики и ампира с 4 башнями и 2 воротами. Очень декоративны круглые в 2 яруса башни ограды, увенчанные каменными шпилями, украшенные белокаменными стрельчатыми арками, медальонами и звездами.

http://pravenc.ru/text/153501.html

28 дек. 1878 г. последовало Высочайшее повеление имп. Александра II об открытии мон-ря, а 15 мая 1879 г. состоялось само торжество: во всех красноярских церквах была отслужена ранняя литургия, в 8 ч. утра от Богородице-Рождественского кафедрального собора началось шествие крестного хода до строящейся обители. Там, где планировалось установить св. ворота К. м., крестный ход встретил еп. Антоний с братией. Здесь совершили чин основания церкви. В 16 ч. крестный ход вернулся в город. 15 мая 1881 г. еп. Антоний был переведен на Пензенскую кафедру; каменный братский корпус был построен уже при его преемнике, еп. Исаакии ( Положенском; 1881-1886). До 1913 г. в главном корпусе К. м. находились иконописное училище (впосл. упразднено), швейная и сапожная мастерские, просфоро- и хлебопекарни. Кельи мон-ря. Фотография. Нач. XXI в. Кельи мон-ря. Фотография. Нач. XXI в. 13 июля 1883 г. К. м. был пожалован участок казенной земли на р. Мане, в 160 верстах от Красноярска, однако из-за удаленности от обители эта земля почти не использовалась. В 1886 г. братия К. м. содержала на скотном дворе более 20 голов рогатого скота. В 1888 г. на основании Высочайшего повеления мон-рю была пожалована дача с территорией 4602 дес. и 2080 кв. саж. по обе стороны Енисея, в 25 верстах от обители. Большая часть земли оказалась непригодной для хлебопашества. В том же году Синод дал разрешение на устройство на правом берегу Енисея общежительного скита в честь иконы Божией Матери «Знамение» (ныне территория г. Дивногорска). Строительство скита осуществлялось в т. ч. на средства красноярского почетного гражданина Т. К. Матонина. 19 авг. 1888 г. была заложена скитская церковь, а 8 июля 1890 г. еп. Енисейским Тихоном в сослужении кафедральных протоиереев В. Касьянова и А. Угрюмова она была освящена; построены также часовня свт. Николая Чудотворца (1894), корпуса: настоятельский (1891), трапезный, 2-этажный странноприимный, 2 келейных, а также пекарня. Ежегодно скит принимал до 6 тыс. богомольцев. Скит имел собственный кирпичный и смолокуренный заводы, кузнечную, сапожную, столярную и портновскую мастерские. В 1908 г. в скиту проживали строитель, 4 монаха и 5 послушников.

http://pravenc.ru/text/2458973.html

К этому же изводу принадлежит ярославская икона сер. XIX в. в серебряном чеканном окладе (частное собрание, Ярославль): слева - коленопреклоненный Д. с поднятыми в молении руками (без имени), справа - Югский образ Божией Матери на дереве с пышной кроной (надпись на верхнем поле: «Юския [Пресвят]ыя Б[огороди]цы»). На окладе, изготовленном в Ярославле в 1850 г. мастером серебряного дела Афанасием Портновым, добавлен нимб у преподобного, отсутствует куст у основания дерева, поля украшены чеканными рокайльными завитками. В посл. трети XIX в. написана икона с аналогичной композицией (РГИАХМЗ), образец народного примитива: Д., с окладистой бородой с проседью, в мантии и куколе, со сложенными в молении перед грудью руками, припал на одно колено, за ним ровная горизонталь реки с деревьями на др. берегу. С небольшими отличиями в деталях этот тип изображения воспроизведен на иконе 2-й пол. XIX в. (ГЭ; Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. ХХ в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст. СПб., 1996. С. 31, 101. Кат. 17). Прп. Дорофей Югский. Эмалевая икона. Кон. XIX - нач. XX в. (частное собрание, Ярославль) Прп. Дорофей Югский. Эмалевая икона. Кон. XIX - нач. XX в. (частное собрание, Ярославль) Др. иконографический извод встречается, напр., на иконе 2-й пол. XIX в. из ц. Покрова Богородицы с. Покров Рыбинского р-на Ярославской обл. Коленопреклоненный седобородый Д. с нимбом изображен справа на берегу р. Юги, на противоположном берегу слева - дерево с Югской иконой Божией Матери и строения Дорофеевой пуст.: св. ворота, Троицкий собор и 3-ярусная колокольня. В композицию введены 2 клейма с образами святых - евангелиста Иоанна Богослова и прп. Матроны, небесных покровителей заказчиков. Иконы такого типа писались в кон. XIX - нач. ХХ в. (РГИАХМЗ), как правило, на золотом фоне с гравировкой - постройки Югской пуст. передают сложившийся к кон. XIX в. архитектурный ансамбль мон-ря, известный по гравюрам и фотографиям: белокаменные одноглавая и 5-главая церкви и 4-ярусная колокольня с зелеными кровлями и куполами с золотыми главками. Более подробно сооружения обители показаны на фоне небольшой паломнической иконы кон. XIX - нач. XX в. (частное собрание), более условно, с кирпичной стеной - на иконе 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР) «Явление Юския Пре[святыя] Б[огороди]цы» (руки святого сложены крестообразно). На иконе нач. XX в., выполненной в народном стиле в одной из ремесленных мастерских, существовавших в селах Ярославской губ., Д. изображен в правой части композиции, в темной мантии и клобуке, с поднятой для крестного знамения десницей, без вида пустыни (ЯИАМЗ).

http://pravenc.ru/text/180249.html

Церковь во имя св. Георгия Победоносца. 1691 г. Фотография. 2015 г. Церковь во имя св. Георгия Победоносца. 1691 г. Фотография. 2015 г. Важным периодом истории М. м. было настоятельство архим. Серафима (1679-1699), начиная с которого до 1764 г. обитель возглавляли также архимандриты. При нем велось строительство каменного храма. Настоятель составил воззвание к благотворителям, на к-рое откликнулись мн. бояре и царственные особы. Царь Феодор Алексеевич в 1681 г. пожаловал на церковь 200 пудов железа, цари Иоанн V и Петр I Алексеевичи в 1684-1691 гг. многократно жертвовали деньги и материалы на церковное строительство, отдельные предметы (напр., медное паникадило), церковное облачение. В 1691 г. строительство было окончено. В 2-этажном 5-главом храме нижняя зимняя церковь была освящена во имя вмч. Георгия Победоносца, верхняя, летняя - в честь Рождества Пресв. Богородицы. К сер. XVIII в. с 3 сторон, кроме восточной, к церкви была пристроена каменная галерея, с западной стороны - каменная колокольня с часами. Впосл. в нижней церкви появились приделы во имя свт. Димитрия Ростовского и в честь Воздвижения Креста Господня. К нач. XVIII в. в М. м. были возведены настоятельский корпус, крытый тесом, и братский корпус, крытый дранью. Над св. воротами размещался «взруб древяной, крыто черепицей». За оградой устроены скотный и конный дворы. В 1708-1709 гг. были выстроены каменные св. ворота с надвратной ц. в честь Вознесения Господня. В 1713 г. начали возводить каменную ограду с 7 башнями под шатровыми верхами, а также каменные братские кельи. Строительство было завершено во 2-й четв. XVIII в., одним из активных благотворителей в тот период был Крутицкий архиеп. Леонид (Петровский), вероятно постриженик мон-ря. Помощь благотворителей укрепила хозяйственное положение мон-ря. В 20-х гг. XVII в. мон-рю принадлежало с. Клетино близ Мещовска с деревнями и пустошами. Впосл. М. м. значительно расширил свои владения, особенно при архим. Серафиме, благодаря пожалованиям царей Иоанна V и Петра I и царевны Софии Алексеевны. В частности, удалось вернуть земли старой обители. В 1678 г., согласно выписи из мещовских переписных книг Василия Сокольникова и подьячего Гаврилы Перекусихина, М. м. принадлежало 67 дворов крестьян. В нач. XVIII в. он владел 4 мельницами, рыбной ловлей, рядом с ним располагалась подмонастырская слободка, в к-рой проживали трудники. В 1725 г. Калужский городовой магистрат распорядился передавать в пользу М. м. сбор с ежегодной Петровской ярмарки в Мещовске, приуроченной ко дню памяти апостолов Петра и Павла, 29 июня. Мон-рю принадлежала и часовня на ярмарке. По данным 2-й ревизии, в 1744 г. обители принадлежали 963 крестьянина.

http://pravenc.ru/text/2563152.html

Портал ц. в честь Успения Божией Матери. Фотография. 2002 г. Портал ц. в честь Успения Божией Матери. Фотография. 2002 г. Возрождение монашеской жизни в Б. м. связано с деятельностью назначенного в 1848 г. на Херсонскую кафедру свт. Иннокентия (Борисова) , к-рый направил в Святейший Синод предложение о восстановлении разрушенных крымских обителей. В 1849 г. в Синод поступило ходатайство от жителей крымских городов (Симферополя, Алушты, Бахчисарая и др.) о возобновлении Б. м. 4 мая 1850 г. вышел указ Синода о создании на Успенской скале скита с общежительным уставом по образцу афонского. 15 авг. 1850 г. состоялось открытие Успенского скита, его настоятелем был назначен архим. Поликарп (Радкевич) , братия состояла из 7 чел. В 1868 г. в скиту было 9 монахов и 4 послушника, в 1876 г.- 12 монахов и 3 послушника, в 1894 г.- 20 монахов, 9 послушников и 21 чел. на испытании, в 1904 г.- 4 иеромонаха, 6 иеродиаконов, 11 монахов, 6 послушников, 19 чел. на испытании. Во время Крымской войны 1853-1856 гг. в скиту размещался госпиталь, сестрами милосердия служили насельницы Крестовоздвиженского жен. мон-ря. На монастырском кладбище похоронены мн. погибшие в сражениях офицеры и солдаты. Мозаика над св. источником. Фотография. 2002 г. Мозаика над св. источником. Фотография. 2002 г. К нач. XX в. в обители было 5 церквей: пещерный Успенский храм (построен ранее XV в.); пещерный храм ап. Марка (1859), высеченный в скале под помещениями б-ки и ризницы; храм св. равноапостольных Константина и Елены, построенный под скалой (1878); храм свт. Иннокентия Иркутского (1857); храм вмч. Георгия Победоносца (1875), при к-ром располагались братское и воинское кладбища. На территории скита находились дом настоятеля (1862), двухэтажный каменный корпус с трапезной, кухней, пекарней и кельями, 2 двухэтажных гостиничных корпуса. При архим. Поликарпе (1850-1853) и архим. Митрофане (1853-1854) построили кельи в скале и под скалой. В 1896 г. были устроены фонтаны. Все монастырские постройки располагались в 3 яруса. Нижний включал ворота, гостиницу, трапезную, 2 фонтана; средний, где начиналась лестница к пещерной церкви,- дом настоятеля, фонтан, 3 кельи и Иннокентьевскую ц.; верхний - 3 церкви, 13 пещерных келий и двухъярусную колокольню. К югу от скита находился фруктовый сад, близ него в 1867 г. была построена Гефсиманская часовня. В 1851 г. в ведение Б. м. решением Синода была передана домовая церковь Г. Хвицкого, находившаяся в 8 км от обители. Церковь была освящена во имя св. Анастасии. Рядом с Анастасиинской ц. стояла деревянная церковь, освященная в 1888 г. во имя мучениц Софии, Веры, Надежды, Любови. В нач. XX в. при Анастасиинском храме возник скит, подчинявшийся Б. м. В обители особо почитались список с Бахчисарайской иконы Божией Матери, икона Спасителя с 84 частицами мощей, а также крест, присланный в день открытия скита в 1850 г. с Афона. В XIX- нач. XX в. Б. м. посетили все рус. императоры.

http://pravenc.ru/text/77718.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010