Стены, окружающие в настоящее время Иерусалим, были воздвигнуты Сулейманом в 1534 году и, кажется, близко отвечают стенам, защищавшим город в эпоху крестовых походов. Они имеют тринадцать метров вышины и один метр толщины, снабжены башнями и бастионами. В них существуют семь ворот, из которых двое заложены. Первые, на север, – Дамасские (Баб-эль-Амуд по-арабски), чрез них идет путь в Наплузу, Назарет и Дамаск. Они укреплены лучше других. Вторые, по направлению к северо-востоку – Иродовы (Баб-эль-Загери), лет двадцать тому назад замурованные; они средней величины, с маленькой башней. Третьи, на восточной стороне – Св. Стефана (Баб-Ситти-Мариам, «ворота Богоматери Марии» по-арабски, – так как они ведут к гробнице Богоматери), так названные в память первомученика, побитого на этом месте камнями. Четвертые – Золотые, более других замечательные своими украшениями. Чрез них имел торжественный въезд в Иерусалим Христос. Они с давних пор заложены, ибо, по поверью мусульман, чрез них войдет в Иерусалим будущий завоеватель. Пятые – ворота Беззакония (Баб-эль-Мокгарибег). Они находятся над Силоамским источником и, приблизительно, в центре древней Тиропеонской долины. Шестые – Сионские (Баб-эль-Неби-Дауд«ворота Пророка Давида»). На западной стороне стены находятся только одни, седьмые, ворота – Яффские (Баб-эль-Халиль – «Хевронские»). Чрез эти ворота идет дорога в Вифлеем и Хеврон, а вправо отделяется путь в Яффу. Возле ворот находится крепостца Эль-Каляг – старинный замок пизанцев, остаток крестовых походов, называемый обыкновенно башней Давида. Иерусалим представляет удлиненную, по направлению от севера к югу направленную трапецию; чрез нее проходят три главные улицы. Первая идет от Яффских ворот к востоку. Она оканчивается у ворот Харама (Омаровой мечети). Во времена крестовых походов она была названа Давидовой улицей. Вторая начинается от Дамасских ворот, проходит позади храма Гроба Господня, прорезывает город от севера к югу и оканчивается у Сионских ворот. По направлению ее идет Крестный путь. Небольшая Христианская улица отделяется от Давидовой и ведет к храму Гроба Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следует отметить, что Эль Рой – это не имя, которое Бог открыл Аврааму, а так нарекла (Агарь) Ягве, Который говорил к ней. Эль Рой, Бог Видящий – это человеческое представление о Боге. Эль Шаддай Однако и Бог говорит о Себе. Аврам был девяносто девяти лет, и Ягве явился Авраму и сказал ему: Я Эль Шаддай (Бог Всемогущий)... ( Быт. 17:1 ). В шестом Богоявлении Аврааму, когда Бог дает ему обрезание как знамение завета с ним, Бог именует Себя: (Эль Шаддай), что значит «Бог Всемогущий». Это, пожалуй, основное имя Бога Авраамова, сообщенное ему не через Мелхиседека и тем более не через служанку Агарь, но Богом Самим. Эль Шаддай – Бог Всемогущий, Бог, Который и девяносто девятилетнему Авраму может дать сына и через него великое благословенное потомство. Своеобразно предположение современного исследователя конфуцианства протоиерея Георгия Персианова о том, что верховное Божество китайцев Шан-ди («верховный владыка», «высший предок», «высшее Божество») есть Тот Самый Шаддай (Эль Шаддай) Авраама. У греков и у славян удвоенное «γγ», «ГГ» читается как «нг». Нельзя ли предположить, что и еврейское («дд») было произнесено китайцами, как «нд». И тогда Бог Шаддай Авраама не есть ли Божество Шан-ди китайцев? Ведь и Шан-ди – это именно верховное Божество в представлении древних китайцев (II тыс. до Р.Х.). Европейские миссионеры, появившись в Китае, при переводе Библии на китайский язык слово Бог переводили именно как Шан-ди. Так не отголоски ли откровения о Боге Авраама звучат в имени китайского Божества Шан-ди?.. Эль Олам В Вирсавии, в южных пределах Святой Земли заключили между собой союз Авраам и царь Герарский Авимелех. Тогда насадил (Авраам) при Вирсавии рощу, и призвал там имя Ягве, Эль Олама (Бога Вечного) ( Быт. 21:33 ). (Эль Олам) – Бог Вечный. Праотец призывает Вечного – Того, Кто неизменен в Своих решениях, Того, Чья воля будет исполняться всегда, потому что Он не перестанет быть, не исчезнет, как исчезает в веках всё. Он – Вечный. Эль, Элогим – Бог, изначально открывшийся Адаму, Бог праоткровения. Едва ли есть возможность определить доказательно – Сам ли Бог наименовал Себя таким образом, или человек этим словом говорил о своем Создателе. Производные же имена: Эль Элион, Эль Рой, Эль Шаддай, Эль Олам на страницах Св. Писания появляются впервые в истории праотца Авраама. Это имена Бога Авраамова, Единого и Истинного. Эль Шаддай явился Аврааму в Уре Халдейском, Ему поверил праотец и за Ним пошел. Эль, Элогим, Элоаг – единый Бог всех монотеистов на земле. Бог Авраама, Эль Шаддай, явился позднее Моисею, послал Сына Своего Единородного Иисуса Христа, а потом, хотя и со многими заблуждениями, уверовал в Него Мухаммед.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Хиндер. На попечении сестер-кармелиток находится единственная в стране католическая школа св. Иосифа в Абу-Даби. Протестантские церкви, деноминации и секты. Англиканская Церковь в ОАЭ представлена 2 капелланствами, входящими в состав диоцеза Кипра и стран Персидского зал. Епископальной Церкви Иерусалима и Ср. Востока. Капелланство Абу-Даби объединяет церкви св. Андрея в Абу-Даби и св. Фомы в Эль-Айне. Кроме того, в Абу-Даби ведется строительство крупнейшей в регионе англикан. ц. Всех святых. Капелланство Дубая, Шарджи и Сев. Эмиратов включает церкви Св. Троицы в Дубае, Христа в Джебель-Али, св. Мартина в Шардже, св. Луки в Рас-эль-Хайме и св. Николая в Эль-Фуджайре. Многие англикан. церкви, напр. ц. св. Андрея в Абу-Даби, ц. Св. Троицы в Дубае, ц. Христа в Джебель-Али, являются межденоминационными: в них имеют возможность проводить службы представители др. христ. конфессий. Кроме того, в ОАЭ представлены следующие протестантские конгрегации: Христианские братья, Коптская евангельская церковь, Церковь евангелического альянса, Арабская евангельская церковь в Дубае, Дубайская городская церковь Братство Эмиратов, Дубайская объединенная христианская церковь. Общее число протестантов в ОАЭ составляет до 4% населения. Ислам Гос. религию - суннитский ислам - исповедуют 85% граждан ОАЭ, исторически принадлежащих к различным мазхабам : в приморских районах эмиратов Абу-Даби и Дубай и в эмиратах Аджман и Умм-эль-Кайвайн доминируют маликиты (исторически - среди племен конфедерации хинави); в пустынных районах тех же эмиратов (в т. ч. в оазисной зоне Эль-Бурайми) и в эмиратах Шарджа и Рас-эль-Хайма значительно присутствие ханбалитов (исторически - среди племен конфедерации гафири), учение к-рых (в форме ваххабизма ) возобладало среди правящих домов большинства княжеств; немногочисленные сообщества шафиитов, крупнейшая группа к-рых (исторически - племя шиху) сосредоточена в Эль-Батине, разбросаны по эмиратам Абу-Даби и Дубай. 15% граждан ОАЭ - приверженцы шиизма , включая имамитов, компактно проживающих помимо городов Абу-Даби и Дубай в эмирате Эль-Фуджайра (в основном потомки выходцев из Ирана), и исмаилитов (ответвления ходжа), населяющих Умм-эль-Кайвайн (в основном потомки выходцев из Британской Индии, носители языка синдхи). Мусульмане - сунниты и шииты (включая зайдитов среди йеменцев и друзов среди ливанцев) - преобладают и среди иммигрантов (ок. 55%). Хариджиты (ибадитского толка) проживают в прилегающих к оманской границе районах, прежде всего в оазисе Эль-Бурайми и в целом на востоке эмиратов Абу-Даби, Дубай, Шарджа, Эль-Фуджайра и Рас-эль-Хайма; хариджизма придерживаются также большинство выходцев из Омана. Деятельность суфийских братств (тарик) носит ограниченный характер. Другие религии

http://pravenc.ru/text/2578117.html

Афины Афу монастырь, район Оксиринха Ашмунейн, город в Верхнем Египте (греч. Гермополь Верхний) Барамус, монастырь в Вади-Натрун Бауит, монастырь в Верхнем Египте Бахр-Юсуф (Барюсуф), нильский канал Белый монастырь (совр. Дейр эль-Абьяд), монастырь в Верхнем Египте Бишои аввы монастырь (Вади-Натрун) Бусирис, город в Египте Вавилон (часть совр. Каира) Восточноримская империя (Византия, Византийская империя) Вифлеем Галатия, область в Малой Азии (эль-) Гамули, город в Среднем Египте Гераклеополь (Верхний), город в Среднем Египте Гермоноль, греч. название двух городов в Египте Гипсела, город в Египте (совр. араб. Шутб) Греция Дамиетта, город в Дельте Нила Диолк, город в Египте (Дейр) эль-Каддис-Антван, монастырь св. Антония Великого в районе Красного моря Дейр эль-Меймун, монастырь св. Антония Великого возле Нила (см. также Писпир) Дейр эль-Наклун, монастырь в Среднем Египте (Дейр) эль-Фахури, монастырь в Верхнем Египте Дельта (Нила) Египет Елеонская гора Елеонополь, город в Малой Азии Ибора, город в Малой Азии Иерусалим (Элия) Иоанна Колова монастырь, Нижний Египет (Вади-Натрун) Италия Ихиасья эль-Мадина (греч. Гераклеополь (Верхний)) Кампания Канопа, город в дельте Нила (совр. Абу Кир) Касм (Хазм) эль-Кауд, местность в Египте (см. также Ферма) Келлии, монашеское поселение в Нижнем Египте Константинополь Красное море Красный монастырь, (совр. Дейр эль-Ахмар), монастырь в Верхнем Египте Лаодикия, город в Малой Азии Латополь, город в Верхнем Египте Лико, местность в Верхнем Египте Ликополь, город в Верхнем Египте (совр. Асьют см.) Ливия Малая Азия Мареотис (Мареотидское озеро), озеро в дельте Нила Мармарика, местность возле Египта Месопотамия Метаноя (Метанойя), монастырь в Нижнем Египте Михолеос, селение в Египте Наг Хаммади, деревня в Верхнем Египте Наклун – см. Дейр эль-Наклун Нил Нитрия (Нитрийскя гора), монашеское поселение в Нижнем Египте Нитрии деревня – см. эль-Барнуджи Нитрийская пустыня, местность в Нижнем Египте Оксиринх, город в Верхнем Египте (совр. эль-Бахнаса)

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Хеврон – Эль -Халиль хижина-хаймэ хлыст -курбач хлеб -хубёс холм -телль холод -берд холодный – берд хорошо-тайиб хороший-таиб худо-муштайиб цирульник -хылляк цистерна-бирке в церкви -филь -кенизе цыновка-хасира чернила-хабер Человек, мужчина – рад- жиль (мн. ч. риджаль ), се- ль ме. черный-асвад черепаха – фекрун честный-амин четвертый-раби четверг -ём-эль-хамис четверть -руб четыре-арбаа четырнадцать -арбааташ чистый-надиф чулки-чораб Шакал – диб шесть -ситти шестнадцать -ситташ шестьдесят – ситтин шляпа-бурнета Этот -хада Юбка-джуббэ юг -кыбль ящерица-намус ехать верхом -рикаб, эркаб. Яичница-беид-маккели яйца вкрутую – беида-беид-брухт яйца всмятку – беид-брист III. Русско-арабские разговоры. Аптека: Есть ли здесь аптека? Фи эджаханэ? Есть ли здесь аптекарь ? Фи иджзаи? Время : Который час ? Каддэйш эс-саа? Час, два часа. Эсса вахди, эсса тнайн. Половина шестого. Хамсе У нусф. Четыре часа с четвертью. Арбаа уруба. Три четверти шестого. Эс – саа ситти иля рубаа Эль -камар тиль а. Дорога . Это дорога в Рамле? Хон эд-дерб эр-Рамле? Это дорога в Хеврон? Хон эд-дерб эль-Халиль? Это дорога в Иерусалим? Хон эд-дерб эль -Кудс? Как пройти к Св. Гробу? Мнэн нерух аляль Кияме? Все прямо. Дугри. Направо или налево? Аляль эмин ау аляш-шемаль? Иди назад, вернись. Эрджа лявара. Ты ошибся дорогой. Тухетт’ан дарб. Я еду в Саиду. Ана раих аля Саида. Я еду из Херусалима. Ана джаи мин эль –Кудс. Через гору. Фок эль –джебель. Вдоль ручья. Аля туль эс- сейль. На морском берегу. Аля шатт эль-бахр. Всторону от долины. Бинезелет эль-уади. Далеко ли до того ме ста? Кам эль-боад мин хина иля хинак? Хороша ли дорога? Эль-дарб таиб? Это широкая улица. Эд- дарб васиа. Это плохая тропинка. Тарик аатле. Хочешь проводить меня? Битрид тевассельни? Я дам тебе на чай. Баатик бакшиш. Есть там разбойники? Фи херракине? В городе. Филь-медине. В деревне. Филь-белед. В развалинах. Филь-хербе. В церкви. Филь -кенисе. Покажи мне этот дом. Фарджи-ни гэль дар. Покажи мне этот монастырь. Фарджи-ни гель дейр. Покажи мнй эту мельницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гости из Египта посетили монастырский некрополь и Большой собор, где поклонились Донской иконе Божией Матери и мощам святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Утром 26 августа делегация посетила Данилов ставропигиальный мужской монастырь Москвы и поклонилась пребывающим в нем святыням. Представителей Коптской Церкви тепло принял наместник обители епископ Солнечногорский Алексий, с которым у гостей состоялось продолжительное общение. После этого гости отбыли в пределы Тверской митрополии, где продолжится их визит в Россию. Они также посетят святые места на территории Новгородской и Санкт-Петербургской митрополий и обители Русского Севера. В составе делегации — настоятель Эль-Мухарракской обители во имя Пресвятой Девы Марии (провинция Асьют) епископ Вукол, глава делегации; настоятель монастыря во имя святых Фомы и Виктора в Хадабе (провинция Южный Синай) епископ Саверий; настоятель монастыря Пресвятой Девы Марии в Ахмиме (провинция Сохаг) епископ Матфей; наместник монастыря преподобного Паисия Великого в Нитрийской пустыне епископ Агафий; первый Патриарший викарий в Каире епископ Михаил; Патриарший секретарь, насельник монастыря преподобного Паисия Великого в Нитрийской пустыне иеромонах Кирилл Анба Бишой; насельник Эль-Мухарракской обители во имя Пресвятой Девы Марии (провинция Асьют) иеромонах Тавадрос Эль Мохарраки; насельник монастыря во имя святых Фомы и Виктора в Хадабе (провинция Южный Синай) монах Макарий эль-Томаси; насельник монастыря Пресвятой Девы Марии в Ахмиме (провинция Сохаг) монах Юссеф эль-Ахмими; насельники монастыря преподобного Макария Великого в Нитрийской пустыне монах Петр эль-Макари, монах Зевс эль-Макари, монах Меркурий эль-Макари и монах Марк эль-Макари; специальный представитель Коптской Патриархии доктор Антон Милад. Во время пребывания в Москве гостей из Коптской Церкви сопровождали секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), представитель Коптской Церкви в России иеромонах Дауд эль-Антони, сотрудники ОВЦС иеродиакон Петр (Ахматханов), С.Г. Алферов и Д.Э. Аракелян.

http://radonezh.ru/2021/08/26/delegaciya...

По заливу Золотой Рог: ворота Палатия, или Кинегия (Балат-капусу); ворота Фара (Фенер-капусу); ворота Петрийские, или Сидеро-Порта (Петри-капусу); ворота Святого Феодосия (Эски-Айя-капусу); Йени-Айя-капусу; ворота Путейские (Джибалы-капусу); ворота Плата Меса, или Фарина (Ун-Капаны-капусу); ворота Друнгария (Одун-капусу); ворота возле церкви Предтечи (Зиндан-капусу); ворота Еврейские (Чифут-капусу); ворота Неория, или Евгения (Бахчэ-капусу); ворота Святой Варвары (Топ-капусу). Ворота морских стен Пропонтиды: Дейирмен-капусу, ворота Святого Лазаря; ворота императорского дворца; ворота Морские (Чадлады-капу); ворота Кантоскала; ворота Вланги (Вланга-капусу); ворота Святого Емельяна; ворота Псамафийские (Саматья-капусу); ворота Святого Иоанна (Нарлы-капу). К л. 50. ...от церкви Бакчи... – Видимо, это церковь Иоанна Предтечи, которая находилась возле ворот Зиндан-капусу. К л. 51. Янычары – регулярная турецкая пехота, составлявшая основу войска в Османской империи и находившаяся на жаловании. Первоначально комплектовалась из пленников-рабов, затем путем насильственного набора мальчиков из христианского населения империи. Янычары участвовали в завоевательных походах, несли гарнизонную и караульную службу. Янычарский корпус был распущен в 1826 г. султаном Махмудом II. ...царской двор к Византии... – Византия – Старый сераль (Эски-сераль), здание которого было построено султаном Магомедом II Завоевателем (1430–1481) и служило государственной резиденцией. Дворец византийских императоров занимал часть садов сераля. ...Византия подобен нашему Кремлю... – Кремль – древнейшая часть Москвы, ее главный общественно-политический и историко-художественный центр. Название «Кремль» появилось не ранее XIV в., хотя деревянная крепость существовала значительно раньше, занимая юго-западную оконечность Боровицкого холма при впадении реки Неглинная в реку Москва. При князе Юрии Долгоруком (XII в.) ее территория была увеличена в 5–6 раз; во время монголо-татарского нашествия Кремль был разрушен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поднявшись здесь на городскую стену, можно пройти до Яффских ворот в одну сторону, или до Иродовых – в другую. Слева от Дамасских ворот, в сотне шагов, виден вход еще в одну подземную достопримечательность Иерусалима. Это – пещеры царя Седекии, каменоломни, из которых добывался камень для строительства города. Открывший их в XIX в. археолог Чарльз Уоррен, по совместительству британский разведчик и масон, высказал идею превратить центральный зал пещер в зал масонских посвящений. В этом их назначении пещеры и использовались до начала XX в. Справа, к западу от Дамасских ворот, почти у северо-западного угла Старого Города, находятся Новые ворота. Они действительно новее всех других, ибо были устроены по указанию турецкого губернатора Иерусалима лишь в 1889 г., для того чтобы открыть паломникам наиболее короткий проход к христианскому кварталу Старого Города и Храму Г роба Господня. К востоку от Дамасских расположены Иродовы ворота. Они тоже были прежде заложены и открыли их лишь в конце XIX столетия. Иродовыми назвали их потому, что находящиеся неподалеку развалины древнего храма были ошибочно отождествлены историками с дворцом Ирода Антипы, сына Ирода Великого, на суд к которому посылал Иисуса Понтий Пилат. Эти ворота называют также «Цветочными» – возможно, из-за украшавших их цветочных гирлянд. Арабы называют их Баб-аль-Хотта («Ворота лунатиков») – по названию соседнего кладбища. С восточной стороны в город вели двое ворот: ныне действующие Львиные и заложенные Золотые. Золотые ворота в нынешнем своем виде – это сохраненная в основном строителями Сулеймана Великолепного византийская постройка, воздвигнутая на фундаментах Красных ворот Соломонова Храма. Название «Золотые» является, видимо, ошибочным переводом библейского названия «Красные ворота» (Деян.. 3:2), смысл которого, конечно, тот же, что в московских обозначениях «Красная площадь» и «Красные ворота». Они находились внутри внешних стен храма, т. е. значительно западнее, чем нынешние Золотые. Ворота были заложены турками в 1530 г., поскольку, по древнему поверью, в них должен войти Мессия при Втором Пришествии. Другие говорят, что ворота заложены в соответствии с пророчеством Иезекииля: «И привел меня обратно к внешним воротам святилища, обращенным на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь вошел ими» ( Иез. 44 :1–2). В 629 г. через Золотые ворота вошел в город император Ираклий, босой и в одной рубахе, неся Древо Креста на плече, после возвращения святыни из персидского плена. Во времена крестоносцев их открывали лишь дважды в год: в Вербное воскресенье – в память о Входе Господнем в Иерусалим, и в праздник Воздвижения Креста Господня. По специальной просьбе знаменитой русской княжны-паломницы преп. Евфросинии Полоцкой для нее в 1167 г. также были открыты Золотые Ворота.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Весной 2014 г. новый патриарх Иоанн X совершил в страну пастырский визит, в ходе которого назначил главой нового Экзархата еп. Григориоса (Хури) и заложил 1-й камень собора св. Илии в Абу-Даби. В янв. 2018 г. состоялось торжественное открытие собора, вмещающего ок. 1,3 тыс. чел., в присутствии патриарха Иоанна X, министра толерантности ОАЭ, иностранных послов и членов православной общины. Древние Восточные Церкви Коптская Церковь имеет на территории ОАЭ 6 церквей: св. Антония в Абу-Даби, святых Марии и Шенуды в Эль-Айне, святых Марка и Паисия Великого в Дубае, св. Мины в Джебель-Али (близ Дубая), святых Марии и Меркурия Кесарийского в Шардже, святых Марии и арх. Михаила в Рас-эль-Хайме. Крупнейшую из них - св. Антония в Абу-Даби, построенную в 2007 г., регулярно посещают ок. 3-4 тыс. прихожан. Службы проходят на копт. и араб. языках. Маланкарская Церковь имеет в ОАЭ 4 прихода в юрисдикции епархии Дели: собор св. Фомы в Дубае (ок. 3,5 тыс. чел.), ц. св. Георгия в Шардже (ок. 2,5 тыс. чел.), ц. св. Дионисия в Эль-Айне (ок. 230 чел.), ц. св. Георгия в Абу-Даби (ок. 220 чел.). В Рас-эль-Хайме действует паломнический центр св. Марии. Маланкарская Сирийская Церковь Мар Фомы имеет в ОАЭ неск. приходов, в т. ч. в Джебель-Али (близ Дубая; основан в 1969), в Абу-Даби (1971), в Шардже (в 1978) в Эль-Айне (как независимый в 1985), в Эль-Фуджайре. Сирийская яковитская Церковь имеет неск. приходов в ОАЭ, в т. ч. собор св. Игнатия в Дубае, собор св. Георгия в Эль-Айне, ц. св. Стефана в Абу-Даби, ц. св. Марии в Шардже, ц. св. Георгия в Рас-эль-Хайме, ц. св. Петра в Эль-Фуджайре. Приходы находятся на попечении митрополита Мелапорского, патриаршего викария всех церквей в ОАЭ. Армянская Апостольская Церковь имеет 2 церкви - св. Мучеников в Абу-Даби и св. Георгия Просветителя в Шардже, находящиеся под управлением епархии Кувейта и стран Персидского зал. Киликийского Католикосата. При обеих церквах действуют приходские школы. В ОАЭ служит постоянный священник, который также регулярно посещает арм.

http://pravenc.ru/text/2578117.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Эль Греко: аскет эпохи Возрождения К 400-летию со дня смерти 09.04.2014 794 Время на чтение 10 минут Кабальеро, положивший руку на грудь. Около 1580. Предположительно автопортрет Эль Греко В этом году исполнилось 400 лет со дня кончины Эль Греко. Про великого мастера эпохи Возрождения со странным именем, наверное, слышали все. Его портреты и работы на религиозные темы можно найти во всех учебниках по искусству Ренессанса. И сегодня, глядя на его гениальные холсты, трудно понять, почему мировая слава пришла к нему лишь спустя три столетия после его смерти. Что он был за человек? Почему носил такое прозвище? В чем видел смысл своего творчества? О художнике рассказывает историк, богослов Тимофей Китнис. Триста лет забвения У Эль Греко есть очень известная работа - «Портрет старика», 1604 года. Она считается автопортретом мастера, так что, рассмотрев ее, можно представить себе, каким он был. Но вместе с тем, если вглядеться в лица героев его работ последнего десятилетия - например, апостола Павла или евангелиста Луки, то станет очевидно, что они похожи на «Портрет старика», а значит, и на самого Эль Греко. Личности апостолов по какой-то внутренней причине были для него особенно значимы. Мастер умер 7 апреля 1614 года в возрасте 73 лет. Перед смертью он исповедался и причастился. А дальше произошла очень характерная история. Дело в том, что после смерти художника о нем... на триста лет забыли. Показательно, что до наших дней не сохранилась его могила, разрушен и дом в испанском Толедо, где он жил... Почему так произошло? Тому есть несколько причин. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни в одну из школ. В живописи он был, если можно так сказать, аристократом, далеко не всякий мог его понять и воспринять. Во-вторых, из-за своих независимых взглядов он так и не стал придворным художником короля Филиппа II, который, кстати, очень ценил некоторые его работы. Так или иначе, имя Эль Греко три столетия не вспоминали. В этом смысле его судьба схожа с участью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению - до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала в руки Мендельсону и он фактически заново не открыл этого гения. Точно так же в XIX уже веке два испанских исследователя пролили современникам свет на творчество Эль Греко. Ученые увидели его работы из апостольского цикла, были поражены уровнем мысли и мастерства - и принялись за изучение. В результате холсты Эль Греко стали высоко цениться и дорого продаваться - конечно, вполне заслуженно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010