Должно быть, горбатенький проводник наш сильно утомился, потому что он предложил паломникам отдохнуть около Силоамского пруда и сам присел на заросшем склоне горы. Хотя не с прежнею энергией, он все-таки продолжал рассказывать нам про окружающие предметы. На север от нас высились серые стены Ирусалима с Навозными воротами, или Баб-ель-Мугарибе. На западе – Сион. На востоке – гора Соблазна, соседка Елеонской горы, а с юга– пещернея скалы Акелдамы и горы Злого Совещания. Действительно, удачно был выбран пункт для обозрения окрестностей. Прямо перед нами две долины – Иосафатова и Гинномова – сходятся около колодца Иова в одну щель, которая пробирается между скалами Иудейских гор до самого Мертвого моря. А около колодца виднеется турецкий дом прокаженных. Что-то грязное, гнусное, скверное и в то же время ужасное, угрожающее чувствуется в этих названиях и предметах. Мы сидели в центре самого нечистого места во всех смыслах. Чрез Навозные ворота сюда вывозились все нечистоты из Иерусалима, сюда извергались все прокаженные и нечистые, тут на окружающих высотах были построены капища Хамосу, «мерзости Моавитской», Молоху, «мерзости Аммонитской », и Астарте, «мерзости Сидонской», тут и страшная Акелдама – «земля крови», купленная ценою крови Иисуса Христа. Наконец, как говорит Господь чрез пророка Иеремию, здесь «устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал, и что Мне на сердце не приходило». За то и грозят пророки, что здесь бдет страшный суд, здесь потечет огненная река, ибо Тофет давно уже устроен; он глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжет его» (Исаии 30: 33). Водосточная городская канава, проведенная в этих местах, своим зловонием и теперь неприятно напоминает древнее значение Навозных ворот и вообще всего этого места. Когда мы стали спускаться в долину сыновей Енномовых, или Вади-ер-Рабаби, то нам навстречу вышли из своего дома прокаженные. Пропустив мимо себя с криками о помощи переднюю главную массу паломников, они вдруг быстро заняли средину дороги и таким образом отрезали остальную часть уставших пешеходов. Несчастные прокаженные нагло протягивали руки с отгнившими пальцами, показывали вид, что желают прикоснуться к паломникам, иные дерзко перегораживали путь, растопырив руки. Толпа паломников, особенно женщины, с криками и визгом отшатнулась назад, боясь заразиться, но потом, угрожая своими посохами, расчистила путь дальше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заметим, что довольно лапидарный рассказ славянской версии трудно соотносится с последовательностью событий в Евангелиях, что создает проблемы, но, как кажется, дополнительно опровергает гипотезу позднейшей фальсификации (которая как раз отталкивалась бы от евангельских текстов). – С другой стороны, именно на таком историческом фоне политических страстей особенно важно, что семиотика Входа в Иерусалим решительно противоречит милитаристически-победительному пониманию прихода мессианского времени: Царь въезжает в Свой город не на боевом коне, но на мирном осленке (по Мф 21:7 на ослице и осленке), во исполнение ветхозаветного пророчества: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима; се Царь твой грядет к тебе, [...] кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. [...] И Он возвестит мир народам..». ( Зах 9:9–10 ). При этом в самой готовности, с которой неизвестные владельцы осленка, кто бы они ни были, тотчас же соглашаются его предоставить, сказывается взволнованное настроение горожан, повсеместно ожидающих великих событий. 11:11. И вступил Он в Иерусалим, во Храм. Путь через восточные ворота, от Масличной горы и долины Кидрона, вводил непосредственно в ограду Храма. 11:15. Столы менял. В казну Храма принимались только монеты особой (тирской) чеканки, никоим образом не римские и не греческие; размен монет по довольно специфической таксе составлял важнейший источник доходов околохрамовой «мафии». И Ориген , и бл. Иероним интерпретировали эпизод изгнания торгующих и менял как увещание против будущих корыстных злоупотреблений внутри Церкви. С другой стороны, изгнание менял входит, согласно Ветхому Завету, в число знамений мессианского времени. Заключительные слова Книги Захарии (14:21), читаемые в Синодальном переводе: «...И не будет более ни одного Хананея ( [кенаани]) в доме Господа Саваофа в тот день», – могут иметь также значение: «И не будет более ни одного торгующего в доме Господа..».. В целом ряде ветхозаветных текстов лексема [кенаани] заведомо означает торговца (этимологически торговца пурпуром, затем торговца вообще, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Ст. 4. Потому я сказал: отойдите от меня, я буду горько плакать; не усиливайтесь утешать меня в опустошении дочери народа Моего. Если при опустошении Вавилона пророк в скорбном чувстве плачет и говорит: мука охватила меня, как мука родильницы, я упал услышавши, смутился увидевши; изныло сердце мое, ужасная тьма объяла меня, Вавилон возлюбленный мой стал для меня дивом: то не тем ли более теперь при разрушении города своего он не может утешиться ничем и всецело предается скорби? Ст. 5. Ибо день погибели и попрания и рыданий Господу Богу воинств в долине видения. Сообразно с трояким пониманием представляет причину, почему сказал: отойдите от меня, я буду горько плакать – потому что попран Сион и некогда бывший горою видений, теперь стал юдолию плача. Пробующий стену и отважный, – на гору! И Елам взял колчан, (вижу) колесницу всадника, и щит обнажил стену. Описывается войско Вавилонское, вступающее в город, захватывающее храм и гордо выступающее на четырехоконных колесницах по улицам. И в еврейском прекрасно изображается, что щит, обыкновенно другое покрывающий, обнажил позолоченные карнизы и покрытые мраморною инкрустациею стены; превосходный смысл этого тот, что щит не покрыл кого либо, а обнажил, так как силою солдат все богатства были вырыты. Если же указываются участвующими в сражении жители Ассирийского города Елама, то этого нельзя относить ко временам Римского разрушения, если только мы не будем все это объяснять аллегорически. Ст. 7–9. И будут лучшия долины твои полны колесницами и всадники поставят помещения свои в воротах. И поднимется покров Иудеи и увидишь в тот день склад оружия в доме из леса и проломы в городе Давидовом увидишь, так как их много. Очевидно изображает пленение, бывшее в одиннадцатый год царя Седекии о котором и Иеремия говорит: вот Я созову все племена царств северных, говорит Господь, и придут они, и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима и вокруг всех стен его ( Иер. 1:15 ). Чтобы мы не думали, что это предсказано на словах, а не исполнилось на деле, тот же Иеремия сказал: «в одиннадцатый год Седекии в четвертый месяц в пятый день месяца отворен был город, и вошли все князья царя Вавилонского и расположились в средних воротах» ( Иер. 39:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

На востоке Иерусалима находится гора Елеонская; к ней с юго-востока примыкает гора Соблазна, на которой Соломон построил капище Молоху ( 3Цар.11:7 ), а к ней с юга – гора Злаго совета, где в загородном доме Каиафы было решено убить Иисуса Христа. Иерусалим был обнесен тремя стенами. Первая стена, построенная Давидом и Соломоном, окружала Сион и часть Мориа. Начиная от западного портика храма, она шла на запад, спускалась вдоль Сиона к башне Иппиковой, оттуда – к воротам Ессеев; от них она направлялась к юго-востоку и окружала весь юг Сиона, проходя близ источника Силоамского; потом направлялась к северу и, пересекая площадь Офель, примыкала, на северо-востоке, к восточному портику храма. Эта стена имела 60 башен. Вторая стена, начинаясь у ворот Дженнат, иначе угловых или садовых, которые находились в первой стене, огибала Акру в виде полукруга и примыкала к замку Антония, прикрывавшему северо-западный угол храма. Эта стена имела 14 башен. Третья стена, начатая Агриппою, начинаясь у башни Иппиковой, проходила около гробниц древних царей Иудейских и соединялась с первой стеной у Кедрской долины. Эта стена имела 90 башен. – Одной из более важных башен в древнее время была, вероятно, башня Анамеила или Хананела ( Иер.31:38 ; Неем.3:1 ). Неемия называет также башню Меа и башню Печную ( Неем.12:39 ). Иосиф Флавий называет главными башнями в его время башни Иппика, Фасаила, Мариамны и Псефина. Первые три находились в северной части древней стены, которая разделяла Иерусалим на нижний и верхний город; последняя стояла в третьей стене, на северо-западной окрайности города. Башня Псефина была так велика, что издали казалась горою: с высоты ее можно было обозревать Аравию на востоке и Средиземное море на западе. – В стенах Иерусалима было несколько ворот: ворота Старые ( Неем.3:6 ), на северо-востоке; ворота Ефремовы и ворота Вениаминовы, названные так потому, что вели в уделы этих колен, на севере; ворота Угловые ( 2Пар.26:9 ), на северо-западе; ворота Долины, пред источником Драконовым ( Неем.2:13 ), на западе; ворота Навозные ( Неем.3:14 ), на юго-западе; ворота Источника ( Неем.3:15 ), на юго-востоке; следующие ворота находились или на востоке, или на юго-востоке храма: ворота Водяные ( Неем.3:26 ), ворота Конские ( Неем.3:28 ), ворота Овчие ( Неем.3:1 ) и ворота Рыбные ( Неем.3:3 ); ворота Судные, чрез которые Иисус Христос был веден на распятие, находились близ места публичного судилища.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

3:8. Широкая стена. Раскопки западного холма в Иерусалиме вскрыли необычайно мощную стену (около 20 футов толщиной), которая относится к этому времени и тянется от западной стены Храмовой горы. Сама эта «широкая стена» восстановлению не подлежала, поскольку в то время западный холм не был заселен. 3:9. Начальник полуокруга. Известный ассирийский титул rab pilkani, «начальник округа», лучше всего позволяет понять термин, использованный только в данном контексте. К сожалению, об административном делении этой области известно мало. 3:11. Печная башня. Большинство комментаторов связывают ее с кварталом пекарей, который был расположен в этой части города, вблизи храмового комплекса (см.: Иер. 37:21 ). 3:13. Ворота долины. Ворота долины расположены в западной стене, на склоне холма города Давидова, и ведут в долину Тиропеон. Остатки, по-видимому, этих ворот были обнаружены в ходе археологических раскопок Кроуфута в 1926–1927 гг. Они имеют в ширину около 12 футов. 3:13. Заноах. Это город в районе Шфелы – области, расположенной в 15 милях к юго-западу от Иерусалима. 3:14. Навозные ворота. Навозные ворота расположены на самом юге города Давидова, буквально в 500 ярдах к югу от Ворот долины. Они открываются в сторону долины Енномовой и дороги к источнику Рогель, а современные Навозные ворота располагаются в другом месте (вблизи юго-западного угла Храмовой горы; эта конфигурация города относится к османской эпохе). 3:14. Бефкаремский округ. Бефкарем – современный Рамат Рахель, расположенный неподалеку от Иерусалима. 3:15. Ворота источника. Расположенные на юго-западной стороне города, эти ворота находились всего лишь в нескольких сотнях ярдов от Навозных ворот и, вероятно, вели к Силоамскому пруду (питаемому источником Гион). Такие ворота были раскопаны в 1920-е гг. 3:15. Округ Мицфы. Мицфа отождествляется с расположенным в 9 милях от Иерусалима селением Телль-эн-Насбех. 3:15. Стена у водоема Селах (Силоамского пруда) и царского сада. Принято считать, что этот пруд связан с каналом, по которому воды источника Гион отводились в восточную часть Иерусалима. Он находился на южной границе города и орошал царский сад в месте соединения Кедронской и Енномовой долин.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

3 башню Печную. Эта башня находилась на западной стене города. 3 он и дочери его. Свидетельство сверхординарного посвящения всего общества делу восстановления стен (см. ком. к 5,1 и 12,43). 3 Ворота Долины. Эти ворота были обращены на запад и выходили на долину Тира. 3 ворота Навозные. Располагались на юго-западном углу городских стен и выходили на долину Енном. 3 Ворота Источника. Эти ворота на юго-восточном углу стен выходили на Кедронскую долину. города Давидова. Иерусалим, хотя и разрушенный, оставался тем самым городом, которому Давид назначил быть политической и религиозной столицей теократического государства. 3 в Офеле. Офел обыкновенно помещают на половине подъема от долины Кедрон к городу, южнее холма, на котором стоял храм. Правильнее было бы считать принадлежавшей к Офелу и южную часть собственно города (Сиона, города Давидова), спускавшуюся ниже Водяных ворот. Водяных ворот. Расположенные примерно посередине восточной стены города, эти ворота выходили на долину Кедрон и на основной источник водоснабжения города Гион. 3 ворот Конских. Эти ворота располагались на северо-восточном участке стены. 3 восточных ворот. Ворота, следующие на север от Конских. 3 ворот Гаммифкад. Эти ворота помещались севернее Восточных и южнее Овечьих. 3 ворот Овечьих. Круг, по которому следовало описание, замкнулся (см. ком. к 3,1). Глава 4 4:1–5 В ответ на продолжающиеся издевательства со стороны противников (ст. 1–3) Неемия призывает на них Божие возмездие (ст. 4,5). 4:1–3 Когда услышал Санаваллат. Конфликт между Израилем и языческими правителями разрастается (см. ком. к 2,10). 4:4–5 Это первая из трех молитв о возмездии (6,14; 13,29), призывающих на врагов Израиля и Господа Божий суд (ср. Пс. 78,12; 93,1–3; 136,7–9 ); этот суд является прообразом Судного дня. 4:7–14 Угроза вооруженного нападения со стороны противников Израиля заставляет иудеев выставить стражу. 4:7–8 Когда услышал Санаваллат. К врагам Израиля добавились еще и азотяне; теперь Неемия со всех сторон окружен врагами, так как Азот находился к западу от Иерусалима (см. ком. к 2,19).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

С другой стороны, не меньшею загадкой служит отношение порога ворот Барклея к первоначальному наружному грунту или дну долины Тиропеон, отдаленному от порога на 45 футов глубины. Естественно было бы и здесь ожидать моста чрез долину, подобного двум предшествующим мостам. Но следов моста здесь не найдено. За то раскопками Варрена обнаружены здесь, ниже порога ворот, развалины широкой стены из больших квадратных камней. Не служила ли она основанием подъема, приводившего сюда, при помощи лестницы, 6 футов широты, от дна долины? Такой подъем или каменная стена, державшая лестницу, была найдена Варреном пред тройными воротами; нечто подобное должно было быть пред всеми воротами храма, не имевшими мостов. На основании всего описанного вида ворот Барклея, их можно отождествлять с воротами Шаллехет, т. е. искусственным подъемом вверх ( 1Пар.26:16 ) или, по переводу LXX, с целым притвором восхождения, τν πλην το παστοφορου τς ναβσεως, т. е. ходом, выводящим на площадь храма, следовательно, подземным. Это те самые ворота, от которых, по описанию Иосифа Флавия, вела лестница вниз на дно долины и которым на противоположном холме соответствовала другая лестница ες τν λλην πλιν. Впрочем, в перечислении Иосифом западных ворот храма по их достоинству и их отношению к городу и предместью («Antiquitates Iudaicæ», XV, 11:5) нельзя допустить совершенной точности. Так как предместье лежало в долине между храмом и городом, то каждыми из четырех западных ворот можно было выйти в предместье, а из предместья на холм города. Гораздо точнее было бы воротами, ведшими в другой город, ες τν λλην πλιν, считать такие ворота, которыми можно было миновать долину предместья и прямо перейти на противолежащий холм, то есть ворота Копонос с висячим мостом чрез долину. Может быть Иосиф Флавий назвал городскими не ворота Копонос, а ворота Барклея только потому, что они были расположены ближе к царским воротам и следовательно занимали более почетное место 267 . По при этом мы ни в каком случае не можем согласиться с объяснением Варрена, а также Эберса и Гуте (Palästina in Bild und Wort, 1:44), что те ворота, которые, по описанию Иосифа, вели ες τν λλην πλιν, соответствуют арке Робинсона, и что арка Робинсона была не мостом чрез долину, а только сводистою подпорою под лестницею, которая вела здесь в долину Тиропеон.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Особенно внешний двор теперь совершенно переменил свой вид. Не осталось и следа тех трёхэтажных жилых зданий, которые в первом храме стояли почти по всей линии дворов. Древнее выражение о дворе храма: три ряда камней и один ряд кедров получило совершенно другое толкование теперь, под греко-римским влиянием. Так как главная и наиболее внушительная сторона ограды храма была восточная и так как фронт самого храма, подобно скинии и Соломонову храму, был обращен на восток, то и восточные ворота в ограде храма нужно считать важнейшими. Мишна (Middoth, 1:3) предполагает в восточной стене ограды одни ворота, с именем восточных ворот. Такое название ворот, само, по себе уже почетное по древнееврейскому представлению, сопровождалось еще другим почетным названием их Красными воротами, πλη λεγομνη ραα ( Деян.3:2:10 ). Впоследствии их называли также золотыми воротами, чрез смешение греческого слова ωραα с латинским aurea. Некоторые исследователи под новозаветными Красными воротами разумели ворота внутреннего двора, не считая возможным существование во внешней ограде ворот такого значения и имени (Фергюссон, Вогюэ и друг.). Но мы уже знаем, что именно внешний двор Иродова храма был богаче внутреннего. И из хода рассказа Деян. гл. 3 об исцелении апостолом Петром хромого у Красных ворот храма видно, что это были ворота наружной ограды. Когда исцеленный апостолом у Красных ворот хромой вошел затем, вслед за апостолом, во храм, то тогда только он достиг притвора Соломонова, бывшего во внешнем дворе храма. Это значит, что исцеление совершилось не только у внешних ворот, но и на передней наружной их стороне, вероятно на лестнице, приводившей к воротам с Кедрской долины. Третьим названием тех же восточных ворот были ворота Шушан или Сузы по имени персидского города, крепость которого, , была изображена здесь в рельефе 143 . Из приведенного свидетельства кн. Деяний, о беспрепятственном прохождении Красными воротами храма открывается ошибочность предположения, устраняемого справедливо Ганебергом (Die relig. Alterthtlmer der Bibel, 270), что рассматриваемые восточные ворота всегда были заперты или даже заделаны, как нынешние магометанские Золотые ворота. Действительно, было нечто, намекающее на такое таинственное значение Красных ворот. Иосиф Флавий вовсе о них не упоминает, как будто их вовсе не было. Пророк Иезекииль ( Иез.44:1–2 ) говорит о затворенных восточных воротах. Но вероятно здесь разумеется то, что восточные ворота, как обращенные к незаселенной местности, отворялись редко, только в большие праздники, или же то, что был закрыт главный пролет ворот, а для пользования народа оставлен только боковой ход с притвора ( Иез.44:3 ). – Предание прибавляет, что вверху над восточными воротами была особенная камера для собраний низшего или малого синедриона, называвшаяся камерою локтя; здесь была прибита к стене модель еврейского локтя, подобно тому как при Веспасиане римский конгий был прибит в Капитолии.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Ст. 7–9. И Елам взял колчан, (вижу) колесницу всадников, и щит обнажил стену. И будут лучшие долины твои полны колесницами, и всадники поставят помещения свои в воротах. И поднимется покров Иудеи, и увидишь в тот день склад оружия в доме из леса, и проломы в городе Давидовом увидишь, так как их много. LXX : Еламитяне же взяли колчаны, и всадники люди на конях, и собрание ратников. И будет, избранные долины твои наполнятся колесницами, и всадники обступят ворота твои, и откроют ворота Иудовы, и посмотрят в тот день на избранные дома города, и откроют сокровенное домов замка Давидова и увидят, что их много. Елам, что значит восхождение их, или Еламитяне, как перевели LXX, которых мы переводим презирающие, взяли колчан, чтобы стрелять во мраке правых сердцем, этих в колеснице всадников людских, – взяли, чтобы стену Сиона и твердыни церкви лишить их щита и охраны. Будут же, говорит, избранные долины твои и низменные учения, долина Сион, полны тех колесниц, которые потопил Господь с Фараоном, всадники и правители которых поставят помещения свои в воротах твоих, чтобы не допускать выхода осажденным и заключенным в тебе. Тогда всемогущий Бог чрез мужей церковных откроет покровы Иудовы и все тайны находящихся в исповедании веры, и тогда ты увидишь, долина Сионская, в день тот, в ясном свете истины, увидишь весь склад оружия апостола и дома из леса, в котором пребывает множество язычников, – как и в сто тридцать первом псалме воспевается: се слышахом я во Ефрафе, обретохом я в полях дубравы ( Пс. 131:6 ). Когда же покров Иуды и сокровенное его, прежде утаевавшееся ради таинственности, будет открыто, и ты увидишь склад оружия церкви, тогда ты уразумеешь расколы в городе Давидовом, которые ты умножил, чтобы собрать себе обольщенные народы. Эти Еламитяне, по изданию LXX, имеют не один колчан, а много, и они суть всадники людей, на душах коих они ездят, и великое множество их приготовляется на брань против церкви, так что все долины ее наполняются и всадники изощряют ум свой и своими нападениями вызывают на бой церковного мужа, который обозначается именем Иуды; и когда он представит свидетельства Писаний и обличит все ложное, тогда еретики увидят домы города Давидова и узнают все прежде сокровенное, – узнают, каким образом в замке Давида, что значит крепкий рукою, т. е. Христа, все есть учение истины. Места эти темны не только в историческом, но и в иносказательном смысле. Поэтому те, кому наше толкование не нравится, должны представить свое, чтобы мы приняли их объяснение, если оно будет правильно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

По своему месту найденные гробницы весьма хорошо соответствуют гробницам Александра, как занимавшие вершину холма, почти со всех сторон окруженного долинами; даже от храма это место отделялось склоном долины. Таким образом понятно, почему Иосиф Флавий мог определять один из важнейших стратегических пунктов стены храма указанием на противолежащие гробницы (стена, что пред гробницами Александра). Во всяком случае пред северною стеною храма доселе не найдено другой древней гробницы, на которую можно было бы переносить имя Александра (Spiess, Das Jerusalem des Josephus, 1881:105). Южная линия харама, ее ворота и подземелья Переходим к южной части площади храма, в которой многие исследователи видели место дворца Соломонова. Особенностью отделки этой части горы храма было то, что, вместо глухой земляной насыпи, здесь, для выровнения горы, сначала были построены подземные каменные своды и уже на сводах настилалась земля в уровень с остальною частью площади. Так как понижение грунта в некоторых пунктах (на углах) здесь весьма значительно и так как подземные каменные подстройки здесь часто разрушались и дополнялись новыми, то здесь, по выражению иудейского предания, своды лежат на сводах. Нужно думать, что такие своды, держащие насыпь, были устроены по всей южной линии площади, начиная от юго-восточного угла и до юго-западного, потому что было бы весьма неудобно соединять разные способы отделки горы на одной и той же линии. Хотя до настоящего времени неизвестны такие подземные своды на юго-западном углу площади харама, но это объясняется тем, что этот угол доселе не мог быть еще предметом таких специальных расследований, как юго-восточный угол. – Подлежат рассмотрению здесь два подземелья, в настоящее время не имеющие между собою связи: подземелье под мечетью ел-Акса или иначе подземелье двойных ворот и подземелье юго-восточное или иначе подземелье тройных ворот. Подземелье ел-Акса начинается от ворот южного мола, в расстоянии 340 футов от юго-восточного угла и 570 от юго-западного и имеет вид подземного коридора 40 футов ширины, который идет, в прямом почти направлении на север, на протяжении 260 футов 242 . Коридор разделяется на два пролета, сначала, в северной части, стеною, потом четыреугольными, сложенными из камня, столбами и, наконец, на южном конце, монолитными колоннами, о которых мы уже говорили. Грунт подземелья от севера к югу постепенно понижается, приблизительно на 10 футов, не считая в том числе лестницы о 16 ступенях, ныне приводящей к подземелью с площади харама. Соответственно двум своим пролетам, подземный коридор на южном конце, в самой стене храмового мола, имел широкую двухчастную дверь или ворота, называемые в еврейском предании ворота Хульда (ворота туннеля), в арабском Bab-el-Aksa-el-Kadim (ворота древней Аксы), у европейских писателей ворота двойные.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010