Глава XVIII. Обзор вокруг стен Иерусалима. – Погребальный вертеп Пресвятой Богородицы. – Гефсимания «Отныне ублажать Мя вси роди». ( Лк 1:48 ) Выходя из Иерусалима, чрез ворота Гефсиманские или Овчие, которые названы арабами Бабус-Ситти Мариам, т. е. ворота Святой Марии, открывается вид, здесь приложенный. Вправо и влево, вдоль стен, – кладбище мусульман и любимое место их вечерней прогулки. Группы закутанных в белое покрывало женщин то бродят, то садятся для бесед на надгробных камнях. Перед вами обрывистый спуск в узкую долину Иосафатову, а за нею, противу вас, возвышается гора Элеонская. У самой подошвы ее, за высохшим руслом Кедрона, это углубленное в землю живописное здание есть вход в погребальный вертеп Пресвятой Богородицы; он соединен с молитвенною пещерою Ее Божественного Сына, под тенью вековых маслин Гефсиманского сада. Сойдем по обрывистому пути, ведущему туда. На половине этого спуска показывают на малой площадке место, где святой Стефан, выведенный из стен города, был побит камнями; его потухающие взоры устремлены были на сидящего одесную Отца, Иисуса, которого он молил за своих мучителей. Это происходило в виду Пресвятой Богородицы, молящейся за него на горе Элеонской. Спустясь на дно долины, вы находитесь у схода в погребальный вертеп Пресвятой Богородицы. Этот памятник, очищенный от засыпавшей его земли с высот Иерусалима и горы Элеонской, находится теперь в углублении, куда сходят по десяти или двенадцати ступеням; направо от него рукав скалы ведет в молитвенную пещеру Иисуса, нами уже описанную. Заметим, что на ней начертан 1655 год, вероятно, время основания подземной церкви. Священный вертеп Богородицы украшен готическим фронтоном, с двойными огивами над дверьми. Когда перед нами раскрылись двери вертепа, я был поражен его живописностью: «Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице!» От самого входа крутой спуск, более нежели по пятидесяти мраморным ступеням, ведет, под сводом широкой галереи, в таинственный мрак земных недр; это не тот грозный мрак, который наводит род страха на путешественника, вступающего в гипогеи Фивские; свет дневной сбегает туда дымною ароматическою полосою, которая образована непрестанно развеваемым из кадил ладаном, и соединяется на самой глубине с мерцающим светом лампад. Часто хвалебные гимны на разных соединенных языках несутся оттуда, повторенные эхом сводов, и доходят до слуха вашего, слитые уже, как сердца молящихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

     «...Разве можно сомневаться, что этот камень святой? Разве пролитые на нем слезы и миллион поцелуев с искреннею верою и любовию не освящают его? Разве горячие молитвы над ними в продолжение веков не делают его святым для веков последующих?» И. Ювачев, 1909 г. «Походи там, где ходил Господь Иисус Христос». Епископ Калист Диоклийский 1 Так игумен Даниил в XI, дьякон Зосима, игумен Варсонофий в XV веке приговаривали после описания какого-нибудь святого угла в Палестине. Теперь и я, дитя советского тления, могу сказать то же. Спасибо Господу, что он допустил меня на долины и горы свои. Но не каменистой тропой и не от зари до зари влеклось наше стадо: легким туристским маршрутом и в одночасье пристали мы к Иерусалиму. Душе моей не досталось того чувства тихого приближения, которое испытали все древние странники. Туризм укоротил преклонение. Нет больше на свете терпеливых паломников. Я с обольщением думал на Святой Земле о путниках «времен старых». Думаю и сейчас дома, на берегу Азовского моря. «Хожение» игумена Даниила развернуто на моем столе. Под заголовком написаны моей рукой даты, когда читал. Вот читал 29 апреля 1985 года в Пересыпи. Потом тут же 8 декабря 1987 года, после Греции, и 20 ноября 1993 года уже на пароходе в Средиземном море. Шли в Хайфу из Александрии. Было такое мгновение на моем веку! Хочется побыть в том ожидании еще. Но уже первого раза больше не будет. «И видел все своими очами грешными...» Подойду к столу, положу росяную иорданскую каплю на губы. Потрогаю камешки и земельку из Гефсиманского сада. На столе елей из Вифлеема. В книге засохшие листики из Капернаума, из Табхи. На шкафу открытка с ликом великой княгини Елизаветы Федоровны. Выйду за ворота, ветер дует в сторону Тамани; и даже во тьме, когда в просторах звезд и в земных верстах смыкается время, трудно не удивиться, что в Тамани, изрядно уже безбожной, ступала нога святого Андрея Первозванного и жил как-то преподобный Никон. За стеной звездной ночи все так же, как раньше, таятся в Иерусалиме и в Тивериаде святыни. Опять все далеко, за морем. Тысячу лет обрекали себя русские на дожди и зной, на опасность гибели в пучине моря, шли и плыли туда. И у Гроба Божьего поминали всех Русской земли князей и бояр и всех православных христиан, писали имена и клали у Гроба Господня с шепотом: «Да помянет Господь в царстве своем...»

http://pravoslavie.ru/105382.html

Глава VIII. Иордан «Тогда исхождаше к нему Иерусалима, и вся Иудеа, и вся страна Иорданская, и крещахуся во Иордане от него, исповедающе грехи своя». ( Мф 3:5–6 ) Настала Страстная неделя. В Иерусалиме с давнего времени первый день этой недели определен на путешествие к Иордану, для омытия себя водою Искупления, в приуготовление к принятию страшных таинств, – и уже после того заключаются в храм Гроба Господня, до Христова воскресения. Я отлагаю подробное описание храма до этого времени. Я последовал за несметною толпою христиан к священной реке. Еще на канун этого дня Иерусалим вышел из обычной тишины своей и представлял вид многолюдного торгового города. Движение толпы было необыкновенное. Ряды навьюченных верблюдов и лошадей тянулись со всех концов улиц, и шум отправляющихся не утихал во всю ночь. Мы выехали не рано, вместе с драгоманом греческого монастыря. Путь наш лежал по Страстной улице чрез Гефсиманские ворота. С стесненным сердцем ехал я на хорошо убранном коне, среди шумной толпы пеших и конных, беспечно попиравших путь глубоко трогательный, навеки освященный! И я дал себе внутренний обет не проходить по нем отныне иначе как пешему. На высотах, господствующих над Иосафатовою долиною, сидел под маслиною муселим Иерусалимский Абугош, некогда известный грабитель христиан. Окруженный своею свитою, он курил трубку, запивая кофеем, и глядел на несущуюся толпу мимо горы Элеонской, по дороге к Вифании. Путь этот от Иерусалима до Иордана, так много следимый священными стопами Спасителя, будет мною описан после, во всей подробности, когда я пройду его в уединении, среди пустынной тишины, приличной великим воспоминаниям. Несмотря на пестроту разноплеменной толпы, покрывавшей всю дорогу так далеко, как только мог следовать глаз, – я был поражен тою дикостью гор, которая начинается от высот Вифании до самой долины Иерихонской. Здесь раздавался глас вопиющего в пустыни. Под горным сводом, противу развалин той гостиницы, где, по преданию, происходила сцена Благого Самаритянина, мы во второй раз встретили муселима Абугоша, который также направлялся со своею свитою к Иордану, для охранения поклонников от бедуинов; он опять сидел на ковре за трубкою и кофеем и убедительно просил нас отдохнуть с ним; мы исполнили его желание.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛЛИРИК [лат. Illyricum, Hillyricum, редко Hilluricum; греч. Ιλλυρικν, Ιλλυρς], историческая область в сев.-зап. части Балканского п-ова (классическое греч. название Иллирия, Иллирида); префектура в составе Римской и Византийской империи (IV-VI вв.); диоцез древней Церкви, к-рый до VIII в. входил в область юрисдикции Римского престола. Первоначально у древнегреч. и лат. авторов И.- обозначение территории, заселенной группой иллирийских племен к северу от Эпира и Македонии до среднего течения Дуная, к востоку от Адриатического м. и Вост. Альп. Вост. граница И., отделявшая его от обл. Фракия, проходила обычно восточнее долины р. Марг (ныне Морава), формальной границей считались северо-зап. части горного хребта Гем (ныне Стара-Планина) и Родопы, а также Суккский перевал (Железные Ворота). Несмотря на то что с V-IV вв. до Р. Х. сев. часть И. (Паннония) была преимущественно заселена кельтами, за ней по-прежнему оставалось название И., в то время как Сев.-Вост. Италия и обл. Мессапия в Апулии, также заселенные иллирийскими племенами, не рассматривались как часть И. Древние греки уже с VII в. до Р. Х. основали на сев. побережье Адриатического м. ряд колоний (в т. ч. Эпидамн, Аполлонию), однако территория И. до Р. Х., когда она перешла под упр. Рима, находилась вне сферы влияния античной культуры, исключая частные военные столкновения с Македонией (кампания Александра Македонского 335 г. до Р. Х.). Первые контакты и военные конфликты иллирийцев с римлянами относятся к кон. III в. до Р. Х. Полное завоевание побережья Адриатического м. Римом произошло в 167 г. до Р. Х. Почти сразу же римляне попытались проникнуть вглубь страны, однако быстрого успеха не добились. В I в. до Р. Х. жители прибрежного И. и Далмации участвовали в римских гражданских войнах на стороне республиканцев. Планомерное завоевание всей территории И. до Дуная началось при Октавиане Августе, который в 35-33 гг. до Р. Х. возглавлял иллирийско-паннонскую экспедицию римлян. В результате походов Тиберия в 12-9 гг. до Р. Х. римляне закрепились на берегах Дуная (антирим. восстания в И. продолжались до 30-х гг. I в. по Р. Х.). С именем Тиберия связано также создание рим. дунайского лимеса, в к-ром И. занимал центральное положение.

http://pravenc.ru/text/389433.html

Глава 3 1–32. Восстановление Неемией стен Иерусалима и перечень лиц, потрудившихся над этим делом. III гл. кн. Неемии, описывающая построение т. н. второй стены Иерусалима и называющая много мест в нем, имеет чрезвычайно важное значение для изучения топографии свящ. города в период библейский. Но, к сожалению, указания рассматриваемой главы не везде определенны. Равным образом, не во всех пунктах тверды и те представления о топографии древнего Иерусалима, которые составлены на основании других свидетельств и в особенности на основании раскопок. Исследованиями Вильсона на юго-зап. холме, раскопками Уоррена вблизи площади храма, Гутэ – на Офеле, Русского Палестинского Общества на северо-зап. стороне древнего города, трудами Английского Палест. Общества и многолетними работами архитектора Шика выяснено немало спорных вопросов, связанных с местоположением Иерусалима. Но все-таки и доселе в этой области остается много проблематического. Вследствие этого, а также по причине неполноты текста III гл. Неемии и вероятной поврежденности его, топографические указания главы не всеми исследователями понимаются одинаково и некоторые отдельные пункты стены Неемии, названные в рассматриваемом месте, могут быть указаны только предположительно. Описание стены в 3 гл. начинается с Овечьих ворот, лежавших на северной стороне, недалеко от сев.-вост. угла храмовой площади. Далее отмечаются в западном направлении отдельные пункты стены (башни Меа и Хананела, ворота Рыбные, Старые), которые все находились на северной стороне. Поворачивая к юго-зап., стена, как видно из последующего описания, приближалась к старой (Соломоновой) северной стене, с которой она соприкасалась, вероятно, вблизи теперешней башни Давида, отождествляемой с упоминаемой у Неемии Печной башней. Отсюда стена шла прямо к югу до юга-зап. оконечности юго-зап. холма и направлялась по краям его. Вблизи названной оконечности были ворота Долины, а на востоке от них, на юго-вост. углу упомянутого холма – ворота Навозные. На южной стороне города, пересекая долину Тиропеон, стена подходила к юго-вост. холму, на южной оконечности которого, вероятно, были ворота Источника. С этого пункта поворачивала к северу и шла параллельно Кедронской долине. В этой (восточной) части стены, на юго-восток от храма, находились, по-видимому, Конские ворота. Достигнув сев.-вост. угла храмовой площади около угольного жилья (ст. 31), стена загибала на запад и подходила к недалеко отстоявшим от угла Овечьим воротам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нет лучшего гимна несомненным благам pax Romana, чем тот, автором которого был не природный римлянин или италик, но уроженец Малой Азии грек Элий Аристид, живший в правле­ние Антонина Пия: «Теперь все греческие города, – обращался он к римлянам, – преуспевают под вашим руководством, а все их нововведения и удобства, памятники, которые в них откры­ваются, прекрасные предместья говорят в вашу честь. В при­брежных и глубинных районах страны появилось много горо­дов – некоторые из них вновь основаны, остальные посредством ваших усилий разрослись в годы вашего правления... Заботясь об эллинах как о своих приемных родителях, вы поддерживае­те их своей рукой, и, когда они падают, вы их поднимаете... Как во время праздника, весь цивилизованный мир складывает ору­жие, которое с древних времен носили как бремя, и обращается к прекрасному, к светлым мыслям и к власти, способной претво­рить эти мысли в жизнь. Все раздоры ушли из городов, их затмило состязание между городами – какие из них окажутся более кра­сивыми и привлекательными... Города сверкают великолепием и очарованием, и вся земля расцвела, как сад... Таким образом, остается лишь выразить сожаление тем, кто находится за преде­лами вашей гегемонии, – если такие есть, – поскольку они ли­шены таких благодеяний. И вы же наилучшим образом доказали общее утверждение о том, что Земля является матерью и роди­ной всех людей. Теперь на самом деле возможно для эллина или не для эллина путешествовать там, где он пожелает, очень про­сто, как будто он переезжает из одной родной страны в другую. Ни Киликийские ворота, ни труднопроходимые песчаные пути в Египет, ведущие через арабские страны, ни непреодолимые го­ры, ни бескрайние долины рек, ни суровые варварские племена не внушают страха; для того, чтобы чувствовать себя в безопас­ности, достаточно быть гражданином Рима, или, скорее, пред­ставителем одного из разобщенных народов, гегемоном которых вы являетесь... Вы измерили и зафиксировали земельные площа­ди всего цивилизованного мира; вы навели разные мосты через реки и проложили дороги через горы, вы застроили пустынные просторы почтовыми станциями, вы приспособили для оседло­го и упорядоченного образа жизни все земли» (цит. по: Грант, цит. изд., с. 75–76).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Хеврон Хеврон (связь, соединение) ( Чuc. XIII, 22 ) – город, названный так по имени сына Халева, был одним из древнейших городов в Иудее и первоначально назывался Кириаф-Арба, иначе городом Арба, так как он служил некогда резиденцией известного великана, из сынов Енаковых, носившего означенное название ( Hab. XIV, 15 ). Моисей называет его Мамре ( Быm. XXIII:19, XXXV:27 ). Город лежал на возвышенности около 20 миль к ю. от Иерусалима и почти в 100 англ. милях от Назарета ( Лk. I, 39 ) и доселе еще известен под названием цветущего города Хабрун, или Эль-Халиль, что значит друг или любимец Божий (так как Авраам в Свящ. Писании называется другом Божиим) ( II Nap. XX, 7 ), и славится своими стеклянными изделиями. Хеврон, как мы уже заметили выше, один из древнейших городов в свете. Он построен семью годами ранее, чем Цоан в Египте ( Чuc. XIII, 23 ). Этот пограничный город Палестины и столица нагорной страны построен квадратом из дикого известкового камня. Дома не выше обычных двухэтажных и покрыты плоскими кровлями. Многие из них полуразрушены и необитаемы. Ворота находятся не только при входе в город, но и в разных частях внутри его; на ночь они обыкновенно запираются для лучшего сохранения порядка. В городской мечети указывают гробницы Авраама, Исаака и Иакова, с их женами Саррою, Ревеккою и Лиею. Все они, по словам Библии, были похоронены в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской ( Быm. XXIII, 19 ). Настоящий город лежит частью на склоне гор, частью в низменности долины. С городом Хевроном соединено несколько самых интересных воспоминаний из свящ. истории. Долина Есхол, как полагают, находилась вблизи его, и долина Хевронская в одно время служила местом пребывания Иакова ( Быm. XXXVII, 14 ). Здесь также жил Авраам ( Быm. XIII, 18 ), и здесь погребено его семейство. По завоевании земли Ханаанской Хеврон был отдан Халеву, как часть его удела ( Чuc. XIII, 30, 31 ), хотя впоследствии он считался городом убежища и находился во владении священников ( Hab. XX:7, XXI:11, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

В.М. Дорошевич Глава XXXII. Иерихон А вот и Иерихон? – говорит проводник, и вы, конечно, встаете в коляске, чтобы увидать этот знаменитый город. Воображение моментально рисует вам грозную крепость со стенами, которые мог разрушить только звук священных труб, трубивших перед Кивотом Завета! И вы не можете не улыбнуться при виде этого крошечного городка, скорее деревушки, беленькие домики которой спрятались среди густо разросшихся тенистых садов. Эта крошка – Иерихон, выросший на развалинах старой, грозной, неприступной крепости. Что осталось от «того“ Иерихона? Конечно, ничего. Ни одного камня, на который бы хоть одно предание указывало, как на камень стен Иерихонских. Впрочем, нет! Настоятель греческого монастыря св. Иоанна Предтечи, монастыря, расположенного невдалеке от Иерихона, близ Иордана, спросил меня: – Видали ли вы план стен Иерихона? И когда я сказал, что нет, он, с полной верой, что это подлинный, несомненный, современный снимок, приказал служке принести мне план. – Вот! Нечто в роде лабиринта. По этому плану город был окружен семью стенами. Ворота стен были расположены так, что приходились в интервалах. Чтобы попасть в город, вы должны были долго колесить по этому лабиринту, по этим узким коридорам между высокими стенами. – Всякий, кто хотел бы ворваться в город, погибал в этих коридорах! – объяснял мне через переводчика настоятель, – стоявшие на стенах жители заливали врагов в этих коридорах кипящей смолой, закидывали каменьями. И всякое войско гибло в этом лабиринте семи городских стен, Грандиозная крепость была необходима здесь. Отсюда Палестина не могла не подвергаться нападениям племен, живших по ту сторону Иордана. Палестина кажется «землей обетованной“, именно, из Заиорданья. Если вы хотите видеть Палестину, поезжайте по Палестине, но если вы хотите видеть, именно, «землю обетованную“ переправьтесь через Иордан и взгляните на нее с гор, возвышающихся по ту сторону долины. Оттуда Палестина кажется, действительно, страной, текущей молоком и медом. Перед вами широкая Иорданская долина, где среди сочной, густой, темной зелени сверкает и вьется эта красивая, эта священная река.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобномученица Вита, пустынница Дорсетская Дорсет (Dorset), расположенный на берегу пролива Ла-Манш (English Channel), является одним из самых красивых графств южной Англии с великолепной природой. Большая часть его территории – холмистая, хотя на юго-востоке преобладают низменные долины. Он славится 100 милями золотых песчаных пляжей; Юрским побережьем, которому присвоен статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, с древними окаменелостями и археологическими находками; богатым сельскохозяйственным наследием (весной графство покрыто восхитительными на вид желтыми квадратами рапсовых полей); живописными деревнями с видами, как на открытке; такими чудесами природы, как галечная коса Чизил-Бич (Chesil Beach), естественные известняковые скальные ворота Дердл-Дор (Durdle Door), конический утес Голден-Кэп (Golden Cap), бухта Лалворт-Коув (Lulworth Cove), скала Пулпит-Рок (Pulpit Rock: «скала-кафедра проповедника») и др. Город Пул (Poole) имеет крупнейшую естественную гавань в стране, а скалистый известняковый остров Портленд (Portland) на самой южной оконечности Дорсета много веков используется для добычи прекрасного оолитового строительного камня, из которого построены многие знаменитые здания в Британии и других странах, например собор святого Павла (St Paul’s Cathedral) в Лондоне. На протяжении сотен лет красоты Дорсета привлекали писателей, художников и ученых. Романист и поэт Томас Гарди (Thomas Hardy: 1840–1928) является самым известным уроженцем Дорсета. События многих его романов происходят в вымышленной стране «Уэссекс» (Wessex) сельского Дорсета, что справедливо, так как в англо-саксонский период большая часть графства принадлежала королевству западных саксов – Уэссексу. В «золотой век святости» на Британских островах в Дорсете были основаны многочисленные храмы, монастыри, миссионерские центры и келлии пустынников; многие святые подвизались в этом регионе. Вспомним об одной такой святой, уроженке Дорсета. Уникальная святая К сожалению, мало сведений сохранилось о святой Вите (Кандиде, Гвен, Бланш – Wite, Candida, Gwen, Blanche – чье имя означает «белая») – одной из наиболее любимых и посещаемых живущими в Британии православными местных святых. По иронии, святая Вита – одна из нескольких ранних святых этих земель, чьи мощи и рака не только сохранились целыми и невредимыми, но даже не были потревожены после Нормандского завоевания Англии и в период кровавой Реформации, когда абсолютное большинство святынь страны было варварски уничтожено. Почитание святой Виты продолжается еще со времени, когда эти земли находились в общении с остальным православным миром в I тысячелетии! И в наши дни по-прежнему совершаются обильные чудеса как у раки с мощами святой Виты, так и от воды ее источника.

http://pravoslavie.ru/131802.html

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Храм св. равноап. Марии Магдалины  …Итак, мы остановились у монастырских ворот. Впускное время, как явствовало из таблички, уже закончилось, но ворота еще не закрыли, и мы вошли внутрь. Сразу при входе сидела привратница, и мы спросили, можем ли мы войти. На что получили порадовавший нас ответ, что время обозначено для гостей, «свои» же, то есть православные, могут постучаться и их пустят и в «неурочное» время. Но сначала нам посоветовали посетить, если мы там еще не были, храм св. Марии Магдалины, он вот-вот должен закрыться. Туда мы и пошли, он совсем рядом. Немного о храме. «В 1888 году у самого подножия Елеонской горы, — читаю в буклете, — на русском гефсиманском участке была освящена церковь в честь св. равноап. Марии Магдалины, построенная на молитвенную память о покойной императрице Марии Александровны (1824–1880) ее августейшими детьми. …Проект русского храма в Гефсимании и утвари для него составлен проф. Императорской академии художеств, архитектором Д.И. Гриммом. …Храм построен в русском стиле, однопрестольный, пятиглавый, с небольшой и стройной колокольней и вмещает до 500 молящихся. …Крыша гефсиманского храма покрыта цинковыми листами, которые изначально, как и главы, и кресты, были посеребрены, но по прошествии некоторого времени их позолотили, каковыми мы их сегодня и видим». Я помню, какое ошеломляющее впечатление произвели на меня эти купола пять лет назад, когда, миновав Стену Плача, мы вышли с группкой паломников примерно к тому месту, о котором идет речь, и они засияли в рассветной полутьме (было около 6 утра) с противоположной стороны Иосафатовой долины. А направлялись мы на Литургию в храм Успения Пресвятой Богородицы. Это было в день моего рождения… Все фотографии галереи Самое популярное Сейчас в разделе 2  чел. Всего просмотров 2.7 млн. Всего записей 151 ©2024 Фоторассказы священника Константина Пархоменко к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/ierusa...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010