Итак, звонит мне Анька, прилетевшая в Нью-Йорк на несколько дней со своим мужем, чудом напавшая на мой след и отыскавшая этот номер телефона, и кричит: «Немедленно приезжай! Мы тут в прекрасном доме, у милейших людей, места полно!» И я приезжаю… Действительно, какой прекрасный дом, несмотря на то, что бруклинские трущобы! Сколько места, несмотря на то, что хозяева уступили мне свою спальню! Наконец, какие чудные люди! О счастье! О ликованье!.. – Анечка нам уже многое рассказала о вас, – говорит мне хозяйка дома. – Я бы тоже хотела представиться. И она протягивает мне визитную карточку. На ней написано: ТАМАРА Черная, белая магия. Колдовство. Снятие и наведение порчи. Ворожба. Приворот. – Может быть, у вас какие-нибудь проблемы? – с обворожительной улыбкой спрашивает она. – Для вас я могу бесплатно. – Спасибо, – вежливо улыбаюсь я. – У меня все в порядке. Мне не нужно. Так говорю я, но святыньки у меня в чемодане говорят иначе. Предметы в доме вдруг снимаются с мест и начинают плавное движение. Расписная деревянная посуда, стоящая на полках по всему периметру кухни, лопается с диким треском, похожим на выстрелы: крак! крак! крак! Из лампы, висящей над столом, за которым мы сидим, раздается хриплый голос, что-то быстро-быстро говорящий по-английски. Мои московские друзья – скептики и агностики – машинально крестятся. Хозяйка мечется по кухне, словно ловя кого-то, и кричит, разрывая на себе ворот платья: «Чуждый дух проник ко мне! Чуждый дух!» «Чуждый дух» был увезен мной на следующий день в Москву и роздан по монастырям. Я часто со смехом рассказывала эту историю, явившуюся последним эпизодом моей американской эпопеи. Но особенно я хвасталась своей дружбой с отцом Ефремом. Дружбой, которая побеждает все церковные разделения. «Мы с ним как брат и сестра», – говорила я. Вскоре, по слухам, он бежал из Джорданвилльского монастыря по веревочной лестнице через стену и – на Афон. Я встретила его через три года на празднике Успения в Псково-Печерском монастыре и подошла к нему под благословение. Но он меня – не узнал. Книги же его я читаю до сей поры…

http://azbyka.ru/fiction/chelovek-v-inte...

– Как ни бьется этот великан, но от постоянных угрызений и истечения крови наконец ослабевает. И море прибивает его к берегу, и делается он пищей голодных алеутов. В 21-й главе, о которой пишешь, осуждаются разные суеверия и особенно ворожба и призывание ворожей. Они при произношении непонятных для них самих слов примешивают и чтение псалмов, а иногда и крестное знамение. Но многие примеры показывают, что чтение с верой псалма: «Живый в помощи» ( Пс.90:1 ) ограждает читающих от многих опасностей, и если кто ради забвения с верой на помощь Божию носит на себе написанный этот псалом, в этом нет ничего противного. У одного офицера была на шее икона святителя Николая, завернутая в бумажку с написанным этим псалмом; пуля пробила платье, дошла до бумажки, но ни иконы, ни бумажки не повредила. 16 декабря 1883 г. 55. НЕ ОДНИМ ВНЕШНИМ УКРАШЕНИЕМ ХРАМОВ, НО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ДОБРОДЕТЕЛЯМИ УКРАШАЕТСЯ ХРИСТИАНИН Пишешь, что N. во время поста находится в церковном затворе, а я и в пост и не в пост постоянно нахожусь на людском соборе и сборе и чужих дел на разборе. Пишешь и ты, что мое положение исключительное. А в заведениях исключают неспособных. Вот, видно, и меня, как неспособного к уединению, судьба исключила и вринула в молву людскую. Хотя и сказано Господом в Евангелии: «Милости хощу, а не жертвы» ( Мф. 9: 13 ), но к тому прибавлено: «Сие творите, и онаго не оставляйте» (Ср.: Мф. 23: 23 ); онаго, то есть попечения о собственной душе, о собственном спасении. На днях привезли в Оптину колокол в 500 пудов, но еще звона мы не слыхали: лежит еще на земле, и только приспособляют, как его повесить. Теперь Оптина, по псаломскому слову, будет хвалить Бога в кимвалех доброгласных ( Пс.150:5 ). Но этого недостаточно. Другое псаломское слово от лица Божия гласит: «Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю ему спасение» ( Пс.49:23 ). Эта молитвенная и церковно-песненная хвала достоверней кимвальной. Но и тут еще не всё. Господь напоминает нам о главном основании, глаголя: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» ( Мф.11:29 ), и: «любяй Мя заповеди Мои соблюдает» (Ср.: Ин.14:21 ), сии: «не судите, и не судят вам: не осуждайте, да не осуждени будете: отпущайте, и отпустят вам ( Лк.6:37 ); любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, благословите кленущия вы и молитеся за творящих вам напасть и изгоняющия вы» (Ср.: Мф.5:44 ). Творяй сия не подвижится во век ( Пс.14:5 ), якоже пророк Давид Духом изрек. – Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Даже самый близкий друг — Лефорт, — едва Анна Ивановна околицами заводила разговор — долго ли Питеру жить в неряшестве, по-холостецки, — усмехался: неопределенно, — нежно щипал Анхен за щечку: «Обещанного три года ждут…» Ах, никто не понимал: даже не царского трона, не власти хотела бы Анна Ивановна, — власть беспокойна, ненадежна… Нет, только прочности, опрятности, приличия… Оставалось одно средство — приворот, ворожба. По совету матери, Анна Ивановна однажды, вставши с постели от спящего крепко Петра, зашила ему в край камзола тряпочку маленькую со своей кровью… Он уехал в Воронеж, камзол оставил в Преображенском, с тех пор ни разу не надевал. Старая Монсиха приваживала в задние комнаты баб-ворожей. Но открыться им — на кого ворожить — боялись и мать и дочь. За колдовство князь-кесарь Ромодановский вздергивал на дыбу. Кажется, полюби сейчас Анну Ивановну простой человек (с достатком), — ах, променяла бы все на безмятежную жизнь. Чистенький домик, — пусть без мажордома, — солнце лежит на восковом полу, приятно пахнут жасмины на подоконниках, пахнет из кухни жареным кофе, навевая успокоение, звякает колокол на кирке, и почтенные люди, идя мимо, с уважением кланяются Анне Ивановне, сидящей у окна за рукодельем… Со смертью Лефорта будто черная туча легла на голову Анны Ивановны. Она столько плакала за эти семь дней (до приезда Питера), что старая Монсиха велела привезти лекаря Поликоло. Тот приказал промывательное и очистительное, чтобы удалить излишние мокроты, появившиеся в крови вследствие огорчения. Анна Ивановна — сама хорошенько не понимая почему — с ужасом ожидала приезда Питера. Вспоминалось его землистое лицо со щекой, раздутой от зубной боли, когда он после самой страшной из стрелецких казней сидел у Лефорта. В расширенных глазах застыл гнев. Красные от мороза руки лежали перед пустой тарелкой. Не ел, не слушал застольных шуток. (Шутили, стуча зубами.) Не глядя ни на кого, заговорил непонятно: — Не четыре полка, их — легион… На плахи ложились — все крестились двумя перстами… За старину, за нищенство… Чтобы наготовАть и юродствовать… Посадские люди! Не с Азова надо было начинать, — с Москвы!

http://azbyka.ru/fiction/petr-pervyj-tol...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 5  голосов:  5.0 из  5) Да не приимеши слуха суетна, да не приложишися с неправедным быти свидетель неправеден. Исх.23:1 Грешат тяжко против первой заповеди Божией те, кто держится суеверия. Суеверие, или суетная вера, вера ни на чем не основанная, недостойная истинных христиан. Святые отцы и учители Церкви часто предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Их предостережения можно подразделить на три вида: 1) предостережения от так называемых примет , когда из самых маловажных случаев выводятся предзнаменования о счастливых обстоятельствах в нашей жизни; 2) предостережения от гаданий или ворожбы, или сильного желания какими бы ни было, даже темными средствами, узнать, какова будет последующая наша жизнь, успешны или безуспешны будут те или другие наши предприятия; и, наконец, 3) предостережения от желания приобрести силы, исцеляющие от болезней или предохраняющие от различных бед и опасностей; от использования предметов, которые не заключают в себе ничего врачебного и по свойствам своим не могут иметь никакого влияния на наше благополучие и счастье. 1. Предостережения от примет “Многим из христиан, – говорит святой Василий Великий , – кажется делом безвредным слушать истолкователей примет. Чихнул кто на слове, говорят: и это имеет значение. Кто-нибудь сзади назвал меня по имени, нога поскользнулась при выходе, зацепилась одежда – все это помеха. И люди весьма знаменитые, ожидающие Судию с небес, хладнокровно впадают в сей пагубный порок. Но слушай: отвержен народ, предавшийся сему. Еще древле, по закону Моисееву, очарования, волхвования, ворожба, птицегадания отринуты как изобретения демонов. Сказано: Не вражите, и ни сряща смотрите от птиц ( Лев.19:26 ); языцы бо, которых потребит… Господь Бог от лица твоего… сии чарований и волхвований послушают: тебе же не тако даде Господь Бог твой ( Втор. 18:12, 14 ). Кто может советоваться с оправданиями Божиими, тому при рассуждении, чего не должно делать, не прилично брать себе в советники, даже не в советники, но в учители и законодатели, существу неразумные.

http://sueverie.net/svyatootecheskie-nas...

Одно время для того, чтобы народ не беспокоил и не теснил Владыку во время богослужения, в соборе вокруг кафедры была сделана оградка. Но простояла она недолго: Святитель велел ее убрать. Он не захотел даже внешним образом отделять себя от народа. “Я люблю своих чад, — сказал он, — и они меня, надеюсь, тоже любят. А если кто нечаянно толкнет при большом стечении народа, то не беда. Пусть только больше народа приходит в храм Божий!”. А народу в то время в собор ходило действительно очень много. Большое внимание Святитель уделял исповеди. Он отвергал общую исповедь. “Исповедь воспитывает христианина”, — говорил Святитель. Часто бывало, что он сам исповедовал, особенно новоначальных. Такого же отношения к исповеди Святитель требовал от служащего с ним духовенства. Порой он делал замечания своим пасомым. Однажды, после Литургии Святитель вышел к народу с таким словом: «Сущест­вует поговорка, даже и не поговорка, а так сказали послы князя Владимира: “После сладкого человек не захочет горького”. Верно это? Верно. Но иногда приходится вкусить горького после сладкого. Вот мы с вами только что насладились прекрасной службой Всем святым, получили это духовное утешение, эту духовную сладость. Правда ведь? А теперь приходится сказать вам горькое. Сегодня в алтаре я получил записку: “О упокоении Павла”, и при ней рубль денег. Потом приносят вторую такую же записку: “О упокоении Павла”. Через несколько минут еще: “О упокоении Павла”. И еще и еще… Всего шесть совершенно одинаковых записок. Хорошо это или нет?! (Голоса: “Плохо”). Ведь это же, други мои, колдовство! Это — страшный грех! Это — ворожба! Сколько раз я предупреждал вас — не делайте этого! Жене изменил, скажем, муж. И вот бабки советуют ей, чтобы подала 9 записок о упокоении его и “тогда он к тебе вернется”. Вот я даже вижу эту женщину, которая сегодня сделала это. Как стыдно, особенно, когда перед вами стоит ваша малолетняя дочь, которой вы должны подавать пример! Вот возвращаю вам все 6 записок и деньги, и никогда больше не делайте этого! Исповедуйтесь перед священником в этом великом грехе, и умоляю всех вас, други мои, ради Христа прошу: бросьте все эти суеверия! Господь всегда поможет в любой беде, если вам нужно избавиться от этой беды, а если нужно терпеть беду — то надо терпеть — на все воля Божия!».

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

При такой древности Ворожбы нет сомнения, что первый храм в Ворожбе построен около 1650 года. В 1736 году воспитанник богословия Пётр Авдеев Галич в просьбе своей о предоставлении ему священнического места в Ворожбе, писал: «Сумской протопопии в селе Ворожбе в церкви Николая чудотворца отец его служил многие годы да с ним племянник его родной в товарищах поп Василий, и в прошлом 1734 году отец его Авдей волею Божьею умре». По этой просьбе видно как то, что древний храм в Сумской Ворожбе посвящён был имени Святого Николая, так и то, что храм сей существовал ещё в XVII столетии. На брусе нынешнего храма, бывшем в прежнем храме над западною церковною дверью, читается надпись: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа создася храм сей Покрова Пресвятой Богородицы и Святителя Христова чудотворца Николая при благочестивейшей великой Государыне Елизавете Петровне». Окончания не достаёт. Между тем по делам сумского Правления видно, что в 1752 году предписывалось освятить новый храм в Сумской Ворожбе во имя Покрова Богородицы с приделом Святого Николая. Нынешний деревянный храм, с тремя престолами, может быть признан лучшим из деревянных храмов епархии. Он очень величествен. О построении его сохранился любопытный документ. В 1769 году священник, староста и прихожане заключили с сумским плотником контракт о построении нового храма с двумя приделами; контрактом предоставлено мастеру употребить старый храм при постройке нового. По описи видно, что в дополнение к материалу старой церкви сосновый лес пожертвован хорунжим Игнатием Никитенком; храм начали строить с весны 1770 года и, вероятно, в том же году он окончен и освящён во имя Преображения Господня, Покрова Богородицы и Святого Николая. По переписи 1732 года в Сумской Ворожбе старшины и казаков - 313, подпомощников - 1085, подданных обозного Романова - 96, других - 16, школа с 4 наставниками и шпиталь, 32 духовных, всего 2270 душ мужского пола. По той же переписи подданные судьи Ивана Романова как в Ворожбе (10 душ мужских), так в селе Гринцоце (374 души мужских и при храме школа) и в селе Голубовке (361 душа мужская со школой) поселены на земле купленной «лет тому с 50», следовательно в 1682 году.

http://sobory.ru/article/?object=45338

Поселение и устройство города Сум начато с 1652 года, пришедшими из-за Днепра казаками. Как в военном городе, в Сумах была крепость. По ведомости 1780 года «в том городе ветхий земляной вал, сделанный в 1658 году, вышиною от горизонта в 4 аршина, шириною в заложении в 3 сажени, с одной стороны оного сухой ров глубиною в 5 аршин, шириною в 5 сажень, стоит на горе по течению р. Псла на правой стороне; в нем земляной замок (цитадель) вышиною в 4 аршина, – полковые казармы; церкви соборная Преображения Господня, приходские Апостола Матфия, Николая чудотворца – деревянные и каменная Воскресения Господня. За валом в предместии церкви деревянные и проч.» Ныне еще заметны остатки вала, упиравшегося концами в р. Псел; по рву часть города получила название Перекопа. Как и в каждом полковом городе, в Сумах было главное правительство поселенного полка, или полковая канцелярия, где заведывали всеми воинскими, и гражданскими делами слобожан того полка. Главные местечки, входившие в округ заведывания канцелярии, были: Лебедин, Недригайлов, Белополье, Межирич, Ворожба, Сыроватки нижняя и верхняя, Краснополье, Мирополье, Суджа. Для духовных дел в Сумах было духовное Правление, называвшееся иногда приказом духовных дел и первоначально состоявшее из одного Сумского протоиерея; оно и ныне остается здесь. II Храмы города Сумы Ныне всех приходских храмов в Сумах – 7: Соборный, Воскресенский, Покровский, Николаевский, Богородичный, Троицкий и Ильинский, и один на кладбище Петропавловский. Соборный храм. По записке священника Федора Славинского 1802 г. древняя надпись говорила: «освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа к церкви соборной святого Алексея человека Божия, в городе Сумине, в лето от создания мира 7169-е индикта четырнадцатого, а от воплощения Слова Божия 1661-е марта в 17 день, при Благоверном Государе Царе и Великом Князе Алексее всея великие и малые и белые России, и при Великом Государе Святейшем Никоне Патриархе Московском, и всея великие и малые и белые России».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Глава четвёртая. Гипнотизм 1.  Понятие о гипнотизме Если поместить перед глазами какого-либо субъекта, говорит Мори, на небольшом расстоянии от его лица блестящий предмет, например, из полированного металла, или, пристально глядя ему в глаза, мешать ему видеть окружающие предметы, или же стараться поразить чем-нибудь воображение, – то, если это лицо обладает слабым, нервным сложением и сосредоточивает своё внимание на мерцающем пред ним предмете, оно впадает в каталептическое состояние, аналогичное тому, какое наблюдается при вдыхании анестезирующих веществ. Члены его становятся ригидными (оцепенелыми) или приходят в состояние более или менее полного расслабления, болевая чувствительность понижена или совсем уничтожена, между тем как некоторые чувства, например, слух и осязание, в некоторых областях тела становятся особенно восприимчивые внешним впечатлениям. Воспринимаются самые слабые звуки, получаются реакция на самые слабые раздражения. Как при некоторых каталептических состояниях, возникают грёзы и галлюцинаций 589 . Явления, описанные Мори и происходящие при указанных им условиях, получили наименование гипнотических. Они недавно только стали изучаться с научной и строго рациональной точки зрения. Более всего света пролили на этот любопытный отдел патологии нервной системы труды Брэда, Филипса, Жиро-Телона, Демаркэ, Азама 590 , Шарко, Дюмонпалье и Маньена, Кюллерра 591 , Бони 592 и др. а) Исторический очерк. Если изучение гипнотических явлений стало на научную почву только недавно, то самые факты известны уже давно. В древности, в средние века, в прошлом столетии гипнотизмом часто пользовались магики и колдуны, приписывавшие божескому или дьявольскому вмешательству галлюцинаций и другие явления, наблюдавшиеся у гипнотизированных субъектов. Различные виды гадания древних – гидромантия или ворожба посредством воды, катоптромантия – ворожба посредством зеркал, леканомантия – ворожба посредством бассейна, в который кидали золотые или серебряные пластинки, лихномантия – ворожба посредством ламп, кристалломантия – ворожба посредством кристалла, – основаны были, очевидно, на впечатлении, производимом блестящими предметами при сосредоточенном созерцании их прорицателем, приведённым в особое душевное состояние усилием собственной воли, а в некоторых случаях вдыханием известных веществ.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

По переписи 1732 года в Белополье: казаков с сотником 497, подпомощников 2122 человека, шинкарей, мельников и работников 154 человека, духовных 29; а всего 2802 души мужских, кроме того в Кухновке, где тогда ещё не было храма, 261 подданый сотника Куколя. По записке комиссара Терентовского 1714 года показано в Белополье 787 дворов, где «платящих войсковой оклад 3700 душ». Ныне в числе прихожан: купцов 3 гильдии – 54 мужчины, 43 женщины, мещан и цеховых – 1165 мужчин, 1195 женщин. Главные предметы торговли: хлеб, соль и лес. Ярмарки: крещенская, ивановская, воздвиженская и на 4-й неделе великого поста; самая значительная – ивановская. – Оборотного капитала бывает на них 38500 рублей серебром. По записке Терентовского в 1748 году зима в Белопольском округе была необыкновенно снежна: снег заносил жилья, и на дорогах людей с обозами и скот. Вслед за такою зимою налетели тучи саранчи: «пешая» съедала разный хлеб на корне, а «летучая» пожирала на деревьях листья и в садах овощи. Вследствие того был «не малый голод». В 1774 году подобное бедствие угрожало для плодовых деревьев: на них весною напали хрущи и ели цвет. Но по распоряжению комиссара хрущи по ночам собраны были народом в кучи и зарыты в глубокие ямы; массы их были так велики, что, по словам комиссара, собрано было более 50 четвертей. От холеры 1831 года в Белополье умерло всего 112 человек, а в 1848 году – 256 человек. Но страшное бедствие поразило жителей Белополья в 1849 году, когда 19 апреля истреблено пожаром 204 двора и 89 лавок. ВОРОЖБА Ворожба, принадлежащая к Белопольскому округу, находится в 2 верстах от Белополья; почему и называется подгородней слободой, а в отличие от другой Ворожбы, Ворожбой Белопольской. Мы уже видели, что черкасская Ворожба образовалась на месте русской в одно время с Белопольем, то есть в 1672 году. Русские, при своём переселении из Ворожбы на устье реки Скагости, конечно вместе с домами перевезли и храм свой. По грамотам 1691 и 1696 годов Ворожба называется селом, и здесь же видим её атамана Фёдора Чернявского.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Против смерти, которая всех нас ждет — мы бессильны. Перед нею мы все беспомощные создания. Все, что мы можем, это молиться о «безболезненном и не постыдном» конце. Иное дело — смерть как постоянное отмирание в нас наших переживаний. Перед этою смертью нам дано чувствовать себя не только беспомощными созданиями, но и создателями. Умирающим в нас образам жизни мы можем даровать бессмертие их преображением в образы искусства. Искусство есть, таким образом, творческое преодоление исконной обреченности наших переживаний на забвение и смерть. Если бы не было искусства, то души наиболее глубоких и талантливых людей уже при жизни превращались бы в сумрачные усыпальницы. Лишь силою творческого акта извергаем мы смерть из наших душ и, даруя вечную жизнь пережитому, обретаем надежду, что и сами после смерти войдем в жизнь вечную. Какая же, однако, должна быть произведена ворожба над пережитым, чтобы оно превратилось в художественное произведение? Поставить этот вопрос, значит поставить вопрос о профессионально-художественной сущности творческого акта. Ответ на него уже давно дан. Ворожба, превращающая переживания в художественные произведения, заключается в его закреплении в каком-либо материале, в камне, в бронзе, в красках, в звуках, самый же акт этого закрепления в оформлении материала. За этим, многими философами искусства всесторонне разработанным ответом, подымается более глубокий вопрос: не предполагает ли успешное оформление художником своего материала некоторой пред-оформленности его переживаний, не начинается ли искусство творчества в самой жизни, в ее немой глубине, не является ли, говоря языком Фридриха Шлегеля, подлинным художником лишь тот, кто являет собою как бы художественное произведение самой жизни. Такой взгляд на связь жизни с творчеством защищали многие крупные мыслители, причем сфера эротической любви, начиная с Платона, чаще других сфер выдвигалась на первый план высокого жизнетворческого искусства. У Владимира Соловьева философия любви является частью, вернее, даже фундаментом эстетики. Сущность любви заключается, по Соловьеву, в преображении земного образа любимого существа, в интуитивном прозрении в нем исконного божьего лика, бессмертного по своей природе и потому порождающего и в нас веру в наше бессмертие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010