Но не Бог проливает кровь. Прочитайте сколько угодно, вы все равно не можете поставить в вину Богу ни одного из убитых. Убивают люди, только люди, это их способ решения проблем, начиная с Каина. Бог во всех случаях может предложить только спасение, и никогда не убийство. Ценой этих огромных войн становится завоевание Иерихона, замечательная история ( Нав.6:1-26 ). Вот, где Бог участвовал в битве. Народ Израиля, воспевая Богу, трубя в трубы Славу Божию, обходит семь раз вокруг Иерихона. И что, все население Иерихона вымерло? Нет, рухнули стены Иерихонские. Вот так Бог может вступать в дело, это Его чудо, это Его работа. Но то, что дальше потом израильтяне этих жителей Иерихона истребляют, это уже не Его работа, это работа людей. И нигде, и никогда вы не увидите, что Бог радуется тому, что происходит это убийство, Он всегда против. Итак, идет череда этих войн, страшных кровопролитий. Хотя, что значит страшных? По сравнению с нашим XX веком, все это такой детский лепет. Нам, знающим действительно массовые убийства, как бы даже смешно читать про это. А, вместе с тем, все равно не смешно, убийство есть убийство. В наши времена войны происходят таким образом, что убиваются не только солдаты, но и все остальные. А там все-таки, когда происходит победа, то это значит, что одно войско разбило другое войско. Так что даже в процентном отношении, я думаю там полегче. Но, тем не менее, война есть война и это трагедия, это человеческая трагедия, и не надо думать, что Богу так уж радостно на это все глядеть. Судьи Израилевы Но Израиль входит в землю обетованную и ее завоевывает, и дальше начинается жизнь в этой земле обетованной. Не надо думать, что окружающие народы смирились с тем, что этот пришелец здесь поселился, нет. Войны продолжаются и продолжаются. И жизнь в это время в Израиле происходит следующим образом. Народ как бы себе живет, у него есть свои повседневные проблемы, которые разрешаются судьями – тот же самый механизм, который еще Моисеем был установлен. Судьи судят в соответствии с законом Моисеевым. Как-то все это существует, люди более или менее живут спокойно, все ничего.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

Стоит только вспомнить для примера историю завоевания Гая. Вот от Иерихона ведет сюда запущенная дорога, как об этом свидетельствует полуразрушившиеся цистерны; этот город как и соседний с ним, с западной стороны, Вефиль, так крепок по своему положению на скалистой горе, что им можно было завладеть только хитростью, или же сильнейшим войском; на западной стороне Гая, между этим городом и Вефилем, находятся скалы и балки или дебри, которые издавна служили величайшим препятствием для прохода большой массы народа – войска или караванов, и употреблены были Иисусом на засаду для того, чтобы, в то время, когда часть его войска нападет на Гай с противолежащей горы и своим хитрым маневром увлечет далеко от города преследующих их Гайцев, – эта засада из дебри взошла в город, зажгла его и перерезала дорогу к городу возвращающимся преследователям дорога там идет между крутыми скалами, с которой нельзя укрыться ни направо, ни налево; потому, когда засадное войско Иисуса, заняв и запалив город, пошло для соединения с остальною частью, т. е. с бегущими, а бегущие, в свою очередь, оборотились и приняли наступательное движение против преследующих; то Гайское войско поставлено могло быть действительно в такое положение, что нигде не могло искать себе выхода и могло быть истреблено совершенно так, как описывается в книге Навина, дондеже не остася ни един от них цел, ниже убежа ( Нав.8:25 ). Точно такая же точность и в описаниях других местностей, – описаниях, которых книга заключает в себе очень много; из сопоставления и сличения этих описаний выходит такая точная карта земли Ханаанской, какою она была по свидетельствам последующей истории, и каковою остается она даже доселе. Она представляется, по большей части, горной страной, впрочем, без особенно высоких гор, землей, во многих направлениях перерезанной скалами и дебрями, с укрепленными самой природой городами, из коих один нужно было завоевать чудом, другой хитростью, а иные остались вовсе не завоеванными, как, например, Газа, Аскалон, Аздод и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/i...

20:2. Обращение священника к войску. Поскольку война считалась религиозным делом, войско сопровождали священники и другие служители культа. О роли жрецов в действующей армии свидетельствуют ассирийские тексты и рельефы. Жрецы несли или сопровождали статуи и эмблемы богов (см.: Нав. 6:4,5 ; 1Цар. 4:4 ), совершали религиозные ритуалы и жертвоприношения и, несомненно, обращались к воинам от имени богов. В эту последнюю задачу входило истолкование знамений, уверение воинов в помощи богов и побуждение войск к сражению за избранного богами царя (согласно анналам Тукультининурты I (1244–1208 гг,до н. э.) и Ашшурнасирпала II (883–859 гг. до н. э.)). 20:5–9. Освобождение от воинской повинности. Несмотря на то что все свободные мужчины, годные по состоянию здоровья, должны были исполнять воинскую повинность, для некоторых категорий на практике допускались исключения, например, для жрецов (тексты из Мари), новобрачных ( Втор. 24:5 ) и для тех, кто должен был исполнить свои религиозные обязанности (см.: Лев. 19:23– 25 ). Комплектование войск принимало различные формы, включая перепись населения и физическое принуждение (в Мари). Вероятно, библейское установление, позволяющее «малодушным» уходить из войска, имело целью поддержание дисциплины в воинских рядах, но, кроме того, свидетельствовало о том, что оставшиеся в строю были уверены в помощи Яхве (см.: Суд. 7:1–3 ). Кодексы законов иногда противоречат друг другу в вопросе о найме заместителей для несения военной службы. Хеттские законы разрешают подобную практику, а кодекс Хаммурапи, в котором содержится прямое повеление участвовать в военных походах царя, объявляет ее незаконной. Вероятно, представители знати, способные устранить любые сложные правовые проблемы, легко находили в этом законе лазейки. В хананейском эпосе о Керете все льготы (в том числе для новобрачных) отменялись, если царь собирал войско по особо важному поводу. 20:10–15. Обычные формы ведения войны. В Древнем мире было не принято платить воинам жалованье. Вместо этого им выделялась часть добычи, взятой в завоеванных городах и селениях. Поскольку война рассматривалась как священная миссия, порученная богом (богами) и осуществляемая при помощи божественного вмешательства, вся добыча, захваченная в сражении, формально принадлежала богу (богам). Поэтому, чтобы избежать нарушения священных запретов, при разделе добычи следовало соблюдать строгие правила. Например, в текстах из Мари военачальники приносят клятву, что не будут «есть asakkum» (т. е. посягать на права) равных по званию или нижестоящих воинов. Нарушители карались большими штрафами. Следуя этому образцу, израильтяне, как и воины Месопотамии, обычно захватывали в качестве добычи женщин, детей, животных и движимое имущество, а мужчин убивали (см.: Быт. 34:25–29 ; ассирийские анналы Сеннахирима). Таким путем вознаграждались старания победителей, а зрелище разрушенных городов создавало психологический эффект, способствовавший прославлению победившего народа и его бога (богов).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Ibid. 24. 25; Слова и речи, изд. 1848 г. 2, 279, 197. 323 Ibid. 20. – «Скажет ли кто при сем, что слишком гордо ду­мать, что будто для нас и земля, и солнце, и небо. Таковому ответствую: если ты думаешь о сем гордо, советую тебе отложить свою гордость и думать о сем смиренно и благодарно пред благодетелем Богом, а не думать, будто мысль, злоупотребленная гордостию, по тому самому перестает быть истинною. Скажешь ли еще, что землею, солнцем и небом пользуешься не ты один и не только все человеки, но и бесчисленное множество других тварей Божиих. Ответствую: Что до того? Тем бо­лее чудно; тем более необъятно богатство Божие, что, хотя им поль­зуются бесчисленные существа, но и ты пользуешься им так, что оно совершенно для тебя приготовлено, и к твоим потребностям приспособлено». Слова и речи, изд. 1848 г.1, 107. 337 Слова и речи, изд. 1861 г. 3, 283. – «Поколику действием Божиим дается и продолжается бытие, человек не властен уклониться от сего действия, или, иначе сказать, не властен обратить себя в ничто, ибо сия власть равнялась бы власти производительной из ничего. Но поколику действием Божиим дается благобытие, человек, яко свободный, властен более иди менее уклоняться от сего действия». Слова изд. 1877 г. 3, 420. 338 «Что лучше, искусная ли машина, или существо живое, разум­ное, свободное, и благоустроенное общество таковых существ? Что возвышеннее – художник, который устроил машину и наблюдает за ее движениями, или отец, который родит детей и воспитанием образует их в свое подобие, и царь, который основал царство свободных и управляет ими так, как они хотят быть управляемы, только без нарушения Его премудрых и благих намерений? Выбор здесь не труден и ответа ожидать не нужно»: он ясен сам собою. – Слова изд. 1848 г. 1, 68–9. – Хотя в мире повсюду замечается строгая законосообразность; однако, это отнюдь не порабощает Творца законам мира и не исключает возможности сверхъестественных действий. «Разве закон выше законодателя? Разве законодатель порабощен закону, истекшему из его власти? Закон не требует ли не только законодателя, но и блюстителя? Причины естественные разве могут воспрепятствовать действованию причины сверхъестественной? Напротив того, не имеют ли они нужды в ее действии, содействии, направлении для своего продолжения так же, как и для своего начала? Порядок естественный в самом опыте не являет ли иногда над собою очевидно порядка вышеестественного? Например, дождь и град в порядке естественном; но в естественном ли порядке каменный град, поразивший войско пяти языческих царей, с которыми сражался Иисус Навин? Почему град сей упал в сие, а не в другое время? Почему на войско языческое, а не на Израиль­ское? Естественные причины и порядок не дают на сие ответа. Ответ дать может только слово Господне: Господь верже на ня камение великое града с небес ( Нав.10:11 )». Слова и речи, изд. 1861 г. 3, 283; ср. изд. 1848 г. 2, 288. 1, 212; Катех. 80; Зап. на Быт. 3, 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

167 В переносной и вместе сжатой пророческой речи войско Ассирийское по великорослости воинов уподобляется горе Кармилу, высокой и покрытой густым лесом. Впрочем, собственное имя горы величественной, приятной, принимается и нарицательно на всякую приятную гору, также как у языческих писателей Темпейскою долиною в Фессалии всякое приятное место называется. 168 Как переносный смысл и второго полустишия 18 стих, надлежит относить к действию истребления славного леса – крепкого войска Ассирийского, то и иносказание сообразнее выдерживается понятием о лесе, что он опаленный и пожженный представляется извялевшим и посохшим, нежели как переводится исчахлым и больным. Самое Еврейское слово noses по многознаменательности его, производящее столько переложений, может допускать, кроме душевного ( Втор.1:20 ; Нав.5:1 ), значение вещественного расслабления, истощения, потери влаги, живости, внутренней силы. Почему замечателен перевод (Додерлейна): «и лес его, – войско (Царя Ассирийского), представляющий великолепный вид Кармила, и по отношению к внешней коре, и по отношению к древесному соку, приведет в такой истощенный вид, что оный будет представляться, как оскобленные жерди». 169 Пред Паремьей Прокимен ( Пс.51 ): Уповах на милость Божию во веки и в веки века, во всей силе выражает твердое упование на милосердие Божие, с каким праведный Ной входил в ковчег, что Бог, по беспредельной благости, спасет его с семейством и остатком тварей, и созданный премудростью Его подлунный мир опять наполнится живущими тварями для всегдашнего, непрерывного из века в век прославления благости Его. А в стихе: что хвалишися в злобе, сильне, выражается сильное обличение всему нечестивому роду, от лица Ноя, который как бы так говорил: можно ли с похвальбой, с превозношением предаваться порочности, нечестию, как добру, заслуживающему одобрение? Можно ли дойти до такой дерзости, чтобы вызывать на суд Бога, разве человек сильнее Всемогущего? ( 1Кор.10:22 ). После Паремьи тот же Прокимен, который здесь читается: внегда возвратит Господь пленение людей своих, со стихом: рече безумный в сердце своем: несть Бог, положен пред Паремьей на 6-м часе Четвер. 1 нед., также как и Псалом 13 с Псалмом 52 по содержанию почти тождествен. По изъяснению знатоков Еврейского языка, под словом пленение здесь не разумеется плен и возвращение из плена; но пленом иногда означается тяжкое злоключение, бедственное положение ( Иов.42:10 с под.). Посему и в этом Прокимне, от лица Ноя, выражается такой смысл: когда прекратит Господь испытательное, страшное положение посреди потопных вод избранных людей своих: тогда пред целым светом изобличится безумие тех, которые дошли до такого буйства ума, до такого растления сердца, что дерзнули отвергать бытие Божие, каков буйный, растленный род, навлекший на себя потоп и потребление потопом. Посему и этот Прокимен, согласно предыдущему, выражает тоже чувство крепкого, непоколебимого упования на Бога праведного Ноя.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Удивляясь и сам этому, он сказал: «Да премножество силы будет Божия, а не от нас»; и опять указывает на тех, которые хвалятся о себе. И величие даров, и слабость получивших их показывают силу (Божию), не только тем, что (Бог) даровал столь великие блага, но и тем особенно, что даровал людям слабым. Под скудельным сосудом он именно разумеет слабость нашей смертной природы и немощь нашей плоти потому, что плоть наша нисколько не крепче скудельного сосуда – она столь же удобосокрушима и также легко разрушается – и смертью , и болезнями, и воздушными переменами, и другими бесчисленными (причинами). И это сказал он как для того, чтобы постыдить высокомерие их, так и для того, чтобы всем показать, что в делах наших нет ничего человеческого. 4. Подлинно, тогда-то особенно и бывает видима сила Божия, когда она совершает великие дела чрез слабые орудия. Потому-то и в другом месте (Господь) сказал: «ибо сила Моя совершается в немощи» ( «сила бо моя в немощи совершается») ( 2Кор.12:9 ). Так в ветхом завете чрез мошек и мышей (Господь) сокрушал целые полчища варваров ( Исх.8 и 10; 1Цар.5 и 6), – почему Он и гусениц называл великою своею силою ( Иоил.2:25 ), – и некогда чрез одно смешение языков разрушил строение великой вавилонской башни ( Быт.11 ). А на войне в одно время тремястами человек рассеял бесчисленное войско ( Суд.7 ); в другое – одним звуком труб разрушил город ( Нав.6 ); впоследствии же посредством малого и ничтожного отрока Давида обратил в бегство все варварское войско ( 1Цар.17 ). Так и в Новом завете, послав только двенадцать человек, покорил вселенную, и притом, несмотря на гонения и преследования, которым подвергались эти двенадцать. Итак, подивимся силе Божией, почудимся ей и поклонимся! Спросим иудеев, спросим эллинов: кто убедил всю вселенную оставить отеческие обычаи и переменить образ жизни? Рыболов или скинотворец? Мытарь или некнижный и простой человек? Но имело ли бы это (разумный) смысл, если бы не действовала чрез них Божия сила? Что же они говорили, когда убеждали? – «Крестись во имя Распятого».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

740. δς – потуги, боли при родах, роды, переносно – мучение, страдание. 741. δοχ – вместилище, сосуд, в Н.З. – угощение; в очень позднем языке (с в. IX) – принятие, получение от δχομαι – получать даваемое (а λαμβνω – брать вообще, – и насильно). 742. Р.Б. 78, 284. 743. прим. 356; в греч. прич. м. р. (др.-слав. «зовый»), посему относится не к Анне, а к песнописцу. 744. βοω – прим. 356, – как и во всех тропарях и в ирмосе. 745. πντη – повсюду, всесторонне. 746. прим. 366; греч. еще πργμα, слав. «вещь» – В.К. 49, 185. 747. " видя " . 748. Р.Б. 60, 169а. 749. περβανω – переходить, переступать, превосходить. 750. прим. 10. 751. ср. предыд. тропари в этом месте. 752. ννυμαι – укрепляться, усиливаться. 753. μανθνω – учиться, узнавать, замечать; др.-слав. «внушающи». 754. λαλω – у класс. «лепетать», «болтать»; в поэт. поздн. яз. и в Н.З.– «говорить», когда обращается внимание более на самый факт и процесс речи, чем на смысл ее (тогда – λγω – «говорю»). 755. прим. 594. 756. Р.Б. 72, 231. 757. Р.Б. 39, 38. 758. прим. 365. 759. φωσφοτος – светоносный; с членом – утренняя звезда (lucifer). 760. прим. 34. 761. прим. 705. 762. νπτω – прилаживать. 763. прим. 462. 764. которым, благодаря созерцанию, были более современников близки настоящие события. 765. Р.Б. 48, 53. 766. θεομαι – (от θεα – вид, зрелище, особ. театральное) соб. – смотреть на зрелище, смотреть со вниманием, рассматривать, созерцать; ср. В.К. 104, 721 (θεωρω – соб. быть зрителем, расследовать). 767. Р.Б. 60, 169а. 768. κβοω – поднимать крик, закричать. 769. Р.Б. 92, 356. 770. στρατια ­ στρατος, войско, или (в поэт. яз.) ­­ στρατεα – поход, войско. Под этим именем разумеется здесь то, что в Пс. (148, 2 и др.) называется «силами» подле ангелов, и тоже с прибавкой «все», т. е. все небесное воинство, которого ангелы составляют одну часть (Нав. 5, 14; 3Цар. 22, 10), а другую часть образуют звезды (Втор. 4, 19), нередко сопоставляемые с ангелами (Иов. 38, 7 и др.). 771. Р.Б. 39, 38. 772. др.-сл. «святители». 734а) певчие. Дан. 3, 84. 85.

http://predanie.ru/book/220854-vvedenie-...

В царствование Иосафата, во время его войны с моавитянами, было видение… Воюющие войска стояли друг против друга на холмах, между которыми простиралась долина. Погода была ясная, и дождя давно не было. Однажды утром взглянули моавитяне на долину и увидели, что она вся красная, точно от крови. Тогда, думая, что враги их ночью перерезали друг друга, моавитяне бросились вперед, но попали в скрытую западню и были разбиты ( 4Цар. 3 ). Вот какие иногда малые и незначительные вещи служат средствами в войне Бога Саваофа за тех, кто трепещет перед Ним и поклоняется Ему, а против тех, кто надеется не на Него – Всемогущего, а на своих солдат, своё оружие и своих союзников. Из этих примеров ясны следующие выводы: 1) тот, кто в гордости своей, забыв Господа, надеется на оружие своё, тот постыдно терпит поражение и гибнет; 2) тот, кто в смирении сердца своего не надеется на оружие, а покаянно взывает о помощи к Богу, тот со славой побеждает; 3) Бог помогает смиренным и верующим против гордых и неверующих; 4) часто Бог употребляет, на человеческий взгляд, незначительные средства, чтобы поразить гордых и неверующих. КАК БОЛЬШЕЕ ВОЙСКО ПОБЕЖДАЕТСЯ МЕНЬШИМ Перед своею смертью Иисус Навин, великий военачальник израильского народа, обращаясь ко всему народу своему, сказал следующие пророческие слова: «Один из вас прогоняет тысячу; потому что Господь Бог ваш Сам сражается за вас, как говорил вам. Потому тщательно старайтесь любить Господа, Бога вашего» (Иис. Нав. 23:10–11 ). Это пророчество много раз исполнялось в истории израильского народа как во время судей, так и во время царей, и позднее, во времена Маккавеев. Приведём здесь лишь один поразительный пример из времени судии Гедеона, когда ясно и отчётливо объясняется, как и почему малое войско может победить несравненно более многочисленного неприятеля. Израиль очень обнищал во время мадианитянского ига. Среди притеснений, чинимых тиранами-завоевателями порабощённому народу, было и такое: как только Израиль засевал свои поля, приходили мадианитяне и амалекитяне, «налетая, как саранча» на поля; приходили с верблюдами, скотом, шатрами и «истребляли произведения земли», опустошая её. В этой крайней беде грешные израильтяне вспомнили Бога и в отчаянии воззвали к Нему. Господь смиловался, явился Гедеону и повелел ему избавить израильский народ от мадианитян. Гедеон был простым работником и в то время работал на своей ниве. Гедеон в простоте своей ответил Господу: «Как я спасу Израиля?» Господь же сказал: «Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека» ( Суд. 6:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Они льстили Иисусу Навину, говоря, что слава о нем дошла даже до их далекого города, что союз с таким великим вождем они почтут за честь для себя. Иисус Навин и старейшины поглядели на послов и поверили, что они явились сюда издалека. Вид у них был утомленный, их обувь и кожаные бурдюки для вина зашиты и заплатаны, а хлеб, который они принесли с собою в мешках, покрылся зеленой плесенью. И евреи склонились к тому, чтобы заключить союз с царем Гаваона. Союз был заключен, Иисус Навин скрепил его торжественной клятвой. Однако вскоре он с негодованием узнал, что послы оказались обманщиками, ибо Гаваон расположен совсем неподалеку от Иерихона и Гая. Негодующие израильтяне требовали, чтобы им позволили наказать хитрых жителей города. Но Иисус Навин не. захотел нарушить клятву и отклонил их требования. Жители Гаваона избежали смерти, однако с этого времени они стали данниками у израильтян, регулярно поставляя в их лагерь дрова и воду. Битва у Гаваона Иерусалимский царь узнал о трусливом поведении жителей Гаваона и, опасаясь, что другие ханаанские города захотят им подражать, решил жестоко проучить их. С этой целью он заключил союз с царями Хеврона, Лахиса, Еглона и Иармуфа и во главе объединенных вооруженных сил подошел к стенам Гаваона. Но жители Гаваона успели своевременно предупредить Иисуса Навина об опасности. Израильское войско немедленно выступило из Галгала и после форсированного марша, занявшего всю ночь, неожиданно появилось возле Гаваона. Разгорелся страшный бой, в котором коалиция пяти царей потерпела поражение. Наголову разбитые палестинцы в панике бежали, оставив на поле боя множество убитых. Отступавших не столько поражали мечи израильтян, сколько поражал их каменный град, обрушившийся на неприятеля с неба. Преследование хананеев продолжалось до самого вечера. От полного разгрома их могла спасти только ночная тьма. Тогда Иисус Навин, непоколебимо веря во всемогущество Бога, воскликнул: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна над долиной Аиалонскою!» И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим… И не было такого дня ни прежде…ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля» (Нав. 10:12–14). До захода солнца ханаанские войска были разбиты, а их города захвачены израильтянами. Скрываясь от преследования, все пятеро царей спрятались в пещере близ города Македа. По приказу Иисуса вход в пещеру завалили камнями, а после боя пленных привели к вождю израильтян. Иисус Навин повелел начальникам племен в знак торжества наступить ногами, «на выи царей сих». По военному обычаю царственных пленников потом повесили на пяти виселицах. Они висели там целый день. Только после захода солнца их сняли и бросили в ту пещеру, где они раньше прятались. Так победоносно для израильтян закончилась битва у Гаваона. В результате этой битвы Иисус Навин присоединил к уже завоеванным землям еще пять ханаанских городов. Дальнейшее завоевание и разделение земли обетованной

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

20 должен будешь отвесить талант серебра. Талант серебра сумма немыслимая для простого воина, и следовательно, тот отвечал за выполнение приказа своей жизнью. 20 таков тебе и приговор. Ахав выносит суровый приговор и таким образом определяет наказание самому себе (ст. 42; 2Цар. 12,7 ). 20 ты выпустил из рук своих человека, заклятого Мною. См. Лев. 27,28 ; Втор. 7,2; 20,16 ; Нав. 6,17; 7,1.20–26 . Войны народа Божиего всегда были войнами Господа, в которых Он лишь использовал царей и войско Израиля в качестве исполнителей Своей воли. Участвуя в этих священных войнах, Израиль должен был в точности соблюдать все предписания, данные ему Господом. На всем протяжении войны с сирийцами Ахав в общем следовал Божией воле, однако, одержав победу, он грубо нарушил одно из предписаний то, в соответствии с которым Израилю строжайше воспрещалось вступать в союз с иноземными державами ( Втор. 7,1–6; 20,16–18 ). душа твоя будет вместо его души, народ твой вместо его народа. Каждый человек лично отвечает за свои поступки перед Богом, но, в то же время, поведение одного человека неизбежно сказывается на судьбе многих людей. Глава 21 21 в Изреели. Город в тридцати четырех километрах к северу от Самарии. В нем у Ахава, так же как и в Самарии, был дворец (18,45). 21 отдай мне свой виноградник. У народов, населявших ханаанскую землю до прихода израильтян, считалось, что владельцем любой собственности в стране является царская семья, лишь передающая эту собственность в пользование своим подданным. Царь естественным образом обладал правом отобрать у любого из подданных все, что ему заблагорассудится. У израильтян понятия о собственности были иными. В частности, хозяином земли для них был Бог ( Исх. 19,3–8 ; Лев. 25,23 ), и Он лишь вверял ее в пользование и управление Своему народу ( Чис. 14,8; 35,33 ; Втор. 1,8; 8,7; 34,1 ). Таким образом, израильские цари могли распоряжаться собственностью, в том числе земельной, своих подданных с гораздо меньшей свободой, нежели цари языческих народов Ханаана ( Втор. 17,14–20 ; 1Цар. 8,9–17; 10,25 ). Поэтому Ахав не отбирает силой понравившийся ему виноградник Навуфея, а сначала предпринимает попытку сторговаться с его владельцем (ср. 16,24).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010