Иерусалимский кант Manuum lotionis не имеет отношения к обряду lavabo. То же самое относится к входной молитве византийской вечерни. И так называемая «Молитва Лахумара» восточно-сирийской литургии (LEW. P. 254, 19) в реальности является молитвой кадила. Можно привести этому множество примеров. 451 Ср. Jacob A. Formulaire. P. 282, и то же самое название в славянской версии (напр. Vatican Slav. 14, Красносельцев Н. Ф. Сведения. C. 164). Некоторые рукописи новой рецензии опускают в титуле καθ εαυτν; другие не упоминают гимна (напр. Stavrou 109, Oxford Bodleian Add. E. 12.), еще одни дают вариант названия Εχ το χερουβικο (Sinai 966, f. 29r; Sinai 1047, f. 11v; Евхологий Сеймура, f. 22r; British Museum Harl. 5561, f. 11v) Εχ ες τ χερουβμ (Modena 19). 452 Ср. Севастьянов 474 (ВАС, Красносельцев Н. Ф. Сведения. C. 245); Sinai Gr. 1036 (f. 33r) и 1020 (Дмитриевский А. А. II. С. 141142); ВАС по списку Paris Coislin Gr. 214 (XII в.) f. 21v; пять списков ВАС, изданных Орловым (С. 126, аппарат издания); ИАК списка Paris Suppl. Gr. 476 (Mercier. P. 179). См. также латинский перевод Пеларга: «Oratio quae dicitur dum ingreditur (offerre) sancta dona (молитва, которая глаголится при внесении (принесении) святых даров)» (Pelargus. F. Civ). 453 Ср. Sinai Gr. 1049, f. 13v. У мельхитов на архиерейской литургии диакон становится на колени сбоку от епископа и кладет главу на престол во время молитвы, как в чине хиротонии (Charon J. Rite byzantin. P. 686). 454 Это ничего не меняет (см. древнюю анафору Апостолов: LEW. P. 285). Но все такие молитвы в ЗЛАТ и ВАС являются позднейшими дополнениями: молитва третьего антифона (LEW. P. 311, 24), молитва перед Евангелием (p. 371, 24), возношения (p. 341, 7), в скевофилакии (p. 344, 21). Вообще, по общему вопросу молитв ко Христу в истории богослужения читатель может обратиться к труду Jungmann J. A. The Place of Christ in Liturgical Prayer. 459 Cf. f. 10v и Дмитриевский А. А. II. P. 64. Нам удалось изучить труд Дмитриевского по микрофильму, потому что сложно раздобыть само издание.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Это описание представляет как бы общий икраткий конспект позднейшего, более подробного и более сложноголитургийного чина первой эпохи; предуготовительное покаяние и примирение, а также две благодарственные молитвы над чашею и хлебом представляют часть начинательную, соответствующую позднейшим начинательным евхарийстийным молитвам, а благодарение после причастия соответствует евхаристийным молитвам по пресуществлении, поминовению святых, церкви и проч. Наконец, «осанна сыну Давидову» и «маранафа» – окончанию литургии: «благословен грядый во имя Господне.» § 4. Уже более сложную литургическую обстановку, хотя и далеко еще не во всех своих главных частях: имеет чин евхаристии у св. Иустинамученика. 222 Из иустиновского описания литургии открывается следующее, 1. за исключением освящения даров воспоминанием о тайной вечери, рассказанной в Нов. Завете, евхаристийное последование (собственно евхаристийные молитвы) предоставлено было личному вдохновению предстоятеля (ση δναμις), как и в Διδαχη. 2. Сакраментальное значениеимеет собственно литургия верных, которая сначала излагается Иустином как отдельный чин, а потом, в описании воскресного богослужения, апологет присоединяет к ней и чин литургии оглашенных. 3. В понятии евхаристийной жертвы у Иустина мыслятся как два нераздельные акта её: благодарение и воспоминание страданий Господа, – следовательно об отдельном от Евхаристии воспоминании Голгофской Жертвы, в смысле позднейшей проскомидии, – здесь не может быть речи. 4. Начинательная часть Евхаристии состоит: а) в общей молитве верующих о себе, новокрещенных, о всей церкви и проч., что соответствует позднейшим начальным молитвам литургии верных и проскомидийному поминовению всеобщему; б) в примирении всех лобзанием любви, которому соответствует позднейшие: евхаристийное «возлюбим друг друга» и проскомидийное: «священник должен быть примирен со всеми», а также прошение им у присутствующих и сослужащих прощения. 5. Потом дьяконы приносят предстоятелю хлеб, вино и воду (смешение). Не ясно: когда, где и кому приносились верующими дары. Дважды Иустин говорит, что верующие приносят свои даяния предстоятелю, у которого и складываются приношения. Но это говорится собственно не о евхаристийных приношениях, а о милостыне. Из отобранных у верующих даров дьяконы избирали потребное для евхаристии и приносили предстоятелю пред возношением евхаристийным, предварительно смешав воду с вином, ибо в одном случае Иустин называет: «хлеб, вино и воду», а в другом вместо «вино и воду», употребляет: «κραμα – смешение» или, как у Иринея, «ποτριον κεκραμενον " –чашу смешанную из воды и вина.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

    Чтец (в заключение): Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою.     Хор заканчивает: Воздеяние руку моею – жертва вечерняя.    Священник во время пения этих стихов, стоя перед престолом, совершает каждение, в знак возношения к Богу сердечных молений, сообразно повторяемым словам молитвы «Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою...» При заключительном пении «Да исправится молитва моя...» священник, отдав кадило диакону для каждения пред жертвенником, становится на колени у престола.    По окончании пения «Да исправится молитва моя...» священник в алтаре возглашает молитву св. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего... (с тремя великими поклонами).    Молитвой св. Ефрема Сирина заканчивается вечерня; далее следует сама литургия Преждеосвященных Даров. ПОСЛЕДОВАНИЕ ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ    Собственно Преждеосвященная литургия начинается (после молитвы св. Ефрема Сирина и великих поклонов) обыкновенно сугубой ектенией. 1. Когда бывает чтение Апостола и Евангелия (24 февраля, 9 марта, в праздники храмовые и великих святых), после великих поклонов при открытых царских вратах произносится и поется прокимен Апостола, читается Апостол и совершается каждение. Чтение Апостола заканчивается возгласом священника: Мир ти, на что чтец отвечает: И духови твоему. Священником тайно читается молитва: Возсияй в сердцах наших... Поется «Аллилуиа» (трижды), затем читается Евангелие, с обычными возгласами, предваряющими чтение, а по окончании чтения его произносится сугубая ектения: Рцем вси... 2. В первые три дня Страстной седмицы, когда чтение Апостола не положено, а читается только Евангелие, диакон после великих поклонов сразу же принимает от священника Евангелие, выходит для чтения Евангелия, как всегда, на амвон царскими вратами. Священник возглашает: Премудрость, прости... Далее, после обычных возгласов, читается Евангелие, а затем произносится сугубая ектения. Ектении сугубая и об оглашенных     Диакон: Рцем вси... (и далее, как на полной литургии).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

И чтобы яснее это показать, священник не знаменует даров в то время, когда говорит: приимите, ядите и пийте от нея вси; эти слова, как мы сказали, священник произносит, обращаясь к Отцу, и после них дары еще вместообразные, как называет их Василий Великий . Но после возношения даров и слов: Твоя от Твоих, и призывания благодати Духа Святого, священник (он верует, что именно в то время приходит она, по гласу священнической молитвы), востав, знаменует божественные дары, говоря: сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего, он благословляет хлеб, потом говоря: а еже в чаши сей, честную кровь Христа Твоего, благословляет и чашу; в третий же раз благословяет и то и другое, говоря: приложив Духом Твоим Святым – аминь, утверждая таинство и со дерзновением исповедуя, что предлежащие (дары) суть тело и кровь Христа силою Его, и Отца, и Духа. И ничего нет здесь человеческого, а все совершается по божественной благодати. И потому-то приносящий дары есть лицо, приявшее рукоположение; и трапеза, на которой предлежат дары, освящена; и без этого ничто не освящается. И так слова Господни, как сказали мы, составляют первое основание священнодействия, но в действительное исполнение приводятся они молитвами священника; впрочем, там не человек бывает действующим, хотя священник и человек, но Христос во Святом Духе чрез священство иереев: подобно тому, как однажды Бог сказал: да произрастит земля, и слово Его действенно, так что земля произращает, или когда сказал: да будет свет, и всегда является свет, – точно также Он сказал: сие творите в Мое воспоминание, и слово Его всегда действует при посредстве иереев. Потому-то и слова: сотвори хлеб сей честное тело Христа Твоего, приводятся в действие чрез священников; и потому-то собственно священнодействуемое бывает истиною, а не образом, – телом и кровью Христа, ибо Он Сам действует посредством священников, и Сам заповедал, чтобы это было так, т. е. чтобы чрез молитвы совершалось священнодействие. Как написано, Он, взяв хлеб и воззрев на небо, воздал хвалу Богу Отцу, благословил, преломил и дал Своим ученикам, говоря: приимите, ядите и пийте от нея вси, и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Лик глаголет молитву Господню: Отче наш... Как пред страданиями своими Господь обращался с молитвою к Отцу небесному, – так и пред причащением Святых Таин всего приличнее восслать Отцу небесному молитву возлюбленного Сына Его, ради заслуг Которого мы и можем только назвать Бога Отцем своим и причаститься насущного хлеба для души – Пречистого тела и крови Христовой. После молитвы Господней верные, в знак покорности Отцу небесному, преклоняют главы, а священник тайною молитвою умоляет Бога милостивым оком воззреть на подклонших Ему свои главы и сподобить неосуждённо причаститься Святых Таин. Конец сей молитвы он вслух оканчивает: Благодатию и щедротами и человеколюбием Единороднаго сына Твоего, с Ним же благословен еси, со пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Священник тайно читает молитву, в которой молит Господа, да сподобит державною Его рукою преподать (священнослужителям) пречистое Тело и честную кровь. Во время сей молитвы диакон, стоя пред Святыми дверьми, опоясуется орарем крестовидно, как для того, чтобы беспрепятственно служить во время причащения, так и для того, чтобы изъявить своё благоговение к Святым Дарам, в подражание Серафимам, крылами закрывающим лица свои при священнодействии; ибо орарь таинственно знаменует крила, а диаконы – Ангелов. Потом священник и диакон трижды поклоняются, говоря про себя: Боже очисти мя грешнаго, и когда диакон увидит священника, простирающего руки и касающегося Святого Хлеба, чтобы сотворить Святое возношение, то возглашает: Вонмем! то есть будьте внимательны к тому, что будет говориться, – и закрывается завеса. Священник возглашает: Святая Святым, чем возвещается, что достойно могут быть преподаны Святые Дары только святым, то есть имеющим совесть незазорную, очищенную и примирённую покаянием. Лик: Един свят, един Господь, Иисус Христос в славу Бога Отца. Аминь. Лик от лица предстоящих сим возгласом выражает смиренное сознание, что никто из людей не может достигнуть той святости, которой требует святость таинства; но если приступают они, то единственно по неизречённому милосердию Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

1908, май — ноябрь. Фрагменты. 18 июля. Пятница. Обедня. Служба с диаконом отцом Николаем безголосым. Случилось искушение: диакон другой день не помогает в самой главной части Литургии ; уклоняется от возношения Святых Даров и не причащается; это меня огорчило и произвело во мне тайную неприязнь к нему; я смутился, но тотчас тайно покаялся Господу, прося изменить злое расположение сердца на благое, кроткое, со всепрощением диакону, и дать мне мир и достойное совершение Таинства с причащением — и Господь преложил чудно сердце мое, обновив и умиротворив меня. Слава Богу. 19 июля. Суббота.  После обедни, 10 часов. Благодарю Господа, совершившего со мною чудо милосердия — возрождения моего внутреннего после тайного глубокого покаяния моего в пренебрежении и гордости к некоторым сельским женщинам и раздражении на них, часто пытавшихся подходить ко мне, когда я ехал, утомленный, подышать чистым воздухом и тайно помолиться Господу и возблагодарить Его за приобщение Святых Тайн. Грех мой был тяжкий — я лишился мира и отрады после причащения Святых Тайн ; благодать оставила меня, ибо я оскорбил ее и опечалил Духа Святого (ср.: Еф 4:30). Но после глубокого покаяния Господь чудно изменил мое сердце и дал мне небесный мир и пространство сердца. 12 августа. Вечер, 9 часов. Благодарю Господа, помиловавшего меня величественным помилованием утром, когда я раздражился на слугу Евгению за то, что поздаю (казалось) на пароход ораниенбаумский для следования к принцу Ольденбургскому, и едва не ударил ее. Благодать оставила меня, и мне было очень худо, смутно, тесно, мрачно, смертельно; и я каялся из глубины души, да как каялся! Как Давид по согрешении (см.: Пс 50), как Манассия, пленный царь иудейский (см.: 2 Пар 33:12–13)! Как убедительно и для себя, и для Господа! И долго каялся тайно, едучи на пристань, и — почувствовал наконец, что я помилован, что мне прощен грех мой. И как отвратителен, бессмыслен, неправеден был мой гнев! Ибо я поспел вовремя на пароход, и еще ждал отхода его. 19 августа. Прости мне, Господи, что я нарушил главизну закона Твоего — любовь к ближнему, и раздражился на слугу свою, и «дурой» назвал ее во гневе. Каюсь. Прости, исправь, не допусти до греха впредь.

http://foma.ru/urok-ioanna-kronshtadskog...

Прииди, прииди, Дух Святой, со всеми дарами Твоими и отгони от меня сатану, своими мечтаниями часто рассеивающего меня в моих молитвах и благочестивых размышлениях; приди, Дух сладчайший, обвей вертоград сердца моего живительнейшим пламенем любви Твоей и всякое плотское вожделение во мне истреби, дабы благовоние благодатных даров с дождем слез изливались от великого сокрушение о грехах моих, при сладостном воспоминании о всех деяниях Твоих. Приди, Утешитель наилучший, и из темницы мрачной скорби изведи меня светом внутренней радости, с надеждой упокоения за мой малый труд; укрепи мой ум против тоски и трудов, возбуди меня Твоими словами в пении и псалмах. Против движения гнева дай мне щит терпения; против возношения гордости внуши мне, Боже, страх смерти и вечныя геенны. Ибо кто .не убоится силы гнева Твоего и наказание бесконечного? Против тщетной славы и самовозношения дай мне видеть мою собственную немощность и добродетели других; против легкомыслия слов научи меня сохранять молчание; против легкомысленного смеха произведи во мне плач и воздыхание, ибо лучше горько плакать, чем неразумно смеяться; против любопытного и суетного зрелища представь мне Иисуса распятого; против украшенной одежды покажи мне гнилость с червями; против вожделений плоти открой мне гробы умерших; против чаши вина дай мне испить желчь и уксус Христов; против суетных слухов века сего, возвести мне божественные речи; против длинных басен закрой мне уши, да не войдет через них яд сей; против праздношатания по улицам и площадям свяжи узами страха Твоего руки и ноги мои, чтобы мне не впадать в различные искушения; против злой печали и уныния влей в меня благодать святого помазания Твоего; против мрачного подозрения к кому-нибудь внуши мне больше почтения к ближним; против сделанной мне обиды дай мне терпения не желать отмщения, чтобы не потерять мне обещанного терпящим венца на небе; против различных болезней души дай мне спасительное лекарство добродетели Твоей и цветы святых учителей; против дурной привычки моей дай мне силу побороть природу ради вечной жизни; против тяжести труда, дай мне сохранять спокойствие сердца с помощью благоговейной молитвы; против смущения от многих бедствий, дай мне иметь доброе на Тебя упование по величайшей благости Твоей и по заслугам Святых, о, благостный и Святой Душе, Помощник в скорбях. Аминь. Глава 4. Об испрошении благодати благоговения при богослужении и о славословии ангелов на небе

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/foma-k...

Смысл песни Тебе поем ... весьма обширен, но ближайшим образом должен быть соотнесен с предшествующей тайной молитвой, священническим возгласом и с последующим затем освящением Святых Даров, совершаемым во время ее пения, и потому должен быть изложен следующим образом: «Мы приносим Тебе, Боже Отче, в Святых Дарах жертву хваления, славословия, благодарения и умилостивления. Мы воспеваем, поем , Тебя, как Существо бесконечно великое и совершенное; мы славословим, благословим , Тебя, как дивного во всех делах, премудрого, всеблагого и всемогущего Творца и Владыку вселенной; мы благодарим Тебя, как высочайшего нашего Благодетеля, не пощадившего за нас возлюбленного Твоего Сына, и, уповая на Твое милосердие, умоляем Тебя, ради Его крестной жертвы на Голгофе и ради Таинственной Его жертвы на престоле алтаря; умоляем о помиловании нас от вечного осуждения и о благопоспешной помощи в духовных и телесных нуждах». 3 . Христос Спаситель, повелевший совершать священнодействие Бескровной жертвы в воспоминание о Нем, Сам совершил это священнодействие в таком порядке: прияв хлеб, Он, по слову святителя Василия Великого в его литургии, показал его Богу Отцу и благодарил, потом благословил (хлеб) и освятил. Подражая Христу Спасителю, вечному Первосвященнику, и служитель его, священник, по Его примеру, вначале берет хлеб (на проскомидии) и потом после его перенесения на престол как бы показывает его Богу, т.е. поднимает Святую Чашу и дискос при словах: Твоя от Твоих , предварив это действие благодарственной молитвой. Затем, по примеру Христа Спасителя, священник благословляет и освящает хлеб и вино, для того чтобы эти принесенные Богу Отцу Дары явились жертвой полной и совершенной, тождественной с жертвой Самого Христа. Для этой полноты и совершенства недостаточно повторить над Святыми Дарами только тайносовершительные слова Христовы, как это признается в латинских служебниках. Тайносовершительные слова Спасителя, без сомнения, в этом случае имеют существенную важность, как заключающие в себе заповедь о совершении Таинства Евхаристии, как выражающие его сущность и служащие ручательством, подобно словам благословения: раститеся и множитеся , – в том, что в этом Таинстве Христос до скончания века будет присутствовать Своим Телом и Кровию под видом хлеба и вина.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

И настал страшный момент Божественного Причастия. Тогда – о, удивительное чудо! – священник поцеловал Божественного Младенца, а Тот – священника. Тот час ему показалось… может, он сошел с ума? Может, ошибся?… Ему показалось, что он съел Божественного Младенца, а Младенец Иисус Христос съел священника, который продолжал сиять, пока они оба оставались совершенно нетронутыми!.. Внезапно он услышал сладчайший голос Божественного Младенца: «Сие есть Тело Мое… и сие есть Кровь Моя… во оставление грехов»! И тот час среди небесных ангельских песнопений Владыка Христос и Бог, и Спаситель мира, обнял священника и вознесся вместе с ним на небеса… Они поднялись сопровождаемые тысячами душ «живых и мертвых», которые были помянуты на Проскомидии святым батюшкой. После этого благочестивейший священник «пришел в себя», но, не выдержав Божественной радости от непостижимого видения, упал почти без чувств. И, кажется, еще долго чувствовал себя слабым… Что случилось потом, я не знаю. Однако мне жаль, что я не позаботился узнать больше об этом благочестивом священнике. Буду искать, чтобы получить его благословение 562 . После последнего возглашения «Преложив Духом Твоим Святым» следует троекратное «Аминь. Аминь. Аминь», которое означает «да будет». То, о чем просит священник, становится реальностью! Происходит величайшее Чудо! В этот священный момент Божественного Преложения священник является абсолютным главой Церкви! Только в этот момент. Как только он произносит: «Преложив Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь», тот час бескровная Жертва становится приношением всей Церкви, всех верующих православных христиан. После «Тебе поем.» следует какое-то время сохранять строжайшую тишину. Это молчание трогает душу, вызывает благоговение и слезы, обращает к небесной молитве с возглашением Божественного Имени «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня». Если, согласно Откровению (8:1), «сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса», чтобы открылась седьмая печать со страшными событиями, еще больше в этот момент Освящения Святых Даров необходимо молчание, когда совершенное предвосхищает несравнимо большие Таинства, чем те, что произошли. И Силы Небесные «желают, и слышати Евангельский глас Господа Бога, и зрети самозрачне лице Святаго возношения, и наслаждатися Божественныя и священныя литургии» 563 , но не могут и закрывают крыльями свои лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   При возношении Святых Даров на возгласе: «Твоя от Твоих» не полагается творить чашей креста над антиминсом. На «Изрядно» предстоятель кадит Святые Дары трижды по трижды.     Причащение. Пред причащением предстоятель вместе с сослужащими творит молитву: «Боже, очисти мя грешнаго» трижды с тремя поясными поклонами и, прочитав «Ослаби, остави...», все вместе творят земной поклон. Предстоятель кланяется сослужащим и произносит: «Благословите мя, отцы святии, и простите мне грешному...». Сослужащие также кланяются предстоятелю. После этого предстоятель, обратившись к западу, испрашивает прощения у молящихся, говоря: «Простите ми, отцы и братие». Затем со словами: «Се прихожду к Безсмертному Царю и Богу моему», он совершает второй земной поклон, целует край престола и левой рукой кладет себе на ладонь правой руки Пречистое Тело Христово, произнося: «Честное и Пресвятое Тело Господа и Бога и Спаса нашего...», и отходит на правую сторону престола, где стоял второй священник.    В это время все священники, стоящие на правой стороне, переходят на левую и становятся по старшинству для принятия Пречистого Тела по тому же чину, по которому действовал предстоятель. Второй священник, с таким же поклоном поцеловав престол, берет частицу, целуется с предстоятелем в правое плечо со словами: «Христос посреде нас» (предстоятель), «И есть, и будет» (младший священник), и снова возвращается по левой стороне престола и горнему месту и становится на правой стороне рядом с предстоятелем. Идти за спиной священников, имея в своих руках Пречистое Тело, не полагается. Поэтому священники, готовящиеся принять Пречистое Тело, должны отступить с левой стороны от престола на такое расстояние, которое нужно для прохождения священников, уже принявших в свои руки Пречистое Тело.    После второго священника подходит к дискосу третий священник и с теми же действиями обходит по горнему месту, становится возле второго; возле него становится четвертый священник, затем пятый и т. д.    Когда все священники примут в свои руки Пречистое Тело, предстоятель возвращается на свое место пред престолом и тихогласно, во услышание сослужащих, читает молитву: «Верую, Господи, и исповедую...». По прочтении ее причащаются Святого Тела все священники одновременно с предстоятелем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010