Разделы портала «Азбука веры» В настоящее время многие молодые священники сталкиваются с проблемой совершения литургии Преждеосвященных Даров. В служебнике указания относительно чина литургии находятся в разных местах. На сегодняшний день накопилось много новых практических вопросов по совершению литургии. Настоящая публикация призвана помочь священнослужителям в совершении чина литургии согласно установившейся современной практике. Общие сведения Литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова , папы Римского, совершается: — в среду и в пятницу в период Святой Четыредесятницы; — четверг 5й седмицы Великого поста; — 24 февраля (1е и 2е Обретение главы святого Иоанна Предтечи) и 9 марта (40 мучеников Севастийских), случившиеся в постные дни, т.е. в дни с понедельника по пятницу в период Святой Четыредесятницы; — в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; — а также в храмовый праздник и в праздник чтимого святого (кроме праздника Благовещения), случившиеся в указанный период. Приготовление Святых Даров. На полной литургии, предшествующей литургии Преждеосвященных Даров, на проскомидии священник заготовляет, кроме Агнца для данной полной литургии, еще Агнцы по числу литургий Преждеосвященных Даров на грядущей седмице. Каждый Агнец священник взымает и начинает со слов: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», а завершает прободением со словами: «Един от воин копием ребра Его прободе…» Все Агнцы священник полагает на Дискосе, а затем взымает частицы и располагает их по чину. И бывает чинопоследование полной литургии. Во время освящения Святых Даров все Агнцы освящаются как Единый Хлеб (Агнец). При возношении «Святая Святым» священник возносит все Агнцы вместе. Затем один Агнец, предназначенный для данной полной литургии, раздробляет по чину погружает часть «Иисус» в Чашу и вливает теплоту. Прочие же Агнцы священник с помощью лжицы напояет Святой Кровию и полагает их в Дарохранительнице печатью вниз. Далее следует полная литургия по чину. Последование литургии Преждеосвященных Даров.

http://azbyka.ru/bozhestvennaya-liturgiy...

ПРИГОТОВЛЕНИЕ К СВЯТОМУ ВОЗНОШЕНИЮ 1 . Приготовление к священнодействию Бескровной жертвы, или к Святому возношению, начинается тем, что священник, по окончании молитв за оглашенных, разворачивает на престоле антиминс, на котором должно быть совершено преложение Святых Даров. Антиминсом называется шелковый плат с зашитой в него частицей святых мощей. На антиминсе обычно изображается положение в гроб Господа Иисуса Христа. Антиминсом, т.е. в переводе с греческого языка – вместопрестолием, этот плат называется потому, что имеет значение самого престола, так что в случае нужды на нем одном может быть совершена литургия 48 . На антиминсе находится личная подпись правящего архиерея. При освящении антиминса совершается подобное тому, что совершается при освящении престола. Изображение на антиминсе положения Господа Иисуса Христа во гроб указывает, что этот плат, равно как и сам престол, во время совершения на них Бескровной жертвы, означает гроб Господень, находящийся в Иерусалиме, так что великое священнодействие совершается как бы на самом месте погребения Христова. А частица мощей, зашитая в антиминсе, равно как и ковчег с мощами под престолом, вводит нас в духовное общение с древними христианами, у которых приношение Бескровной жертвы было совершаемо на гробницах мучеников 49 . 2 . После раскрытия антиминса, священник читает две молитвы верных и обе тайно 50 , с возглашением только заключительных славословий, а дьякон во время этого чтения произносит две кратких ектении. В первой тайной молитве священник молится за участвующих в священнослужении, разумея себя и сослужащего ему дьякона, а в соборном служении – всех предстоящих пред престолом. Он благодарит Господа, сподобившаго нас предстать пред святым жертвенником (т.е. не столько перед престолом, перед которым он стоял с самого начала литургии, сколько перед антиминсом, который перед этим был распростерт на нем для принесения на нем, как на жертвеннике, Бескровной жертвы) и просит Бога: «Сотвори нас достойными приносить Тебе моления, прошения и Бескровные жертвы (разумеется Евхаристия под двумя видами хлеба и вина) за всех людей Твоих; исполни нас силою Духа Твоего Святого, дабы без осуждения и преткновения, в чистом свидетельстве нашей совести мы могли всегда и везде призывать Тебя». Эту молитву священник заканчивает возгласом: яко подобает Тебе всякая слава ... Во второй тайной молитве священник кратко повторяет содержание первой и умоляет Господа за всех верных, даровать им преуспеяние в добродетельном житии, в вере и духовном разумении и сподобить их неосужденного причащения Святых Тайн. В заключение этой молитвы священник возглашает: яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу ... Таково содержание двух тайных молитв по чину литургии Иоанна Златоуста . Но по чину литургии Василия Великого священник в обеих молитвах молится только за священнослужащих 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Молитвы Евхаристии святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста (в чине православной Литургии) Источник Восточная Православная Церковь в настоящее время имеет во всеобщем употреблении две литургии. Одна из них приписывается св. Василию Великому , а другая – столь же славному отцу Церкви, св. Иоанну Златоусту . Литургия св. Василия совершается 10 раз в году: в связи с вечерней накануне великих праздников Рождества Христова и Богоявления, как бы открывая собой торжества этих праздников 1 , в пять воскресных дней Великого поста, также выделяя торжественность этих дней в ряду дней Четыредесятницы, в Великий Четверг, когда воспоминается установление Евхаристии Господом, в Великую Субботу – опять же в связи с вечерней этого дня, вводя нас, подобно литургии навечерия Рождества Христова и Богоявления, в предстоящее торжество торжеств праздника праздников – Воскресения Христова. Десятая литургия совершается в день кончины св. Василия – 1 января. Редкое, но связанное с особо торжественными праздниками церковного года, совершение литургии св. Василия выделяет эти дни от прочих дней года, когда полагается литургия св. Иоанна Златоуста . Не исключена возможность, что когда-то литургия Василия Великого совершалась и в другие торжественные дни церковного года. Так можно полагать потому, что в более древних евхологионах она помещается прежде литургии Иоанна Златоуста . В евхологионе IX века, хранящемся в Ленинградской государственной публичной библиотеке под Гр. 226 и известном под названием Порфирьевского, после литургии Василия Великого даны особые заамвонные молитвы на праздники Сретения, Богоявления, недели Мясопустной, 1, 2, 3, 4 и 5-й недель Великого поста, Недели ваий, Великого Четверга, Пасхи, Антипасхи и для праздников вообще 2 . Впрочем, обе литургии – и Василия Великого , и Иоанна Златоуста  – не отличаются одна от другой ни в обрядовых действиях, ни в самой конструкции чинопоследования в целом. Обе литургии имеют один и тот же чин проскомидии, одно общее начало, малый вход, молитву Трисвятого, чтение посланий апостольских и Евангелия, молитвы об оглашенных и верных, великий вход. Обеим свойствен один и тот же порядок благословения освящаемых Даров, возношения их, причащения и окончания богослужения. Более того, в обеих литургиях имеются одни и те же молитвы. Такова молитва в конце чина проскомидии «Боже, Боже наш, небесный хлеб», молитвы антифонов, молитва Трисвятого «Боже Святый, Иже во святых почиваяй», молитва перед чтением Евангелия «Воссияй в сердцах наших», молитва прилежного моления «Господи Боже наш, прилежное сие моление», молитва перед великим входом «Никтоже достоин», молитва перед возношением Даров «Вонми, Господи» и, наконец, заамвонная молитва. В силу изложенного естественно возникает вопрос: в чем же, собственно, заключалось литургическое творчество этих святителей?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Разделы портала «Азбука веры» Воздух – (греч. ρ; νεφλη – облако, ναφορ – возношение, καταπτασμα – завеса) – тканый покров, предназначенный, в частности, для покрытия располагаемых на дискосе и в потире святых даров (предварительно покрытых малыми покровцами ), приготовленных к освящению (на Божественной Литургии). Одно из первых упоминаний воздуха относится к VIII в., когда в византийских источниках за авторством Псевдо- Германа Константинопольского воздух толкуется как завеса небесного храма ( Евр.10:20 ) и как камень, запечатавший гробницу Христа. Другой интерпретацией является восприятие воздуха как плащаницы Христа, а чин великого входа, когда воздух выносится, толкуется как погребальная процессия. Наконец, воздух может символически уподобляться тверди небесной. Византийские воздухи (катапетасмы) могли достигать 2 метров в длину. Поэтому в средневековом православном богослужении как в Византии, так и на Руси использовались воздухи двух типов – «большие» и «малые». Традиция изготовления больших воздухов пришла из Византии на Русь и сохранялась вплоть до XVII века. Одним из самых крупных примеров средневекового русского воздуха является т. н. «Спас Нерукотворный с предстоящими» 1389 года, хранящийся в Государственном историческом музее. Его размер составляет 123 сантиметра на 220 сантиметров, то есть больше двух метров в длину, и больше метра в ширину. Другой пример крупного средневекового воздуха – «Причащение апостолов» 1410–1413 годов. Также хранящийся в Государственном историческом музее данный имел размер 114 на 210 сантиметров. В XVII веке использование крупных воздухов прекращается и на смену им окончательно приходят т. н. «малые» или «служебные» воздухи. Некоторое время после выхода из обращения большие воздухи использовались в богослужении как один из предметов, который выносился священниками при совершении великого входа, что отражено в богослужебных Чиновниках XVII в. Такая же традиция сохранялась некоторое время и в греческих церквях, о чем свидетельствуют фрески с изображением великого входа (например, на фресках 1425–1450 гг. в церкви св. Антония во Вронтисиу на Крите). В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви большой воздух сохранился лишь в виде плащаницы с изображением композиции «Положение во гроб» на ней.

http://azbyka.ru/vozdux

Разделы портала «Азбука веры» Большинство прихожан никогда не слышали прекрасных и возвышенных молитв, которые произносит священник в самый важный момент Литургии. До людей, стоящих в храме, доносятся лишь возгласы, окончания молитв, читаемых в алтаре беззвучно или тихим голосом. А как обстояло дело в древности? Когда и почему возникла нынешняя практика? Анафора (в пер. с греческого «возношение») Главная часть Божественной литургии, сохранившаяся в общем содержании молитв от древнейших времен, называется Евхаристическим каноном или Анафорой. В ее центральном моменте совершается возношение Святых Даров и преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Анафора начинается после пения Символа веры , когда диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». Раньше все было понятно Чрезвычайно простой была церковная жизнь в апостольскую эпоху. Христиане собиралась «по домам… хваля Бога» ( Деян.2:46-47 ), то есть в небольших помещениях, пространство которых подчеркивало общинный характер христианского богослужения. Поэтому все произносимые молитвы были слышны и понятны присутствующим. Единственная упоминаемая в Новом Завете проблема т. н. глоссолалии, или «говорения на языках», заключалась в том, что верующие слышали, но не понимали слова молитв на непонятном языке: «…если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет “аминь” при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь» ( 1Кор.14:9,16 ). Короткое слово «аминь» (евр. «истинно», «да будет так»), до сих пор сохранившееся в нашем богослужении, видимым образом объединяло молитву всех присутствующих. Записанных богослужебных текстов еще не было, поэтому предстоятель читал молитвы в свободной форме, а своим заключительным «аминь» община подтверждала согласие с произнесенным и тем самым выражала свое литургическое единство. Продолжением и высшей точкой единства в молитве логически становилось причащение от одного Хлеба и одной Чаши, когда все христиане глубочайшим образом соединялись со своим Спасителем и друг с другом.

http://azbyka.ru/tajnye-molitvy-evxarist...

Е.И. Ловягин, Н.И. Глориантов, И.Е. Троицкий Введение. Предварительные сведения о цели и составе сборника Установленная Иисусом Христом и переданная Церкви святыми Его учениками и апостолами Божественная литургия – в сущности одна во всех древних православных церквах Востока и Запада и даже в древних неправославных церквах восточных, каковы церкви несторианская и монофизитская. Одна она не только в отношении к установлению от одного Иисуса Христа и не только в смысле одинакового значения, ей усвояемого, но и по единству существенных составных частей во всех древних литургиях. Во всех древних литургиях одна апостольская основа, состоящая из следующих, неизменных частей: псалмопения и пения вообще святых песней, чтения Священного Писания , поучения, общих молитв, предуготовительных к возношению Святых Даров, и молитвы собственно и в частнейшем смысле Евхаристической при самом возношении Святых Даров. Далее, литургия во всех древних церквах одна не только по единству главных основных своих частей, но и по единству основной темы, проходящей через важнейшую ее часть – молитву возношения Святых Даров, равно как по единству и неизменности важнейших Евхаристических изречений или возгласов, соединяющих отдельные части этой молитвы. В этом смысле древние христианские церкви, православные и неправославные, с полным правом могут сказать, что они имеют апостольскую литургию и соблюдают ее в сущности неизменно со времен апостольских. Но, если рассматривать ее со стороны подробностей и частностей, со стороны несущественной внешности, литургия различных древних церквей христианского мира далеко не одинакова. Внешний вид литургии в различных странах христианского мира и в различные времена был весьма разнообразен. В одной стране и в одной церкви мы находим литургию в одном виде, в другой – в другом, и притом в одной и той же церкви литургия имела различный вид в различные периоды ее истории. И это потому, что от апостолов литургия дошла до нас не в письменном виде, не в каком-либо списке, который бы св. апостолы оставили нам и повелели сохранять неизменно во всех его частностях и букве, а в устном предании, по которому они заповедали церкви сохранять неизменно только заповеданное ими существенное в литургии. Определение же несущественного, как-то: количества и порядка чтений Священного Писания , количества и самого текста песнопений, молитв, разного рода обрядовых действий и тому подобного – предоставили усмотрению своих преемников.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

ПРИГОТОВЛЕНИЕ К ПРИЧАЩЕНИЮ СВЯТЫХ ТАЙН Господь Иисус Христос не только принес за нас на Кресте в жертву Богу Отцу Свое Пречистое Тело и Кровь, но еще питает нас Своим Телом и Кровию и через это теснейшими узами соединяет нас с Собою; творит нас единокровными Себе, а через Себя вводит нас в общение с Богом Отцом, делая нас причастниками Его милости и любви. Поэтому престол, на котором освящаются Тело и Кровь Христовы, имеет значение не только жертвенника, но и трапезы, к которой Ипостасная Премудрость Божия, предавшая Себя на заклание, до скончания века будет приглашать своих чад словами: прииди те, ядите Мой хлеб и пийте вино, еже растворих вам ( Притч. 9, 1–5 ). Приимите, ядите, сие есть Тело Мое; пийте, сия есть Кровь Моя. В чинопоследовании литургий верных причащение предваряется приготовительными действиями, подобно тому, как возношение и освящение Святых Даров соединяется с предварительными действиями. Верующие готовятся к причащению Святых Тайн: 1) тайной молитвой священника о неосужденном причащении, читаемой во время дьяконской ектении; 2) молитвой Господней: Отче наш ; 3) молитвой главопреклонения к Богу Отцу и молитвой к Иисусу Христу; 4) возглашением: Святая Святым . Затем следует приготовление Святых Даров к употреблению для причастников. 1 . «На Тебя, человеколюбивый Господи, – говорит тайно священник в своей первой приготовительной к причащению молитве, – возлагаем всю нашу жизнь и надежду, и просим, и молим, и униженно умоляем: сподоби нас причаститься Небесных и Страшных Тайн этой священной и духовной трапезы с чистой совестью, во оставление грехов, в прощение прегрешений, в общение Святого Духа, к получению в наследие Царства Небесного, не в суд или в осуждение». Святые Тайны, к неосужденному приятию которых священник готовит себя и предстоящих этой молитвой, именуются небесными в том смысле, что имеют одинаковое значение и составляют одно и то же с пребывающим на Небесах прославленным человечеством Господа Иисуса Христа; именуются страшными , потому что в них сокрыта Божественная сила, попаляющая, подобно огню, души недостойных людей и грозная для духов злобы; именуются Тайнами трапезы духовной , потому что питают и насыщают преимущественно дух и служат к возрастанию и утверждению в нас духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Шаг за шагом разбирая последовательность Божественной литургии, мы подошли к кульминационной части Литургии верных. Ключевое евхаристическое священнодействие, требующее всеобщего внимания и благоговения, именуется анафорой, что в переводе с греческого означает «возношение». Нетрудно заметить, что слова «анафора» («возношение») и «просфора» («приношение») являются однокоренными. Принесенные нам в знак жертвы благодарения, хлеб и вино будут вознесены пред очами Божиими со словами: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся!» («Мы приносим Тебе то, что и так Твое о всех и за все!»). Именно такой символический смысл имеет действие, запечатленное на фото: диакон возносит ввысь над престолом дискос с хлебом и чашу с вином. Эти хлеб и вино, принесенные в церковное собрание и вознесенные к Престолу Божию, через благодарное воспоминание о Христе станут нашим Причастием к Нему Самому, к Его Телу и Крови. Этот момент по праву можно охарактеризовать как наиболее таинственный (с ударением на первом слоге, как в слове «Таинство»), ибо речь идет о призывании Святого Духа для того, чтобы принесенные вещества непостижимым образом были освящены Богом и были даны нам в соединение с Его Божественной природой. Всю эту часть Литургии, которая включает в себя анафору с воспоминанием о Тайной Вечере, молитву о том, чтобы к таинственному общению с Ним были сопричастны все члены Церкви (и усопшие, и живые, и прославленные в лике святых, и все мы, кающиеся грешники) называют также Евхаристическим каноном. Слово канон, как известно, означает «правило», «схему», оно встречается в самых разных областях и всегда подразумевает строгую упорядоченность, следование установленным традициям. И в данном случае мы имеем дело со странным парадоксом: действие Святого Духа как бы подчинено определенному канону, правилу, чинопоследованию. В действительности речь здесь идет лишь о том, что по прошествии многих веков с того самого момента, как Христос повелел совершать евхаристическую трапезу в воспоминание о Нем, ее порядок и общий смысл не изменился. Какое бы мы ни взяли последование Литургии, будь то вышедшие из употребления древние уставы или практикуемые доныне в других христианских традициях евхаристические богослужения, оно всегда состоит из благодарения, воспоминания, возношения даров и молитвы об освящении Святым Духом.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

Тайные молитвы составляют большую часть молитв, читаемых священником на литургии и в прочих суточных церковных службах. На чем основан обычай тайного моления? Понятно, почему не вслух, а тайно нужно читать молитвы, составляющие чин освящения Святых Даров на литургии верных: этой тайны от служителей алтаря требует само содержание этих молитв, высокое и таинственное, и справедливое опасение, что чтению их во всеуслышание не все из предстоящих могли бы внимать с надлежащим благоговением. Византийский император Юстиниан в начале VI века издал указ, чтобы все епископы и пресвитеры не в молчании, а с возглашением, в услышание народа, совершали Божественное возношение (Новелла 137, глава 6). Но последствия показали, что этот указ себя не оправдал. Случалось, что некоторые дети, играя в поле, повторили слышанный ими чин Евхаристии, используя вместо престола камень. И огонь, упавший с неба, истребил предложенное на камне и сам камень, так что не осталось и следа того и другого. Блаженный Иоанн Мосх , живший немного позже Юстиниана и описавший этот случай в своем Лимонаре (слово 194), свидетельствует, что рассказ об этом случае он слышал от префекта той области, где происходило событие, и прибавляет, что он сам видел в обители монаха, одного из тех, которые, в детстве, совершили подражание чину Евхаристии (играли в обедню). Таким образом, тайное чтение священником молитв Евхаристии, вероятно, имеет целью предотвратить подобные случаи. Но почему положено, чтобы священник читал тайно, не вслух, и такие молитвы, в которых нет ничего таинственного, каковы молитвы на литургии оглашенных? Вероятно, основанием этому могло послужить понятие о священнике, как посреднике между Богом и людьми в совершении Евхаристии, которому свойственно молиться не только вместе с присутствующими в храме людьми, но также и за них самих. Священник имеет преимущественный доступ к Богу, по подобию приближенных к земному царю, пользующихся особым его доверием, и потому может отдельно от прочих тайно приносить Богу свои моления. Кроме того, некоторые молитвы потому читаются священником тайно, что в них он молится об одном себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Разделы портала «Азбука веры» Священнические молитвы Диакон, выйдя на амвон: Станем добре, станем со страхом, вонмем. Святое Возношение в мире приносити. (Станем хорошо, станем благоговейно и будем внимать. Святое возношение будем приносить с миром в душе. – Рус.) Священники раскрывают Служебники – книги с напечатанными там тайными священническими молитвами, которые сейчас будут читаться. Песнопения, возгласы, произносимые вслух, – лишь верхушка айсберга Православной Литургии. Большое количество молитв читается тайно, то есть сокрыто от слуха людей. Об этих тайных молитвах мы упоминали с самого начала нашего рассказа, но самое большое количество этих молитв читается в этой части Литургии, во время освящения Святых Даров. Хорошо или плохо, что многие священнические молитвы сокрыты от прихожан? Здесь двоякий момент. Исторически многие молитвы, произносимые в древности вслух, стали читаться тайно ради особого благочестия. В православном богослужении периода расцвета Византии все время было движение в сторону большей сакрализации богослужения. На Руси эта динамика продолжилась. В ряду таких благочестивых нововведений, которых не знали христиане древности, – введение завесы, закрывающей алтарь (на Руси пошли еще дальше и построили стену иконостаса); введение ложечки для Причащения верующих, вместо преподания Святых Даров им в руки; ориентация на монашеское благочестие как на эталонное; отделение на богослужении мужчин от женщин (в Византии они молились в разных местах храма) и проч. Вот и молитвы священников в VI веке постепенно из разряда произносимых вслух переходят в разряд тайных, сокровенных. С одной стороны, это позволяет более благоговейно относиться к этим молитвам. Они не на слуху у нас, и даже если мы дерзнем произнести их вслух в повседневной жизни, никогда не отнесемся к ним с легкостью и безответственностью. Такая легкость и безответственность отличает нас, к сожалению, при употреблении Священного Писания, выражениями из которого и цитатами мы пересыпаем повседневную речь.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010