Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОДИМ [Греч. Νικδημος; итал. Nicodemo] (X-XI вв.), св. (пам. зап. 12 марта), отшельник, основатель мон-ря Келларана (близ совр. коммуны Маммола, пров. Реджо-ди-Калабрия, Италия). Житие Сведения о Н. содержатся в Житии (BHG, N 2305), написанном на греч. языке в форме панегирика мон. Нилом, к-рый, возможно, составил также Житие прп. Филарета Нового († 1070) (BHG, N 1513), сохранившееся в рукописи Mess. Salvad. 29. По мнению ряда исследователей, в т. ч. М. Арко Магри, издавшей текст Жития Н., оба произведения принадлежат одному автору. Вероятно, Нил был современником прп. Филарета (1020-1070) и род. не позднее 1040 г. Житие Н. было написано им раньше, чем Житие прп. Филарета, возможно, между 1060 и 1065 гг. (Vita. 1969. P. 27-35). Автор не знал лично Н. и составил повествование о нем на основе устного предания, поэтому в тексте отсутствуют подробные сведения о святом (напр., не указаны имена родителей). Житие Н. сохранилось в единственной рукописи - в Менологии, выполненном в 1307-1308 гг. скевофилаксом Даниилом из мон-ря Спасителя в Мессине (Mess. Salvad. 30. Fol. 245v - 250v). Согласно Житию, Н. род. в благочестивой семье, к-рая жила в местности, называемой Салины (вероятно, между совр. городами Пальми и Семинара), в небольшом сел. Сикро. Родители воспитывали сына в христ. вере, и с детства он преуспевал в науках и познании Свящ. Писания. Еще когда Н. был юношей, молва о нем распространилась по всем окрестным областям. Отвергнув мирские удовольствия, Н. удалился в обитель прп. Фантина Младшего († ок. 1000), был пострижен им в монахи и мн. годы подвязался под его руководством. Юный подвижник предавался посту и молитве, учился смирению, послушанию и любви к ближнему. Затем Н. ушел в пустынное и неприступное для людей место Келларана. Изгнав оттуда демонов, Н. построил в том месте церковь во имя арх. Михаила и жил в суровой аскезе. Каждый день преподобный проводил в трудах, заботясь не о себе, а о своих учениках. Он готовил хлеб для братии, сам же в течение 50 лет питался каштанами, а вместо воды пил отвар из них. Если моряки приносили Н. рыбу, он высушивал ее на солнце, так что она становилась похожа на кусок дерева, и только после этого вкушал. Одеждой святого был хитон из грубой кожи, доходивший до колен. С раннего утра и до 3-го часа он ходил по пустыне, воспевая псалмы, затем возвращался к братии и всю ночь проводил в молитве, преклонив колени, ударяя себя в грудь и плача. Н. отличался великодушием, сдержанностью, смирением, безмолвием, любовью и состраданием к ближним, особенно к тем, кто попали в плен или в беду. Святой принимал всех, приходивших к нему за советом и молитвой, при этом ничего не брал у них. Он всегда давал деньги нуждающимся, никогда не требовал вернуть их и не хотел принимать долг, делая вид, что не помнит об оказанном одолжении.

http://pravenc.ru/text/2565570.html

Задонский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2005 г. Митр. Евгений (Болховитинов) писал, что «о начале» З. м. «подлинных и ясных известий нет», в «Описании Воронежской губернии» упоминал лишь писцовую книгу Засосенского стана Елецкого у. 7135 (1627) г., содержащую сведения о З. м. ( Николаевский. 1908. С. 166-167). Др. летописец З. м. считал временем основания 20-е гг. XVII в. ( Геронтий. 1893. С. 18). В 1915 г. историк С. Н. Введенский установил, что именно З. м. под именем Тёшевского впервые упоминается в платежных книгах Засосенского стана Елецкого у. от 7123 (1615) г.: «Монастырь Тешевской на берегу реки Дону, устье речки Тешевки. За монастырем, под Тешевским лесом, слободка Тешевская на речке Тешевке на верхах, а в ней на монастырской жеребей пашни паханые четверть с осьминою» (Платежные книги Елецкого у. Засосенского стана 7123 (1615) г.: Мат-лы для истории Воронежской и соседних губ.//Памятная книжка Воронежской губ. 1908. Отд. 3. С. 65; Введенский. 1904. Вып. 5. С. 383-385). Первое описание З. м. имеется в писцовых книгах Засосенского стана Елецкого у. 1628-1630 гг.: «Монастырь Тешевской на реке на Дону усть речки Тешевки под Тешевским лесом. Ограда древена, ворота простые затворные на монастырь. А в монастыре церковь во имя Пресвятыя Богородицы Стретение Владимирския иконы, а церковь поставлене и в церкви оброзы местные и книги и ризы и у церкви колокола и все церковное и монастырское строение дву старцев Кирилла да Герасима. Да в монастыре келий: келья чернаго попа Геласея, келья старца Мисаила, келья старца Иева. За монастырем слободка Тешевка под Тешевским лесом на верхах» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 133. Л. 828 об.- 829 об.). Старцы Кирилл и Герасим считаются основателями мон-ря, однако в 1627 г. в числе братии они уже не значились; «в монастырском Синодике они написаны в схимонасех, но точных сведений о них, к сожалению, не сохранилось» ( Геронтий. 1893. С. 114). Старцы Кирилл и Герасим «пришли (быть может, даже по благословению св. патриарха Гермогена)» из московского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-ря (Там же. С. 21); на их возможную связь с московской обителью указывает и посвящение храма З. м.- в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери ( Евгений (Болховитинов). Ист.-геогр. и экон. описание. 1912. С. 166).

http://pravenc.ru/text/182467.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРУНО КВЕРФУРТСКИЙ [Бонифаций; лат. Bruno Querfordensis] (ок. 974, Кверфурт, Саксония - 9.03.1009), сщмч. (пам. зап. 15 окт., 19 июня), миссийный архиепископ, агиограф. Происходил из знатного восточносаксон. рода, учился в школе при магдебургском кафедральном соборе, с 995/97 г. состоял в придворной капелле имп. Оттона III , с к-рым был очень близок. Сопровождая императора, в 996/98 г. Б. К. попал в Рим, где под впечатлением мученической кончины пражского еп. сщмч. Адальберта († 997) поступил в греко-лат. мон-рь в честь святых Алексия и Бонифация (Вонифатия) на Авентине, в к-ром ранее пребывал и св. Адальберт. Возможно, именно здесь Б. К. принял (монашеское?) имя Бонифаций. В Италии он оказался под влиянием идеологов и практиков пустынножительства - св. Нила Нового, бывш. игумена греч. мон-ря в Россано, в 990-е гг. подвизавшегося в одном из дочерних обителей мон-ря Монте-Кассино , и блж. Ромуальда (буд. основателя конгрегации камальдулов ). Покинув Рим, видимо, после восстания там против Оттона III в февр. 1001 г., вместе с блж. Ромуальдом Б. К. принял участие в создании общины пустынножителей близ Равенны, где вместе с императором разрабатывал миссионерские планы с исходной базой в Польше. После внезапной кончины Оттона в 1002 г. Б. К. заручился поддержкой этих планов со стороны папы Сильвестра II , к-рый вручил Б. К. архиепископский паллий и просил нового герм. кор. Генриха II санкционировать рукоположение Б. К. в archiepiscopus gentium, т. е. миссийного архиепископа без определенного диоцеза. Рукоположение состоялось в 1004 г., однако вспыхнувшая польско-нем. война вынудила Б. К. изменить первоначальные намерения и посвятить себя миссионерским трудам в Венгрии, среди т. н. черных венгров (вероятно, трансильванских секеев) (1004-1007). Есть нек-рые основания полагать, что в 1005-1006 гг., в период краткого мира между Германией и Польшей, Б. К. из Венгрии совершил поездку в Польшу, где встречался с польск.

http://pravenc.ru/text/153497.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОСЦЕЛИН Госцелин [Гозелин; лат. Goscelinus, Gozzelinus; франц. Gauzelin] († 962), свт. (пам. зап. 7 сент.), еп. г. Туль (Франция). Источники о жизни Г. распадаются на неск. групп. Совр. Г. юридические акты включают грамоты Г. и его преемника свт. Герхарда , кор. зап. франков Карла III Простоватого, герм. имп. Оттона I , папы Стефана VIII, акты Соборов, в к-рых принимал участие Г. (изд. болландистом Яном Стилингом: ActaSS. Sept. T. 3. P. 129–146); агиографические сочинения X — нач. XI в.: «Житие и чудеса св. Мансвета» Адсона, «Житие св. Апра», приписываемое Адсону , «Чудеса св. Берхария» анонимного автора, «Житие св. Герхарда» Виндриха, аббата мон-ря св. Апра в Туле, «Житие св. Иоанна, аббата Горце» Иоанна, аббата мон-ря св. Арнульфа в Меце. На основе этих источников, а также, видимо, народного предания в нач. XII в. было составлено Житие Г., вошедшее в «Деяния епископов Туля» (Gesta episcoporum Tullensium. P. 639–641). Все упомянутые источники сообщают о знатном франк. происхождении Г., нек-рые (Vita Apri, 29; Gesta. P. 639) — о его высоком положении при дворе Карла III. Однако, согласно актам королевской канцелярии Карла III, Г. занимал скромную должность нотария. В грамоте каноникам кафедрального собора Туля от 4 марта 922 г. говорится о недавней кончине местного еп. Дрогона. Находившийся в это время в Лотарингии Карл III воспользовался случаем, чтобы пригласить на вакантную кафедру верного человека, и его выбор пал на Г. Хиротония Г. была совершена 17 марта того же года архиеп. Ротгером Трирским. Став епископом, Г. не вмешивался в политические дела. В 928 г., после перехода Лотарингии под власть Восточнофранкского королевства, он получил от герм. кор. Генриха I Птицелова право взимать торговые пошлины в графстве Туль. Основную деятельность Г. сосредоточил на монастырской реформе. В 934 г. им был преобразован мон-рь св. Апра в предместье Туля. Возможно, епископ был воодушевлен примером Адальберона I Мецского, к-рый незадолго, в 933 г., реформировал аббатство Горце , поставив туда настоятелем Эйнольда, бывш.

http://pravenc.ru/text/584283.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРОДИОН (Кочнев; † после 1545), игум. Александрова Свирского в честь Св. Троицы монастыря , агиограф. И. был пострижен в монашество прп. Александром Свирским († 1533) в Свирском мон-ре, затем рукоположен во иерея. И. являлся одним из ближайших учеников преподобного, свидетелем последних лет его жизни. Когда прп. Александр задумал возвести в обители каменную ц. во имя Св. Троицы, то он послал старца И. и еще 2 учеников в Москву к вел. кн. Василию III Иоанновичу (1505-1533) с просьбой направить в обитель строительную артель. Перед кончиной прп. Александр передал Новгородскому архиеп. св. Макарию прощальную грамоту, в которой писал о своих возможных преемниках: «А есть, государь, у Живоначалные Троици во обители, в нашей пустынке, 4 священники, и аз приказываю, государь, Богу да тебе: которого, государь, ты благословишь в тех 4 священникех, то им игумен» (АИ. Т. 1. С. 195). В Житии святого названы имена этих старцев: Исаия, Никодим, Леонтий и И. (Житие. 2002. С. 64). И. стал настоятелем Александрова Свирского мон-ря между 1533 и 1545 гг. (сведения об игуменстве И. в обители ограничиваются известием в Житии преподобного). По-видимому, И. не был непосредственным преемником прп. Александра, до него игуменами мон-ря были Исаия и Никодим ( Строев. Списки иерархов. Стб. 992). Возможно, И. участвовал в Московском Соборе 1547 г., на к-ром было постановлено «праздновати новым чудотворцом в Руской земли», в т. ч. 30 авг.- «новому чудотворцу Новгородскому преподобному игумену Александру Сверскому» (ААЭ. Т. 1. С. 203). В 1545 г. по повелению митр. св. Макария и Новгородского архиеп. Феодосия И., бывший тогда игуменом Свирского монастыря, написал Житие прп. Александра. При составлении Жития И. использовал то, что слышал от основателя обители - «от честных и святолепных уст блаженнаго», а также свидетельства близких учеников преподобного, «от исперва добре жительствовавших» с прп. Александром (Житие. 2002. С. 2). В начале и в заключительной части Жития И. сообщает о себе скупые биографические сведения.

http://pravenc.ru/text/674105.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАСТОР [лат. Castor] († до 426), свт. (пам. зап. 21 сент.), еп. г. Апта Юлия (ныне Апт, Франция). Один из основателей монашества восточного типа в Юж. Галлии, корреспондент прп. Иоанна Кассиана Римлянина . Древнее Житие К. неизвестно. В нач. XIV в. еп. г. Апта Юлия Раймунд III (1275-1303) составил Житие святого, однако сохранилась лишь краткая заметка в документах XVI в., по-видимому предназначавшаяся для вставки в мартиролог, и вопрос о ее связи с произведением Раймунда III не решен. Др. источником сведений о К. являются богослужебные чтения аптского бревиария, изданного в 1532 г., они были полностью переработаны в переиздании 1664 г. Похожие чтения появляются также в бревиарии г. Нима (1679). Два последних памятника отражают тенденцию XVII в. и являются скорее обобщением сведений о К. Биографические данные, содержащиеся в этих поздних литургических памятниках, немногочисленны, однако их полное взаимное совпадение заставляет предположить, что они восходят к одной и той же устойчивой провансальской традиции. Согласно этим сведениям, К. род. в г. Немавс (ныне Ним, Франция), учился в Арелате (ныне Арль), к-рый в нач. V в. получил статус центра Галльской префектуры. Там же он женился. Все литургические тексты приписывают стремление к монашеской жизни и инициативу основания мон-ря не только К., но и его жене. То, что К. был одним из видных сторонников монашества вост. типа в Юж. Галлии, известно из сочинений прп. Иоанна Кассиана Римлянина. Сохранилось послание К. к Иоанну Кассиану с просьбой составить описание жизни восточных монахов, пригодное для использования в качестве монастырского устава (PL. 49. Col. 53); хотя подлинность этого документа подвергается сомнению ( Chadwick O. John Cassian: A Study in Primitive Monasticism. Camb., 19682. Р. 37), факт подобного обращения возможен. Иоанн Кассиан прибыл в Галлию, уже снискав авторитет духовного наставника, прошедшего путь егип. аскезы. По просьбе К. Иоанн Кассиан составил «Установление для общежительных монастырей» (De institutis coenobiorum) и позже - «Собеседования» (Collationes). «Установление для общежительных монастырей», а также первые 10 книг «Собеседований» посвящены брату К. Леонтию, еп. г. Форум Юлия (ныне Фрежюс), и мон. Елладию, впосл. епископу Арелатскому, 2-я часть написана после смерти К. В предисловиях к обеим частям Иоанн Кассиан хвалит К. за основание мон-ря и его стремление подражать вост. монахам.

http://pravenc.ru/text/1681315.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАВРЕНТИЙ (Горка Андрей; 1671, Львов (?) - 10.04.1737, Хлынов), еп. Вятский и Великопермский. Род. в семье казака из мест. Стаек Киевского у. В юные годы переехал в Киев, под влиянием митр. Киевского Варлаама (Ясинского) принял монашеский постриг и поступил в Киево-Могилянскую коллегию, по окончании к-рой служил учителем киевских уч-щ. В годы преподавательской деятельности подружился с архим. Феофаном (Прокоповичем) . Современники назвали Л. «братом во вторых Феофана». Дружественные отношения связывали его и с еп. Феофилактом (Лопатинским) . Л. составил учебники «Idea artispoeseos» и «Rhetorica». Будучи возведен в сан игумена, в 1713 г. Л. был определен настоятелем киевского Выдубицкого во имя арх. Михаила мужского монастыря . Здесь он усиленно занимался самообразованием, собрал большую б-ку, составлял латино-словен. лексикон, впосл. у него похищенный. В 1719 (1720?) г. по неизвестной причине Л. «насильно изгнан» из Выдубицкого мон-ря. Деятельный характер и неспокойная натура Л. привели к тому, что у него оказалось множество недоброжелателей, включая наместника Киево-Печерского мон-ря архим. Иоанникия (Сенютовича). 29 апр. 1722 г. Синод по ходатайству гетмана И. И. Скоропадского определил Л. архимандритом Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова мужского монастыря . Но он не успел вступить в управление обителью, т. к. был назначен обер-иеромонахом во флот, к-рый под личным командованием имп. Петра I Алексеевича отправлялся в Персию, в «Низовой поход» ( Воздвиженский. 1820. С. 241). Возможно, царь предполагал поручить Л. написание истории похода. По преданию, фамилия Горка была дана Л. имп. Петром, к-рый называл его «горой учения». 3 нояб. 1722 г. Л., заболев во время похода, послал прошение об увольнении, и 15 февр. 1723 г. был отпущен в Нов. Иерусалим. В Москве Л. узнал, что вскоре после его отъезда оставшийся в Новоиерусалимском монастыре управитель был взят под арест, а обитель осталась без надзора. Поэтому Л. «ввиду могущей произойти от сего беспорядочности по монастырскому управлению» просил о назначении ему «в подручные» наместником брянского архим. Питирима, на что последовало разрешение. В 1723 г. Л. доносил Синоду, что 27 мая «каменный шатер, что над гробом Господним, обрушился и пал на нижние хоры и оставшиеся стены до земли расселись во многих местах и от того разрушения обители учинилась превеликая печаль». Поскольку мон-рь не мог исправить повреждения своими средствами, Синод передал «дело исправления разрушения» в распоряжение Сената.

http://pravenc.ru/text/2462465.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ ВЫСОКИЙ († 1.01.1383, Н. Новгород), древнерусский книжник, инок нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мужского монастыря . Основные сведения о П. В. содержатся в нижегородско-суздальских материалах, сохранившихся в составе древнерусских летописей XV-XVI вв. лаврентьевско-троицкой группы. Происхождение, а также время и место рождения П. В. неизвестны (предложенное А. Л. Хорошкевич отождествление П. В. с прп. Павлом , Киево-Печерским, Послушливым, почивающим в Ближних или Дальних пещерах Киево-Печерского мон-ря ( Пашуто В. Т., Флоря Б. Н., Хорошкевич А. Л. Древнерус. наследие и истор. судьбы вост. славянства. М., 1982. С. 145), представляется безосновательным). Биографию П. В. можно восстановить на основе косвенных данных. Войти в состав братии Вознесенского Печерского общежительного мон-ря он мог не ранее кон. 40-х - нач. 50-х гг. XIV в., когда в правление Нижегородско-Суздальского вел. кн. Константина Васильевича (1341-1355) эта обитель была основана свт. Дионисием (буд. Суздальским и Нижегородским архиепископом) ( Булычев А. А. Из истории русско-греческих церк. и культурных взаимоотношений 2-й пол. XIV ст.: (Судьба свт. Дионисия Суздальского)//ВЦИ. 2006. 4. С. 88-91). Вполне возможно, что в кон. 1370 г. П. В. вместе с архим. Дионисием присутствовал на торжественной встрече в Н. Новгороде Киевского митр. свт. Алексия , к-рый прибыл туда, чтобы крестить кн. Ивана Борисовича, сына городецкого кн. Бориса Константиновича (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 295; Т. 6. Вып. 1. Стб. 439; Т. 16. Стб. 94). По мнению А. Н. Насонова, авторитетный книжник П. В. мог быть наставником мон. Лаврентия, переписавшего в период с 1376 по 20 марта 1377 г. по заказу бывшего Владимирского вел. кн. Димитрия (Фомы) Константиновича т. н. Лаврентьевскую летопись ( Насонов. 1969. С. 176-177) (см. Летописание ). Согласно Рогожскому летописцу сер. 40-х гг. XV в., П. В. был «книжнии, грамотныи, чюдный старець», к-рый «пожив добрым житием святым».

http://pravenc.ru/text/2578547.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВСТРАТИЙ († 1097 или 1098), прмч., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 28 марта, 28 сент.- в Соборе прп. отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), постник. Источники Краткое Житие Е. («Слово о блаженем Евстратии Постнице») входит в состав Киево-Печерского патерика (в Кассиановской 2-й ред.- Слово 16) в числе 9, составленных в 1222-1226 гг. Владимирским еп. св. Симоном , бывш. насельником Киево-Печерского мон-ря. По мнению А. А. Шахматова ( Шахматов А. А. Житие Антония и Печерская летопись//ЖМНП. 1898. Ч. 313. Март. Отд. 2. С. 108-109), одним из источников при написании Жития Е. послужило утраченное Житие прп. Антония Печерского 2-й пол. XI в. Ю. А. Артамонов полагает, что основным источником для Жития Е. помимо устной традиции стал монастырский синодик, о котором писал свт. Симон («поминание ваше»). М. Д. Присёлков считал, что первоначальное Житие Е. было составлено в Крыму на греческом языке ( Присёлков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XIII вв. СПб., 1913. С. 242-243. (ЗИФФ; 116)). Г. Г. Литаврин предполагает существование письменного источника Жития Е., составленного во 2-й пол. XII в. на основе древнерус. и греч. текстов о мученичестве Е. По мнению Л. А. Ольшевской, киевский вариант рассказа о гибели святого мог возникнуть или в 1097-1098 гг., до примирения Киево-Печерского мон-ря с кн. Святополком Изяславичем , опиравшимся на финансовую поддержку ростовщиков евреев, или вскоре после евр. погромов в Киеве в 1113 г. Биография С именем Евстратий в Киево-Печерском мон-ре принял монашество киевлянин, раздавший большую часть своего имущества бедным. Согласно Арсениевской редакции Киево-Печерского патерика (1406), Е. пришел к прп. Антонию († 1073), который, видимо, поручил совершить над ним монашеский постриг прп. Никону (из Жития прп. Феодосия Печерского известно, что прп. Антоний сам не совершал постриги, но поручал делать это прп. Никону). По словам агиографа, в монастыре Е. был «постник и послушник ко всем». Возможно, Е. стал монахом в юном возрасте («бе бо постник от млад ноготь»).

http://pravenc.ru/text/187511.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕОНТИЙ (Карпович Лонгин; ок. 1580 - 24.09.1620, Вильно), прп. (пам. 24 сент.) , 1-й настоятель виленского Свято-Духова мон-ря (см. вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь ), проповедник и полемист, типограф. Биографические сведения о Л. содержатся в «Казанье на погреб Леонтия Карповича» архиеп. Мелетия (Смотрицкого) , анонимном соч. «Лямент у света убогих на преставление отца нашего Леонтия Карповича», также они приведены митр. Петром (Могилой) со слов игум. Исаии (Трофимовича-Козловского) , к-рый поступил в Свято-Духов мон-рь при Л. (Записки Петра (Могилы). 1887. С. 57-59). Преподобный род. в семье священника, был, по-видимому, младшим сыном Михаила Федоровича Карповича, протопопа пинской замковой ц. св. Димитрия. Шляхетский священнический род Карповичей жил в Пинском повете и на Киевщине. Карповичи получили во владение о-в Асов в Пинском повете (им владел прадед Л.). Вероятно, Лонгин учился сначала в школе при пинском Лещинском в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыре , затем в школе православного Виленского братства при Свято-Троицкой ц., куда поступил благодаря родственнику - И. Карповичу, члену Виленского братства (необоснованным является встречающееся в лит-ре указание на обучение Карповича в Острожской академии ). Л. Карпович также вступил в Виленское братство. Достигнув совершеннолетия (ок. 1598), стал «слугой и писцом» братским, являлся послом братства на сеймах. Участвовал в строительстве братского Свято-Духовского храма, был пономарем, «шпитальным дозорцой», «строителем церковным, албо вытрикушом». Ок. 1600 г. возглавил братскую типографию (стал корректором и главным типографом, отвечал за отбор материалов для печати), сменив на этом посту погибшего Стефана Зизания (см. в ст. Зизании (Куколи) ). С ок. 1605 г. преподавал в братской школе. В янв. 1609 г. Л. Карпович в качестве одного из послов представлял Виленское братство на Варшавском сейме, задачей посольства был протест против действий униат. митрополита. По пути на сейм Карпович посетил в Заблудове экзарха К-польского патриарха в Киевской митрополии протопопа Нестора Козменича. Возможно, вскоре после этой поездки, во 2-й пол. 1609 - нач. 1610 г., Карпович принял монашеский постриг с именем Леонтий, после был рукоположен во иерея к Свято-Духовской ц. в Вильно, через нек-рое время возведен в сан архимандрита и стал настоятелем Свято-Духова мон-ря. Впрочем, есть основания считать, что Карпович принял монашеский постриг позднее - во 2-й пол. 1614 - нач. 1615 г. В мандате короля Виленскому братству в июле 1614 г. он упоминается как Лонгин Карпович - один из «трех попов» братства; в 1615 г. в изданиях его проповедей уже назван архимандритом. По мнению Ф. К. Смирнова, Л. был рукоположен во иерея, затем возведен в сан архимандрита Львовским еп. Иеремией (Тиссаровским) , к-рый в 1610-1620 гг. был единственным в Речи Посполитой правосл. архиереем.

http://pravenc.ru/text/2463471.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010