По преданию, во 2-й пол. XIX в. на горном плато у горы Физиабго Б. Кавказа поселились несколько подвижников. Жители окрестных казачьих ст-ц Даховской, Абадзехской, Царской (ныне Новосвободная), Севастопольской, Каменномостской (Кубанской обл.) решили организовать под горой Физиабго муж. мон-рь, составили «мирские приговоры» о пожертвовании в пользу предполагаемой обители 270 дес. земли и направили кавк. наместнику ходатайство об отводе земель в собственность мон-ря. Помимо этого жители ст-цы Царской пожертвовали здание молитвенного дома бывшей ст-цы Сахрайской, пообещав разобрать эту церковь и перевезти к верховьям р. Фарс. Поселившиеся на плато у Физиабго гос. крестьянин Саратовской губ. И. Трубин и харьковский мещанин И. Безверхов в янв. 1874 г. обратились к Кавказскому и Екатеринодарскому еп. Герману (Осецкому) с ходатайством об учреждении в долине р. Фарс на горе Физиабго муж. мон-ря. В том же месяце еп. Герман благословил Трубина и Безверхова поселиться в Екатерино-Лебяжской Николаевской пуст. «для изучения монашеских правил», а на Физиабго направил насельников той же обители иером. Рувима, схим. Виталия (Расторгуева), послушника Илию «посетить указанную просителями местность» и представить отчет о возможности организации обители. 7 марта 1874 г. иером. Рувим сообщил еп. Герману о том, что «местность удобна» для монастыря, а выстроенный там деревянный дом «не вполне закончен отделкою», но жители соседних станиц предлагают, кроме пожертвованной земли, отдать будущему мон-рю скот, пчел и др. Однако в ответ на обращение еп. Германа к начальнику Кубанской обл. последний письмом от 12 февр. 1876 г. уведомил архиерея о том, что «никакая часть земли, отделенной в общинное пользование станичных жителей, не может переходить из владения станичного общества в чью-либо собственность» (РГИА. Ф. 796. Оп. 159. 1235, 1878 г.). Т. о., решение «мирских приговоров» станичников о выделении земли для монастыря потеряло законную силу. В нач. 1877 г. собранные для обители пожертвования были переданы в походную ц. Трухменского (Туркменского) приставства Ставропольской губ.

http://pravenc.ru/text/182521.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОНУФРИЕВ МАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Онуфриева пуст.), в дер. Малы городского поселения Печоры Печорского р-на Псковской обл. Основан прп. Онуфрием Мальским ок. 1480 г. (ИРИ. Ч. 5. С. 47; Евгений (Болховитинов). 2009. С. 284). Источники расходятся в именовании обители. В Описании о российских святых (С. 54) и его неопубликованных списках XVIII в. он называется мон-рем Рождества Пресв. Богородицы: «Святый преподобный Ануфрий начальник монастыря Рожества Пресвятыя Богородицы иже на Малах...» (см.: РНБ ОР. Q.I. 603. Л. 26; Q.I. 382. Л. 19 об.; Ф. 487. Q. 532. Л. 196-196 об.). Митр. Евгений (Болховитинов) в списке Псковских святых называет монастырь «Рождества Пресвятыя Богородицы на Малах» ( Евгений (Болховитинов). 2009. С. 262), а в перечне упраздненных псковских мон-рей - «Христо-Рождественский Мальский» (Там же. С. 284). В документах XVII-XVIII вв., содержащихся в Древлехранилище Псковского гос. объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (перечень см.: Постников А. Б. Древлехранилище Псковского музея: Обозрение русских рукописных документов XVI-XVIII вв. М., 2013. 511, 579-585), и в описаниях XIX в. монастырь именуется Спасо-Рождественским, Рождества Христова Мальским ( Шведов. 1901; Скоропостижный. 1909). Подобное разночтение, возможно, объясняется следующими обстоятельствами: в письменных источниках мон-рь мог называться Рождественским Мальским и переписчики, не зная псковских реалий, именовали его монастырем Рождества Пресв. Богородицы. Так, напр., в Четьих-Минеях К. Добронравова (XIX в.) читается: «Препод. Онуфрий основал... Мальский (Христо)Рождественский ныне упраздненный монастырь…» (РНБ ОР. Ф. СПбДС. 25/6, XIX в. Л. 97), при этом «Христо» добавлено сверху др. чернилами. В. И. Охотникова Летописных известий об О. М. м. не сохранилось. Наличие в обители трапезной (РГАДА. Ф. 1209. 827. Л. 760) свидетельствует о том, что в мон-ре действовал общежительный устав (см. также: Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни на Псковской земле. М., 1908. С. 330). Возможно, он был принят еще основателем мон-ря под влиянием прп. Евфросина Псковского или был введен в 1-й пол. XVI в. в ходе церковной реформы архиеп. Новгородского и Псковского свт. Макария (впосл. митрополит Московский и всея Руси). В кон. XVI в. монастырь возглавляли игумены, во 2-й пол. XVII в. и позднее - строители.

http://pravenc.ru/text/2578443.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (нач. XVII в.- между 1688 и 1691, на р. Аграхани, на территории совр. Дагестана), один из основателей старообрядчества , бывш. игум. Беседного во имя свт. Николая мон-ря близ Тихвина. Основными местами его деятельности следует считать Поморье и юг России. Д. часто перемещался как между указанными регионами, так и внутри их, чем объясняются разноречивые сведения о нем в ранних источниках. Это дало основание П. С. Смирнову говорить о возможности существования в XVII в. по крайней мере 2 старообрядческих деятелей с таким именем ( Смирнов. 1898. С. XXIV). Предположительно в 1-й пол. XVII в. Д. принял священнический сан и монашеский постриг в пределах Новгородской епархии, возможно в Николо-Беседном мон-ре. В Житии инока Корнилия Выговского, написанном в 20-х гг. XVIII в. иноком Пахомием на основании устных рассказов, автор передал слова Корнилия Выговского о встрече его в Новгороде с Д. (с «Досифеем игуменом») в период, когда Новгородскую кафедру занимал митр. Никон (впосл. патриарх Московский и всея Руси), т. е. на рубеже 40-х и 50-х гг. XVII в. Согласно Житию, Д., к-рый, по-видимому, имел сан иеромонаха, уже тогда увидел в Никоне реформатора. После Собора 1654 г., одобрившего проведение церковной реформы, Д. и Корнилий отправились на Дон, где пробыли 3 года. (3-летнее пребывание на Дону следует отнести к 50-м гг., а не к 1671-1674, как иногда указывается в лит-ре. Согласно Житию Корнилия, после возвращения с Дона Корнилий жил в Кирилловом мон-ре, затем в Ниловой пуст. (6 лет), на р. Водле (3 года), после построил келью на Кяткозере, где жил вместе с Епифанием Соловецким, ушедшим отсюда в Москву с челобитной в 1666 или 1667 ( Брещинский. 1985. С. 74, 81-84).) С Дона Д. приехал в Москву, потом вернулся в Николо-Беседный мон-рь, где стал игуменом. Назначение, по всей вероятности, состоялось в 1657-1658 гг. Основание для такой датировки дает «История Выговской пустыни» Ивана Филиппова , в к-рой содержится рассказ об иноке Прокопии Нижегородском, к-рый пришел в Николо-Беседный мон-рь «при игумене Досифее во время Никонова патриаршества», т. е. ранее 1658 г. ( Филиппов. 1862. С. 129). Назначение Д. состоялось при Новгородском митр. Макарии (1652-1662), тайном стороннике старообрядчества.

http://pravenc.ru/text/180329.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОИЛЬ (Труцевич; † ок. 1655, с. Болдино (совр. Дорогобужский р-н Смоленской обл.)), игум., белорус. церковный деятель, книгоиздатель, писатель. Детство и юность И., вероятно, прошли в Могилёве (Белоруссия). По-видимому, он учился в одной из лучших в то время западнорус. правосл. школ при могилёвском Богоявленском братстве. Ок. 1616 г. И. мог познакомиться с ректором могилёвской братской школы типографом и издателем С. Соболем. Возможно, монашескую жизнь И. начал в киевском Братском в честь Богоявления мужском монастыре , поскольку в 20-х гг. XVII в. И. назван среди членов киевского Богоявленского братства, при котором существовал мон-рь (ПВКДА. Т. 2. Отд. 1. С. 43). И. упоминается в документах 2-й четв. XVII в. как один из наиболее активных и влиятельных членов могилёвского Богоявленского братства. В 1628 г. И. принял участие в прошедшем в Киеве Соборе, на котором были осуждены униат. воззрения Мелетия (Смотрицкого) . Начиная с 20-х гг. XVII в. И. активно занимался восстановлением монашеского общежительства на белорус. землях, пришедшего в упадок во 2-й пол. XVI - нач. XVII в. вслед. вмешательства шляхты в дела монастырей и насаждения католичества и унии польск. властями. Первой обителью, основанной под рук. И., был Кутеинский в честь Богоявления мужской монастырь . 9 мая 1620 г. по просьбе Могилёвского братства Иерусалимский патриарх Феофан IV благословил создание близ Орши ставропигиального мон-ря в подчинении К-польского патриарха с «неуклонным содержанием чина и устава монашеского общежития». Обитель была построена в 1623-1635 гг. на средства православного шляхтича Б. В. Стеткевича-Заверского, подкомория мстиславского и каштеляна новгородского, освящена в июле 1635 г. Киевским митр. св. Петром (Могилой) , утвердившим И. в должности игумена. К 1635 г. вслед. обширности и большого числа братии (ок. 200 насельников) Богоявленский мон-рь называли лаврой. Хотя в соответствии с патриаршей грамотой обитель была ставропигиальной по отношению к К-польскому первоиерарху, фактически ею управлял Киевский митрополит. В 30-х гг. XVII в. в Кутеинском мон-ре жил прмч. Афанасий (Филиппович) . Последний засвидетельствовал в «Диариуше», что за разрешение строительства Свято-Духовской ц. в Кутеинском мон-ре правосл. жители Орши заплатили литов. подканцлеру большую сумму - «двесте червоных золотых».

http://pravenc.ru/text/578242.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА (Тугаринов (?); 1635 - 8.10. 1699), архиеп. Вятский и Великопермский. Отец И. был священником, пострижен в вел. схиму с именем Александр, брат Роман не принадлежал к духовному сословию. При Вятском архиерейском доме служили племянники И. Никита и Вукол Тугариновы. Последний в 1702 г. сообщил, что его отец и дед были церковниками Макариева калязинского во имя Св. Троицы муж. мон-ря . Возможно, что фамилию Тугаринов носил также И. Встречающееся в лит-ре утверждение, что И. происходил из рода Барановых, ошибочно. В 1653 г. И. принял постриг в Макариевом калязинском мон-ре. Во время эпидемии в 1654 г. в обители находились патриарх Никон , царица Мария Ильинична с царевичем Алексеем Алексеевичем и царевнами. По окончании эпидемии, когда царская семья покидала мон-рь, И. наряду с др. монахами получил милостыню от патриарха. Ок. 1665 г. И. стал келарем. Связь И. с калязинским монастырем практически не прерывалась до конца жизни архиерея. Будучи Вятским епископом, он послал в обитель по меньшей мере 5 грамот. В первой, написанной в 1674 г., по-видимому вскоре после архиерейской хиротонии, И. писал «об отправлении в колязине монастыре по отце его схимнике Александре литургии и панихиды». В 1680 г. владыка просил «о поминовении священноинока Александра и раба Божия Романа». В 1675 г. в Макариев мон-рь пришла грамота о присылке «сундучка и рухляди Его Преосвященства до времени». В 1680 г. И. благодарил калязинских монахов «за присылку свежей рыбы», а др. грамотой - «за присылку подмастерья Аверкия Мокеева». А. В. Маркелов предположил, что И. надеялся вернуться в калязинский мон-рь на покой ( Маркелов. 2007. С. 77, 78). Иона, архиеп. Вятский и Великопермский. Портрет. XVIII (?) в. (Кировский обл. краеведческий музей)) Иона, архиеп. Вятский и Великопермский. Портрет. XVIII (?) в. (Кировский обл. краеведческий музей)) В 1668 г. И. был назначен архимандритом тихвинского Большого в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/578326.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДРОНИКОВ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Москве на левом берегу Яузы. История Андроников мон-рь. Акварель. 2-я пол. XIX в. (Частное собрание) Андроников мон-рь. Акварель. 2-я пол. XIX в. (Частное собрание) Основными источниками сведений об основании А. м. являются жития прп. Сергия Радонежского (в разных редакциях, отчасти противоречащих друг другу) и свт. Алексия , составленные иером. Пахомием Логофетом . По свидетельству жития свт. Алексия, мон-рь был основан при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче , по-видимому ок. 1357-1358 гг., свт. Алексием, митр. Московским. Когда он возвращался из К-поля на Русь в 1354/55 г., на море поднялась буря и корабль начал тонуть, свт. Алексий дал обет: если избежит гибели, то построит мон-рь в честь святого, чей праздник случится в тот день. Корабль пристал к берегу 16 авг.- в день празднования Нерукотворного Образа Спасителя. Житие сообщает, что святитель поместил в новопоставленном храме икону Спасителя, привезенную им из К-поля. Возможно, в воспоминание топографии К-поля впадавший в Яузу ручей получил название Золотой Рожок по аналогии с зал. Золотой Рог у входа в Босфорский прол. А. м. был возведен не только по обету святителя, но и по желанию вел. кн. Иоанна Иоанновича, давшего землю под строительство. Земли около мон-ря принадлежали вел. князю, о чем свидетельствует московская запись о душегубстве XV в., согласно к-рой судьи вел. князя рассматривали уголовные преступления на территории Заяузья до А. м. и Городища (Запись о душегубстве. С. 188). Известно, что А. м. в Москве принадлежала Ильинская слободка, к-рую вел. кн. Иоанн III Васильевич выменял у обители до 1504 г. (Духовные и договорные грамоты. С. 354). Рака со святыми мощами преподобных Андроника и Саввы Московских в Спасском соборе. Кон. XIX в. Рака со святыми мощами преподобных Андроника и Саввы Московских в Спасском соборе. Кон. XIX в. Первым игуменом и строителем А.

http://pravenc.ru/text/115428.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЖЮМЬЕЖ [лат. Gemmeticum; франц. Jumièges], мон-рь в архиепископстве Руан (Нормандия, Франция), основан в 654 г. прп. Филибертом ; упразднен во время Французской революции (1790). Легендарная традиция находит отражение в Житии св. Австреберты (VIII-X вв.) (ActaSS Bened. T. 3/1. P. 28-39), которое связывает основание Ж. с именем кор. Дагоберта I (623-639) и относит это событие к 15-му году его правления (638). В действительности мон-рь был основан при поддержке сына Дагоберта, кор. Хлодвига II (638-657). История основания обители наиболее полно отражена в Житии прп. Филиберта (Vita Filiberti//MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 583-606), составленном в кон. VII в. Прп. Филиберт принял постриг в мон-ре Ресбак (ныне Ребе) между 636 и 638 гг., стал настоятелем обители, но впосл. оставил должность и начал вести жизнь странствующего монаха, посещая мон-ри, в основном связанные с деятельностью прп. Колумбана : Боббио (Италия), Луксовий (ныне Люксёй-ле-Бен, Франция). В 654 г. прп. Филиберт получил в дар от кор. Нейстрии Хлодвига II и его жены св. Батхильды (Бальтхильды) участок земли в устье Секваны (ныне Сена), где основал Ж. (Vita Filiberti. 6). На этом месте находились развалины рим. крепости, к-рые были использованы для возведения монастырских зданий. С именем прп. Филиберта связано основание 3 церквей в Ж. Главной была ц. Богоматери с приделами во имя св. Иоанна Крестителя (возможно, баптистерий) и прп. Колумбана, выстроенная в форме креста, алтарь к-рой был богато украшен на средства кор. Батхильды. С сев. и юж. сторон главного храма находились церкви во имя святых Дионисия и Германа Паризийских и ап. Петра. К последней был пристроен ораторий во имя св. Мартина. Эти ранние постройки не сохранились. Впосл. благотворителем мон-ря выступил могущественный майордом Нейстрии Эброин († 680 (681?)). Прп. Филиберт был вынужден покинуть аббатство из-за ссоры со свт. Авдуеном, архиеп. Ротомагским (Руанским), за покровительство Эброина (Vita Filiberti.

http://pravenc.ru/text/182383.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАСТАМОНИТ [Констамонит; греч. Ιερ Μον Κασταμοντου, Κωνσταμοντου], мон-рь на горе Афон, освящен во имя первомч. Стефана. К. находится на расстоянии примерно 1,5 км от юго-зап. побережья п-ова Айон-Орос (Афон), между монастырями Дохиар (на юге) и Зограф (на севере), на лесистом склоне холма Криовуни. Занимает последнее место в иерархии 20 афонских мон-рей. Монастырский комплекс XVIII-XIX вв. возведен на месте визант. построек. Престольные праздники: дни памяти первомч. Стефана (27 дек.) и перенесения его мощей (2 авг.), память равноапостольных Константина и Елены (21 мая). Источники Документы К. XI-XV вв. утрачены, вероятно, из-за пожара 1424 г. Уцелели только акты, касающиеся зависимых от К. обителей Неакиту и Скамандрину ( Oikonomid è s. 1978. P. 4-5, 16). 2 акта XIV в., относящиеся к Скамандрину, возможно, попали в К. из мон-ря Кутлумуш во 2-й пол. XV в. Более поздние документы, особенно серб. и тур. акты, сохранились достаточно хорошо. Легендарная история монастыря («Историческое Слово»), составленная в поствизант. период, содержится в 2 рукописях и включает в себя наряду с относительно достоверными событиями целый ряд афонских преданий, в т. ч. о посещении Св. Горы Пресв. Богородицей, об основании церквей на Афоне равноап. имп. Константином I Великим и т. п. (Actes de Kastamonitou. 1978. P. 97-101). 1-я рукопись, пересказанная архим. Порфирием (Успенским) ( Порфирий (Успенский). 2007. Т. 1. С. 225, 266, 273-275; Он же. Второе путешествие по Св. горе Афонской. М., 1880. С. 263 и след.), была в 1845 г. увезена им в Россию, ее совр. место хранения неизвестно (Actes de Kastamonitou. 1978. P. 97). 2-я рукопись - Ath. Konstamon. 114 из монастырской типикарницы, находится в б-ке К. Этот кодекс был переписан в мае 1844 г. кастамонитским мон. Досифеем Лесбосским и содержит ряд текстов, гл. обр. посвященных истории Афона и К. По мнению Н. Икономидиса, список, сделанный мон. Досифеем, представляет собой отредактированный вариант текста, использованного архим. Порфирием. По всей видимости, легендарная история монастыря была составлена кастамонитским иером. Григорием, протосинкеллом К-польского Патриархата, в 1698 г. Впосл. Григорий стал патриаршим экзархом и закончил свою жизнь в Яссах (Actes de Kastamonitou. 1978. P. 98). История монастыря

http://pravenc.ru/text/1681303.html

Вид на Древнеуспенскую церковь, колокольню и часовню. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Отсутствие архивных данных, подтвержденное митр. Евгением (Болховитиновым) в 1800 г., а также Л. М. Максимовичем и А. М. Щекатовым (Географический словарь Тамбовской губ. в кон. XVIII и нач. XIX ст. Тамбов, 1902. С. 32), не позволяет определить время основания обители. По мнению В. В. Зверинского , пустынь основана на месте явления иконы Божией Матери в 1701 г., возможно, самим имп. Петром I ( Зверинский. Т. 2. С. 381). Прот. Г. В. Хитров также писал об основании мон-ря на месте явления иконы в 1701 г. имп. Петром I, который «посетил эту местность в 1700 г. и пользовался здесь минеральными водами» ( Хитров. 1861. С. 55). Для строительства Липских (Липецких) металлургических заводов Петр I отобрал монастырскую мельницу, из чего следует, что мон-рь и его владения появились немногим раньше времени, указанного Зверинским, возможно, в кон. XVII в. Косвенным подтверждением того, что пустынь могла существовать до 1701 г., следует считать тот факт, что в описании обители 1768 г. деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» назван «ветхим». И. И. Нарциссов сообщает, что «царь, посетив это место, облюбовал его для строительства завода, найдя здесь много железной руды, и решил упразднить «мешавший» этому монастырь» ( Нарциссов. 1906. С. 12). 3 февр. 1703 г. царь со свитой, направляясь из г. Ряжска в Воронеж, посетил поместье А. Д. Меншикова в с. Слободском (ныне г. Чаплыгин Липецкой обл.), а на следующий день отправился через с. Студёнки в Воронеж. Дорога из Студёнок проходила вдоль ограды мон-ря: «Прежде сего была дорога мимо той горы по плоскоместью подле бывшей Поройской пустыни к реке Липовке» (ГАЛО. Ф. 14. Оп. 1. Д. 10. Л. 9 об). На мельнице, принадлежавшей пустыни, был построен Верхний Липский (Липецкий) железоделательный завод. При этом пустынь получала средства из гос. казны. По состоянию на 1727 г. строителю Варлааму с братией «за взятую от монастыря их мельницу на его императорское величество, на котором месте построен казенный завод, по окладной на майскую и сентябрьскую треть прошлого 1727 г. на прокормление… 361 руб. 94 и 1/2 копейки» (РГАВМФ. Ф. 627. Оп. 1. Д. 40. Л. 27), в то время как на содержание одного монаха в год требовалось не менее 10-15 р.

http://pravenc.ru/text/2110532.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МУЖИЛОВСКИЙ Андрей (в монашестве Анатолий) (80-е гг. XVI в. (?) - после 1633), протопоп Слуцкого повета, насельник Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ), правосл. писатель-полемист. Биография Дата и место рождения М. неизвестны. М. С. Грушевский предполагал, что протопоп происходил из Галичины (из с. Мужилов близ г. Подгайцы (ныне город в Тернопольской обл., Украина)). Однако, учитывая то, что Мужиловские в XVII в. считали себя шляхтичами, возможно, они жили на Волыни в имении князей Острожских Мужиловичи (Луцкий повет). Не исключено, что Мужиловские были слугами кн. Константина Константиновича Острожского. В 1603 г. кн. Острожский был покровителем Иоанна Мужиловского, софийского протопопа в Киеве (к 1605 Иоанн Мужиловский подчинился униатскому митр. Ипатию Потею ). В источниках 30-х гг. XVII в. упоминается киево-печерский проповедник и игумен Белиловского мон-ря Киевской епархии Антоний Мужиловский. Возможно, М. учился в Острожской академии. Служение М. проходило в Слуцке, важнейшем центре Православия в Литовском великом княжестве (ВКЛ). В 1616 г. «пресвитер Андрей со Слуцка» поставил подпись в начале полемического произведения «Отпис на лист унитов виленских...». Владельцами Слуцка были представители «биржанской» ветви Радзивиллов, им принадлежало право «подачи» слуцких церквей. В городе и его окрестностях помнили времена правосл. князей Олельковичей, патронов правосл. Церкви (XVI в.). Когда Слуцк перешел к протестантам Янушу Радзивиллу, затем к его брату Кшиштофу, новые владельцы вынуждены были считаться с православным прошлым края. По крайней мере с 1595 г. протестанты находились в союзе с православными против католич. Контрреформации. Слуцк со Слуцкой архимандритией , принадлежавший митрополичьей Киевской епархии, являлся центром правосл. мон-рей в ВКЛ. Слуцкие архимандриты Самуил (Шитик-Залесский) и Феодосий (Василевич) были наместниками Киевских митрополитов (соответственно Петра (Могилы) и Сильвестра (Косова) ) в ВКЛ.

http://pravenc.ru/text/2564314.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010