Ужгород. Собор Воздвижения Креста Господня (старый). Крестовоздвиженский собор /// Объект не принадлежит Православной Церкви Собор. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:Между 1640 и 1646. Перестройки: 1773, 1848. Архитектор:Л. Фабри (перестройка 1848 года) Адрес: Украина, Закарпатская обл., г. Ужгород, ул. Капитульная, д. 9 Координаты: 48.622885, 22.302198 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью С 1949 по 1991 годы принадлежал Православной церкви. В настоящее время является кафедральным собором Мукачевской епархии РГКЦ. Появлением великолепного собора Ужгород обязан графу Яношу Другету, управлявшему городом в начале XVII века. В 1640 году он пригласил в город монахов-иезуитов, которым выдал разрешение на обширную деятельность на Замковой горе. Строительство завершилось в 1646 году – небольшая римо-католическая церковь была построена в качестве собора для монастыря иезуитов и в таком виде просуществовала более века. Только после 1773 году вслед за ликвидацией иезуитского монашеского ордена собор приобрел более приближенный к современному вид. Тогда он был передан императрицей Марией-Терезией греко-католической епархии. Под руководством епископа А. Бачинского храм был перестроен по восточному обряду в качестве кафедрального собора в стиле барокко, также была возведена часовня Богородицы, и по завершении всех работ под порталом была установлена мемориальная доска, на которой на латинском языке была записана история Крестовоздвиженского кафедрального собора Ужгорода. Высокий, светлый снаружи и изнутри, монументальный, но в то же время легкий и изящный собор украсил самое сердце Ужгорода. Пройти мимо и не заметить его невозможно. Интересное архитектурное решение фасада, выполненного в виде портика с четырьмя колоннами, к которому ведет двусторонняя лестница из красного мрамора, и два симметричных трехъярусных купола с венскими курантами, обращенными в сторону входа в собор, делают храм своеобразным и запоминающимся. Оба купола выступают также в роли колоколен: в том, что слева от входа в храм, установлен гигантский колокол «Иван» весом одна тонна, а в правом находится еще более огромный колокол весом три тонны.

http://sobory.ru/article/?object=29013

Барнаул. Церковь Воздвижения Креста Господня на бывшем кладбище. Крестовоздвиженская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь на городском кладбище, построена в 1908 году. Закрыта вместе с кладбищем в 1929 году. В церкви разместился планетарий. Кладбище было уничтожено - все могилы были срыты, убраны надгробья. Здесь разместился парк культуры и отдыха Октябрьского района. Внешне церковь пострадала несильно, снесены только купол с крестом. С 2001 года ведутся разговоры о передаче храма верующим, однако пока они не увенчались успехом. В январе 1902 г. барнаульская городская Дума рассмотрела вопрос о постройке каменного храма на христианском кладбище по Московскому (Гоньбинскому) тракту, выбрав попечителем над стройкой гласного Думы купца первой гильдии Василия Дмитриевича Сухова. Решено было строить храм, с тем, чтобы он не был причислен к приходским храмам и имел бы отдельного священника для исполнения ежедневных служб и треб. В июне 1902 г. из Томской Духовной Консистории в Строительное отделение Томского губернского управления были направлены на рассмотрение и утверждение проект чертежей, расчет устойчивости и пояснительная записка на постройку каменной во имя Воздвижения Животворящего Креста церкви на новом кладбище в г. Барнауле на 250 человек. В пояснительной записке было отмечено, что на месте предполагаемого построения церкви грунт твердо-глинистый, глубоко промерзающий. Общая площадь храма составляла 14,65 кв. саж., в том числе площадь средней части храма - 8,82 кв. саж., двух боковых частей по 1,96 кв. саж., площадь трапезной - 2,67 кв. саж. Рассчитывая площадь храма по 1 кв. саж. на 15-18 человек, получалось вместимость церкви до 250 человек. Под фундамент решено было выкопать рвы глубиной 3,5 арш. и 1,5 арш. ширины. Толщина стен фундамента, сложенных из железняка, равнялась 4,5 кирпича, толщина цоколя - 4 кирпича и высота 1,5 кирпича. Толщина наружных стен составляла 3,5 кирпича, толщина подпружных арок - 3 кирпича, высота в замках при пролете 0,79 саж., составляла 2,5 кирпича. Перекрытие средней части храма представляло сложный свод, состоящий из четырех распалубков и четырех лотков. В северной и южной частях церкви предполагались коробчатые своды, в алтарной и трапезной – крестовые своды толщиной в 1 кирпич в замках и 1,5 кирпича в пятах. Во избежание промерзания сводов предложено было покрыть их войлоком. Полы должны были быть выполнены из разноцветного кирпича. Над камерой калорифера предполагалось устроить сводики на железных балках длиною 1,41 саж. при пролете в 1,17 саж., для этого потребуется шести прокатная балка 15 по сортировке Тильманса.

http://sobory.ru/article/?object=05376

Закрыть itemscope itemtype="" > Победа Православия над темными силами На месте временного захоронения Григория Распутина установлен новый крест 28.09.2012 1124 Время на чтение 3 минуты Вчера, в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, в Царском Селе в Александровском парке на месте закладки храма преподобного Серафима Саровского и временного захоронения Григория Ефимовича Распутина был установлен новый крест там же, где 24 сентября неизвестные вандалы снесли эту православную святыню , сообщает наш корреспондент. «Это событие знаковое для всех почитателей Семьи святых Царственных Мучеников, а также преподобного Серафима Саровского, в память о котором закладывался этот храм, который, к сожалению, так и не был достроен. С болью в сердце многие православные люди восприняли известие о поругании святыни, о снесении креста. Информация о событии быстро распространилась, и многие осудили это кощунство. У нас появилось желание и духовная потребность в том, чтобы восстановить православный крест на прежнее место и главное, сделать это в праздник Воздвижения», - сообщил «Русской народной линии» директор издательства «Царское дело» Сергей Астахов . «Слава Богу, вчера это событие произошло, - продолжил он. - Большая группа верующих людей около 60 человек прибыла в Царское Село. В основном это были петербуржцы и жители Царского Села, а также и москвичи. Многие из тех, кто не смог приехать, передали свои просьбы восстановить эту святыню. Времени на организацию этого события было крайне мало, поэтому не все сочувствующие смогли приехать, но духовно и молитвенно все они были с нами. С крестом, который по нашей просьбе был изготовлен и освящен, мы прошли крестным ходом по Александровскому парку Царского Села с пением тропаря Кресту Господню и установили крест на прежнем месте. Это большой деревянный восьмиконечный крест, на котором помещены иконы преподобного Серафима Саровского и святых Царственных Мучеников. Для всех присутствующих установка креста стала большим праздником, фактически победой Православия над темными силами. Погода нам споспешествовала в этом, стоял ясный солнечный и теплый день. Наши души возгревали молитвы, которые мы возносили к святым Царственным Мученикам, преподобному Серафиму и Кресту Господню во время его воздвижения. Затем перед установленным крестом мы прочитали акафист Честному Кресту и пропели молитвословия и тропари к святым и Божией Матери. Мы надеемся, что с Божьей помощью это место больше не подвергнется осквернению».

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/28/po...

Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Воздвижения Креста Господня. Карта и ближайшие объекты Воздвиженская церковь Киево-Печерской лавры, 1700 г. Построена на месте деревянной, над входом в Ближние пещеры. В 1769 г. установлен иконостас, изготовленный резчиком К. Швериным. В 1740— 1745 гг. с восточной стороны, возможно, по проекту архит. И.-Г. Шеделя, пристроена одноэтажная галерея, служащая одним из входов в Ближние пещеры. В начале XIX в. по проекту А. И. Меленского надстроен второй этаж галереи. В 1839 г. с запада пристроена трапезная, увенчанная куполом на восьмигранном барабане. Интерьер церкви расписывали в XVIII в. и в 1816 г. Существующая в настоящее время сюжетная живопись выполнена в 1894 г. худож. Д. Давыдовым в технике масляной живописи. Церковь кирпичная в стиле барокко оштукатуренная трехчастная трехкупольная. Алтарная часть в виде триконха. Средняя, самая большая часть, несколько выступает трехгранными объемами на север и юг, притвор и пристроенная к нему трапезная — прямоугольные в плане. В церкви пять дверей. Все они кованые в виде решетки, забранной с одной стороны толстыми железными листами. Портал главного южного входа пышно украшен лепными гирляндами в духе народного декоративного искусства XVII в. Полы — из чугунных плит. Иконостас резной позолоченный трехъярусный. В нижний ярус вкомпоновано три ряда икон, в верхние — по два ряда. Несколько икон кисти художника XVIII в. В 1970—1974 гг. проведены ремонтно-реставрационные работы. Восстановлены утраченные элементы декора, главы покрыты медью и позолочены. В 1973—1975 гг. реставрирована живопись. При реставрации раскрыты фрагменты живописи XVIII в.   Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 1, стр. 63 Храм, сооруженный в XVII в. над входом в Ближние пещеры Киево-Печерской лавры. До середины XVII в. вход в пещеры имел вид обычной деревянной будки с зарешеченными дверями. Между 1638 и 1651 г.г., вероятно по распоряжению Петра Могилы, сооружена первая церковь Воздвижения Честного Креста. Она была трехчастной с двумя куполами над нефом и алтарем. Западный притвор был каменным, остальная часть здания - деревянная, окруженная опасанием. Около 1670 г. деревянную часть церкви перестроили.

http://sobory.ru/article/?object=05647

Скачать epub pdf Слово в день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. О спасении нас крестною смертию Господа от греха, проклятия и смерти 6 Вчера за утренним богослужением мы слышали с вами, возлюбленные о Христе братия и сестры, евангельское повествование, в котором Спаситель говорит о предстоящей Ему крестной смерти: аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе ( Ин. 12:32 ). Ныне же за Божественной Литургией в апостольском чтении мы слышали слова Ап. Павла, также указывающие на крестную смерть Христа. Слово бо крестноекресте), говорит он, погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам, сила Божия есть... мы же проповедуем Христа распята, иудеем убо соблазн, еллином же безумие ( 1Кор. 1:18:23 ). Наконец, нынешнее литургийное евангельское чтение содержит в себе повествование Иоанна Богослова о той же крестной смерти нашего Спасителя ( Ин. 19:6–35 ). Таким образом, все три чтения из Священного Писания в честь настоящего великого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня говорят нам о крестной смерти Христа, говорят о том величайшем деле Божественной любви, через которое Господь даровал нам спасение. И если бы нас спросили: что сделал для нас Господь Своею крестною смертию, то каждый из нас правильно сказал бы: Господь крестною смертию даровал нам спасение. Но если бы нас спросили: от чего именно спас нас Господь Своею крестною смертию, то может быть, на этот вопрос получились бы неодинаковые ответы, и не все из них оказались бы правильными. Между тем, вопрос о спасении нас крестною смертию Христа есть основной догматический вопрос нашей православной веры. Имея в виду, сколь греховны и гибельны для нас заблуждения в области догматического учения, мы, как православные христиане, должны правильно мыслить и говорить о всех догматах нашей веры, а тем более касательно главнейшего из них – догмата о нашем спасении. Вот какой ответ дает на поставленный нами вопрос великий богослов Русской Церкви, Митрополит Московский Филарет, которого по уму, святости и чудесам можно сравнить со св. Василием Великим . В своем катихизисе, всецело основанном на святоотеческом учении, он говорит: «Крестная смерть Сына Божия нужна была для того, чтобы спасти нас от греха, проклятия и смерти». Когда мы в детстве изучали катихизис Митр. Филарета, то усваивали это догматическое знание механически, памятью рассудка. Ныне мы должны не только умом, но и всем сердцем воспринять его, чтобы оно было для нас убедительным, непоколебимым и спасительным. И сие знание будет для нас таким, если мы свой ум подчиним уму Христову, уму апостольскому и святоотеческому и не будем смущаться человеческими неправильными богословскими умствованиями, которые издавна стремились и стремятся поколебать ту или другую истину нашей православной веры. Такие неправильные богословские умствования существуют и по поводу настоящего догматического вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Скачать epub pdf Воздвижение Креста Господня Воздвижение Креста Господня, помимо предпразднства и попразднства, помимо отдания, которое есть у большинства двунадесятых праздников, имеет еще и свое начало в субботе пред Воздвижением. То есть практически Святая Церковь торжествует этот праздник не одну неделю, а целых две, литургически подчеркивая его важность и уделяя ему особое внимание для того, чтобы и мы приобщились к нему. Своим духовным опытом, своим духовным оком Церковь прозревает истину и тайну Христа и через богослужение, в котором все мы в свою меру участвуем, пытается посеять эти истины, эти тайны и в наших сердцах. Вот перед нами в центре храма лежит Крест, украшенный цветами. Он очень красив, этот Крест, а на нем – истекающий кровью Христос Спаситель. В христианстве ничто не поддается простой логике, а наоборот, как говорят философы, все антиномично. Например, Бог Троица и Бог един – как это возможно? Понять этого нельзя, можно это только созерцать, можно к этому приобщиться через духовный опыт. Любой догмат Православия нельзя просто логически объяснить, вычислить, просчитать, он выше чисто практического понимания. И в Кресте Господнем заключена такая же тайна. Каждый из нас по опыту знает, что крест имеет великую силу, и большинство христиан боятся буквально на минуту снять с шеи крест, чтобы не лишить себя его ограждающей силы. Крестом мы начинаем каждую молитву, и крестом мы ее заканчиваем. Крестом мы осеняем свою постель перед тем, как отойти ко сну. Крестом мы освящаем свои жилища, украшаем священные облачения и храмы. Крест сам по себе замечательно красив, имеет совершенную форму, но не из-за своей красоты он обладает такой силой, а потому, что на нем был распят Христос. Поэтому когда на душе у нас мрачно, а это бывает оттого, что демонская рать нагоняет на нас уныние, достаточно нам взглянуть на Крест Христов и сравнить свою печаль с печалью Христовой – и наша печаль покажется нам просто смешной по сравнению с той, которую носил в сердце Он, видя наши грехи. Когда у нас что-то болит и нам трудно переносить боль, достаточно посмотреть на Крест Христов – и нам сразу станет стыдно, что мы пищим и скулим от малых испытаний по сравнению с теми испытаниями, которые Господь претерпел за нас. Когда мы остались одни, и нам кажется, что мы всеми брошены, и в сердце у нас тоска, достаточно взглянуть на Крест Христов – и нам станет стыдно, потому что мы-то никогда не бываем одни. Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века». То есть держа память о Кресте в своем уме, мы можем жить, ничего не боясь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Будет на сем месте благодать Божия 18 января 2023 г. 12:04 В этом году исполняется 600 лет со дня явления на Сахотском болоте неподалеку от Ростова Великого чудотворного Иисусова креста (ныне именуемого Годеновским). В августе прошлого года на заседании Священного Синода ( журнал 77 ) по ходатайству епископа Переславского и Угличского Феоктиста день явления чудотворного Креста — 29 мая (11 июня по новому стилю) был внесен в месяцеслов Русской Православной Церкви как день празднования этого события. Когда сегодня оказываешься в Годенове и видишь, сколько паломников приезжает каждый день поклониться Кресту, удивляешься, что всего три­дцать лет назад эта реликвия находилась практически в забвении и даже могла навсегда исчезнуть. Статья опубликована в  «Журнале Московской Патриархии» ( 1, 2023 ,  PDF-bepcuя ). От греческой стороны Согласно летописным сведениям, очевидцами чудесного явления Спасителя на Крестном Древе и иконы чудотворца Николая со Святым Евангелием в руках, произошедшего 29 мая (11 июня) 1423 года, стали местные пастухи. Как сообщает предание, они вдруг увидели «в свете неизреченном, на воздусе, аки живы» образы Распятия Господня и святителя Николая. От страха они упали замертво и пришли в чувство от исходящего от Креста голоса: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий. И кто с верою придет помолиться, многие будут исцеления и чудеса от Животворящего Креста, молитв ради чудотворца Николая. Идите и расскажите об этом всем людям, чтобы на месте этом поставили церковь Мою». Первым Божиим чудом, дарованным от явленного Креста, было основание среди болота прочного холма, на котором в скором времени был возведен храм во имя святителя Николая с приделом в честь Животворящего Креста Гос­подня. В 1776 году на месте обветшавшей деревянной была построена и освящена каменная церковь с тремя престолами: главным в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и приделами во имя святителя Николая и в честь Покрова Божией Матери. С того времени в этом месте, которое стало именоваться Никольским погостом, стали происходить чудеса, их записывали в особую книгу. Первая такая книга сгорела при пожаре, который случился в храме, но спустя некоторое время запись свидетельств благодатной помощи по молитвам перед святыней была возобновлена. За шесть столетий существования Креста люди не раз пытались осмыслить духовное значение его явления для российского государства.

http://patriarchia.ru/db/text/5996999.ht...

Животворящий Иисусов Крест, именуемый Годеновским, после реставрации ЖМП 1 январь 2023 /  17 января 2023 г. 15:00 Будет на сем месте благодать Божия К 600-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ЯВЛЕНИЯ ЖИВОТВОРЯЩЕГО ИИСУСОВА КРЕСТА, ИМЕНУЕМОГО НЫНЕ ГОДЕНОВСКИМ В этом году исполняется 600 лет со дня явления на Сахотском болоте неподалеку от Ростова Великого чудотворного Иисусова креста (ныне именуемого Годеновским). В августе прошлого года на заседании Священного Синода (журнал 77) по ходатайству епископа Переславского и Угличского Феоктиста день явления чудотворного Креста — 29 мая (11 июня по новому стилю) был внесен в месяцеслов Русской Православной Церкви как день празднования этого события.  Когда сегодня оказываешься в Годенове и видишь, сколько паломников приезжает каждый день поклониться Кресту, удивляешься, что всего три­дцать лет назад эта реликвия находилась практически в забвении и даже могла навсегда исчезнуть.  PDF-bepcuя. От греческой стороны Согласно летописным сведениям, очевидцами чудесного явления Спасителя на Крестном Древе и иконы чудотворца Николая со Святым Евангелием в руках, произошедшего 29 мая (11 июня) 1423 года, стали местные пастухи. Как сообщает предание, они вдруг увидели «в свете неизреченном, на воздусе, аки живы» образы Распятия Господня и святителя Николая. От страха они упали замертво и пришли в чувство от исходящего от Креста голоса: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий. И кто с верою придет помолиться, многие будут исцеления и чудеса от Животворящего Креста, молитв ради чудотворца Николая. Идите и расскажите об этом всем людям, чтобы на месте этом поставили церковь Мою». Первым Божиим чудом, дарованным от явленного Креста, было основание среди болота прочного холма, на котором в скором времени был возведен храм во имя святителя Николая с приделом в честь Животворящего Креста Гос­подня. В 1776 году на месте обветшавшей деревянной была построена и освящена каменная церковь с тремя престолами: главным в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и приделами во имя святителя Николая и в честь Покрова Божией Матери.

http://e-vestnik.ru/analytics/godenovski...

Скачать epub pdf ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ (14/27 сентября) Тропарь (глас 1) Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство. Кондак (глас 4) Вознесыйся на крест волею тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу. Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ Изначально, в IV веке, этот праздник был установлен Церковью в воспоминание Обрéтения Креста Господня. По описанию древних христианских историков (Евсевия Кесарийского, Феодорита Киррского , Руфина Аквилейского , Сократа Схоластика и Созомена Саламанского), событие это представляется в следующем виде. Император Константин Великий , испытывая чувства благоговения ко Кресту Господню, с помощью благодатной силы которого он одержал многие победы, и благодарности Богу за согласие Церкви, установленное на I Вселенском Соборе, возымел желание отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. Его мать, святая равноапостольная царица Елена, желая содействовать столь благочестивому намерению своего сына, – отправилась в 326 г. в Иерусалим на поиски Креста Господня. При его поисках руководствовались тем, что по древнему иудейскому обычаю орудия казни закапывались вблизи места ее совершения. По преданию, записанному Григорием Турским , место обретения Креста Господня указал под развалинами языческого капища престарелый иудей по имени Иуда, впоследствии принявший христианство с именем Кириак. Вблизи Лобного места нашли гвозди, дощечку с надписью на трех языках, которая была прибита над Главою распятого Христа, и три креста. Для того чтобы узнать, какой из трех крестов является Крестом Господним, нужно было высшее свидетельство о нем. И это свидетельство было явлено в чудодейственной силе Креста: по свидетельству многих историков, прикосновением Креста Господня исцелилась находившаяся при смерти женщина.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Слово в день Воздвижения 20 Кресту Твоему поклоняемся, Владыко. Праздник, совершаемый ныне Св. Церковию, имеет предметом воспоминание обретения животворящего древа Креста, и целию поклонение распятому на нем Господу. Взглянем на предмет. Когда, где и как обретено животворящее древо Креста Господня? Константин Великий , испытав во многих случаях силу Креста Христова против врагов, возъимел сильное желание найти настоящий Крест Христов. Побуждаясь сим благочестивым желанием, а паче собственною своею ревностию по славе Креста Христова, мать христолюбивого Царя Константина, Царица Елена, поспешила в Иерусалим. Здесь престарелый Еврей, Иуда, знав по изустному преданию место сокровения креста, предложил раскопать основание под одним идольским капищем. Предложение исполнено. Нашли три креста. Теперь, как узнать из трех крестов настоящий Крест? Чтобы разрешить недоумение, иерусалимский Патриарх Макарий приказал приложить кресты к мертвому. Два из них не имели никакого действия, а от прикосновения третьего мертвый воскрес. Такое чудо удостоверило всех, что сие животворящее древо есть Крест Христов. Бесчисленное, по сему случаю, стечение народа не позволяло тотчас каждому лобызать сие драгоценное сокровище: посему многие изъявляли желание, по крайней мере, видеть оное. Дабы удовлетворить благочестивому требованию народа, Патриарх, возшед на возвышенное место, воздвиг честное древо крестное и благословил оным народ. От сего-то действия нынешний праздник и назван воздвижением честного и животворящего Креста Господня. Посмотрим на цель. Для чего Церковь выносит ныне с торжественностию Крест из алтаря, и полагает посреди Церкви? Для того, чтобы мы, созерцая оный, воспоминали о страданиях Господа нашего, о своих к Нему обязанностях; для того, чтобы, поклоняясь распятому на нем Господу, не переставали идти за Ним и нести свой Крест: аще кто хощет по Мне ити, говорит Спаситель, да отвержется себе, и возмет Крест свой, и последует Ми. И: иже не приимет Креста своего, и вслед Мене грядет, несть Мене достоин ( Лк. 9:23 ; Мф. 10:38 ). Вот существенная цель настоящего праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010