Киев. Церковь Воздвижения Креста Господня на Подоле. Крестовоздвиженская Церковь Карта и ближайшие объекты В 1748 г. на этом месте был сооружен одноименный деревянный храм на средства жителей урочища Кожемяки, содержавших здесь ремесленный цех (коллективный член Киевского братства, основанного в 1615 г. для защиты Православной Церкви в Речи Посполитой). В 1811 г. деревянный храм сгорел. В том же году был заложен каменный теплый храм во имя Архангела Михаила. В 1823 г. начато строительство верхнего храма и в 1841 г. он освящен в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В 1860-х гг. с севера достраивается Казанский придел, а с юга – Андреевский. В 1914 г. в северной части участка строится часовня. Храм никогда не закрывался. Комплекс постройки Крестовохздвиженской церкви формировался в несколько этапов.  Первоначально на участке находилась деревянная церковь на каменном фундаменте с отдельно стоящей деревянной колокольней, построенные в 1748 году на средства ремесленников - жителей урочища Гончары и Кожемяки. Сооружение уничтожил опустошительный пожар на Подоле в 1811 году. По утверждению одного из авторитетных историков города Киева - Николая Закревского в том же году закладывается новая церковь - каменная, которая должна была состоять из двух этажей. В нижнем тёплом этаже вскоре была помещена церковь Архангела Михаила. Верхний же был начат только в 1823 году и освящён в 1841 году во имя Воздвижения Святого Креста. В 1860-х годах церковь становиться трёхнефной. С севера достраивается Казанский придел, а с юга - Михайловский с папертью и двумя парадными лестницами. Окончательный ансамбль формируется в начале двадцатого века.  В 1914 году с северной части участка по проекту архитектора Алексея Петренко под надзором инженера Александра Бессмертного строится каплица. Представляет интерес внутреннее убранство церкви, состоящее из икон и настенных росписей, покрывающих стены и потолки пределов. Росписи Михайловского придела, их сюжеты, композиции, стилевые и стилистические особенности наследуют, а в отдельных случаях и повторяют живописное убранство Владимирского собора в Киеве. Живопись выполнена профессиональными мастерами, не исключено круга Виктора Васнецова и Михаила Нестерова, на что указывает рисунок, манера письма, понимание специфики монументальной живописи. Однако документально данный факт подтвердить не удалось, так как расходной финансовой документации не сохранилось. Росписи Казанского придела можно отнести к малоизученным страницам творчества украинского живописца Григория Светлицкого. Любопытно, что в одной из настенных композиций (Покрова Богоматери), следуя традициям мастеров прошлого, художник написал автопортрет, изобразив себя в облике дракона. С Крестовоздвиженской церковью связывают и имя известного писателя Михаила Булгакова, которого здесь крестили.

http://sobory.ru/article/?object=14115

Лужесно. Церковь Воздвижения Креста Господня. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Если вы проезжаете по поселку Лужесно на автобусе или машине, первое, на что вы обратите внимание, будет Вознесенская церковь. Храм стоит у самой дороги и привлекает внимание своим необычным видом. Хотя современники его необычным не считали, так как таких же, созданных по типовому проекту, только по Витебском уезде было несколько. Правда, до наших дней сохранился только Лужеснянский. Напротив, через дорогу, на самом берегу Двины находится неприметное здание, которое было построено на сто лет раньше. Теперь только специалист, опираясь на некоторые архитектурные элементы, скажет, что когда-то это был храм - храм Воздвижения Креста Господня. Наиболее вероятно, что это был первый каменный храм в Лужесно. Возведение каменной церкви связывают с войной 1812 года. По легенде, местные помещики (по одному из вариантов - помещица) дали обет, что если французы не разграбят их имения, то они построят храм в честь Божией благодати. По архивным документам известно, что в 1815 г. помещик Иосиф Енка в Лужесно построил каменную часовню при погосте (кладбище). Часовня была совсем небольшой и имела размеры 2 на 1,5 саженей. Можем предположить, что построена она была в барочном стиле. Имела крыльцо с колоннами, ломаный фронтон, несколько окон. Крыша крыта гонтом. Наиболее вероятно, часовня была униатская. В 1839 г. состоялся Полоцкий церковный собор, после которого униатскую церковь присоединили к православной. Эпизод того, как в Лужесно происходил переход из униатства в православие, описаны в мемуарах Максимилиана Маркса «Записки старика». События как раз происходили возле церкви Воздвижения Креста: «Возвращаясь с экскурсии в Городокский уезд, в верстах семи или восьми от Витебска, около сельца Лужесно я был остановлен целой массой народа, которая сплотилась вокруг корчмы, стоявшей у дороги, как обычно у церкви... В камиклавцы и епитрахили с причетником вышел из церкви протоиерей, и треуголки и шапки полетели с голов.

http://sobory.ru/article/?object=25803

Крестовоздвиженский монастырь Крестовоздвиженский бывший монастырь, первоначальная история которого теряется в отдаленных временах великокняжеской Москвы, занимает не последнее место среди священных памятников древней столицы. Историческая известность Крестовоздвиженского храма начинается с Большого московского пожара 1547 года. 21 июня «загорается храм Воздвижения честного Креста, за Неглинной, на Арбатской улице» 1 . При сильном ветре огонь быстро распространился по городу, проник в Кремль, и Москва запылала. Огонь бушевал с ужасающею силой и в короткое время испепелил большую часть Москвы. Множество народа погибло в огне. Сам митрополит едва не задохся от дыма в Успенском соборе, спасая святыню храма. Убегав от огня, святитель прошел на городскую стену и, спускаясь на веревке к Москве-реке, упал, тяжело расшибся и полуживой отвезен в Новоспасский монастырь. Царь Иван Васильевич при начале пожара покинул Москву и удалился в село Воробьево, где и оставался до того времени, пока не был возобновлен погоревший кремлевский дворец. Известно, что этот пожар глубоко запечатлелся в юной душе Государя и оказал большое влияние на происшедший в нем нравственный переворот. Повествуя о пожаре 1547 года, Степенная Книга добавляет, что пред пожаром «Блаженный Василий прииде на монастырь Воздвижения Честного Креста, иже зовется на острове, и ста пред церковию, яже тогда бяше древяная, ныне же плинфяна, к ней же умильно зря, умную молитву деяше и плакася неутешно. Людие же, видевше его, дивляхуся, не ведуще вины плача его, последи же разумеша…» 2 Таким образом, первый каменный храм Воздвижения Креста Господня построен в 1547 году, на месте бывшего здесь ранее деревянного храма, в этом году сгоревшего 3 . Когда построен деревянный храм, был ли он первоначальным или же был на том месте другой, еще древнейшей постройки храм, неизвестно. Точно также неизвестно и имя основателя храма. Мы не можем связать с достоверностью, когда и кем основан и Крестовоздвиженский монастырь, но несомненно, что монастырь существовал ранее пожара 1547 года, и очень вероятно, что он основан одновременно с храмом 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Звериноголовское. Церковь Воздвижения Креста Господня. Карта и ближайшие объекты Церковь в честь Воздвижения Креста Господня в с. Звериноголовском – одна из старейших церквей в Зауралье. Первое богослужение в Крестовоздвиженском храме состоялось в 1826 году. 30 июля 1891 года, совершая кругосветное путешествие, храм посетил цесаревич Николай (наследник престола, сын Александра III, будущий император России Николай II). После революции храм уцелел. В 20-е годы была попытка его взорвать, но  храм отстояли. Богослужения в Крестовоздвиженской церкви продолжались до 1938 года. Затем в церкви было устроено зернохранилище. В 1947 году в Крестовоздвиженском храме возобновились богослужения. При въезде в Звериноголовское, на развилке дорог, одна из которых ведет в Казахстан, установлен большой православный крест с надписью: «Господи, спаси и сохрани Россию». Охранный крест установлен Оренбургским казачьим войском в 2004 году, когда отмечался 250-летний юбилей станицы Звериноголовской. Казачья станица была военным форпостом России на восточных рубежах. Казаки верой и правдой служили Отечеству. Неотъемлемой частью казачьего образа жизни, духовной сутью его являлась православная вера. Всюду, где появлялись казачьи крепости и станицы, первым делом строились православные храмы. Первоначально в крепости Звериноголовской было два храма. Первый, по данным, собранным курганским крае-ведом М.И. Хлызовым, это храм в честь святителя Николая. Деревянный храм был построен без единого гвоздя в середине XVIII столетия. Никольская церковь, перестроенная в XIX веке, достояла до 1958 года, но во времена хрущевских гонений на церковь была разобрана. В 2006 году на месте разрушенной Никольской церкви установлен памятный покаянный крест. Второй, тоже деревянный, Крестовоздвиженский храм был перенесен из Бакланской крепости в 1752 году и простоял до середины XIX века. Казачья крепость нуждалась в большом каменном храме. На суммы, собранные по распоряжению и попечению оренбургского военного губернатора Петра Кирилловича Эссена, началось строительство нового каменного храма в честь Воздвижения Креста Господня. Первое богослужение в Крестовоздвиженском храме состоялось в 1826 году. В этом году храму 180 лет.

http://sobory.ru/article/?object=09408

Архив Пн Разъяснение о совершении чина воздвижения Креста в праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в монастырях и на приходах 24 августа 2023 г. 20:50 Разъяснение, разработанное комиссией  Межсоборного присутствия  по богослужению и церковному искусству, одобрено на  заседании  Священного Синода 24 августа 2023 года ( журнал 70 ). Вопрос Возможно ли совершение чина воздвижения Креста в праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня во всех монастырях и на любых приходах? Ответ Совершение священнодействия воздвижения Креста на праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Крестовоздвижения) является возможным во всяком храме, если игумен обители или настоятель прихода считает это полезным. В отличие от соборных храмов, в храмах с небольшим штатом духовенства данное священнодействие может совершаться с теми или иными упрощениями по сравнению с полным чином. Разъяснение ответа Согласно современной практике Русской Православной Церкви, чин воздвижения Креста в конце всенощного бдения праздника Крестовоздвижения совершается только в соборах, а с благословения епархиального архиерея — также в некоторых монастырях и приходских храмах. Однако в практике других Поместных Церквей этот чин совершается вообще во всяком храме. Такое различие практик имеет древние корни. Еще в начале XIV в. среди вопросов, направленных в Константинополь епископом Подонским (Переяславским) и Сарайским Феогностом, было вопрошание о допустимости совершения чина воздвижения не только архиереями — очевидно, в русской практике того времени чин воспринимался как преимущественно архиерейский, даже несмотря на прямое указание принятого в ту эпоху на Руси Студийско-Алексиевского устава о совершении чина священником. В свою очередь, Иерусалимский устав, который уже в XIV в. был основным регулятором богослужения как в греческих, так и в славянских Церквах (в частности, на Руси — с конца XIV в.), однозначно предписывал совершать чин воздвижения повсеместно. Видимо, этим следует объяснить требование свт. Киприана Московского — выходца из Болгарии — воздвигать Крест во всяком храме, даже если там будет только один лишь священник: «А на Воздвижение Честнаго Креста во всякой церкви, по всей земли, где христиане живут, Крест воздвизают, хотя бы один поп был, на славу Честнаго и Животворящаго Креста» 1 .

http://patriarchia.ru/db/text/6053314.ht...

Аполье. Церковь Воздвижения Креста Господня. Церковь. Не действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:1753. Адрес: Смоленская обл., Смоленский р-н, с.Аполье Координаты: 55.05571, 31.87236 Проезд:До Аполья можно добраться по дороге Смоленск-Стабна-Холм-Демидов. Въехав в село, повернуть налево возле развалин двухэтажного дома (бывший усадебный дом). Руины церкви - на холме возле кладбища Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Воздвижения - яркий памятник развитого барокко. Основной объем церкви - двусветный восьмерик, вытянутый по линии север-юг. Крутой восьмилотковый свод завершен граненым световым барабаном, на котором стоял глухой восьмеричок главы. Оригинальный план имела апсида: от восточной стены храма отходили, сближаясь к востоку, грани, отделенные внешними полуколонками от полукружия алтаря. Барочным постройкам Смоленска сер. 18 в. близки рамочные наличники с гребнями, прихотливые порталы, полуглавия с кольцами в центре. Ряд декоративных элементов заимствован из русского зодчества 17 в. (например, киоты с очельем). Зальный характер высокого интерьера подчеркнут двумя ярусами широких световых проемов с большими откосами. Штукатурные карнизы и обрамления окон относятся ко 2-й пол. 19 в. Церковь теплая построена не как здание культового назначения в 1880 г., после пристройки к его западной части нового объема той же величины и возведения с северной стороны притвора здесь устроили теплый храм. Кирпичные стены оштукатурены. Квадратное в плане одноэтажное здание под четырехскатной кровлей украшено барочными наличниками упрощенной формы. О культовой функции постройки напоминает только притвор с фронтоном и с элементами русского стиля в его фасадах: вертикальные ряды ширинок по краям фасада и килевидные архивольты в обрамлениях проемов. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. - Москва, " Наука " , 2001 г. АПОЛЬЕ – дер., центр Апольинского сельского округа Смоленского р-на. 328 жит. (1998 г.). В 30 км к северу от Смоленска, на левом берегу р. Ополенки (левый приток Жереспеи). ПК АОЗТ «Аполье». Бывшее владельческое село в Духовщинском уезде.

http://sobory.ru/article/?object=13084

Церковь Воздвижения Креста Господня Улица Воздвиженка. Открытка XIX в. Церковь Воздвижения Креста Господня стояла напротив здания Военторга на одноименной улице – Воздвиженка, там, где сейчас находится подземный переход. До 1814 года она была соборным храмом Крестовоздвиженского монастыря, по которому была названа улица, после революции переименованная в улицу Коминтерна (по находящемуся на ней зданию, где Коминтерн работал в первые годы после революции), а потом в проспект Калинина – также по угловому зданию с Моховой, где находилась приемная «всесоюзного старосты». По упразднении монастыря в 1814 году после нашествия Наполеона церковь стала обыкновенным московским приходским храмом. История древней Крестовоздвиженской церкви овеяна множеством легенд. Одна из них гласит, что в середине XV века на этом месте стоял дом любимца Василия Темного, князя Ховрина, чьи владения простирались от Старого Ваганькова (за Музеем изящных искусств) до Поварской и Арбата к Москве-реке. На его дворе стояла деревянная церковь. Потом на месте своего дома князь выстроил новую, каменную, и вскоре основал здесь монастырь и сам принял в нем иночество. Когда в 1440 году казанский хан Махмед явился в Москву, схимник Крестовоздвиженского монастыря, вооружив монашескую братию, присоединился к начальнику московского войска князю Юрию Литовскому и неожиданно напал у Арбатских ворот на казанцев, грабивших город. Отбив у них плененных женщин, детей и граждан московских, он на том же месте окропил всех святой водой. Летопись повествует о другой истории Крестовоздвиженской церкви: в 1540 году в Москву из Ржева принесли две чудотворные иконы – Богоматери и Воздвижения. Их встречали малолетний великий князь Иоанн (будущий царь Иван Грозный) с митрополитом за Неглинной, и на этом месте был поставлен памятный Крестовоздвиженский храм. Хотя в 1899 году здесь было найдено погребение 1538 года, и это может подтверждать версию о князе Ховрине. Так или иначе, но церковь точно известна со времен Ивана Грозного. Тогда она была деревянной, и именно от нее вспыхнул страшный пожар 1547 года. За день до пожара к церкви пришел юродивый Василий Блаженный и «плакашеся неутешно» перед ней. Долго народ гадал, от какого горя плачет юродивый, а следующий день был в Москве такой пожар, в котором погибали каменные здания и плавилось железо.

http://pravoslavie.ru/23743.html

На Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (II) Сегодня Святая Церковь торжественно воспоминает обретение Честного Креста Господня. Это радостное событие последовало, как известно, спустя три века по Воскресении Господа и совершилось усердием святой царицы Елены, матери равноапостольного царя Константина. Долгим и трудным путем смирения вошел в Свою славу Господь Иисус Христос, и еще несравненно долее продолжалось уничижение Животворящего Древа, на котором Господь принес Себя в жертву за наши грехи. Спаситель мира уже был на Небе, а орудие спасения содержалось в недрах земли; уже славою Распятого огласились все концы вселенной, а о Древе Креста никто не знал и в тех местах, которые были смежны с самою Голгофой. Но вот мир начал убеждаться, что слово о кресте для погибающих юродство есть, а для спасаемых – сила Божия ( 1Кор. 1:18 ), и Древу Креста нужно было явиться миру для его радости, для торжества и украшения Церкви. Константин Великий , сам неоднократно испытавший силу Креста, вознамерился найти самое то Древо, на котором был распят наш Спаситель. Священный труд этот приняла на себя достохвальная мать его, императрица Елена. Дух Святый внушил этой равноапостольной царице, чтобы она употребила усилие и усердие на взыскание Креста. Но как найти это сокровище? По совету Патриарха Иерусалимского Макария созваны были старейшие по годам иудеи, и на вопрос, где утаили предки их Крест Христов, они указали на некоего Иуду, который, приведши царицу и архиепископа к северо-восточной стороне Голгофы, сказал им: «На сем месте, где стоит капище Венеры, вы найдете Крест вашего Христа». Капище срыли и после долгих трудов – так как Крест был завален мусором и землей – Крест Спасителя – а вместе с ним и кресты распятых с Господом разбойников – был найден. Еще до обретения их ощущалось исходившее из земли благоухание. Но поскольку найдено было три креста, чтобы определить, какой из них есть Крест Господень, Патриарх Макарий повелел приложить к крестам лежавшую на смертном одре болящую благочестивую женщину. Когда была приложена она к первым двум крестам, то они не произвели никакого действия и перемены в состоянии страждущей, но прикосновение к третьему не только восставило ее с одра болезни, но и даровало ей б!ольшие силы, нежели какими она обладала прежде. После этого, воздавая славу Богу, все единодушно признали чудотворный крест Крестом Господним.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Богослужебной особенностью праздника Воздвижения Креста Господня, отличающей его в ряду других великих Господских праздников, является вынос на средину храма креста для поклонения ему, каковой совершается по окончании великого славословия при пении «Святый Боже». В некоторых храмах по выносе креста, перед поклонением ему, совершается еще «чин Воздвижения Креста». Выйдя с крестом на средину храма, предстоятельствующий епископ или иерей полагает его на аналое, кадит крестообразно и молча делает перед ним три поклона; затем, взяв крест с аналоя и держа его двумя руками, он обращается лицом к востоку. Сослужащий ему диакон, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, возглашает: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Певцы начинают петь первую сотницу «Господи, помилуй». Предстоятель трижды осеняет крестом к востоку и затем, под пение первой половины сотницы, медленно наклоняется, как говорит Типикон, «елико пядию отстояти главе от земли». Склонившись так низко, он снова медленно и постепенно, пока певцы поют вторую половину сотницы, поднимает голову, выпрямляется и воздвизает крест «горе», а затем, под пение заключительного «Господи, помилуй», осеняет им трижды к востоку. После сего предстоятель обращается лицом к западу. Диакон переходит на противоположную сторону и, стоя перед крестом, произносит: «Еще молимся о стране нашей, властех и воинстве ея, рцем вси». Певцы поют вторую сотницу «Господи, помилуй», а предстоятель воздвизает крест подобно тому, как он совершал это на восток. Далее предстоятель обращается лицом к югу и после прошения диакона «Еще молимся об оставлении грехов Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси», совершает третье воздвизание, певцы же поют третью сотницу «Господи, помилуй». Затем следует четвертое воздвизание, лицом к северу, чему предшествует прошение диакона: «Еще молимся о всякой души христианстей, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси». Таким же образом совершается пятое воздвизание, снова к востоку, по произнесении диаконом «Еще молимся о всех служащих и послуживших во святей обители сей (или в святем храме сем) отец и братий наших, о здравии и о спасении и оставлении грехов их, рцем вси». Пропев пятую сотницу «Господи, помилуй», певцы поют «Слава, и ныне», кондак праздника «Вознесыйся на Крест волею». Предстоятель кладет святой крест на аналой и вместе с сослужащими ему поет трижды «Кресту Твоему». Это же поют трижды певцы, после чего начинается поклонение святому кресту и его целование.

http://bogoslov.ru/article/6175574

Богослужебной особенностью праздника Воздвижения Креста Господня, отличающей его в ряду других великих Господских праздников, является вынос на средину храма креста для поклонения ему, каковой совершается по окончании великого славословия при пении «Святый Боже». В некоторых храмах по выносе креста, перед поклонением ему, совершается еще «чин Воздвижения Креста». Выйдя с крестом на средину храма, предстоятельствующий епископ или иерей полагает его на аналое, кадит крестообразно и молча делает перед ним три поклона; затем, взяв крест с аналоя и держа его двумя руками, он обращается лицом к востоку. Сослужащий ему диакон, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, возглашает: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Певцы начинают петь первую сотницу «Господи, помилуй». Предстоятель трижды осеняет крестом к востоку и затем, под пение первой половины сотницы, медленно наклоняется, как говорит Типикон, «елико пядию отстояти главе от земли». Склонившись так низко, он снова медленно и постепенно, пока певцы поют вторую половину сотницы, поднимает голову, выпрямляется и воздвизает крест «горе», а затем, под пение заключительного «Господи, помилуй», осеняет им трижды к востоку. После сего предстоятель обращается лицом к западу. Диакон переходит на противоположную сторону и, стоя перед крестом, произносит: «Еще молимся о стране нашей, властех и воинстве ея, рцем вси». Певцы поют вторую сотницу «Господи, помилуй», а предстоятель воздвизает крест подобно тому, как он совершал это на восток. Далее предстоятель обращается лицом к югу и после прошения диакона «Еще молимся об оставлении грехов Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Москов-скаго и всея Руси, и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси», совершает третье воздвизание, певцы же поют третью сотницу «Господи, помилуй». Затем следует четвертое воздвизание, лицом к северу, чему предшествует прошение диакона: «Еще молимся о всякой души хри-стианстей, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси». Таким же образом совершается пятое воздвизание, снова к востоку, по произнесении диаконом «Еще молимся о всех служащих и послуживших во святей обители сей (или в святем храме сем) отец и братий наших, о здравии и о спасении и оставлении грехов их, рцем вси». Пропев пятую сотницу «Господи, помилуй», певцы поют «Слава, и ныне», кондак праздника «Воз-несыйся на Крест волею». Предстоятель кладет святой крест на аналой и вместе с сослужащими ему поет трижды «Кресту Твоему». Это же поют трижды певцы, после чего начинается поклонение святому кресту и его целование.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010