Богослужебной особенностью праздника Воздвижения Креста Господня, отличающей его в ряду других великих Господских праздников, является вынос на средину храма креста для поклонения ему, каковой совершается по окончании великого славословия при пении «Святый Боже». В некоторых храмах по выносе креста, перед поклонением ему, совершается еще «чин Воздвижения Креста». Выйдя с крестом на средину храма, предстоятельствующий епископ или иерей полагает его на аналое, кадит крестообразно и молча делает перед ним три поклона; затем, взяв крест с аналоя и держа его двумя руками, он обращается лицом к востоку. Сослужащий ему диакон, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, возглашает: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Певцы начинают петь первую сотницу «Господи, помилуй». Предстоятель трижды осеняет крестом к востоку и затем, под пение первой половины сотницы, медленно наклоняется, как говорит Типикон, «елико пядию отстояти главе от земли». Склонившись так низко, он снова медленно и постепенно, пока певцы поют вторую половину сотницы, поднимает голову, выпрямляется и воздвизает крест «горе», а затем, под пение заключительного «Господи, помилуй», осеняет им трижды к востоку. После сего предстоятель обращается лицом к западу. Диакон переходит на противоположную сторону и, стоя перед крестом, произносит: «Еще молимся о стране нашей, властех и воинстве ея, рцем вси». Певцы поют вторую сотницу «Господи, помилуй», а предстоятель воздвизает крест подобно тому, как он совершал это на восток. Далее предстоятель обращается лицом к югу и после прошения диакона «Еще молимся об оставлении грехов Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Москов-скаго и всея Руси, и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси», совершает третье воздвизание, певцы же поют третью сотницу «Господи, помилуй». Затем следует четвертое воздвизание, лицом к северу, чему предшествует прошение диакона: «Еще молимся о всякой души хри-стианстей, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси». Таким же образом совершается пятое воздвизание, снова к востоку, по произнесении диаконом «Еще молимся о всех служащих и послуживших во святей обители сей (или в святем храме сем) отец и братий наших, о здравии и о спасении и оставлении грехов их, рцем вси». Пропев пятую сотницу «Господи, помилуй», певцы поют «Слава, и ныне», кондак праздника «Воз-несыйся на Крест волею». Предстоятель кладет святой крест на аналой и вместе с сослужащими ему поет трижды «Кресту Твоему». Это же поют трижды певцы, после чего начинается поклонение святому кресту и его целование.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Чин Воздвижения Креста на праздник Крестовоздвижения 26 вересня 2009 р. 17:15 После события обретения Честного Креста в Иерусалиме очень скоро установился обычай ежегодно в память этого события, а также в память освящения («обновления») иерусалимского храма Воскресения Христова (храма Гроба Господня) совершать чин Воздвижения Креста. Уже в иерусалимском Лекционарии V в., сохранившемся в армянском переводе, упоминается церемония поднятия Креста для обозрения всеми молящимися. В грузинском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V–VII вв., чин Воздвижения описан подробно. Он совершался 14 сентября на третий час после рассвета и начинался с того, что священнослужители входили в диаконник, облачались, украшали Крест или даже 3 Креста и полагали их на св. престоле. Сам чин включал в себя 3 воздвижения (поднятия) Креста, каждое из которых предварялось группой молитв и песнопений и сопровождалось 50-кратным Господи, помилуй. После третьго воздвижения Крест омывали благовонной водой, которая раздавалась народу после литургии, и все прикладывались ко Кресту; затем Крест вновь полагали на св. престол и начинали Божественную литургию. По крайней мере, к VI в. чин Воздвижения уже был известен и совершался не только в Иерусалиме, но и в других местах христианского мира: Евагрий Схоластик (Церковная история 4. 26) сообщает о священнодействии поднятия Креста и его обнесения вокруг храма, происходившем в Апамее Сирийской; составитель «Пасхальной хроники» VII в., отмечая празднование Крестовоздвижения в Константинополе в 644 г., говорит о «третьем воздвижении» (PG. 92. Col. 988), что указывает на существование уже к тому времени в Царьграде сложного чина Воздвижения. Согласно послеиконоборческому Типикону Великой церкви, в храме Св. Софии  чин Воздвижения Креста совершался после входа на утрене, вслед за тропарями в честь Креста. Сам чин описан кратко: Патриарх, стоя на амвоне (представлявший из себя башенку посреди храма, на которую вели с двух сторон ступени), возносил Крест, держа его в руках, а народ возглашал: Господи, помилуй ; это повторялось трижды. Изображение святителя, стоящего на амвоне и возвышающего Крест, вошло в традиционную иконографию праздника Крестовоздвижения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201943...

II. 326 – 337 Воздвижение животворящего Креста После Собора Никейского Константин ощущал великую радость, 84 полагая что вся Церковь соединенная единой верой, будет наслаждаться полным миром и может с большим успехом трудиться над распространением Христианства во всех слоях общества. В воспоминание великого события, которому он столько способствовал, он решился воздвигнуть храм в Иерусалиме на Голгофе, где принесена была жертва за искупление мира. Он препоручил это дело Макарию, епископу Иерусалимскому, которому написал по этому случаю превосходный рескрипт, сохраненный для нас Евсевием. Елена, мать императора, способствовала этому благочестивому предприятию и отправилась в Палестину наблюдать за выполнением оного. Елена была ревностной христианкой. По прибытии в Иерусалим она взошла на Голгофу и приказала делать раскопки чтобы обрасти крест, на котором Иисус Христос был распят. У евреев существовал обычай зарывать орудия казни на том самом месте, где осужденный был казнен. Это было драгоценным указанием; но с того времени как идолопоклонство начало борьбу против Христианства, не пренебрегали никаким средством, чтобы загладить следы Богочеловека. Голгофа завалена была мусором до того, что местность совершенно изменилась, там даже построили здания, а в особенности храм посвященный Венере. Не взирая однако на эти злоухищрения, воспоминание о святых местах, где Спаситель умер и воскрес, сохранилось в сердцах христиан. Как только Константин повелел воздвигнуть на этих местах храм, тотчас раскопали весь мусор, наношенный язычниками и открыли вертеп, где погребено было тело Иисусово. Рядом обретено было три креста и дщица с титлом, лежавшая отдельно, на которой можно было прочесть написанные по-еврейски, гречески и латински слова: «Иисус Назарянин, Царь Израилев». Три креста были по всему один на другой похожие и трудно было узнать между ними крест Христов, потому что дщица с титлом, которая отличала его от двух других, была оторвана. Макарий, епископ Иерусалимский, решился обратиться с молениями к Самому Богу, для указания Креста, который следовало чествовать. В Иерусалиме находилась тогда женщина в болезни безнадежной и при смерти. Макарий приказал отнести в дом её все три креста. Елена и сановники её последовали туда за епископом. Прикосновение двух крестов к умиравшей не произвело ничего; но как скоро прикоснулся к ней третий, – она открыла глаза и встала с постели совершенно здоровой. Известие о чуде этом быстро разнеслось в Церкви и в память обретения Святого Креста установлен был праздник – Воздвижение животворящего Креста, который всегда торжественно праздновался в Церкви. 85

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Канон на Воздвижение Креста Господня Торжественный канон на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста принадлежит св. Козьме, Епископу Маюмскому. Приступая к составлению канона, Святитель прежде всего обращает ум и сердце к спасительному Древу и, как бы знаменуя себя священным знамением креста, подобно как делают все благочестивые христиане при начинании всякого доброго дела, говорит: Σταυρ πεποιθς, μνον ξερεγομαι (Крестом оградясь, произношу песнопение), и потом излагает свои мысли и чувствования. В этом произведении церковного витийства св. Козьма величественными описаниями и многознаменательными указаниями на события священной истории изображает, как по истине животворящ и честен Крест, на котором, совершилась искупительная смерть нашего Спасителя. Животворящую силу Его он видит ещё в Ветхом Завете, когда одни только прообразования и таинственные предвещания о Кресте Господнем уже спасали от бед, препобеждали законы природы, доставляли победу над врагами, подавали исцеления, служили источником благословения и освящения; – в особенности же в Новом Завете, когда спасительные действия Креста, окроплённого кровию воплотившегося Бога-Слова, распространились на весь род человеческий, многократно и разнообразно избавляя людей от видимых и невидимых врагов их спасения. Соответственно Божественной силе своей, спасительное орудие страданий Христовых и было достойно чествуемо во все времена, как святыми мужами Ветхого Завета, проразумевавшими таинство Креста, так и новозаветными сынами Благодати, узревшими это великое таинство в полном свете, преимущественно же тогда, когда Христианская Вера сделалась господствующею во всём мире – при Императоре Константине Великом и его благочестивых преемниках, и самое древо Креста чудесным образом обретено и явлено всем при достославном его Воздвижении. С восторгом указывая на чудные действия и торжественные явления победоносного Знамения и с глубочайшим благоговением ублажая святое орудие нашего спасения, Песнописец призывает всех верующих, все силы небесные и земные, видимые и невидимые, участвовать во всемирном, радостнейшем торжестве во славу Честного Животворящего Креста Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Воздвижение Животворящего Креста Господня Этот православный праздник отмечается 27 сентября. Но почитание Креста не приурочивается к какой-либо определенной дате. Крест Господень — одна из величайших святынь для каждого православного человека. Всемирное, да, всемирное Воздвижение Животворящего Креста Господня. Но всегда ли Крест почитался Церковью величайшей из святынь? Да, Крест всегда освящал Вселенную. С того момента, как он был пропитан Животворящей Кровью Иисуса из Его ран… С того мгновения, когда частицы плоти Иисусовой были гвоздями вбиты в Древо Крестное… Изображение Креста мы находим в катакомбах первых христиан, выбитым на камнях над самим престолом, пред которым христиане Апостольских времен преклоняли колена. Но особое почитание Креста началось со времен царствования византийского императора Константина. Неспокойным было начало его правления. Некий Мавксентий, желая свергнуть его, выступил с большим войском против императора. Перед сражением войска Константина были поражены сияющим видением Животворящего Креста на небе. Ночью же образовался Крест из звезд. Под ним на небесном фоне появилась надпись: «Этим побеждай». Люди, считая явление Креста, который был позорным орудием казни у язычников, страшным предзнаменованием грядущего поражения, испугались и в отчаянии были готовы бросить оружие. Лишь Константин Великий понял смысл явления и приказал изобразить Кресты на знаменах, щитах и латах воинов. Начался кровавый бой. Многие солдаты Мавксентия сложили головы, ничтожно малы были людские потери Константина, а победа его — блестящей. После того великий император, лояльно относившийся к христианам, издал указ о равноправии христиан с язычниками. До Константина Церковь Христова 300 лет испытывала страшные гонения. За веру в Иисуса, Сына Божия, христиан ссылали, обращали в рабов, отправляли на каменоломни. Свирепый император Нерон свои безнравственные пиры, проходившие в садах, освещал живыми факелами из горящих христиан, которых вместе с паклей, пропитанной смолой, привязывали к столбам, окружавшим столы пирующих, и поджигали. Христиан бросали на съедение диким зверям на аренах цирков. На глазах многотысячной толпы зрителей, патрициев и плебеев, голодные животные разрывали на куски и спокойно пожирали людей.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Скачать epub pdf Слово в день празднования Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня Достижение благ Креста Господня должно стать целью нашей жизни Все мы должны знать, мои возлюбленные о Христе чада, великое и спасительное значение Креста Господня. Об этом значении, точнее, о неизреченных благах, происходящих нам от Креста, говорила св. Церковь и вчера и сегодня в своих богослужениях великого праздника. Говорила об этом св. Церковь и в стихире на «Господи возвах», которая поется на малой вечерне. Здесь сказано: «Крест возносится, и демони прогоняются, разбойник Едема убо врата отверзает, смерть умерщвляется и ныне дуста явися, Христос величается. Тем веселитеся еси земнороднии, клятва разрушится». Здесь кратко, но существенно изображаются все события Божественного о нас домостроительства, центром которых является крест Господень. Крестом Своим и Божественною Своею Кровью, на нем пролиянною, Господь искупил первородный грех Адамов, разрушил все дела диавола, направленные к гибели всего человечества, уничтожил смерть, сделавшись первенцем воскресения всех людей, разрушил клятву – это разлучение людей с Богом, – и потому двери рая теперь отверсты для нас, и святые люди, вслед за покаявшимся благоразумным разбойником, по своей смерти водворятся в нем, и даже без воздушных бесовских мытарств, по слову Христа: «Слушаяй словесе Моего, и веруяй Пославшему Мя имать живот вечный: и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот» (Кн. 5:24). В силу этого Креста Своего Господь дарует нам Свою божественную благодать, которая помогает нам неуклонно соблюдать все спасительные заповеди и дает нам через них, а также через св. Причащение возможность вступать в самое близкое, родственное и блаженное единение еще здесь со Христом для участия в великой славе и неизреченном блаженстве Его Небесного Царства. Достижение всех этих благ Креста Господня должно быть целью всей нашей жизни. И мы всех этих благ достигнем и будем ими обладать, если усвоим урок, коему поучает нас сей Крест Господень. Он поучает нас смирению Христову, о чем еще ап. Павел сказал: «Себе умалил, зрак раба приим... смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякого имене» ( Флп. 2,7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Скачать epub pdf Слово на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. О спасительной силе Креста 119 «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Спасительно нам знать, возлюбленные о Христе чада мои, значение весьма немногих слов сего дивного церковного песнопения. Это значение будет для нас понятно, если мы прежде всего уясним себе вопрос: почему мы покланяемся Кресту? Мы покланяемся Кресту потому, что на нем Господь совершил наше спасение. Еще в Ветхом Завете Господь показал спасительную силу Креста. Когда Моисей, в силу повеления Божиего, крестообразно осенил Чермное море жезлом своим, то вода расступилась и весь израильский народ перешел море, как по суху, имея и справа и слева от себя морские воды. Когда же фараон со своим воинством покусился сделать то же самое и в своей погоне за Израилем стал проходить по сухому дну морскому, то Господь опять повелел Моисею осенить крестообразно жезлом своим море. И когда Моисей это сделал, то воды сомкнулись и все фараоново воинство потонуло в морских волнах. Это дивное чудо воспевает св. Церковь в таких словах: «Крест начертав Моисей, впрямо жезлом Чермное пресече, Израилю пешеходящу, тоже обратно фараоновым колесницам ударив совокупи, вопреки написав непобедимое оружие...» 120 . Когда израильтяне во множестве умирали от укусов ядовитых змей, то Господь повелел Моисею воздвигнуть крест с медным на нем змием. И все те, которые с верою взирали на этот крест, избавлялись от смерти. Об этом чудесном событии так говорится в службе настоящего праздника: «Возложи Моисей на столпе врачевство, тлетворивого избавление и ядовитого угрызения: и древу образом креста, по земли пресмыкающагося змия привяза, лукавный в сем обличив вред...» 121 . Дивное чудо от креста проявилось в жизни израильского народа во время его сражения с амаликитянами. Израильтяне не могли своими силами победить врагов. Тогда Моисей в молитве к Богу простер руки, прообразуя крест. И так молился Моисей до тех пор, пока амаликитяне не были окончательно побеждены. Это событие воспевается св. Церковию в следующих словах: «Моисей предобрази тя, руки простер на высоту, и побеждаше Амалика мучителя, Кресте честный...»; «Образ древле Моисей пречистыя страсти в себе самом прообрази, священных среде стоя: крест же вообразив, простертыми победу дланьми воздвиже державу погубив Амалика всегубителя...» 122 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Омск. Собор Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженский собор Карта и ближайшие объекты В 1865 году в Омске была заложена церковь во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня (Кресто-Воздвиженский кафедральный собор) и отстроена в 1870 году омским купцом (из казахов) Г.Н. Андреевым, принявшим православие, и его женой Вассой Петровной. Был закрыт в 1936 году. По резолюции Михаила Калинина здание должны были снести, но вместо этого устроили склад. По другим сведениям в 30-е годы XX века территория церкви была отдана под строительство школы. 28 ноября 1943 года общине верующих удалось получить назад свою церковь. Сейчас этот храм является главным в Омско-Тарской епархии. Крестовоздвиженская градо-Омская церковь имеет два престола: главный - во имя Честного Животворящего Креста Господня, а другой, южный - во имя Божией Матери в честь иконы «Утоли моя печали». Зданием каменная, построена в 1870 г. омским купцом Григорием Андреевым на собственные средства, по приходу малопоместительна, не вмещает и трети прихожан. Крестный ход бывает 27 июля: установлен во время холерной эпидемии 1892 г. Приписных сел, деревень, часовен и молитвенных домов в приходе нет. Для помещения причта имеются четыре деревянных дома, три из них новые, а четвертый ветхий. Земли для пользования причта нет. Зданий, приносящих доход церкви или причту нет. Жалования причт ни от казны, ни от прихожан не получает: капитал церкви в 8050 руб. заключается в процентных бумагах, хранящихся в Омском отделении Гос. Банка; капитал причта 5 397 руб., заключающийся также в процентных бумагах в вышепоименованном учреждении. В братскую кружку поступает дохода до 4 440 руб. в год. Церковно-приходская школа есть; школа содержится на церковные средства, при пособии от городской управы. Помещается в церковном деревянном здании… В приходе православных обоего пола 6 064 чел. По штату положено быть 3 священникам, диакону и 3 псаломщикам. К. Ф. Скальский «Омская епархия» Омск. Типография А. К. Демидова. 1900 г.

http://sobory.ru/article/?object=00020

Сухополь. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Село Сухополь расположено вблизи Беловежской пущи в 30 километрах от Пружан. В церковном отношении Сухополь с окрестными деревнями до конца XVII века зависел, вероятно, от ближайшей в то время Шерешевской церкви, находящейся в 10 верстах от Сухополя, которая получила фундуш и привилегии от Ивана Абрамовича до 1536 года. Не нужно упускать из виду и того важного обстоятельства, что с половины XVI века существовал в местечке Наревке основанный князем Масальским православный монастырь, влияние которого, вследствие близости деревень Сухопольского прихода, было, без сомнения, весьма сильное и благотворное в духовном отношении. Когда в восточной части Беловежской пущи значительно выросла численность населения, возникла острая необходимость в образовании там самостоятельного православного прихода. 14 августа 1680 года королевские комиссары, посланные в Беловежское лесничество, дали разрешение на постройку церкви на определенном участке земли в Сухополе. Вероятно, скоро после этого события и появился в Сухополе храм и образовался новый приход. Несомненным доказательством проявления в Сухополе особой Божией милости явилось чтимая икона Пресвятой Богородицы. Икона Пресвятой Богородицы была во все время существования Сухопольской церкви одной из самых важных ее святынь. Эта икона находилась в алтаре, по правую сторону от царских врат, в богатой посеребренной, усеянной золотыми звездочками, ризе. Со времени основания храма этот образ был предметом особого благоговейного почитания со стороны прихожан, которые в богородичные праздники дни стекались в Сухополь со всех сторон. Храм был построен из соснового бруса, крыша покрыта гонтом, на крыше был один купол и три железных креста. В храме было двое дверей на железных петлях и шесть окон. Построен и освящен храм в честь Воздвижения Честного и Житвотворящего Креста Господня. Около храма была деревянная брусчатая колокольня, покрытая дранкой, располагавшаяся над входными воротами церковной ограды.

http://sobory.ru/article/?object=27654

Шуя. Храмовый комплекс. Церкви Воздвижения Креста Господня и Георгия Победоносца. Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Между 1693 и 1703. Адрес: Шуя, Театральная пл., д.4 Координаты: 56.856779, 41.379355 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В Крестовоздвиженском приходе две каменные церкви: холодная пятиглавая Крестовоздвиженская и теплая Георгиевская. Колокольня и ограда - каменные. Время основания Крестовоздвиженской церкви неизвестно, но по народному преданию - она есть одна из древнейших церквей в городе. Известный составитель писцовых книг Афанасий Веков указал, что в 1629 г. была сия церковь деревянная. Каменною она сделана в 1693 г., в котором 25 сентября была освящена, как это видно из надписи на храмозданном кресте, хранящемся в церкви. До 1801 г. Крестовоздвиженская церковь была бедною, что доказывают старая церковная опись и приходорасходная книга. С этого же года, с поступлением в приход Крестовоздвиженский богатых и благочестивых купцов Посылиных и Киселевых, приехавших в Шую на жительство из уезда, церковь с каждым годом стала принимать более и более благолепный вид. Ветхости ее означенными купцами все были исправлены, церковная бедная утварь заменена новою, лучшею. Потом весь храм был ими возобновлен и украшен. По возобновлении его он был вновь освящен 23 сентября 1823 г. Парфением, епископом Владимирским и Суздальским. В церкви три престола: главный – в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня и придельные – в честь св. благ. князей Бориса и Глеба (устроен в 1776 г.) и в честь Божией Матери Тихвинской (устроен в 1823 г.). Престол в главном алтаре бронзовый, с отлитыми бронзовыми барельефами: с западной стороны - Тайная Вечеря, с южной – Рождество Христово, с восточной – Снятие с Креста и с северной - Благовещение Божией Матери с отлитыми херувимами вокруг, по углам и избранными святителями. Весь престол вызолочен через огонь и утвержден на основании из белого мрамора. Престол устроен в Москве художником итальянцем Кампиони на средства купца В.М. Киселева.

http://sobory.ru/article/?object=24286

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010