В аскетической письменности заключается поэтому общая для всех христиан духовно-нравственная психология. А аскетическая психология есть глубочайшая и самая жизненная, – при руководственном свете ее только и можно разобраться в нравственных состояниях нашей собственной души. «Познай самого себя» (Солон), – основательно говорил в древности мудрец. «Испытывайте самих себя, в вере ли вы? самих себя исследуйте» ( 2Кор. 13:5 ), – определеннее наставляет нас св. апостол. «Я доселе не перестаю познавать самого себя, и чрез это познавание познаю свою немощь, заставляющую меня смиряться», – сообщает нам из своего опыта маститый добрый пастырь нашего времени о. Иоанн («Церков. Вед.» 1904 г. 39). Не напрасно богомольный народ наш так жаждет исповеди и духовного окормления именно у опытных монастырских «старцев». И каждому пастырю, чтобы в полноте пресвитерствовать, нужно стать по духу старцем хотя бы настолько, насколько позволяет это его семейственный и хозяйственный быт. Это – pro domo sua. А между тем теперь многие вооружаются против иночества и монастырей. Причины этой неприязни лежат глубоко. По силе особенностей настроения нашего времени, кажется, никогда, как ныне, столько не обесценивались в среде образованного общества христиан те заповеди, которые изложены на первой скрижали Моисеевой, а также первая из двух Христовых заповедей (см. Мф. 22:36–40 ), исполнителями каковых по преимуществу являются именно иночествующие. Это – с одной стороны. С другой стороны, в жизни самих иноков, людей простых и ученых, имеются, конечно, свои неблагоприятные данные. Поэтому поучительно вспомнить нам весьма знаменательное пророчество об иночестве последних дней основателя подвижнического пустынножития в IV веке св. Антония Великого . В памятниках письменности того времени пророчество это излагается так. «Некоторые ученики св. Антония, видя бесчисленное множество иноков в пустыне (египетской), украшенных великими добродетелями, и с таким жаром ревнующих о преуспеянии в святом житии отшельническом, спросили авву Антония: Отче! долго ли пребудет этот жар ревности и эта любовь к уединению, нищете, смирению, воздержанию и всем прочим добродетелям, к которым ныне так усердно прилежит все это множество монахов? Человек Божий с воздыханием и слезами ответил так: придет время, возлюбленные дети мои, когда монахи оставят пустыни, и потекут вместо их в богатые города, где, вместо этих пустынных пещер и тесных келий, воздвигнут гордые здания, могущие спорить с палатами царей; вместо нищеты возрастет любовь к собиранию богатств; смирение заменится гордостью; многие будут гордиться знанием, но голым, чуждым добрых дел, соответствующих знанию; любовь охладеет; вместо воздержания умножится чревоугодие, и очень многие из них будут заботиться о роскошных яствах не меньше самих мирян, от которых монахи ничем другим отличаться не будут, как одеянием и наглавником, и, не смотря на то, что будут жить среди мира, будут называть себя уединенниками (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

На другой же день после своего крещения Варфоломей, отправляясь в армию к ждущему его брату, королю Аримы, —527— проезжал мимо храма бога войны. Он велел своим войскам остановиться. Воспламенённый благочестивой ревностью, он приказал солдатам ниспровергнуть идола и влачить по улицам, а сам, вынув саблю, до тех пор безостановочно рубил его, пока не отрубил ему голову. „О, сколько раз ты меня обманывало, ложное божество, приговаривал он. Справедливо отплатить тебе за весь вред, который ты мне причинило “. Затем, приказав сжечь храм с обломками идола, он велел воздвигнуть на этом месте крест, перед которым и преклонился со своей свитой. Но члены Совета, оскорблённые тем, что король без их согласия отменил древнюю религию и ввёл новую, изгнал бонз, ниспроверг их храмы, идолов, и обратил в развалины их монастыри, решили отомстить ему за это. С такой целью они льстиво одобряли чувства князя и сами, казалось, горячо желали сделаться христианами; они уговаривали его призвать отца Торреца, который бы окрестил их. Они высказывали также желание переговорить с ним и с другими иезуитами насчёт великолепной церкви, которую король предполагал выстроить в Омуре. В день, назначенный для прибытия отца Торреца, вспыхнул заговор против его жизни и старик счастливо избежал опасности только вследствие того, что по нездоровью отложил на несколько дней поездку. Во время последовавших беспорядков город был сожжён. Королю пришлось бежать из объятого пламенем дворца, спасаясь от посягавших на его жизнь врагов. Он укрылся в близлежащем лесу, куда ему тайно приносил пищу один китаец, единственный человек, знавший это убежище. Ещё одно обстоятельство способствовало недовольству, ставшему роковым для короля. В его королевстве существовал обычай раз в год возжигать фимиам пред статуей предшествовавшего короля и воздавать ей почести. Варфоломей, не считавший нужным поддерживать этот культ, вошёл в храм во время церемонии; но вместо того, чтобы возжечь курение перед статуей, он опрокинул её и велел влачить её по храму, а потом бросить в огонь. Этот резкий и насильственный поступок возбудил раздражение бонз, оскорбил дворян и произвёл общий скандал. Это подало мысль двенадцати недо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   14/27 марта 1904. Воскресенье    5-й недели Великого Поста.    До Литургии у о. Симеона Юкава было крещено трое взрослых и несколько детей. За Литургией приобщены человек 20 исповедников и много детей.    Вчера прибыл сюда катихизатор Феодор Тоёда, вызванный моим письмом, из Исиномаки, видимо, исстрадавшийся, побледневший, но очень радый, что вызван сюда; а сегодня на него опять воздвигнуто гонение: полиция положительно не требует, а настоятельно советует не держать его в Миссии. Я послал полицмейстеру прочитать жалостное письмо ко мне от Тоёда из Исиномаки; он, полицмейстер, «с своей стороны тоже жалеет Тоёда, уверен в его невиновности, но, тем не менее, находит нужным удалить его из Миссии — это для пользы Миссии: глупый народ (гумин) может причинить зло ей, узнавши, что она скрывает подозреваемого Правительством в шпионстве».    Тоже резон. Я подумал: упорно откажись я не держать Тоёда в Миссии, на меня потом упадет укор, если злые люди, или глупые, причинят какой-нибудь вред Миссии. Итак, я пошел на компромисс, безобидный и для Тоёда. Я сказал полиции: «Согласно ее желанию, Тоёда будет жить не в Миссии и не в квартале Канда, а в одном из ближайших других кварталов; но пусть для него не будет запрещен вход в Миссию и пусть не будет приставлен к нему полицейский в своем полицейском платье, что было бы вывескою для всех, что поселившийся на квартире „ротан“. Если он будет обеспокоен и на этой квартире, то опять придет в Миссию, куда я ему не могу заказать вход: это его законное прибежище. Наши отношения основаны на любви и правде; Тоёда же против правды не согрешил».    Полиция квартала Канда вполне согласилась на это; Тоёда тоже нисколько не обижен этим; и для него ныне ищется квартира.    Экзема моя оказывается нисколько не боящеюся афонского лекарства — с головы перешла на грудь и распространяется большим красным пятном; отсюда уже спустилась на ноги. Пришлось позвать врача. Училищный наш врач Оказаки откровенно сказал, что не мастер по накожным болезням, а надо позвать специалиста, профессора Университета, доктора Дон [sic], учившегося в Германии. Оный сегодня и был, и прописал лекарства, и дал инструкцию. Порядочно досадной возни: натираться, сидеть полчаса в ванной и прочее. Как видно, от секретаря Сергия Нумабе, страдающего этою болезнью, заразился я, оттого что он, полоскаясь каждое утро целый час в умывальной, где моя ванна, пользуется моей хецима (ветошкой) и прочим. Отсюда урок для будущего: без церемонии не пускать никого в свою ванную — опрятность и благоразумие этого требуют; теперь вот возись месяца три!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

По приезде в Петербург от него требовали, чтобы он скорее представил «отчет», а он не хотел спешить и вместо отчетов писал трактаты с ученым аппаратом. На него смотрели как на чиновника, ожидали от него канцелярской работы, а он именовал себя «соглядатаем Востока» и верил, что у него накопилось много такого, чем стоит поделиться с соотечественниками. Как бы то ни было, начальство не думало идти ему на встречу. Вот описание о.Порфирием одного из приемов, какие он находит у тогдашнего Петербургского митрополита Антония. «Брошен им суровый взгляд на меня. – Вы просите у меня милости, не будет вам милости, – немилостиво говорил митрополит.» Передавая сведения об этом свидании с Антонием, наш горемыка припоминает при этом слова греческого поэта: «Есть нечто новое, придется мне горемычному петь горемычную песнь» 16 . Столь же несочувственно принял его и тогдашшй обер-прокурор Синода граф Протасов. О. архимандрит говорит об этом так: «Обер-прокурор, против моего чаяния, принял меня холодно. Знать какой-то черный кот прошел между им и мною. Я ожидал, что он скажет мне «спасибо» за разумное исполнение данного мне поручения в Палестине и будет распрашивать меня о Востоке» 17 . Но ничего такого не последовало. Протасов завел с ним речь о каких-то пустяках. В виду таких встреч и приемов архим. Порфирий не мог отказать себе в удовольствии расказнить своих начальников хоть своим пером. В его «дневниках читаем следующая строки: «Антонии, (разумеется, митрополит), Илидоры, Гедеоны (имена провинциальных архиереев, членов Синода), сиятельные графы (Протасов) и превосходительные чины (например Сербинович, директор канцелярии обер-прокурора)! И вы не боги; ибо нет в вас правды, милости и провидения. Долой же с пьедесталов! Ах! Эти мраморные статуи вооружены крепко. Не могу я разшибить и изпепелить их. Нет у меня перунов. Но есть адамантовое перо. Пишу им на челах их: «Это – камни, но не те, от которых Бог может воздвигнут себе чад». Целую тебя, перо мое. Письмена твои неизгладимы во веки» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Православный Центр Вселенской Патриархии, Шамбези-Женева. Итоги двадцатилетней деятельности (1966–1986) 45 1. Некоторые сведения Православный Центр Вселенской Патриархии в Шамбези-Женева является, может быть, самой характерной из инициатив Вселенского Престола, направленной на более эффективную координацию свидетельства Православной Церкви в соответствии с нуждами и потребностями современности. Общее желание прийти к церковному единству раздробленного и полного проблем христианского мира, выраженное с ясностью в начале нашего века в известных Посланиях Вселенской Патриархии (1902, 1904, 1920 гг.), стало реальностью в послевоенный период: а. в конкретных межцерковных Организациях, как, напр., Всемирный Совет Церквей, и б. в развитии двусторонних богословских диалогов Православия почти со всем христианским миром. Само собой разумеется, что Вселенская Патриархия, полностью сознавая свою историческую миссию, взяла на себя инициативу координации и подготовки Православой Церкви в новых перспективах межцерковных отношений. Всеправославные Совещания " 60-х гг. и решение о подготовке созыва Святого и Великого Собора Православной Церкви с помощью Межправославных Подготовительных Комиссий и Предсоборных Всеправославных Совещаний определили основные предпосылки и направления современного свидетельства Православия. Однако, возникла необходимость создания более стабильных рамок для результативного осуществления миссии Вселенской Патриархии как в области межправославных отношений, так и на более широком уровне межцерковных связей. 2. Создание Православного Центра. Развитие и цели Создание Православного Центра в Шамбези-Женева в 1966 г. было направленно на удовлетворение именно вышеупомянутых нужд. Православный Центр был создан решением блаженной памяти Вселенского Патриарха Афинагора Первого и Святого и Священного Синода Вселенской Патриархии, а его цели были определены Учредительным Томосом, изданным в Июне 1966 г. В покупке участка и старого особняка, который был первым ядром Центра, решительно помог покойный судовладелец Георгиос Лэмос вместе с Омиросом Пизанисом и Теодоросом Лагоникосом. Георгиос Лэмос, по просьбе своей жены, покойной Катиго Лэму, из семьи Диаманти-Патера, пожертвовал в 1971 г. 450000 дол.; потом он, а затем его наследники, помогли значительными суммами воздвигнуть храм, посвященный Апостолу Языков Павлу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пот и труды братий принесли плоды. «Уютная двухэтажная калива была воздвигнута с келлиями, приемной, иконописной мастерской, величественной галереей с видом на море и с прекрасным храмом на нижнем этаже в честь преподобных отцов, на Афоне просиявших, – радость и украшение этой каменистой, бесплодной горы, подобно белоснежной лилии, произросшей на камне и источающей святость и мир» (Мораитидис). Необходимо заметить, что во время строительных работ не прекращались всевозможные препятствия и искушения. Враг не хотел устроения обители. Помимо всего прочего, Великая Лавра, которой подчинялась калива, обвинила отца Даниила в том, что это строительство служит пропагандистским планам русских! В какой-то момент, когда искушения достигли крайнего предела, братия даже хотели покинуть Катунаки. «Горести и скорби окружали нас, – писал первый ученик старца Даниила, – нигде не могли найти мы прибежища и поддержки. Всюду тьма, везде безнадежность». Но все же искуситель был постыжен. Многие препятствия благополучно разрешились чудесным образом, о чем мы расскажем ниже. В 1904 году было решено построить большое здание. Архитектор Георгий, албанец по происхождению, начал закладку фундамента. Но из-за обвинений и клеветы Лавра отменила разрешение на строительство, и работы прекратились на шесть месяцев. Когда же вновь было получено разрешение, Георгий был уже занят где-то в другом месте, и работы поручили мастеру Василию, также албанцу, который до этого работал на русском подворье в Карее. Это был замечательный мастер и отличный инженер. Он тщательно изучил грунт, где предыдущий мастер положил фундамент, и нашел его непрочным. Мастер стал копать дальше и только на глубине 2,5 метра обнаружил твердый камень. Таким образом, большое здание было заложено на твердом и прочном основании, и, кроме того, образовалось пространство для обширного погреба, который как раз был необходим для устройства складского помещения. В этом видится чудо Промысла Божия. Неблагоприятное Он обратил в противоположное. Неисповедимы суды Господни!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На днях редактор журнала «Циувоо Коорон» прислал номер с запиской, что «желает прийти поговорить насчет улучшения японских нравов и обычаев (фуузоку) – так можно ли?» Отвечено было, что «об этом трактовать не мое прямое назначение, а если о религии желает поговорить, то милости прошу». Сегодня с 2-х часов и был разговор с г. Сакураи Тичёо, редактором, о религии как основании для улучшения нравов и обычаев. Мысли известные, что японские религии упали, чем дают место истинной религии, которая непременно войдет, а вместе с тем обновится и духовная кровь в жилах японского духовного организма, ныне же некоторое необычное расстройство понятно – старое рухнуло, новое не воздвигнулось, только еще материал понемногу собирается, отчего место и кажется беспорядочным загромождением всего и т. д. С половины 4-го я его сдал для дальнейшего разговора нашим писателям в редакцию наших журналов, куда отвел его познакомиться с Исикава, Ямада и другими. Снабдил также Сакурая книгами для дальнейшего изучения Православия и его отличия от других христианских исповеданий. 30 сентября/13 октября 1903. Вторник. Недавно к Павлу Накаи заявился один из провинции Иё, на Сикоку, с такою речью: «Вы переводите Св. Писание с Николаем, который принадлежит государству, неприязненному Японии, но вы – потомок знаменитых в Японии людей – патриотов, как же это? Я пришел осведомиться, сообразно ли это с любовью к отечеству?» Накаи объяснил ему, что его совместный со мною труд нисколько не мешает ему быть верным отечеству. Между прочим, оказалось, что это протестант секты конгрегационалов (Кумиай кёоквай), зараженный всеми предубеждениями против Православия, которыми всегда протестантские миссионеры начиняют своих адептов, что православные-де – идолопоклонники, так как вопреки ясному предписанию 2-й заповеди кланяются иконам, что у них русский царь – глава Церкви и подобное. Поговорив с Накаем, этот человек, по имени Иосида Суетаро, пожелал увидеться со мной. Сегодня в 3-м часу пришел. Чад предубеждений у него, по-видимому, несколько выветрился из головы, и разговор произошел следующий:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Цитата из христианской молитвы «Отче наш». 150 весь целиком ( лат.). 151 См. Предисловие. 152 С 1789 года. 153 См. Предисловие. 154 Аллюзия на раннее произведение «Марсель, или первый диалог о Граде Гармонии» (см. Предисловие). 155 Ни один из обоих ( лат.). 156 Имеются в виду выборы в Законодательное собрание 24 апреля и 8 мая 1910 года, показавшие значительное усиление социалистического влияния (избрано 74 социалиста по сравнению с 52, избранными в 1906 году). 157 III Республика берет начало с 1870 года. 158 Пеги перефразирует знаменитые слова Наполеона, произнесенные им 20 июля 1798 года в начале завоевания Египта: «Солдаты! Сорок столетий взирают на вас с высоты этих пирамид». 159 1789–1815 гг. — период от начала Великой французской революции до падения империи Hanoлeoha I (22 июня 1815 года) и реставрации Бурбонов (8 июля 1815 года). 1830 год — Июльская буржуазная революция во Франции. 1848 год — Февральская буржуазно–демократическая революция во Франции. 160 Это противопоставление, возможно, навеяно работой Э. Ренана «Будущее науки» (см. Renan Е. Avenir de la science: Caïman Levy, 1890. P. 419, 423, 424). 161 Математический термин, означающий подобие. 162 Эта категория (интеллектуалы) занимает особое место в философии Пеги. См. об этом, например, Leroi G. Débat sur les intellectuels dans les «Cahiers de la Quinzaine» (1900–1904)//La Revue des Lettres Modernes. (Paris). 1983. (Ch. Péguy). 163 Варьо Жан (1881–1962) — журналист и писатель, сотрудник Аксьон франсез. Ученик и последователь Жоржа Сореля, с которым в 1911 году основал периодическое издание «Эндепанданс». В 1935 году в издательстве «Галлимар» опубликовал «Беседы Жоржа Сореля» («Propos de Georges Sorel»). По мнению известного исследователя и комментатора творчества Пеги Робера Бюрака, данный упрек должен скорее адресоваться не Варьо, а Сорслю. Пеги и далее будет выступать против Сореля на страницах «Нашей юности», см., например, рассуждения о саботаже (наст. кн. с. 118). В Предисловии мы упоминали, что «Наша юность» — это, кроме прочих, и ответ Жоржу Сорелю, его «Дрейфусарской революции», в которой он, к примеру, иронизировал по поводу памятника Бернару–Лазару, воздвигнутому в Ниме в 1908 году. 164

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Будь мужественна до конца и дастся тебе венец правды, егоже у готова Бог любящим Его 259 и терпящим Его ради. Я здоров; будь и ты здорова, дорогая Матушка, милостию Божиею. Протоиерей Иоанн Сергиев. 15 Марта 1904 г. Игумении Таисии (Солоповой). 23 марта 1904. Петербург Дорогая и неоцененная Матушка Таисия! Пишу эти строки тотчас после Преждеосвященной обедни в твоем подворье, под благодатным влиянием молитв покаянных и причащения Божественных Таин. В конце Литургии произнес Слово 260 . Сестры твои пели превосходно и утешили меня и все собрание до слез. Я, слава Богу, здоров. Посылаю тебе новое Слово мое на Благовещенье 261 . Помогай Бог нам с тобою во всем. Протоиерей Иоанн Сергиев. 23 Марта 1904 г. Епископу Псковскому и Порховскому Арсению (Стадницкому). 26 марта 1904. Кронштадт Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь! Начальница Воронцовского Благовещенского Подворья Лидия монахиня прибыла в С. – Петербург – к месту своего назначения 262 . Я повидался с нею и нашел ее весьма соответственною для сестер петербургского Подворья, по ее кротости и разуму. Надеюсь, что в Подворье будет мир и любовь, что и нужно более всего 263 . Буду иметь счастие пригласить Вас, Владыко, на освящение придела в храме, посвященном Тихвинской Божией Матери 264 . О времени освящения благоволите, милостивый Архипастырь, сказать начальнице, на Фоминой или Мироносицкой неделе, когда всем удобнее 265 . Имею честь приветствовать Вас с пресветлым Праздником Пасхи 266 . Христос воскресе! 26 Марта 1904 Кронштадтский Протоиерей Иоанн Сергиев. Председателю Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви протоиерею Философу Орнатскому. 29 марта 1904. Кронштадт 267 Я несказанно был бы рад видеть готовым храм у Варшавского вокзала. Дай Бог Вам кончить св дело благополучно. Молитесь, Господь промышляет о Своем храме. И он воздвигнется, и украсит собой столицу и Церковь Православную. Господь Вам помощник. Примите мою лепту, посылаемую мною из личных средств.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Обителей мужских 2, женских 3. Мужские обители Второ-Афонский Успенский монастырь в Пятигорском округе. У подножия Бештау, близ Пятигорска, на значительном возвышении от равнины, образовалась неровная площадка, окруженная с трех сторон горными отрогами. Здесь, на этой площадке, приютилась скромная иноческая обитель, созданная любовью русских святогорцев, Второ-Афонский Успенский общежительный монастырь. В половине сентября 1904 г. о. Герасим, русский подвижник, долго проживший на Афоне, в сопровождении 20 человек братии прибыл на это место и приступил к возведению храма и других необходимых монастырских построек. Работа их приняла быстрый ход, в 12 ноября 1904 г. уже последовал указ Св. Синода об утверждении Второ-Афонского Успенского монастыря. 28 ноября 1904 в. новый епископ владикавказский Гедеон в сослужении с наиболее почетным духовенством епархии освятил Успенский храм обители. Прошло немного больше года, в обитель постигло несчастье: 9 января 1906 г. вспыхнул пожар, уничтоживший Успенский храм, братский двухэтажный корпус и довольно ценную ризницу в трапезу. Только благодаря пожертвованиям обитель могла воздвигнуть новый храм, освященный 15 августа 1906 г. Кизлярский Крестовоздвиженский монастырь. Крестовоздвиженская общежительная обитель, находящаяся в самом городе Кизляре, основана в 1736 г. игуменом Даниилом, родом из грузинских князей, принесшим с собой фамильную Грузинскую икону Богоматери «Знамение». Около ста лет в этом монастыре группировались грузины, бежавшие из Закавказья от тяжкого гнета турок и других мусульман. За все время от своего основания до покорения Кавказа обитель терпела материальные недостатки, и только с заселением края православными жителями благосостояние ее улучшилось. В настоящее время в Кизлярской обители имеется однопрестольная соборная церковь в честь Воздвижения Креста Господня и храм во имя Св. вмч. Георгия, воздвигнутый в 1904 г. на месте сгоревшего храма. При монастыре есть гостиница для паломников и с 1884 г. школа для мальчиков. Управляется архимандритом. Женская обитель

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010