Закрыть itemscope itemtype="" > Пою Богу моему, дондеже есмь Памяти протоиерея Анатолия Иосифовича Мороза 21.01.2020 1206 Время на чтение 18 минут 15 января православный Петербург прощался с митрофорным протоиереем Анатолием Иосифовичем Морозом (15.10.1930 - 13.01.2020), почётным настоятелем храма князя Александра Невского в Усть-Ижоре. За 69 лет! предстояния пред престолом ему довелось служить во многих храмах нашего города. Более тридцати лет Батюшка отдал возрождению церковной жизни Ижорской земли. В 1989 году под окормлением отца Анатолия восстановлено здание и начаты богослужения в храме святого равноапостольного великого князя Владимира, а в 1995 году – в поднятом из руин храме святого благоверного великого князя Александра Невского. Настоятелем которого он был 27 лет. Провожали человека и прощались с эпохой. Огромный величественный храм Александра Невского в Усть-Ижоре был полон. Чин отпевания в сослужении сонма духовенства возглавил митрофорный протоиерей Василий Иванович Стоиков. Их дружба с отцом Анатолием началась в юности – они одноклассники по Духовной академии, выпускники 1955 года – и продолжалась всю жизнь. Ровно, мощно под сводами храма звучит голос маститого Батюшки. Торжественно и эпически невозмутимо возносятся под купол молитвы. Торжество православия. Я очень люблю ходить к храму Александра Невского по холмистым дорогам Усть-Ижоры пешком. Навстречу таинственно распахиваются старинные просторы. Время замедляется. Попадаешь в забытый сказочный мир. С вереницей частных домов под старыми деревьями, булыжной мостовой и белым, сияющим на берегу реки храмом. Невозмутимые рыболовы бросают в Ижору с моста сети. На воде у берега кружатся уточки, а в небе парят остроклылые чайки. Здесь, оглушённый мегаполисом, человек с изумлением возвращается в утерянную нами неторопливую настоящую жизнь. Главной встречей, конечно, является храм. Огромный, но не громоздкий. Богатый, но не давящий пышностью. Храм изумительно вписывается в скромный и могучий северный ландшафт. В плоское, наполненное небом, пространство разлива Невы. Он, подобно белой птице, тихо парит над водой. Сейчас кажется, что храм был здесь всегда.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/21/po...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Пришло время проявить свое Православие» По Украине шествует Всеукраинский крестный ход во имя мира, любви и молитвы за прекращение междоусобицы 06.07.2016 936 Время на чтение 7 минут В воскресенье, 3 июля, из Успенской Святогорской лавры стартовал Всеукраинский крестный ход — шествие мира, любви и молитвы за Украину, сообщает Патриархия.ru. Возглавляет многолюдное молитвенное шествие наместник Лавры митрополит Святогорский Арсений. Крестный ход с Востока Украины проходит через Горловскую, Изюмскую, Харьковскую, Полтавскую, Кременчугскую, Бориспольскую и Киевскую епархии. Святыней шествия станет Святогорская икона Божией Матери. Крестный ход с Запада Украины начнется 9 июля от Почаевской лавры и пройдет через Тернопольскую, Ровенскую, Шепетовскую, Житомирскую, Овруцкую и Киевскую епархии. Святыней шествия станет Почаевская икона Божией Матери. Ориентировочное время выхода из лавры – 8:00. 27 июля участники крестных ходов встретятся в Киеве на Владимирской горке и вместе с Предстоятелем Украинской Православной Церкви, архиереями и духовенством пройдут в Киево-Печерскую лавру, где 27–28 июля состоятся торжественные богослужения. Ответственными за проведение Всеукраинского крестного хода назначены архимандрит Иоасаф (Ковецкий) – маршрут из Святогорской лавры, и протоиерей Виктор Земляной – маршрут из Почаевской лавры. Накануне в Киево-Печерской лавре блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий благословил всех участников шествия. Предстоятель Украинской Православной Церкви Московского Патриархата призвал принять деятельное участие в этом особом шествии ради мира и Божиего благословения Украинской земле. По словам Его Блаженства, крестный ход, одновременно идя с запада и с востока, объединит всю Украину. Для всех желающих присоединиться к крестному ходу работает «горячая линия». Телефон для тех, кто идет по маршруту Святогорск — Киев: +380957299859; по маршруту Почаев — Киев: +380670097733. Подробные карты маршрутов можно найти по ссылке .

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/06/pr...

Закрыть Чтобы преумножалась благодать В день памяти блгв. князя Александра Невского сербская делегация передала в дар Лавре святыни Редакция РНЛ   17:33 06.12.2022 855 Время на чтение 3 минуты Сегодня в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга праздновали тезоименитство – день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского. Торжественное Богослужение возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в сослужении с наместником Александро-Невской лавры епископом Кронштадтским Назарием и епископом Тихвинским и Лодейнопольским Мстиславом, сообщает наш корреспондент. В нынешнем году со дня кончины русского национального героя и великого святого, чей образ является символом «Русской народной линии», исполнилось 759 лет. Святой князь скончался в Городце по пути из Орды, приняв схиму с именем Алексий. В день его кончины в далёком Владимире, куда через несколько дней были перевезены честные мощи святого князя, митрополит Кирилл произнёс «Закатилось солнце Земли Русской». Троицкий собор Александро-Невской Лавры был полон молящимися. Вместе с русскими богомольцами за литургией молилась и делегация из братской Сербии во главе с известным сербским фотохудожником Мишей Бранковичем. Сербская делегация, в состав которой входили известная общественная деятельница Елена Терзич и другие сербские русофилы, прибыла в Санкт-Петербург с почётной миссией. Они привезли в дар Лавре две иконы знаковых сербских святых, прославившихся не только своими духовными подвигами, но и огромной любовью к России. Иконы святителя Николая (Велемировича), которого в России просто зовут Николай Сербский и преподобного Иустина (Поповича) или Иустина Челийского, как величают подвижника по месту монастыря Челие, где пребывают его святые мощи. Эти сербские святые были, практически, нашими современниками, жили в ХХ веке. Преподобный Иустин (Попович) был прекрасным знатоком русской культуры и даже написал книгу, посвящённую творческому наследию Фёдора Михайловича Достоевского, чем внёс весомый вклад в исследование русской общественной мысли.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/06/ch...

Информационный нервный срыв Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 26 января – 2 февраля. – История патриаршества. – Президенты в Лавре. – Жития и школа. – Фантазии и кошмары. – Вечный бой. – Истерия в отдельно взятой стране. – Предвыборный шантаж. – Против нравственности и контроля. – Иван Муромец. – Основано на слухах. – Процесс узнавания. – Диктатура политкорректности. – Колокола Михаила Пришвина. В понедельник, 26 января, исполнилось 415 лет с тех пор, как на Руси было введено патриаршество. Об этом сообщает агентство «Интерфакс» . После краткого изложения истории русского патриаршества, в новости отмечается: «Несмотря на трудную историю, патриаршеству суждено было сыграть важную роль не только в духовной жизни России, но и в укреплении ее государственности. Так, живший в XVII веке патриарх Ермоген возглавлял борьбу за независимость России от поляков, патриарх Филарет (отец Михаила Романова - родоначальника царской династии) оказал огромное стабилизирующее влияние на жизнь в стране после периода смуты, патриарх Никон активно помогал воссоединению Украины с Россией. Нынешний глава Московского Патриархата Его Святейшество Алексий II - 15-й по счету предстоятель Русской церкви. Во многом благодаря принципиальной позиции патриарха Русскую православную церковь удалось удержать от раскола, который мог случиться после распада СССР». Также на прошлой неделе страна вспоминала еще одну дату своей истории – 60-летие со дня полного снятия блокады Ленинграда. В этот день в петербургском храме Успения Пресвятой Богородицы (иначе его называют «Блокадный храм») были совершены торжественное богослужение и крестный ход, сообщает сайт « Newsru.com » . «Блокадный храм» был построен на пожертвования горожан в 1996-2001 годах. Он стал единственным в России православным храмом, посвященным блокаде Ленинграда. При строительстве на кирпичи, из которых были возведены стены храма, наносились имена людей, погибших в блокадном городе. Для вечного поминовения погибших в годы блокады и для молитв о здравии тех, кто пережил эту трагедию, в храме создана Молитвенная книга».

http://pravoslavie.ru/4873.html

М.И. Одинцов Глава VI. На московской кафедре. 1934–1941 годы Блаженнейший первоиерарх Русской церкви Видимым признанием авторитета и особенного положения митрополита Сергия стало решение, принятое на расширенном заседании Патриаршего синода 27 апреля 1934 года, о переводе его с Нижегородской кафедры на Московскую кафедру, вдовствующую после кончины патриарха Тихона, и присвоении титула «Блаженнейший» и права ношения двух панагий. 2 мая 1934 года Сергий впервые в своем новом качестве возглавил службу в кафедральном Богоявленском соборе в Дорогомилове 145 . По русской традиции нового правящего московского владыку хлебом-солью встречали многочисленное приходское духовенство, тысячи и тысячи верующих. В торжественном богослужении в день возведения митрополита Сергия на Московскую кафедру архипастырю сослужили более ста епископов, священников и диаконов. Поздравительные телеграммы пришли не только из епархий, расположенных в СССР, но и от правящих епископов и прихожан далеких Японии, Америки, Литвы. В поднесенном Сергию адресе, зачитанном митрополитом Ленинградским Алексием (Симанским), отмечалось: «Всеблагому Промыслу Божию угодно было судьбы Русской православной церкви вручить Вашему мудрому отеческому окормлению. Уже девятый год, подчиняясь нелицемерно этой Божественной Воле, Вы несете ответственное послушание по управлению Русской православной церковью. И это послушание Вы несете как истинный христианин, являя всем образец христианской любви и смирения. И это мудрое руководство кораблем церковным, безграничная любовь Ваша к Матери-Церкви, братское любовное отношение к соепископам-братьям и отеческое ко всем чадам Церкви соделали Вас в общецерковном сознании Первым епископом страны» 146 . Тем самым митрополит Сергий признавался правящим первоиерархом Русской церкви. Его резиденцией стал небольшой дом в Бауманском (бывший Девкин) переулке. Тогда это была восточная окраина старинной городской местности – села Елохова. Здесь еще сохранились небольшие одноэтажные дома с уютными двориками, палисадниками и кустами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ (Римский-Корсаков; 20-е гг. XVII в. или 1639 - 13.05.1701, Москва), митр. Сибирский и Тобольский, духовный писатель. И. происходил из знатного дворянского рода, до принятия монашества, вероятно, имел чин стольника. Н. П. Лихачёв полагал, опираясь на одно из поздних родословий, что И. в миру звался Иваном Степановичем; согласно А. П. Богданову, имя архиерея в миру было Илья Александрович. Однако оба мнения следует признать недостаточно обоснованными ( Лукичёв М. П. К вопросу о происхождении митр. Игнатия - историка и публициста XVII в.// Он же. Боярские книги XVII в.: Тр. по истории и источниковедению. М., 2004. С. 333-335). В 1667 г. И. принял монашеский постриг в Маровской в честь Воздвижения Креста Господня (Крестомаровской) пуст. в Нижегородском у., где под рук. игум. Павла (Маровского ; впосл. митрополит Рязанский) возрождались традиции монашеской жизни и нестяжания, процветала лит. деятельность. В 1667 г. И. закончил работу над переводом с греческого сборника Житий святых (РГБ. Собр. Овчинникова. 749), затем переписал и отредактировал Скитский патерик (ГИМ. Син. 214), трудился над монастырским синодиком, включив в него большое число имен крестьян, посадских и мастеровых людей. Вскоре И. был рукоположен во иерея. По мнению Богданова, в 1673 г. И. по поручению правительства ездил к запорожским казакам с целью благословить их на участие в войне с Турцией и Крымским ханством на стороне России. Вручив казакам икону Киевского митр. св. Алексия , И. произнес «Слово к православному и христоименитому запорожскому воинству, внегда принесенней быти всечестней иконе... в благочестивыя полки их противу нечестивым турком и татаром». Весной 1675 г. И. возглавил Крестомаровскую пуст. Известен Торжественник, переписанный настоятелем этой обители иером. Игнатием в мае 1675 г. (ГИМ. Син. 306). В 1676 г. И. был переведен в Соловецкий в честь Преображения Господня муж. мон-рь (по др. сведениям, там он принял постриг), назначен экклисиархом (уставщиком). Эта должность в обители была особо ответственной, поскольку только что было подавлено старообрядческое Соловецкое восстание 1667-1676 гг. И. было поручено привести богослужение в обители в соответствие с совершившейся в сер. XVII в. в Русской Церкви богослужебной реформой. В 1677-1679 гг. И. занимался составлением «Соловецкого Ирмология» (РНБ. Солов. 277/282), для чего переложил тексты новоисправленных богослужебных книг на крюковую нотацию, обнаружив глубокое знание визант. и совр. ему греч. пения, слав. певч. традиций.

http://pravenc.ru/text/293471.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (ИПЦ; Иерусалимский Патриархат; греч. Πατριαρχεον τν Ιεροσολμων; араб.          ; англ. The Greek Orthodox Patriarchate of Jerusalem; франц. Patriarchat Grec Orthodoxe de Jérusalem), древнейшая христ. Церковь. Возглавляет ИПЦ Его Божественнейшее Блаженство Патриарх Святого Града Иерусалима и Всей Палестины (греч. Η Ατο Θειοττη Μακαριτης, Πατριρχης τς Αϒας Πλεως Ιερουσαλμ κα Πσης Παλαιστνης; араб.              ). Торжественный титул патриарха ИПЦ - «Блаженнейший и Всесвятейший Патриарх Святого Града Иерусалима и Всей Палестины, Сирии, Аравии, Заиорданья, Каны Галилейской и святого Сиона». Богослужение совершается на греч. и араб. языках. Патриаршая резиденция располагается в Христианском квартале Старого города Иерусалима при храме Гроба Господня (Воскресения Христова). Она представляет собой обширный комплекс зданий, храмов и дворов, где находятся покои патриарха и помещения различных учреждений Церкви. Под председательством патриарха действует Свящ. Синод, постоянными членами к-рого в наст. время (2009) являются 5 митрополитов, 4 архиепископа и 7 архимандритов. Свящ. Синод осуществляет высшую власть в ИПЦ в вопросах вероисповедания, законодательства и управления. Патриаршая канцелярия состоит из 5 основных управлений (эпитропий), заведующих вопросами состояния св. мест, экономики, юридических дел и собственности, структур образования, погребения и поминовения усопших. Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Вид с востока Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Вид с востока Большое значение в жизни ИПЦ имеет Святогробское братство - монашеское сообщество, объединяющее монашествующих сотрудников управленческого аппарата Патриархата, а также насельников неск. наиболее важных мон-рей при святынях Палестины; глава братства - Иерусалимский Патриарх; главной обителью братства является монастырь святых Константина и Елены при Патриаршей резиденции. Святогробское братство - хранитель правосл. св. мест и собственник земельных участков, на которых расположены святыни; по офиц. данным, в 2009 г. в составе братства было 105 чел. (в т. ч. 10 митрополитов, 9 архиепископов и 52 архимандрита). По традиции в ИПЦ только члены братства могут быть удостоены архиерейского рукоположения.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Молебен о павших в Отечественной войне 1812-1814 годов состоится 25 декабря в храме Христа Спасителя 21 декабря, 2006. Редакция " Правмира " Русская армия, вынужденно отступая, перед численно Превосходящим противником, не уступила врагу ни в одном сражении. С Божией помощью русские воины преодолели и несметную силу неприятеля, и собственную немощь разногласия. Гордый и сильный враг испытал на себе всю силу возмездия Божиего, он бежал вспять из России. Патриарший кафедральный собор — Храм Христа Спасителя — ныне является главным воинским храмом России. На памятных досках его стен сохраняются многие имена воинов-героев Отечественной войны 1812-1814 годов, многие даты и названия мест сражений, в которых перед лицом всего мира прославилось христолюбивое воинство российское. В Храме Христа Спасителя благоговейно сохраняется благодарная память обо всех российских воинах — защитниках Веры и Отечества, возносится о них молитва ко Господу Спасителю нашему. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с 1997 года ежегодно 25 декабря в Храме Христа Спасителя совершается молитвенное поминовение военачальников и воинов, павших в Отечественной войне 1812-1814 годов, и всех российских воинов во все прошедшие годы за Веру, Отечество и други своя живот свой положивших. В силу сложившейся в Храме Христа Спасителя традиции день 25 декабря становится днем церковного поминовения всех российских воинов, беззаветно служивших своей Родине, до конца исполнивших свой воинский долг. 25 декабря сего года в 9.00 в Храме Христа Спасителя будет совершена Божественная Литургия. По окончании Литургии будут отслужены заупокойная лития, а также торжественный молебен с возглашением многолетия всему Российскому воинству. Богослужение возглавит преосвященный Савва, епископ Красногорский, викарий Московской епархии. Московский Кафедральный Храм Христа Спасителя изначально создан как памятник воинской славы России, в благодарение Творцу за Его благодатную помощь в великом вооруженном противостоянии наполеоновскому нашествию 1812 года. Тогда христолюбивое воинство России, ее армия, ее народ противоборствовали ополчившемуся на наше Православное Отечество безбожию, стремившемуся покорить мир не только оружием, но и соблазнами власти, славы и обогащения. Возглавляемые признанным военным гением, воюющим «на земле с небом», значительно превосходящие численно, войска врага, покорившие многие государства, на своем пути оставляли свидетельства богоотступничества, разоряя и опустошая храмы и монастыри, глумясь над святынями нашего народа.

http://pravmir.ru/moleben-o-pavshix-v-ot...

Мониторинг СМИ Богозаповеданное сближение Богослужение Патриарха Алексия II в соборе Парижской Богоматери — этапный шаг к сближению Русской Православной и Католической Церквей 16.10.2007 10:48 Собор Парижской Богоматери — один из самых знаменитых католических храмов. Именно храмов. Для нас это еще не вполне привычно, но в Европе любой собор, каким бы древним он ни был, какую бы историческую ценность ни представлял и какое бы количество туристов с фотоаппаратами ни привлекал, — это в первую очередь действующий храм, где проводятся мессы, звучат проповеди и куда воскресным утром, в праздники или просто так, идут прихожане. Причем собор Парижской Богоматери — действительно великий храм. И никакие толпы туристов с фотоаппаратами не могут помешать величественным звукам органа, уходящим вверх, к сводам храма, и оттуда с силой и мощью обрушивающимся вниз, торжественному шествию процессии предстоятеля, идущей будто бы из какой-то другой пространственной реальности, с этим самым «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», и наконец, с той пронзительной силой, которую обретает голос обычной женщины, поющей псалом. Застывшая в камне сила веры далеких эпох вырывается наружу, и горе случайно замешкавшемуся туристу: залитое слезами лицо — меньшее, чем он может отделаться. Историческое событие Визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Aлekcuя II в Страсбург на сессию Парламентской ассамблеи Совета Европы и в Париж по приглашению католических епископов Франции был запланирован давно. Все, собственно, и прошло по плану: речь в ПАСЕ, посещение собора Парижской Богоматери, встреча с президентом Франции Николя Саркози и с православными епископами в Париже, молебен в парижском православном храме Трех Святителей при ожидаемо большом скоплении народа и посещение русского кладбища в Сент-Женевьев-де-Буа. Формально никаких сенсаций — ни встречи с папой, о которой много говорили перед визитом, никаких скандалов в ПАСЕ, никаких радикальных заявлений. Однако само по себе появление предстоятеля Русской православной церкви, выступающего в цитадели прогрессивной общественности перед делегатами ПАСЕ, говорящего там о вере, свободе, достоинстве человека, обретаемом в Боге, о трагическом разрыве прав человека и нравственности, — это все же сенсация. Что же до кадров из собора Парижской Богоматери, где патриарх в окружении католических епископов (архиепископа парижского Андре Вэн-Труа и священнослужителей возглавляемой им епархии) поклоняется Терновому венцу и проводит православный молебен — это даже не сенсация, это полномасштабное историческое событие.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мониторинг СМИ ОМОН и аминь Константинопольский Патриарх не дал добро на церковную независимость Украины 28.07.2008 13:20 Торжества, посвященные 1020-летию крещения Руси, завершившиеся вчера в Киеве, прошли с размахом, но, похоже, не принесли того результата, на которые рассчитывали президент Украины Виктор Ющенко и его окружение. Константинопольский патриарх Варфоломей I, которого принимали на высшем уровне со всеми возможными почестями, так и не дал добро на создание украинской поместной церкви, независимой от Москвы. При этом действия г-на Ющенко явно не прибавили ему очков в глазах верующих, относящих себя к пастве Московского патриархата, а таковых большинство среди украинских православных. Воскресная праздничная литургия, которую в «матери городов русских» отслужили два патриарха -- Константинопольский Варфоломей I и Московский и всея Руси Алексий II, не разрядила обстановку. На рассвете на Владимирскую горку, где должно было состояться торжественное богослужение, были стянуты повышенные силы милиции и киевского ОМОНа, которые к 8 часам утра полностью перекрыли доступ верующих. Городские власти объясняют столь ревностную заботу о безопасности тем, что вокруг помоста, на котором проходила служба, и так уже собралось большое количество народа. И во избежание давки всех остальных желающих пришлось «отсечь». Однако, как свидетельствуют очевидцы, внутри оцепления оставалось достаточно места. Реакция большинства верующих была однозначной: «нас не хотят пустить к нашему патриарху». «То, что нас, канонических православных, не пустили на службу, говорит о том, что это заранее спланированная акция, -- заявила агентству Интерфакс одна из женщин, не допущенных на литургию. -- Мы хотим видеть своего патриарха. Он приехал сюда ради нас, ради нашего праздника. Мы здесь на своей намоленной земле, а не в гостях у кого-то!». «Алексий, Алексий!» -- начала скандировать многотысячная толпа верующих, когда Константинопольский и Московский патриархи подходили к Владимирской горке. Во время самой литургии большей части присутствующих пришлось молиться прямо на проезжей части перед милицейскими и омоновскими кордонами. Многие верующие стояли на коленях, некоторые держали в руках плакаты «Автокефалии нет!». Под автокефалией (самоуправлением) имеется в виду поддерживаемый властями Украины проект создания национальной церкви под эгидой так называемого «Киевского патриархата», возглавляемого бывшим митрополитом Киевским Филаретом (Денисенко), которого РПЦ МП предала анафеме за раскольничество и «немонашеский образ жизни».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010