Так чувствовал себя и преподобный Пимен Многоболезненный. 143. Военная служба Когда Господь Бог поставил первого царя возлюбленному народу Своему Израилю, то сказал им: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: «сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и сделает всадниками своими... и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятиначальниками, и чтобы они... делали воинское оружие и колесничный прибор его» ( 1Цар.8:11–12 ). Значит, благочестивейшие цари не по своей воле делают рекрутские наборы, а Сам Господь Бог повелевает им делать оные для охранения благоденствия своих подданных. А чтобы подданные не противились священной воле их, для того Сам Господь Бог строго заповедал повиноваться им во всем: «всякая душа, – говорит слово Божие, – да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противляющийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» ( Рим.13:1–2 ). Видитие, братия мои, как тяжко грешит пред Господом Богом тот, кто под каким бы то ни было предлогом старается уклониться от воинской повинности, не хочет служить в христолюбивом воинстве, быть защитником православной веры Христовой и святых храмов Божиих от врагов нечистивых, подвизаться за помазанника Господня – царя православного. Нет, не ожидай себе такой человек милости от Бога; не будет над ним во веке благословения Господня! Мало того, что тяжкий грех уклоняться от воинской службы, – великий грех и печалиться о том или идти в службу с неохотою. Ибо, когда слово Божие заповедует нам повиноваться властям, то говорит: надобно повиноваться не только из страха, но и по совести, т.е. не по страху только и не по виду исполнять должно повеления начальства, а от всей души и от чистого сердца, как пред Богом. Тогда только наше повиновение воле начальства будет угодно и приятно Богу, и будет вознаграждено сторицею от руки Господней; а в противном случае оно не только не будет угодно Богу, но и вменится нам в грех, ибо «проклят всяк, творящий дело Божие с небрежением», т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Разница между шляхетским и кметским сословием основывалась на неодинаковых свойствах владения землею. Было независимое и зависимое владение; если независимое владение было велико и обнимало зависимые владения, то оно составляло доминиум. Владельцами независимыми были Лехи или шляхта, владельцами зависимыми были кметы. Пользование землею обязывало всех к разным государственным повинностям и военной службе. Военная служба первоначально могла рассматриваться скорее как право свободного человека, чем как обязанность. Крупные собственники с радостью шли за князем в поход, так как богатая добыча привлекала каждого, вообще военная жизнь соответствовала тогдашним вкусам. Как высшее сословие, шляхта стоит близко к князю; из шляхтичей состоял высший суд при дворе его, 630 шляхта составляла зерно войска, почетнейшую и лучшую часть его, военную конницу. Объединение Полыни, введение христианской веры и развитие княжеской власти не могли не отозваться разными влияниями на кметах. В старую пору, при Пясте, сеймовый пан, решающий дела свои на вече, пользовавшийся личною свободою и самоуправлением, он много утратил теперь из прав своих. Ему нужно было отказаться от старой веры, изменить прежнюю жизнь и вынести на своих плечах многообразные обязанности к князю, шляхте и духовенству. Новые религиозные обряды, исполняемые чужеземным духовенством, военная жизнь, поднимавшая власть вождя и принижавшая давний вечевой обычай, рыцарство, наполнившее двор князя толпою иноземных искателей приключений, – все это должно было не совсем благоприятно подействовать на народ. Он оттеснен был от князя, но и там, в отдалении, не мог уклониться от следствий перемены всей общественной жизни, охватившей Польшу. На него налагалась десятина в пользу духовенства, взималась тяжелая военная повинность, натуральная и личная; рядом с его забором возникали новые поселения военнопленных, с которыми он, доселе вольный и самостоятельный, должен был сравняться по тожеству жизни и обязанностей. Война, давшая шляхте средства к обогащению, легла тяжелым ярмом на кмета и, как всегда, подчинила его шляхтичу, сильному своею челядью, награбленными богатствами и обширною поземельною собственностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

25 июля 1870 г. VIII. Нравственные требования военного звания Поздравляю вас со вступлением в общественную службу, и со всей искренностью, как бывший ваш наставник и отец духовный, желаю вам вполне достойно, с пользой и честью для самих себя и для общества, выполнить свое общественное призвание. В наше время военная сила получает очень большое значение в общественной и политической жизни – в судьбах целых народов. Поэтому служить в военной службе в настоящее время должно быть особенно лестно и почетно. Но, дабы военная служба по самому существу своему могла иметь в обществе возможно больше значения, – дабы военная сила на деле приносила обществу ту пользу, какой от неё ожидать можно, нужно желать, чтобы военная сила была в обществе не только твердой материальной, но и твердой нравственной силой. Нужно, чтобы представители военного звания, особенно более видные, более образованные, были вместе с теми представителями лучших нравственных качеств в среде общественной. Поэтому и вам всем, из которых должна составляться лучшая образованнейшая часть нашего молодого русского воинства, нужно пожелать – быть не только хорошими воинами, верными и исправными исполнителями обязанностей своего звания, но и вместе с тем хорошими гражданами, хорошими людьми, хорошими христианами. Быть хорошим гражданином – это значит, не ограничиваясь исполнением непосредственных обязанностей своего звания, с разумением дела и участием относиться и ко всяким другим интересам и нуждам своего отечества – своего народа, принимать их близко к сердцу, как свое родное дело, и по мере сил деятельно помогать и служить им, когда и в чем представится случай. Быть хорошим человеком значит – искренне и разумно сочувствовать и служить в своей жизни высшим и благороднейшим человеческим интересам, уважать в себе и других истинное человеческое достоинство, деятельно заботиться, жизнь свою украшать лучшими человеческими качествами умственными и нравственными, – и ко всем другим людям относиться прежде всего как к людям, своим братьям, помимо их звания и личных качеств, помимо их отношений к нашему личному положению, с любовью и уважением к их человеческому достоинству.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Сделанный нами вывод толстофилы напрасно стали бы объявлять натянутым или недостаточно логичным. Чтобы иметь надлежащее право на это, они обязаны доказать несправедливость тех фактов и соображений, на которых зиждется наш вывод, а не отделываться голословными его осуждениями. Последние дело весьма легкое, но совершенно бесплодное, никого и ни к чему необязывающее. Доказать же неосновательность нашего вывода едва ли можно. Так, напрасно стали бы указывать на то, что не все, прямо не воспрещенное, есть уже дозволительное. Это азбучная истина, но она отнюдь не безусловная, а лишь относительная истина. К рассмотренному случаю решительно неприменима она, как это само собою ясно для рассудительного читателя. Безусловное зло требует прямого и безусловного запрещения. Если военная служба и война суть таковое зло, то Христос не мог оставить их без прямого и ясного осуждения, тем более, что они отнюдь не представляют собою какого-нибудь мимолетного или единичного явления. Против сделанного нами вывода не может служить сколько-нибудь резонным возражением ссылка как на то, что Спаситель одобрил собственно веру сотника, нисколько не зависевшую от его военного звания, так и на то, что Он прямо не осудил языческой религии, которую исповедовал де сотник, хотя она и была в очах Господа несомненным и великим заблуждением. Тут встречаемся прежде всего с явным и грубым самопротиворечием. Если Христос не только одобрил веру сотника, но поставил ее даже в пример израильтянам, то разве дозволительно говорить о сотнике, как об язычнике по его религиозно-нравственным убеждениям? Что в числе язычников было немало прозелитов, это общеизвестно. Затем, одобряя веру сотника. Спаситель тем самым осудил верования, свойственные язычникам и вообще нехристианам. Наконец, уже одно то обстоятельство, что живая вера во Христа и вообще благочестие совместимы с несением обязанностей воина, достаточно говорит о том, что военная служба и война не суть непременно преступление и безусловное зло, не смотря на все заверения гр. Толстого и его гласных иди негласных единомышленников. Для живой веры во Христа и вообще для благочестивой жизни безразлично, например, ношение человеком того или другого костюма, но, напротив, имеет прямое и важное значение главный предмет наших занятий. Некоторые из них не допускают самой возможности в людях живой веры во Христа и вообще благочестия. Не такова, оказывается по Евангелию, военная служба, взятая в своем существе или со стороны своего специального призвания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Таким путем создана была регулярная армия в количестве большем 200 тысяч, не считая при этом казацкой кавалерии и экипажа флота. Такое быстрое развитее регулярной армии прежде всего предполагает большое количество готовых офицеров. Такими офицерами, кроме значительного числа выписанных из-за границы иностранцев, и были при Петре обязанные вечной военной службой дворяне. Так как непрерывные войны сделали армию постоянной, то и дворянская служба стала теперь постоянной на самом деле, т. е. требовала постоянного присутствия дворянина в армии, и не участия его здесь только во время кампании. Так в отношении воинской повинности дворяне, и прежде бывшие вечно обязанными этой повинностью, получили теперь новое значение – значение постоянных военных кадров. С другой стороны, так как регулярный строй армейского вооружения солдат ружьем и артиллерии пушками требовал подготовки, то постоянная служба дворян усложнилась уже новой обязанностью – обучения солдат. Дворянство в новосозданной Петром армии готовилось командовать полками, составленными из рекрутов податных классов. Так дворянская служба устроена была Петром строже и стала несравненно тяжелее прежней. Петр постоянно твердил, что «двойная служба дворянству должна быть, ради которой оно и благородно и от подлости (простонародья) отлично» 144 . Обязательная постоянная на самом деле военная служба дворян составляла первое условие, обособлявшее этот класс при Петре. Правда эта служба падала и на податное сословие; но что касается дворянского класса, то она была его специальным пожизненным ремеслом, необходимой принадлежностью сословия и в этом смысле специальным признаком его общественного положения. Но дворянство при Петре имело не одно военное значение. В древней Руси оно, как известно, было административным классом. И в этом отношении произведены были реформами Петра перемены в среде дворянского сословия. Прежде административная служба дворянина была занятием его в мирное время и занятием корыстным. Гражданская служба сама по себе не имела тогда другого значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

4.2. ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ И АГИТАЦИЯ В ходе предвыборных кампаний Церкви остаются в стороне от политической борьбы, занимая нейтральную позицию. Церковные кафедры и богослужения не могут использоваться для предвыборной агитации. Священнослужители должны воздерживаться от любой политической деятельности и уделять основное внимание своим духовным обязанностям... Верующий самостоятельно принимает решение о своем участии в политической деятельности. Однако, включаясь в избирательную кампанию с целью стать депутатом, он должен придерживаться норм закона и христианской морали. 4.3. УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ Священное Писание показывает, что участие верующих в государственном управлении имеет длительную историю, и они нередко оказывались решающей силой, например, в упразднении рабства или утверждении прав человека и свободы совести. Но с другой стороны, необходимо признать, что не всегда влияние религиозных институтов было благоприятным. Примеры тому – преследование инаковерующих с использованием институтов государственной власти, войны на религиозной почве, социальное и национальное угнетение, получавшее религиозное оправдание. Сама по себе политическая активность не является чем-то предосудительным, и ничто не препятствует участию верующих в деятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти и политических организаций. Однако мы должны всегда помнить о тех опасностях, которые связаны с влиянием религии на государственные дела, и стараться избегать их. 4.4. ХРИСТИАНСТВО И ВЛАСТЬ Христианин, облеченный властью, не должен использовать ее в целях получения преимуществ для себя лично и своей Церкви. Он должен стоять на защите конституционных норм и быть беспристрастным, трудиться на благо всего общества, использовать свое влияние для защиты принципов христианской нравственности. 12. Война, мир, военная служба 12.3. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ И ВОЕННАЯ СЛУЖБА Не желая войны и стремясь к миру, мы, тем не менее, осознаем необходимость наличия вооруженных сил для обеспечения безопасности государства и его граждан. Считаем, что служба в вооруженных силах христиан (как проходящих срочную службу, так и офицеров-профессионалов) является фактором, положительно влияющим на внутренний климат в войсках. Вместе с тем мы с уважением и пониманием относимся к тем, кто, исходя из христианских и иных убеждений, предпочитает службу без оружия. Важно, однако, чтобы альтернативная гражданская служба не воспринималась соответствующими должностными лицами как некая форма наказания за нежелание служить в армии по убеждениям совести...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Созданные в 1630 – 50-х полки «нового строя», постепенно вытеснившие дворянское ополчение, с 1640-х комплектовались принудительным набором даточных людей, для которых с н. 1650-х военная служба стала пожизненной. В период 1699–1705 сложилась рекрутская система воинской повинности, оформленная Указом 1705 и приложенными к нему «Статьями, данными стольникам о сборе даточных солдат или рекрут». Военная служба оставалась для солдат пожизненной и постоянной, служба же дворян была в 1732 ограничена 25-летним сроком, а в 1762 они были вовсе освобождены от воинской повинности. По Рекрутскому уставу 1831 воинскую повинность отбывали все крестьяне, мещане и солдатские дети. Срок службы солдат в 1793 был сокращен до 25 лет, в 1834 – до 20, после Крымской войны 1853–56 – до 12 и к 1874 – до 7 лет. С 1854 была введена «жеребьевка» (номер очереди призыва разыгрывался по жребию) из трех разрядов по семейному положению. При этом широко допускалось сперва платное заместительство, а затем и выкуп от воинской повинности, для чего правительством выпускались «зачетные» и «выкупные» квитанции. С изданием 1 января 1874 Устава о воинской повинности, которым была введена всеобщая воинская повинность, замена и выкуп были отменены, зато установлены освобождения, льготы и отсрочки по физическому состоянию, семейному положению, образованию, званию, роду занятий, имущественному положению и, наконец, по национальному признаку («инородцы»); таким путем от воинской повинности легально освобождалось не менее 10% призываемых. Устав 1874 установил призывной возраст в 21 год, закрепил сложившуюся систему жеребьевки, определил общий срок службы в 15 лет, из них действительной службы – 6 (во флоте 7) и в запасе – 9 лет. В 1876 срок действительной военной службы был сокращен до 5 лет, в 1878– до 4 и в 1905– до 3. В 1-ю мировую войну Россия вступила при следующих основах воинской повинности: призывной возраст – 20 лет (к 1 января года призыва), общий срок службы – 23 года (предельный возраст 43 года); действительная служба в пехоте и пешей артиллерии – 3 года, в остальных родах войск – 4 года; в запасе – 15 (13) лет, остальные 4–5 лет – в ополчении 1-го разряда (для пополнения полевой армии военного времени), куда зачислялись, кроме старых солдат, на 23 года все годные к службе излишки ежегодного призывного контингента; в ополчение 2-го разряда (вспомогательные и тыловые части военного времени) зачислялись на тот же срок излишки ограниченно годных к военной службе и освобожденных по семейному положению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Внецерковная беседа с прихожанином о военной службе – по случаю рекрутского и набора Священник (подходя). Что задумался, друг мой? Прихожанин (уныло). Ах батюшка, виноват, я и не и заприметил вас! Свящ. Ну скажи же, о чем ты так грустишь? вот уж несколько дней я примечаю за тобой, – ты все ходишь такой невеселый!... Прихож. Сами изволите знать, батюшка, – состою на очереди, и знаю, что не миновать мне солдатчины. Свящ. Так, стало быть, ты пугаешься службы Государевой, боишься трудностей ее? Я очень рад поговорить с тобой насчет этого предмета; потому что принимаю в тебе искреннее участие. Прихож. Ради Бога – батюшка Признаюсь вам в своем малодушестве, какая-то тоска щемит сердце, какой-то страх нападает!... Свящ. Что и говорить, не легка служба военная! Но возми ты в расчет, какая же служба и жизнь обходится без забот и труда? Разве ты, живя в деревне, не работаешь на поле или на гумне с утра до вечера? Труда и забот боятся только негодные да ленивые люди, которые нигде не годятся, – ни в деревне, ни в городе, ни в военной службе. А ты у меня крестьянин честный и трудолюбивый. Таких-то и нужно Государю. Прихож. Покорно благодарю на добром слове, батюшка. Точно, не сидел я сложа руки никогда; да все как-то мы уж больше привычнее к своей крестьянской работе. Тяжела и она, а все лучше! Свящ. Ну об этом не стоит и говорить. Привыкнуть можно ко всякой службе; ты верно другое что-нибудь хочешь сказать? Прихож. Ох, батюшка, – одно слово солдатство! Натерпишься всего, и голоду и холоду и побоев всяких. Свящ. Ты уже слишком запуган, друг мой, от того и забираешь себе в голову всякие, небывалые даже и совсем неосновательные страхи. Заверяю тебя – как священник, как отец твои духовный, не желающий тебя обманывать, что нынче военная служба стала далеко не так тяжела и сурова, как бывало прежде. Нынче стало совсем не то. Нынче Государь не велит подвергать солдат никаким побоям, а велит с ними обходиться справедливо и ласково. Наказывают только тех, которые не служат, а баловством разным занимаются. Ну таких так и надо. Так ли?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

VI. После судебной реформы особенно важное значение имела реформа воинской повинности. До реформы солдаты в наше войско набирались главным образом из крестьян, на которых главным образом и лежала эта повинность, или рекрутчина. Служба военная продолжалась 25 лет и была служба трудная, тяжелая, особенно для крестьян, взятых прямо от сохи... Много и много горьких слез пролито было в дни наборов: отцы, матери и жены оплакивали своих сыновей и мужей, точно похороненных заживо. Государь видел это горе народное и всеми силами стремился облегчить для народа воинскую повинность. Государству нельзя быть без защитников, а особенно такому большому, как Россия; нельзя оставаться без постоянного многочисленного войска. Государь решил во 1-х, уравнять и в этом своих подданных, во 2-х не отрывать солдата навсегда или на слишком многие годы от его обществ, от его семьи и дома. Он повелел сократить срок военной службы и ввел общую повинность. С этих пор не одни уже крестьяне, но и дворяне, купцы, словом, все сословия должны были поступать в ряды защитников отечества и отбывать срок своей службы, сократившийся до 6 лет и даже менее. При этом каждый, поступивший в солдаты, не удаляется навсегда из своего общества или своей деревни, и сохраняет права на свою землю, на свой участок. Самая военная служба стала почетной, изменилась к лучшему, сделалась много легче, вольнее... Прежде сдавали в рекруты людей опороченных и негодных для обществ, теперь же таких и вовсе не принимают на военную службу. Звание и обязанность солдата почетны, и нужны честные люди, верные сыны родины, чтобы свято выполнить высокий долг воина. VII. В 1859 году был окончательно покорен Кавказ: шестьдесят лет боролись русские с полудикими племенами Кавказа. Высочайшие и крутые кавказские горы долго мешали русским войскам овладеть Кавказом. Наконец в 1859 году был взят в плен предводитель горцев Шамиль, и все кавказские племена изъявили покорность. Вслед за покорением Кавказа России усмирила Кокан, Бухару и Хиву. Это три небольшие царства в средней Азии, населенный разбойническими племенами; эти хищники дерзко нападали на русских людей, особенно купцов, грабили их, убивали, или же, захватив в плен, продавали на своих рынках, как скот.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Писательский комитет поручил мне подготовить заключительную редакцию материала. Меня это задание привело в уныние. Я был знаком с содержанием предыдущего издания справочника, но теперь мне довелось почувствовать всю силу формального подхода к христианству в организации. По прошествии двух лет я так и не закончил редактирование (и вообще продвинулся очень недалеко). Я предложил перепоручить работу кому–нибудь другому, но Лайман Суингл, в то время работавший координатором Писательского комитета, сказал, что лично он не спешит увидеть законченный материал, и что чем дольше он «пролежит где–нибудь на полке, тем лучше». Посмотрите, каким был предметный указатель предложенного 114–страничного руководства: Предметный указатель Аборт 78 Азартные игры 59, 60 Алкогольные напитки 1 Аннулирование 31, 32 Апелляционный комитет 64, 65 Безнравственное поведение 17, 18 Больницы, церковные 46 Брак 75–77, 113, 114 гражданский 16 Залы Царства 70 лишенных общения 21 отмена 31, 32 промежуточное постановление о разводе 30 с иностранцем 2, 3 с лишенным общения 6, 7 с неверующими 35, 49, 50, 75, 76 Брюки, женщины 15 Вдовы, пенсии 77 Ведение дел о правонарушениях 61–65 Венерические заболевания 28 Вечеря поминания 84, 85 Взятки 13 Вина в пролитии крови 12, 34 Военная служба 86–88 Возмещение убытков 23 Восстановление 23 преимущества 63, 64 Врачи, кровь 10, 11 поиск 78 Встречи собрания 82 лишённые общения 22 Выкуп за невесту 32 Гермафродиты 104 Гимны 54, 55 Гипноз 78, 79 Голосования 94 в профсоюзах 111 Государственные облигации 60а Гражданский брак 16 Гражданство 89 Деловое партнерство 34 Дети 14 правонарушение 50, 64 умственно отсталые 51 Дни рождения 22, 23 Жилье 74 Залы Царства, покупка у церкви 96 лишенные общения 22 присутствие детей 51 продажа церквям 96 свадьбы 70 финансирование 71, 72 Заявления о верности 16, 23, 29, 30, 76 Изнасилование 52 Изучение Библии, с лишёнными общения 22 Импотенция 31 Иностранцы 2, 3 Каратэ 102 Комитет, нужды 61 Контрацепция 52 Крещение 5–8 военная служба 86а умственно отсталые 7 Кровь 9–11 Лишение свободы 69 старейшины 34 работа 110 Лишенные общения 20–23 брак 6, 7 отказ от встреч 62, 63 панихида 57 переезд в дом к члену собрания 74 поминки 85 Медицина, незаконная 79 Медицинское лечение 78–81 Музыка, гимны 54, 55 Награды 60 Налоги 107 Натурализация 89 Незаконнорожденные 52 Нейтралитет 90, 91 Нейтральный комитет 64, 65 Одежда, подобающая 15 Органы, пересадка органов 81 Оружие, работа с ношением оружия 47, 48 Освобождение от военной службы 87 Отдых 95 Отречение от общения 19, 87, 88, 90

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010