«Мне помогают жить слова Иоанна Златоуста “Слава Богу за все!”» Такая служба. Беседа с протоиереем Александром Горбуновым (+ВИДЕО) Михаил и Екатерина П. После начала массового жилищного строительства в московском районе Митино в 90-х годах XX века местность была исследована археологами, и ей присвоили статус памятника истории и культуры, не подлежащего застройке. Так возник ландшафтный парк «Митино», на территории которого удалось обнаружить двенадцать памятников археологического наследия – курганные могильники, селища и городище. Древнейшие из них относят к VII веку до Рождества Христова. Благословение на возведение храмового комплекса во имя святых равноапостольных Константина и Елены на территории ландшафтного парка дал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2014 году настоятелем храма святых равноапостольных Константина и Елены в Митино был назначен протоиерей Александр Горбунов. До этого момента отец Александр имел очень необычный послужной список: он настоятельствовал в православных храмах Копенгагена и Орхуса (Дания), Панамы (Республика Панама), Боготы (Колумбия), а также окормлял приходы в Перу, Эквадоре, Венесуэле, Коста-Рике, Никарагуа, Доминиканской Республике, Гватемале.      – Отец Александр, вы служите в храме святых равноапостольных Константина и Елены в Митино. Этот величественный храмовый комплекс расположен в удивительно красивом месте. Он фактически вписан в ландшафтный парк. Расскажите о нем. На тот момент это был единственный храм в Москве, посвященный Почаевской иконе Пресвятой Богородицы – История этого храмового комплекса связана с периодом возрождения Церкви. Первым настоятелем этого храма был ныне покойный протоиерей Анатолий Стаднюк. Известная церковная фамилия в Москве. Когда он пришел сюда, здесь была военная часть, кольца противовоздушной обороны. Еще старой, довоенной. Я не был свидетелем этих первых очень тяжелых лет его трудов здесь. Тяжелых, потому что по рассказам я знаю, что было крайне непросто. Вначале он жил в палатке, в том числе и зимой. Там ставили тепловую пушку. Храма еще не было. Была еще существующая военная часть: жили солдаты, стояли казармы. Эти два здания переделали потом, они стали приходскими помещениями. Они были одноэтажные. Затем отец Анатолий надстроил второй этаж. Эти здания до сих пор служат нам, служат Церкви.

http://pravoslavie.ru/157991.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Иоасаф, епископ Белгородский (+ 1754) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 10 дек. в день преставления, 4 сент. в день обретения мощей, б июля тесте с Собором Радонежских святых Святитель Иоасаф родился в знатной малороссийской семье Горленко. Славилась она и своим благочестием. Брат и сестра его отца постриглись под именами Пахомий и Анастасия. Отец его, Андрей Димитриевич, любил более всего уединенную семейную жизнь и не выезжал из своего поместья около Прилук. Ни придворная жизнь, ни военная служба не привлекали его. В конце своей жизни он оставил свой роскошный дом и поселился в маленькой келье в лесу, чтобы предаться молитве. Мать святителя, Мария Даниловна, была дочерью гетмана Апостола. Будущий святитель родился 8 сентября 1705 г. — в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, во время литургии, и был наречен Иоакимом. Он был первенцем. Кроме него в семье было еще двое детей: полковник Андрей Андреевич Горленко, имевший многочисленное потомство, и Прасковья Андреевна Квитка. Однажды Андрей Димитриевич сидел на крыльце своего дома, размышляя о судьбе своего старшего сына. Внезапно он увидел небо, как бы объятое пламенем, и посреди этого пламени Пресвятую Богородицу, а у ног Ее — распростертого Иоакима и услышал глас Ее: «Довлеет Ми молитва Твоя». В то мгновение ангел накрыл отрока епископской мантией. По воле Божией отец хотя и был потрясен видением, но забыл о нем и вспомнил лишь по кончине сына. Восьми лет Иоаким поступил в Киевскую Братскую академию, где учились его отец и дядя и где получало образование все малороссийское дворянство. Там господствовало монастырское направление: все преподаватели были иноками, а воспитанники носили подрясники. Посещал Иоаким и Печерскую лавру, и в нем созрела решительность посвятить себя иноческой жизни. Но родители благословения своего ему не дали. Тогда он оставил в Киеве для сношения с ними своего слугу, а сам поступил послушником в Межигорский монастырь.

http://sedmitza.ru/lib/text/437957/

А.М. Величко Династия Льва X. Император святой Лев I Великий (457–474) Глава 1. Готский ставленник После смерти св. Маркиана в Империи вновь возникла проблема выбора императора. Поскольку римское общество было уже давно не столь монолитно и этнически единым, как в старые времена, фактически выбор предопределил не сенат, не армия и даже не патриарх, только-только начинавший ощущать плоды 28-го канона, а наиболее влиятельные фавориты. Самым сильным из них был Аспар, полуалан – полугот по происхождению, первый член сената, уже довольно давно прижившийся при царском троне. Три члена этой семьи – Ардабударий, отец Аспара, сам Аспар и его сын Ардабударий, один за другим начальствовали над войсками Востока 837 . Отец Аспара был женат на дочери знатного гота Плинты, который стал консулом ещё в 419 г., а в 427 г. за воинские заслуги вторично удостоился консульства. Аспар унаследовал полководческий талант Ардабудария и сам отличился в военных походах, также став консулом в 434 г. Ардабударий, старший из трёх сыновей сановника, выделялся отчаянной храбростью, и ему явно симпатизировала военная удача. Он выдвинулся на первые роли в армии ещё при св. Феодосии Младшем и стал консулом, как его отец и дед, в 447 г. Это была поистине боевая семья, пользующаяся заслуженным авторитетом. Однако, как и многие варвары, гот сохранил специфическое отношение к Римской империи. Служба у императора была для него способом обогащения и личного утверждения, и германец был верен царю и государству до тех пор, пока эта верность соответствовала его интересам. Поскольку значительная и наиболее боеспособная часть войска состояла из готов, Аспар не боялся превратностей судьбы. Но, будучи человеком опытным и основательным, заботился о своей репутации, щедрыми подачками покупая расположение средних и низших слоев Константинополя. Ему столица обязана замечательными водохранилищами, выстроенными варваром за собственный счёт в 50-х гг. V столетия. Без сомнения, германец чувствовал себя вполне уверенно, и при определённых обстоятельствах имел шансы претендовать на высшую честь. Однако у Аспара был один существенный недостаток, напрочь перечеркивающий все его амбициозные планы – он был арианином, и он прекрасно понимал, что никогда Церковь и народ не признают его своим царём.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.С. Смыкалин Глава X. Каноническое право и российская правовая система 1. Место канонического права в развитии российской правовой системы. 2. Взаимоотношения Церкви и государства. Канонические принципы взаимоотношений Церкви и государства. 3. Реализация религиозных прав и свобод. Религиозные объединения: религиозные группы и организации. Свобода совести и военная служба. Образование. 1. Место канонического права в развитии российской правовой системы Православное церковное право – важнейшая составляющая фундамента, на котором сформировалась российская правовая система. Его влияние на национальный правопорядок было значительным в течение практически всей российской истории. В настоящее время каноническое право является действующей нормативно-регулятивной системой в рамках Русской Православной Церкви – одной из влиятельнейших организаций нашего общества. Следует учесть, что каноническое право есть сочетание правового и морального регулирования. В современных условиях усложняющаяся социальная действительность требует от права усиления его регулятивного потенциала. Так, опыт успешного взаимодействия права и морали в рамках канонического свода может быть использован для формирования комплексного нормативного воздействия на общественные отношения в сфере светской правовой системы. Исследователь Е. П. Гаранова подчеркивает, что «деятельность Церкви имеет в основном духовно-нравственную направленность, и нормы канонического права призваны способствовать нравственной жизни членов Церкви. Из этого следуют серьезные различия в задачах светского и церковного права, а также в способах их решения. Например, светское право должно ограждать членов общества от неправильных действий с помощью нормативных актов и системы наказаний. Аналогичным образом каноническое право посредством нормативных актов и системы наказаний способствует защите от неправильных (греховных) действий...» 162 . Христианская Церковь практически всегда живет в той или иной политической и правовой системе. Национальная (поместная) Церковь , даже будучи отделенной от государства, живет в нем не только по церковным законам. Источником права, наряду с собственно церковным законодательством, для Церкви служит и государственное законодательство. В области внешнего права Церкви, т. е. ее правового положения в государстве и гражданском обществе, воля государственной власти является суверенным и единственным законодательным источником. Таким образом, каноническое право принимает характер корпоративного права, нормы которого взаимодействуют с нормами государственного права. 2. Взаимоотношения Церкви и государства

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

В 1657 г. царь Алексей Михайлович вернулся из Ливонского похода, где военная операция против Литвы прошла не совсем успешно для русской армии, и мрачное настроение государя усугубили вести от бояр, что Никон растрачивает государственную казну на строительство монастырей, содержание братии, тогда как эти деньги с успехом могли пойти на военную кампанию против Литвы и укрепление обороноспособности государства. Отношения царя и патриарха ухудшились. Кроме того, докладывали, что патриарх портит чистоту веры, смущает народ исправлением богослужебных книг и т.п. Касаясь вопроса реформ Стоглавого Собора, следует сказать, что этот Собор проходил в 1551 г. под председательством митрополита Макария, где присутствовал и царь Иоанн Грозный. Было рассмотрено 37 вопросов, касающихся разных сторон церковной жизни. В ста главах были изложены основные вероучительные, обрядовые и др. вопросы, откуда Собор и получил название «Стоглавый». Поскольку не было глубокого соответствия богослужебных текстов и текстов Священного Писания с греческими первоисточниками, при переписывании книг также вкрадывались ошибки, а нередко из-за утраты рукописи текст восстанавливался местами по памяти, появились искажения, добавления, поправки. Со временем в разных монастырях, епархиях, приходах служба существенно искажалась, появились разночтения в богослужебной практике Церкви. Чтобы все привести к общему знаменателю, патриарх Никон учреждает под Москвой ученое братство, которое разбирает греческие первоисточники, направляет от Киевской Академии в Грецию ряд образованных монахов во главе с Арсением Сухановым и, наконец, в 1654 г. собирает Архиерейский Собор, где была признана необходимость исправления богослужебных книг. Коломенский архиепископ Павел был единственным иерархом, отказавшимся подписать акт Собора. Уже в 1656 г. очередной Собор, на котором присутствовали два патриарха Сербский и Антиохийский, подтвердил законность Собора 1654 г. и постановил: новоисправленные книги исправлять по всем церквам, а старые – сжигать.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

В 1964-1966 гг. А. Тиллиридис служил в национальной гвардии как связист пехоты, его военная служба проходила в тяжелых условиях в связи с обострением кипрской проблемы. В это время Пафосский митр. Геннадий рукоположил Тиллиридиса во чтеца. В 1966 г. он отправился в Лондон, чтобы продолжить образование в Музыкальном Тринити-колледже. Одновременно Тиллиридис работал санитаром. В Англии он стал духовным чадом архим. Софрония (Сахарова) , настоятеля мон-ря св. Иоанна Предтечи в Эссексе. Общение со старцем изменило жизнь Тиллиридиса. По благословению архим. Софрония в 1967 г. он поступил в Православный богословский институт преподобного Сергия Радонежского в Париже, по окончании к-рого в 1972 г. получил диплом лиценциата богословия с высшей оценкой. В 1970-1972 гг. Тиллиридис также изучал византинистику в Коллеж-де-Франс у проф. П. Лемерля и в Высшей практической школе у проф. Ж. Жуйара. Тиллиридис активно участвовал в ежегодных конференциях, а также др. видах деятельности рус. правосл. студентов. Он представлял Сергиевский богословский ин-т на генеральной ассамблее международной орг-ции правосл. молодежи «Синдесмос», проходившей в богословской школе Честного Креста в Бостоне (июль 1971). В эти годы Тиллиридис познакомился с рус. богословами П. Н. Евдокимовым , протопресвитерами А. Д. Шмеманом и И. Ф. Мейендорфом , а на генеральной ассамблее «Синдесмоса» - с иером. Кириллом (Гундяевым ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси), еп. Димитрием (Тракателлисом; впосл. архиеп. Американский), греч. богословом П. Нелласом и др. Материальную поддержку Тиллиридису для завершения обучения оказал Кипрский архиеп. Макарий III . В сент. 1972 г. Тиллиридис поступил в Оксфордский ун-т, где под рук. свящ. Каллиста (Уэра ; впосл. епископ Диоклийский) специализировался в области церковной истории и получил степень магистра философии. Когда в 1974 г., после вторжения тур. войск на Кипр, архиеп. Макарий III находился в Лондоне, он отправил А. Тиллиридиса представлять Кипрскую Церковь на заседании Центрального комитета ВСЦ в Зап. Берлине (авг. 1974). Там Тиллиридис встретился с церковными деятелями, к-рые впосл. играли значительную роль в его жизни, напр. с буд. Александрийским патриархом Парфением III . Во время этого заседания он установил тесные контакты со многими представителями Поместных Церквей, в т. ч. с РПЦ, и по приглашению архим. Кирилла (Гундяева), с благословения Ленинградского митр. Никодима (Ротова), Тиллиридис в 1-й раз посетил СССР. В период обучения в аспирантуре в Оксфорде он вел исследовательскую работу в б-ках и архивах Греции, Великобритании, Франции, СССР, Италии и США.

http://pravenc.ru/text/2561402.html

Закрыть День памяти преподобного Варсонофия Оптинского Сегодня мы также вспоминаем художника М.А.Врубеля, черносотенца А.И.Дубровина, мецената М.К.Тенишеву, историка Н.П.Лихачева, зоолога Г.П.Дементьева, академиков И.Н.Блохину и В.С.Авдуевского 14.04.2024 Время на чтение 13 минут Фото: Из интернет-источников Сегодня Святая Церковь чтит память прп. Марии Египетской (522). Прп. Евфимия, архим. Суздальского, чудотворца (1404). Прп. Варсонофия Оптинского (1913). Мчч. Геронтия и Василида (III). Прп. Макария, игумена Пеликитской обители (ок. 830). Мч. Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца (1229). Прп. Геронтия, канонарха Печерского (XIV). Прав. Ахаза. Сщмч. Сергия пресвитера (1938). Преподобный Варсонофий (в миру Павел Иванович Плиханков) родился 5 июля 1845 года. Его путь в монастырь был долог и нелёгок. В миру прошла большая часть его жизни – 46 лет: кадетский корпус, военная служба. Однако, блестящей военной карьере Павел Иванович предпочел монастырь. В 1890 году во время духовных переживаний он посетил в Оптиной старца Амвросия. «Через два года приезжайте, я вас приму», – сказал тогда молодому полковнику преподобный старец. По прошествии двух лет полковник Плиханков подал прошение об отставке. В Оптину он прибыл в последний день отпущенного ему преподобным срока, но старца в живых уже не застал. 10 февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к преподобному Анатолию, а затем к преподобному Иосифу. Через год, 26 марта 1893 года, Великим постом послушник Павел был пострижен в рясофор, в декабре 1900 года по болезни пострижен в мантию с именем Варсонофий, 29 декабря 1902 года рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1903 года был рукоположен в сан иеромонаха. В 1903 году преподобный Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией. Вскоре начинается Русско-японская война, и преподобный Варсонофий за послушание отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. После окончания войны преподобный Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 году он возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/14/de...

И. А. Шляпкин VII. Административная деятельность св. Димитрия, как митрополита Ростовского и Ярославского Прибытие святителя в Ростов и состояние паствы вообще – Состояние духовенства и народной массы – Деятельность Монастырского приказа вообще и его распоряжения, касающиеся Ростовской епархии, в частности – Уклонение от налогов. Личности администраторов приказа – Уменьшение привилегий духовенства и военная служба – Регламентация отношений архиерея к пастве – Административные распоряжения самого святителя Дмитрия – Послания святителя к священникам. 1-го марта 1702 г., в воскресенье третьей недели великого поста новый митрополит Димитрий прибыл к Ростову, с образом св. Богородицы Ватопедская. Паства встретила его с иконою Божией Матери Боголюбская с предстоящими ростовскими чудотворцами. 1073 Святитель прежде всего вступил в Спасояковлевский монастырь, ближайший к московской дороге. Помолившись в храме зачатия св. Анны, он пророчески указал место своего погребения в юго-западном углу церкви словами: «Се покой мой, зде вселюся в век века». 1074 В кафедральном Успенском соборе Димитрий, после совершения литургии, произнес приветственное слово к пастве, замечательное по простоте и совершенному отсутствию схоластических приемов. Преподав Божественный мир Ростову, Ярославлю, Угличу и всем городам епархии, архипастырь говорит: «аз приидох не да послужите ми, но да послужу вам... приидох путем тем, имже прииде иногда из Киева семо иже во святых отец наш Исаиа, здешний ростовский чудотворец». Я пришел «не себе угождати, но вразумляти безчинныя, утешати малодушныя, заступати немощныя... добрыя любити, злыя с милованием наказывати, о всех пользе пещися, всем спасения тщательно искати, о всех молитися»... Обязанности же пасомых, выясняет далее святитель, состоит в повиновении своему пастырю и добронравном житии. 1075 Что же за паства доставалась святителю в лице подчиненных пастырей и пасомых? Не имея достаточно частных исторических данных собственно по Ростовской епархии, мы приведем общее замечание о тогдашнем духовенстве знаменитого современника святителя И.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Кого Россия ныне погребает, с кем она расстаётся?... Она погребает того великого Монарха, Который преобразовал Россию, прославил и возвеличил её. Она погребает одного из лучших царей, каких только видела отечественная наша история и история других государств. Она расстаётся с истинным Отцом, крепко любившим своих подданных, желавшим им одного блага и сделавшему для них много добра. Двадцать шесть лет царствовал Император Александр II. В это время Россия значительно расширила свои пределы, сделала немало завоеваний, одержала много блистательных побед и дала свободу вероисповедания и независимость единоверным и единоплеменным нам, славянам. Во внутреннем отношении, в царствование Императора Александра II, Россия совершенно преобразована: уничтожено крепостное состояние, введена всесословная воинская повинность и сама военная служба облегчилась и облагородилась; учреждён общественный, гласный и по совести, суд; отменены грубые жестокие наказания для виновных и облегчена участь самих преступников; введено новое земское и волостное самоуправление и новое городовое положение; образование, доступное прежде немногим, стало общим достоянием и через то, смотря по степени образования, без различия сословий, права личности возвысились, учебные заведения – высшие, средние и низшие умножились до бесчисленности. Россия переплелась телеграфами, железными дорогами; по рекам, озёрам и морям развилось пароходство; торговля оживилась; земледелие обеспечилось. Церковь , с её священнослужителями, получила особенные-лучшие права и большее материальное обеспечение; духовные школы приведены в цветущее состояние. Православная вера приобрела свободу вероисповедания среди южных славян, так много прежде терпевших притеснения от фанатических мусульман. Но в эти священные минуты невозможно даже кратко перечислить всех великих дел усопшего Монарха. Ни не обинуясь, скажем, – Император Александр II сделал для блага России столько, сколько не сделал ни один Монарх из его предшественников. Все его дела свидетельствуют о Его беспредельной любви к России, во всех Его делах видны беспредельные Его заботы о процветании России; во всех Его делах видна была любовь ко всем подданным без различия званий и состояний, ибо никто Им не забыт; во всех Его делах видно уважение к личности, сохранение прав свободы человека – этого божественного свойства в человеке. А кто имел счастье видеть усопшего Монарха и говорить с Ним, тот лицом к лицу видел, как в величественном образе Его просвечивалась ангельская доброта; что кроме слов любви, благодарности и благожелания, других слов по отношению к верноподданным не было на устах Его. Царские милости Его изливались на всех подданных обильной рекой. Не даром давно общий голос дал ему имя Отца Отечества. И этого-то Великого Монарха Россия ныне погребает. Тяжела разлука с таким Великим Монархом, и таким Преобразователем, и таким Благодетелем Отечества, с таким любвеобильным Отцом....

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Н.В. Штернов Тертуллиан, пресвитер Карфагенский. Очерк учено-литературной деятельности его Содержание Введение Часть I. Внешняя деятельность Тертуллиана Тертуллиан-апологет а) Против язычников б) Против иудеев Взгляд на внешнюю деятельность Тертуллиана Часть II. Внутренняя деятельность Тертуллиана А. Общая полемика Тертуллиана Б. Частная полемика 1. Маркион 2. Гермоген 3. Валентин 4. Праксей 5. Психологические воззрения Тертуллиана В. Деятельность Тертуллиана, направленная к специальному раскрытию некоторых частных пунктов христианского учения и внутреннему устроению христианского общества 1. Учение о крещении 2. О покаянии 3. О браке 4. Против роскоши и излишеств во внешнем убранстве 5. Против остатков идолопоклонства 6. Гонения, мученичество и посты 7. Увенчание венками и военная служба Заключение     Введение Характер отношений язычества и иудейства к христианству, ереси и нравственное построение в христианском обществе, обусловливавшие литературную деятельность церковных писателей конца II и затем III вв. Тертуллиан , как литературный деятельный в апологетическом, полемико-догматическом и нравоучительном направлениях. Его значение как апологета, полемико-догматиста и моралиста. Отзывы о нем древних и новых писателей. – Разделение сочинений. – Биография и характеристика Тертуллиана как человека и литературного деятеля. Третий век и – еще ранее того – конец II века представляют собою переходное время для Христовой церкви. Здесь можно усматривать начало той перемены, какая потом совершилась в положении христианства. Это было время тяжелое для последователей креста; но здесь же лежит и начало торжества христианства над отжившим свой век язычеством. Прежде немногочисленная, церковь Христова к этому времени уже настолько окрепла, что могла противопоставить язычеству сильный отпор 1 , настолько увеличилась в числе своих членов 2 , что, можно сказать, не боялась уже натиска со стороны язычества, могла развернуть свои силы и, как божественное установление, опирающееся на истине, стоящая на незыблемом камне 3 , смело и решительно вступила в борьбу с заблуждениями язычества и – запечатленная божественным характером – начала одерживать победу за победой.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010