В 4 главе представлен замечательный раздел о ранней литературе, посвященной истолкованию Шестоднева. Грант замечает, что проблемы относительно создания света в четвертый день, роль астрономии и астрологии в событиях второго дня, и метеорологический анализ третьего дня, когда Бог создал элементы и подлунный мир, свидетельствуют об использовании литературы, посвященной истолкованию Шестоднева, как важного логического богословского инструментария при обсуждении вопросов естественной философии. Далее Грант объясняет, почему логика стала главным предметом изучения в XI веке, анализирует вопрос о применимости логики к средневековым вопросам о Божественном Откровении и роли, которую играла логика в последующей борьбе между наукой и религией. Далее после краткого обсуждения латинских энциклопедистов V-VIII вв. автор обращается к рассмотрению периода средневекового возрождения XII века. Поскольку эта работа посвящена вопросам отношения науки и религии, естественно, что Грант должен обратить особое внимание на схоластику и возникновение университетов, а также на влияние греко-арабской естественной философии и влияние ее на богословскую полемику. Автор обращает мало внимания на технологические новшества эпохи средневековья, упоминая лишь усовершенствование конной упряжи и использование трехпашенной системы земледелия, хотя этому важному вопросу следовало бы обратить больше внимания, поскольку книга имеет своей целью показать гармонию средневековой философии и религии с исследованием естественного мира. К сожалению автор не упоминает о таких средневековых изобретениях, как водяные мельницы, водяные помпы, латинский парус, и, что более важно, механические часы. Механические часы были изобретены в 996 г. с целью будить монахов на молитву Гербертом Аурилляком, позднее ставшим папой Сильвестром II (999-1003), что само по себе свидетельствует о примечательном слиянии научного знания и религиозной практики. В 5 главе автор рассматривает богословско-философские взгляды неортодоксальных мыслителей XII века, таких как Тиеррий Шартрский и Аделяр из Бата. Они попытались создать рациональную методологию исследования природы еще до принятия Западом аристотелевского корпуса и возникновения университетов. Когда Аристотель в последующие два столетия стал частью средневекового университетского образования, их методология внесла вклад изменение отношения между наукой и религией, что прекрасно изложено автором в двух последующих главах.

http://bogoslov.ru/article/322845

Чрез сто дней после похорон умершего, родственники и знакомые его собирались на его могиле, сжигали там яйца и мясо и потом уже в доме умершего устраивали последний обед в честь его. 19 Были ли у даур-солонов какие-либо другие поминки, – неизвестно. Пока даур-солоны жили на своей родине, у них не было никаких общественных школ; домашнее образование их ограничивалось умением читать и писать по-маньчжурски и знанием счетоводства. Обучение этим немногосложным предметам сопровождалось у них битьем учащихся широкими и увесистыми деревянными линейками за каждый не выученный урок. Сведения о природе и её явлениях распространялись в народной массе путем устных преданий и только грамотному меньшинству были доступны книжные буддийские сказания. По представлению даур-солонов, каждое отдельное явление физической природы управлялось особым духом (Модур), живущим в глубине морской, а все эти духи в свою очередь были подчинены главному стихийному духу (Модур-хану). Модур-хан на рисунках стенной живописи буддийских молелен изображается четырехруким старцем, сидящим на каком-то чудовище с змеиною головою и рыбьим хвостом; одною парою рук своих он пускает в злых духов огненные стрелы, а двумя другими руками бьет в барабан, чтобы издаваемым им звуком дать знать людям о своей борьбе со злыми духами. Поэтому даур-солоны безбоязненно встречали гром и молнию и не считали их гибельными для людей; если же случалось, что молния поражала кого-либо из людей, то даур-солоны считали убитых отверженными Богом и лишали их погребения. В частности же даур-солоны так объясняли себе появление дождя, града, грома и молнии. Когда по воле Модур-хана, служебные его духи, обитающие в бездне морской, поднимаются в верхний слой воздуха в виде рыбы, то поднявшиеся за рыбою водяные пары падают на землю в виде дождя без грома и молнии; когда Модур подымается в виде лягушки, то от холодного дыхания её водяные пары замерзают в воздухе и падают на землю в виде града; когда же наконец Модур поднимается в воздухе в виде людей, то падающий из туч сильный дождь сопровождается молнией и громом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Относительно первых Ляйэлль говорит, что «осадки придают к высоте подымающихся земель столько, сколько отнимают от тех земель, которые уже поднялись» 118 , т. е. осадки условливают лишь перемещение вещества уже готового, но не образуют сами по себе повышений, которые бы прибавляли что-либо к суше, увеличивая размеры её. Нельзя объяснить факта извержением вулканических лав, потому что «пустоты должны происходить вследствие того, что вещества выносятся наружу вулканами и минеральными ключами, которые с течением времени должны проваливаться». Следовательно, опять количество суши не могло увеличиться, как это случилось в третичный период, в сравнении с периодами, предшествовавшими 119 . Такое увеличение суши прямо противоречит общему закону действия сил огневых и водяных, к безусловному господству которых сводит Ляйэлль все мирообразование. Именно, по нему, «огневые и водяные причины суть две противоборствующие силы, из которых водяные причины стремятся привести все неровности на земной поверхности к одному уровню, в то время как огневые, равнодеятельные причины возобновляют эти неровности» 120 . Почему в третичный период сила поднимающая получает такой перевес над размывающею силою воды, что сила огня пересилила силу воды; куда же исчез закон противоборства сил, почему это противоборство превратилось в господство одних причин над другими? От чего такая аномалия в отношении механических причин, и притом аномалия, так благотворно отозвавшаяся на органическом мире? Остается при виде факта сказать одно, именно – что так распорядился случай. Но будет ли это объяснением? «Дерево узнается по своим плодам – и плоды случая, говорит Агассис, бессвязность, неполнота, непостоянство, нелепое выражение слепой неразумной силы. Связность же, соединяющая все геологические времена одною целию, постоянство типа (органического), которое пополняет в существах, рождённых сегодня, зачатки развития, выражавшиеся в первых живых существах, плававших по Силурийскому океану, или ползавших по его берегам; неуклонность мысли, признаваемая человеком, когда он прослеживает разумную связь между явлениями природы, всё это нельзя назвать плодами случая» 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Поскольку пещера сия состоит над самым Днепром, который, направляя своё стремление к берегу против самых пещер и подмывая оный, уносит землю; а притом от пещер вниз к Днепру такое местоположение, что снеговая и дождевая вода, текущая с крутой горы, величайшим стремлением своим прорезает рвы до самой реки, а в других местах, не находя свободного течения, останавливается и внутрь земли проходит, через что гора оплывает и обрушивается; сверх того находящиеся внутри горы водяные ключи, слабыми местами пробираясь, весьма повреждают гору; то по Высочайшему повелению блаженной памяти Государыни Императрицы ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ учреждена была с в 1761 году об укреплении сих гор Контора, и на то из казны назначена сумма. Посему с 1765 года заложен от реки Днепра на сваях и ростверках каменный фундамент длиной в 63 сажени и два фута, шириной снизу 4, сверху в 3 сажени и 1 фут, занимая всю ту гору, где наипаче предусмотрена оным пещерам опасность. На сем фундаменте сделано было дубовыми брёвнами укреплённых уступов семь с половиной с насыпной землёй. Но прежде окончания оного укрепления в 1769 году, с Июля 27 числа начали бревна из мест своих выходить, и день со дня повреждаясь, все уступы с насыпной землёй от горы отделились, переломались и пали вниз; и таким образом укрепление сие оказалось безуспешным. Однако же, дабы повреждение горы, особливо от дождей и снеговой воды, долее не простиралось и не подвергло пещер опасности: то от вышеупомянутого фундамента, каменной стеной возвышенного, вверх под самый вход в пещеры, место обвалившееся тогда же к защите, от мокроты накрыто сосновым дором на столбах по положенным на оных балкам и решетинам, а внизу посажены деревья для укрепления земли кореньями. Сие новое укрепление удержалось безвредно до 1797 года; но как с тех пор оказалось оно обветшавшим и через то усмотрена пещерам опасность, то, по донесению о том Блаженной памяти Государю Императору ПАВЛУ ПЕТРОВИЧУ, Его Императорское Величество, по особливому своему к Угодникам Божиим усердию, соизволил Высочайше повелеть отпустить из казны по учинённой смете 65.385 рублей, на которые с Апреля 13 числа того же года работа началась. И во-первых вышеупомянутая каменная стена посредине оного повреждения в опаснейшем месте уширена и возвышена, а от неё сделано пять земляных уступов, которые доведены были возвышением до галереи, состоящей в верху при входе пещерном. Находящиеся внутри горы водяные ключи приведены в сделанные деревянные колодцы, из коих вода проведена трубами сквозь вышесказанную каменную стену. Но сии земляные уступы того же года в половине Ноября обрушились и опрокинулись даже до каменной стены, а потом немалое количество насыпной земли, в уступах бывшей, перевалилось и через самую стену. По донесению о сем ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ, Высочайше повелено было вновь учинить стену и по оной отпустить 87.436 рублей 95 копеек. На сию сумму укрепление и доныне продолжается.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Когда, в холодное время, года, воды рек, озер и болот теплее находящегося над ними воздуха, тогда поднимающиеся с воды пары тотчас же охлаждаются, и, сгущаясь, образуют туманы. Если, по образовании туманов, воздух, нагревается, например, лучами восходящего, солнца иди теплыми ветрами, то туманы: поднимаются, вверх, разлагаясь в воздухе, или образуют облака; если же, охлаждение воздуха будет продолжаться, туманы падают на землю. Иное, явление представляют пары, поднимающиеся: в теплом воздухе. Когда какая-либо местность земного шара нагрета, тогда с расширенным воздухом поднимаются вверх и водяные пары. Если, при этом случае поднимается воздух, насыщенный парами, при возвышенной температуре, то он, поднявшись в высшие, более холодные слои, охлаждается, а от этого излишне вмещенные в него пары осаждаются, сгущаясь в облака, и затем опускаются на землю каплями, известными нам под именем дождя. А как воздух в тёплых странах Земли бывает насыщен более, а в холодных менее, то и количество дождя в жарких странах бывает более, а в холодных менее. О количестве испаряющейся воды Фольгер говорит: «По среднему выводу из многих наблюдений, в самых жарких странах, в течение года, с водяной поверхности испаряется водяной слой почти в 115 дюймов высоты в тени и почти в 344 дюйма на солнце; в средних же широтах, как в Германии, 24 дюйма в тени и 65 на солнце». 119 О количестве же выпадающих дождей Ляйэлль говорит так: «По исчислению Гумбольдта, годичная глубина дождя, выпавшего под экватором, равняется средним числом 96 дюймам, тогда как под широтою 46° только 29 дюймам, а под широтою 60° – не более как 17 дюймам». 120 В теплых странах количество испаряющейся воды должно превышать количество дождей, так как поднявшийся вверх нагретый воздух течет там в более холодные местности, унося с собою часть местных испарений. Теплый, насыщенный парами воздух, вступая в более холодные страны или встречаясь и смешиваясь с более холодными ветрами, охлаждается, излишние пары его сгущаются в облака, т.е. туманы, и уносятся далее; потому мы и видим ход облаков в одном направлении с ветрами. Если облака, влекомые ветром, еще более охлаждаются, то туманные или водяные капельки увеличиваются и падают дождем на землю. В случаях же, когда облака вступают в сухой или более теплый воздух, тогда они не испускают дождя, а разлагаются и распускаются в воздухе, увеличивая его влажность, отчего после облачной погоды наступает иногда погода ясная.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Легенда любит изображать Шуддходану в виде могущественного царя, подобного магараджам позднейшей империи. На самом же деле образ жизни отца Будды вряд ли сильно отличался от образа жизни других зажиточных шакиев: крестьян и воинов. Мать Сиддхарты умерла через несколько дней после его рождения. Раджа, безумно любивший ее, перенес все свое чувство на сына. Его рано стал тревожить характер ребенка. Будучи еще мальчиком, Сиддхарта любил предаваться смутным грезам и мечтам; отдыхая в тени деревьев, он погружался в глубокие созерцания, переживая моменты необыкновенных просветлении. Эти сладостные мгновения врезались в его память на всю жизнь. Боги, гласит предание, незримо окружали Возвышенного и внушали ему любовь к мистической жизни [ 4 ]. Шуддходана прекрасно понимал, к чему это может привести. Недаром повсюду ходили странствующие аскеты, недаром отшельники скрывались в лесах, подвергая себя тапасу. Среди них было много таких, которые вчера еще были детьми. Утверждали, что некоторые проницательные люди усилили опасения раджи, предсказывая, что наследник станет монахом [ 5 ]. В конце концов Шуддходана решил любым способом отвлечь сына от его мыслей и настроений. Для этого он не жалел средств. «Для меня, — вспоминал впоследствии Будда, — во дворце родителя моего были устроены пруды, где цвели в изобилии водяные лилии, водяные розы и белые лотосы; благовонные одежды из тонкой ткани носил я; из тонкой ткани был тюрбан мой и верхнее и нижнее платье; днем и ночью осеняли меня белым зонтиком из опасения, как бы прохлада, или зной, или пылинка, или капля росы не коснулись меня. И было у меня три дворца: один для зимнего житья, другой — для летнего и третий для дождливой погоды года. И в последнем пребывал я четыре дождливых месяца безвыходно, окруженный женщинами — певицами и музыкантшами» [ 6 ]. И хотя, быть может, на старости лет годы юности рисовались Будде несколько в приукрашенном виде, ясно, что Шуддходана сделал все, что было в его силах, чтобы превратить жизнь царевича в сплошной праздник. Он женил его на дочери владетельного шакийца красавице Яшодхаре, избавил его от всех забот, не нагружая даже обычными среди молодых кшатриев гимнастическими упражнениями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Другие думают, что библейским указанием на «источники великой бездны» указывается на подземные водяные источники. Существование таких источников под землей допускают многие и из новейших геологов. Основанием для предположения их существования служит, между прочим, распространение подземных ударов во время землетрясения иногда на весьма далекие расстояния. Так, например, при знаменитом Лиссабонском землетрясении, бывшем в 1755 году, подземные удары слышались на расстоянии нескольких тысяч квадратных миль. Распространение этих подземных звуков может быть объяснено только тем, что в земле есть огромные пространства, не занятые землей, но, вероятно, наполненные водой. Эти водяные подземные источники, по мнению некоторых геологов-нептунистов, так громадны, что могли бы доставить еще более значительное количество водяных масс, чем сколько требовалось для наводнения всей земной поверхности во время всемирного потопа. Если так, то через это падают все возражения против геологической достаточности причины, указываемой в Библии, для происхождения всемирного потопа. Не будем останавливаться долго на других возражениях, как менее значительных, и ограничимся краткими ответами на них. Могли ли целые тысячи разных видов допотопных животных, млекопитающих, птиц, – хотя бы по паре, а не только по семи пар, поместиться в ковчеге; – могли ли они запастись необходимым жиром на целый год; чем могла быть прокармливаема эта масса животных в ковчеге и где мог поместиться этот корм, если бы даже он был взят Ноем в ковчег? – Эти возражения представляли бы действительные трудности, если бы Библия утверждала, что в ковчеге Ноя взяты были по паре и по 7 пар животные земные из всех видов, какие только существовали во дни Ноя на всем земном шаре, во всех частях света: в Азии, в Африке, в Европе и даже в Австралии и северной Америке. Но Библия ничего не говорит об этом. Для испытания веры Ноя, как можно думать на основании свидетельства ап. Павла ( Ebp. XI, 7 ), Ною повелено было взять соответственное число – пару или семь пар из всех животных, из всех птиц, из всех пресмыкающихся; но откуда именно он должен был взять, об этом Библия ничего не говорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Относительно продолжительности ледникового периода – геологи новой школы Ляйеля сходятся в своих мнениях о крайне медленном понижении температуры на земле, о крайне долгом наводнении, предшествовавшем периоду льдов, и о крайне долгом продолжении этого периода в течение нескольких тысячелетий. Но мнения эти основываются больше на общей геологической теории о чрезвычайно медленной постепенности в развитии разных геологических процессов, чем на фактических данных. Многие факты, напротив, не допускают предположения о слишком большой продолжительности ледникового периода. Сами защитники гипотезы ледникового периода признают, что через ледниковый период не уничтожены на земле виды существовавших на ней до этого периода животных, что, напротив, от 90 до 95% теперь живущих видов животных представляют собою потомков тех животных, которые жили до наступления ледникового периода. Факт сохранения этих животных был бы невозможен, если бы ледниковый период продолжался на земле многие тысячелетия. Каким образом животные, особенно же те из них, которые требуют не только теплого, но и умеренного климата, могли сохраниться в продолжении многих тысячелетий ледникового периода? – Они все должны были бы замерзнуть и погибнуть. Каким образом далее водяные массы, которые покрывали, по предположениям геологов, перед наступлением ледникового периода не только равнины, но и горы, могли держаться на покатых отвесных вершинах гор и скал слишком долгое время, в ожидании постепенного своего замерзания и постепенного превращения в ледяные массы? Не гораздо ли естественнее предположить, что водяные массы, особенно те, которые покрывали подобные вершины, должны были быстро подвергнуться процессу замерзания? Иначе они должны были сплыть с горных вершин в близлежащие более низменные места. Что касается, наконец, определения древности ледникового периода, т. е. времени, к которому он относится: то, как и в большей части своих вычислений, геологи впадают в большие противоречия друг с другом при этом определении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Божья коровка с семью точками знакома всем. Любимая пища личинок и взрослых жуков — тля: за свою жизнь одна божья коровка съедает несколько тысяч тлей. Поскольку божьи коровки зимуют во взрослой форме, они появляются в начале года, а затем наиболее активно размножаются, когда их добыча, тля, наиболее многочисленна. Только муравьи, доящие тлю, время от времени изгоняют божьих коровок из «своих» колоний тли. Используя кучи листьев или домики для божьих коровок в качестве зимних укрытий, а также избегая использования средств защиты растений, можно стимулировать размножение жуков. Создайте пруд в саду Наличие пруда в саду жизненно важно для многих насекомых. В то время как водяные жуки или водяные клопы проживают в водоёме всю свою жизнь, другие проводят в пруду только свою личиночную стадию. У стрекозы это может длиться до пяти лет. Взрослые стрекозы используют пышные прибрежные насаждения вокруг садового пруда в качестве охотничьих угодий. С конца марта они начинают откладывать яйца на водные растения. Не следует недооценивать важность пруда как места для питья насекомых, таких как пчелы, шмели, бабочки или журчалки. Для них можно с одной стороны создать мелководье (глубина воды один сантиметр). Тем, кто хочет поощрять насекомых, следует по возможности избегать разведение рыбы в пруду. Рай для бабочек Красочных бабочек, порхающих от цветка к цветку, любят повсюду. Пока они лакомятся сладким нектаром, они опыляют самые разные наши садовые растения. В садах, близких к природе, гусеницы содержатся в страхе перед птицами. Летняя сирень, красный клевер, флоксы, дост, тетерев, астры или тимьян — это магниты для бабочек, включая прекрасных махаонов. Махаоны любят нагретую солнцем каменистую почву, поэтому именно там они откладывает яйца. Создайте цветочный луг Цветущий луг в саду — это рай биоразнообразия, потому что здесь обитает больше полезных видов животных, чем на обычном травяном газоне. Цветы являются желанной пищей для видов, питающихся нектаром, таких как пчелы, бабочки, журчалки и шмели. В травяном покрове обитают кузнечики и цикады, почву населяют жуки, многоножки и другие членистоногие. Они являются частью биологического цикла и не только обеспечивают хорошую почву и опыление цветов, но и сами являются пищей для многих птиц, которые, в свою очередь, являются важными истребителями вредителей в наших садах. Начиная с апреля, семена цветов высевают на рыхлую скудную почву; скашивают два раза в год. Создайте дом для диких пчел

http://azbyka.ru/garden/10-sovetov-po-pr...

( Иов.20:16 ) 189 – часто встречается в Палестине и Египте на рынках и базарах в руках заклинателей змей. Змея, повисшая на руке св. ап. Павла, в его путешествии, на о. Мальте была из породы эхидн. Крокодил (морское чудовище) ( Иез.29:3 ) 191 – иначе левиафан ( Иов.40:20 ) – название громадного земноводного животного. По всей вероятности, названия крокодил и левиафан тождественны. Иов, говоря о трудностях борьбы с ним и о невозможности схватить, или поймать его, описывает его громадную величину, его несокрушимые челюсти, его пламенеющие глаза, огненное дыхание, его чрезмерную силу ( Иов.40:20 ; Иов.41 ). Будучи постоянным жителем Нила, он служил символом Египта, и некоторые местности в Египте нарочито были посвящены боготворению крокодилов. Крокодил не только доселе ещё встречается в значительном количестве в водах Верхнего Нила, но даже и в Палестине. Недавно поймали одного из них в р. Зерке, протекающей по равнине Саронской. Лягушка, жаба ( Исх.8:2 ; Откр.16:13 ) 192 . Это животное упоминается только однажды в В. З. в связи с одной из Египетских казней. Лягушка была боготворима в Египте, как божество женского пола, и служила символом возрождения. В книге Откровения лягушки или жабы служат эмблемой нечистых духов. Лягушек в Палестине множество. Они кишат всюду, где только есть вода. Хамелеон ( Лев.11:30 ) 193 – род большой ящерицы, живущей на деревьях и питающейся насекомыми. Очень распространён в Египте и Палестине. Высоко ценится за то, что пожирает крокодиловы яйца. В Египте в древности его боготворили; изображения его нередко встречаются на египетских памятниках. Черепаха ( Лев.11:29 ) 194 . По закону Моисееву причисляется к разряду нечистых. Как водяные, так и земляные черепахи очень распространены в Палестине. Земляная черепаха в Палестине летом ползает по холмам и равнинам и скрывается под листьями и корнями дерев или в скалистых ущельях, зимою она служит пищей для многих хищных птиц, равно как употребляется в пищу и туземцами. Водяные черепахи очень многочисленны во всех источниках и болотах, особенно в окрестностях вод Мерома, и питаются рыбой, лягушками, a также молодыми птичками. Ящерица

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010